Механизм проявления аллергии у человека

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Механизм проявления аллергии у человека

Абилова А.М. 1
1МОУ "СОШ №56 УИМ"
Мельникова Н.А. 1
1МОУ "СОШ №56 УИМ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема аллергии всегда была актуальна в жизни человека, каждый третий россиянин и каждый четвёртый ребёнок страдает ею. Даже аллергики не знают, чем они страдают. На данный момент началом аллергии поспособствует всё, что окружает человека: плохая экология, стресс, наследственность. Аллергия «чума III тысячелетия» - так характеризуют её медики. Она остаётся самой загадочной реакцией человеческого организма до сих пор.

Данную тему должны изучить не только медики, ученные, но и те, кто столкнулся с аллергией. Я страдаю ею с рождения, поэтому мне приходиться проходить различные лечения и употреблять лекарства в определённые моменты. Поэтому я решила исследовать эту тему.

Объект исследования: Аллергические реакции.

Предмет исследования: Механизмы проявление аллергических реакций у детей и взрослых.

Цель проекта: проанализировать проявление аллергических реакций у детей и взрослых.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «аллергическая реакция».

2. Изучить типы аллергий.

3. Проанализировать свой опыт, метод борьбы с аллергией.

4.Провести опрос среди учащихся.

5. Составить рекомендации по профилактике и борьбе с аллергией.

Гипотеза: если применять профилактические меры защиты от аллергии, то можно избежать или ослабить аллергическую реакцию организма на аллерген.

ГЛАВА 1. АЛЛЕРГИЯ – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

История возникновения и современное представление об аллергических реакциях

«Аллергия» — (от двух греческих слов “allos” — «другой» и “ergia” — «способность к действию»).Слово «аллергия»быловведёно венским педиатром Клеменсом Фон Пирке в 1906 году. Онувидел, что у некоторых из его пациентов, симптомы могли быть вызваны определёнными веществами: пылью, пыльцой растений, видами пищи.

Первое упоминание аллергии пришло к нам из Древнего Египта. Фараон Менес умер в 2540 году до н.э. от укуса осы, вызвавшего сильнейший приступ аллергии. Аллергию исследуют около 120 лет, а в V веке до н.э. древний учёный Гиппократ увидел странную реакцию пациентов (оттёки кожных покровов и покраснения) на сыр и апельсины. Гален, римский врач греческого происхождения, во II веке до нашей эры, сам того не подозревая, описал аллергический ринит. Очень уж его удивило, что один из его современников, понюхав розу, начал натужно чихать.

Врачи считают что аллергия – болезнь 21 века. Больных страдающих аллергией в современном мире стало очень много. Ученые задумываются о причинах неутешительной динамики, одна из теорий - «Теория гигиены». Из нее следует, что аллергические реакции в современных мегаполисах проявляются из-за избыточной чистоты. Организм не подготовлен и поэтому даёт сбои.Сравнив образ жизни городских и деревенских жителей, можно сказать, что люди, проживающие в деревнях, контактируют с различными аллергенами с самого детства, что и снижает риск появления аллергии.

Представление об этой «загадочной болезни» менялось с веками, ведь люди больше узнают о проявлениях аллергии человека.

1.2.Проявление, виды аллергии и типы причин

Первый тип аллергических реакций — гиперчувствительность немедлен­ного типа.Второй тип аллерги­ческой реакции — гиперчувствительность замедленного типа (ГЧЗТ).

Гиперчувствительность немедленного типа (ГЧНТ). Аллергические реакции немедленного типа протека­ют с участием образовавшихся в ответ на антигенную нагрузку антител. Повторное попа­дание антигена приводит к его быстрому взаимодействию с цир­кулирующими антителами, образованию комплексов антиген-антитело.

Аллергические реакции немедленного типа являются самыми распространенными заболеваниями.У людей нарушаются иммунные процессы, называемые атопическими, к которым относятся аллергический ринит и конъюнктивит, бронхиальная астма, дерматит, крапивница, отек Квинке, анафилактический шок.

