«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога,
размышляйте, и хотя и криво, да сами»
Философ Г.Э. Лессинг
Введение
Все любят сладкое. Представить себе нашу жизнь без него очень сложно. Практически каждый ребенок – ужасный сладкоежка. Он готов есть конфеты и шоколадки с утра до вечера, вместо завтрака, обеда и ужина. Но, к сожалению, сладости не приносят пользы детскому организму, поэтому очень часто родители категорически запрещают их употреблять. Да и врачи бьют тревогу – сладкое опасно для здоровья!
Но исключать сладкое из рациона полностью нельзя, всё хорошо в меру и мы решили выяснить, как и за счет чего можно сократить содержание сахара и сделать сладкое полезным. Все это определило выбор темы: «Сладости без сахара: возможно ли?».
Актуальность исследования заключается в том, что раскрывать секрет сладостей без использования сахара интересное и увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое, максимально безопасное с точки зрения техники безопасности. Это немаловажно для тех, кто проводит эксперименты дома. И может быть, проведенный мной эксперимент повлечет за собой интерес к изготовлению конфет и иных сладостей, а может, поможет более грамотно относиться ко всему сладкому. А может быть кто-то станет кондитером, либо дегустатором, либо врачом.
Цель: выяснить, возможно, ли приготовить сладости без использования сахара.
Объект исследования: сладости
Предмет исследования: сладости без сахара
Гипотеза: я предполагаю, что раз люди так любят сладкое, возможно, приготовить сладости полезные для здоровья без сахара и его заменителя.
Задачи:
Собрать и изучить информацию по данной теме.
Провести анкетный опрос среди обучающихся 5-7 классов.
Провести эксперимент и выяснить отношение моих сверстников к сладкому.
Приготовить сладости без сахара и его заменителей по рецепту.
Обобщить результаты своей работы.
Методы:
Сбор информации
2. Анкетирование
3. Наблюдение
4. Эксперимент
Практическая значимость моей работы состоит в создании буклета с рецептами по изготовлению сладостей без использования сахара. Результаты исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира, биологии, во внеклассных мероприятиях, а также для ознакомления учащихся и их родителей.
Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. История появления сладостей
Во всех странах мира есть своя история появления сладостей.
Первое место в истории употребления сладостей народами Европы и Древней Руси занимает мёд. Сладкие фрукты и мед были первыми общедоступными сладостями. Множество сладких блюд появились на основе натуральных подсластителей, которые позже были заменены сахаром. Первые кондитеры появились в Древнем Египте. Здесь сладости варили из меда и фиников. Уже в XI веке из яблок и айвы делали мармелад. В Древнем Риме маковые зерна и орехи варили с мёдом, затем засыпали кунжутом, так что получалось что-то похожее на нугу.
В Древней Руси сладости изготовляли из кленового сиропа, патоки и мёда. В России роль конфет издавна выполняли варенные в меду яблоки, груши и сухофрукты. В XVIII веке крепостные повара угощали своих хозяев клюквой и малиной в сахарной глазури. А если мы уйдём ещё дальше в прошлое, где-нибудь на 100 лет, то мы узнаем, что раньше не было конфет, а сладостями были земляника с молоком и кисель. Я узнала, что раньше, мои прапрабабушки и прапрадедушки, ели не конфеты, а совсем другое. В краеведческом музее мне рассказали, что когда-то давно вместо сладостей ели сушёную репу, как жвачку, сушёную малину зимой, а летом – свежие ягоды и ещё пряники.
Открытие шоколада приписывают Колумбу, хотя на самом деле какао-бобы и рецепт шоколада появились в Испании благодаря Кортесу. Майа и Ацтеки выращивали деревья какао еще в XV в. до н.э. и пили горький шоколад с перцем. Вскоре империя ацтеков была захвачена испанцами, а их божественный напиток попал в Испанию, где его подсластили сахаром.
