Введение
Великая Отечественная война – одна из наиболее значимых страниц нашей истории. Современному поколению трудно представить ужасы войны, однако благодаря проводимой государством культурной политике, появлению честных, непредвзято написанных исторических трудов и художественных произведений события 1941–1945 гг. становятся зримыми и не утрачивают своей актуальности.
Так складывается, что в непростые времена особенно развивается искусство, в том числе литература – искусство слова. О войне было написано большое количество прозаических и поэтических текстов, в которых центральными темами становились героизм, стойкость нашего народа и в то же время жестокость фашистов, мелочность предателей.
Актуальность темы нашего исследования объясняется следующим:
– перспективностью изучения творчества талантливых советских, российских авторов, имеющего духовно-нравственную ценность;
– необходимостью правильного понимания истории родной страны современным поколением.
Объектом исследования явились произведения В. Быкова «Обелиск» и С. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война».
Предмет исследовательской работы – особенности жизни героев В. Быкова и С. Олефира на оккупированной территории.
Цель исследовательской работы – рассмотреть особенности жизни на оккупированной территории героев В. Быкова и С. Олефира.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1) рассмотреть, как репрезентируется тема войны в советской литературе;
2) выявить общность мотивов (несправедливости и жестокости) в двух повестях;
3)проанализировать особенности характеров героев повестей В. Быкова и С. Олефира, обозначить типичные черты в характерах персонажей разных авторов.
Научная новизна данного исследования заключается в актуализации проблемы жизни на оккупированной территории в художественных текстах о Великой Отечественной войне.
Практическая значимость: результаты исследования будут представлены на читательской конференции в классе, на конкурсе исследовательских работ учащихся школ и студентов в ОГУ; сам автор в ходе работы увидел новый взгляд на войну: война в анализируемых текстах предстает в бессмысленной жестокости, герои страдают не только из-за немилосердного отношения к ним фашистов, но и из-за непонимания своих соотечественников, из-за несправедливости, что соотносится с библейской истиной «нет пророка в своем отчестве».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Камертоны темы войны в советской литературе
Во второй половине ХХ века немалое количество произведений написано о войне, особое место в литературе занимает «лейтенантская проза», представителями которой являются В. Кондратьев, Ю. Бондарев, К. Воробьёв, Г. Бакланов, которые были на войне в чине лейтенанта и знают о ней не понаслышке. Справедливы слова Л. Лазарева о произведениях этих авторов: «Ржевская проза Вячеслава Кондратьева, «Наш комбат» Даниила Гранина, «Его батальон» Василя Быкова – об этом, о “без толку, зазря” скошенной пехоте, о её большой крови, неисчислимых потерях» [5].
Во многочисленных текстах о войне раскрываются различные темы: подвиг солдат (М. Шолохов «Судьба человека», В. Кондратьев «Сашка», К. Воробьев «Это мы, Господи» и т.д.), тружеников тыла (В. Гроссман «Жизнь и судьба»), жизнь в оккупации (В. Быков «Знак беды», «Обелиск», Л. Воронкова «Село Городище», Е. Борисов «Ольгинский мост»), нелёгкая судьба детей (В. Богомолов «Иван», Л. Воронкова «Девочка из города», В. Козлов «Витька с Чапаевской улицы»), страшная военная повседневность (С. Олефир «Когда я был маленький, у нас была война»), несправедливо забытые герои (В. Быков «Обелиск», М. Ботева «Сад имени Т.С.», Н. Волкова «Разноцветный снег»), противостояние России и Германии (Н. Корсунов «Высшая мера») и т.д.
В лучших произведениях поднимается тема не только войны, но и веры: например, «В. Быков изящно вплетает в военную тематику религиозно-философские идеи» [3. С.26], в произведении К. Воробьева «Это мы, Господи» уже в самом названии присутствует религиозный мотив, оно словно свидетельство о богооставленности человека.
Таким образом, война – явление страшное в своей разноликости, неслучайно в художественной литературе так много камертонов этой темы.