Общий патогенез аллергических реакций немедленного типа. Ал­лергические реакции немедленного типа, различные по внешним проявлениям, имеют общие механизмы развития (Рис.1). В генезе гипер­чувствительности различают три стадии: иммунологическую, био­химическую (патохимическую) и патофизиологическую.

Иммунологическая стадия начинается с первого контакта ал­лергена с организмом. Попадание антигена стимулирует макрофа­ги, они начинают освобождать интерлейкины, активизирующие Т-лимфоциты. Последние, в свою очередь, запускают процессы синтеза и секреции в В-лимфоцитах, превращающихся в плазмоциты. В биохимическую (патохимическую) ста­дию изменения, происходящие на клеточной мембране в иммунологическую фазу вследствие образования иммунных комплексов, запускают каскад реакций, начальным этапом которых явля­ется, по-видимому, активация клеточных эстераз (Эстеразы — ферменты, катализирующие в клетках гидролитическое расщепление сложных эфиров (англ. esters) на спирты и

Рис.1. Механизм аллергических реакций

кислоты при участии молекул воды (гидролиз). В результате ос­вобождается и вновь синтезируется ряд медиаторов аллергии. Медиаторы способны повреждать ткани и стимулировать процессы репарации.

Итак, результатом выше описанного процесса является разрушение тучных клеток и базофилов, и высвобождение биологических активных веществ, которые повреждая ткани и органы, вызывают воспаление.

Гиперчувствительность замедленного типа(ГЧЗТ).В реакциях данного типа организмом не участвуют антитела.Их развитие происходит через 24—48 ч клинических после поступления в организм аллергена. Благодаря особым свойствам своих мембран эти лимфоциты соединяются с аллергенами. При этом образуются медиаторы, так называемые лимфокины, которыеоказывают повреждающее действие.

Такой тип реакций лежит в основе развития некоторых инфекционно-аллергических заболеваний, например контактного дерматита, нейродермита, некоторых форм энцефалитов и т.д.

Наиболее часто встречается шесть видов аллергии, с которыми сталкивается человек.

1. Респираторная аллергия. Вызвана очень мелкими аллергенами, присутствующими в воздухе (пыльца растений, частицы шерсти и перхоти животных, споры плесневых грибов, фрагменты клещей домашней пыли и тараканов, другие аллергены). Эти аллергены вызывают чихание, бронхит и удушье, аллергический конъюнктивит, поллиноз, аллергический ринит и бронхиальная астма.

2. Кожная аллергия. Металлы, латекс, лекарственные и косметические средства, средства бытовой химии, пищевые продукты и другие аллергены воздействуют на кожу непосредственно или проникают в организм другим путём (например, через слизистую желудочно-кишечного тракта. Эти аллергены вызывают атопический дерматит, крапивницу, контактный дерматит.

3. Пищевая аллергия. Проявляется при употреблении отдельных видов пищевых продуктов. Это могут быть экзема, тошнота и боли в животе, отёк Квинке и крапивница, мигрень, иногда даже анафилактический шок. Наиболее частые виды пищевой аллергии – аллергия на коровье молоко, яичный белок, курицу, морепродукты и рыбу, цитрус.

4. Инсектная аллергия. Возникает при контакте с насекомыми (осы, пчёлы, тараканы, моль, комары и т.д.), при вдыхании частиц их тел или продуктов жизнедеятельности, при укусах. Эти аллергены вызывают отёк, слабость, головокружение, снижение давления, удушье и крапивница. Если не принять меры, человек может умереть.

5. Аллергия на лекарства. Чаще всего развивается на антибиотики, гормоны (инсулин), препараты из сыворотки – альбумин и гамма-глобулин, ферментные препараты, витамины, местные обезболивающие (чаще новокаин). Проявления аллергии от лёгкого зуда и приступов удушья до тяжёлых поражений кожи, внутренних органов (почек, сердца, печени) и анафилактического шока.

6. Инфекционная аллергия. У большинства людей в бронхах обитают микроорганизмы, которые у здорового человека не вызывают никакого заболевания. Но если развивается аллергия на любой из этих микробов, она может стать причиной инфекционно-аллергической бронхиальной астмы.

