Введение
Сегодня нас окружают предметы, к которым мы привыкли, и пользуемся ими, не задумываясь. А ведь они появились очень давно, в глубокой старине, и, самое удивительное, время над ними не властно.
Одним из таких предметов, доставшихся нам от наших предков, является свеча. И действительно, время практически не изменило её: и форма, и материал, и назначение остались теми же. Конечно, современные мастера научились изготовлять свечи не только из воска, да и форма и цвет этого изделия представлены сегодня во всём многообразии, но основное назначение-то осталось! Свечи прошли испытание временем и стали победителями: их не только не забыли, но и продолжают активно использовать. Как же это им удалось? Попробуем разобраться в этом вопросе и провести небольшое исследование.
Мы выдвигаем гипотезу, что свеча не потеряла своей актуальности в век электричества и сегодня выполняет те же функции, что и сотни лет назад.
Целью данной исследовательской работы является изучение свечи как предмета быта, наследия прошлого и атрибута современности и исследование отражения этого образа в фольклоре и литературе.
Задачами работы является сбор теоретического материала об истории и символике свечи, её назначении и практическом использовании, исследование этого предмета быта в религии и литературе.
Предметом данного исследования являются материалы специальной литературы, тексты прозаических и лирических произведений, в которых даётся описание свечи, её назначения, связи с духовной жизнью человека.
Актуальность работы обуславливается интересом к прошлому, его связи с настоящим; возможностью расширить знания о свече как атрибуте современности; материалы исследования можно будет использовать на уроках литературы, истории, внеурочной музейной деятельности.
Методы исследования: теоретический метод (обзор имеющихся в литературных источниках теоретических сведений по данному вопросу); исследовательский метод (сбор, анализ собранной по данному вопросу информации); сопоставительный метод (сопоставление полученных данных).
В работе исследуется значение свечи в жизни человека, более подробно останавливается внимание на духовной составляющей (сфера души, нравственности, любви). В ходе исследования было прочитано достаточно большое количество литературы по данному вопросу, информация была проанализирована и систематизирована, что дало возможность прийти к некоторым выводам, подтверждающим гипотезу.
1. История рождения свечи
1.1. «Зимних друг ночей»
Славяне практически не освещали своё жилище весной и летом. С увеличением светового дня (с благовещенья (25 марта) и до его уменьшения (Ильина дня (20 июля) или до успенья (15 августа), искусственное освещение не использовалось, т.к. считалось «после благовещенья грех зажигать огонь».
В зимнее и осеннее время единственным источником света была лучина, которая использовалась вплоть до конца XIX и даже в начале XX века. В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин упоминает об этом явлении:
В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
Для держания лучины славяне использовали различные светцы. Сегодня богатые коллекции светцов собраны в музеях нашей страны, например, в Государственном Историческом музее в Москве и в других.
Использовались подобные осветительные приборы довольно долго, даже после того, как в употребление пришли свечи (если, например, они закончились), вплоть до 30-х годов XXвека.
1.2. Тело бело, а платочек – красноватый огонёчек
На смену лучине пришла свеча. В силу достаточно затратного производства, сначала свечи появились в зажиточных домах, в более бедных их зажигали только по праздникам. Самыми простыми в изготовлении и древними по происхождению были маканые свечи. Маканые свечи изготавливали в холодное время года, когда сало быстро застывало. Было и специальное приспособление: высокий и узкий сосуд – маканица. Подсвечники для таких свечей тоже были самодельными, из глины, а иногда использовались сырые овощи: свёкла или брюква. Для литья свечей использовали специальные формы – лейки. Но всё же домашнее литьё свечей было не очень распространено и стало встречаться массово только в XVII веке, что связано с отсутствием в широком пользовании металлических форм. Известно, что для форм использовали дерево, полые толстые стебли растений, кишки домашних животных.
Восковые свечи производились только пчеловодами и считались очень дорогими, поэтому их употребляли преимущественно для церковных нужд.
