ВВЕДЕНИЕ
Цель исследовательской работы - определить, как связано творчество Ф.И.Тютчева с творчеством поэтов-символистов. Объектом исследования явились стихотворения Ф.И.Тютчева, В.Я. Брюсова, Д.С.Мережковского, З.И.Гиппиус, К.Бальмонта, В. Соловьева. Предмет исследования – выявление сходных признаков (предпосылок) в поэтике и эстетике Ф.И.Тютчева и поэтов-символистов, позволяющих считать Тютчева родоначальником символистского направления в русской литературе. В ходе исследования решались следующие задачи: 1) изучив особенности символизма как литературного направления, выявить характерные черты в творчестве поэтов-символистов; 2) изучив творчество Ф.И.Тютчева, выявить особенности его творческой манеры; 3) сопоставив особенности эстетики и поэтики творчества Тютчева и поэтов-символистов, выявить сходство.
Тщательное изучение литературы по заявленной теме позволяет утверждать, что движение поэзии к модернизму шло неуклонно, в нашей литературе он явился явлением не случайным - предвестником был Ф.И.Тютчев, в поэзии которого, по наблюдению В.Я. Брюсова,«были зёрна, проросшие в творчестве символистов» в конце XIX века.Вячеслав Иванов говорит о Тютчеве как о «первом символисте». Данное утверждение созвучно выдвинутой гипотезе, однако нуждается в обосновании.
В настоящей работе будет представлен опыт сопоставительного анализа особенностей поэтики и эстетики Ф.И.Тютчева и поэтов символистского направления в русской литературе.
Целесообразным представляется в Теоретической части работы «Символизм как литературное направление» кратко изложить специфические особенности символизма как одного из модернистических направлений в литературе, а в Практической части «Предпосылки символизма в творчестве Ф.И.Тютчева» отразить результат исследовательской работы - посредством сравнительного анализа отдельных стихотворений Тютчева и поэтов-символистов выявить общие черты (предпосылки), позволяющие говорить о Тютчеве как родоначальнике поэзии символизма.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. СИМВОЛИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Появление символизма в русской литературе на рубеже XIX - XX веков уже было предопределено литературными предшественниками. Необходимо помнить о зыбкости и подвижности границ в мире творчества. Литературный процесс скачкообразен, но не произволен. Нас будет интересовать модернистический контекст истории русской литературы, точнее её символистское проявление.
Рубеж XIX- XX веков в России — это время перемен, разочарований и мрачных предзнаменований. Миросозерцание человека характеризуется ощущением исчерпанности и чувством приближающегося возмездия. Кризисность – ключевое слово эпохи. Все это не могло не коснуться и русской поэзии. Декадентские (упаднические) настроения сменила эпоха модернизма (фр. modern – новый, современный), цель которого освоить новое в культуре и искусстве и вывести общество в гармоничное положение. Наступившая в начале XX века в искусстве эпоха русского Ренессанса (в поэзии «серебряный век») вызвала необыкновенный культурный и интеллектуальный подъем. Движение символистов возникло, как и другие модернистские течения, как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово.
1900 год можно считать рубежом, когда символизм утвердил в поэзии свое особенное лицо: у него уже был свой поэтический строй, свои эстетика и поэтика. Идеологом символистом был признан Д.Мережковский, а учителем В. Брюсов. «…Никаких преград! Мы свободны и одиноки …», - так пишет о символизме в программном манифесте «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературы» (1892) Д.С. Мережковский. Его сборник стихотворений “Символы”, а также книги С.Минского “При свете совести” и А. Волынского “Русские критики”, три сборника стихотворений “Русские символисты» (1894-1895) - становятся эстетическими маяками символистского движения.
Символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое универсальное мировоззрение. Что лежало в основе их эстетики и поэтики? Огромное влияние на русских символистов оказал философ и поэт Владимир Соловьев. В его учении было заложено идущее от древнегреческого Платона представление о существовании двух миров – здешнего, земного, и потустороннего, высшего, совершенного, вечного. Земная действительность – только отблеск, искаженное подобие верховного, запредельного мира, а человек – “связующее звено между божественным и природным миром”. Символисты отрицают реальность и ищут другие миры: они уходят в запредельный мир, мир сверхреальности. В мире реальном – предметы и вещи, а в мире сверхреальном – идеи. Сущность реального мира находится в не этого мира, то есть в некой сверхреальности, а реальные предметы – это бледное отражение идеи, это их тень. Их интересует лишь неведомое, таинственное. Эта идея о двусферности мира – “двоемирие” – была глубоко усвоена символистами.
