Введение
Экологическая ситуация нашего времени требует образования и воспитания в сфере экологии. Важно осознать необходимость полезных экологических привычек и вырабатывать их с раннего детства [1].
В школе ребенок затрагивает экологию на уроках окружающего мира, и этого не достаточно. Но огромное влияние на детей оказывают мультфильмы. Детям нравится их смотреть, так как они привлекают внимание своей красочностью и простым сюжетом. Мультфильмы про экологию – отличный способ понять, зачем учиться рационально пользоваться природными ресурсами.
Цель работы: создать интерактивный сборник эко-мультфильмов для экологического воспитания детей.
Задачи:
1. Провести опрос среди учащихся начальной школы по теме: «Что изучает экология?».
2. Выяснить, какие мультфильмы содержат экологический компонент и способствуют повышению экологической грамотности
3. Создать интерактивный сборник эко-мультфильмов.
4. Предложить учителям начальной школы и родителям учащихся начальных классов использовать материалы интерактивного сборника эко-мультфильмов во внеурочной и внеклассной работе экологической направленности.
5. Провести повторный опрос учащихся на знание вопросов экологии.
6. Сформулировать выводы и предложить рекомендации.
Актуальность проекта: низкий уровень экологического воспитания детей и подростков – проблема современного мира. Только сформированная экологическая культура сможет исправить не только ошибки нашего времени, но и не допустить ошибок в будущем.
Проектный продукт: сборник мультфильмов на экологическую тематику.
Перед началом работы я выдвинула гипотезу: если я создам электронный сборник мультфильмов на экологическую тематику, то сделаю маленький, но важный шаг к повышению экологического образования младших школьников. Сборник поможет учителям, родителям и их детям быстро выбрать мультфильм, чтобы провести время с пользой, показать. Дети начнут осознавать, что в мультфильмах есть не только увлекательный сюжет, но и важные проблемы.
Проведение опроса учащихся начальной школы по теме:
«Что изучает экология?»
Прежде чем собирать информацию для сборника, я решила оценить уровень экологической грамотности учащихся начальной школы. Может быть, учащиеся и так знают об основных экологических проблемах, и моя работа не будет иметь значения?
Для проведения опроса мною был выбран 2 класс, так как учащиеся данной возрастной группы уже адаптировались к школе, но по-прежнему очень любят смотреть мультфильмы и часто в жизни подражают любимым героям в своём поведении. Я предположила, что это будет моя целевая аудитория для тестирования будущего сборника.
Я провела устный опрос на знание экологических терминов. В опросе приняли участие все учащиеся данного класса – 31 человек.
1. Кто слышал когда-нибудь о слове «экология»?
Руку подняло 10 человек.
2. Кто может объяснить это слово?
Руку подняло 2 человека.
3. Кто знает, что такое «браконьерство»?
Никто не поднял руку.
4. Кто может назвать проблемы экологии?
5 учащихся подняли руку, но все смогли назвать лишь одну проблему.
Таким образом, проведённый опрос показал, что учащиеся слышат об экологии и экологических проблемах дома и на уроках окружающего мира, но не знают, что они собой представляют, почему будущее нашей планеты находится под угрозой. О браконьерстве не знает никто из опрошенных, 5 человек знают одну экологическую проблему - разбрасывание мусора на улице.
На основании результатов опроса я убедилась, что экологическое воспитание нужно усиливать, и чем быстрее, тем лучше. Это стало дополнительным стимулом для создания моего сборника.
Подбор материалов для создания сборника
Процесс сбора и систематизации информации для сборника делились на три этапа:
1. Создание списка мультфильмов.
2. Создание аннотаций к мультфильмам.
3. Составление тестовых вопросов на знание экологического содержания мультфильма.
Составляя список мультфильмов, я опиралась на своё субъективное мнение. Все произведения из списка я смотрела сама. Я считаю их достойными внимания, данные мультфильмы повлияли на моё отношение к природе.
Мультфильмы были поделены на две группы. Первая группа состояла из мультфильмов, которые можно посмотреть на внеурочной деятельности, потому что они короткометражные или затрагивают экологию только в определенном фрагменте. Сюда входит большинство мультфильмов: «Это совсем не про это», «Смешарики», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключения пингвинёнка Лоло» и «Бэмби».
