Введение
«Давайте больше и больше
созерцания общечеловеческого, мирового;
но преимущественно старайтесь
знакомиться с этим через родные
и национальные явления.
Общее является только
в частном: кто не принадлежит
своему отечеству, тот
не принадлежит и человечеству».
Белинский В.Г.
«Путь Г.Псальмова в литературе уникален. Его поэзия востребована именно сейчас, когда из небытия возвращаются не только стихи, но, словно из-под спуда, все те ценности, которые были дороги поэту».1
Людям, столь щедро наделённым разнообразными способностями, как ими был наделён Гервасий Ефремович Псальмов, казалось бы, уготован путь, ведущий к признанию. Об этом пути, с его поворотами, провалами, мучительными поисками, потом напишут биографы. В его судьбе многое способно заинтересовать будущих биографов - одно то, что он был крестьянин, и не только по рождению, но по образу жизни, проведённой в глухой Смоленской деревне. Вся жизнь Г.Псальмова – рассказ о силе преодоления, свойственной таланту. Но в его жизни отсутствует триумфальный финал – признание.
Темой данного исследования является жизнь и творчество смоленского поэта-самородка Гервасия Псальмова.
Актуальность работы обусловлена тем, что имя поэта – самородка вошло в литературу лишь недавно. На сегодняшний день наследие Г.Псальмова остаётся малоизученным. Работ по заявленной теме выявлено не было. За последние несколько лет была выполнена колоссальная работа по изучению творчества Г.Псальмова. В библиотеках и архивах России, Беларуси, Польши были собраны материалы для реконструкции биографии и творческого пути Г.Псальмова; издана книга «Стихотворения. Гервасий Псальмов» (Смоленск:Свиток, 2013); проведены презентации стихотворений, опубликована серия статей, посвящённых различным аспектам творчества Г.Псальмова; собраны и систематизированы материалы о творческом наследии Г.Е.Псальмова в коллективной монографии «Гервасий Псальмов: проблемы творчества»; 13 сентября 2016 года состоялось торжественное открытие памятника Г.Псальмову, автор скульптуры – известный Смоленский скульптор В.С.Гращенков; продолжается исследовательская работа стихотворений Г.Псальмова. В перспективе – издание максимально полного собрания сочинений, снабжённого комментариями и приложениями с архивными материалами, а также проведение конференции «Поэтические самородки русской деревни: Гервасий Псальмов».
Материалом исследования послужили издания «Стихотворения. Гервасий Псальмов» (Смоленск:Свиток, 2013) и «Полное собрание сочинений Г.Е.Псальмова. Великие Луки. 1914 год.
Предмет исследования – творческое наследиеГ.Е.Псальмова.
Объектом исследования являются стихотворения Г.Е.Псальмова.
Цель исследования: изучить и описать творческий и жизненный путь Г.Псальмова.
В соответствии с целью были определены следующие задачи – определить основные вехи творческого и жизненного пути Г.Псальмова;
– проанализировать корпус всех известных на сегодняшний день стихотворений Г.Псальмова;
– определить место творческого наследия Г.Псальмова в историко – литературном контексте.
С момента введения творческого наследия Г.Псальмова в читательские и научные круги проведена большая работа по его изучению, в результате чего появилась серия статей, посвящённых различным аспектам псальмовского творчества, опубликована коллективная монография «Гервасий Псальмов: проблемы творчества». Однако история изучения творчества долгое время забытого смоленского поэта исчисляется всего несколькими годами. Этим обусловлена научная новизна предпринятого исследования.
Теоретической базой и методологической основой настоящего исследования послужили теоретические труды Ю.М.Лотмана, Р.О.Якобсона, Ю.Н.Тынянова, Д.С.Лихачёва, М.М.Бахтина, Л.Я.Гинзбург, О.М.Фрейденберг.
Гервасия Псальмова давно нет на свете, но его творческий путь не завершён. Стихи Гервасия Псальмова стали появляться в печати. Слово поэта пробивается сквозь столетие, а значит, наделено некой удивительной силой, противостоящей безразличию и забвению.
Глава 1. Жизнь и творчество Гервасия Псальмова
В 2008 году в д.Васильевское Смоленской области был возрождён церковный приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построили новый храм, начались службы, возник интерес к истории прихода.
