Введение
Влияние литературы как искусства слова на человека ничем не заменимо, ибо искусство являет собой особый способ освоения мира. Ученые выделяют пять основных функций литературы: эстетическую, воспитательную, аксиологическую, познавательную, гедонистическую. Чтение призвано дарить встречу с прекрасным, давать опыт эстетических переживаний, эмоциональных прозрений, опыт наслаждения от духовного общения с искусством. Осуществление функций искусства зависит во многом от того, как происходит общение читателя и писателя, в какой степени востребован читателем духовный потенциал художественного произведения, т.е. от его читательской культуры.
Исследовательская работа посвящена изучению процесса возникновения и развития фигурных стихов не только в России, но и во всём мире.
Цель: познакомиться с фигурными стихами, раскрыть тайны этого жанра.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
изучить литературу по исследуемой теме;
исследовать историю развития фигурных стихов;
познакомиться с фигурными стихами разных исторических эпох;
проанализировать литературный материал;
собрать книжку малышку.
Гипотезы:
1) Фигурные стихи предназначены только для визуального восприятия и эстетического наслаждения.
2) В фигурных стихах форма преобладает над содержанием.
Практическая значимость работы: создание «КНИЖКИ ДЛЯ БРАТИШЕК»
Теоретическая часть
Понятие фигурных стихов
В литературе существуют фигурные или графические стихи,— стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета (монограмма, ромб и др.), проще говоря, слова стихотворения образуют рисунок.
1.2 История развития фигурных стихов
Фигурные стихи известны с III века до н. э. Они назывались по-гречески «пайгниями», или «играми», но это были игры особого рода – игры ученых. Когда античный мир исчез, уступив место эпохе христианства, на сочинение фигурных стихотворений это никак не повлияло. Раннехристианский поэт Порфирий Оптациан создавал стихи в форме алтаря, свирели, органа (по последнему стихотворению можно даже с точностью реконструировать форму древнего гидравлического органа), а также в виде призм, пальм, корабля. Появление фигурных стихов с тех пор не прекращалось. Менялась историческая обстановка – и фигурные стихи кочевали с места на место; предметы, которые они изображали, тоже изменялись. Но возникала такая поэзия всегда лишь там, где хранились знания.
Александрийская библиотека сгорела, а в Средние века центром высокой учености стали христианские монастыри. Монахи и аббаты увлеклись фигурными стихами, сочиняя подчас целые книги в форме крестов. Известен целый ряд подобных сочинений, в том числе «Трактат о восхвалении креста» аббата Фульда (IX век). Но вот ситуация снова изменилась, уже и монастыри перестали быть единственным источником учености и знаний. Дальнейшая судьба графической поэзии связана со светской наукой и искусством, вскоре она окажется под покровительством университетов и академий. Любопытно наблюдать, как в это время меняются сюжеты. Мы видим это на примере двух поэтов, воспитанных в монастырской среде и ощутивших на себе влияние светского мировоззрения: Ф.Рабле во Франции и С. Полоцкого в России. Самые ранние стихи такого рода принадлежат александрийским поэтам Симмию, Досиаду и Феокриту, они и считаются изобретателями этого жанра. Известны их стихи в виде секиры, яйца, крыльев бога любви (Симмий), алтаря (Досиад), свирели (Феокрит).
Симий «Яйцо»
Монахи Средневековья предпочитали крест и восьмиконечные звезды, как, например, Симеон Полоцкий в XVII веке.
Безантин «Алтарь»
Рабле в XVI веке сочинил оду бутылке. Поэзия барокко любила стихи-рисунки (Катарина Регина фон Грейфенберг часто писала сонеты в форме креста); в России XVII века они были в большой моде. В XVIII-XIX веках фигурные стихи писали Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и другие.
И. Рукавишников «Звезда»
Французский поэт Гийом Аполлинервыпустил в 1918 году сборник графических стихов, которые он назвал придуманным им словом «Каллиграммы». Слово вошло и в другие языки, включая русский.
«Это искусство таит в себе огромные возможности, – писал создатель «каллиграмм», – вершиной его может стать синтез музыки, живописи и литературы». В этих стихах, – многие из них Аполлинер рассылал во время Первой мировой войны в письмах друзьям, – можно найти целую россыпь образов: автомобиль, дождь, заколотую горлинку и фонтан, дерево, и т.д.
