Комиксы как средство привлечения школьников к чтению художественной литературы

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Комиксы как средство привлечения школьников к чтению художественной литературы

Лубнина Т.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66 (МБОУ СОШ № 66)
Клишина Н.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66 (МБОУ СОШ № 66)
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

С развитием информационной среды ХХI века внимание к книге и к чтению в целом незаслуженно уменьшается. Интерес детей к художественной литературе снизился, а вопрос о способах привлечения детей к чтению встал особенно остро.

Вместо проведения свободного времени с книгой дети зачастую выбирают досуг за мониторам компьютера, погружаясь в миры компьютерных игр или же в виртуальное общение по средствам социальных сетей. Данная тенденция не может не отразиться на успеваемость обучающихся, в частности по предмету литература. Проблемой недостаточной сформированности читательской компетенции личности занимались многие выдающиеся учёные-лингвисты (Вальдгард С.Л., Галактионова Т.Г. Кушнир A.M., Маркевич О.А. и др.).

«Информационные технологий предлагают новые средства привлечения внимания детей к художественному миру литературных героев, такие как: электронные книги, буктрейлеры и др.»[1]. В особую группу выделяются формы и жанры литературы, способствующие развитию интереса к чтению художественных произведений. Одним из таких жанров является комикс (от англ. comic «смешной») – рисованная история, рассказ в картинках. Жанр сочетает в себе черты таких видов искусства, как литературное и изобразительное. Особой популяризацией комикса как особого жанра литературы и обусловлена актуальность выбранной нами темы.

Объект исследования: повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Предмет исследования: комиксы как жанр литературы.

Цель: изучить влияние комиксов на читательскую компетенцию ученика на примере знакомства обучающихся с повестью А. С. Пушкина

«Станционный смотритель».

Задачи:

рассмотреть понятие «комиксы»;

выявить особенности комикса как жанра современной литературы;

изучить композиционные и сюжетные особенности повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»;

представить сцену повести «Станционный смотритель» в форме комикса;

проанализировать привлечение внимания к художественной литературе по средствам комиксов.

Данная работа состоит из Введения, теоретической части, которая включает в себя два параграфа и практической части, где представлен процесс создания отрывка комикса по произведению А. С. Пушкина «Станционный смотритель», а также списка литературы и приложений.

Глава 1.Комикс как передовое направление развития

современной литературы

Становление комикса как отдельного жанра литературы

Человечество с ранних времен использовало иллюстрации для создания связного повествования, будь то египетские иероглифы, греческие фрески или средневековые гобелены. С традиционными для нас комиксами их объединяет то, что через рисунки зрителю рассказывалась некая история, обладающая собственным сюжетом, героями и т.д. Однако от того, что мы сейчас понимаем под комиксами, эти произведения древнего искусства бесконечно далеки. Необходимо рассмотреть историю, которую прошли комиксы, двигаясь от наскальных рисунков к формату, привычному для XX-XXI века.

Долгое время иллюстрации выступали только в качестве дополнения к основному тексту (что было связано, в том числе с уровнем технологий – текст оказывался намного проще для рукописного, а впоследствии и для типографского воспроизведения). История комиксов в современном понимании этого слова берёт начало в середине XVIII века. «Появление комиксов тесно связано с политической и социальной жизнью общества, если прежде иллюстрациями сопровождались в основном религиозные тексты, то авторы Эпохи Просвещения начали рисовать сатиру и юмор»[3]. Одним из таких авторов стал английский художник и иллюстратор Уильям Хогарт. Стремясь обличить пороки современного общества, Хогарт создавал целые циклы картин и гравюр, объединённых общей историей, например, «Карьеру мота» и «Модный брак».

Лишь в первой половине XIX века были опубликованы несколько произведений, считающихся родоначальниками современных комиксов. 

В первую очередь речь идет о двух авторах. Первый – английский карикатурист и живописец Томас Роулендсон. Его называют отцом газетного комикса, так как именно в газетах с 1812 по 1821 год публиковались его истории о докторе Синтаксисе, которые после смерти автора были собраны в один том.

Второй знаковый в истории происхождения комиксов художник – швейцарец Родольф Тёпфер. Нарисованные им «Приключения мистера Обадаи Олдбака» были опубликованы в 1833 году, в дальнейшем они были переведены на различные языки и распространились по миру.

