Стресс! Мы тебя не боимся!

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Стресс! Мы тебя не боимся!

Романова С.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов
Морозова М.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Стресс. Этот научный термин звучит теперь всюду - на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах. Стрессы – вечный спутник жизни человека. Стрессы опасны тогда, когда их воздействия превышают адаптационные возможности человека. Поэтому можно говорить о хорошем и плохом стрессе. Однако по мере развития цивилизации стрессовость жизни и деятельности людей возрастает, всё более нарастает негативное воздействие стрессовых обстоятельств на психику и физиологию человека.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. Наверное, каждый из нас может найти среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. В тоже время, есть и другие – болезненные и недоверчивые, хотя стрессов избегают и живут вроде без напряжений. Может быть, стресс иногда не только вреден, но даже полезен? Каково влияние стресса на человеческий организм? В чем причины стресса и каковы его следствия? На эти и ряд других вопросов мы и попытаемся ответить в нашей работе.

Цель работы: выявить основные причины стресса старшеклассников и предложить способы повышения стрессоустойчивости в период подготовки к экзаменам.

Объект исследования: учащиеся 8-11 классов МОУ СОШ №12 с УИОП.

Предмет исследования: уровень стрессоустойчивости.

Задачи:

Рассмотреть понятие стресса и стрессоустойчивости.

Выяснить основные причины, вызывающие состояние стресса у учащихся 8-11 классов.

Подобрать психологические методики для изучения уровня тревожности и стрессоустойчивости у подростков.

Провести исследование уровня тревожности учащихся старших классов нашей школы, обработать и проанализировать результаты.

Подобрать методики аутотренинга в период возникновения стрессовой ситуации.

Протестировать выбранные способы повышения стрессоустойчивости на учащихся выпускных классов.

Сформулировать выводы, предложить рекомендации.

Создать продукт исследования: памятки для учащихся и их родителей об особенностях их поведения в период подготовки к экзаменам.

Перед началом исследований я выдвинула 2 гипотезы:

Самым серьёзным фактором, способным вызвать состояние стресса у старшеклассников, являются предстоящие экзамены (ОГЭ и ЕГЭ).

При помощи методик аутотренинга можно «взять себя в руки» и не впадать в депрессию даже в самой сложной ситуации.

Теоретическая часть

Понятие стресса и стрессоустойчивости

Стресс - это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие окружающей среды.

Впервые о стрессе в 1936 году заговорил канадский физиолог Ганс Селье. Он отметил, что реакция организма на разные лекарственные вещества изначально одинаковая. Эту реакцию он назвал общим адаптационным синдромом, который позже получил название стресса. Селье выделил три стадии развития стресса: реакция тревоги, стадия сопротивления и истощение.

В настоящее время термином «стресс» обозначают широкий круг явлений: стрессовые ситуации, стрессоры, стрессовые состояния. Стресс - это не заболевание и не патология, стресс - это норма жизни. Наиболее частыми причинами стресса являются следующие: влияние окружающей среды, нагрузки, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений, тяжелые жизненные ситуации, переломные этапы жизни.

Стрессоустойчивость — представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные нагрузки любого характера, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Так как же защитить организм от чрезмерных напряжений и не допустить перехода отрицательных эмоций в устойчивую форму? Здесь многое зависит от нас самих. Каждый может и должен приложить максимум усилий для создания благополучной и благожелательной атмосферы на работе, на отдыхе, в быту.

Основные признаки стресса

В современном мире стресс может возникнуть у каждого: от легкомысленного подростка до взрослого, состоятельного человека. Многие взрослые не понимают подростков и очень часто произносят фразу: «У тебя стресс? От чего? Ты просто придумываешь». Этой самой фразой родители показывают своё отношение к проблемам ребенка. Стресс – опасное явление для подростка. По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?

Наиболее заметными признаками стресса являются:

отдаление подростка от его сверстников и близких,

рассеянность внимания, забывчивость подростка,

постоянно утомлённое состояние.

Физическими проявлениями стресса являются:

отсутствие аппетита/постоянное переедание, мышечные судороги,

бессонница, нервный тик, слезливость без видимой причины,

неспособность долго оставаться на одном месте,

головные боли, высокое кровяное давление, затруднения дыхания,

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства.

