ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТИ БЕЛОВСКОГО ПИСАТЕЛЯ В.Я. УСТЬЯНЦЕВА «ЭХО ДАЛЕКИХ ЛЕТ»

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТИ БЕЛОВСКОГО ПИСАТЕЛЯ В.Я. УСТЬЯНЦЕВА «ЭХО ДАЛЕКИХ ЛЕТ»

Белова А.С. 1
1Муниципальное буджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 города Белово»
Белова О.А. 1
1Муниципальное буджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 города Белово»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На уроках литературы школьникам предлагаются для изучения произведения либо классиков, либо писателей XX века. И совсем мало, чаще всего на внеклассных мероприятиях, происходит знакомство с творчеством писателей-земляков. Учащиеся называют эти фамилии с трудом. Вот и анкетирование, проведенное среди учащихся школы №16 города Белово, показало, что фамилии известных кузбасских поэтов и писателей могут назвать лишь 43% опрошенных, и 30 % могут назвать фамилии беловских поэтов и писателей. (Приложение 1, диаграммы 1,2) Ребята отметили, что возможность познакомиться с этими писателями им представилась через выставки в библиотеке и внеклассные мероприятия в школе. Среди местных писателей большинство респондентов, ссылаясь на проведенное в прошлом учебном году в школе мероприятие, указало имя В.Я.Устьянцева и его сборники очерков «Звездный период», «Судьбы», «След на земле». К этим книгам обращаются учителя и юные исследователи, авторы работ по краеведению, когда им необходимо найти информацию, касающуюся истории поселка Инской. И никто из опрошенных не ответил положительно на вопрос анкеты, «читали ли вы произведение В.Я.Устьянцева «Эхо далеких лет», которое, по словам самого автора, адресовано именно школьникам. Но учащиеся высказали желание узнать о писателе-земляке больше, познакомиться с его произведением.

Из этого и вытекает актуальность предпринятого исследования. Она продиктована необходимостью собрать и изучить биографические данные В.Я.Устьянцева, проанализировать его произведение «Эхо далеких лет» и познакомить учащихся с ним.

Цель работы: Выявление художественно-эстетического своеобразия произведения беловского писателя В.Я.Устьянцева «Эхо далеких лет».

Задачи:

1. Описать биографию и личность писателя В.Я.Устьянцева.

2. Изучить подходы к анализу литературного произведения.

3.Определить жанрово-стилистическую принадлежность произведения В.Я.Устьянцева;

4. Провести художественный анализ произведения «Эхо далеких лет».

В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее утверждение: произведение В.Я.Устьянцева является повестью, которая обладает художественно-эстетической ценностью и пригодна для изучения в школьной программе по литературе в рамках регионального компонента.

Объект исследования: произведение беловского писателяВ.Я.Устьянцева «Эхо далеких лет».

Предмет исследования: жанрово-стилистическое и художественно-эстетическое своеобразие произведения.

Методы исследования: анкетирование, анализ анкетных данных, беседа, интервью, анализ художественного текста.

Новизна исследования  заключается в том, что данная работа является первым опытом изучения и анализа произведения В.Я.Устьянцева «Эхо далеких лет».

1. Биографический метод изучения личности

Чтобы дать характеристику человеку, определить его характер, нужно многое знать о его жизни. Одним из способов исследования жизненного пути человека является анализ биографии. Биография (греч. bios - жизнь и grafo - пишу; жизнеописание) - последовательное изображение жизни кого-либо от рождения его до смерти. 

В науке применяют биографический метод исследования – это описание жизненного пути человека, которое основывается на различных документах, источниках, продуктах профессиональной деятельности, письмах, дневниках, воспоминаниях родных, близких, современников. Чтобы изучить и описать биографию человека, необходимо обратиться к различным источникам биографических данных. Источниками биографических данных являются: 1) сам герой исследования;

2) люди, знающие или знавшие его близко;

3) личные вещи героя исследования;

4) продукты его деятельности;

5) исторические или литературные источники;

6) материалы, в которых зафиксирована информация о личной жизни (семейный архив, переписка, публикации, характеристики).

