Малахитовая шкатулка драгоценных сказов П.П. Бажова

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Малахитовая шкатулка драгоценных сказов П.П. Бажова

Биденко Е.К. 1Герасименко М.М. 1
1АНОО Гимназия "Лидер" г.Краснодар
Смирнова Н.В. 1Бурхан О.П. 2
1АНОО Гимназия "Лидер"
2АНОО Гимназия "Лидер" г.Краснодар
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

2019 год в Свердловской области был объявлен Годом Павла Петровича Бажова. В этом году ему исполнилось бы 141 год со дня рождения. Павел Бажов родился и жил на уральской земле. Бажов — один из главных писателей края, его творчество неотделимо от местного фольклора. В своих сказах в литературной, доступной его современникам форме, он передал мифы и легенды, которые сложили уральские горняки. Неповторимый мир, где обитают волшебные существа и случаются чудеса, он первым преподнёс всей стране. За что и завоевал народную любовь и признание. В своих сказах писатель прославлял этот край, его богатую природу и мастеровых людей. Вершиной его творчества считается сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Исследователи считают бажовские произведения именно литературой, а не фольклором: после того как все документированные записи писателя оказались уничтожены, он ограничивался вольным пересказом уральских легенд. И всё же именно эти книги стали настоящим брендом Урала ещё до того, как появилось слово «бренд».

Сказы этого великого писателя интересны самобытностью, таинственностью, но больше всего привлекают эпизоды, связанные с камнями. Поэтому было решено изучить подробнее творчество Бажова, узнать, какие минералы добывались на Урале в старину и можно ли их увидеть в наши дни.

Актуальность: в школьном возрасте особое значение для развития личности ребѐнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, о географическом расположении различных объектов. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой расширяет мировидение школьника, его личностный рост. Живя в стране богатой полезными ископаемыми, ребята не обладают достаточными знаниями об окружающих камнях и минералах, их свойствах и качествах; о значении и использовании камней человеком. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России.

2

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование

нравственных чувств у ребенка, способствует гармоничному развитию личности, формированию активного словаря, развивает воображение, Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам. Проект выступает в качестве методической разработки для проведения уроков по литературе, НИД (научно-исследовательская деятельность), географии для учащихся гимназии «Лидер», для организации дискуссий и игр на классных часах.

Гипотеза: предполагается, что результатом исследования станет создание коллекции камней, упомянутых в сказах Бажова. Можно предположить, что, изучая творчество П.П. Бажова и создавая коллекцию уральских камней, мы сможем расширить свой кругозор в области минералогии и краеведения.

Целью данного проекта является изучение уральских камней через творчество П.П. Бажова; формировать познавательный интерес к неживой природе (миру камней).

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Продолжить знакомство с творчеством П.П. Бажова.

2. Найти в сказах упоминания о камнях.

3. Выяснить современные названия камней, упомянутых в сказах, область их применения.

4. Составить фотоколлекцию/коллекцию «Камни в сказах П.П. Бажова».

5. Расширить представления гимназистов о разнообразном мире камней, их свойствах.

6. Развивать познавательную активность в процессе ведения опытно – экспериментальной деятельности.

7. Расширять знания об использовании камней человеком.

8. Развивать творческое воображение в совместной и самостоятельной

3

деятельности, в конструировании каркаса для выращивания минералов.

9. Воспитывать чувство прекрасного, способность видеть многообразие мира.

Объект исследования: сказы П.П. Бажова; предмет исследования: камни, упомянутые в сказах.

Теоретическая ценность: собрать информационный и иллюстративный материал по камням, упоминаемых в сказах П.Бажова.

Практическая ценность: создатьфотоколлекцию/коллекцию камней; провести научно-практический эксперимент по созданию кристаллов в условиях лаборатории АНОО Гимназии «Лидер» на уроках НИД (научно-исследовательской деятельности).

Новизна работы: в результате исследования будут выращены кристаллы.

Результатом исследования станет создание фотоколлекции/коллекции камней, упомянутых в сказах Бажова. Альбом с фотоколлекцией мы передадим в кабинет НИД Гимназии «Лидер». Изучая творчество П. П. Бажова и собирая уральские камни, мы расширим наши горизонты в области минералогии и краеведения, литературы.

В ходе работы использовались следующие методы исследования: анализ художественных произведений, научно-познавательной и справочной литературы по теме исследования; выборка упоминаний о минералах; изучение и систематизация сведений об уральских минералах; интервьюирование; анализ полученных данных; обобщение информации; классификация; коллекционирование.

Проблемные вопросы:

1. Как рождаются камни?

2. Какие бывают камни?

3. Зачем человеку нужны камни?

4

4. Какие минералы добывались на Урале в старину и можно ли их увидеть в наши дни?

Этапы работы над проектом:

1 этап. Подготовительный.

Подбор и изучение литературы по теме проекта, сказов П.П.Бажова, фотографий, коллекций камней «Уральские самоцветы». Отбор медиа ресурсов. Подготовка химических реактивов, оборудования для проведения практической работы - эксперимента по выращиванию кристаллов.

2 этап. Основной.

Осуществление работы в соответствии с планом и новыми требованиями ФГОС. Проведение наблюдений «Удивительное-рядом». Эксперимент по выращиванию кристаллов. Изготовление макетов (каркасов) для выращивания кристаллов. Чтение сказов П.П.Бажова. Знакомство с иллюстративным, фотоматериалом по теме. Составление таблицы «Камни в сказах П.П.Бажова».

3.Этап. Заключительный.