Подсвечники делали и переносными, и настенными, и в виде люстр. Большое распространение получили канделябры – декоративные подставки с разветвлениями («рожками») для нескольких свечей, расположенных по окружности. В богатых домах подсвечники становились предметами искусства: их богато украшали фигурками, художественной ковкой, золотом и серебром.
2. Значение свечки на Руси
Чем же была свеча для русского человека? Попробуем разобраться в её символике. Издревле свет – это символ духовности и просвещения. Не зря это слово – свет – часто встречается в пословицах и поговорках:
Добрый человек придет, словно свету принесет.
Без добра и жизни нет, с добром свет приходит. [11]
Ученье свет, а неученье — тьма.
Познанье — сердца яркий свет, защита от житейских бед.
Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Свечи издревле используются в религиозных церемониях буддистов, иудеев и христиан, что восходит к древней форме языческого мировоззрения, выражавшегося в уважительном отношении к огню, солнцу. «Свечи церковные — принадлежность богослужения, восходящая к древним представлениям об очистительной силе огня». Кроме того, в православии свеча – это символ бескровной жертвы. Огонь свечи символизирует вечность. [8] С очистительной силой огня связывают благотворное воздействие и огонька свечи. Считается, что очень полезно смотреть на пламя свечи, т.к. оно успокаивает, умиротворяет, приводит в порядок мысли, вместе с ним сгорают тревоги. Также верят, что зажжённая свеча оказывает целебное воздействие на всех, кто находится рядом с ней, помогает при различных болезнях, например, при гипертонии, неврозах, депрессиях, стрессах. [7] Свет свечи связывают с жизненной силой человека. Эти верования широко отразились в различных приметах:
Свеча ясно и спокойно горит – к счастливой жизни.
Если свечка стреляет искрами, то жди прихода злого гостя.
Три горящие свечи на столе – несчастье для хозяев.
Свечу задувать нельзя – проблем наживешь (связано с древним запретом не плевать на огонь, т.к. наши предки его считали живым существом).
Если у ложа тяжело больного свеча погаснет – умрет.
Есть и погодные приметы:
От свечи отскакивает искра – ждите мороза. (Данная примета связана с особенностью сала. Если начинает холодать, то горящее сало начинает стрелять).
Если свеча не загорается – будет дождь (Опять же основано на свойствах свечных материалов: фитиль в сырую погоду отсыревает).
А некоторые приметы указывают на хорошее чувство юмора их составителя:
Большие наплывы на свече – невеста будет с длинным носом. [12]
Вообще о свече достаточно мало фольклорных материалов. Связано это, скорее всего с тем, что свеча в большей степени – это атрибут церковный, а не языческий. Горение свечи – это область веры, чего-то мистического, необъяснимого. Вспомним «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина:
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась. [5]
Священнослужители советуют зажигать свечу не только во время молитвы, но и при решении важных жизненных проблем, а также, когда человек болеет, грустит, скорбит, чем-то встревожен. [13] Для церковных нужд используют различные по размеру, форме и цвету свечи. Кроме простых церковных свечей различают иерусалимские, венчальные и кадильные свечи.
Иерусалимская свеча – это факел из 33 свечей, по количеству земных лет, прожитых Иисусом Христом. Цвет таких свечей помогает в различных жизненных ситуациях. Кадильная свеча, или «монашенка» – «это курительные свечи, из угольной мякоти, с пахучими смолками, для куренья». [2] О них упоминал Иван Шмелёв в книге «Лето Господне»: «В доме курят "монашками", для духа: сочельник, а все поросенком пахнет». [6] Венчальные свечи советуют зажигать после венчания в горе; радости; годовщину свадьбы и венчания; при рождении детей; если в семье ссоры, разлады или возникает желание помолиться друг за друга. [14]
Несмотря на повсеместное использование электричества, сегодня существует огромное количество видов свечей. Это и хозяйственные свечи, и столовые, и декоративные, и чайные, и интерьерные. В наше время многие люди верят в целительные свойства свечей. Редкий праздник обходится без них. Мы зажигаем свечи в день рождения на торте, в православные праздники, на семейное торжество, когда грустно или хочется отдохнуть от дневной суеты. В различных источниках (и печатных, и электронных) сегодня можно найти советы по использованию свечей при гаданиях. Причём значение имеет не только размер и форма свечей, но и их цвет.
