Следом за мечтою...

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Следом за мечтою...

Афонин С.И. 1
1МОУ СОШ№ 51 им. Ф.Д.Воронова г.Магнитогорска
Понаморенко Н.В. 1
1МОУ СОШ №51 им. Ф.Д.Воронова г. Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Как бодро, следом за мечтою

Волшебным очарован сном,

Забот не связанный уздою,

Я жизни полетел путем.

В. Жуковский

Люди всегда мечтали. Мечтали о том, чего у них не было, но очень хотелось иметь. Такие мечты принимали форму сказок, мифов, эпосов. В сказках заведомо нереальный сюжет. В мифах разные народы пытались изложить свой взгляд на появление мира и место человека в нем. О великих героях или героических событиях слагали эпосы.

Актуальность работы – сказки, мифы, эпосы мы изучаем в школе на уроках литературного чтения и истории. Интересно, провести анализ сказок, мифов и эпосов разных народов мира, выявить мечты людей, которые их объединяют.

Цель работы – выявить идеи, заложенные в сказках, мифах, эпосах, которые были наиболее важны для людей.

Задачи проекта: выбрать основные темы для изучения; найти их реализацию в сказках, мифах, эпосах.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: теоретический – изучение литературы по разрабатываемой теме, статей в Интернете; анализ полученных данных.

Для анализа были выбраны следующие темы: бессмертие, здоровье, вечная молодость и красота, полеты в воздухе, быстрое передвижение по земле, еда, получение информации, как стать невидимым, указатели пути.

Безвестный край, откуда нет возврата земным скитальцам…

Самый древний эпос, дошедший до нас – шумерский «Эпос о Гильгамеше». Ему почти пять тысяч лет. Он был создан и записан в Месопотамии, передавался из поколения в поколение. Гильгамеш – правитель города Урук. В эпосе говорится, что не было среди людей равных Гильгамешу. «На две трети – Бог, на одну – Человек. Оттого он был одинок и не знал, куда приложить силу. Он хотел перекопать горы, повернуть течение рек, соорудить башню до туч…» [9] Равным ему по силе был только его друг Энкиду.

Какая же главная мысль этого эпоса, о чем мечтали люди в Месопотамии на заре цивилизации? О том же, о чем и мы – о бессмертии. Именно его хотел получить Гильгамеш после гибели своего друга Энкиду:

Младший брат, меня спасая, ушел ты!

Плачьте росою, травы! Плачьте смолою, кедры! Нет друга!

Скажите мне, звери степные, небесные птицы, ответьте,

Где место, в котором души скрываются после смерти? [9]

Гильгамеш долго искал цветок, дающий бессмертие и нашел его. Но когда он ненадолго отвлекся, цветок утащила змея. Так Гильгамеш потерял всякую надежду жить вечно.

В греческом мифе об Ахиллесе, говорится, как его мать богиня Фетида окунала младенца в воды подземной реки Стикс, чтобы он стал бессмертным. Но так как она держала Ахилла за пятку, это место осталось уязвимым и через него герой погиб в Троянской войне. [6]

В русских сказках тоже есть бессмертный персонаж Кощей, например в сказке «Кощей Бессмертный», который всегда в конце погибает. [3]

Персидская сказка «Одежда, которую кто ни наденет – сто лет проживет» объясняет невозможность получения людьми бессмертия. Купец и его сын встретили женщину в белом, которая добрым колдовством соткала из своих волос волшебную одежду, дающую долгую жизнь. Она хотела отдать ее людям. Но ее убил падишах джинов и унес всю ткань. Объяснил он это так: «Человек не должен долго жить. Если он будет долго жить, порядок в мире нарушится, мир переполнится людьми и жить станет трудно. Люди должны приходить на землю постепенно, сколько-то времени жить, а потом уходить и давать место другим». [19]

Было бы здоровье, остальное будет

В древние времена целителей было не много и их услуги дорого стоили, поэтому бедные люди вряд ли могли себе позволить лечение. Оставалось только мечтать о средстве от всех болезней.

