Гиподинамия – как проблема подрастающего поколения

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гиподинамия – как проблема подрастающего поколения

Исакова В.Л. 1
1МБОУ "Савинская школа"
Николаева Л.Е. 1
1МБОУ "Савинская школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

1.1. Актуальность темы.

Я выбрала эту тему, так как она очень актуальна в современном обществе. Недостаток двигательной активности характерен для большинства городского населения и, особенно, для лиц, занятых умственной деятельностью. К ним относятся не только работники умственного труда, но также школьники и студенты, основной деятельностью которых является учеба.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Что еще раз доказывает важность исследований в области гиподинамии, так как здоровье – это самое важное![2]

1.2 Цель: определение наличия или отсутствия гиподинамии у учащихся школы

1.3. Задачи:

Расширить базу знаний о гиподинамии;

С помощью анкетирования узнать, как распределяется физическая нагрузка школьника - подростка и как его двигательный режим отражается на показателях здоровья

Проанализировать полученную информацию и сделать выводы

Провести сравнение полученных результатов в данном исследовании и результатов 2011 года, сделать выводы

1.4. Гипотеза: предполагаем, что гиподинамия является проблемой и нашей школы, поэтому хро­ни­че­ский дефицит двига­тель­ной ак­тив­но­сти де­тей тормо­зит их ­нормаль­ное фи­зи­че­ское раз­ви­тие.

1.5 Объект исследования : ученики школы

1.6 Предмет исследования: исследование наличия гиподинамии у учеников школы

1.7.Методы исследования: 1. Анализ и синтез (анализ позволит изучить проблему детально – теоретически, через изучение специальной литературы и практически, а синтез позволит соединить полученные при анализе данные) 2. Сравнение (позволит установить закономерности, выявить общее в исследуемой проблеме)

3. Анкетирование ( позволит получить данные)

4.Метод визуализации данных (таблицы - позволит наглядно представить состояние проблемы и полученные материалы исследования)

1.8 Практическая значимость исследования : полученные данные позволят сделать вывод о наличии или отсутствии гиподинамии у школьников, полученная информация может быть использована школой и учениками для построения своего здоровьесберегающего маршрута.

4

2.Основная часть.

2.1 Что такое гиподинамия?

Гиподинамия (пониженная подвижность, от греч. ὑπό — «под» и δύνᾰμις — «сила») – ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности. Распространённость гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации. Гиподинамию еще называют болезнью века и оборотной стороной прогресса. Справедливость такого утверждения, к сожалению, очевидна. Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. Гиподинамию принято считать социальным заболеванием, так как все меньшее количество людей прилагают хоть какое-то усилие, чтобы выполнить ту или иную работу. Современные дети огромное количество времени уделяют не столько учебе и спорту, сколько компьютеру.[1]

2.2. Чем опасна гиподинамия?

Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз. Во всех цивилизованных странах врачи и ученые давно уже бьют тревогу, обеспокоенные ростом количества полных людей всех возрастов. Дети довольно часто становятся «заложниками» данного состояния. Иногда ожирение у ребенка может достигать значительной степени. Многие родители не воспринимают это как болезнь. Но в 80% случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека уже всю жизнь. Гиподинамия отрицательно воздействует не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Пониженная активность приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы. Так, после двухмесячного постельного режима на 14—24% уменьшаются силовые показатели (на 26—35% динамическая и статическая выносливость), падает тонус мышц, сокращаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека утрачивают характерную для них рельефность и рисунок из-за обильного отложения подкожного жира. Скелет человека, тесно связанный с мышцами, активно реагирует на ограничение подвижности, в частности снижается минеральная насыщенность костной ткани (остеопороз). Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. Существенно снижается сопротивляемость возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Гиподинамия приводит к функциональным изменениям сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5

Потому что в этом случае не работают мышцы, помогающие движению крови по сосудам. Недостаток притока крови к головному мозгу, плохой отток по сосудам шеи приводят к изменениям внутричерепного давления. Отсюда сильная головная боль, усталость, утомляемость. Гиподинамия также является причиной близорукости. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения. К перечисленному можно добавить расстройства дыхания и пищеварения.[3]

2.3. Профилактика гиподинамии.

