Баба - Яга - ведьма или богиня?

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Баба - Яга - ведьма или богиня?

Басланай С.Ю. 1
1Гимназия "Лидер"
Смирнова Н.В. 1
1Гимназия "Лидер"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Художественная литература имеет неразрывную связь с устным народным творчеством. Одним из ключевых мифологических образов является образ Бабы Яги.

Баба Яга — один из самых многогранных и архаичных образов русского фольклора. Как один из неоднозначных и загадочных персонажей, Баба Яга представляет большой интерес для исследования с точки зрения исторического, культурного, этнографического, литературоведческого, лингвистического и др. направлений. Существует значительное количество работ, посвященных исследованию поэтики данного образа, как в литературе, так и других видах искусства. Несмотря на достаточную степень изученности образа Бабы Яги в фольклоре и литературе, каждая индивидуально-авторская вносит свой вклад в развитие данного образа, в этом заключается актуальность нашего исследования.

Баба – Яга – неординарная личность. Чаще всего она отрицательная героиня, но в ней есть что – то непонятное, что привлекает.

Почему так часто мы в театральных постановках хотим играть именно роль Яги? Так кто же она, эта загадочная старушка?

Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.

Объект исследованияБаба – Яга в славянской мифологии.

Предмет исследованияроль Бабы – Яги в волшебных сказках и в славянской мифологии.

Цель проекта – глубокое исследование образа сказочного и славянского персонажа, с целью выявления изменений в характеристике Бабы – Яги. На основе данных исследовательской работы сделать вывод: Баба – Яга ведьма или Богиня?

Теоретическая ценность:собрать информационный и иллюстративный материал по исследовательскому проекту.

Практическая ценность заключается в том, чтобысоздать интерактивную игру для уроков литературы, истории, классных часов.

Новизна работы: по результатам исследования будет создана интерактивная игра по теме: «Баба – Яга –ведьма или богиня?»

Срок реализации проекта: 4 месяца (январь 2020 г. – апрель 2020 г).

Задача проекта:

На основе лингвистического, лексикологического и этимологического анализа выяснить происхождение образа Бабы –Яги и ее индивидуальных качеств.

Проследить изменения образа Бабы – Яги из поколения в поколение, рассмотреть ее быт, определить назначение Яги в литературной, фольклорной жизни.

Составление древа рода Бабы- Яги.

Изучение лексического значения слов «ведьма» и «богиня» по толковым словарям.

Достижение поставленной цели надо предполагает решение следующих задач:

Изучить данные литературной энциклопедии, толковых словарей

Прочитать русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба – Яга.

Посмотреть художественные фильмы и мультфильмы с участием этой героини.

Познакомиться с генетическими связями образа, старинными ритуалами.

Провести анкетирование детей и взрослых.

Познакомиться с особенностями изображения Бабы – Яги в сказках.

Определить быт Бабы – Яги и его взаимосвязь с образом старушки. Выяснить предполагаемый возраст Бабы – Яги на у опрашиваемых взрослых и детей.

Изучить прототипы ее образа и проанализировать полученные данные.

Мое предположение: я считаю, что Баба – Яга – злая ведьма, потому что:

- она всем вредит;

- создает на пути трудности;

- Баба – Яга похищает детей;

- может посадить на лопату и отправить в печь, чтоб потом съесть;

- у нее страшный вид и ее боятся дети;

- есть в ее генетике доброе начало, которое со временем почему–то зачерствело.

Методы исследования:

анализ литературных и исторических источников информации;

сравнение описаний образа Бабы – Яги в разных источниках;

обобщение полученных данных.

Исследование проводилось на основе русских народных сказок.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы, приложения.

ГЛАВА 1. Баба Яга в славянской мифологии и современности

1.1 Происхождение образа Бабы Яги.

Лексическое значение слов «Богиня» и «Ведьма»

по толковым словарям.

Дорога поисков показывает, что у нее славянские корни. Есть Баба – Яга и в русских, и в украинских, и в польских сказках.

В славянской мифологии Баба Яга считалась прародительницей у древних славян. Изначально, она являлась положительным божеством и была хранительницей рода и народных традиций (Приложение 1).