В Древнем Египте существовал миф о том, как бог Ра был ужален ядовитой змеей, но, прочитав магические заклинания, вылечился. Поэтому египетские лекари при укусе змеи перед лечением читали заклинания, чтобы отождествить больно с богом Ра и изгнать демона болезни. [20]

В киргизской сказке «Ум возвышает человека» один из трех братьев купил яблоко, которое могло уберечь от болезней и спасти от смерти. Он дал откусить кусочек яблока любимой девушке, которая сильно болела, и она сразу выздоровела. [8]

В корейской сказке «Чей подарок лучше?» юноша купил в подарок красавице Ан Ран Дю волшебное яблоко. «Если заболеешь – съешь это яблоко и сразу будешь здоров». [19]

В русской «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» царь улучшил себе зрение, умывшись живой водой из колодца девицы Синеглазки, который находился в тридесятом царстве за тридевять земель. [2]

В чешской сказке «Златовласка» главный герой Иржик тоже ходил по приказу короля за живой и мертвой водой. Ему принесли воду два вороненка, которых он спас. С помощью этой воды Златовласка оживила самого Иржика в конце сказки. [19]

В немецкой сказке «Рапунцель» муж вылечил больную жену, накормив ее салатом из рапунцеля. В этой же сказке девушка, увидев своего возлюбленного королевича ослепшим, заплакала, и ее слезы вернули юноше зрение. [10]

В балкарской «Сказке о добром муравье» Муравей повстречал больного Козленка, узнал от его матери, что помочь может только волшебная травка:

Есть травка под названием тилен,

Старик Козел найти ее велел,

Под язычок Козленку положить –

И все пройдет, сыночек будет жить.

Целебная, волшебная трава,

Да только отыщи ее сперва! [11]

Муравей разыскал траву и помог выздороветь Козленку. [11]

В лаосской сказке «Золотая черепаха» старик и старуха вылечили королеву Лаоса от укуса змеи, принеся ей корень, который помогал при укусах. [18]

В индийском эпосе «Рамаяна» когда брата Рамы Лакшмана ранило копье, наконечник которого был смазан ядом, спасти его могла только редкая трава, росшая на горе у северных границ Индии в Гималаях. На эту гору полетел Хануман, большая сильная обезьяна. Он вырвал гору из земли и перенес по небу. Врач быстро нашел на горе целебную траву, приложил к ране и брат Рамы выжил. [17]

В армянском эпосе «Санасар и Багдасар» братья Санасар и Багдасар поселились возле источника с живой водой. Кто выпивал эту воду становился самым сильным. Ключ назвали Катнахбур, что значит Молочный родник. [5]

В иранском эпосе Фирдоуси «Шахнаме» богатыря Ростема, израненного после битвы с могучим Исфендияром, вылечила волшебная птица Симорг. [7]

В германском эпосе «Песнь о нибелунгах» рассказывается о герое Зигфриде, сыне Зигмунда, короля Нидерландов который был неуязвим для врагов. Вот как говорит о нем Хаген, вассал короля бургундов Гунтера:

Могу я и другое порассказать о нем.

Он страшного дракона убил своим мечом,

В крови его омылся и весь ороговел.

С тех пор, чем ни рази его, он остается цел. [14]

В турецкой сказке «Щедрый и Скупой» Щедрый вылечил падишаха от слепоты соком черных тутовых ягод, которые выплюнул соловей, который каждое утро прилетал на розовый куст, росший в саду падишаха. [18]

Удивительное отношение к лечению болезней в арабской сказке «1001 ночь» «Сказка о рыбаке»: ничего волшебного, только мази, травы.[18]

Встречается в сказках и психологические методы лечения. В афганской сказке «Верное средство» толстый падишах очень хотел похудеть, но никак не мог. Его лекарь сказал ему, что он умрет через сорок дней. Лекаря, конечно, посадили в темницу. Падишах пребывал в отчаянии все это время и от переживаний стал тонкий, как тростинка. После чего лекаря наградил. [18]

Буду вечно молодым

Вечная мечта – вечная молодость. В греческой мифологии вечно молодыми были многочисленные боги и богини. Эталон женской красоты у каждого народа был свой: в Древнем Египте – богиня Хатхор, в древней Месопотамии – это была богиня Иштар, в Древней Греции – богиня любви Афродита, в римской мифологии – Венера. Образец мужской красоты и молодости – греческий бог Аполлон. [6]