По легенде, марципан придумали итальянцы в X веке, когда случился неурожай на все злаки, и пришлось муку заменять миндалем, который, как ни странно, дал хороший урожай. Французы утверждают, что именно они изобрели марципан, а сицилийцы настаивают, что они первыми узнали о марципане от сарацинов. В Испании марципан делали еще в VIII веке, добавляя в него кедровые орехи, цедру лимона и фрукты.
Современного человека не удивишь сладостями, но в древние времена, когда сахар был редкостью, восточные сладости по цене приравнивались к золоту. Арабы приписывали сладостям магическую силу. Своей сладостью восточные блюда в основном обязаны меду и сокам сладких фруктов, не растущих в средней полосе. Цукаты, пряности и карамель – визитная карточка восточных десертов.
Мармелад - поздняя европейская разновидность рахат-лукума, где меньше сладости и больше фруктов. Название мармелада произошло от португальского слова «айва», так как первый мармелад в Европе варили из айвового сока. В Англии мармеладом называется апельсиновый джем. Зефир – древнее восточное лакомство, изготовленное из сахара и яичного белка. Французы назвали этот рецепт безе, а зефиром стало называться блюдо с добавлением фруктового пюре.
Халва появилась в V в. до н.э. на территории Ирана. Оригинальная халва делалась из сахара, орехов и мыльного корня. Такая халва была воздушной и тающей во рту. Разновидность халвы – косхалва из яичных белков, патоки, мака, изюма или орехов. Нуга считалась усладой падишахов. Она делалась из сахарного сиропа с яичными белками, цукатами и орехами и ароматизировалась ванилью и лимонной цедрой.
Только стремлением людей к чуду можно объяснить появление мороженого около 4 000 лет назад в жаркой Месопотамии, где знатные люди имели «ледяные дома» для хранения льда. Известно, что в V в. до н.э. в Афинах продавали шарики из снега с медом и ягодами. Для Нерона собирали снег с вершин гор и готовили фруктовый лед с медом и орехами. В IV в. до н.э. персы смогли построить сооружения, где лед, собранный зимой или принесенный с горных вершин, хранился все лето.
Благодаря мороженому появился напиток крем-сода. Мороженое было единственной дозволенной радостью по воскресеньям в пуританской Америке IX веке. Вафельный стаканчик для мороженого конической формы появился в Америке в 1904 году. По легенде, на ярмарке у продавца мороженого закончились картонные тарелки. Продавец сирийских вафель, работавший неподалеку и страдавший из-за отсутствия покупателей, предложил скооперироваться и продавать мороженое в свернутых вафлях.
1.2. Вредные свойства сладостей
Ученые, врачи, родители не перестают говорить, что сладкое вредно. Какие же вещества наносят урон организму человека.
1. Сладости провоцируют повышение уровня глюкозы, в результате поджелудочная железа начинает вырабатывать все большее количество инсулина, что приводит к развитию диабета.
2. От большого количества углеводов возникает нарушение обмена веществ, и как следствие, аллергические высыпания на коже - диатез.
3. У некоторых людей от шоколада могут возникать головные боли, так как содержащийся в какао танин сужает кровеносные сосуды.
4. Все сладости содержат сахарозу, которая образует молочную кислоту, повышающую кислотную среду во рту. Результат - зубная эмаль остается незащищенной, и как следствие - возникновение кариеса.
Итак, вредных веществ, которые отрицательно влияют на здоровье человека, у сладостей много.
1.3. Полезные свойства сладостей
Сладости - это углеводы, а значит, и источник энергии, так необходимой для людей, когда они много двигаются. Также углеводы участвуют в построении белков крови, гормонов и т.д. Кроме того, конфеты - это источник радости для ребенка! Сахар способствует выработке «гормона счастья» (серотонина). Серотонин нормализует свёртывание крови, стимулирует гладкую мускулатуру сосудов, дыхательных путей, кишечника. Шоколад благотворно действует на сердечно - сосудистую систему. В одной плитке шоколада содержится калия, кальция, минеральных веществ и витаминов больше, чем в одном зеленом яблоке.