Во второй группе оказались мультфильмы, которые желательно посмотреть полностью дома, так как они полнометражные и их основной идеей являются проблемы экологии. К этой группе относятся «Валл-и» и «Лоракс».
Далее я написала аннотации к мультфильмам, подчёркивая характер экологической проблемы в каждом из них. Я разделила их по группам, понятным для детей: проблемы, связанные с лесом, водой, мусором и свалками, браконьерством. Далее я кратко описала каждую проблему, о которой может узнать ребенок, посмотрев данный мультфильм.
После этого я сделала опрос в тестовой форме по каждому мультфильму, чтобы оценить, внимательно ли дети их смотрели, смогли ли они увидеть и понять экологические проблемы, затрагиваемые в мультфильме.
Список мультфильмов, аннотации к ним и тестовые вопросы по особенностям содержания приведены в Приложении к работе.
3. Выбор программного обеспечения
Когда содержание для сборника было готово, пришло время для создания электронного приложения.
Было рассмотрено несколько вариантов, где можно было его создать: Skretch, Power Point или создать книжку из отдельных страниц (Adobe Photoshop). Для меня был важен интерактивный дизайн, так как это быстро и удобно. Поэтому вариант создания сборника-книги сразу отсеялся. Далее я понаблюдала за работой Power Point и Skretch [3]. Skretch является полноценной средой для разработки приложения, но к сожалению, долго загружается и портит качество текста на картинке, так что для создания сборника не подошёл. Оптимальным вариантом стал Power Point. Он прост и привычен в использовании, файл можно легко передавать и загружать.
Навигация сборника
Работа над созданием сборника заняла у меня неделю. Я старалась сделать его интересным, красочным, удобным в использовании для детей младшего школьного возраста. Думаю, у меня получилось.
Рисунок 1. Меню сборника
Открыв сборник, появляется главное меню. Нажав на кнопку, открывается слайд с выбором: «Дома» или «В школе». Когда нажимаешь на кнопку «Дома», появляется меню с двумя мультфильмами «Валл-и» и «Лоракс». Нажав на название, открывается слайд с объяснением экологической проблемы и кнопка «Проверь себя». И там есть опрос по данному мультфильму. Нажав кнопку «В школе», открывается меню с объектами: «Вода», «Лес», «Браконьерство», «Свалки и мусор». Сделав выбор, можно увидеть мультфильмы по данной теме, прочитать объяснение соответствующей экологической проблемы. После просмотра мультфильма на экране появляется предложение пройти опрос по содержанию данного мультфильма и выяснить, был ли ребёнок внимательным. В случае правильных ответов на все вопросы маленький внимательный зритель получает интерактивный приз – звезду с надписью «Будущее планеты – в твоих руках».
Проведение повторного опроса учащихся начальной школы по теме: «Что ты узнал об экологии?»
В течение месяца учащиеся 2 класса использовали материалы моего сборника на занятиях внеурочной деятельности, а также дома вместе с родителями. Они знакомились с аннотациями к мультфильмам, просматривали их, а затем с удовольствием проходили опрос на знание содержания, беседовали с учителем о тех проблемах, которые поднимались в мультфильмах.
Через месяц я снова пришла к ребятам для проведения устного опроса. На этот раз ответы учащихся меня порадовали, я увидела, что мои труды были не напрасными.
1. На первый вопрос: «Кто слышал когда-нибудь слово «экология»?» поднял руку весь класс – 31 человек.
2. На второй вопрос: «Кто может объяснить это слово?» подняло руку 28 человек, первый же учащийся дал полный и правильный ответ.
3. На третий вопрос «Кто знает, что такое браконьерство?» подняло руку 26 человек, первые двое, дополняя друг друга, правильно объяснили суть проблемы.
4. На четвертый вопрос «Кто может назвать проблемы экологии?» поднял руку весь класс. Среди ответов были перечислены все экологические проблемы из мультфильмов.