В эпосе Гомера «Иллиаде» описывается красавица Елена, дочь Зевса и Леды. Из-за красавицы Елены началась Троянская война. Но удивительно, что говорили троянские старцы о Елене:

Старцы, лишь только узрели идущую к башне Елену,

Тихие между собой говорили крылатые речи:

«Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахецы

Брань за такую жену и беды столь долгие терпят:

Истинно, вечным богиням она красотою подобна!» [13]

Несмотря на то, что война продолжалась десять лет, Елена оставалась молодой и прекрасной. [4] Гомер не открыл секрета вечной молодости греческой красавицы. Но до нас дошло много других сказочных способов.

Самый популярный – это яблоки. В киргизской народной сказке «Золотая птица» старик один раз в год съедал наливное яблочко с яблони, росшей в его саду, и молодел. [8]

В русской «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» царь хотел помолодеть, съев молодильное яблочко из сада в тридесятом царстве, за тридевять земель. [2]

В русской сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» стрелец-молодец, искупавшись в чане с кипятком, стал таким красавцем, «что ни в сказке сказать, ни пером написать». Царь, позавидовав ему, тоже захотел сделаться красавцем и «полез сдуру в воду и в ту ж минуту обварился». Не все способы наведения красоты одинаково полезны. [3]

Во вьетнамской сказке «Склянка с чудесной водой» один юноша спас от вороны воробья. За это воробей принес ему маленькую склянку и сказал: «В пузырьке этом чудесная вода. Капнешь на человека – он помолодеет». [18]

О великом искуснике, старике рассказывается во вьетнамской сказке «Юноша в козлиной шкуре». Он умел некрасивых людей превращать в красивых. [18]

Герой персидского эпоса Фирдоуси «Шахнаме» Ростем говорит о себе так:

Шесть долгих столетий прошло с тех времен,

Как был я от славного Заля рожден, –

Всегда обо мне слава добрая шла,

С речами мои совпадали дела. [7]

В таком почтенном возрасте Ростем был полон сил, а активно участвовал в войнах и поединках и другими богатырями.

Ироничное отношение к вечной молодости в японской сказке «Источник молодости». Старик случайно наткнулся на ручей, выпил из него воды, уснул на берегу, а проснулся молодым. Он рассказал об этом своей старухе. Та сразу побежала к ручью, но домой не вернулась. Пошел молодой старик искать жену, а нашел на берегу ручья в платье жены плачущего младенца. [19]

А мне летать охота

С древних времен человек мечтал летать. Один из древнейших дошедших до нас письменных источников – ассирийский, времен правления ассирийского царя Синахериба (705–681 годы до н.э.). Называется это произведение «Повесть об Ахыкаре Премудром». Ахыкар придумал такой способ летать: «Тогда я, Акир, послал к домочадцам своим и наказал им: «Найдите мне двух орлиц и вскормите их. И скажите сокольничим моим, чтобы научили их взлетать вверх. И изготовьте клетку, и отыщите среди домочадцев моих умного мальчика, и посадите его в клетку, носимую орлицами. И научите их взлетать с клеткой... А к ногам орлиц привяжите веревку… Тогда повелел я, и принесли мне обученных орлиц. И на глазах у царя и всех приближенных его выпустил я орлиц в поднебесье и мальчика с ними». [1] Вот такой способ летать от ассирийского мудреца Ахыкара.

В греческой мифологии летали много. Посланнику богов Гермесу или Меркурию в римском варианте, помогали летать крылатые сандалии. [6] Из людей же главным авиатором был Дедал. Он соорудил крылья для себя и своего сына Икара из перьев, скрепленных воском. Когда же Икар поднялся к горячему Солнцу, воск растаял, перья разлетелись и он упал в море. [6]

На Востоке главным летательным средством был ковер. Пришел он из арабских сказок Шахерезады «1001 ночь». Надо сказать, что этот способ перелета очень хорошо прижился.