Следующий качественный скачок в истории возникновения комиксов связывают с развитием полиграфической техники и технологий.

Один из таких значительных шагов – появление цветной печати. «Считается, что первый цветной комикс был опубликован в самом конце XIX века Джозефом Пулитцером»[6]. Как издатель и редактор он уделял значительное внимание не только тексту, но и изображением. Раскрашенные картинки читателям пришлись по душе больше, чем черно-белые, поэтому этот концепт быстро распространился по всему миру.

До 1929 года комиксы шли исключительно как дополнение к уже существующим газетам и журналам и их нельзя было купить отдельно, но в 1929 году ситуация поменялась – в издательстве Dell вышел первый номер журнала Funnies, в котором перепечатывались лучшие газетные истории. Спустя пять лет издатели принялись печатать в журналах и оригинальные рассказы, а в 1938 году рынок комиксов изменился навсегда с выходом первого номера Action Comics, на обложке которого красовался один из самых культовых комиксных героев всех времён – Супермен. С его появлением началась эра, которую позже назовут «Золотым веком комиксов [9].

В начале пятидесятых годов, с массовым распространением телевидения, популярность комиксов пошла на спад. Практически все истории о супергероях увяли в начале пятидесятых годов, на смену им пришли вестерн, научная фантастика, мистика, детектив и романтика. Но и эти жанры оказались под угрозой исчезновения. В 1954 году психиатр Фредрик Вертам авторитетно заявил, что комиксы дурно влияют на молодёжь, ведут к росту подростковой преступности и сотням других грехов. «Под влиянием общественности издатели были вынуждены выпустить специальный Кодекс Комиксов, который чётко прописывал запретные и разрешённые темы» [10]. Появление Кодекса на корню уничтожило детективные комиксы и ужастики, привело к закрытию ряда издательств и косвенно повлияло на ренессанс супергеройского жанра, который с началом шестидесятых годов начал активно развиваться и на долгие годы завоевал лидирующее место на рынке. К Бэтмену и Супермену, одним из немногих героев, уцелевших со времен Золотого века комиксов, добавились Флэш, Зелёный фонарь, Человек-Паук, Мстители, Тор, Железный человек, доктор Стрэндж, Фантастическая четвёрка и многие другие культовые персонажи.

С середины девяностых годов появился «новый вид комиксов – веб-комиксы. Так стали называть стрипы, публикующиеся в Интернете, зачастую на специализированных ресурсах» [8] . Веб-комиксы завоевали популярность благодаря легкости доступа, отсутствию привязки к бумаге, удобству и открывающимся возможностям наподобие бесконечного холста, на котором художник может развивать свою историю невообразимо долго.

Следует отметить «влияние комиксов на общественное сознание уже с первых дней их появления на потребительском рынке продуктов массовой культуры» [4]. Особенно отличительной является направленность комиксов середины ХХ века, когда комиксы носили агитационно-пропагандистский и культурно-просветительский характер и издавались зачастую с целью повышения эффективности воздействия на сознание масс.

Так, например, одним из положительных персонифицированных персонажей на протяжении всей истории советских комиксов выступал советский солдат. Самым ярким примером положительного героя в лице советского солдата являлся Вася Теркин. Вася Теркин в некоторой степени напоминал супергероя американских комиксов Капитана Америка. Каждый из персонажей представлял собой мобилизующий символ надежного защитника своей родины. Вася Теркин, являвшийся идеализированным образом советского солдата, был наделен только положительными чертами. Он отличный боец, меткий стрелок, сильный, ловкий, смекалистый, чистоплотный. Предполагалось, что юные читатели будут гордиться Васей Теркиным, стараться быть похожими на него.

Следует отметить ярко выраженный образовательный характер советских комиксов. По сравнению с американскими и европейскими комиксами отечественные комиксы, целевой аудиторией которых были дети и подростки, гораздо чаще выполняли образовательную функцию. Образовательные комиксы печатались в таких журналах, как «Юный техник», «Пионер». Эти комиксы имели целью научить детей готовить разные поделки, выполнять небольшие ремонтные работы в доме, мастерить простые приборы, призванные облегчить жизнь советского человека. Наряду с образовательной функцией советские комиксы выполняли и воспитательную функцию, которая имела целью формировать духовно-нравственные ценности человека новой социалистической общности.