Заключение
Таким образом, благодаря интерактивному сборнику ЭКО-мультфильмов, повысилась экологическая грамотность учащихся исследуемого класса. Теперь все ребята знают, что такое экология, браконьерство, многие могут объяснить эти термины и привести примеры экологических проблем. Их классный руководитель сказал, что полученные учениками знания – это хорошая основа для дальнейшего изучения экологии по предмету «Окружающий мир». А родителям понравилась идея сборника тем, что дети стали более внимательными к сюжету мультфильмов. Ребята узнали, что в мультфильмах есть не только увлекательный сюжет, но и важные проблемы.
Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась!
Будущее проекта
Я уверена, что мой сборник будет актуален всегда, ведь одни дети вырастут на этих мультфильмах, другим только предстоит познакомиться с ними. При этом содержание моего сборника можно постоянно дополнять. Я предложила учащимся интересное задание: раздала им цветные листочки для записей и велела при просмотре любых мультфильмов обращать внимание на те экологические проблемы, которые в них встречаются. На листочке нужно записать название мультфильма, серию (если их несколько) и экологическую проблему. Кто правильно напишет больше таких мультфильмов, тот будет вместе со мной создавать вторую часть сборника. Ребята с удовольствием согласились. Зная активность ребят, я думаю, вторая часть сборника эко-мультфильмов появится очень быстро. И продолжение следует…
В заключение хотелось бы ещё раз отметить, что экологическое воспитание – важная часть в формировании экологической культуры России. Наше будущее полностью зависит от того, какие примеры взрослые подают детям. Кроме этого, будущее зависит от времени запуска этого процесса. Если не повышать экологическую грамотность детей сейчас, возможно, через 10 лет будет уже поздно.
Библиографический список
1. Бурухина А.Ф. Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми// Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 10. – С.65-69.
2. Лалетина А.Ф. Культурообразующее значение для мультипликации// Лингво-культурология. – 2009. – № 3. – С.143-147.
3. https://www.liveinternet.ru/users/5846577/post357795714
4. https://ru.wikipedia.org
Приложение
Текстовое содержание сборника ЭКО-мультфильмов
• «Валл-и» – мультфильм про робота Валл-и. Каждый день он очищает планету от мусора, который оставили люди, покинувшие Землю. Попав в космос, Валл-и даёт понять людям, что нужно вернуться на планету и исправить свои ошибки. Этот мультфильм показывает последствия свалок, отравляющих почву, воду и воздух.
Опрос по мультфильму:
1.Кто такой Валл-и? |
2.Почему на планете нет людей? |
3.Что делает Валл-и? |
А. Человек Б. Робот В. Ракета |
А. Они загрязнили планету, и им стало негде жить. Б. Им стало скучно, и они решили улететь в отпуск. В. Их забрали инопланетяне. |
А. Собирает мусор в кубики. Б. Разбрасывает мусор по планете. В. Ищет новые планеты для людей. |
• «Лоракс» – мультфильм о городе, сделанном полностью из пластика. Однажды мальчик Тед решил найти живое дерево. Выехав за город, он видит пустырь с домом. В нём живёт старик Находкинс, который рассказал мальчику о том, что сам виноват в исчезновении деревьев. Раньше здесь была роща и множество зверей, которые жили вместе с лесным духом Лораксом. Сначала Находкинс рвал только листья, нужные ему для производства, но потом приехала его семья и сказала срубать деревья, чтобы быстро разбогатеть. В итоге не осталось ни одного дерева, и Лоракс покинул землю вместе с животными, а Находкинс разорился. Здесь рассказывается о проблеме бесконтрольной вырубки лесов.
Опрос по мультфильму:
1.Кто такой Лоракс? |
2.Почему в городе были только искусственные деревья? |
3.Какая проблема этого мультфильма? |
А. Животное из Красной Книги. Б. Лесной дух. В. Мэр города. |
А. Потому что не осталось ни одного настоящего дерева Б. Искусственные деревья дают больше кислорода. В. Искусственные деревья красивее. |
А. Загрязнение почвы. Б. Вырубка лесов. В. Браконьерство. |
• «Это совсем не про это» – короткий мультфильм о корове, которая питается мусором со свалки, пьет грязную воду из рек и дышит дымом. И в результате, она дает бензин вместо молока. Этот мультфильм затрагивает основные проблемы экологии: загрязнение почвы, воды, атмосферы и их влияние на живой организм.