К категории сильных аллергенов относят домашнюю пыль, в состав которой входят аллергены микроклещей, тараканов и других внутрижилищных насекомых, споры грибов, эпидермис и слюна домашних животных, частицы отделочных материалов.

Проявляются аллергии в анафилактическом шоке и обычных симптомах. К анафилактический шоку относится: отёк горла(аллергику становиться тяжело глотать), появляется сыпь на кожном покрове, спазмы в животе, тошнота и рвота, внезапное ощущение слабости, быстроменяющаяся скорость пульса, головокружение и потери сознаний, снижение артериального давления. Обычные же симптомы это: чихание, кашель, зуд в глазах, зуд в носу, тошнота, рвота и диарея, кожный зуд, покалывание во рту, отёк лица, языка, шеи и губ.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С АЛЛЕРГИЕЙ

В России, по официальной статистике, этому заболеванию подверженыот 10 до 15 % населения (взависимости от региона), в Москве число больных достигает 1617 %. Результаты изучения заболеваемостии распространенности аллергических болезней в разных странах свидетельствуют о том, что в настоящее время эти болезни поражают до 2040 % населения [4]. В главе 1 мы выяснили, что аллергияодна из форм иммунного ответа, которая характеризуется высокой специфичностью с развитием сенсибилизации накоплением в организмеиммуноглобулиновили CD4 Т-лимфоцитоввоспаления. Врезультатепроисходитповышениечувствительности каллергену, и при его повторном проникновении возникает аллергическое заболевание. Оно характеризуется развитием интенсивного воспалительного процесса в результате действия иммунных механизмов [5].

Скоро весна, а вместе с ней и сезон аллергии на цветение. По данным статистики, в Челябинской области сезонной аллергией страдают около 40% взрослых и 32% детей [3].

В условиях г. Магнитогорска пик обострения у молодых пациентов с сезонным аллергическим ринитом, обратившихся за специализированной помощью в аллергологический кабинет, приходится на осенний период и обусловлен преимущественно пыльцой сложноцветных и маревых (83,91%), из них пыльцой полыни - в 76,44%, лебеды - в 55,17%, подсолнечника — в 49,43% случаев. Реже отмечено обострение в весенний сезон (55,75%) и летний период (36,78%)[1].

2.1 Методы борьбы и профилактика против аллергии

Борьба с аллергией – это продолжительный процесс, который не может гарантировать вам полное выздоровление. Лечение аллергии может быть медикаментозным, а может состоять из самых различных «народных» способов.

Сегодня в мире существует три основных способа борьбы с аллергическими заболеваниями:

1) прекращение или уменьшение контакта с аллергеном или раздражителем;

2) использование лекарственных препаратов для снятия симптомов;

3) метод аллерген-специфическая иммунотерапия (АСИТ).

Для людей страдающих пищевой аллергией следует исключить продукты вызывающие аллергические реакции из рациона питания.

В лечении последствий, возникающих из-за укусов насекомых, применяются различные группы препаратов (димедрол, тавегил, супрастин, дипразин, кларитин, лоратадин и другие).

К сожалению, ни один из лекарственных препаратов, применяемых для облегчения симптомов аллергии, не может изменить реакцию организма на аллерген. АСИТ – является единственным на сегодняшний день методом, способным изменить отношение организма к аллергену и предотвратить дальнейшее развитие аллергии. Этот метод достаточно давно применяется во всём мире, и является наиболее современным и эффективным. В России он начал применяться с 1960-х годов благодаря трудам А.Д. Адо и его школы Т.С. Соколова внедрила АСИТ в педиатрическую аллергологию[2].

АСИТ снижает чувствительность организма к аллергену, на который у него есть реакция. Пациент получает серию инъекций с микродозами враждебных для него аллергенов (домашняя пыль, клещ домашней пыли, пыльца) в постепенной возрастающей концентрации, в результате чего повышается устойчивость к этим аллергенам. Лечение методом АСИТ чаще всего используется у пациентов с пыльцевой аллергией. В отличие от пищевой или бытовой аллергии, где можно ограничить контакт с аллергеном, при поллинозе невозможно полностью избавиться от контакта с аллергенами пыльцы в сезон цветения. АСИТ позволяет существенно ослабить клинические проявления поллиноза и снизить вероятность перехода его в более тяжёлые формы, в частности, в бронхиальную астму.