По ­дан­ным Все­рос­сийского на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельского ин­сти­ту­та фи­зи­че­ской культу­ры, око­ло 70% на­се­ле­ния не ­за­нимают­ся физ­культу­рой. Рецепт эффективной борьбы с гиподинамией у детей и подростков очень прост: занятия ЛФК должны быть, во-первых, интересными, а во-вторых, регулярными. Помимо прямой пользы от физических нагрузок, у детского спорта есть еще одна важная особенность – он формирует правильный образ жизни, с отказом от вредных привычек и с постоянной потребностью в здоровом движении. Все это залог благополучия на долгие-долгие годы!

2.4. Результаты анкетирования учащихся.

Был проведен опрос учащихся 6-11 классов (224 ученика), в котором необходимо было дать ответы на следующие вопросы: (приложение1)

сколько времени в среднем ученик проводит в школе

сколько времени в среднем пассивно отдыхает

сколько времени в среднем тратит на уроки и дополнительные задания

сколько времени в среднем проводит за компьютером

сколько времени в среднем тратит на занятия спортом и другие виды двигательной активности

Анализируя полученные данные, мы можем сделать вывод, что большое количество учеников имеют низкую двигательную активность и с переходом в более старшие классы количество таких детей увеличивается.

А вот количество учеников, которые проводят время за компьютером, увеличивается.

Также по результатам анкетирования видно, что половина учащихся имеют плохое зрение, заболевания желудочно-кишечного тракта и позвоночника. Состояние депрессии характерно для 55% учащихся. По данным медицинских карт, приблизительно 30% учеников школы имеют диагноз увеличения массы тела (ожирение) , количество учеников, занимающихся спортом, делающих утреннюю зарядку с возрастом уменьшается.

Здоровым такое поколение назвать нельзя.

6

2.5. Сравнение полученных результатов в данном исследовании и результатов 2011 года

7

Вывод: сравнение результатов анкетирования 2020 и 2011 года показывает, что двигательная активность учащихся резко снижается, а , время проведенное за компьютером и в телефоне наоборот увеличивается . Конечно же, это сказывается на состоянии здоровья учеников : ухудшается зрение, усиливается депрессивное состояние, увеличивается заболеваемость желудочно-кишечного тракта и искривления позвоночника. Ненамного увеличилось лишь только количество учеников, которые делают утреннюю зарядку. Но количество детей ,занимающихся в спортивных секциях, в старших классах сокращается. Ученики 10-11 классов из-за увеличивающейся учебной нагрузки и совсем их не посещают, большая часть их свободного времени уходит на подготовку домашнего задания и к предстоящим экзаменам.

8

3. Заключение.

Целью моей работы было узнать наличие или отсутствие гиподинамии у учеников школы Согласно результатам исследования, можно сделать вывод, что большая часть учеников имеют низкую двигательную активность, мало занимаются спортом, много времени проводят за компьютером, не занимаются профилактикой гиподинамии и, возможно как следствие этого, имеют нарушения состояния своего здоровья. Таким образом,

название работы подтверждается результатами проведенного исследования : гиподинамия – это проблема подрастающего поколения и в нашей школе и со временем эта проблема становится все глубже. Сейчас, как никогда , важна профилактика гиподинамии : открытие спортивных площадок, секций, клубов, проведение профилактических бесед, мотивация детей на занятия спортом, физическими упражнениями, на уменьшения времени на Интернет, динамические паузы на уроках.

9

4. Список литературы.

1. .В. Д. Колесов, Р. Д. Маш, Основы гигиены и санитарии. Учебное пособие для 9-10 классов средней школы. М.: Просвещение, 1989, с. 25-33 , с. 191.

2. В.С. Новиков «Не забывайте о Ваших мышцах»М. Медицинская энциклопедия 2003

3.Нормализация учебной нагрузки школьников: Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование/ Под редакцией М.В.Антроповой, В.И.Козлова (Педагогическая наука –реформе школы).-М.: Педагогика, 1988. 

10

Приложение 1 Двигательная активность

11

Приложение 2 Графики о состоянии здоровья

Просмотров работы: 146