В киргизской народной сказке «Ум возвышает человека» один из братьев купил ковер, на котором можно было пролететь за один день столько, сколько пробегал тулпар за сорок дней. На этом ковре он со своими братьями быстро преодолел огромное расстояние. [8]

В русской сказке «Вещий сон» Иван купеческий сын с друзьями на ковре-самолете отправился в царство Елены Прекрасной. [3][2]

В «Сказке о лягушке и богатыре» ковер-самолет подарила Баба-яга Ивану-богатырю и его жене Елене Прекрасной, что бы они могли быстро вернуться в свое царство.

Но некоторые герои сказок обходились и без ковра. Елена Премудрая, в одноименной сказке летала по воздуху в золотой колеснице, запряженной шестью огненными змеями. [3]

В лаосской сказке «Золотая улитка» молодой королевич Санг Тхоонг летал с помощью волшебных туфель. [18]

В сказке «Летучий корабль» младший сын, чтобы жениться на царевне решил построить летучий корабль. Помог ему в строительстве таинственный старичок.

Баба-яга в сказке «Василиса Премудрая» обходилась ступой и метлой. [2]

В древнеиндийском эпосе «Рамаяна», в рассказе «Похищение Ситы» правитель острова Ланки злой дух Равана решил похитить Ситу, жену Рамы. Он унес красавицу в золотой с драгоценными камнями колеснице, запряженной зелеными конями, которая летала по небу над вершинами Гималайских гор. [17]

Часто для полетов использовали животных и птиц. В киргизской народной сказке «Два друга» красавица девушка летала верхом на крылатом белом коне. [8] Крылатый конь Пегас есть и в греческой мифологии. [6]

В киргизской сказке «Сын раба и птица Зымырык» главный герой Бекджал летал на большой черной птице каракуш. Птица помогла сыну раба перелететь перевал, который можно было преодолеть только за сто лет, затем густой лес, который можно было пройти за девяносто лет, и море, которое можно переплыть за восемьдесят лет. Причем летали они туда и обратно. [8]

В русской «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» Иван-царевич летал на Нагай-птице. [2]

В китайской «Сказке про хитрого У-гэна и верного Ши-е» красавицу Мин-чжу невесту Ши-е переносил по воздуху Черный орел. [16]

Самый экзотический способ летать описан в японской сказке «Незадачливый ротозей». Главный герой Тораян летал с помощью бумажного зонта. [18]

Одна нога здесь – другая там

В древние времена время на поездки тратилось очень много. Неудивительно, что люди мечтали перемещаться как-то побыстрее.

Мальчик–с–пальчик бегал в сапогах–скороходах. Сапоги-скороходы были и у Ивана–купеческого сына из сказки «Вещий сон», причем, отобрал он их хитростью у трех стариков. [2]

Иван–царевич из сказки «Молодильные яблоки» быстро преодолевал большие расстояния на волшебном коне. [2]

В сказке «Сивка-Бурка» Иванушка-дурачок скакал на коне, у которого «одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». [3,2]

В казахской сказке «Кендебай на коне Кергула» у героя Кендебая был конь, который шестимесячную дорогу покрывал за шесть прыжков. Звали его Кергула. [19]

В сказке «Иван царевич и серый волк» серый волк, на котором скакал Иван «синие леса мимо глаз пропускал, озера хвостом заметал». [2,3]

В лаосской сказке «Добрый Кхампха» главный герой быстро добирался до дворца короля то на лисе, то верхом на тигре. [18]

В корейской сказке «Чей подарок лучше?» один юноша купил в подарок красавице Ан Ран Дю волшебного верблюда. «Стоило сесть на этого верблюда – сразу очутишься там, где пожелаешь». [19]

В киргизской народной сказке «Семеро сыновей» один из братьев мог бегать по воде с такой быстротой, что под ногами клубилась пыль. [8]

В китайской сказке «Шляпа, которая по небу летала и мотыжка, которая серебро копала» доброго бедняка Чжан Цая переносил из одного места в другое за один миг старец с белой бородой и посохом. [16]

В эпосе «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели очень поэтично описывает быстрый бег коня героя Тариэля:

Тот узнал царя и все же, окликам ничьим не внемля,

Скрылся мигом от погони, отпустивши повода –

То ли ввысь взлетел, как демон, то ли провалился в землю…

Тщетно конные кружили: не нашли его следа. [12]

В армянском эпосе «Санасар и Багдасар» богатырь Санасар нашел для себя коня Джалали, который «…взметнул всадника, чтобы тот сгорел от солнечного жара. Конь ринулся вниз, чтобы вдавить его в землю. Конь летал то вверх, то вниз, но сбросить Санасара так и не сбросил». [5]

Исключением является наш родной Емеля из сказки «По щучьему велению», который ездил на печи. [2] Он никуда не спешил, просто было лень. Наверное, не зря говорят, что лень – двигатель прогресса. А еще у него были сани, которое ездили сами, правда при этом много народу подавили.

…а кушать хочется всегда

В древние времена еда доставалась тяжелым трудом. Приходилось отвоевывать у природы участки для возделывания. Урожайность была невысокая. Засуха, ливни, град, заморозки могли стать причиной неурожая. Над населением всех стран во все времена висела опасность голода. Не удивительно, что люди мечтали о том, что бы еды было много, она была вкусная, давалась даром и не кончалась.

В сказке «Гуси-лебеди» сестрица Аленушка и братец Иванушка в лесу увидели печку, которая сама пекла пироги. Угостила их пирожками просто за доброе слово. [3]

Из этой же сказки мы знаем о мечте людей жить среди молочных рек и кисельными берегами. О молочных реках мечтали и в Древней Греции. Даже созвездие назвали «Млечный путь».

В арабской сказке из «1001 ночи» «Ала-ад-Дин и волшебная лампа» магрибский колдун накормил голодного Аладдина, не имея при себе никакой еды. У него был только пустой мешок. Но из этого мешка он доставал любое кушанье, которое просил Аладдин. [15]

Во вьетнамской сказке «Юноша Шинь» у бедного юноши Шиня был маленький котелок. Из этого котелка с одной горстью риса он накормил досыта десять тысяч воинов. [18]

Волшебный котелок, который по просьбе сам готовил любое вкусное кушанье, был в индийской сказке «Бедный ткач». [18]

В русских сказках есть Скатерть-самобранка, которую нужно только развернуть, и она тебя сама накормит.

Эх, яблочко, да на тарелочке

Людям всегда хотелось знать, что происходит в мире. В сказке «Летучий корабль» только один герой Слухало мог слышать, что происходит вдалеке. Чтобы лучше слышать, он припадал ухом к сырой земле и узнавал, что на том конце земли делается.

Информацию давало серебряное блюдечко с наливным яблочком из одноименной сказки.

У Елены Премудрой из сказки «Иван Бесталанный и Елена Премудрая» было волшебное зеркало, которое ей все показывало и волшебная книга, в которой все написано. [2]

В киргизской сказке «Ум возвышает человека» один из братьев купил зеркало, которое показывает все, что происходит на земле. [8]

Волшебное зеркало купил в подарок красавице Ан Ран Дю юноша из корейской сказки «Чей подарок лучше?» «…посмотришь в зеркало – и в тот же миг увидишь, кого хочешь, и узнаешь, что он делает». [19]

У Елены Прекрасной из сказки «Вещий сон» была волшебная книга, которая показывала ей все на свете. [2,3]

Из колдовской книги обо всем на свете узнавал и царь из белорусской сказки «Синяя свита наизнанку сшита». [19]

В киргизской сказке «Сын раба и птица Зымырык» один хан имел чудесную птицу Зымырык. Эта птица каждое утро рассказывала ему, что происходит на белом свете. [8]

В персидском эпосе Фирдоуси «Шахнаме» старцу Залю и его сыну богатырю Ростему открывала тайны волшебная птица Симорг. [7]

В индийской сказке «Человек, который пошел искать свою судьбу» человек узнал о своей судьбе от камня, в который бог вдохнул на время душу. [18]

В киргизской сказке «Семеро сыновей» один из братьев умел по ладони узнавать, что делается на том и этом свете. [8]

Ничего не вижу

Еще одна древняя мечта человека – становиться невидимым для других людей или изменять свой облик.