Творчество в понимании символистов подсознательно – интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику – творцу. По словам Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Искусство – шлюз между реальностью и сверхреальностью, открывая его (т.е. устанавливая тайный смысл), художник – творец, по словам В.Я.Брюсова, «приоткрывает дверь в вечность». Познание мира для символистов в процессе творчества, в тайнописи неизреченного: «...все видимое нами – только отблеск, только тени от незримого очами» (В.Соловьев).
Утвердилось представление о поэте как о теурге, маге, “тайновидце и тайнотворце жизни”, которому дана способность приобщения к запредельному, сила прозреть его и выразить в своем искусстве. Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. «...Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями»,– утверждает в статье « Ключи тайн» В.Брюсов и называет произведения символистов “мистическими ключами тайн”, которые помогают человеку выйти к свободе. Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы призван был символ.Символ (от гр. symbolоn – знак, опознавательная примета) стал средством такого прозрения, приобщения. Символы, по Вячеславу Иванову,– это «знамения иной действительности». Символ, по его мнению В.Брюсова, должен был “выразить то, что нельзя просто «изречь». В поэзии символистов укоренялся элитарный, по выражению Иннокентия Аннинского, «беглый язык намеков, недосказов». Появились целые гнезда слов-символов, слов - сигналов (“небо”, “звезды” и др.), которым придавался мистический смысл. Символы не говорят, но «подмигивают». Главная их задача - открывать тайну тем, кто способен ее понять». В трактате 1893 года «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы «Д.С. Мережковский утверждал: « В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами». Им было выделено « три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». «Лелеять слово, оживлять слова забытые, создавать новые для новых понятий, заботиться о гармоничном сочетании слов,– писал Брюсов в статье «Русские символисты»,– было одной из главнейших задач школы».
ПРЕДПОСЫЛКИ СИМВОЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.И.ТЮТЧЕВА
Символисты чутко уловили и выразили тревожное, трагическое мироощущение рубежа веков, так Д. Мережковский в 1902 году писал: « Ниц распростёртые, унылые, Безнадёжные, бескрылые, В покаянии слезах – Мы лежим, во прахе прах»; но уже почти за век до этого похожую картину мира как катастрофу увидел Ф.И.Тютчев: « Когда пробьёт последний час природы, Состав частей разрушится земных: Всё зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них». Ощущение грядущей беды, гибели вселенной, распадение времени и пространства, разлад человека с миром, ощущение, что «человек, как сиротабездомный,Стоит теперь, и немощен и гол, Лицом к лицу пред пропастию тёмной … » у Тютчева есть аналогия символистской проповеди абсурдности человеческого существования. Например, у Мережковского: « Сладок мне венец забвенья тёмный, Посреди ликующих глупцов Я иду отверженный,бездомный И бедней последних бедняков». Для символистов, подкрепленных идеями Вл. Соловьева в духе мистических идей Платона о двусферности мира, важно вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к вечному и прекрасному. Что же мы находим у Тютчева: « И как земля, в виду небес, мертва !», « Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею… » , « И жизнь твоя пройдёт незримо На незамеченной земле …». « Земля » - это отвратительная толпа, это одиночество, томление; « небо »- это несбыточная мечта о гармонии.
Сходство в восприятии мира Ф.И.Тютчевым и символистами подтверждается рядом одинаковых словесных образов, из которых слагаются а) картина реального мира у Тютчева : « мир бестелесный », « земли печален вид », « чуждая земля », « бездушные картины » т.п. и у Брюсова : « этот прах : степи, и скалы , и воды», « что-то позорное в мощи природы », «мир бледных желаний и прозы » и б) картина мира соответственно : « солнце истины в нетленных небесах », « лучший мир », « торжественный покой », « вечен мир мечты », « томленье волшебной отрады », « полное счастье », «тайные мечты », « чистая лазурь », « торжествующие созвучия » и т.п. ( См. Приложение I).