Когда в славянский мир пришло христианство, оно принялось активно насаждать всем языческим богам и богиням злые черты характера, и всячески придавать уродливость их внешности. Не избежала этой участи и Баба –Яга. Она плавно превратилась в старуху, которая была наделена чародейской силой и относилась к породе ведьм. В связи с вмешательством христианской церкви мифические персонажи славян дошли до нас в искаженном виде. Баба–Яга теперь обладала устойчивым стереотипом: она знала колдовство и жила в лесу в избушке на курьей ножке и с забором из человеческих костей. То есть, славянская богиня превратилась в обычную злую старуху, наделенную магическими способностями и занимающуюся людоедством. [5]

Также по некоторым древним легендам можно было сделать и другой вывод: Баба – Яга являлась богиней ада, находящейся на границе между двумя мирами. Ее изображали страшилищем в железной ступе. Славяне приносили ей кровавое жертвоприношение. Под непосредственным влиянием христианства она потеряла свои божественные черты, опять же превратившись в обычную злую старуху, занимающуюся колдовством.

Баба – Яга - славянский вариант индуской богини смерти Кали, танцующей на могилах, является символом смерти. Она представляет собой смерть, ведущую перерождению. То есть Яга обладает живой и мертвой водой, способна оживить умершего. Видимо в этом усматривают некоторые исследователи в ней качества богини – обладание даром Великой смертельной силы… Печь Яги – это новое начало жизни, через которую жертва проходит и выходит обновленной, возродившейся. Баба – Яга дает выбор жертве, как сесть на лопату, которая понесет ее в печь. [7]

Сообразительный и сильный найдет правильный выход, а глупый и слабый попадет у нее в печь. То есть Яга проводит своеобразный отбор сильных и лучших. Эта идея всегда заканчивалась в истории человечества не лучшим образом. Пока в моем исследовании качества богини в ней проявляются как нечто заманчивое, сверхъестественное… Зло во имя добра, обновления? Но зло и добро всегда противоречат друг другу.

Дом Бабы – Яги находится в непроходимой гуще леса, избушка повернута всегда спиной к людям. Зачем же люди всегда пытаются попасть туда?

Этот ответ я нашла в энциклопедии. В ней говорится, что первобытные люди шли к колдунье за мудростью, за знаниями, за правдой. И с помощью знаний и мудрости пытались получить волшебную воду жизни и смерти. И там же отмечается, как и все силы природы, Баба – Яга может быть доброй. [5]

У Бабы –Яги есть и арийская версия происхождения:

Баба – Яга - известная личность, имя ее в начале - Бабка Ежка, от Яша, Ящур, а далее пращур. Пращуры – прародители всех живых, то есть Баба – Яга занимала одно из ведущих мест. Она - жрица. Корни Яги я нашла и в Африке. По некоторым версиям, в Африке есть племя Яга. О них рассказывали английские моряки. Они были в ужасе от обычаев, которые сложились там веками. В племени процветает матриархат, естественным был каннибализм. Это многое объясняет в характере Яги и в ее поступках.

А на языке Коми – Яга – это бор, то есть, женщина, живущая в лесу. Во многих индоевропейских языках есть характерное звучание этого слова, и оно означает «болезнь, досада, гнев, раздражение, скорбь». По данной версии Баба – Яга больше ведьма, чем богиня. [7]

Более противоречивую версию я встретила в мифологии. Здесь есть легенда о Бабе–Йоге, вечно прекрасной, доброй, сердечной богине – покровительнице детей и сирот (Приложение 2). И в каждом славяноарийском поселении ее узнавали по излучающей огненной доброте. Очень интересно, есть ли связь этой богини с современным образом Яги. Если есть, то как она превратилась из этого образа в образ ведьмы?

Очень интересной является, и космическая версия о происхождении Яги. По данной версии Яга красотой не отличалась, но внешность инопланетян всегда необычна. Космическая версия в свою пользу считает и летательный аппарат Яги. То есть, достаточно шумный двигатель реактивный, а огненная метла есть не что иное, как факел от двигателя. Появление Яги сопровождается таким шумом, от которого валятся деревья. И вовсе не ела она людей, а проводила лабораторные исследования. Но из этой версии Баба – Яга больше похожа на исследователя, а не на богиню или ведьму.