Практическая часть

Анкетирование учащихся старших классов МОУ СОШ №12 с УИОП по теме: «Основные причины стресса»

По данным литературных источников, наиболее распространёнными причинами стресса являются: смерть близкого человека, разрыв отношений с близким человеком, сдача государственных экзаменов, проблемы с родителями и личные проблемы. Я провела опрос среди учащихся старших классов нашей школы и выявила, что для 83% опрошенных основной причиной стресса является предстоящая сдача ОГЭ или ЕГЭ.

Исследование стрессоустойчивости у учащихся 8-11 классов в период с 2017 по 2020 гг.

В течение 3-х лет я изучала проблему стрессоустойчивости у учащихся старших классов. За это время мною было проведено несколько психологических исследований по таким методикам, как:

«Определение уровня тревожности подростков»,

«Ваша устойчивость к стрессу»,

«Эмоциональная стабильность».

По одним и тем же методикам я опрашивала учащихся в 8-м, 9-м, 10-м и 11-м классах, проверяя, как изменяется их отношение к основным жизненным проблемам в 14, 15, 16 и 17 лет.

Вопрос №1 Часто ли вам плохо спится?

Вопрос №7 Вы стали вспыльчивы? Можете ли вы расплакаться без видимой причины?

Вопрос №2 Испытываете ли вы постоянную усталость?

Вопрос №8 Ест ли у вас одышка?

Вопрос №3 Вы злоупотребляете курением, выпивкой или едой?

Вопрос №9 Вы постоянно возбуждены, чувствуете себя как на иголках?

Вопрос №4 Вы потеряли интерес к хобби?

Вопрос №10 У вас проблемы с аппетитом: он то разгорается, то совсем исчезает?

Вопрос №5 Часто ли по утрам вы не можете заставить себя встать с постели?

Вопрос №11 Часто ли у вас расстройство желудка?

Вопрос №6 Вы часто и обильно потеете?

Вопрос №12 Бывают ли у вас блуждающие боли непонятного характера?

Рис. 1. График результатов анкетирования одной и той же группы учащихся в течение нескольких лет

Выводы: оказалось, что в 8-м и 10-м классах показатель устойчивости к стрессу намного выше, чем в 9-х и 11-х. Это вполне ожидаемый результат. Учащиеся 8-х классов ещё не задумываются всерьёз о предстоящей сдаче ОГЭ (а зря!), им кажется, что целых 2 года впереди, они всё успеют. Для учащихся 10 класса ОГЭ уже позади, а до ЕГЭ целых 2 года. А вот выпускники, особенно хорошисты и отличники, показывают низкий уровень стрессоустойчивости. Данный показатель плавно снижается в течение первого полугодия и резко падает ближе к концу года.

Прогноз на будущее

Я сейчас обучаюсь в 9-м классе. У учащихся моего класса показатель стрессоустойчивости сейчас намного ниже, чем был в прошлом учебном году (на 35%). Результаты проведённых исследований позволяют сделать такой прогноз на будущее: к концу этого учебного года стрессоустойчивость ещё снизится на 10-12%, а вот в начале следующего учебного года резко возрастёт и будет находиться на высоком уровне вплоть до второго полугодия 11 класса.

Подбор методик для снятия нервного напряжения

К сожалению, изменить ситуацию мы не в силах, экзамены отменить нельзя, их предстоит сдавать всем выпускникам. Значит нужно изменить своё отношение к ним. Изучив разные литературные источники, я выбрала несколько методик для снятия нервного напряжения и повышения устойчивости к стрессам.

Методика 1.

1. Сделайте очень глубокий и медленный вдох.
2.Затем медленно сделайте максимально глубокий выдох. При выдохе у вас должен выпятиться живот, а не грудная клетка
3.Теперь на четыре секунды задержите дыхание и снова медленно и глубоко выдохните.
Такое ритмичное чередование, выдох – вдох – задержка дыхания, нужно повторить пять – шесть раз. После этого вы обнаружите, что пульс у вас бьётся медленнее, и сами вы заметно успокоились.
Про себя повторяйте: 1.Отдохнул. 2.Владею собой. 3.Спокоен и уверен в себе. 4.Задачу выполню.