Презентация камней в ювелирных изделиях «Удивительный мир камней». Фотоколлекция/коллекция камней. Выращенные кристаллы.

Срок реализации проекта: 4 месяца (март 2020 года – июнь 2020 года)

При изучении данной темы мы столкнулись с тем, что информации по данной теме не так уж и много. Нужно было собрать воедино все краеведческие материалы, литературные, геологические, статьи в печатных изданиях, в подшивках газет. Также мы использовала материалы сети Интернет.

5

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.

Работу над проектом мы начали с уточнения терминов и понятий, связанных с темой исследования.

Сначала необходимо было уточнить особенности сказа как литературного жанра.

Сказ – фольклорная форма, состоящая на грани речи и художественного творчества. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу, человека с особым характером и складом речи.

Между сказкой и сказом, действительно существует отличие, так, например, во всех сказках, как правило, являющихся вымышленными историями, все герои проходят какие-либо испытания и преодолевают различные трудности, что потом несомненно, добро обязательно победило зло. Сказка всегда является вымыслом, хотя несомненно содержит в себе некий смысл, ведь недаром известная поговорка гласит, что сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Что касается сказа, то в основе своей — это эпическое повествование о различных народных героях, причем не вымышленных, в котором происходит описание их жизненного пути, становление как личности, а так все жизненные события, что с ними произошли, благодаря чему, данные люди стали народными любимцами.

Различий между сказом и сказкой не так много, но они есть, и существенные. Среди самых главных можно выделить следующие:

в сказе, в отличие от сказки, чаще всего фигурируют реальные люди, хотя повествуя о них, рассказчик добавляет много деталей, которые не происходили в реальности. Рассказчик приукрашивает реальную историю, делая ее более интересной для читателя.

в сказке рассказчиком часто выступает автор, в сказе — рассказчик — скорее очевидец, а не автор.

в сказках всегда счастливый конец, а в сказе — как в жизни, по-разному бывает.

6

в сюжетах сказок всегда присутствует волшебство или вымысел, в сказах — реальность, чуть приправленная флером волшебства.

Основное отличие сказа от сказки состоит в том, у любой сказки сюжет именно сказочный, с волшебными, фантастическими событиями, невозможными в реальной жизни. Сюжет сказа основан на событиях, которые либо происходили в действительности, либо вполне могли иметь место в реальности. Термином «сказ» как раз называют несказочное народное творчество или даже литературное произведение. В сказе рассказ ведется от первого лица, то есть в нем обязательно присутствует рассказчик, которые как бы повествует о том, чему сам был свидетелем. Сказка рассказывается от третьего лица. Сказки всегда строятся по строго определенной схеме и имеют определенные отличительные черты, например, троекратные повторы. Сюжет сказа может быть любым и не подчиняется строгим закономерностям. Таковы основные различия этих двух жанров литературы.

Сказка - это что-то выдуманное для развлечения, а сказ, скорее сродни теореме.

Основное, что отличает сказ от сказки — это роль рассказчика. В сказе он сам является свидетелем истории, которую рассказывает слушателям. В сказке же речь ведется от третьего лица. Кроме того, сказ — это всегда импровизация, его сюжет и оттенки могут меняться в соответствии с настроем аудитории. В сказе история, как правило, основана на личном отношении к событиям. А в сказке нет личного отношения рассказчика, а есть лишь вывод, к которому должен прийти слушатель сам, или намёк на этот вывод. В сказе очень важен язык, имитирующий разговорную речь, образную и богатую архаизмами и поговорками, а в сказке художественная составляющая лексики особой роли не играет.

Сказ - это повествование о факте, имеющем свойство когда-то быть, но в процессе пересказывания с литературной импровизацией, немного приукрашен для полноты восприятия.

7

Сказ не является достоверным историческим фактом, но говорит о событии состоявшемся. Сказка - это особое литературное произведение, которое поучает, приводит к выводам, при этом герои выдуманы и попадают в нереальные обстоятельства. Помните пословицу: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!»?

Так сказы Бажова были написаны в духе народного говора уральских горнозаводских рабочих.

Отмечая оригинальность сказа как литературного жанра, сам П.П. Бажов писал так: «К тому, что рассказывает сказка, относились заранее как к вещи, которая занимает, развлекает, поучает младших. А к сказу относились по-другому, в сказе есть элементы действительной жизни, истории... В основе лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой».

Изучая биографию П.П. Бажова, мы узнали, что он долгое время тщательно изучал материалы и документы по истории Урала, посещал заводы и деревни, беседовал с местными старожилами, мастерами-камнерезами, поэтому ему удалось с максимальной достоверностью и любовью передать всю уникальность нашего края.

П.П. Бажов в своих сказах открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его произведениях жизнь и работа горнозаводских мастеров Урала переплетаются с вымышленными, фантастическими героями.

Далее мы уточнили термины, связанные с камнями.

Земная кора - верхняя твёрдая оболочка Земли - образована горными породами, которые состоят из определённого сочетания минералов, в состав которых входят разные химические элементы. Изучением минералов занимается наука минералогия - одна из наук геологического цикла.

Го́рная поро́да — любая масса или агрегат одного или нескольких минеральных видов или органического вещества, являющихся продуктами природных процессов.

8

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:

КАМЕНЬ , -мня, мн. -мни, -мней и (устар. и прост.) -менья, -меньев, муж.

1. Твёрдая горная порода кусками или сплошной массой, а также кусок, обломок такой породы. Бросаться камнями. На сердце к. (перен.: о тяжёлом душевном состоянии). К. с души свалился (перен.: наступило душевное облегчение). Бросать камнем в кого-н. (также перен.: безоговорочно осуждать, обвинять кого-н.; неод.). К. за пазухой держать (перен.: таить злобу против кого-н.; разг.). Камня на камне не оставить от чего-н. (перен.: разрушить до основания).