2.2 Исследование опыта в борьбе с аллергией

С аллергической реакцией на пыльцу растений я живу с раннего детства. Мой практический опыт в борьбе с аллергией на пыльцу и цветение показал, что симптомы аллергии можно облегчить, но избавиться от неё невозможно. Мои симптомы аллергии: насморк и астматический кашель при цветении любых растений (весной, летом). Был выбран медикаментозный метод лечения: прививки с лекарственным средством «АСИТ» ставились мне на протяжении 5 лет по определенной схеме (каждый день, затем через день, потом один раз в неделю, один раз в месяц и каждые полтора месяца). В настоящее время регулярно в весенний период, а также при возникновении аллергии (чаще всего это насморк или не сильный кашель), я использую антигистаминные препараты.

В моей семье я не единственный аллергик: мой отец, у которого аллергия на животных, и моя мама, у которой аллергия на лесные ягоды. У отца аллергия проявляется в обычных симптомах: зуд в глазах, зуд в носу, кожный зуд. У мамы аллергия проявляется так же в обычных симптомах: кожные высыпания и зуд. В обоих случаях при возникновении аллергической реакции используются противоаллергические лекарственные средства.

Мне интересно стало узнать, есть ли у нас в классе еще ребята столкнувшиеся с аллергией и, что они знают о ней.

Во время исследовательского проекта мы провели анкетирование среди школьников 1-х и 5-х классов МОУ СОШ № 56 УИМ г.Магнитогорска. Опрос был проведён в начале исследования. В результате мы получили данные, которые обобщили в таблице (Приложение 1).

Всего было опрошено 93 человека. Результаты показывают, что все участники опроса знают, что такое аллергия, а 54,8% опрошенных являются аллергиками.

Рис.2.1. Ответы на вопрос «Есть ли у вас аллергия?»

Данные исследования показывают, что в 5-х классах количество страдающих аллергии возрастает до 61 %.

Благодаря практической работе я узнала много новых аллергенов. Но больше всего меня удивили такие, как: холодовая аллергия и лекарственная. (Рис.2.2)

Рис.2.2. Ответы на вопрос «Какая у вас аллергия?»

Чаще всего респонденты всех возрастных категорий страдают аллергией на пищевые продукты (50%): цитрусовые (апельсины, мандарины), сладкое (конфеты, шоколад), молочные и др. продукты, а также на пыльцу растений (31%) и на животных (21%). Единичные случаи аллергии на домашнюю пыль (4%). При этом количество аллергиков пыльцевой и аллергии на животных в 5-х классах существенно больше в 1,7 раз и 2,7 раза соответственно.

Основным направлением в изучении данного вопроса я считаю борьбу с этим заболеванием. В группе опрошенных ребят 1-х классов, имеющих аллергию, их родители чаще всего при пищевой аллергии запрещают употреблять продукты-аллергены, либо используют «народные» методы лечения(44%) для борьбыс данной проблемой.

Рис.2.3. Ответы на вопрос «Какие применяете методы лечения?»

Я считаю, что ребята страдающие аллергией и их родители недостаточно информированы о данном заболевании и возможных последствиях и осложнениях. Необходимо доводить информацию о данном заболевании о симптомах, лечении и профилактике аллергии. К сожалению, «народные» методы лечения применяемые родителямибольшинства ребят 1-х классов не всегда помогают в лечении с аллергией, в том числе полное прекращение контакта с выявленным аллергеном, а проявление заболевания с каждым годом становится активнее. Что доказывают результаты исследования, в части используемых методов лечения, в 5-х классах наблюдается увеличение использования медикаментозных методов лечения (в 2,8 раза).

В результате научно-исследовательской работы можно сделать следующиевыводы:

Среди опрошенных детей, страдающих аллергией, больше (55%), чем здоровых (45%);

С каждым кодом появляется все больше новых аллергенов. У ребят 1-х классов присутствует лекарственная и холодовая аллергия, которые не обнаружены у ребят 5-х классов;

Ослабленный иммунитет может стать причиной аллергического заболевания.