В своем исследовании мы опираемся на мнение психологов о том, что личность человека складывается в процессе жизненного пути. В работах Н.А.Рыбникова, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьевой отразился такой подход: анализ личности через ее жизненный путь. То есть, сущность биографического метода состоит в том, чтобы выяснить, из каких событий жизни и при помощи чего формируется личность и как она в дальнейшем строит судьбу. Для такого анализа необходимо выявить значимые для данной личности события, выстроить их связь. [1] Именно личностные качества человека влияют на выбранную им деятельность и отношение к этой деятельности. Поэтому изучая деятельность человека, в первую очередь необходимо узнать его личность и биографию.

2.Биография В.Я.Устьянцева

Виктор Яковлевич Устьянцев родился 27 мая 1932 года в городе Курган. (Приложение 4, фото 3) В семье было двое детей. Отец, Яков Алексеевич, работал машинистом паровоза. В 1936 году за проезд контрольного столбика на железной дороге отец был осужден на 10 лет.

Мать, с детьми переехала в город Ленинск-Кузнецкий к родителям мужа. (Приложение 3, фото 1) Там Виктор Яковлевич, тогда еще совсем маленький мальчик, получил тяжелую травму позвоночника и оказался прикован к постели. Чтобы устроить сына на лечение, Пелагея Гавриловна едет в Москву, но получает отказ. И только после письма И.В. Сталину, проблема решается, и Виктора Яковлевича отправляют на лечение в ялтинский костно-туберкулезный санаторий. С 1938 он проходит курс лечения в Крыму, потом на Северном Кавказе. (Приложение 3, фото 2)

В это время началась Великая Отечественная война. С первых дней войны Ялту бомбили почти ежедневно. Детей эвакуировали на корабле в Туапсе, а затем в Теберду на Северном Кавказе. Там дети попали в немецкую оккупацию. Почти восемь месяцев испытывали больные дети голод, холод и постоянный страх. Кто-то погиб от голода, кого-то умертвили фашисты в душегубках. Перед отступлением, фашисты попытались взорвать санаторий, но им помешали партизаны. После освобождения Кавказа в 1943 году и эвакуации жил с родителями в Ленинске-Кузнецком, потом в Комсомольске-на-Амуре.

В своей жизни Виктор Яковлевич Устьянцев познал много профессий, много городов в разных точках Советского Союза. В детские, подростковые годы жил с родителями в Комсомольске-на-Амуре, Монголии, Красноярске, Ангарске, Белово.

Работать начал в 1949 году в Монголии, куда судьба забросила отца-железнодорожника. Устроился в депо токарем. Потом в Казахстане в геологической партии был буровым рабочим, работал электриком в Свердловске.

Учился в Юргинском механическом техникуме, пытался поступить в Свердловский университет (но достаточных знаний при частых переездах не было), окончил курсы буровых мастеров в Свердловске и там же техническое училище при заводе. Потом учился в Кемеровский педагогическом институте заочно. Но не окончил его по семейным обстоятельствам. Беловский энергостроительный техникум закончил заочно.

С 1960 года начал работать на строительстве, а потом и эксплуатации Беловской ГРЭС, всего отработал 18 лет, затем инспектором в Энергонадзоре, энергетиком на разрезе «Колмогоровский». Последнее место работы и должность – угольный разрез «Колмогоровский», энергетик. [8]

Свою вторую половинку, Екатерину Николаевну, Виктор Яковлевич встретил в уральском селе. (Приложение 3, фото 4,5) Ее судьба так же трудна, как и судьбы многих детей, переживших Великую Отечественную войну. Отец её погиб на войне, место захоронения неизвестно. Мать немцы повесили под Псковом на глазах детей (она была коммунистом). Детей, двух сестёр и братика-младенца, люди спасли и переправили в глубокий тыл. Братик потом так и не нашёлся, а младшую сестрёнку супруга Виктора Яковлевича отыскала спустя много лет.