2. В сочетаниях: драгоценный камень, полудрагоценный камень красиво окрашенный или бесцветный прозрачный минерал, используемый для ювелирных украшений; поделочный камень красиво окрашенный минерал или горная порода, используемые для изготовления украшений, предметов искусства.

3. чаще мн. Плотное образование из солей и органических соединений во внутренних органах, протоках. Камни в печени. Камни в почках.

Кто первый бросит камень (книжн.) кто, считая, что сам он безгрешен, первым решится осудить виноватого [по евангельскому сказанию об Иисусе Христе, сказавшему людям о грешнице: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень»].

Камень преткновения (книжн.) помеха, затруднение.

*| уменьш. камешек, -шка, муж. (к 1 и 2 знач.) и камушек, -шка, муж. (к 1 и 2 знач.). К. бросить в чей-н. огород (недоброжелательно намекнуть на кого-что-н.; разг.). Ляг камушком, встань горошком (совет быстро заснуть и бодро, сразу встать; разг.).

*| прил. каменный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.). К. мешок (перен.: тюрьма). К. век (период первобытной культуры, характеризующийся производством орудий труда и оружия из камня и кости).

Минералы – естественное неорганическое образование, входящее в состав земной коры. Минералов в природе великое множество. Одни из них прозрачные, другие полупрозрачные, а третьи не пропускают свет вообще. Также разнообразна и их окраска, твердость, блеск и многие другие свойства.

9

Таким образом, камень или горная порода — это более широкое понятие, включающее минералы.

В старину в кругу горнозаводских рабочих термина «минерал» не

существовало, поэтому Бажов употребляет слова «камень», «камешок», «каменья», «руда», «самородок».

Затем мы прочитали, что такое коллекционирование и каким требованиям должна соответствовать настоящая коллекция.

Коллекционирование - деятельность, в основе которой лежит

собирание коллекции.

Коллекция — систематизированное собирание и изучение чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку и принадлежащее конкретному владельцу.Предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА П.П. БАЖОВА И КАМНЕЙ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В СКАЗАХ.

В домашней библиотеке ни у одного из нас не оказалось сборников сказов П.П. Бажова, поэтому мы обратились в школьную библиотеку и выбрали там самые толстые сборники.

Мы поделили между собой произведения П.П. Бажова и читали самостоятельно их дома. Каждый из нас выписывал камни, встречающиеся в сказах. В школе мы пересказывали друг другу прочитанный сказ.

Всего нами было прочитано 8 произведений П.П. Бажова, в которых упоминалось 27 наименований различных минералов и горных пород (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Больше всего разнообразных видов камней мы встретили в сказах «Медной горы Хозяйка» (10 видов камней) и «Хрупкая веточка» (10 видов).

10

При выборке камней мы столкнулись как со знакомыми названиями - «агат», «малахит», «яшма», так и с незнакомыми «шерл», «офат», «орлец».

Обратившись к интернет-источникам мы столкнулись с тем, что информация о некоторых камнях различалась. Например – в одних источниках медный изумруд назывался диоптазом, а в других – бериллом.

П.П. Бажов отмечал: «В словарях слово неподвижно. Слушаю его в повседневной речи, ищу в книгах, в действии, в жизни. Интересуют меня слова известные, но забытые в литературном языке. Я их очень ценю и подбираю».

Именно поэтому при определении научного названия камня дурмашек у нас возникли большие споры. Мы нашли 3 варианта определения этого камня:

-старинный термин означающий несортовой, непрозрачный аметист;

- малоценный камень, кристалл горного хрусталя;

- старый термин горняцкий уральский - означающий дымчатый кварц.

В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый, к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.
Малахит - этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с цветов листьев мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.
Малахитовая шкатулка, как магический предмет сказов Бажова. Малахит, который в Европе XIX века называли «русским камнем», – основной символический камень сказов Бажова. Мастер Евлах в «Железковых покрышках» так отзывается о нем: «наш родной камень, в коем радость земли собрана».

11

Малахит традиционно рассматривается как камень, который возвращает душевное равновесие, отводит зло и оберегает хозяина от злого рока, изгоняет хандру и меланхолию. Как символ жизни и роста, малахит часто выступал в качестве «детского оберега», так как «кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов». Но одновременно он – камень смерти. Виной всему зеленый цвет малахита, который символизировал не только юность, надежду и веселье, но ассоциировался также с несчастьем, печалью и скорбью. Так, негативная символика зеленого цвета проявляет себя в выражении «зеленая тоска». В сказах о Хозяйке малахит символически воплощается в трех предметах: зала малахитовая в царском дворце, камни для которой были вырублены Степаном; малахитовая шкатулка, подаренная жене Степана - Настасье, а на деле предназначенная для земной дочери Малахитницы – Танюшки, и, наконец, каменный цветок, создаваемый мастером Данилой. Малахитовая зала петербургского дворца – символ магической власти камня в суетном, тщеславном и корыстном земном мире. Малахитовая палата во дворце, где Танюшка уходит в гору, становится символом каменной силы Медной горы Хозяйки в человеческом мире. Итак, малахитовая глыба, которою можно украсить царские палаты и из которой можно вырубить столбы малахитовые для церкви, как это делает Степан, символизирует в сказах Бажова магию природного камня, приспособленного для земных людских нужд, что в принципе не нравится Хозяйке. Поэтому она всячески стремится продемонстрировать свою власть даже над этим, уже отработанным и, следовательно, очеловеченным камнем.
Малахит, отданный во дворец, заставляет дрожать от страха его обитателей при виде растворившейся в стене Танюшки – новой хозяйки Медной горы. Малахит, отданный на украшение главной церкви в Санкт-Петербурге, приводит к исчезновению богатств Гумешковского рудника и его последующему затоплению. При этом рассказчик объясняет это тем, что Хозяйка «огневалась» за столбы, которые «в церкву поставили».