Опрос по мультфильму:
1.Что из этого корова сделала в мультике? Выбери несколько вариантов. |
2.Почему вместо молока корова даёт бензин? |
3. Какой проблемы в мультике НЕТ? |
А. Пила грязную воду. Б. Ела мусор. В. Ела траву. Г. Пила чистую воду. Д. Дышала дымом. |
А. Потому что это корова-робот для производства бензина. Б. Потому что она питается вредными отходами вместо травы. |
А. Загрязнение воды. Б. Вырубка лесов. В. Огромное количество мусора, свалок. |
• «Приключения пингвинёнка Лоло» – мультфильм о пингвинёнке Лоло и его друзьях. В 3 части мультфильма говорится о том, как пингвинята попали на браконьерское судно и чудом спаслись, но это был еще не конец... Эта часть говорит о проблеме браконьерства, каковы его последствия в дикой природе.
Опрос по мультфильму:
1.Зачем браконьеры забрали пингвинят? |
2.Кто такие браконьеры? |
А. Подружиться с ними. Б. Взять их в путешествие и потом вернуть родителям. В. Незаконно отвезти их в зоопарк. |
А. Люди, которые незаконно зани- маются охотой. Б. Люди, которые законно занимаются охотой. В. Люди, которые путешествуют и узнают о дикой природе |
• «Смешарики» (серия «Маленькое большое море») – в этой серии Крош с Ёжиком собирали мусор и отправляли его в море. Вдруг они увидели тёмное пятно, приближающееся к берегу. Причиной загрязнения стало огромное количество бочек с отходами. Смешарики поняли, что мусор нужно утилизировать, а не просто собирать и выбрасывать в море. Эта серия говорит о проблеме свалок и их воздействия на природу.
Опрос по мультфильму:
1.Почему в море появились тёмные пятна? |
2.Как смешарики решили эту проблему? |
А. Ёжик и Крош выбросили мусор в море. |
А. Они сожгли бочки. |
Б. Кто-то очень давно выбросил бочки. |
Б. Они отправили бочки в небо. |
В. Пин вылил машинные отходы. |
В. Они закопали бочки в землю. |
• «Крокодил Гена и Чебурашка» (2, 3 часть) – в 3 части мультфильма Крокодил Гена увидел детей, которые искупались в грязной речке. Он решил проблему с производством, отходы которого попадали в речку. Во 2 части Крокодил Гена с Чебурашкой помогли пионерам собрать металлолом для переработки. В 3 части затрагивается проблема загрязнения водоемов, а во 2 части затрагивается проблема сбора мусора и его переработка.
Опрос по мультфильму:
1.Почему дети были грязные? |
2.Куда попадали отходы с завода? |
А. Они съели много шоколада. Б. Они купались в грязной речке. В. Они играли с землёй. |
А. В почву. Б. В реку. В. На свалку. |
3. Плохо ли собирать металлолом? |
Зачем собирать металлолом? |
А. Да Б. Нет |
А. Чтобы его выбросить на свалке. Б. Чтобы из него сделать новые вещи. В. Чтобы сделать выставку в музее. |
• «Бэмби» – Мультфильм про жизнь оленёнка Бэмби и его друзей. В мультфильме есть фрагмент, где от костра огонь начал распространяться по лесу. В итоге сгорел весь лес, спаслось несколько животных. В этом мультфильме затрагивается проблема небрежного отношения к лесу и его обитателям.
Опрос по мультфильму:
1.В чем причина лесного пожара? |
2.Какая экологическая проблема? |
А. Охотник специально поджёг лес. Б. Пожар возник от забытого костра. В. Было жаркое лето, и пожар возник случайно. |
А. Безразличное отношение к обитателям леса. Б. Браконьерство в лесу. В. Загрязнение почвы из-за разбрасывания мусора. |
13