Первые сведения о жизни этих мест были опубликованы в книге смоленского краеведа И.И.Орловского «Краткая география Смоленской губернии» 1907 года. При собирании материалов к своей книге И.И.Орловский воспользовался помощью священнослужителей. Он стремился собрать максимально богатый материал. Его интересовали не только природные богатства, но и удивительные люди этого края. И.И.Орловский получил несколько сотен писем, которые и легли в основу его книги, имеющую историческую ценность и в наши дни.
И вот в книге И.И.Орловского «Краткая география Смоленской губернии» всего одно предложение о селе Васильевском. А далее целый абзац: «Из уроженцев села замечателен крестьянин Гервасий Ефремович Псальмов, бывший 17 лет учителем. Это был выдающийся самоучка – педагог, поэт, живописец, резчик, столяр, маляр, позолотчик, чертёжник и кровельщик, певец и регент хора».2(Приложение 1) Эти сведения почерпнуты из историко – статистического описания прихода, составленные священником Захарием Зезюлинским, настоятелем храма в селе Васильевском. Характеристику Г.Е.Псальмову о.Захарий заканчивает так: «( ) наконец, он был выдающимся поэтом».3
Далее выясняется, что имя Г.Е.Псальмова упоминается в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона. «Псальмов, Г.Е, поэт-самоучка, крестьянин Смоленской губернии.,1848-1900».4 Предположительно, имя Г.Е.Псальмова попало на страницы словаря Брокгауза и Эфрона благодаря филологу - слависту Александру Ивановичу Яцимирскому, бывшему одному из авторов словаря. А.И.Яцимирский много лет занимался собиранием материалов о писателях – самородках. В 1901 году в журнале «Русская мысль» появилась статья Яцимирского «Неизвестный певец народного горя», посвящённая недавно умершему Г.Е.Псальмову.5 (Приложение 2) А.И.Яцимирский в своей статье определил место Псальмова в русской литературе как « поэта - крестьянина, поэта – самоучки, поэта – самородка. Одним словом, народный поэт».6 «Воспитанный в деревне, Псальмов высказывал в своих стихотворениях всё то, что думает и чувствует его родная деревня. Непосредственность, простота чувства и языка, вера в добро, беспредельная любовь к крестьянскому быту, к безропотному труженику – пахарю, - вот характерные особенности поэзии Псальмова».7 Яцимирский пишет о несбывшейся мечте поэта – «видеть в печати томик дорогих ему «Песен горя».8 Заканчивается статья словами надежды на то, что в память о поэте издание состоится.
В 1914 году под редакцией Г.Е.Клочковского вышло Полное собрание сочинений Г.Е.Псальмова.9(Приложение 3) Собрание сочинений представляет объёмный том - около 250 страниц. Выделяются 6 разделов: «Песни горя», «Песни любви», «Описание и прочее», «Посвящения», «Духовные стихи», «Сатиры, эпиграммы и прочее». Хочу привлечь ваше внимание к тому, что есть ещё один раздел «Прибавления», в который вошли стихотворения, найденные после его смерти и присланные в редакцию «Северо – западного слова» после составления сборника. Роль вступительной статьи выполняет подборка газетных статей: два некролога, три фельетона - биографии разных лет. Фельетоны и первый некролог принадлежат одному автору – Николаю Бантышу. Один из некрологов подписан «А.Епифанский». Всего несколько абзацев. «Конечно, к Псальмову нельзя предъявлять больших требований «», быть может, стихи его даже не выдерживают и снисходительной критики, но в них, в этих «Песнях горя», так ясно сквозит горячая душа деревенского поэта, что все недостатки можно простить…».10
Г.Е.Псальмов родился 2 октября 1848 года в деревне Андроновка близ села Васильевского Бельского уезда в семье бедных крестьян. (Приложение 4) Мать маленького Гервасия развивала в нём чуткость, доброту, воспитывала любовь к труду и веру в Бога. Этими духовными ценностями дорожил Псальмов всю свою многострадальную жизнь. Рос Гервасий маленьким хилым ребёнком. С девяти лет работал с братом в поле, хотя был плохим работником. На маленького Гервасия неизгладимое впечатление производили богослужение и пение в церкви. Его сердце безотчётно рвалось к неведомому ещё Богу. Желание учиться рано запало в душу Гервасия. Но на все просьбы родители отвечали:«Пойдёшь в школу(с.Васильевское) – замёрзнешь, сынок, а шубки сшить не за что»11. Помог случай. Грамотный гонщик дёгтя согласился бесплатно учить мальчика. Грамота далась Гервасию легко (несмотря на оригинальность системы учителя). В 11 лет Псальмову удалось поступить в народное училище, где преподавал священник Солнцев. Он сразу оценил способности мальчика. Личность отца Константина, его внимание и помощь благотворно действовали на мальчика. Он учился с огромным интересом и усердием, много читал, пел в церковном хоре, за что учитель удостоил его звучной фамилии – Псальмов. Уже в этом возрасте у Псальмова появляется потребность письменно излагать свои мысли в форме заученных им стихов. Успехи в учёбе были столь заметными, что в 13 лет Псальмову доверили учить грамоте крестьянских детей и даже назначили жалование – 12 рублей в год.