Таким образом, видно, что у сладкого много полезных свойств, благотворно влияющих на здоровье человека.
1.4. Что можно отнести к полезным сладостям?
Зефир или пастила - одни из самых полезных сладостей, благодаря содержанию в них пектина. Пектин - растительный загуститель, получаемый из яблок, цитрусов и т.д. Он выводит из организма отравляющие вещества, повышает иммунитет и убивает микробы. Самым полезным является белый или слегка желтоватый зефир, в котором не содержится красителей.
Мед - этот природный продукт богат витаминами и минеральными солями. Он укрепляет иммунитет, успокаивает нервную систему, является прекрасным заменителем сахара для всего - начиная от воды, заканчивая выпечкой. В день необходимо употреблять по 1 столовой ложке меда.
Шоколад полезен для сердца и сосудов, повышает мозговую активность и настроение, содержит антиоксиданты и железо. Если я попрошу вас закрыть глаза и представить себе шоколад, многие сразу же подумают о твёрдой и гладкой коричневой плитке. Возможно, это будет шоколад с начинкой: с орехами, изюмом или хрустящими шариками. А может, воображение нарисует вам пористый шоколад, наполненный воздушными пузырьками. Но мало кто представит себе чашку с горячим напитком. А ведь именно в таком виде на протяжении долгого времени употребляли шоколад. В самом начале истории это был напиток горький и острый, а стоил так дорого, что лишь очень богатые люди могли позволить себе чашечку. Темный и горький шоколад являются самыми полезными. Ежедневное употребление темного шоколада защитит от воздействия солнечных лучей и предотвратит преждевременное старение кожи. Горький шоколад улучшает кровоток и снижает риск образования тромбов.
Мармелад с немецкого языка переводиться как «варенье». Появился мармелад в Европе после крестовых походов в Азию. Именно Азия является родиной этих сладостей. Мармелад считается одним из самых полезных сладостей, который содержит пектин. Пектин уменьшает риск заболевания холестерином, хорошо влияет на кожу и не содержит жиров. Полезен только тот мармелад, в котором содержатся только фруктовое или ягодное пюре, сахар, желатин, пектин или агар-агар.
Сухофрукты: чернослив, курага, изюм и сушеные яблоки - укрепляют сосуды и поддерживают сердечную мышцу, предотвращают тромбообразование, очищают кишечник, укрепляют нервную систему и т.д. Сухофрукты полезны для всего организма.
Халва подсолнечная, кунжутная, арахисовая - источник протеинов, органических кислот и минералов. Халва успокаивает нервную систему, омолаживает организм, укрепляют сердце и сосуды, улучшает кровообращение, благотворно влияет на пищеварение и состояние кожи.
Цукаты: фрукты, сваренные в сладком сиропе, лакомство которые можно приготовить самостоятельно. Вы можете готовить их из своих любимых фруктов и не переживать за качество. Цукаты улучшают память, укрепляют нервную систему, наполняют организм энергией и помогают работе сердца.
Варенье «пятиминутка», в котором термическая обработка ягод минимальна и сохраняется максимальное количество витаминов. Варенье поможет предотвратить авитаминоз, укрепить иммунитет и помогает бороться с вирусными заболеваниями. Наибольшую пользу организму принесут малиновое или брусничное варенье.
Тростниковый сахар содержит железо и кальций, фосфор, цинк и магний, а также витамины группы B, необходимые для укрепления нервной системы. Он в отличие от обычного сахарного песка не содержит быстро усваиваемые углеводы, из-за того, что подвергается минимальной обработке при производстве.
Фрукты и ягоды являются прекрасным заменителем вредных сладостей, Они содержат витамины и минеральные соединения, органические кислоты и антиоксиданты, ферменты питательных веществ, необходимых для поддержания здоровья и сохранения молодости.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Проведение эксперимента
Для того, что бы выяснить, что знают мои сверстники о сладостях, их вредных и полезных свойствах, мы провели опрос. В нем приняли участие 16 учащихся. Нами были предложены следующие вопросы:
Как вы считаете, полезны ли сладости для детского организма?