Каждый аллергик борется со своей аллергией в зависимости от индивидуальных особенностей организма;

Родителей учащихся младших классов необходимо больше информировать о лечении аллергии и возможных осложнениях, при его отсутствии;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я рассмотрела такое понятие как аллергия. Выяснилось, что аллергия появилась очень давно и первое упоминание было о ней в древнем Египте. Существует два типа аллергий: гиперчувствительность немедленного типа и гиперчувствительность замедленного типа.

Так же существует несколько видов лечения: Медикаментозный, прекращение контакта с аллергеном ,метод аллерген-специфическая иммунотерапия (АСИТ).

Так же я провела анкетирование в своей школе, у 1х и 5х классов. Анализ проявления аллергических реакций позволил узнать, что:

1. Среди опрошенных детей, страдающих аллергией, больше (55%), чем здоровых (45%);

2. С каждым кодом появляется все больше новых аллергенов. У ребят 1-х классов присутствует лекарственная и холодовая аллергия, которые не обнаружены у ребят 5-х классов;

3. Ослабленный иммунитет может стать причиной аллергического заболевания.

4. Каждый аллергик борется со своей аллергией в зависимости от индивидуальных особенностей организма;

5. Родителей учащихся младших классов необходимо больше информировать о лечении аллергии и возможных осложнениях, при его отсутствии;

Людям, страдающим аллергией, надо научиться внимательно соблюдать рекомендации: стоит решать проблему, а не устронять её на некоторое время, ведь аллергия с возрастом прогрессирует, так же стоит проконсультироваться со специалистом (врачом-аллергологом).

Библиографический список

Виниченко Е. Г. Топические методы диагностики и аллерген-специфическая терапия сезонного аллергического ринита.Автореферат. https://www.dissercat.com/content/topicheskie-metody-diagnostiki-i-allergen-spetsificheskaya-terapiya-sezonnogo-allergicheskog (дата обращения 14.01.2020).

Воробъева О.В. Сравнительный и исторический анализ методического прогресса в аллергологии: аллерген-специфическая иммунотерапия. Автореферат. http://av.disus.ru/dissertatciya/101259-1-sravnitelniy-istoricheskiy-analiz-metodicheskogo-progressa-allergologii-allergen-specificheskaya-immunoterapiya.php) (дата обращения 14.01.2020).

Информационное агентство УралПресс. https://uralpress.ru/news/bud-zdorov/vesennie-pristupy-allergii-kak-spastis (Дата обращения 27.01.2020).

Медицинский сайт.http://medicalplanet.su (Дата обращения 27.01.2020).

Мельников, В. Л. Аллергические заболевания : учеб. пособие / В. Л. Мельников, Н. Н. Митрофанова, Л. В. Мельников. – Пенза :Изд-воПГУ, 2015. – 88 с.

Приложение 1

Результаты опроса учащихся 1-х и 5-х классов

МОУ СОШ № 56 УИМ г.Магнитогорска

Вопросы респондентам

Количество учеников, чел.

Доля

1 класс

5 класс

Всего

%

Есть ли у вас аллергия?

       

Да

26

25

51

55

Нет

26

16

42

45

Какая у вас аллергия?

   

 

 

Пищевая

15

11

26

50

Пыльцевая/растения

6

10

16

31

Лекарственная

3

 

3

6

Холодовая

4

 

4

8

На животных

3

8

11

21

Другое (домашняя пыль)

1

1

2

4

Сколько вам лет?

   

 

 

До 12

52

36

88

95

Больше 12

 

5

5

5

Пол

   

 

 

Женский

28

26

54

58

Мужской

24

15

39

42

Методы лечения

   

 

 

Медикаметозный (лекарство, уколы и т.д.)

5

14

19

37

Очистка плазмы крови

0

1

1

2

«Народные» средства

17

6

23

44

Другое

5

4

9

17

ВСЕГО

52

41

93

 

16

Просмотров работы: 50