3. Свечная магия в литературе
3.1. Голос судьбы
А как отразилась магическая сила свечи в литературе? Конечно же, в литературе свеча – это символ жизни и смерти, чистоты помыслов, любви, защиты и родины.
Всем известно гадание со свечой. Несмотря на век высоких технологий эта традиция не забыта и даже широко используется. Мало того, процесс гадания подробно описан в художественных произведениях. Откуда же такой интерес?
Издревле у славян огонь считался священным, почитался как божество. Имён у него было много: Сварог, Огнебог, Семаргл, Рарог. Даже существует версия, что имя РЮРИКОВИЧ как раз и происходит от слова «Рарог». Этим списком названия не заканчиваются, их гораздо больше. Огонь использовался во всех славянских обрядах, с его помощью возносили хвалу многочисленным богам славянского пантеона, пытаясь узнать у них свою судьбу. Скорее всего, гадание на огне свечи пришло со времён язычества, ведь церковные правила запрещали гадать, так как считалось, что при этом происходило обращение к нечистой силе. Язычество ушло в историю, а гадания остались. 17 Именно о таком диалоге с судьбой пишет в своей балладе «Светлана» В.А. Жуковский:
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой…»
У Жуковского свеча – это важный символ света и защиты, именно поэтому пламя свечи трепетное, несмелое, оно будто предчувствует беду, грозящую героине. 16
О защитных свойствах свечки говорил и Н.В. Гоголь, но свеча не всегда могла помочь его героям, так как сами они не были стойкими, добрыми и любящими. Так, в повести «Вий» главный герой Хома Брут погибает от рук нечистой силы, несмотря на большое количество свечей, зажжённых в церкви. Дело в том, что писатель был уверен: свет должен быть не только от свечи, но и от души человека, а «Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака». Вот и не помогло очистительное пламя: «Свечи теплились пред темными образами. Свет от них освещал только иконостас и слегка середину церкви. Отдаленные углы притвора были закутаны мраком».
Используя магические свойства свечи, писатели и поэты пытаются обратить внимание читателей на духовность и нравственность.
3.2. Магия любви
Невозможно представить любовную атрибутику без свечи. Её ровное, спокойное пламя всегда сопровождает встречи влюблённых. Оно освещало их лица несколько веков назад, и сегодня люди продолжают эту традицию. Прикоснёмся к магии любви. В стихотворении А.С. Пушкина «Мой голос для тебя и ласковый и томный…» образ свечи связан с любовными переживаниями поэта:
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою… [5]
Лирический герой мечтает о любви, о счастье. Образ печальной свечи поддерживает настроение грусти, нам кажется, что текут не только стихи, но и слёзы неразделённого чувства. Свеча у Пушкина часто является спутницей нежных женских образов. Вспомним описание Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин»:
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она.
Михаил Юрьевич Лермонтов тоже включал в поэтические любовные переживания образ свечи:
Один я в тишине ночной.
Свеча сгоревшая трещит,
Перо в тетрадке записной
Головку женскую чертит… [4]
Так начинается его стихотворение «Ночь», написанное в 1830 году, когда поэту было 16 лет. И снова неразделённая любовь, воспоминания о любимом образе, глубокая ночь, на что указывает сгоревшая свеча. Она трещит, а значит пламя её мерцает и скоро погаснет, как и надежда, как и первая любовь. Адресатом этого лирического послания была Екатерина Сушкова.
В стихотворении А.А. Блока «Я, отрок, зажигаю свечи…» образ свечи связан с таинством веры, молитвы и венчания, поэтому свечи, скорее всего, венчальные, белого цвета. И хотя Блок не называет этот цвет конкретно, он присутствует в описании церкви и цветов, которые лирический герой бросает за церковную ограду:
Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.
Люблю вечернее моленье
У Белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.
Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы… [1]
Необыкновенной красоты образ любви, надежды, защиты, судьбы и родины мы встречаем в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Свет свечи проходит через всё произведение, и, можно сказать, связывает его воедино. В сложном тексте романа выделяется стихотворение «Зимняя ночь», которое объединяет сюжетные, евангельские и философские линии:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
Образ свечи делит пространство на два плана: за окном и в комнате. С одной стороны, пламя ограждает героев от бесчинства, творящегося в мире, в стране, с другой – пророчит им судьбу, от которой не уйти. То есть, свеча – это и любовь, и жизнь, и крест. 2
В цикл «Бессонница» Марины Цветаевой входит стихотворение «Вот опять окно…»:
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может – пьют вино,
Может – так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Не от свеч, от ламп Темнота зажглась:
От бессонных глаз!
Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может – сотни свеч,
Может – три свечи...
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!
Стихотворение связано с душевными переживаниями поэтессы, которые она выразила в образе горящего в ночи окна: люди не спят, так как их что-то тревожит. Марине Цветаевой почему-то был очень важен образ свечи, хотя осветить окно люди могли бы и лампой. Смысл раскрывается следующими строчками: «Может - сотни свеч, // Может - три свечи...». Во второй части работы мы приводили различные приметы, связанные со свечой. Одна из них прямо говорит: «Три горящие свечи на столе – несчастье для хозяев», т.е. в доме кто-то умер, и около гроба ставят эти три свечи, ну а сотни зажжённых свечей, конечно, символизируют праздник. За освещённым окном – разлуки и встречи – это чувства, любовь, жизнь, вот почему поэтесса просит помолиться за него.
Не забывает про горящий символ любви и Анна Ахматова. В стихотворении «Песня последней встречи» лирическая героиня переживает разрыв со своим возлюбленным:
…Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Поэтесса создаёт образ отчаявшейся женщины и с помощью многочисленных деталей подчёркивает её горе. Понимание безысходности приходит с последней строфой, когда на фоне тёмного дома, т.е. разорённого гнезда, в спальне (самом священном месте двух влюблённых людей) она видит горящие свечи. Но они несут не жизнь и надежду, а разлуку, потому что горят равнодушным жёлтым огнём. 9
3.3. Свеча и Родина
Свеча – частая гостья и в поэзии С.А. Есенина. С какими же чувствами, настроениями связывает поэт этот образ? Обратимся к стихотворению «Вот уж вечер…»:
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой. [3]
Это стихотворение написано в 1910 году, когда поэту было 15 лет. Оно создаёт ощущение уюта, домашнего очага, защищённости. Читая его, мы как будто сами становимся спокойнее, увереннее, кажется, что впереди нас ждёт только что-то хорошее. Вся природа оживлена, она подобна какому-то таинству. В центре этой зарисовки – берёзы, которые автор сравнивает с большими свечками. И хотя в церковных правилах не прописан размер праздничной свечи, а говорится, что свеча, какая бы она ни была: маленькая или большая, должна ставится с любовью, возникает ощущение праздника, описанного поэтом. Большие свечи – это праздник, это радость, уверенность в завтрашнем дне. Поэт в это время действительно счастлив. [9] И конечно же, в его стихах не могли не отразится мысли о красоте, родине, жизни, любви. А символом всего этого стала свеча.
Настроение лирики Сергея Есенина со временем менялось. Он не мог уже так восторженно воспринимать действительность. Мотивы потери, смерти, ненужности слышатся в его стихотворении «Я последний поэт деревни», написанном в 1920 году:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость,
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
Поэт ощущает себя в неразрывной связи со своей родиной, Россией. В стихотворении она сравнивается с храмом, в котором служится литургия: прощальная обедня. Эта служба в церкви считается очень высоким по силе обращением к господу, во время обедни можно помолиться как за живых, так и за умерших, чтобы облегчить их мучения и приблизить к раю. Есенин видит, что его «голубая Русь» уходит в небытие, всё скоро станет чужим и враждебным. Именно поэтому не только в этом стихотворении поэт обращается к образу железного гостя, который придёт на смену живым рукам. В новом мире поэту, как и многим другим людям, нет места. Есенин сравнивает свою жизнь со свечой «из телесного воска», которая вот-вот догорит. Догорит свечечка – потухнет и жизнь.
