Как хорошо уметь читать!

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как хорошо уметь читать!

Хакимова Э.И. 1
1МАОУ СОШ № 2 им.А.М.мирзагитова с.Кандры Тумазинского района Республики Башкортостан
Латыпова О.Г. 1
1МАОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитова с.Кандры Туймазинский район Респ Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать"

Дени Дидро.

«Самый главный предмет в школе – это чтение. Кто много читает, тот много знает и грамотно пишет! - так всегда нам говорит наша учительница Ольга Геннадьевна на уроках чтения. На уроке русского языка писали и разбирали смысл пословицы «Книга – источник знаний». В Кандринской детской библиотеке нам рассказывали, что наша страна была самой читающей страной в мире.

Я стала удивляться: знания мы получаем на всех уроках, а грамотно писать учимся на уроках русского языка. Если что-то не знаешь, можно в интернете посмотреть. Причем тут чтение? Почему многие мои одноклассники не любят и не хотят читать? Откуда же у них тогда появляются знания?

И я решила провести исследование, как знания и грамотность связаны с чтением.

Новизна и практическая значимость данной работы состоит в том, что впервые я попыталась выяснить влияние чтения на знания и грамотность; читательский интерес учеников моего класса, попыталась активизировать интерес учащихся, а также дошкольников, к книге, к художественному чтению и литературному творчеству.

Цель: выяснить взаимосвязь чтения со знаниями и грамотным письмом

Задачи:

1. Изучить влияние чтения на знания и грамотность

2.Выяснить читательские интересы моих одноклассников.

3. Сравнить успеваемость учащихся моего класса по русскому языку и чтению.

4. Привлечь детей к чтению.

5.Проанализировать полученный материал, сделать выводы.

Гипотеза: кто много читает, тот много знает и грамотно пишет

Практическая значимость: собранный материал можно использовать на уроках литературного чтения, библиотечных уроках, классных часах, родительских собраниях, выступлениях перед дошкольниками.

Предмет исследования: влияние чтения на знания и грамотность

Объект исследования: умение читать

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение,опрос,анкетирование,анализ и обобщение.

Структура исследования. Работа состоит из введения, теоретической части, эмпирической части, выводов, списка литературы и приложения. В работе обосновывается актуальность темы исследования, формируются цели задачи исследования, выдвигается гипотеза, раскрывается методика исследования, теоретическая и практическая значимость. В заключении работы формулируются основные выводы исследования.

I. Читать или не читать

1.1. Причины нежелания читать

Ученными выявлено, что за последние 20 лет число детей с различными нарушениями речи возросло в 6 раз. Наибольшая доля приходятся на нарушения звукопроизношения, лексико-грамматической и связной речи. Одной из причин этих нарушений выделяют нехватку чтения. Проблема нехватки чтения наблюдается как у детей, так и у взрослых. За эти 20 лет уже выросло два поколения нечитающих граждан, у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети, которые все больше увлекаются компьютерными играми, телевидением и интернетом [1]. Это подтвердилось и результатами анкетирования учащихся третьих классов нашей школы: только 35 учащихся из 68 любят читать; у 17 ребят родители сами читают художественную литературу (Приложение 1).

Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, очень легко воспринимается, притягивает, но не заставляет думать. Сведения подаются в легко доступной, сжатой форме: в виде схем, таблиц, каталогов, ярких картинок с подписями. Современные обучающие интерактивные программы очень эффективны и позволяют добиться быстрых результатов, но они не приучают к вдумчивой самостоятельной работе с текстом. Чтение не всегда сопровождается картинками, и детям, для того чтобы понять, о чем идет речь, нужно самостоятельно представить себе, как выглядят герои, что они делают, где разворачиваются события. Все это очень сложная интеллектуальная работа [2].

В итоге, мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, и текстовое мышление развивается крайне плохо. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно. А родителям не хватает времени или просто нет желания посидеть почитать вместе с детьми, обсудить прочитанное и поразмышлять. Это ведет к снижению желания читать [3].

Вот несколько фактов, которые, наоборот, доказывают пользу чтения:

Чтение развивает логическое мышление;

Чтение развивает память и внимание;

Чтение хорошей книги помогает обрести спокойствие;

Чтение книг улучшает работу мозга;

Чтение научит нас общаться с людьми;

Чтение делает человека добрее, умнее и воспитаннее.

Чтение заставляет наш мозг работать, в результате наша старость отодвигается.