Мы обратились к заведующей библиотекой семейного чтения поселка Инской Калининой Марине Александровне, чтобы узнать о личностных качествах В.Я.Устьянцева, так как он активно сотрудничает с библиотекой, является постоянным читателем. Марина Александровна дала следующую характеристику: «Виктор Яковлевич – человек достаточно закрытый, не слишком любит говорить о себе и своей жизни, он очень скромен. Но он обязателен и пунктуален, на его обещание всегда можно положиться. Он очень целеустремленный, по-хорошему дотошный человек и настоящий патриот Инского». [9] Из личного знакомства с этим человеком сложилось впечатление, что он очень ответственный, культурный и уважительный, благородный и отзывчивый человек. Именно эти качества часто отражаются и у героев его произведений. [8] (Приложение 3, фото 7)

3. Творчество В.Я.Устьянцева

В.Я.Устьянцев опубликовал 9 книг. Среди них есть книги, посвященные истории поселка Инской и его людям: «Звездный период», «Судьбы», «След на земле». (Приложение 4, фото 8,9,10) Они представляют собой сборники очерков, рассказов, зарисовок. Эти книги основаны на воспоминаниях героев, наблюдениях и воспоминаниях автора, материалах периодической печати, в том числе газеты «Луч Ильича». Кроме того автор отсылает к документальным книгам «25 лет Стройуправлению Беловской ГРЭС» М.Кочнева и «Плюс Беловская ГРЭС» Л.Лернера, И.Ляха, М.Сафронова. [8].

В.Я.Устьянцев пишет стихи. По словам автора, он очень рано, будучи еще в оккупации прикованным к больничной постели, сочинил свое первое стихотворение «Русалочка». Всего он опубликовал 5 сборников стихотворений: «Простите, чайки!», «Экспромты на ветру», «Праздник на час», «Рифмы на дорогах», «Ожиданья». (Приложение 2)

Среди книг Устьянцева одно художественное произведение – «Эхо далеких лет». Сам автор определил жанр как повесть в двух частях. Книга вышла в свет в 204 году. [7] (Приложение 4, фото 11)

Каждая книга Устьянцева оформлена и иллюстрирована самим автором. (Приложение 6) Виктор Яковлевич с детства увлекается рисованием. Иллюстрации отражают достопримечательности поселка Инской: культурный центр «Инской», здание Беловской ГРЭС, опоры ЛЭП и т.п. Кроме того, книги содержат богатый фотоархив. В исторических фотографиях запечатлено то, что было до строительства поселка и заводнения поймы реки Иня, а так же будни строительства Беловской ГРЭС. (Приложение 5, фото 14,15,16)

4.Основы анализа художественного произведения

Необходимость анализа художественного произведения продиктована тем, что без анализа понимание текста будет неполным. Но проблема анализа литературного произведения – это одна из сложных проблем литературоведения. Основную методику анализа при изучении художественных произведений, разработал их В.Г.Маранцман в 70-80-е годы XX века. [3,6]. В данной работе предпринимается попытка провести элементы целостного анализа произведения «Эхо далеких лет», что подготовит почву для дальнейшего его изучения.

Для того чтобы приступить к анализу художественного произведения, необходимо дать определение задействованных при анализе терминов и понятий. При определении жанра произведения мы опираемся на определение повести, данное в книге «Поэтика: словарь актуальных терминов» под редакцией Н.Д.Тамарченко. [4] Словарь так определяет повесть: повесть – одна из жанровых разновидностей средней эпической прозы, которая имеет ряд отличительных признаков. Основными признаками повести являются следующие: наличие ситуации испытания героя и поступка героя как результата его этического выбора, оценочная направленность повествования, серьезность, неравноценность изображенного мира действительности, извлечение из рассказанной истории жизненных уроков.