12

Малахитовая шкатулка – материальный символ «каменной силы» малахита. Это символ красоты, которая дается одному человеку, да и то тесно связанному с тайной силой Вообще же, шкатулка – классический женский символ, «символ сюрприза, загадочного, пугающего и манящего». В своих сказах Бажов отмечает, что люди, умеющие понять и правильно открыть рисунок камня, очень почитались.

Чтобы разобраться во всем этом разнообразии информации, которую мы смогли собрать с учителем Смирновой Н.В. (русский и литература), мы попросили о учителя Бурхан О.П. (НИД) рассказать нам о камнях и минералах. Для более глубокого понимания темы нашего проекта, мы познакомились с классификацией камней по Е.Я.Киевленко. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2).

Мы задумались над тем, какими были бы сказы Бажова, если бы он жил на нашей малой Родине- в Краснодарском крае? Ведь здесь тоже множество полудрагоценных камней, из которых изготавливают украшения, в Адыгее даже золото добывают. Оказывается, полезные ископаемые Краснодарского края представлены более чем 60 видами. В крае зарегистрировано одно месторождение фосфоритов и апатитов — Маркопиджское, расположенное в 35 км от пос. Псебай.

Апатитокарбонатное месторождение находится возле Псебая; месторождения фосфоритов — Таманское и район бассейнов рек Белой и Малой Лабы, в 20 км от пос. Хамышки (Кишинское), в 18 км от пос. Кировского (Догдачей) и на водоразделах рек Малая Лаба, Ходзь, Губс, Фарс, Мужички и Мешок.

Месторождения барита: Белореченкое (5 км от Даховской), Уруштенское, Малолабинское (6,5 км от Чернореченской), Андрюковское (10 км от Хацавитая), Мзымтинское и Аспидное.

Известняки: Медвежьегорское (6 км от Дербентской), Северная гора (4 км от Ильской), Правобережное (4 км от Шедока), Ходжохское (12 км от Каменномосткого).

Наиболее интересные месторождения серпентинитов: Армовское и Даховское. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

13

Многие минералы, имея один и тот же химический состав, могут иметь различную структуру и внешний облик кристаллов, текстуру, а значит и различные физические свойства.

Такое свойства минералов называется полиморфизмом. Примером полиморфизма может служить углерод. В зависимости от условий кристаллизации он может образовать две полиформных разновидностей – алмаз и графит, имеющие различное расположение атомов углерода в пространстве.

Вода, входящая в химический состав, подразделяется по прочности связи: конституционная (наиболее прочно связана с кристаллической решеткой, кристаллизационная (тоже связанная с кристаллической решеткой, но менее прочно и поэтому может быть удалена при высоких температурах); циолитная (вода как бы растворенная в кристалле). Присоединение конституционной воды означает образование особой формы минерала, а ее удаление разрушает минерал.

Присоединение кристаллизационной воды и ее удаление при высоких температурах заметно отражается на многих физических и химических свойствах минерала. Например, присоединяя кристаллизационную воду, ангидрит переходит в гипс. При этом увеличивается его объем до 60%. Циолитовую воду минералы могут относительно просто терять и восстанавливать, изменяя при этом некоторые свои свойства (показатель преломления, структуру).

Мы подумали, что с помощью химических реакций можно и самим вырастить минералы, хотя бы не очень сложно устроенные.

Мы узнали, что кристаллы минералов встречаются в природе повсеместно. Для их образования нужны специальные условия. Например, горная порода гранит состоит из кристаллов кварца, полевого шпата и слюды, которые раскристаллизовались друг за другом при остывании магмы.

Красивые шестигранные кристаллы горного хрусталя выросли из горячих водных растворов, насыщенных кремнеземом SiO2.

14

Ромбические желтые кристаллы серы выросли из сероводородных вод горячих источников и гейзеров.

На берегах соленых озер и морей можно увидеть кубические кристаллы каменной соли — галита; белые, красные, желтые и даже синие кристаллы карналлита и мирабилита.

Алмазы, самые твердые кристаллы, образовались при гигантском давлении в так называемых трубках взрыва (кимберлитовых трубках).

Итак, природа создала и продолжает создавать кристаллы минералов. Можем ли мы увидеть таинство роста кристаллов? Можем ли вырастить их сами? Да, конечно можем. И мы это сделали!

Глава 3. КЛАССИФИКАЦИЯ МИНЕРАЛОВ

Ольга Павловна рассказала о том, что все минералы состоят изхимических элементов, а горная порода – из минералов, таким образом, в горнойпороде может быть несколько минералов.

С помощью геологических словарей, статей в Интернете, нам удалось составить таблицу, в которой мы сопоставили старинные и современные названиякамней из сказов.(ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

Из словаря непонятных слов в сборнике сказов мы узнали, что «кразелитами»называли «хризолиты», подразумевая совсем другой минерал. Долгое время такназывали на Урале «демантоиды».