Таким образом, говоря о направленности комиксов как жанра литературы, нельзя утверждать, что комикс в своей основе содержит лишь развлекательные ориентиры. Даже в тех комиксах, которые принято считать развлекательными, поднимаются очень важные, порой философские вопросы, в процессе поиска ответов на которые, читатель может многое понять об устройстве жизни и отношениях между людьми в целом.

Структурно-содержательная специфика комиксов

Вкладывая реплики в уста персонажей, автор такого вида художественно-литературного творчества, как комикс, преследует особую цель, заключающуюся в передаче устной речи на письме. В связи с этим, «несмотря на то, что комикс занимает определенное место среди письменных жанров, по ряду признаков он приближается к устной форме коммуникации. Это связано и с ограниченностью пространства кадра, внутри которого располагаются реплики персонажей»[12]. Необходимость разместить в одном кадре изображение героев, их окружение (декорации), а также филактер с текстом, накладывает ограничения на длину реплик, в результате чего в речи персонажей комикса исключаются громоздкие фразы и сложный синтаксис. «И если в таких смежных типах искусства, как мультфильм и кинофильм, ограничивающим фактором становится время, то в комиксе им является пространство» [11].

Стоит заметить, что «синтаксическая структура текстов комиксов также обладает относительной простотой и максимально приближена к разговорному языку как наиболее легкому для восприятия» в связи с тем, что комиксы являются развлекательным жанром» [13]. Речь героев диалогична, и автор стремится сделать их высказывания наиболее краткими и емкими. Рисунок также помогает достичь этого эффекта, т.к. в нем содержится большое количество информации, не выраженной словами.

Также «синтаксическая специфика комикса определяется его эмоционально-окрашенным, непринужденным характером, ситуативностью, спонтанностью», а также тем, что он выступает в диалогической форме общения, при которой речь характеризуется сравнительно быстрым темпом[15].

Указанные стилевые черты ведут к экономии языковых черт, языковой компрессии, под которой понимается «сокращение количества языковых единиц (фонем, слов и т.п.).

Стоит заметить, что «комикс является текстом с полной креолизацией», так как он характеризуется высокой степенью спаянности обоих элементов, которые воспринимаются как единое целое[2].

Вербальный компонент комикса состоит из текста, который представляет собой речь персонажа или авторскую речь (многочисленные комментарии, заголовки).

Невербальный компонент составляет графику комикса (последовательность рисунков, каждый из которых обрамлен рамкой и образует кадр) и параграфику, транслирующую фоновую, дополнительную информацию, выступающую в роли буквенного текста и участвующую в создании экспрессивности и эмотивности комикса, а также создающую анимацию графической части. «Взаимодействие данных компонентов (вербального и иконического) обеспечивает целостность и связанность комикса, его коммуникативный эффект» [7].

Комиксы, как и любой литературный жанр, имеет отличительную структуру:

1.Обложка

Передаёт основной смысл комикса. Помимо рисунка на обложке могут находиться: название, эмблема фирмы, цена, реклама, дата, подписи художников. Обложка может находиться на двух листах, правая сторона обложки «лицевая», левая «тыльная».

2. Фронтиспис

Рисунок перед титульным листом. Даёт читателю возможность больше узнать о комиксе.

3. Титульный лист

На нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов, художников, контуровщиков и т. д. Может сопровождаться небольшими иллюстрациями.

4. Основная часть

Страницы, количество которых неограниченно, но в стандартных комиксах их от 20 до 40.

5. Pin-up page 

Дополнительные рисунки от основных художников или от других людей, имеющих какое-то отношение к комиксу, например, альтернативные варианты обложек.

Можно считать комикс особым форматом изложения историй. Эти истории могут характеризоваться разными содержательными особенностями, поэтому существует множество различных жанров комикса.

Всё чаще интересует читателей адаптация литературной классики под жанр комиксов. Например, французский комикс «Игрок», нарисованный по мотивам произведения Ф. М. Достоевского.

Такого рода комиксы способствует развитию интереса обучающихся к художественной литературе, а также повышают мотивацию при выполнении комплексного анализа текста, что способствует более тщательному погружению читателя в художественное пространство произведения. Данное утверждение и будет нами доказано во второй главе исследовательской работы.

Также в формате комикса существуют такие жанры, как научная фантастика, военная тематика, подростковый юмор, криминал, вестерн и многие другие.