В греческой мифологии невидимыми для людей могли становиться боги. В побежденной, горящей Трое Афродита окутала героя Энея светлым облаком, сделав невидимым для врагов. Он убежал из Трои, собрал уцелевших троянцев, сел на корабль и поплыл в поисках новой родины:

Как сын Анхиза отплыл на закат

От гордой Трои, преданной сожженью

Так появилась Италия. [6]

В русской сказке «Вещий сон» Иван – купеческий сын хитростью отобрал шапку – невидимку у трех стариков, а потом в ней подсматривал за Еленой Прекрасной, помогая царевичу выполнять ее поручения. [2]

В монгольской сказке «Не для себя человек родится» главному герою Давадоржи шапку-невидимку подарил водяной хан. С ее помощью он спас своего отца и невесту. [19]

В китайской сказке «Шляпа, которая по небу летала и мотыжка, которая серебро копала» доброму бедняку Чжан Цаю загадочный старик подарил шапку-невидимку. Но это китайский усовершенствованный вариант, потому что она не только делала человека невидимым, но и переносила по небу. [16]

А вот во вьетнамской сказке «Бабочка в королевских закромах» очень добрый, но бедный юноша Чиеу однажды помог нищему старику. Он отдал ему свою единственную рубашку. Старик отблагодарил юношу, тоже подарил ему рубашку, но волшебную: кто ее надевал, становился невидимым. [18]

В германском эпосе «Песнь о нибелунгах» герой Зигфрид имел многофункциональный плащ-невидимку, который он отобрал в бою у нибелунга Альбриха. [14]

Туда не ходи, сюда ходи

В сказках существуют разные способы указания пути. Самый известный описывается в греческом мифе о Тезее, сыне афинского царя Эгея. Он прибыл на Крит, что бы убить Минотавра, жившего в Лабиринте. Помогла Тезею дочь царя Миноса Ариадна. Она дала герою клубок ниток, разматывая который он отмечал путь. Тезей и убил Минотавра и выбрался из Лабиринта. [6]

В сказке «Царевна-лягушка» старичок дал Ивану-царевичу клубочек, который указывал путь. [3]

В сказке «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» путь Андрею-стрелку показывало колечко, которое катилось перед ним. Дала ему это колечко его жена Марья-царевна. В другой раз она дала ему в качестве указателя клубок ниток. [2,3]

В немецкой сказке «Пряничный домик» Ганс и Гретель, чтобы не заблудится в лесу, кидали по дороге маленькие камушки, так отмечая свой путь. [10]

В армянском эпосе «Санасар и Багдасар», дочь царя Цовинар отправляла своих сыновей Санасара и Багдасара спасаться бегством из Багдада, дорогу им должна была указывать ясная звезда. [5]

В индийском эпосе «Рамаяна» в рассказе «Рама и Лакшма отправляются на поиски Ситы» дорогу братьям Раме и Лакшме указывали олени, и река, которая для этого изменила свое течение. А Ситу похитил злой дух Равана на летающей колеснице и чтобы указать путь своему мужу Раме, Сита отрывала кусочки от своей шелковой одежды и бросала вниз. [17]

Заключение

В работе было проанализировано 47 сказок, 6 мифов, 7 эпосов 24 народов мира.

В сказках от всех болезней помогали яблоки, живая вода, волшебные травы и корни. Такие герои, как Ахиллес, Зигфрид были неуязвимы.

Главный сказочный рецепт вечной молодости и красоты – тоже яблоко.

С древних времен человек мечтал летать. В сказках для этого использовали крылья, ковры, летучий корабль, волшебных коней, летающие колесницы. Бабе-яге приходилось обходиться ступой и метлой. Быстрое передвижение по земле обеспечивали волшебные кони, волки и птицы, летающие колесницы, запряженные драконами. В русских сказках герои никуда не спешили и обходились самоходной печкой. Тише едешь – дальше будешь!

Мечта иметь много еды реализовалась в сказках разных народов. В русских сказах печка сама пекла пироги, а скатерть-самобранку надо было только развернуть. Волшебные котелки сами варили еду в восточных сказках.