1.2. Влияние чтения на успешность

Чтобы выяснить влияние чтения на успешность я сравнила технику чтения своих одноклассников с их годовыми отметками за 2 класс. Результаты исследования получились следующие:

На конец 2-го класса из 27 учащихся читают:

от 30 до 50 слов в минуту – 4 уч.;

от 51 до 70 слов в минуту – 3 уч.;

от 71 до 100 слов в минуту – 10 уч.;

более 100 слов в минуту – 10 уч.

Среди тех, кто читает более 100 слов – 2 отличника и 8 хорошистов; другие 10 хорошистов читают от 70 до 100 слов в минуту и только 2 хорошиста читают чуть меньше 70 слов в минуту (Приложение 2).

Рассмотрев технику чтения и отметки по русскому языку, выяснилось, что грамотность не всегда зависит от техники чтения: отметку «отлично» имеют те учащиеся, которые читают более 100 слов в минуту; отметку «4» получают учащиеся всех категорий техники чтения; отметку «3» получил один ученик, читающий от 71 до 100 слов и двое, читающие меньше 50 слов в минуту. Но среди читающих меньше 50 слов есть дети, которые имеют по русскому языку отметку «4» (Приложение 3). Значит можно предположить, что грамотность по русскому языку не всегда зависит от уровня техники чтения. Я думаю, что надо читать не только быстро, но и грамотно, а также понимать прочитанное.

Хорошее чтение помогает лучшему пониманию того, что прочитал, и это легко запоминается. Все полученные знания помогают нам активно участвовать на различных олимпиадах и конкурсах. Я и мои одноклассники многократно становились победителями и призерами (Приложение 4).

Таким образом, можно сделать вывод, что хорошо и быстро читающие дети чаще всего учатся на 4 и 5. Они лучше воспринимают учебный материал, грамотно излагают свои мысли (потому что у них богаче словарный запас); легче понимают задание, анализируют, обобщают, следовательно, быстрее и лучше выполняют его. И при этом надо читать и грамотно, и осознанно.

II. Как хорошо уметь читать

2.1. Когда нужно начинать читать

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я решила выяснить когда же начали читать мои одноклассники. Для этого провела в классе опрос и задала несколько вопросов. Во сколько лет ты начал читать? Из 27 учащихся четверо начали читать с 5 лет,8 ребят – с 6, а остальные научились читать в первом классе (Приложение 1). А на вопрос, когда ты записался в библиотеку, ответы получились следующие:

до школы – 5 уч.;

в 1-м классе – 12 уч.

во 2-м классе – 6 уч.

И это подтвердилось в результате анализа читательских формуляров учащихся моего класса (Приложение 5). При изучении формуляров также выяснилось, что чаще всего мои одноклассники выбирают произведения детских писателей: Н.Носова, С.Маршака, С.Михалкова, Г.Х.Андерсена, К.Ушинского, М.Твена, А.Чехова и др. Сделать правильный выбор помогают библиотекари.

Сравнив полученные данные опроса, я сравнила их с успеваемостью учащихся нашего класса. И опять получилось, что, ребята, которые учатся хорошо и отлично, начали читать еще до школы. То есть, можно предположить что, чем раньше ребенок начинает читать, «общаться» с живой книгой, тем легче дается ему учеба в школе. И наоборот: чтобы быть успешным в учебе, желательно пораньше приобщаться к чтению.

2.2. Что нужно для привития интереса к чтению

Мне мама в детстве тоже очень много читала, особенно до того момента, когда я сама начала пытаться читать. Сейчас у меня растет братишка. Он очень любит слушать, когда ему читают. Любит рассматривать картинки в книжке, спрашивает, если что-то не понятно. Вместе с мамой теперь и я читаю ему различные детские книжки.

В прошлом году, когда мы с мамой забирала братишку из садика, я попросила разрешения у воспитателя почитать детям книжку. Эта идея очень понравилась ей. И с тех пор я прихожу в группу моего братишки читать им различные книжки, разгадывать загадки, играть в слова (Приложение 6).

А один раз мы выступали перед детьми вместе с моими одноклассниками, тоже выпускниками этого садика: рассказывали о детских писателях, играли в слова, загадывали загадки про буквы, читали книжки (Приложение 7). Деткам из садика очень понравилось, что им читают именно такие же ребята, а не взрослые.

Еще мне очень нравится, когда мы всем классом посещаем различные мероприятия в нашей Кандринской детской библиотеке. Это еще один повод не только узнать что-то новое, но и снова взять и почитать новую книжку (Приложение 8).

Что же нужно сделать, чтобы дети любили и хотели читать? Один из вопросов в моей анкете был вопрос: «А читали ли вам в детстве родители?». На этот вопрос положительно ответили 25 учащихся из 68 (Приложение 1). Отсюда можно предположить, что чтение родителями своим детям в раннем детстве, тоже помогает привитию интереса к чтению.