Таким образом, в первой главе нашего исследования мы рассмотрели теоретические основы темы, изучили историю происхождения комиксов и становление данного жанра как литературного, а также выделили структурно-содержательные и языковые особенности комиксов.

Глава 2. Создание комикса по мотивам А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

2.1. Методические обоснования выбора литературного произведения

После знакомства с перечнем изучаемой литературы в седьмых классах, необходимо было выбрать произведение, которое будет ярко демонстрировать возможность представить литературное произведение в качестве комикса (отрывка). Мы остановили свой выбор на одной из самых интересных, на наш взгляд, повести А. С. Пушкина (русского поэта, драматурга и прозаика, заложившего основы русского реалистического направления, критика и теоретика литературы, историка, публициста; величайшего литературного деятеля первой трети XIX века) – «Станционный смотритель». Данное произведение входит в цикл повестей «О покойном Иване Васильевиче Белкине». Наш выбор обусловлен рядом жанровых, композиционных и содержательных особенностей данного произведения, которые будут рассмотрены далее.

1. Жанровые особенности

«Станционный смотритель» является повестью – литературным прозаическим  жанром, занимающим по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом

Для создания комикса характерный текстовый объём является оптимальным, т.к. из-за достаточно небольшого объёма можно подробнее представить сюжетные детали произведения, что будет способствовать высокой заинтересованности читателя к художественному произведению.

Сюжет повести практически всегда сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. «Побочные сюжетные линии в повести, как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства»[14]. Данные особенности позволяют ярко представить художественные образы немногочисленных героев и события с четкими временными границами.

2. Композиционные особенности

Повесть построена довольно сложно. Повествование ведется от имени двух рассказчиков - Ивана Петровича Белкина и станционного смотрителя Самсона Вырина. Иван Петрович Белкин рассказывает об одном случае, который он узнал во время своих длительных путешествий и свидетелем которого отчасти стал. А Самсон Вырин повествует грустную историю своей жизни. И в том, и в другом случае - это воспоминания.

Сюжет можно разделить на три композиционные части.

Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, о пренебрежительном отношении к ним. Далее, повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным, и его дочерью Дуней.

Во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнает от старика Вырина о судьбе его дочери. Используя различные художественные средства, в этом случае лубочные картинки, изображающие возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все его мысли и страдания, человека, которого покинула любимая дочь. Именно данный фрагмент было решено взять за основу фрагмента комикса, для того, чтобы привлечь внимание к сюжету литературного произведения.

Третий приезд рассказчика является эпилогом этой истории, закончившейся трагической развязкой. Самсон Вырин не смог пережить предательства дочери. Тревога за ее судьбу, постоянные переживания, слишком сильно подействовали на смотрителя. Он начал пить, и вскоре умер, не дождавшись возвращения дочери. Дуня всё же приезжала, плакала на могиле отца и снова уехала.

Чёткое деление произведения на смысловые части позволяет создать «раскадровку» сцен при создании комикса.

3. Сюжетные особенности

Эта повесть является первым произведением, начинающим тему «маленьких людей» в русской литературе. Пушкин достоверно описывает жизнь и быт таких людей, нужных, но незаметных. Людей, которых безнаказанно можно оскорблять и унижать, совершенно не думая о том, что это живые люди, у которых есть сердце и душа, которые также, как и все, могут чувствовать и страдать.

Исходя из цели данной работы, перед нами стояла задача создать социально-направленный комикс, которой будет развивать интерес обучающихся к литературе. Для того чтобы сделать вывод о возможности привлечения внимания учеников к художественным произведениям через комикс, нами был поставлен эксперимент, участниками которого стали обучающиеся 7-х классов (7а,7б) МБОУ СОШ № 66.

Перед изучением литературного произведения 7а классу не был предоставлен фрагмент комикса по произведению «Станционный смотритель», 7б – был. В результате 7 б класс показал наибольшую заинтересованность в произведении. Наш вывод доказывают положительные результаты деятельности обучающихся (оценки) на уроках литературы.

2.2. Процесс создания фрагмента комикса по произведению А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

За последнее десятилетие русский комикс добился многого. Появились тематические издательства, магазины и фестивали, вокруг которых объединяются авторы и читатели. Центры притяжения образуются в Санкт-Петербурге, Москве, Тюмени, Екатеринбурге, Иркутске. А слово «комиксист» вполне может означать профессию, желаемую и творческую.