Поэзия Ф.И. Тютчева наполняется мистическим содержанием ( одним из главных, по мнению Мережковского, элементов символизма ) : «И не дано ничтожной пыли Дышать божественным огнём … И жизни божеско- всемирной Хотя на миг причастен будь !» - символистским мировосприятием реальности как «бледного отражения идей». Например, у Соловьева: «В сне земном мы тени, тени …Жизнь – игра теней, Ряд далёких отражений Вечно светлых дней»; «Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?». Как созвучны тютчевское «Душа моя, Элизиум теней, Теней безмолвных, светлых и прекрасных …» и « Надпись на книге » З.Гиппиус: « Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю … Я всё уединенное, неявное люблю». Тютчев страстно с « беспредельным хочет слиться !..», тяготение к Хаосу как исконному началу всякого бытия, где можно познать сущность, истину. Проявление хаоса – в природе. Он выходит за рамки романтического пантеизма, восприятие приобретает новый подтекст: он осознает бытие реальное как « бледное отражение идей » мира сверхреальности- мир реальный и мир мечты противопоставлены, они не пересекаются: « О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги, О, как ты бьёшься на пороге Как бы двойного бытия». Стихии природы описываются Тютчевым как самостоятельные силы мирозданья, где действуют сверхличные закономерности: « светлость» осенних вечеров и «певучесть » морских волн, « огневая лазурь » неба и «вещая дремота» леса. Предметы потеряли свою отчетливость, оделись общим покровом теней. Неявные намеки и мутные оттенки заставляют созерцать и открывают сущность предметов, помогают познать истину бытия: «Всё тихоструйно , тиховейно , Как ветерком занесено, Дымно- легко, мглисто-лилейно Вдруг что-то порхнуло в окно». Так описывает Тютчев первый трепет утреннего света - каждое слово - волшебный намёк. Символизм также стал « поэзией оттенков», противостоящей прежней « поэзии красок». Переступить порог «второго бытия », «слиться с беспредельным», приблизиться к сущности бытия возможно, если представить поэта как мага, «тайновидца и тайнотворца » жизни. Прозреть можно только на миг, важно острое личное переживание, основанное на интуиции. Читаем у Тютчева: «Мотылька полёт незримый Слышен в воздухе ночном …Час тоски невыразимой!.. Всё во мне, и я во всем». Момент прозрения, растворения личности до небытия и в XX веке, например, у В.Соловьева : « Все слилось как бы во сне…». Поэта привлекает не предмет изображения, а « многоцветье впечатлений» (определение В.Соловьева), вызванных в сознании реальностью. Воображение должно воссоздать намеченную мысль автора. Аналогичное понимание сущности поэзии находим у Мережковского: «В поэзии то , что не сказано и мерцает …действует сильнее на сердце, чем то , что выражено словами ».
Тютчев находит подходящие формы для уяснения этого состояния: можно лишь намекнуть, бегло наметить, недосказать. Сливая внешнее и внутреннее, Тютчев может говорить о « румяном, громком восклицанье » утреннего луча, о том, как « душой весны природа ожила» и т.п . Этим объясняется использование многочисленных эпитетов , благодаря которым образы приобретают невесомость , растворяются , утрачивая вещественность : день – « хрустальный », тьма - « гремящая», сон- «волшебно-немой», час- «мертвый»; ряд олицетворений: деревья у него «поют », воздух « растворён любовью », луна « очаровывает мглу» ; странные наречия: край неба « дымно гаснет », всё «тиховейно-тихоструйно …дымно-легко …мглисто-туманно» и т.д..
Не есть ли в этих « смелых» для XIX века тропах начало стремлений символистов оправданно обновить поэтический язык! Ещё сложнее передать ощущение от испытанного « смертной мыслью». «Мысль изречённая есть ложь»,- утверждает Ф.И.Тютчев; ему вторит З.Гиппиус, которая признается: «… для речей единственных Не знаю здешних слов…».
Утверждается субъективная воля поэта – творца, возвышающего его над толпой как пророка – создателя собственного мира: «Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои ... Лишь жить в себе самом умей- Есть целый мир в душе твоей …» у Ф.Тютчева; «Я - бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах …» у Ф.Сологуба; «Я ненавижу человечество .... Моё единое отечество- Моя пустынная душа » у К.Бальмонта; «В своей тюрьме – в себе самом - Ты бедный человек, В любви, и в дружбе, и во всём Один, один навек!..» у З.Гиппиус.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный выше сопоставительный анализ особенностей поэтики Ф.И.Тютчева и представителей символизма указывает на явную близость основных мотивов их творчества. Как видим, произошел поэтический диалог веков (поэзии Тютчева и представителей «новой поэзии» (выражение В.Брюсова)- символизма. Почву для этого подготовил Ф.И. Тютчев, оставив нам « книжку в триста небольших стихотворений», но «эта книжка …Томов премногих тяжелей» (А.Фет).