Таким образом, можно сделать вывод, что чтение, а именно грамотное и вдумчивое чтение, действительно помогает получать новые знания, грамотно писать, быть успешным не только в учебе, но и в жизни. И в этом могут помочь и чтение родителей, и слушание, и посещение библиотеки, и различные выступления как в классе, так и во внеурочное время.

Заключение

В результате проведенного исследования, выяснилось, что, несмотря на положительное отношение к чтению, дети не хотят читать или читают без удовольствия и неохотно, предпочитая получать информацию из других источников.

Отсюда можно сделать следующий вывод: падает интерес к чтению, его заполняет телевидение и другие технические средства. Легче придя, домой включить телевизор, компьютер и расслабиться, чем взять в руки умную книгу и задуматься.

Я считаю, что чтение и успешность в учебе и в жизни, тесно связаны между собой. Потому что когда человек успевает в учебе, у него богатый запас знаний и умений, то он уверен в себе, в своих силах, он будет успешен и в жизни.

Моя гипотеза подтвердилась: кто много читает, тот много знает и грамотно пишет.

Я благодарна своим родителям, что они рано приобщили меня к чтению, к общению с «живой» книгой. Мне очень легко учиться в школе, нравиться читать детям книги, участвовать в различных олимпиадах и конкурсах. И все это благодаря чтению!

Как хорошо уметь читать!(Приложение 9).

Список использованных источников и литературы

1 .Волков С.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература - М.,2002

2. Волков С.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык.-М.,2002

3. Журнал «Книжное обозрение». - М.: - 2005. - №39

Приложение 1

Результаты анкетирования

Вопросы

Ответы

Да

Нет

Иногда

Всего

1. Любишь ли ты читать?

35

29

4

68

2. Читали ли вам в детстве родители?

25

36

7

68

3. Читают ли ваши родители сами?

17

45

6

68

Приложение 2

Показатели успешности учащихся 2 а класса

на конец 2018-2019 учебного года

п/п

ФИ учащихся

Во сколько лет начал читать?

Техника чтения

на конец

2-го кл

(слов в мин.)

Успева-

емость

на конец

2-го класса

Отметка по русскому языку на конец 2 класса

1

Аглиуллин Данил

6

96

Хор.

4

2

Айвазян Армен

7

85

Хор.

4

3

Ахметгареева Азалия

6

102

Отл.

5

4

Валеева Диана

7

42

Удовл.

4

5

Валиев Артем

7

81

Хор.

4

6

Гайнуллин Самир

6

103

Хор.

5

7

Галимова Милания

7

48

Удовл.

4

8

Гареев Ильнар

7

42

Удовл.

3

9

Закиев Раиль

7

87

Хор.

4

10

Имамутдинов Ринат

7

77

Хор.

4

11

Исхаков Денис

5

115

Хор.

4

12

Камалов Артем

7

58

Хор.

4

13

Латыпов Закир

7

49

Удовл.

3

14

Латыпов Султан

6

99

Хор.

4

15

Лутфуллина Камилла

6

115

Отл.

5

16

Миннулина Руфина

7

97

Хор.

4

17

Никитин Никита

5

149

Хор.

4

18

Рамазанова Ильдана

7

97

Удовл.

3

19

Ситдиков Артем

5

122

Хор.

5

20

Собянина Дарина

7

76

Хор.

4

21

Султангареева Энже

7

63

Хор.

4

22

Фахретдинова Лидия

6

100

Хор.

4

23

Хабибуллина Ясмина

6

122

Хор.

4

24

Хакимова Эльвина

6

128

Хор.

4

25

Халиков Рушан

7

62

Хор.

4

26

Шаймухаметов Зариф

7

89

Хор.

5

27

Шарафеева Карина

5

124

Хор.

5

Приложение 3

Сравнительный анализ

техники чтения и отметок по русскому языку

на конец 2-го класса

Показатели техники чтения, слов в минуту

Количество отметок по русскому языку

«3»

«4»

«5»

30-50

2

2

-

51-70

-

3

-

71-100

1

8

1

100 и более

-

5

5

Приложение 4

Победители и призеры олимпиад и конкурсов

Приложение 5

Изучаю читательские формуляры учащихся 3 а класса

Приложение 6

Читаю детям

Приложение 7

Выступления перед дошкольниками МБДОУ д/с №4 с.Кандры

Приложение 8

Я и мой класс в Кандринской детской библиотеке

Приложение 9

Как хорошо уметь читать!

Просмотров работы: 361