Впервые свое название – демантоид, что значит «алмазоподобный», минерал получил от известного минералога Н. Норденшельда в 1856 году. Он изучал минералогические коллекции некоторых Уральских коллекционеров, и в процессе изучения заявил, что зеленый самоцвет (идентифицированный ранее как хризолит) является не хризолитом, а новым минералом, однако при этом точного определения сделано не было.

15

Когда П.П. Бажов писал свои сказы, о демантоидах уже было известно, но горщики по-прежнему называли эти минералы «хризолитиками». Именно под таким именем они бытовали в преданиях.

В геологическом словаре мы нашли научное название «медного изумруда» - «диоптаз». Но этот минерал никогда не добывался на Урале. Возможно, что основанием для упоминания о нем послужила находка других разновидностей этого драгоценного камня.

Мы узнали много интересного про обманки. Обманки - это камни, которые напоминают по внешнему виду драгоценные минералы, но по своим свойствам не являются таковыми.

Например, флюорит является камнем - обманкой. Его легко спутать с аметистом, рубином или изумрудом. Пирит (золотая обманка, золото дураков) - минерал желтого цвета с интенсивным металлическим блеском. Его легко спутать с золотом.

Так же мы узнали, что минералы и горные породы бывают поделочные и ювелирные. Ювелирные минералы очень крепкие, очень сложно поддаютсяизменению формы, а поделочные - легко поддаются резьбе, используются дляизготовления поделок, шкатулок.

Такая классификация условна, т.к. минералы могут быть и ювелирно-поделочным – это зависит от качества исходного минерала.

Богат самоцветами Урал, очень богат! Пожалуй, на всем белом свете не найти такого изобилия.

Какие же из них были в малахитовой шкатулке?

Не было там янтаря, кораллов, жемчугов, лалов (шпинели), бирюзы. Ведь Хозяйка могла подарить Степану камни лишь из своих, уральских, владений.

Не было в шкатулке и изумрудов, хотя именно здесь, на Среднем Урале, в изумрудных копях знаменитой Мурзинки, добываются лучшие в мире изумруды.

16

Уральские изумруды можно встретить и в коронах европейских монархов, и в сейфе нью — йоркского банка, и в сундуке индийского раджи. Но из текста следует, что Хозяйка подарила Степану целую горсть изумрудов отдельно от шкатулки, и после его смерти они рассыпались в пыль.

Медный изумруд, он же «изумруд из киргизских степей», он же «аширит», он же «диоптаз» — камень гораздо менее ценный, чем изумруд. Это так. Однако в конце XVIII века — а именно к этому времени и относится действие сказа — диоптаз считался разновидностью изумруда. Они так схожи, что даже специалисты их не всегда различали.

Конечно, не было в шкатулке яшмы, дурмашков, орлеца — камни эти недорогие, поделочные, ларчики да лоточки из них изготовляли.

Зато наверняка были перстни, серьги или броши с алмазами. Алмазные россыпи Урала не богаты, но найденные здесь кристаллы хоть и невелики по размерам, но по красоте и прозрачности настоящие ювелирные камни, «чистые, как слеза». Между прочим, один из трёх первых уральских алмазов, найденных в 1829 году близ Бисертского завода, был подарен супруге Николая I в шкатулке из малахита.

«Чистыми, как слеза», могли быть и бусы из горного хрусталя. Слово «хрусталь» происходит от греческого «лёд». Уральские мастера славились обработкой хрусталя. По воспоминаниям А. Е. Ферсмана, в селе Березовском, под Екатеринбургом, ещё в двадцатых годах жили кустари, которые на простейших станочках обтачивали кварцевые гальки и готовили великолепные, сверкающие, как алмазные, ожерелья. Огранённые самой природой кристаллы горного хрусталя в старину так н называли: во Франции — алансонскими алмазами, в Германии — богемскими, немецкими, саксонскими или рейнскими алмазами, в Англии — бристольскими или корнуэльскими, в Америке — аляскинскими, квебекскими, арканзасскими, колорадскими, мексиканскими алмазами.

17

Один ряд бус мог быть из хрусталя, а ещё несколько — из других разновидностей кварца: аметиста, цитрина, раухтопаза, агата. Аметист на Руси когда — то ценился дороже рубина и был излюбленным камнем служителей церкви. Цитрин напоминает «цитрусовые», и недаром: своё имя камень получил из — за лимонно — жёлтого цвета. Агат — красивый, многоцветный, тонкие цветовые переходы делают его крайне привлекательным. Издавна агат научились подкрашивать для получения более красивого цвета и богатых оттенков; с этой целью камень вываривали в меду, обрабатывали солями и кислотами. Раухтопаз — устаревшее название дымчатого кварца, в обиходе уральские камнерезы и торговцы называли его просто топазом. С давних пор годился он для бус, подвесок, колец, но ещё чаще — для получения более ценного цитрина: с этой целью, когда — то дымчатый кварц запекали в хлебе.

А вот настоящие топазы за их высокую плотность получили на Урале прозвище «тяжеловесов». Известен этот самоцвет и под другими именами — «сибирский алмаз», «саксонский хризолит», «бразильский рубин» и т. д. Лёгкостью и прозрачностью, внутренней игрой света он напоминает каплю росы. Считалось, что топаз делает своего владельца честным и великодушным. Бусы и подвески из него хороши! А в оправе он малопривлекателен, хотя и не дёшев.

Пожалуй, чаше других у Бажова упоминаются хризолиты (кразелиты). Вообще — то хризолитом называют прозрачную разновидность оливина золотисто — зелёного цвета. Есть поверье, что хризолит охраняет носящего его от неразумных поступков и дурных снов. Лучшие хризолиты добывают на Кугдинском месторождении в Восточной Сибири.