2. Тема несправедливости и жестокости войны в повести В. Быкова «Обелиск» и С. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война»
О жизни в оккупации художественных текстов сравнительно немного, возможно, потому, что тема жестокости войны долгие годы ретушировалась, о самых страшных ее последствиях не было принято говорить. Например, в советское время замалчивалась судьба инвалидов войны, окончивших жизнь на Валааме, – солдат со страшными увечьями, так называемых «самоварах».
Обе книги повествуют о жизни на оккупированных территориях, но авторы делают это по-разному. Если «Обелиск» – эпическое обобщение, то «Когда я был маленьким…» – свидетельство о повседневном, в некотором смысле напоминающее хронику.
В «Обелиске» Василя Быкова не только показан взгляд на войну уже взрослого, сформировавшегося человека, но представлена целая полемика, спор о том, кого считать героем войны. Важно подчеркнуть, что «раскрывая темы героизма, совести, чести, достоинства, в контексте Великой Отечественной войны, <В. Быков> принадлежал к числу тех писателей, кто наиболее гармонично связал острую «лейтенантскую прозу» с традициями русской литературы кровными узами родства» [3. С.26], что он очень чуток к военной действительности.
В повести использован прием «рассказ в рассказе». Сначала повествование ведет рассказчик, имя его мы так и не узнаем. Главную историю читатель узнает из уст Тимофея Титовича Ткачука – бывшего учителя, в прошлом партизана, а ныне пенсионера.
Буквально на первой странице повести рассказчик размышляет над проблемой памяти и сожалеет, что не нашел времени для встречи с хорошим человеком П. Миклашевичем: «За два долгих года я так и не выбрал времени съездить в ту не очень и далекую от города сельскую школу. <…> думал: поеду, когда станет свободней с работой, с разными домашними заботами. И, как это бывает в жизни, дооткладывался до того, что стало поздно собираться в гости – пришло время ехать на похороны» [2. С. 223].
На похоронах учителя Миклашевича рассказчик узнает историю Алеся Ивановича Мороза, положившего жизнь за своих воспитанников и несправедливо обойденного вниманием, долгое время считавшегося предателем. В этом и заключается несправедливость: в обхождении стороной тех, кто, может, и не сражался на фронте, но в тылу или в окуппации не падал духом и старался помочь остальным в этом. Алесь Иванович, невзирая на трудности войны, продолжал учить ребят, понимая, что в противном случае их будут учить немцы: «а молодежь и есть молодежь. Она, брат, как малышня на конфеты, падка на всякие малоприятные штучки» [2. С. 275].
Мороз – подвижник, поэтому его и любят воспитанники и все сельчане. Так, ставший героем Пашка Миклашевич, один из своих товарищей выживший в войну (опять-таки благодаря Алесю Ивановичу), из-за жестокого обращения в семье жил в его доме. Забвение Алеся Мороза, погибшего «за други своя», словно иллюстрирует другую библейскую истину: «Нет пророка в своем отечестве».
В произведении С. Олефира «Когда я был маленьким…» повествование ведется от лица ребёнка, рассказывающего о, казалось бы, житейских, бытовых ситуациях. Произведение написано просто и читается легко (это достигается еще и во многом благодаря синтаксическим средствам: частому употреблению простых предложений), но жестокость войны становится более очевидной из-за внешне обыденного и привычного отношения к ней детей. Очень страшно, что ребятишки вынуждены голодать и терпеть издевательства немцев. Не только маленькие, но и взрослые, находясь в оккупации на Украине, меняются и приспосабливаются к новому образу жизни. Как пишет редакция издательства КомпасГид, представляя читателю книгу «Когда я был маленький, у нас была война»: «Станислав Олефир – из того поколения, которое играло не в “войнушку” – только в “войну”: не могло легкомысленно относиться к этому слову» [1].
Немецкими захватчиками человеческая жизнь не ценилась, особенно если это были евреи. А тех, кто пытался сбежать, уничтожали с особой жестокостью, показательно: «двое – муж и жена – выскочили из колонны и побежали в степь. Немцы сначала стреляли, потом догнали на танке и раздавили» [6. С. 18].
В отличие от многих жителей села, полицаи ни в чём не нуждались: «Жил Радько богато. Чего греха таить, немало крёстная перетаскала и в нашу землянку» [6. С. 62]. Крёстная Галина, вышедшая после гибели любимого мужа-летчика за полицая, чтобы спасти отправляемых в Германию девушек, не забывала своих родственников и всячески старалась им помочь, пользуясь новым положением. Добрая и жалостливая, она низко пала в глазах в глазах односельчан, несправедливо забывших о принесенной ею жертве.