Несмотря на юный возраст педагога, талант и рвение Псальмова были замечены и поощрены похвальным листом за «обучение крестьянских мальчиков грамоте и за особенное усердие к церкви Божией», подписанные епископом Смоленским Антонием.
Гервасий Псальмов пишет стихи и лелеет в душе мечту: вырваться из глуши и продолжить образование. Именно в этот период созрела беспредельная вера в Бога. Любовь к Богу стала верным ориентиром в жизни Псальмова, столь тяжёлой и безотрадной.
В 1870 году Г.Псальмов лишился отца и стал единственным кормильцем семьи. Скоро умерла и мать. Псальмов остался сиротой с больной, сварливой сестрой на руках. Единственный человек, который мог согреть измученное сердце поэта, ушёл из жизни.
Г.Псальмов за свой тихий нрав, ум и грамотность считался в деревне надёжным женихом. Но в душе поэта сложился особый идеал невесты, более подходящий к его внутреннему миру. Это первое, молодое чувство было весной поэзии Псальмова.
Г.Псальмов полюбил девушку не крестьянского происхождения. И это чувство было обречено. Неравенство сословий, бедность жениха оказались непреодолимой преградой для счастья. Мечта обрести свою вторую половину так и осталась мечтой.
Окружённый одними лишениями, чувствуя полнейшее бессилие и не видя помощи, Г,Псальмов теряет веру в добро. Вера в Бога остановила его. Псальмов сумел избегнуть нравственного падения. Совершил пешком богомолье в Киев, где мрак святых пещер благотворно подействовал на Псальмова. Домой он вернулся духовно обновлённым.
С новыми силами Г.Псальмов принялся за работу по строительству храма. Чертежи и проект составлял сам, занимался иконописью. Даже деревья – живые памятники упорных, честных трудов Г.Псальмова, в родном селе и на кладбище посажены руками покойного «дяденьки», как звали мужички поэта.
С 1875 года опять работа в школе, управление церковным хором. Священник села Васильевского о.Зезюлинский так пишет о хоре под руководством Г.Псальмова: « Не только прихожане его родного села, но и богомольцы из окрестных деревень, часто из далёких, приходили, чтобы услышать пение хора Псальмова».12 Работая в школе, Псальмов сеял в души своих учеников «разумное, доброе, вечное» - любовь к Богу, Отечеству.
Пользуясь влиянием на крестьян, Псальмов основал общество народной трезвости, которое было одним из первых в Смоленской губернии. Это известие с радостью встретил С.А.Рачинский – видный общественный деятель. Он помогал бедному сельскому учителю учебными пособиями и небольшими денежными пожертвованиями. Именитому и высокообразованному соседу Псальмов посылал свои стихи, надеясь если не на помощь в их издании, то на участие и дружескую оценку.
Перед смертью Г.Псальмов хотел основать при школе особое «Общество благоповедения» и составил текст для присяги. Просты и скромны эти правила, как и сама жизнь поэта. Вот, к примеру, несколько пунктов: « Ранее 20 – летнего возраста не брать в рот хмельного, как – то, водки, пива, мёду и не курить табаку».13 Есть и такие пункты: «Во всю жизнь не божиться, не петь дурных песен, не ругаться, не сквернословить»14 или «Идя дорогою в школу и обратно или собравшись на улице, отнюдь не драться, не ссориться, не затевать недостойных игр, но вести себя прилично, мирно и любовно».15
Г.Псальмов осознавал огромную роль образования в сельской школе, поэтому ряд стихов обращён к ученикам. В таких стихотворениях – наставлениях Псальмов стремился дать надёжный ориентир в жизни. Таким ориентиром для самого Псальмова всегда была вера в Бога. Главная цель образования – сохранить и приумножить любовь к Богу, которая не позволит ученикам сойти с правильного пути, как бы ни был он труден. Вера в Бога и следование заповедям - это и сущность, и цель интеллектуального, творческого, нравственного развития, а искусство и науки – средства постижения этой высшей сущности.16
Продолжается самообразование Псальмова. Он изучает труды отцов церкви, русскую и всеобщую историю, географию, физику. Окружающих поражало его знание французского, немецкого, латинского, греческого языков. Г.Псальмов предпринимает попытки освоить древнееврейский язык. Писание стихов было его досугом. Зимой Г.Псальмов учит детей, а летом работает в поле, надрывая силы. Сквозь слёзы и пот Г.Псальмов воспевает страдания пахаря, тяжёлую жизнь впроголодь простого труженика.