На Урале хризолиты не самого лучшего качества — почему же этот камень описывается столь восторженно? Весь секрет в том, что уральские горные мастера называли хризолитами совсем другой, более ценный самоцвет — демантоид — великолепный зелёный гранат, самый красивый из группы гранатов. На мировом рынке демантоиды ценятся не ниже изумрудов.

18

В малахитовой шкатулке могли быть только ожерелье и подвески из «кразелитов» — для колец демантоид не годится, слишком мягок.

Были в шкатулке и другие гранаты. Встречаются они часто, но хорошие камни редки. Бывают гранаты фиолетово — красные — альмандины, розовые — родолиты, изумрудно — зелёные — уваровиты. Ярко — красные гранаты носят название пиропов, а раньше их называли карбункулами. «Красные, как кровь...» Похоже, это сказано о гранатах.

А почему не о рубинах? Рубины и сапфиры (яхонты червленые и яхонты лазоревые) относятся к высшей категории драгоценных камней. К сожалению, уральские рубины невысокого качества, а ювелирных сапфиров практически нет. Зато есть аквамарины, александриты и турмалины. Аквамарин — прозрачный голубой или зеленовато — голубой берилл, младший брат изумруда. Своё название получил за cxoдство с цветом морской воды. Родственником изумруда является и александрит — изумрудно — зелёный при дневном свете и фиолетово — красный при электрическом. Уральские александриты стали редки, но в своё время считались эталонами качества. Меняет свою окраску от освещения и турмалин; сейчас он забыт ювелирами, а в XVIII веке за него платили бешеные деньги.

Были в шкатулке браслеты (в форме змейки!) и бусы из малахита. Но в те годы этот замечательный камень обычно использовали на более крупные поделки.

А что же циркон, фенакит, эвклаз — нашлось ли им место в шкатулке? Чем эти камни плохи? Вовсе нет, не плохи. Но самоцветы эти использовались как имитации бриллиантов. А зачем Хозяйке Медной горы подделки?

19

Глава 4. Практическая работа.

Для того, чтобы вырастить кристаллы поваренной (каменной) соли (галита — NaCl), нужно поставить на плиту емкость с водой и довести воду до кипения. Затем снять емкость с плиты и растворить в ней обычную соль из пачки. Постоянно помешивая раствор, досыпайте соль до тех пор, пока не заметите, что она больше не растворяется.

Полученный соленый раствор нужно отфильтровать и налить в плоскую посуду, например, в блюдце. Вода остынет и начнет испаряться, а на краях блюдца и на его дне вы увидите прозрачные кубики правильной формы – это и есть кристаллы каменной соли, галита

Можно вырастить большой кристалл, или несколько больших кубических кристаллов. Для этого в емкость, в которой вы растворили соль, следует опустить шерстяную нитку. При остывании раствора она покроется кубиками соли. Чем медленнее остывает раствор – тем более правильную форму будут иметь кристаллы. Через некоторое время рост прекратится.

Чтобы вырастить один большой кристалл, нужно из множества образовавшихся на дне кристаллов выбрать один, самый правильный, положить на дно чистого стакана, а сверху налить раствор из прежней посуды.

Для роста правильных кристаллов нужен абсолютный покой. Нельзя трясти или передвигать стол или полку, на которой стоит емкость с растущими кристаллами. Необходимо соблюдать осторожность, ведь растущие кристаллы имеют очень хрупкую структуру.

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы убедились, что сказы П.П. Бажова не только интересны и поучительны, но и являются прекрасным материалом для изучения истории России края, ее подземных богатств. Мы расширили свой кругозор в области минералогии и краеведения. Узнали, что в Краснодарском крае не меньше, чем на Урале драгоценных и полудрагоценных камней

Мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи выполнены. Выращенные кристаллы стали хорошим результатом нашего проекта. В дальнейшем мы планируем изучить остальные сказы П.П. Бажова и создать коллекцию настоящих минералов. Так же мы планируем создать мини-музей в своей гимназии.

Очень важно с детства ценили и любили свою малую родину. А это возможно только в том случае, если мы будем изучать историю Кубани, удивляться ее красоте и открывать для себя ее новые грани.

Мы думаем, что этот проект поможет лучше понять и полюбить творчество П.П.Бажова, а также лучше узнать наш родной край.

Результаты нашего исследования могут быть полезны всем, кто интересуется творчеством знаменитого уральского писателя, увлекается минералогией и краеведением.

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Москва, Просвещение, 1987 г.

Большой российский энциклопедический словарь, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003 г.

3. Геологический словарь (том первый), Алихов Т.Н., Берлин Т.С., Боровиков Л.И., Москва, 1978

4. Геологический словарь (том второй), Алихов Т.Н., Берлин Т.С., Боровиков Л.И., Москва, 1978

5. Гулевская Л., 100 самых красивых драгоценных камней и минералов, Москва, 2011 г.

6. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е., Русский толковый словарь, 1998 г.

7. Орлова Н. Советы юному коллекционеру минералов.

8. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, Педагогика, 1981

Интернет-ресурсы:

https://krayural.ru/raznoe/kakie-kamni-byli-v-malahitovoj-shkatulke/

2. https://educontest.net/ru/352082/информационно-исследовательский-пр-3/

3.https://eee-science.ru/item-work/2019-1838/

22

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Камни из сказов П.П. Бажова.

Название сказа

Камень, встречающийся в сказе.

1

Аметистово дело

Аметист

2

Дорогое имечко

Мрамор, самородное золото, кразелит

3

Железковы покрышки

Орлец, яшма, малахит, брильянт.