К сожалению, несправедливость в жизни встречается очень часто. Но в период войны предвзятость и неправда воспринимаются особенно остро. Важно помнить, что это время не только подвигов солдат и тружеников тыла, но горькой несправедливости, с которой справиться порой невозможно.
3. Своеобразие характеров героев двух повестей
3.1 Образы героев, жертвующих собой во благо других
Основной историей произведения «Обелиск» является жизнь Алеся Ивановича Мороза, учителя с большой буквы. Алесь Иванович даже во время болезни не мог оставить свою должность. Уроков не было, зато он читал детям Л.Н. Толстого: все были заинтересованы настолько, что боялись шелохнуться. «Захожу в коридор – на вешалке полно одежды, ну, думаю, слава богу, значит, поправился, наверно, идут занятия. Открываю дверь в класс: стоит штук шесть парт – и пусто. Что, думаю, за лихо, где же дети? <...>
Тихонько открываю дверь – в Морозовой боковушке полно детей, расселись кто где: на столе, на скамейках, на подоконнике и на полу. Алесь Иванович Мороз был для детей авторитетом.
Когда мальчишек, проявивших самоволие, взяли в плен, Мороз знал, что фашисты его обманут – не освободят ребят, но пошел сдаваться. Он не мог объяснить такой свой поступок, он лишь осознавал свой долг быть рядом с учениками, потому что нужен им в самый страшный момент. Похожим образом поступил педагог Януш Корчак, который, имея возможность спастись, не воспользовался ей, а пошел с детьми в газовую камеру. «Подошел Алесь Иванович, видать, огородами, потому как на улице, у крайней избы, сидела засада, а его не заметила. <…> Там, конечно, охрана, полицай как крикнет: “Стой, назад!” – да за винтовку. А Мороз уже ничего не боится, идет прямо на часового, прихрамывает только и спокойно так говорит: “Доложите начальству: я – Мороз”» [2. С. 305]. А после войны историю Алеся Ивановича постарались забыть, решив, что поступки его были сомнительными, что с самого начала войны он согласился учительствовать при немцах, в то время как он не хотел бросать своих учеников и был связным у партизан.
В повести «Когда я был маленький, у нас была война» тоже есть герои, готовые взять огонь на себя. Крестного отца Леню главный герой помнит мало, так как тот погиб над Испанией – он был летчиком. Крестная Галя была красавицей и хорошо пела. Рассказчик говорит: «От нашего села до Запорожья больше ста километров, и везде сколько угодно красивых девушек, но пригожей моей крестной не нашлось» [6. С. 57]. Но хотя весёлая жизнь с песнями и плясками осталась в недавнем прошлом, у людей было ощущение, будто прошло уже много лет и мирная жизнь была фантастикой. Село захватили немцы, некоторые односельчане подались в полицаи – всего таких набралось около десяти человек. «Когда пришла очередь отправляться в Неметчину моей крестной, ее и еще четверых девчат из новоселовки сопровождал Радько» [6. С. 62].
Галя спасла девушек, выйдя замуж за полицая Радько. «Перед этим принесла к нам фотографии, на которых сфотографирован Лёня – летчик-самолетчик. Долго целовала фотографии и плакала, потом попросила маму спрятать» [6. С. 62]. Крестная решилась пожертвовать своей свободой, чтобы помочь другим, выйдя замуж на ненавистного Радька.
Галя заняла своебразное привилегированное положение в селе: жил Радько богато. Но она старалась помогать родным и тайно носила еду в землянку, где жила семья ее крестника. Ей даже удалось спасти ребенка от гибели. Потом они уехали с мужем, но Радько вернулся через несколько дней и умер прямо на полу. Спустя много лет выяснилось, что вдова полицая живет в далекой Австралии.
Таким образом, «Обелиск» и «Когда я был маленький, у нас была война» объединяет религиозный мотив любви-самопожертвования. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – говорится в 15 главе Евангелия от Иоанна. Алесь Иванович и Галя не просто не совершают подвиг ради славы, но, даже не надеясь, что их поймут, приносят себя в жертву.