Псальмов по происхождению – крестьянин. Дл него основа крестьянской жизни – тяжелейший труд на земле. Но труд этот – не проклятье, не наказание, не бессмысленный гнёт, а исполнение Божьей заповеди: вместо идеи жертвенности у Псальмова разворачивается тема осознанного несения своего креста, понимания высшей цели труда. Все многочисленные занятия и разнообразные дарования Псальмова подчинены единому представлению - вере в Бога.
Глава 2. Надежда Вячеславовна в жизни Гервасия Псальмова
Вера в Бога поддерживала Г.Псальмова, а любовь к жизни вернула Надежда.
Наградой за годы одиночества и изнурительного труда для Г.Псальмова стала встреча с удивительной девушкой. Приехавшая из Москвы погостить в деревню к знакомой помещице Надежда Вячеславовна сразу приметила молодого человека, вдохновенно управлявшего церковным хором.
Надежда Вячеславовна увидела стихи Гервасия Псальмова. и определила его сразу «талантом – самородком». Для Г.Псальмова настали долгожданные дни счастья и вдохновенья. Любовь к Надежде Вячеславовне вспыхнула ярким пламенем. Жизнь и судьба поэта - простолюдина, так долго страдавшего в глуши среди непосильного труда, тронули девушку, и в её сердце зародилось ответное чувство.
В 1878 году Псальмовы поженились. Надежда Вячеславовна – городская барышня, дочь полковника, хорошо образованная, решилась уйти из благополучной семьи и связать свою жизнь с простолюдином. Родители Псальмовой отвернулись от неё после свадьбы. Г.Псальмов мог предложить своей избраннице только тяжёлый быт, бесконечные заботы о хлебе насущном, неизбывную бедность.
Все лишения Надежда Вячеславовна переносила стоически, стараясь, как могла, помочь в работе, которая ей и не снилась. Сколь трудно ни было ей, Надежда Вячеславовна не свернула с избранного пути, не отреклась от своего выбора. Жена разделяла труды Г.Псальмова и поддерживала все начинания, неизменно оставаясь сочувствующим читателем его стихов. Она была ангелом, ниспосланным с небес, во мраке жизни.
Для самого Г.Псальмова счастье оказалось не по плечу. Занимаясь хозяйской работой, он страдал за милого друга – жену. Г.Псальмов выбивался из сил, отказывая себе в еде и во сне. Наконец, Псальмовы решаются ехать в Москву к матери Надежды Вячеславовны, вдове полковника. Сердце матери было тронуто. Она помогла молодым деньгами - и Псальмовы привезли домой порядочную библиотеку. Г.Псальмов с жаром принимается за чтение, под руководством жены продолжается образование поэта. В 1888 году Надежда Вячеславовна. получает место учителя в с.Васильевском. Получались крохи для скромного существования - зимой в школе, летом - на наделе в д.Андроновка.
В 1890 году поэт заболел тифом. И только подвижнический уход жены смог поднять Г.Псальмова с одра болезни. Среди горя и невзгод супруги Псальмовы жили одной мечтой – увидеть напечатанными сочинения Г.Псальмова.
Любые попытки Гервасия Псальмова издать свои сочинения сталкивались с непреодолимыми препятствиями – связей в литературных кругах не было, как и денег на то, чтобы оплатить издание самому. Слабый лучик надежды появляется, когда Смоленский епископ Нестор, получив от Гервасия Псальмова прошение в стихах, обещает свою помощь. Но Епископа Нестора перевели в Москву. Гервасий Псальмов понял, что никогда не увидит своих стихотворений напечатанными.