4

Змеиный след

Самородное золото, скварец

5

Малахитовая шкатулка

Малахит, дурмашек, змеевик, сурьма.

6

Медной горы Хозяйка

Малахит, лазоревка, корольковая медь, королёк с витком, цветки медны, медная руда, обальчик, обманка, алмаз, медный изумруд.

7

Огневушка-Поскакушка

Самородное золото.

8

Серебряное копытце

Хризолит.

9

Солнечный камень

Циркон, фенакит, эвклазик, топазик, амазон,

калумбит, лабрадор, каменный мозг, солнечный камень.

10

Сочневы Камешки

Железная руда, медный изумруд.

11

Хрупкая веточка

Агат, дурмашек, яшма, шерл, офат, малахит, орлец, хризолит, змеевик, сок (соковина).

23

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Классификация камней по Е.Я. Киевленко.

Группа

Порядок

Основные камни

Ювелирные

(драгоценные)

камни

I

Рубин, изумруд, алмаз, сапфир синий.

II

Александрит, сапфир оранжевый,

зеленый й фиолетовый, благородный черный опал, благородный жадеит.

III

Демантоид, шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, родолит, турмалин.

IV

Хризолит, циркон, кунцит, лунный

камень (адуляр), солнечный камень (ферриортоклаз), берилл, пироп, альмандин, бирюза, аметист, хризопраз.

Ювелирно-

поделочные

камни

I

Лазурит, жадеит, нефрит, малахит,

янтарь, горный хрусталь бесцветный и дымчатый.

II

Агат, амазонит, гематит-кровавик, родонит, лабрадор и другие непрозрачные иризирующие полевые шпаты, иризирующий

обсидиан, эпидот-гранатовые породы (жады).

Поделочные

камни

 

Яшма, мраморный оникс, обсидиан, гагат, окаменелое дерево, лиственит, рисунчатый кремень, графический пегматит, авантюриновый кварцит, флюорит, селенит, агальматолит, цветной мрамор и др.

24

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Ювелирные (драгоценные) камни

Камень

в сказах

П.П. Бажова

Фотография

Современное название камней

Интересные факты

Алмаз

 

Алмаз (адамас, царь камней, бриллиант) – может смело считаться самым лучшим драгоценным камнем.

Алмаз - драгоценный камень, самый

твёрдый минерал. Издавна алмаз

считается предметом роскоши и

богатства. Первые алмазы подарила

России именно уральская земля. Первый алмаз России и Европы был найден в 1829 г. в Пермской губернии.

Брильянт

 

Бриллиант

( ограненный камень алмаза).

Из-за высокой твердости алмазов долгое время не было возможности их обрабатывать, тогда как наилучшие свойства алмазов проявляются именно после огранки. Ограненные камни очень красиво играют светом, а некоторые даже в темноте. Но, что удивительно, лишь около 20% добываемых алмазов идут на украшения, а остальные 80% используются в промышленности и микроэлектронике.

Кразолит

 

См. Хризолит

 

Хризолит

 

Демантоид (андраит, андрадит, зеленый алмаз, уральский гранат, уральский изумруд, бобровский гранат, уральский хризолит, сибирский хризолит) – это разновидность граната необыкновенного зеленого цвета.

Используется в изготовлении украшения.Впервые свое название – демантоид, что значит «алмазоподобный», минерал получил от известного минералога Н. Норденшельда в 1856 г. Он изучал минералогические коллекции некоторых уральских коллекционеров, и в процессе изучения заявил, что зеленый самоцвет (идентифицированный ранее как хризолит) является не хризолитом а новым минералом, при этом точного определения сделано не было. Когда П.П. Бажов писал свои сказы, о демантоидах уже было известно, но горщики по-прежнему называли эти минералы «хризолитиками». Именно под таким именем они бытовали в преданиях

Ювелирно-поделочные камни

Камень

в сказах

П.П. Бажова

Фотография

Современное название камня

Интересные факты

Агат

 

Агат

Минерал, разновидность

кварца. Чаще всего рисунок агата напоминает глаз. Согласно одной из древних легенд, это глаз небесного белого орла, который после битвы с

чёрным колдуном упал на Землю и стал камнем. А его глаз продолжает смотреть на людей, отделяя добрые дела от злых. Агат также называют Оком Творца. Используется как материал для художественной резьбы; в ювелирном деле; в точном приборостроении.

Лазоревка

 

Азурит (горная или медная синь, медная лазурь, азурмалахит)

«Лазоревкой» горщики называли не лазурит, а другой камень лазурного цвета с созвучным названием - азурит, т.к. он является медной рудой, часто встречался вместе с малахитом на Гумёшевском руднике.

Малахит

 

Малахит (русский камень, павлиний камень)

На Руси, после открытия уральских рудников, изобрели даже особый уникальный способ облицовки, названный «русской мозаикой». Малахитовой русской мозаикой украшены Малахитовый и Георгиевский залы питерского Зимнего дворца.

Медный изумруд

 

Диоптаз, медный изумруд, медный смарагд, конголезский изумруд, аширит, киргизит, зеленый, ахирит, эмеральтоид, малахит изумрудный.

Встречался ли этот редкий

камень в Гумешевском руднике, точных сведений нет. Возможно, что

основанием для упоминания о нем

послужила находка других разновидностей этого драгоценного

камня

Орлец

 

Родонит (орлец, рубиновый шпат, фоулерит, камень утренней зари) – поделочный камень, в переводе с греческого – «розовый» («rhodon»).