Баба – Яга – один из самых ярких, запоминающихся образов в сказках. В детстве мы ее боимся, она ассоциируется у с черной силой, злом, обманом, колдовством, хитростью, иногда и глупостью. Чуть повзрослев, начинаем замечать в ней определенные добрые поступки, и ее образ становится не столь устрашаемым.

Возникает вопрос: кем же на самом деле является Баба – Яга? Ведьма или Богиня?

Слово «Богиня» у меня ассоциируется с чем – то очень нравственно чистым, светлым, добрым, красивым. Трудно представить наш персонаж в этом образе. Для своего исследования я решила выяснить лексическое значение данных слов в Толковом словаре. Итак, начну свой путь исследования с похода в библиотеку в поисках толковых словарей.

В Толковых словарях Т.Ефремовой, Ожегова, Ушакова – почти похожее определение:

Богиня – красивая, величественная женщина…

Баба – Яга – злая волшебница, женщина, знающаяся с нечистой силой.

Опираясь на толкование данных словарей, естественно, склоняешься к тому, что Баба – Яга однозначно ведьма. Однако в поисках правды я решила отправиться в путешествие к исконным корням этого персонажа. Если верить преданиям. Она живет лет 300. Возможно, где-то далеко найду ее доброе начало и пойму, почему Яга превратилась в злую женщину. Ведь слово «баба, бабушка» у всех ассоциируется только с добром и любовью. [6]

Итак, происхождение Бабы – Яги не дало нам разъяснений. Возможно, в ее родстве была и та самая Баба – Йога, которая несла добро. Но, на мой взгляд, это не сама Баба- Яга. Ведь в некоторых сказках упоминается, что она с сестрами. Слишком много сходства с формулировкой – «злая женщина с сверхъестественными силами» - можно найти в исследовании ее происхождения, в ее быте, поступках. Да, иногда она проявляет добрые качества, делает хорошие поступки, но почти всегда ее кто-нибудь принуждает к этому.

1.2 Образ Бабы Яги в современной литературе

Многие современные авторы обращаются к образу Бабы Яги в своем творчестве. Например, данный образ широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Э. Успенским в повести «Вниз по волшебной реке». Частое обращение к образу Бабы Яги можно найти в произведениях фэнтези.

Существуют произведения, касающиеся разных аспектов этого образа, например, детство и юность Бабы Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева (первая глава повести опубликована в журнале «Звездная дорога» в 2000 году)1.

ГЛАВА 2. Характеристики образа Бабы Яги в сказках

2.1 Классификация образа Бабы Яги

Наибольший вклад в понимание и изучения феномена Бабы Яги внёс B. Я. Пропп. Исследователь, изучив этнографический и мифологический материал, пришел к выводам, что данный образ имеет мифологическое происхождение и сходство со многими персонажами других народов и что в образе Бабы Яги соединились черты многих древних персонажей. Именно поэтому столь различны функции, которые Баба Яга выполняет в разных сюжетах. О двойственной природе Бабы Яги также пишет Ю. С.Степанов. С одной стороны, этот образ — реализация, воплощение женского начала, один из ведущих женских образов, с другой — воплощение негативных черт разных мифологических героев.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный образ слагается из разных деталей — функций, сюжетных ролей, этимологии происхождения, атрибутики и проч. Образ Бабы Яги является одним из распространенных символов и знаков современной культуры. Он получил отражение в разных видах искусства, опираясь на разные мифологические представления. [8, 9]

Волшебная сказка знает несколько функций Бабы – Яги:

Яга – воительница, сражающаяся с героями сказок и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается, как богатырь. Ее «рать - сила несметная». Яга – воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти: «…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на березку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. («Баба –Яга»).

Яга – похитительница – наиболее распространенный тип характерен северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Этот образ связан возможно с двумя обрядами. Так во многих местах существовал обряд «перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. Возможно, что сказки о «Яге – похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда - посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу. Обряд заключался обычно в том, что мальчиков в возрасте 10-12 лет на некоторое время уводили из селения и подвергали разным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам. При этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, войны и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были сдать, руководил, скорее всего, мужчина- охотник.

Яга -дарительница – Тут обычно гостя она выспрашивает и дарит предметы, обладающие волшебной силой: « Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая». («Финист – ясный сокол»).

Ягасоветчица. В этой роли Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать. «Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время» («Василиса Премудрая»).