И всё – таки долгожданная радость пришла. В 1899 году в газете «Минский листок» № 154 появилось его стихотворение «Ночь перед Рождеством Христовым». (Приложение 5)
Но в это время обострилась запущенная болезнь, поездка в больницу не помогла. «Доктора советуют покой и не работать, ничего тяжёлого не поднимать, то есть то, чего мой образ жизни выполнить не позволяет. Несмотря на слабосилие и боль, я всё – таки покос убрал кое – как; сена много и хорошего качества, так как с начала июня по сей день погода была чудесная: жара и временами благотворные дожди. Сегодня вот холодно. Действительно, мне нужен покой или труд умеренный и посильный, а не воловий, который удручает всех крестьян в страдную пору… Тогда я как раз написал бы что – либо порядочное и отдохнул бы душой; да и то горе, что нет возможности: без хлеба будешь, а я привык всё необходимое добывать личным трудом. Помочь или заменить меня некому: нет родных, никого, кроме единственного на всей планете милого друга – жены, да она сама слабенькая и работать в поле не может». Это фрагмент письма от 2 августа 1900 года.17
2 октября 1900 года Г.Псальмов умер. За день до смерти ему принесли номер «Северо – Западного слова» (17 декабря №748 1900г.) - ещё одно опубликованное стихотворение «Жене». Он плакал от счастья, но прочитать ничего уже не мог.
Похоронили Г.Псальмова возле церкви села Васильевского. Могила не сохранилась. Разрушена была и сама церковь. Детей у Псальмовых не было. Вскоре после его смерти ушла в монастырь жена, следы её затерялись. Не найти теперь тетрадок его стихов и автобиографии, упоминавшихся в одном из некрологов. Единственным напоминанием об этом человеке, прожившем наполненную трудом и творчеством жизнь, осталась изданная почти сто лет назад книга его произведений.
Заключение
13 сентября 2016 года в с. Васильевское состоялось торжественное открытие памятника Г.Псальмову. (Приложение 6) Творчество поэта-самородка всё больше и больше проникает в образовательные круги, находя своих читателей и исследователей. Благодаря архивным разысканиям установлена девичья фамилия жены Г.Псальмова – Н.В.Пичугина18, обнаружено также и место захоронения поэта, прежде считавшееся потерянным. (Приложение 7) С каждой новой архивной находкой возникает ряд вопросов, на которые предстоит отвечать нам - потомкам земли Смоленской.
Эпитафия
Не в угоду холодного света
Песни тихие слёз и печали
Угнетённого роком поэта
Стоном горя уныло звучали.
В непогоду, в зловещий шум бури
Пел он песни свои, изнывая
От тоски. О цветах, о лазури
Раздавалась тут песня живая…
Но под гнётом судьбины жестокой
Он, любя, шёл дорогою крестной.
Смолкли песни его. Одиноко
Спит в могиле певец неизвестный
У родного села на погосте…
Что же свет ни крестом, ни плитою
Не почтил его мирные кости,
Лишь небрежно засыпал землёю?...19
Ученики нашей школы активно изучают творчество Гервасия Псальмова, участвуют в мероприятиях, посвящённых творчеству поэта, пишут исследовательские работы, сотрудничают с филологическим факультетом СмолГУ. (Приложение 8)
В 2013 году вышел сборник «Гервасий Псальмов. Стихотворения», подготовленный иеромонахом Хрисанфом (Шадроновым), Л.В.Павловой, И.В.Романовой, В.С.Ковалевой. Издание подготовлено в рамках научно – исследовательского проекта «Сочинения Гервасия Псальмова: подготовка текста, исследование, комментарий». Сборник открывает статья «Этой жизни ярмо многотрудное»: о поэте Гервасии Псальмове, выполненная Л.В.Павловой, иеромонахом Хрисанфом (Шадроновым). В сборник вошли 119 стихотворений различных жанров и тематически. (Приложение 9)
В книге «Гервасий Псальмов. Проблемы творчества» усилиями исследовательской группы, занимающейся реконструкцией творческого пути, изданием и изучением произведений Псальмова, получены важные наблюдения и результаты: обозначены основные вехи жизни и творческого пути Г.Псальмова, определены основные, приоритетные направления изучения творчества поэта, проанализирован образ автора в лирике Г.Псальмова; ряд статей посвящён жанровым особенностям, тематике, поэтическому языку, что позволяет делать выводы о художественном своеобразии лирики Г.Псальмова; описаны этапы работы по изучению творчества поэта, дана характеристика изданий сочинений. (Приложение 10)
«Жизнь и деятельность Г.Псальмова соответствует представлению о христианском подвиге. Вера в Бога делала его жизнь осмысленной, давала силы сочетать высоту духовных помыслов с тяжким физическим трудом. Явление поэта Гервасия Псальмова в XXI веке в очередной раз убеждает, что рукописи нетленны».20
Список литературы
Орловский И.И. Краткая география Смоленской губернии. Смоленск, 2008.