Гипотеза, выдвинутая в начале данного исследования, получает свое подтверждение: Ф.И.Тютчев - родоначальник, предвозвестник символизма-«поэзии намеков» (выражение В.Я.Брюсова) , его заветы в конце XIX века восприняли истинные последователи, которые попытались приблизиться к совершенству им созданных образцов. В его творчестве были найдены «ключи тайн, растворяющих человечеству двери в Вечность» (В.Я.Брюсов).
Таким образом, тематическая новизна, новизна образной речи, творческие приёмы делают Ф.И.Тютчева одним из величайших мастеров, «учителем поэзии для поэтов», по выражению А. Горнфельда.
В поэзии Ф.И. Тютчева «русский стих достиг той утонченности, той эфирной высоты, которая до него не была известна». (А. Фет ). У него ещё не пройден всецело…: тот круговорот, который от явления ведет к идее, а от идеи- обратно к понятному и просветвлённому явлению… И поэтому Тютчев для немногих». (Ю. Айхенвальд). Для немногих и «зарождающаяся поэзия» - символизм.
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей/ Предисловие В. Крейда.-М.: Республика, 1994.
Аксаков И.С. Федор Иванович Тютчев: Биографический очерк. М.,1996.
Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1880 гг. Компендиум.- Смоленск: Русич, 1994.
Брюсов В. Собрание сочинений. В 7-ми томах. Т.YI. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней. Ф.И.Тютчев. Смысл его творчества. М.,1975.
Горнфельд А. Г. На пороге двойного бытия. Тютчев. Сб. статей /Под ред. А.Л. Волынского. СПб.: Парфенон,1922.
Личность и судьба Ф. Тютчева. Авт.-сост. А. Петров. М.: Изд-во « Культура», 1992.
Мережковский Д. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Из кн.: Лев Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.
Серебряный век русской поэзии/ Сост., вст. ст, примеч. Н.В. Банникова.-М.: Просвещение, 1993.
Серебряный век. Поэзия - М.:АСТ, Олимп, 1996.
Тютчев Ф.И. «О вещая душа моя!»: Стих-я. Переводы. Размышления о поэте.- М.: Школа-Пресс, 1995.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картина реального мира Картина реального мира |
||||
у Ф.И. Тютчева |
у В.Я. Брюсова |
у К.Бальмонта |
у З.Гиппиус |
у Д.Мережковского |
«мир бестелесный», «земли печален вид», «сей мир, туманною и тесной волнений и сует обвитый пеленой», «чуждая земля», «бездушные картины», «тучи жизни громовые», «наш дольний мир, лишенный сна», «земля обгорелая», «оцепенье ледяное», «прах земной ». |
«этот прах : степи, и скалы, и воды», «что-то позорное в мощи природы », «мир бледных желаний и прозы» , «бледно –неверное море», «житейский шум трескучий », «отклик искажённый », «змеиное кольцо», «таинственный сон» . |
«незнакомы со сном, но всегда в полусне», « я победил холодное забвенье, создав мечту свою», «неведомо высшее счастье», «томительно стиснули стены тюрьмы…железное давит кольцо», «стынущие сны», «каменное дно». |
«я вижу только небо», «небо чудо обещает», «небеса унылы», «страшное, грубое, грязное…мы знаем, все будет иначе», «не знаю здешних слов», «слепые давят небеса». |
«тоскуем о не созданных мирах…неведомое чуем», «все кончается смертью, все кончается сном», «бесконечно одиноки», «мир создать понежней», «людям чужд», «голубое небо» , « в небе, зеленом, как лед» , «тенью тени мы живем» . |
картина мира мечты |
||||
«солнце истины в нетленных небесах», «лучший мир », «чертог волшебных добрых фей », «торжественный покой », «лазурь небес», «сей дивный мир». |
«вечен мир мечты » , «томленье волшебной отрады », «полное счастье», «свободный восторг бесстрастья », «тайные мечты », «чистая лазурь », «торжествующие созвучия». |
«мир иной», «я мчусь в мечтах», «аромат солнца», «долина сна», «свободно-воздушна эта ширь вышины», «улыбки и цветы». |
«апельсиновые цветы», «необычайные сны», «праздным желаньем пределов томимся». |
«божественная радость», «счастье, нега». |
4