Яга – повелительница силами природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром и лесным зверьем):

(…Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:

- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько. («Баба- Яга»).

Ягаохранительница (покровительница) следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и прочего) за похождениями героя.

В сказках где, одновременно фигурируют Баба –Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей - в роли воителя и похитителя.

7.Яга – прародительница (мать- бабка для нескольких своих дочерей-внучек –ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка «Баба –Яга»).

Иногда функции Яги выполняют ее женские заместители – аналоги (колдунья или бабка), а иногда – мужские (Кощей, колдун, леший).

Современная Баба – Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций. Так, в произведении «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина Баба- Яга занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно эксперта – криминалиста тайного сыска при дворе царя гороха.

Таким образом:

Баба-Яга ведает судьбой:

- дарит клубок (путеводную нить);

- дает советы, которые помогают достичь цели;

- «чует сердцем»;

- испытывает людей;

2. Баба – Яга связана с воздушной и огненной стихией:

- поднимает ветер;

- летает на ступе;

- лежит на печи;

3. Связана со смертью и подземным миром:

- связана с ночью и тьмой;

- всегда старая (костяная нога);

- слепая, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»);

- живет в избушке без окон и дверей (домовине);

- вокруг ее дома ограда из черепов;

- огонь, данный ею, может убить;

- похищает детей («Гуси – Лебеди»);

- Яга – язвить, мучить.

Подводя итоги, можно выделить три вида Бабы – Яги: одаривающая героев волшебными предметами (Дарительница), похищающая детей и воительница, сражающаяся с героями сказок «не на жизнь, а на смерть». То есть отсюда можно выявить некоторые противоречия. Если Баба –Яга являлась злой колдуньей, то почему она иной раз «снисходила» до одаривания героев волшебными вещами? Почему указывала им верный путь? По доброте душевной? Но ведь она, если судить по сказкам, была человеконенавистницей. Именно эта ее черта «дарительницы волшебных предметов» и направляющей на путь истинный, позволяет выявить ее первоначальную сущность – древней славянской богини.

Сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни всегда живут рядом, но добро всегда побеждает.

Изучив все это, я не могу сделать однозначный вывод. В ней столько отрицательного, разве можно ее назвать богиней? НЕТ! Богиней, конечно, же нет! Но стоит признаться, что в ее поступках часто можно заметить генетическое влияние Бабы – Йоги. Если рассмотреть внимательнее поступки Бабы – Яги.

2.2 Поступки и атрибуты Бабы – Яги

В сказках «Гуси – Лебеди», «Баба – Яга и Заморышек», Баба–Яга совершает злые поступки: крадет братца Иванушку, («Гуси –Лебеди») , пытается убить братьев («Баба –Яга и Заморышек») (Приложение 3, Приложение 4).

Но в большинстве сказок Баба-Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну. («Заколдованная королевна») Андрею отыскать Марью царевну («Поди туда- не знаю куда, принеси то - не знаю что») Марьюшке – Финиста – ясного сокола («Финист – Ясный сокол») (Приложение 5, Приложение 6).

Злой характер героини выдает и ее речь, в которой содержаться угрозы:

… Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь («Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что»).

… Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба – Яга и Заморышек»). [2]

Так же иногда в речи этого персонажа мы слышим выражения, характеризующие ее как доброго человека, близкого к народной культуре.

Ласково она обращается к пришедшим в ее дом: «Добрые молодцы» («Баба – Яга и Заморышек»), «Красная девица» («Финист-ясный сокол»), «Девица»- («Гуси –лебеди»), «Голубчик»- («Заколдованная королевна»),а также ласково отвечают ей герои сказок, называя ее «бабушкой»- Иван –царевич, Василиса прекрасная, солдат.

Внешняя характеристика Бабы –Яги говорит нам о том, что чаще всего в представлении читателя она отрицательный герой.

Это впечатление усиливается описанием ее жилища:

Стоит в лесу избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба – Яга»)

… стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается («Гуси – лебеди») (Приложение 7).

… вышла на полянку, где стояла избушка Бабы-Яги, забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами, вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами («Василиса Прекрасная») (Приложение 8).

Внимание сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.

Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в дом, то можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение («Баба – Яга – костяная нога»). Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько забор вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами.

Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной бабушкой.

Обратим наше внимание на описание портрета Бабы – Яги.

… входит – в избушке сидит Баба – Яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королева»)

… на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.

(«Поди туда - не знаю куда, принеси то – не знаю что»)

… сидит там Баба – Яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. («Финист – ясный сокол»).

Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из всего этого можно сделать выводы об отрицательном персонаже.

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе и метлой (помело). Позднее в сказках транспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь (Приложение 9).

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кощею Бессмертному или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки. [4]

2.3 Практический анализ образа Бабы Яги

При выполнении практического анализа было проведено анкетирование учащихся моей школы. Всего в анкетировании участвовали 23 человека.

В анкете было поставлено 5 вопросов:

1.В каких сказках встречается сказочный образ Бабы –Яги?

Вот какие сказки вспомнили дети:

Гуси-Лебеди – 19 человек.

Баба-Яга – 3 человека.

Морозко – 3 человека.

Марья - Царевна -1 человек.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка – 1человек.

Кощей бессмертный – 2 человека.

Диаграмма к первому вопросу анкетирования в процентном соотношении

2.Твое отношение к Бабе –Яге?

Положительное – 4 человека.

Отрицательное – 3 человека.

Нейтральное –16 человека.

Диаграмма ко второму вопросу анкетирования

3.Какие черты характера Бабы –Яги тебе нравятся?

Простота – 8 человек.

Доверчивость –5 человек.

Любовь к животным – 9 человек.

Кокетство или озорство – 14 человек.

Диаграмма к третьему вопросу анкетирования

4.Какие черты характера Бабы –Яги тебе не нравятся?

Злость – 16 человек.

Хитрость – 11 человек.

Жадность – 8 человек.

Лукавство -3 человека.

Диаграмма к четвертому вопросу анкетирования

в процентном соотношении

5.А тебе интересны сказки с таким персонажем как Баба –Яга?

Да – 20 человек.

Нет – 2 человека.

Нейтрально – 1 человек.

Диаграмма к четвертому вопросу анкетирования

По результатам анкетирования:

Лишь один ребенок не назвал ни одной сказки, где встречается персонаж Бабы –Яги. Одну сказку вспомнили 13 человек, две сказки 3 человека, три сказки вспомнили 5 человек, а четыре – только один человек. Таким образом, Баба –Яга – очень известный и знакомый детям персонаж. Можно даже сказать любимый.

Личное отношение к образу Бабы –Яги большинство ребят выразили как нейтральное, то есть особого страха они к ней не испытывают. Лишь 3 человека относятся к ней отрицательно, а четверым она даже нравится.

Из положительных качеств Бабы–Яги на первом месте стоит кокетство- озорство 14 голосов, на втором - любовь к животным (9 голосов), на третьем - простота (8 голосов), на четвертом – доверчивость (5 голосов).

Отрицательные качества Бабы –Яги ребята оценили так: более всего не нравится злость (16 голосов), потом хитрость (11 голосов), затем жадность (8 голосов) и лукавство (3 голоса).

Была бы сказка так интересна, если бы не стало сказочной героини Бабы –Яги? Ребята ответили в большинстве случаев отрицательно (20 человек), два человека согласились, что сказка была б интересней. Только один человек ответил, что ничего бы не изменилось.

Итак, анкетирование учащихся показало, что отношение к сказочному образу Бабы – Яги неоднозначно. В то же время, это довольно известный и любимый персонаж, без которого сказки теряют свою прелесть, интригу и интерес.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Баба – Яга побила все рейтинги среди сказочных персонажей. У нее самый высокий рейтинг по желанию сыграть роль Яги в школьных театрах, спектаклях детского сада и домах Культур.

В большинстве сюжетов она представлена в обличии ведьмы, о старой и злой старухи- колдуньи, пытающейся всячески навредить герою. Но сквозь этот «негатив» просвечиваются и совсем иные ее качества: она рассказывает и предупреждает странника, что ожидает его впереди, помогает ему мудрым советом, дает богатырского коня, клубок и так далее. С учетом всех этих противоречий и была выбрана тема исследовательской работы.

Объект исследования является Баба – Яга в образе ведьмы в сказках.

Предмет исследования – роль Бабы–Яги в волшебных сказках и в славянской мифологии как роль божественная.