«Стих для Лу» Гийома Аполлинера
Гийом Аполлинер
Фигурные стихи знают неисчислимое множество форм. Встречаются и совсем загадочные, так называемые «пифагорические» стихи, которые сочиняли ученики российских духовных академий в 17-18 веков. Об этих стихах известно, что они сочинены в форме теоремы Пифагора, хотя сейчас признать в них теорему весьма трудно. Почему воспитанники духовных академий представляли теорему Пифагора именно так, а не иначе – вопрос любопытный, но ответ на него неизвестен. Фигурные стихи всегда появлялись в особой интеллектуальной среде. Все их авторы почти без исключения были не только поэтами, но и эрудитами и учеными.
«Сердце» Симеон Полоцкий
Гельвиг «Песочные часы»
В целом же, визуальная поэзия не столько работает на смысл, сколько напротив, делает его вторичным, текст расслаивается на два одновременно не воспринимаемых уровня: изобразительный и вербальный, и второй обычно проигрывает. В России фигурными стихами увлекались символисты и авангардисты, например, Брюсов, Кирсанов, Вознесенский и другие.
Данные произведения литературы показывают насколько она многогранна, возможно, именно это направление привлечет внимание и любовь современного читателя.
В целом же, визуальная поэзия не столько работает на смысл, сколько напротив, делает его вторичным, текст расслаивается на два одновременно не воспринимаемых уровня: изобразительный и вербальный, и второй обычно проигрывает. В России фигурными стихами увлекались символисты и авангардисты, например, Брюсов, Кирсанов, Вознесенский и другие.
Я
еле
качая
верёвки,
в синели
не различая
синих тонов
и милой головки,
летаю в просторе
крылатый, как птица,
меж лиловых кустов !
Но в заманчивом взоре,
знаю, блещет, алея, зарница!
Я и счастлив ею без слов!
В. Брюсов
В настоящее время фигурные стихи не потеряли своей актуальности. Многие современные авторы прибегают к использованию данного стиля стихосложения. Поэтесса Татьяна Манкова, которая пишет именно в этом стиле на совершенно разные темы. В её стихах живут герои сказок (Золушка, Алёнушка, Снежная Королева, Русалочка) и мифов (Эвридика). Явления природы (снег, сумерки, листопад), чувства человека (радость, грусть, дружба, любовь) становятся предметом её фигурных стихов.
Изучив фигурные стихи, я понял, что форма в фигурных стихах преобладала лишь во времена зарождения этого стиля в России. В современных фигурных стихах скорее преобладает смысл, содержание, нежели форма самого стиха, хотя и она играет не самую последнюю роль, так как помогает зрительному восприятию произведения.
II Практическая часть
2.1 Составление книжки-малышки
С овременный школьник не очень любит читать, а вот что-то изобрести хотел бы, наверно, каждый. После того, как я изучил особенности фигурного стиха, я убежден, что литература это большие возможности для изобретения. Буквы, звуки, слова и предложения могут быть строительным материалом для создания самого разного – предметов, животных, небесных тел.
Я решился на эксперимент – распределил стихи в разные фигуры. Это мое первое изобретение.
Я попробовал свои силы в написании фигурных стихов.
Всё это я собрал в книжку-малышку, добавил занимательные задания и назвал её «Книжка для братишек» (Приложение 1)
Когда изучу литературу глубже, уверен, что появятся новые эксперименты. Предлагаю каждому попробовать порифмовать и получить стихотворения, пофантазировать и поместить стих в любую понравившуюся фигуру. Возможно, именно Вы откроете новые грани литературы.
Заключение
Фигурный стих – визуальная поэтическая форма; жанр, в образцах которого тема или словесный образ продублированы образом графическим. Он изначально осознавался как жанр "книжной" поэзии, поскольку мог быть правильно воспринят только визуально.
Изучив фигурные стихи, я понял, что моя гипотеза не совсем верна. Форма в фигурных стихах преобладала лишь во времена зарождения этого стиля в России.
В современных фигурных стихах скорее преобладает смысл, содержание, нежели форма самого стиха, хотя и она играет не самую последнюю роль, так как помогает зрительному восприятию произведения.
Список использованных источников и литературы
1. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966
2. Штейнер Е. Картины из письменных знаков (из заметок о визуальной поэзии) // Бирюков С.Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М.: Наука, 1994.
https://school-science.ru website.informer.com/school-science.ru
Приложение 1 Книжка для братишек