Индустрия образования для «комиксистов» в России развивается быстро, но не так давно. Большинство уже известных авторов – самоучки, которые осваивали сценарий и рисунок своими силами. Или попали в комиксы из других сфер – компьютерных игр, иллюстрации, дизайна, анимации. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек, обладая желанием и определённым набором возможностей, может попробовать себя в данной творческой отрасли.

Однако стоит помнить, что создание комикса – это очень кропотливая работа, которая требует от человека комплексного подхода. Не стоит зацикливаться на мелочах, необходимо стараться воспринимать все этапы подготовки и работы одинаково, потому что комикс – это совокупность всех его частей, а не только рисунок или его сюжет.

Перед тем как приступить к созданию комикса, необходимо определить по средствам чего он будет создан. Комикс может быть нарисован от руки, при помощи электронных устройств, или же созданию могут поспособствовать специальные компьютерные приложения.

Если вы традиционный художник, то вам нужно пространство с хорошим освещением и просторным столом, где вы сможете работать. Если вы желаете создать цветной комикс вам необходимо иметь набор цветных карандашей, простой карандаш, линейку, ластик. Многие придерживаются традиционного формата изображений, поэтому предпочитают черно-белый формат, тогда ваш запас инструментов может ограничиться простым карандашом и ластиком.

Кто занимается созданием комиксов на профессиональном уровне, используют в своей деятельности специальные компьютерные программы (Creaza сartoonist, Comic life 3, Pixton, Make beliefs comix и др.). Однако большинство из таких программ платные и требуют высокого навыка владения компьютерным обеспеченьем, поэтому не каждому пользователю этот способ будет удобен.

Т.к. мы не являемся профессиональными художниками и не обладаем высокими навыками владения компьютерными средствами, при создании фрагмента комикса по произведению А. С. Пушкина «Станционный смотритель» мы использовали специальный графический планшет модели  HUION H950P.

Графический планшет (от англ. graphics tablet ) – это устройство для ввода информации, созданной от руки, непосредственно в компьютер. Состоит из пера (стилуса) и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера.

Графические планшеты применяются как для создания изображений на компьютере способом, максимально приближённым к тому, как создаются изображения на бумаге, так и для обычной работы с интерфейсами, не требующими относительного ввода (хотя ввод относительных перемещений с помощью планшета и возможен, но зачастую неудобен).

Кроме того, их удобно использовать для переноса (отрисовки) уже готовых изображений в компьютер.

Некоторые программы мгновенного обмена сообщениями (например, MSN Messenger и Skype ) позволяют пользователю, имеющему графический планшет, интерактивно демонстрировать рисуемое абоненту на другом конце.

Прежде чем вводить данные на планшет, необходимо детально продумать образы героев, реплики персонажей, фон сцены, которая будет представлена в комиксе (в нашем случае во фрагменте). За основу всех изображений комикса мы взяли описания, которые А. С. Пушкин представляет в своём произведении (портрет, фразы из текста, интерьер). Помимо исходного текста в качестве наглядности нам помог кинофильм С. Соловьева (реж.), снятый по мотив повести «Станционный смотритель» в 1972 г.

Процесс создания происходил методом перенесения изображений с планшета в компьютерные данные. Поскольку создание даже фрагмента комикса – задача кропотливая и требует высокого уровня концентрированности, чтобы не потерять интерес к творческой деятельности, мы ограничили свою работу двумя часами в день на протяжении трёх недель.

В результате нашей деятельности получился комикс, который в дальнейшем был продемонстрирован семиклассникам в качестве фрагмента литературного произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (Приложение 1). Данная работа помогла заинтересовать обучающихся 7б класса. Оценки, полученные ими на уроках литературы, связанные с произведением, свидетельствуют о том, что 87% учеников прочитали произведение в полном объёме и были заинтересованы в сюжете повести. Данный процент выше процента качественной успеваемости учеников 7а по литературе в период изучения повести «Станционный смотритель», которому не был продемонстрирован фрагмент комикса. На основании этого можно сделать вывод, что продукт нашей деятельности является одним из средств привлечения школьников к чтению художественной литературы.