В сказке «Летучий корабль» только один герой Слухало мог слышать, что делается вдалеке. Для того, чтобы знать, что происходит в мире использовали серебряное блюдечко с наливным яблочком из одноименной сказки, волшебные книги, волшебных птиц.

Избежать опасности героям сказок помогала шапка – невидимка, плащ-невидимка, рубашка-невидимка. Быстро и правильно ориентироваться в пространстве помогали клубки, колечки, звезды.

Главная и самая древняя мечта людей – бессмертие. Удивительно, но даже в сказках, мифах и эпосах люди достичь бессмертия не могли. Сильные и могущественные герои – Гильгамеш, Ахиллес, Ростем, Зигфрид – погибли. Даже наш «родной» Кощей, хоть и Бессмертный, но в конце сказки всегда умирал. Важно отметить отношение к этой проблеме настоящих героев, например, Ростема из эпоса «Шахнамэ»:

Сказал: «Зову внять я готов твоему,

От смерти своей не уйти никому.

Лишь в сказках бессмертье снискать нам дано,

Мир вечен, а нам истлевать суждено,

Но смерти лишь плоть отдаем мы во власть,

Не имя – готов я со славою пасть!»

Список литературы

Матвеев К.П., Сазонов А.А. Земля Древнего Двуречья : История, мифы, легенды, находки и открытия. – М. : Мол. Гвардия, 1986. – 160 с., ил. – (Эврика)

Русские народные сказки. Сост., вступит. Ст. и примеч В.П.Аникина. М., «Детская литература», 1976.

Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева / Вступит. Статья и словарь малоупотреб. И обл. слов В.П.Аникина; Худож. Т.Маврина. – М.: Худож. Лит., 1991. – 270 с., ил.

Е.Тудоровская. Троянская война и ее герои. – Ленинград: Изд-во «Детская литература», 1964

Наири Зарьян. Давид Сасунский. Повесть по мотивам армянского эпоса перевод Н.Любимова. – Москва: «Детская литература», 1973.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 544 с.

Фирдоуси. Шахнаме том четвертый. Перевод Ц.Б.Бану-Лахути. – Москва: Издательство «Наука», 1969.

Киргизские народные сказки Пер. К.Эшмамбетова и Дм. Брудного. – Киргизское Гос. Учебно-педагогическое изд-во Фрунзе, 1962

Книга для чтения по истории Древнего мира: Пособие для учащихся / Под ред. А.И.Немировского. ̶ М.: Просвещение, 1981. ̶ 304 с., ил.

Удивительные сказки малышам. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2008. – 144 с., цветн. илл.

Кайсым Кулиев. Сказка о добром муравье. – Москва «Детская литература», 1976

Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре. Перевод с грузинского Г.Цагарели под редакцией В.Эльснера. – Москва: Гос. Изд-во «Художественная литература», 1937.

Н.И. Гнедич. Стихотворения. – Ленинград: Изд-во «Советский писатель», 1956.

Песнь о нибелунгах: Эпос / Пер. Ю. Корнеева. – СПб.:Азбука-классика, 2001. – 384 с.

«Аладдин и волшебная лампа» арабская сказка Челябинск Южно-Уральское книжное издательство, 1990

Сказки Китая: Пер. с кит. Б.Рифтина / Сост., предисл. Б.Рифтина; Ил. А.Добрицина. – М.:Худож. Лит., 1993. 380 с.

Сказки попугая: Инд. Сказки и легенды / Составление и послесловие М.Салганик. – М. Мн.: «Дружба народов» – «Полифакт», 1992. – 288 с.

Сказки народов Азии: Для мл. шк. Возраста / Сост. Л.Н.Антоненя; Худож. И.А. Гридин. – Мн.: МП «Митко», 1993. – 508 с.

Сказки народов мира (Сост. М.Сулейменов. – Алма-Ата: Жалын, 1986. – 352 с., илл.

Рак И. В царстве пламенного Ра: Мифы, легенды и сказки Древнего Египта / Рис. И. Косаревой. – Л. :Дет. лит., 1991. – 160 с., ил.

Просмотров работы: 76