3.2. Образы врагов – фашистов и полицаев
В «Обелиске» представлены разные типы полицаев. Первый, Лавченя Владимир, оказался хорошим человеком: «был он не тем, за кого мы его поначалу приняли. Правда, в полицию пошел сам или принудили, теперь уже не дознаться, но зимой в сорок третьем немцы расстреляли его в Новогрудке. Дядька, в общем, оказался хороший, много добра нам сделал и в этой истории с хлопцами сыграл довольно пристойную роль» [2. С. 282].
Тяжелое время – способ узнать настоящего человека, понять, есть ли у него стержень или сломается перед первым искушением. Второму не зря дали прозвище Каин : он «оказался последним гадом… много бед принес людям. До войны жил с отцом на хуторе, был молодой, неженатый – парень как парень. Вроде никто про него, довоенного, плохого слова сказать не мог, а пришли немцы – переродился человек» [2. С. 282-283].
В повести «Когда я был маленький, у нас была война» действия фашистов и полицаев описаны очень подробно. Враги показаны в не очень типичных условиях – через призму бытовых ситуаций. Например, немецкие воинские части отнимали у местных жителей скотину: «Скоро в нашем селе появилась интендантская команда из трех полицаев и немца. Забрала не козу, а корову Розку тетки Марии. Тетка Мария не хотела отдавать Розку – тогда немец убил тетку из автомата, и полицаи потащили корову в Новоселовку. Розка шла за полицаями, мычала и оглядывалась. Даже когда шлях завернул за колхозный сад, было слышно ее мычание...» [6. С. 12].
Оккупанты не церемонились с несогласными, малейшая размолвка с ними могло привести к поднятию автомата и расстрелу. Людей не ценили, их жизнью не дорожили.
И в этой повести полицаи разные, из них самые продажные – Радько и Плужник, которые «сдали бы на потребу Гитлеру даже мать родную» [6. С. 61]. «Наша мама не могла представить, как можно оставить детей без школы. <Бургомистр> потребовал заклеить в учебниках страницы, на которых написано о Сталине и Красной армии. … полицаи – Радько и Плужник – проверяют. Если буквы просвечивают через наклеенную бумагу – ругаются и требуют переклеить» [6. С. 46]. Интересно, что не умевших читать полицаев не смущал висевший на школе патриотический плакат.
В повести С. Олефира есть и враги – исключения из правил. В войну спички были огромным дефицитом, ценились на вес золота. Но нужно ещё и топливо, чтобы печку топить, и в это время особым спросом пользовались дрова из шпал. За ними бегали с ведром ребятишки, после того как разбомбят станцию или железную дорогу. В один из таких моментов маленький рассказчик герой попал в руки к немцам: «Молодому немцу я со своим ведром-кадилом не интересен, а старый присел, ковырнул желтым прокуренным пальцем угли и похвалил:
– Гут! Гут! – хорошо, значит. После похлопал меня по карманам, чтобы показал содержимое. Там горсть насыпанного Верой ячменя и больше ничего. Немец взял два зернышка, бросил в рот, пожевал, снова сказал: «Гут!» – сунул руку в свой карман и дал мне коробок спичек. Полный полнехонький! На чиркалке ещё ни разу ни чиркнуто! Погладил по голове и показал, чтобы я шёл домой» [6. С. 22]. Автору удается показать, что даже в страшнейшей обстановке на каждое правило есть множество исключений.
Таким образом, в произведении и В. Быкова и С. Олефира враги делятся на два типа: жестокие и сочувствующие, и в этом проявляется психологизм авторов, показывающих индивидуальность харакетров.
3.3. Образы детей
Дети войны пережили многие трудности, лишения, они стремились быть взрослыми. Алесь Иванович в «Обелиске» был авторитетом для учеников, и те были готовы отомстить обидчикам своего любимого преподавателя: полицаям, в том числе и Каину, и немецкому офицеру. Они решились сами бороться с несправедливостью, которую порождали немцы и полицаи.