Итак, в литературе образ свечи неразрывно связан с судьбой, жизнью, любовью, радостью и горем, и это не зависит от эпохи, к которой относится писатель или поэт.
4. Музыка свечей
Литература тесно связана с музыкой, ведь чтобы исполнить песню, её сначала надо написать. И конечно же, любовь, мечта, тайна, защита, добро, душевное тепло, судьба – эти качества, ассоциирующиеся с образом свечи, не могли остаться незамеченными поэтами-песенниками и композиторами. Как и в произведениях классиков, в стихах, ставших песнями, продолжается свечное таинство, а музыка углубляет, подчёркивает, обогащает чувства. Попробуем с помощью исследования доказать, что в песнях с течением времени роль образа свечи и её огонька не потеряла актуальности.
Всем известны слова песни, ставшей народной:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит -
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит;
Извела меня кручина,
Подколодная змея!..
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!
На самом же деле у этих строчек есть автор – Семен Николаевич Стромилов, поэт XIX века, а положил его стихотворение на музыку в 1840-е годы Александр Варламов. Позже у этой песни появилось множество вариантов, а имена её создателей забылись. Несмотря на то, что в этой песне говорится о лучине, суть понятна, да и лучина – это прародительница свечи. Лирический герой тоскует без своей любимой, изливает своё горе перед горящим огоньком. Свет лучинки сравнивается с жизненным временем лирического героя, а когда она догорит, наступит темнота, а, значит, и смерть. В образе горящей лучины объединились и любовь, и страдание, и жизнь, и судьба. 18
В XX веке не забыли о мистических свойствах свечи. Вспомним проникновенные строчки стихотворения Владимира Высоцкого «Мне каждый вечер зажигают свечи…»:
Мне каждый вечер зажигают свечи,
И образ твой окуривает дым, -
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
Я больше не избавлюсь от покоя:
Ведь все, что было на душе на год вперед,
Не ведая, она взяла с собою -
Сначала в порт, а после - в самолет.
Конечно же, это стихотворение о любви, о расставании, о смятении в душе поэта после отъезда любимой. Вот что написала Марина Влади: «...1968 год.... Как только я возвращаюсь к себе в Мэзон-Лаффит, звонит телефон. Это ты. Ты провёл эти несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и читаешь его мне...» [10] Свеча – символ любви, но от любимой остался только образ – фотография, и дым окутывает её, словно отдаляя, пряча лицо милой.
В 1985 году была записана песня группы «Машина времени» под названием «Пока горит свеча», музыка и слова А. Макаревича:
Бывают дни, когда опустишь руки
И нет ни слов, не музыки, ни сил…
В такие дни я был с собой в разлуке
И никого помочь мне не просил.
И я хотел уйти куда попало,
Закрыть свой дом и не найти ключа,
Но верил я – не все еще пропало,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча. [15]
В этом стихотворении образ свечи связан с жизненной дорогой человека. Автор говорит о том, что несмотря на неудачи, нельзя отчаиваться, надо верить в лучшее, пока ты живёшь, пока не померк свет и горит свеча твоей души.
В 1991 году Сергей Минаев, известный в то время исполнитель, спел песню «Свеча на ветру», которая выгодно отличалась от скороспелых хитов. Автором слов этого музыкального шедевра был Карен Кавалерян, поэт, написавший огромное количество песен для самых популярных певцов страны:
...Гаснет свеча на ветру…
Вместе со свечей я догорю -
Порыв успокою, себя усмирю,
И в цепких объятиях постылого дня
Сделаю все, что ждут от меня.
Да, я почти смиряюсь, только снова в ночи
Нещадным огнем меня сжигают лучи
И ранит острый клинок, когда-то мною зажжённой свечи.
Но гаснет свеча на ветру, гаснет свеча, свеча на ветру.
И зыбкий огонь исчезнет бесследно к утру...