Заключение

В данной исследовательской работе мы изучили исторические особенности развития комиксов и становление данного жанра как литературного. Рассмотрение основных признаков комикса как литературного жанра указывает на возможность посредствам данного вида творчества привлечь внимание школьников к чтению художественных произведений. Заметим, что стоять в одном ряду или заменить уже существующие жанры литературы комикс всё же не может, ввиду полной креолизованности текстового материала. Однако данный факт не мешает многим выдающимся исследователям-лингвистам обращаться к жанру комикс как к предмету филологического анализа.

Целью исследования стояло доказать, что комикс способен развить читательскую компетенцию ученика, что было подтверждено результатами эксперимента среди обучающихся седьмых классов МБОУ СОШ № 66.

Для успешной реализации эксперимента нами было выбрано произведение А. С. Пушкина «Станционный смотритель» как пример представления художественного текста в форме комикса. На данном этапе работы самым сложным оказалось произвести сюжетно-композиционный анализ текста для методического обоснования выбора произведения. Продуктом нашего исследования стал фрагмент комикса по повести «Станционный смотритель», знакомство с которым послужило успешной мотивацией обучающихся к знакомству с повестью А. С. Пушкина в полном объеме.

Таким образом, комикс адаптируется к современному миру и продолжает развиваться, сохраняя свои традиции и приобретая новые черты, в соответствии со стремлениями передовой части общества выражать в массовой культуре не только свои эмоции и настроения, но и гораздо более богатую палитру своих чувств и идей. При всем разнообразии форм массовой литературы именно комикс может транслировать базовые ценности, т. к. ставит перед собой задачу развивать, духовно обогащать человека внутренними убеждениями.

Перспективой дальнейшего исследования работы считаем возможность представления полного комикса на основе более объемного литературного жанра.

В результате всего вышеизложенного считаем цель и задачи данного исследования достигнутыми.

Список литературы:

Алтухова, Т. В. Соотношение элементов устной и письменной речи в виртуальной коммуникации / Т. В. Алтухова. // Сибирский филологический журнал. - 2012. - №1. - С. 150-154.

Анисимова Е. Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы) / Е. Е. Анисимова. // Филологические науки. - 1996. -№5. - С. 74-85.

Воронина, Р. В. Комикс как особый жанр детской литературы / Р. В. Воронина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/28195633-Komiks-kak-osobyy-zhanr-detskoyliteratury.html

Ворошилова, М. Б. Креолизованный текст в политическом дискурсе / М. Б. Ворошилова. // Политическая лингвистика. - 2007. - №3 (23). - С. 73-78.

Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 139 с.

Григорьева, Н. Ю. Комикс как креолизованный текст / Н. Ю. Григорьева. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2013. - №1. - С. 109-111.

Гринберг, И. С. Проблема хронотопа в комиксе // Человек в мире культуры. - 2013. - №3. - С. 51-58.

Кайгородов, И. В. Литература в современном обществе / И. В. Кайгородов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/proekt-po-npk-sovremennaia-literatura.html.

 Козлов, Е. В. Коммуникативность комикса в текстуальном и семиотическом аспектах: автореф. дис. ... канд. ф. наук: 10.02.19. - Волгоград, 1999. - 19 с.

Коларькова, А. В. Комикс как передовое направление развития современной фантастической литературы / А. В. Коларькова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philology.snauka.ru/2014/05/815.

Лутовинова, О. В. Интернет как новая «устно-письменная форма коммуникации» / О. В. Лутовинова. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 71. - С. 58-65.

Нефедова, Л. А. Когнитивные особенности комикса как креолизованного текста [Текст] / Л. А. Нефедова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Лингвистика. - 2010. - № 1 (117). - С. 4-9.

Старикова, Н. П. Комикс на уроке литературы / Н. П. Старикова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://journals.susu.ru/lcc/article/view/673/782.

Фрумкин, К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста / К. Г. Фрумкин [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_clip.htm

Цветкова, Б. Л. Массовая литература как культурный феномен / Б. Л. Цветкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-literatura-kak-kulturnyy-fenomen.

Черняк, М. А. Массовая литература конца ХХ - начала XXI века: технология или поэтика? / М. А. Черняк [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7massovaya-literatura-kontsa-hh-nachala-hhi-veka-tehnologiya-ili-poetika

Приложение 1.

Просмотров работы: 1776