Сюжет – это ход событий, развитие действия в повествовательных произведениях. Современные писатели стремятся к свободной сюжетной форме, для них интересна форма исповеди, воспоминаний. То есть современные писатели используют разнообразные приемы построения сюжета, что дает больше возможностей для творчества. [2]

Герой – это действующее в художественном произведении лицо, с отчётливыми чертами характера и поведения, отношение которого к другим действующим лицам и жизненным явлениям показано в произведении. [2]

5.Анализ книги В.Я.Устьянцева «Эхо далеких лет»

Определения жанра своего произведения дал сам автор, В.Я.устьянцев. Он определил его как повесть в двух частях. Так же и автор вступительной статьи книги, Член Союза писателей России, Валентин Махалов, назвал «Эхо далеких лет» повестью. [7]

При определении жанра мы, как уже говорилось выше, используем определение из книги «Поэтика: словарь актуальных терминов» под редакцией Н.Д.Тамарченко и видим черты повести, которые проявляются в области события, «о котором рассказывается», где доминирует ситуация испытания героя. В произведении, действительно, очень много ситуаций, в которых происходит испытание героя. Это необходимость непрестанно пилить корни, чтобы натопить продуваемую ветрами избушку-засыпуху, невзирая на слабость от голода. Необходимость молчать и не высказывать своих патриотических чувств во время оккупации. Стремление выжить во враждебной среде в приемнике-распределителе. Бедность, болезнь и многое другое. В области «события рассказывания», характерного повести, прослеживается оценочная направленность произведения. Через нравственную позицию героя, автор доносит до читателя главную мысль произведения. Основные события происходят с героем, переосмысливаются им. Кроме того, произведение В.Я.Устьянцева основано на реальных исторических событиях 40-х годов 20 века. В ней отражены реалии быта: избушка-засыпуха, землянка, буржуйка, лучина и др. (Приложение 6, рис. 1,3) Все это говорит о том, что «Эхо далеких лет» действительно повесть.

Основной конфликт произведения состоит в несовпадении внутреннего мира героя, его состояния со средой. Мечтательный, восприимчивый к красоте подросток, Сережа Деревцов, живет в условиях, говоря современным языком официальных документов, не пригодных для проживания. Он переживает свое положение, старается забыть горести. Для этого придумал свой способ: изложил все на бумаге, тетрадь спрятал, и больше никогда к ней не обращался.

Сюжет повести не отличается особой сложностью. Жизнь героя изложена последовательно и охватывает два года его жизни. Но автор погружает читателя и в детство героя, используя прием вставной конструкции. Воспоминания самого героя в книге представляют отдельную часть под заглавием «Эхо», из которой мы узнаем от первого лица о событиях, мыслях и чувствах героя. (Приложение 6, рис. 4)

Главным героем повести, как уже сказано выше, является подросток – Сережа Деревцов. В первых главах Сереже 13 лет, к концу повести ему идет 16 год. Но за это время мальчику выпало столько испытаний, что он ощущает себя старше своих сверстников. Из-за перенесенной в 5 лет травмы позвоночника он долгое время был прикован к больничной кровати, попал в немецкую оккупацию, когда находился на лечении в костно-туберкулезном санатории, все эти годы недоедал, был лишен элементарных человеческих условий жизни. Его детство – это постоянный голод, болезненная слабость. А из-за этого одиночество, изоляция от сверстников.

Но это ребенок с богатой фантазией. Фантазия привела его к рисованию. Он рисовал на обрывках бумаги и мечтал стать художником. Он очень впечатлительный, эмоциональный: многие эпизоды детства надолго остаются в его памяти. Например, панорама разрушенного Сталинграда, горы Кавказа, Крым и проч.