Пятеро учеников подстроили аварию для фашистов и Каина. Но их замысел не удался. В итоге погиб не Каин, а немец, из-за чего началась облава на ребят и самого учителя, предостерегавшего учеников от мести.
Подвиг подростков оказался бессмыслен – в итоге не только они, но и их любимый учитель были казнены. Впоследствии пятерым юношам поставили обелиск, посчитав, что Алесь Иванович героем не является.
Станислав Олефир в своей книге показывает, что для военного поколения слово «война» не пустой звук, что оно познало смерть близких, унижение, знает цену хлебу и понимает, что такое голод. В борьбе за выживание дети на оккупированных территориях собирали окурки, чтобы добыть из них табак и обменять его на хлеб или деньги.
Большинство мужчин уходило на фронт, женщины оставались с детьми практически одни. Им было очень тяжело, а каждое воспоминание о папе, муже, сыне было наиболее ценным. В книге С. Олефира теме памяти посвящена небольшая глава. В довоенное время главный герой, пока шел встречать папу с работы, собирал сверчков. Тогда их было много, а в войну и одного трудно найти, но как раз один и нашелся. «Я забрал сверчка в землянку. Обычно мама ругалась, если я приносил в дом ящерицу или даже кузнечика, а здесь ничего. Она тоже думала, что этот сверчок помнит нашего папу. <…> Как-то он замолчал на целую неделю, и мама очень испугалась. Она плакала и говорила, что это не к добру. Может, даже папу убило. Потом сверчок засверчал снова, и от папы пришло письмо. Всё у него хорошо, только немного ранило в руку» [6. С. 54].
Понятно, что во время войны жизнь становится хуже в разы, люди могли умереть не только от пули или разорвавшейся бомбы, но и от голода. Для детей, к сожалению, не было чем-то особенным видеть мертвого человека или даже друга, брата: «Утром пошли на огороды, а он лежит мертвый. Лицо и руки в грязи, ботинки застряли в земле до самых заклепок. Мама говорила, что Васька, когда вытаскивал застрявшие ботинки, порвал у себя внутри какую-то жилу» [6. С. 70]. Одевались все очень бедно, но бывало и так, что кому-то доставалась хорошая одежда или обувь. Парадоксально, что именно хорошие немецкие ботинки и стали причиной смерти Васьки, брата рассказчика.
Таким образом, если в повести «Обелиск» показаны юноши, горячие, решительные, но ошибающиеся, то в повести «Когда я был маленький, у нас была война» главный герой и его товарищи совсем маленькие дети, младшие школьники, воспринимающие войну как страшную повседневность.
Заключение
В произведениях В. Быкова «Обелиск» и С. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война» при всей их несхожести много общего: действие разворачивается на оккупированных территориях СССР в Великую Отечественную войну, решается вопрос о несправедливости, жестокости войны.
В обеих повестях есть герои-дети, учителя, матери, есть место подвигу. Однако если в «Обелиске» мотив любви-жертвы является сюжетообразующим (не случайно центральный персонаж – учитель Алесь Иванович Мороз), то в тексте С. Олефира он переплетается с рядом других мотивов.
Эти произведения показывают жизнь в оккупации с разных сторон: «Обелиск» – это эпическое обобщение, главная линия в нем – героическая, а «Когда я был маленьким, у нас была война» – свидетельство о повседневном, в некотором смысле напоминающее хронику.
Список литературы:
Аннотация к книге «Когда я был маленьким, у нас была война» [Электронный ресурс]. – М.: Издательский дом «КомпасГид». – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/578145/ – 24.11.2019.
Быков В.В. Сотников. Обелиск. – М.: Издательство АСТ, 2019. – 320 с.
Кудрина А.С. Традиции русской литературы в повести Василя Быкова «Сотников» // Научный поиск. – 2015. – №2. – С.26-28.
Куренная Н.Н. Возвращение прошлого: Долгая дорога домой Василя Быкова // Славянский мир в третьем тысячелетии. – 2015. – С. 214-223.
Лазарев Л. Без ретуши и глянца [Электронный ресурс] // Литература. – 2001. – №23. – Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200102305– 28.12.2019.
Олефир С. Когда я был маленький, у нас была война... – М.: Издательский дом КомпасГид/ Глава Капка, 2019. – 150 с.