Если бы мне разрешили, я бы ел/ела сладкое вместо завтрака, обеда и ужина?
Я понимаю, почему взрослые запрещают мне, есть сладкое без остановки?
Как вы считаете можно ли сделать сладости без сахара?
Вот что у нас получилось:
Вопрос 1. Ответы детей (да – 4 чел., нет –12 чел.).
Вопрос 2. Ответы детей (да – 4 чел., нет –12 чел.).
Вопрос 3. Ответы детей (да –13 чел., нет – 3 человек).
Вопрос 4. Ответы детей (да – 3 чел., нет –13чел.).
Результаты нас приятно порадовали. Большинство детей понимают, что нельзя употреблять сладости вместо завтрака, обеда и ужина и почему взрослые им это запрещают. Но и выяснили, что мои сверстники, как и я, сомневаются, что сладости могут быть полезными и их можно приготовить без сахара в домашних условиях. Результаты представлены в виде диаграммы (Приложение 1).
Для того чтобы убедить ребят в возможности приготовления сладостей без использования сахара мы с руководителем изучили различные рецепты по нашей теме, несколько из них мы разместили в нашем буклете (Приложение 2). Все, кто любит сладкое и не собирается от него отказываться, могут использовать их в повседневной жизни.
Один из рецептов творожные конфеты с кокосовой стружкой мы приготовили в ходе нашего эксперимента и предложили моим сверстникам. Дети были приятно удивлены, что данная сладость приготовлена без использования белого сахара. Несколько учащихся поменяли свое отношение к сладкому.
В подтверждение своего эксперимента я нашла интересное наблюдение. Ученые из Калифорнийского государственного университета провели исследования в 9 колониях и 803 школах-интернатах для несовершеннолетних, где из рациона питания детей исключили сахар и сладости, заменив его фруктами и овощами.
Результаты эксперимента превзошли все ожидания: через год оценки детей выросли в среднем на 1 балл, а 50% всех детей с задержкой умственного развития были признаны здоровыми.
Заключение
Выполняя данную работу, я узнала много нового и интересного о сладостях. А главное я теперь знаю, что сладости можно приготовить без добавления сахара. Тем самым подтвердила правильность выдвинутой гипотезы. Поставленные задачи решены, цель достигнута.
В ходе исследования я научилась находить информацию в сети Интернет, работать с литературой, проводить опрос и анализировать его результаты. Теперь мы готовы поделиться своими знаниями со всеми ребятами нашей школы!
В дальнейшем планирую расширять свои знания по данной теме и использовать их практически. Радовать своих младших сестренок полезными сладостями, приготовленными в нашей семье.
И еще несколько полезных советов от диетологов при употреблении сладкого:
1. ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: ЕШЬ СЛАДКОЕ ДО 14-00.
Поэтому, если хотите полакомиться – сделайте это до обеда. Кстати, ученые доказали, что любое сладкое, съеденное в 7-8 утра, полностью перерабатывает организмом и вообще не откладываются в жир. Чем не отличный повод встать пораньше? 2. ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: НЕ ЗАПИВАЙТЕ СЛАДКОЕ ЧАЕМ.
А лучше – вообще не имейте привычки пить чай с чем-то. Этому есть три очень важные причины. Во-первых, запивая сладкое чаем, вы разбавляете его приторный вкус.
Во-вторых, горячий чай притупляет истинный вкус шоколада и делает его просто чем-то приторным во рту. Никакого удовольствия.
И в-третьих, жидкость, которая отправляет вместе с едой в организм, разбавляет желудочный сок и существенно замедляет процесс пищеварения. Как результат – в вас сохраняется больше калорий и, соответственно, килограммов.
3. ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: ОСТАВЛЯЙТЕ СЛАДКОЕ НА ДЕСЕРТ.
Не ешьте лакомства на голодный желудок. Если есть сладкое для приглушения чувства голода, резко повысится уровень сахара в крови. На 5-15 минут этого хватит, а затем тяга к сладкому вернется с удвоенной силой.
Чтобы день был веселым
И принес нам радости,
Нужно нам дарить друг другу
Что? Конечно сладости.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ и ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
Библиографический список
Безруких М. М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
Безруких М. М. и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
Лифляндский В.Г., Закревский В.В. Мать и дитя. Энциклопедия питания ребенка. – М.: ОЛМА_Пресс, 2002, 352с.
Саламашенко Н. Семейная диетология: Пища – источник здоровья: Семейная энциклопедия здоровья. – С-Пб: «Торгово-издательский дом «Амфора», – 2013. – 64 с.: ил.
Интернет-источники:
http://ru.wikipedia.org.;
https://yandex.ru/search/.
https://www.maam.ru/
Приложение 1
Результаты анкетирования учащихся 5-7 классов
Как вы считаете, сладости полезны для детского организма?
Если бы мне разрешили, я бы ел/ела сладкое вместо завтрака, обеда и ужина.
Я понимаю, почему взрослые запрещают мне, есть сладкое без остановки.
Как вы считаете можно ли сделать сладости без сахара?
Приложение 2
Рецепты сладких блюд без добавления сахара
Название |
Ингредиенты |
Приготовление |
Овсяное печенье на белках с кокосом |
3 яичных белка, 75 г. овсяных хлопьев, 75 г. кокосовой стружки, ¼ ложки тростникового сахара, щепотка соли, несколько капель миндального или ванильного экстракта (по желанию). |
Овсяные хлопья обжариваем на сковороде, постоянно помешивая. Взбиваем белки с щепоткой соли. Добавляем тростниковый сахар, миндальный или ванильный экстракт, кокосовую стружку и обжаренные овсяные хлопья. Хорошо перемешиваем получившуюся массу. Выкладываем овсяную массу на противень с бумагой для выпечки, формируя печенье. Выпекаем 10-15 минут до образования золотистой корочки. |
Пирожное «Картошка» |
400г. овсяных хлопьев, 200г. нежирного творога, 1 ст. яблочного пюре, 4 ст. л. свежесваренного кофе, 2 ст.л. апельсинового сока, 1ч. л. корицы. |
Поджарить овсяные хлопья на сковороде, добавив корицу. Измельчит смесь в блендере, когда она остынет. Смешать стакан яблочного пюре и творога. Добавить свежесваренный кофе и апельсиновый сок и хорошо перемешать. Добавить измельченные овсяные хлопья и 2 ложки какао – порошка. Сделать из смеси пирожное в форме картошки и посыпать какао – порошком. |
Глазированные конфеты |
Тесто 2/3 ст. овсяных хлопьев, 2/3 ст. кешью, замоченных предварительно на 4 часа, 2,3 чашки фиников, 1,8 чайная ложка соли. Глазурь 2 ст. л. кокосового масла, 2 ст.л. меда, 1/8 ч.л. ванили. |
Измельчить в блендере овсяные хлопья, кешью, финики. Добавить соль и сформировать из получившейся смеси конфеты. Отправить конфеты в морозилку на 15-20 минут. На медленном огне растопить кокосовое масло и смешать с ванилью и медом. Достать из морозилки конфетки и полностью окунуть в глазурь. Снова отправить конфетки в морозилку. |
Творожно – кокосовые конфеты |
100 гр. творога, 1 ст. л. меда, 7-8 шт. миндаля, 2-3 ст.л. кокосовой стружки. |
Перемешать творог с кокосовой стружкой и медом. Скатать из получившейся смеси конфетки, поместив в каждую по орешку миндаля. Обвалять конфетки в кокосовой стружке и отправить десерт в морозилку на пару часов. |
:
17