В повести не обозначены моменты воспитания героя матерью, всегда занятой на работе или в поисках пропитания, или отцом, находящимся в заключении или в командировках. Он уже сам имеет свое мнение, умеет различать добро и зло, сам оценивает свои поступки, интуитивно разбирается в людях. После болезни и освобождения из оккупации испытывал к людям «чувство необыкновенной симпатии». «Горел ненавистью» к мучителям больного мальчика в детском приемнике-распределителе в Новосибирске. Но не испытывал ненависти к двоюродному брату-здоровяку, который искалечил его. Не ослабевала его любовь к матери. А вот к отцу он не испытывал никаких теплых чувств, даже чувствовал себя неуютно в его присутствии, потому что отца по несколько месяцев не было дома. Возвращаясь из командировок, отец приводил пьяные компании, чего Сережа не любил. Отец часто несправедливо обижал сына физически. Но иногда мальчику даже жалко было отца. И к старшей сестре тоже не испытывал никаких чувств, хотя маленький больной мальчик так нуждался в ее заботе и ласке. А она обижала, била и оговаривала его. И отношения его к ней переросли в неприязнь и даже вражду. Он не мог простить сестру за многие ее дурные и злые поступки.

Самые счастливые воспоминания Сергея Деревцова связаны со школой. Здесь у него появились друзья, он постепенно заработал к себе уважение умением рисовать. Два его рисунка попали даже на городскую выставку. А для друзей он рисовал смешные, но необидные шаржи. В школе герой не отличался особой дисциплинированностью и безупречной учебой.

Повествователь описывает также и дурные поступки героя, из-за которых он всегда чувствует свою вину. Однажды он жестоко оттолкнул девочку, которая старалась угостить его бутербродом, а ему, голодному, это казалось унижением. И еще один «аморальный» поступок совершил герой – нарисовал во время урока безобразный рисунок, сорвал урок молодому учителю. Стыдясь этого, несколько дней не ходил в школу.

Сергей очень любил читать. Для него чтение было счастьем. Автор описывает, как в его жизнь входят книги, герои этих книг становятся его кумирами.

Герой испытывает особую любовь к природе. В голодные годы ленинские мальчишки бегают в рощу весной добывать березовый сок, а Сережа не мог «тронуть березу даже перочинным ножиком, только смотрел на эту красоту и мечтал перенести ее на бумагу». Еще один эпизод подтверждает любовь и трепетное отношение героя к природе. Случилось это в походе. Сергей ранним утром любовался проплывавшими по реке белыми птицами. «Сережа смотрел на них изумленными глазами». В этот момент прогремели выстрелы, «кто-то безжалостно убил сказку». А на следующее утро убили на его глазах лосиху. Мальчик тяжело переживает эти события.

При анализе языка и стилистики произведения можно отметить, что В.Я.Устьянцев пишет простым естественным языком, не использует замысловатых изобразительно-выразительных средств. В.Махалов, член Союза писателей России, так отозвался о повести: «В. Устьянцев неплохо знает жизнь и пишет о ней незатейливо, просто, без всяких лишних украшательств, пишет ее такой, какая она есть. И это больше всего привлекает в повествовании».

Таким образом, видим, что взятое для анализа произведение действительно является повестью, в которой отразилось все многообразие жизни в 40-е годы 20 века. В.Я.Устьянцевым сделаны шаги к раскрытию многогранного характера героя, этим и объясняется внимание автора к личности, характеру героя, его внутреннему миру, духовному облику.

Заключение

Тема исследовательской работы «Художественные особенности повести беловского писателя В.Я. Устьянцева «Эхо далеких лет». Перед работой стояла цель выявления художественно-эстетического своеобразия произведения беловского писателя В.Я.Устьянцева «Эхо далеких лет». В ходе работы было проведено анкетирование учащихся 5-11 классов школы №16 города Белово, интервью с заведующей библиотекой семейного чтения поселка Инской М.А. Калининой, интервью с писателем В.Я.Устьянцевым, проанализировано произведение В.Я.Устьянцева.