ГАСО. Ф.391. Оп.1. Д.1. 3.
ГАСО.Ф.50.Оп.1.Ед.хр.645.
Малый энциклопедический словарь. Т.2. Вып. 4: Брокгауз-Ефрон, 1909. http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor
Русская мысль. М., 1901. Кн.III.
Полное собрание сочинений Г.Е.Псальмова/ Под ред.Г.Е.Клочковского. Изд.1-е. Великие Луки, 1914.
Псальмов Гервасий. Проблемы творчества: коллективная монография.Смоленск. 2014.
7.Псальмов Гервасий. Стихотворения. Смоленск, 2013.
Приложение 1. И.И.Орловский
«Краткая география Смоленской губернии»
И.И.Орловский «Краткая география Смоленской губернии»
И.И.Орловский «Краткая география Смоленской губернии»
П риложение 2.А.И.Яцимирский «Неизвестный певец народного горя»
(Продолжение) А.И.Яцимирский «Неизвестный певец народного горя»
(Продолжение) А.И.Яцимирский «Неизвестный певец народного горя»
(Продолжение) А.И.Яцимирский «Неизвестный певец народного горя»
(Продолжение) А.И.Яцимирский «Неизвестный певец народного горя»
(Продолжение) А.И.Яцимирский «Неизвестный певец народного горя»
Приложение 3. Полное собрание сочинений Г.Е.Псальмова/
Под ред.Г.Е.Клочковского. Изд.1-е. Великие Луки, 1914.
Приложение 4. Гервасий Псальмов.
Приложение 5. Г.Псальмов «Ночь перед Рождеством Христовым»
Приложение 6. 13 сентября 2016 года в с. Васильевское состоялось торжественное открытие памятника Г.Псальмову.
Приложение 7. Место захоронения поэта,
прежде считавшееся потерянным
(с.Васильевское Смоленская область Сафоновский район)
Приложение 8. Исследовательская группа по изучению творчества Г.Псальмова (СмолГУ филогический факультет)
Продолжение. Ученики «Крапивенской основной школы» выступают с произведениями Г.Псальмова («Совет сироте»)
Приложение 9.Сборник стихотворений Г.Псальмова, 2013.
Приложение 10. «Гервасий Псальмов. Проблемы творчества»
1 Псальмов Гервасий. Стихотворения. Смоленск ,2013. С.14. Иеромонах Хрисанф (Шадронов), Лариса Павлова.
2 Орловский И.И. Краткая география Смоленской губернии. Смоленск, 2008.С.141.
3. ГАСО. Ф.391. Оп.1. Д.1. Л. 90-95.
4Малый энциклопедический словарь. Т.2. Вып. 4: Брокгауз-Ефрон, 1909. http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor
4
55. Русская мысль. М., 1901. Кн.III. С. 136-141.
6. Там же. С.136.
7. Там же. С. 137.
8. Там же. С. 140.
9. Полное собрание сочинений Г.Е.Псальмова/ Под ред.Г.Е.Клочковского. Изд.1-е. Великие Луки, 1914.
6
7
8
9
10 Народный поэт (Заметка «Смоленск. Вестн.» - № от 19 окт. 1900г.) // Полное собрание сочинений Г.Е.Псальмова/ Под ред.Г.Е.Клочковского. Изд.1-е. Великие Луки, 1914.
11. Полное собрание сочинений Г.Е.Псальмова/ Под ред.Г.Е.Клочковского. Изд.1-е. Великие Луки, 1914. С.4.
11
12Полное собрание сочинений Г.Е.Псальмова/ Под ред.Г.Е.Клочковского. Изд.1-е. Великие Луки, 1914. С.18.
13 Полное собрание сочинений Г.Е.Псальмова/ Под ред.Г.Е.Клочковского. Изд.1-е. Великие Луки, 1914. С. 20.
14 Там же.
15 Там же
16 Псальмов Гервасий. Проблемы творчества: коллективная монография.Смоленск. 2014. С. 36.
17 Полное собрание сочинений Г.Е.Псальмова/ Под ред.Г.Е.Клочковского. Изд.1-е. Великие Луки, 1914. С.18.
18 ГАСО. Ф.50. Оп.1, Ед.хр.645.
19 Псальмов Гервасий. Стихотворения. Смоленск ,2013.С.74.
20 Псальмов Гервасий. Проблемы творчества: коллективная монография.Смоленск. 2014. С.151.
17