Свеча в этой песне – символ свободы, правды, совести. Действительно, перед зажжённой свечой нельзя солгать хотя бы самому себе, поэтому огонёк, обычно приносящий добро и любовь, становится острым клинком, который ранит лирического героя за проявление малодушия и ложь.
Продолжает эту тему и песня «Сгорая, плачут свечи», написанная в 90-е годы XX века Александром Лобановским, советским и российским бардом, и исполненная Михаилом Шафутинским:
…А свечи плачут за людей,
То тише плачут, то сильней,
И позабыть волшебных дней
Они не могут, свечи.
И очень важно для меня,
Что не боится воск огня.
И за тебя, и за меня,
Сгорая, плачут свечи.
И очень важно для меня,
Что не боится воск огня.
И за тебя, и за меня,
Сгорая, плачут свечи.
Только перед очистительным пламенем свечи человек может заглянуть в свою душу, открыть в ней самые тайные уголки, вытащить на свет всё, что забыто и потеряно. 19
Вообще, песни конца XX века проникнуты настроением глубокого психологического анализа, поиска смысла жизни. Скорее всего, это связано с огромным темпом, невозможностью остановиться и посмотреть на то, что осталось после нас. Не осталась в стороне и Татьяна Снежина, поэтесса и певица. К сожалению, она погибла в 1995 году, когда ей было всего 23 года. В конце 1990-х её песни стали очень известны и вошли в репертуар многих известных исполнителей. Одна из них под названием «Тревожный лепесток свечи» 20 была написана, когда Снежиной было 16 лет:
Тревожный лепесток свечи,
Коснулся тайного немного,
Что по дороге от былого
Идет тихонько и молчит.
Густая тусклая печаль,
Слетая с пламени живого,
Меня укутывает в шаль
Из пряжи вечера слепого.
Играют блики на лице,
Проигрывая все, что было,
Стекает воск горячей жилой,
Не зная о своем конце…
Глубокое по философскому наполнению стихотворение заставляет человека задуматься о том, что он оставит после себя в этом мире. Свеча у поэтессы связана с понятием души, сокровенности, поиска чего-то доброго, лучшего в себе самом. Человеческая душа требует спасения, т.к. всё время горит в аду земных страстей, но этот огонь может принести очищение другим и помочь им возродиться.
Призыв к возрождению, к освобождению от оков действительности, к сопротивлению обстоятельствам содержится в песне «Эй, зажгите свечи!» Натальи Платицыной, солистки группы «07»:
…Мы пытаемся подняться
В жарких сумерках.
Эй, зажгите свечи,
Встаньте под образа,
В этот священный вечер
Откроются глаза.21
И снова свечи, которые своим пламенем разгонят тучи, помогут обрести смысл жизни и не сломаться. Так, образ свечи сопровождает нас, является отражением времени.
Но всё же образ свечи как атрибута отношений двух любящих людей прочно вошёл в песенное искусство нашего времени. В 1994 году Ирина Аллегрова выпускает свой альбом «Суженый мой» в котором звучит песня «Свеча» на стихи и музыку Игоря Николаева 22:
…Пред собой поставлю я одну свечу,
Это значит, что сегодня я одна.
Это значит, что тебя со мною нет,
Мы расстались как-то странно, невзначай,
Лишь немного жаль наивных наших лет,
Где любовь нас согревала как свеча…
В этой лирической проникновенной песне свеча становится собеседницей женщины, потерявшей любовь. Пламя её фитилька возрождает в душе героини воспоминания о счастливом времени, проведённом с возлюбленным, а сгоревшая свеча становится вечным напоминаем об утерянном счастье.
В XXI веке поэты не отказались от образа свечи и в современных песнях её мирное, ровное пламя так же, как и 2 века назад, притягивает людей. Звучит музыка, а свечи продолжают лить свой воск, свои слёзы, спасая и поддерживая нас. Среди огромного количества исполнителей можно отметить таких как Вячеслава Клименкова с песней «Пламя свечи», Юлию Михальчик «Одна свеча», Олега Селезнёва «Горит свеча», Лену Калинину «Свеча», Сергея Любавина «Свеча Надежды», ансамбль патриотической песни «Вольница» и его солистку Валентину Рябкову, песня «Свеча» и др.