В результате приходим к следующим выводам:

Произведение В.Я.Устьянцева «Эхо далеких лет» является повестью, в ней отражены моменты испытания героя, прослеживается оценочная направленность, тенденция к переосмыслению основного события. Анализ показал, что повесть обладает художественно-эстетической ценностью. Удалось установить черты автобиографизма в повести. В судьбе героя, Сережи Деревцова, много общего с судьбой самого автора. В повести так же нашел отражение и исторический краеведческий материал, показывающий жизнь героя в городе Ленинск-Кузнецкий в конце войны. Это произведение достойно изучения в школьной программе в рамках регионального компонента. Таким образом, считаем, что цель достигнута, поставленные перед исследованием задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.

Практическая значимость работы состоит в создании буклета, знакомящего с личностью и творчеством В.Я.Устьянцева, а так же составления сценария творческой встречи с писателем-краеведом «След на земле». Материалы исследовательской работы, буклет и сценарий можно будет использовать учащимся и учителям школ, библиотекарям для проведения мероприятий и классных часов, посвященным творчеству В.Я.Устьянцева.

Перспективой для следующих исследований может послужить поэзия В.Я.Устьянцева.

Литература

1. Биографические методы [Электронный ресурс]// http://u4isna5.ru/annotacija/471-2012-02-13-19-01-04/(дата обращения 12.11.17)

2. Литературный словарь. – М: «Луч»,2007. – 320с.

3. Войтоловская Э. Л.Пути и методы анализа художественного произведения –[Электронный ресурс] //https://lit.wikireading.ru/48046(дата обращения: 22.01.19).

4. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий/ [гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко]. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008, - с.169-170.

5. Хисамов Р. К перу рука тянулась с детства.//Беловский вестник [Электронный ресурс]//http://vestnik-belovo.ru/news/ (дата обращения 20.01.18.)

6. Юсупова Ф. М. Литературный анализ художественного произведения как один из способов развития мыслительной способности студентов // Молодой ученый. 2015.№15. С. 692-694. –[Электронный ресурс] // https://moluch.ru/archive/95/21365/ (дата обращения: 22.01.19).

Источники

7. Устьянцев В.Я. Эхо далеких лет. – Белово, 2004. – 287с.

8. Устьянцев В.Я., пенсионер, автор очерков, повестей, стихотворений. Интервью от 15.01.2018 // Текущий архив Беловой А.С.

9. Калинина М.А., заведующая библиотекой семейного чтения пгт Инской. Интервью от 20.01.18 // Текущий архив Беловой А.С.

Приложение

Приложение 1

Анкета «Для учащихся школы №16 города Белово»

1.Можете ли Вы назвать имена известных кузбасских поэтов и писателей?

(Ответы: Да, нет)

2.Можете ли Вы назвать имена известных беловских поэтов и писателей?

(Ответы: Да, нет)

3.Где Вы познакомились с ними?

а) в библиотеке через выставку;

б) на внеклассном мероприятии в школе;

в) из статьи газеты;

г) на уроке литературы.

4.Знакомо ли Вам имя и творчество В.Я.Устьянцева?

(Ответы: Да, нет, частично)

5.Хотели бы вы познакомиться с этим человеком и его книгами?

(Ответы: Да, нет)

Спасибо за ответы! Укажите, пожалуйста, свой класс_________

Анализ анкетных данных

П риложение 2

Книги В.Я.Устьянцева

п\п

Название

книги

Год

издания Издательство

Тираж

Оформление

Жанр

Автор вступительной статьи

Помощь в издательстве

1

«След на земле»

1999г., Белово

100 экз.

Художественное оформление автора

Сборник очерков, рассказов, зарисовок

М.Копытин, член Союза журналистов России, Л.Лезина, заместитель редактора газеты «Беловский вестник», член Союза журналистов России

Коллектив предприятий Беловской ГРЭС, ЦЭС, ППЖТ, СУ БГРЭС

2

«Простите, чайки»

1999г.,

140 экз.