Родонит был очень популярен на Руси. Здесь он был известен под именем «орлец». Из него изготавливались шкатулки, печати, набалдашники для трости, броши, бусы, вазы, чаши, письменные приборы и даже целые столешницы. Причем чаще родонит использовался для крупных предметов. Как и малахит, родонит -

типично уральский камень. В Эрмитаже хранится огромная ваза в

форме чаши, высеченная в 19 веке на Екатеринбургской гранильной фабрике из единого куска орлеца. На

изготовление вазы ушло 30 лет.

Поделочные камни

Камень

в сказах

П.П. Бажова

Фотография

Современное название камня

Интересные факты

Змеевик

 

Серпентинит

Камень легко резать и полировать. Поэтому поделки из него весьма распространены. Для оформления ювелирных изделий чаще используют серебро, мельхиор. Камень даже используют для создания специальной защитной одежды, выдерживающей высокие температуры – до 600 градусов по Цельсию.

Мрамор

 

Мрамор

Мрамор применяется для, изготовления столешниц. Используется в строительстве.

Обманки - это камни, которые напоминают по внешнему виду драгоценные минералы, но по своим

свойствам не являются таковыми.

 

Флюорит. С давних времен этот кристалл носит название «фальшь-камень»

Долгое время ученые принимали его за другие минералы, пока однажды не определили его особенные свойства: камень начинает светиться в темноте, а при контакте с серной кислотой он исчезает, оставляя несмываемый отпечаток на стекле.

В ювелирной области флюорит встречается нечасто, потому как низкая твердость камня не позволяет создавать из него украшения.

 

Пирит. Камень напоминает золото, поэтому его еще называют «золотом дураков».

Камень популярен как сувенир, как талисман, очень редко можно увидеть в ювелирных изделиях.

Офат

 

Офикальцит

Отполированный офикальцит используется, как и цветной мрамор, для внутренней отделки, идёт на изготовление различного рода, поделок, украшений. Офит (благородный серпентин) - однородно и светло окрашенная разновидность серпентина.

Шерл

 

Черный турмалин (шерлит)

Используется в промышленности (как пироэлектрик и пьезоэлектрик); в ювелирном деле; изготовление поляризационных фильтров в оптике.

Яшма

 

В начале XIX в. в России был опубликован минералогический словарь. Его автор — ученый В. М. Севергин — перечислил пятьдесят три различных термина, которые уже тогда в разных странах применялись для обозначения различных яшм.

Горная порода. Разновидность кварца с узорчатыми прожил-

ками. Яшма не подвержена разрушению в результате умеренного механического воздействия, поэтому из нее часто делают посуду, подсвечники, статуэтки, подставки для канцелярских принадлежностей.

Минералы, не включенные в группы камней по классификации Е.Я. Киевлевского

Название

в сказах

П.П. Бажова

Фотография

Современное название камня

Интересные факты

Королек

 

Самородная медь.

Королек - самородная медь с кристаллами. Виток или цветок - самородная медь в виде узловатых соединений.

Используется в ювелирном и пробирном деле

Королек с витком

Корольковая медь

Цветки медны

Медная руда

 

Медная руда.

Природные минеральные образования, содержащие медь в больших концентрациях. Например, халькопирит, малахит, азурит и др.

Медь активно применяется в электротехнической сфере для изготовления силовых кабелей и проводов.

В ювелирной сфере используются сплавы с золотом. Медь увеличивает механическую прочность и стойкость к истиранию золота.

Самородное золото

 

Самородные минералы образовались естественным путем и состоят только из одного химического элемента.

Все золотые самородки имеют высокую валютную ценность, а некоторые из них - большое научное значение.

В силу сказанного самородки не подлежат очистке от примесей, а дол­жны сохраняться в естественном виде и сдаваться в государствен­ный фонд РФ для хранения или реализации.

Соковина

 

Не является камнем (шлак от медеплавильного производства)

Соковина - это и есть кусочек шлака. Почему шлак в бажовские времена называли соком, я даже и не знаю. Но дальше в сказе шлак так и называется шлаком. Помните барина, который возмущался: "Как, из шлаку! Моей дочери!".
     А посмотришь на этот зелёный кусочек, да и станет понятно, что из такого шлака можно было сделать ювелирное изделие.

Сурьма

 

Не является камнем, полуметалл

Сурьма (химический символ - Sb; лат. Stibium) - это химический элемент 15-й группы пятого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; имеет атомный номер 51. Простое вещество сурьма - полуметалл серебристо-белого цвета с синеватым оттенком, грубозернистого строения. Сурьма известна с глубокой древности. В странах Востока она использовалась примерно за 3000 лет до н. э. для изготовления сосудов. В Древнем Египте уже в XIX в. до н. э. порошок сурьмяного блеска (природный Sb2S3) под названием mesten или stem применялся для чернения бровей. В Древней Греции он был известен как στίμμι и στίβι, отсюда лат. stibium . Около XII-XIV вв. н.э. появилось название antimonium. Подробное описание свойств и способов получения сурьмы и её соединений впервые дано алхимиком Василием Валентином (Германия) в 1604 году. В 1789 году А. Лавуазье включил сурьму в список химических элементов под названием antimoine (современный английский antimony, испанский и итальянский antimonio, немецкий Antimon). В связи с высокой хрупкостью металлическая сурьма применяется редко, но, так как она увеличивает твердость других металлов (например, олова и свинца) и не окисляется при обычных условиях, металлурги часто вводят ее в состав различных сплавов

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Карта распространения минералов Краснодарского края и республики Адыгеи

34

Просмотров работы: 15