Методика 2.

Психотерапевт Эми Пшеворски советует в процессе подготовки к экзаменам 1 раз в день выделить небольшой промежуток времени (полчаса-час), в течение которого вы будете делать только то, что захотите. Читайте, рисуйте, ешьте вкусные блюда — в общем, занимайтесь тем, что доставляет вам удовольствие. Никакой работы, никаких обязанностей, негативных мыслей и всего того, что вам не нравится и портит настроение. Затем вновь принимайтесь за учёбу. Такое переключение внимания будет лучшим отдыхом для нервных центров, отвечающих за процессы произвольного запоминания большого объёма текстовой информации.

Данные методики мы отрабатывали с теми учащимися, которые сейчас в 10 классе. По мнению ребят, иногда применение аутотренинга действительно помогает справится со стрессом и снять нарастающее нервное напряжение в тот момент времени, когда мозг больше не в состоянии работать над процессами запоминания информации и вот-вот «взорвётся».

Разработка памяток для учащихся и их родителей в период подготовки к экзаменам

На основании анализа всех проведённых исследований, я составила памятки с рекомендациями для учащихся 8-х и 9-х классов. Это разные памятки, так как ребятам предложены разные рекомендации (см. Приложения 1 и 2).

Так, для учащихся 8-х классов важно предотвратить возникновение стресса путём более раннего профессионального самоопределения, рекомендовано как можно раньше выбрать предметы для сдачи ОГЭ и начинать интенсивную подготовку. Повторив теоретический материал за 5-7 классы, уже к началу обучения в 9-м классе они смогут уверенно выполнять на «4» половину заданий ОГЭ.

Учащиеся 9-х классов, упустившие возможность начать подготовку заранее, должны усиленно заниматься повторением тем, изучением нового материала и решать задания тренировочных работ. Это часто вызывает сильные физические и эмоциональные перегрузки: ребята становятся раздражительными, часто вместо рационального питания живут одними перекусами, перестают гулять на свежем воздухе, бросают спортивные секции и творческие кружки из-за катастрофической нехватки времени. Поэтому для учащихся 9-х классов у меня другие рекомендации.

Главное, не стоит забывать, что эмоциональное состояние подростков во время подготовки к экзаменам напрямую зависит от психологического климата в его семье. Одни родители много работают, поэтому такие подростки часто недостаточно времени уделяют учёбе, что в дальнейшем сказывается на результате экзаменов. Другие родители ежедневно проводят с детьми разъяснительные беседы о необходимости более тщательной подготовки, приложении ещё больших усилий, обвиняют детей в лени и несознательности. И та, и другая крайность повышают стрессовое состояние выпускников. Поэтому я разработала Памятку для родителей выпускников 9-х классов с рекомендациями, как не допустить возникновения стрессовой ситуации у их ребёнка в период подготовки к экзаменам.  Данную памятку я раздала родителям нашего класса на первом родительском собрании в этом учебном году.

Заключение

Борьба со стрессом в современном мире становится одной из важнейших проблем. Кто-то пытается справиться со стрессом самостоятельно, а кто-то для лечения стресса вынужден прибегать к помощи врача. Сильные по характеру люди, как правило, «заедают» стресс, слабые – «запивают». И то, и другое крайне негативно сказывается на состоянии здоровья.

Управление стрессом - сложная задача, но освоить простейшие методы снятия стресса может освоить каждый. Основой снятия стресса является умение расслабиться. Смысл расслабления – снять физиологическое и психологическое напряжение.

Однако запомните, что основной путь защиты и борьбы со стрессом – это движение.

Как показали проведённые исследования, основным стрессором для учащихся старшей школы действительно является предстоящая сдача экзаменов. Гипотеза №1 подтвердилась!Поэтому в этот период учащиеся становятся очень уязвимыми, обидчивыми и нуждаются в психологической помощи и поддержке, особенно со стороны родителей.