Художественное оформление автора

Сборник стихов

 

В.В.Карлей, директор Беловского МППЖТ и коллектив сотрудников

3

«Эхо далеких лет»

2004г. Белово

150 экз.

Художественное оформление и рисунки автора

Повесть

В.Махалов, член Союза писателей России

Глава администрации г.Белово Е.А.Панов, коллектив Управления культуры и кино

4

«Праздник на час»

2007г. Беловский полиграфист

50 экз

Рисунки автора

Стихи

   

5

«Звездный период»

2008г. Белово, «Печатник» 2-е издание

   

Очерки, рассказы, зарисовки

М.Копытин, член Союза журналистов России, Ю.Страгис, член Совета старейшин при главе города Белово и Президиума городского совета ветеранов Вов и труда

Глава администрации г.Белово Е.А.Панов, начальник ТУпгт Инской Стрельников К.М., ген.директор ОАО «Кузбассэнерго» С.Н.Михайлов,Директор Беловской ГРЭС В.М.Артюх

6

«Судьбы

2011г.

Белово, «Печатник»

 

Художественное оформление и рисунки автора

Документальные повести, очерки

 

Заместитель Главы города Белово, Д.А.Красин, начальник ТУ пгт Инской А.В.Бурлаков

7

«Экспром-

ты на ветру»

2012г.

Отпечатано в ГБОУ СПО «БлПК»

 

Художественное оформление автора

Сборник стихов

   

8

«Рифмы на дорогах

2016г

Белово

50 экз.

Рисунки автора

Сборник стихов

   

9

«Ожиданья

2017г. Белово, «Печатник»

30 экз.

Рисунки автора

Сборник стихов

   

Приложение 3

Фото 7. Интервью с В.Я.Устьянцевым

Фото 6. В.Я.Устьянцев на встрече

с учащимися школы №16

Фото 5. В.Я.Устьянцев за работой

Фото 4. В.Я.Устьянцев с супругой

Фото 2. В.Я.Устьянцев во время лечения в Ялтинском костно-туберкулезном санатории

Фото 3. В.Я.Устьянцев в юности

Фото 1. Пелагея Гавриловна Устьянцева, мать В.Я.Устьянцева

Ф отографии из личного архива В.Я.Устьянцева

Приложение 4

К ниги В.Я.Устьянцева

Фото 9. Обложка книги В.Я.Устьянцева «Звездный период»

Фото 8. Обложка книги В.Я.Устьянцева «След на земле»

Фото 10. Обложка книги В.Я.Устьянцева «Судьбы»

Фото 11. Обложка книги В.Я.Устьянцева «Эхо далеких лет»

Фото 12. Обложка книги В.Я.Устьянцева «Рифмы на дорогах»

Фото 13. Обложка книги В.Я.Устьянцева «Ожиданье»

Приложение 5

Фотографии, иллюстрирующие очерки В.Я.Устьянцева

Фото 14. Река Иня до затопления поймы. 1961 г. (комментарий В.Я.Устьянцева)

Фото 15. 1959 г. В этой степи через год начнется разработка грунта под фундамент главного корпуса энергетического гиганта (комментарий В.Я.Устьянцева)

 

 

Фото 16. Начальник ППЖТ Н.И.Илькаев. 1982 г.

 

Приложение 6

Рис. 1 Иллюстрация «Засыпуха на пустыре». Художник В.Я.Устьянцев

Рис. 4 Иллюстрация

«Эхо. Воспоминания»

Художник В.Я.Устьянцев

Рис. 3 Иллюстрация «Мать и сын»

Художник В.Я.Устьянцев

Рис. 2 Иллюстрация «Новая школа»

Художник В.Я.Устьянцев

Иллюстрации из книги «Эхо далеких лет»

Просмотров работы: 19