Восстановить изначальный образ Бабы–Яги можно, только лишь тщательно проанализировав древние славянские сказки, дошедшие до наших дней. Недаром народная молва твердит о некотором намеке, содержащемся в «лживых» сказках.

Возможно, именно в них зашифрована разгадка первоначальных образов мифических славянских существ дохристианского периода.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы. Во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что позволило лучше понять и принять объект изучения - Бабу – Ягу.

Яга является связующим звеном перехода в потусторонний мир (тридевятое царство). Она стоит на границе этих миров (костяная нога) и позволяет либо не позволяет проникнуть героям в мир мертвых, совершая колдовские ритуалы. В сказках можно выделить один важный факт. После того, как Баба – Яга приняла гостя и выяснила, что ему надо, она протапливала баню и мыла героя, совершая тем самым ритуал омовения. Затем Баба –Яга кормит и поит пришедшего. Это тоже своеобразный обряд для проникновения в иной мир (тридесятое царство). Если интерпретировать сказки в этом смысле, то вывод напрашивается сам собой: Баба–Яга не просто злобная старуха, наделенная колдовскими силами, а нечто большее, имеющее власть над пространством и временем, то есть обладающее мощью богов.

Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба –Яга – злая ведьма:

Баба –Яга может быть веселой и смешной, и даже красавицей по одной из версий;

Но все–таки, Баба-Яга – отрицательный герой, помогающий порой сказочному герою.

Список использованных источников и литературы

Аникин, В. П. Русская народная сказка/ В. П. Аникин. - М. : Просвещение, 1977. – С. 119.

Большая книга русских народных сказок/ -Москва.: Планета детства, 2003.

Большая книга русских сказок для самых маленьких / худож. Ю. Устинова. — Москва: ЭКСМО, 2007. — 127 с.

Большая книга Бабы Яги / сост. А. А. Усачев. — Москва : ОНИКС 21 век, 2004. — 255 с.: ил. — Содерж.: Т. Александрова, М. Мокиенко, Ю. Энтин, Э. Успенский, О. Пройслер, Ю. Коринец.

Грушко, Е. А. Энциклопедия славянской мифологии / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. — М., 1996. — 206 с.

Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. — М., 1980. – С. 2734.

Иванов, В. В. Баба-Яга. Славянская мифология. / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Энциклопедический словарь. — М., 1995. – С. 130.

Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп. — М., 2001. — 192 с.

Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Л., 1986. — 364 с.

Русская народная сказка «Гуси – Лебеди». - 8с.

Успенский, Э. Вниз по волшебной реке / Э. Успенский. -М., 2005. -136с.

"Баба — Яга, костяная нога". История возникновения сказочного персонажа. [Электронный ресурс]// URL: https://www.stena.ee/blog/baba-yaga-kostyanaya-noga-istoriya-vozniknoveniya-skazochnogo-personazha.htm (Дата обращения 10.04.2020)

«История происхождения Бабы Яги. Кто такая? Откуда взялась?» [Электронный ресурс]// URL: http://ziva-club.ru/istoria-babi-jagi-2.htm (Дата обращения 10.04.2020)

«О славянских мифах, о суевериях и обрядах» [Электронный ресурс] // URL: http//www.myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm (Дата обращения 10.04.2020)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Ягиня у славян была мудрой волшебницей с доброй и светлой душой, хранившая границы миров

Приложение 2

Баба Йога, также ее называли Йогиня-матушка - Богиня, покровительница детей-сирот

Приложение 3

Образ Бабы Яги в сказе «Гуси – Лебеди»

Приложение 4

Образ Бабы Яги в сказке «Баба –Яга и Заморышек»

Приложение 5

Образ Бабы Яги в сказке «Заколдованная королевна»

Приложение 6

Образ Бабы Яги в сказке «Финист – Ясный сокол»

Приложение 7

Избушка Бабы Яги в сказке «Гуси – Лебеди»

Приложение 8

Избушка Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная»

Приложение 9

Образ Бабы Яги в ступе и метлой в русских народных сказках

1 Махлина, С. Т. Образ Бабы Яги в межкультурной коммуникации / C. Т. Малахина // Вестник СПбГУКИ. — 2016. — № 1 (26). — С. 21—25.

Просмотров работы: 2284