Чтобы не допустить возникновения стресса или избавиться от него, вам необходимо:

менять то, что вы можете изменить, и принимать как судьбу то, чего пока изменить невозможно;

вырабатывать положительное отношение ко всему происходящему. В любом, даже весьма негативном событии, находить что-то полезное для себя;

никогда не обижаться на судьбу;

избегать неприятных вещей;

повысить самооценку и меньше беспокоиться о том, что о вас думают другие;

побольше общаться с интересными людьми и думать о сохранении своего здоровья.

Я буду очень рада, если мои рекомендации помогут хотя бы нескольким учащимся психологически настроить себя на предстоящие экзамены и преодолеть возможные стрессовые ситуации. Тогда гипотеза №2 тоже подтвердится.

Очень хочу, чтобы в преддверии экзаменов девизом всех учащихся выпускных классов стала фраза: «Стресс! Мы тебя не боимся!»

Библиографический список

1. Хасай Алиев. Метод Ключ в борьбе со стрессом. Психологический практикум. – М.: Феникс, 2003 г. С.98-112.

2. Сандомирский М. Защита от стресса. Работа с подсознанием. – СПб, «Питер», 2008 г. С.27-31.

3. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребёнку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. 2-е изд. –М.: издательский центр «Академия», 1997 г. С.16-18, 67-72.

4. http://gymnasium4.ru/new/uchebnaya-i-vospitatelnaya-deyatelnost/312-volnujtes-spokojno-u-vas-ekzameny

5. http://inpodolsk.ru/novosti/zdorove/21-04-2015-19-47-58-10-sposobov-borby-so-stressom

Приложение

Приложение 1

Памятка для восьмиклассников

Как можно раньше задуматься о выборе будущей профессии.

Выбрать предметы для сдачи ОГЭ и как можно раньше начинать интенсивную подготовку.

Ежедневно в течение 30 минут повторять теоретический материал по выбранным предметам за 5-7 классы.

Регулярно работать с материалами сайтов «Решу ОГЭ», «ФИПИ» для формирования навыков выполнения различных заданий.

Не реже 1 раза в месяц выполнять тренировочные диагностические работы для самопроверки и самоконтроля.

Приложение 2

Памятка для девятиклассников

Несмотря на возросшие нагрузки, не забывайте о своём здоровье: питайтесь не менее 3-х раз в день, чтобы не испортить желудок.

Находите время для ежедневных прогулок на свежем воздухе, так как организм нуждается в порции свежего воздуха для лучшей работы головного мозга.

Не бросайте любимые занятия в кружках и секциях, так как это может привести вас в будущем к эмоциональному стрессу от нереализованности своих возможностей, понижению самооценки и замкнутости.

Не забывайте о соблюдении режима дня: сон 15-летнего подростка не может составлять менее 8 часов, так это приведёт к истощению организма.

Регулярно работайте с материалами сайтов «Решу ОГЭ», «ФИПИ», еженедельно выполняйте тематические тренировочные задания по изученным темам. Самоподготовка-лучший способ достичь желаемого результата на экзаменах!

В школе есть наставники, которые Вам помогут и подскажут, как правильно выполнять задания. Внимательно слушайте учителей!

Встретив незнакомые понятия, вопросы и задания, записывайте их в отдельную тетрадь и обязательно попросите учителя разъяснить всё непонятное. Помните: стоит одну из 100 тем не выучить, она и попадётся на экзамене! Не подводите себя сами.

Приложение 3

Памятка для родителей выпускников 9-х классов

Вы и Ваши дети вступили в важный период подросткового возраста – период подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА). Каждый ребёнок волнуется. Психологическая поддержка со стороны семьи – важнейшее условие для успешного результата!

Чтобы не допустить возникновения стрессовой ситуации, предлагаем Вам несколько советов:

Избегайте в этот период обсуждения предыдущих промахов ребёнка.

Проявляйте веру в ребёнка, сочувствие к нему, проявляйте уверенность в его силах.

Будьте одновременно тверды и добры, не выступайте в роли судьи.

Ежедневно контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте как лени, так и излишних перегрузок.

Ежедневно интересуйтесь успехами и неудачами ребёнка в школе, следите за динамикой его успеваемости и подготовкой к экзаменам. В случае сомнительных ситуаций, обязательно обратитесь к учителю.

 

Просмотров работы: 65