Заключение
Свеча… Что может быть привычнее и проще? Сгорит она, зажжённая на какой-нибудь праздник, и мы, не жалея, выбрасываем огарок. Но, несмотря на это, в душе остаётся её тёплый, приветный свет. Он будто связывает нас с прошлым, помогает в настоящем, заставляет смелее смотреть в будущее. В нашей семье свечи зажигают только на торжество, но теперь, я думаю, место для них на нашем столе найдётся и в будний день. Моё исследование приоткрыло дверцу в мир вещей, назначение которых очень необычно.
В своей работе мы рассмотрели историю возникновения свечи, её значение в религии, современном мире, литературе и музыке. Мы пришли к выводу, что образ свечи всегда связывался с душою человека, с такими понятиями, как любовь, семья, жизнь, смерть, родина, надежда, защищённость, судьба, предназначение.
Наша гипотеза о том, что свеча не потеряла своей актуальности и сегодня выполняет те же функции, что и сотни лет назад, полностью подтвердилась. И мы, так же, как и наши предки, ищем в свечном огоньке ответы на волнующие нас вопросы, ищем света, любви и волшебства. Иногда только горящему фитильку мы можем доверить самое сокровенное, то, что скрыто в самых дальних уголках души.
Очень точно сказала о предназначении свечи народная поэтесса Дагестана Фазу Алиева:
Не грейте руки над свечой.
Не в том ее предназначенье.
Она всегда в родстве с мечтой,
Она – источник вдохновенья.
Литература
1. Блок А.А. Сборник стихотворений, М., Художественная литература, 1985.
2. Власов А.С. «Стихотворения Юрия Живаго» Б. Л. Пастернака (Сюжетная динамика поэтического цикла и «прозаический» контекст).
Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. С. 78—92.
3. Есенин С.А. Сборник стихотворений, М., Советская Россия, 1990.
4. Лермонтов М.Ю. Сборник стихотворений, М., Правда, 1990.
5. Пушкин А.С. Сборник стихотворений, М., Художественная литература, 1985.
6. Шмелёв И. «Лето Господне», М, Детская литература, 2015.
7. Наставление православному христианину о церковной свече. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.
8. Советы идущему в церковь. Диакон Алексий, Е. Санин, Москва, 1999
9. История русской литературы XX века (20–90–е годы). Основные имена. С И Кормилов; http://litresp.ru/chitat/ru/К/kormilov-s-i/istoriya-russkoj-literaturi-xx-veka-2090e-godi-osnovnie-imena
10. (Марина Влади, «Владимир, или Прерванный полёт» 1967, ред. 1968)
11. © http://poslovicy.ru/pro-svet/page/2/ (Пословицы о свете)
12.http://mudrost.mirtesen.ru/blog/43873502367/NARODNYIE-PRIMETYI-NA-OGON. (Народные приметы)
13. Сайт Воскресенского храма г. Вичуга http://vichuga-voskr.cerkov.ru/svecha-simvol-molitvy/
14. http://fb.ru/article/255723/venchalnyie-svechi-ot-podgotovki-k-tainstvu-do-semeynyih-zabot (Виды свечей)
15. http://songspro.ru/12/Mashina-Vremeni/tekst-pesni-Poka-ne-gasnet-svet (текст песни «Начни сначала»)
16. https://e-libra.ru/read/516529-bol-shaya-kniga-slavyanskih-gadaniy-i-predskazaniy.html (Дикмар Ян «Большая книга славянских гаданий и предсказаний. Когда и как гадали на Руси»)
17. https://stragasevera.livejournal.com/35027.html ПОЧИТАНИЕ ОГНЯ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ
18. https://www.liveinternet.ru/users/bolivarsm/post336388468/
19. https://www.karaoke.ru/song/7576.htm
20. http://songspro.ru/18/Tatyana-Snejina/tekst-pesni-Trevojnyy-lepestok-svechi
21. teksty-pesenok.ru
22. https://www.chitalnya.ru/work/397387/