Молодежный сленг в современном русском языке

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Молодежный сленг в современном русском языке

Васильева Е.В. 1
1МБОУ "Гимназия № 7"Ступени" г. Верхний Уфалей , 6 класс
Хузиахметова Т.В. 1
1МБОУ "Гимназия № 7"Ступени" г. Верхний Уфалей
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Язык твой, как родная мать,

Которую не унижать нельзя, не оскорблять

Его ты должен, друг, благодарить

За то, что правильно умеешь говорить.

Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч

Люби его за то, что он могуч

Язык – твой щит, твое общенье

Не допусти к нему пренебреженья.

Галина Пурга.

Русский язык – самый могучий и красивый из известных языков различных народов. А правильная русская речь имеет почти магическое действие. Ее хочется слушать и слушать, а от иной – закрыть уши и бежать подальше. Но задумываемся ли мы о том, что в последнее время в нашей речи появляется великое множество новых, не совсем литературных слов, которыми пестрит наша речь.

Наверняка, каждый человек в своей жизни замечает, что в его лексиконе появляются все более новые, интересные и ранее им не использованные слова и выражения. Часть таких слов и выражений появляются в нашем лексиконе после знакомства с новыми литературными произведениями, часть - мы слышим из различных телепередач или роликов и интернете, часть - из разговоров со взрослыми и сверстниками, а часть – бывает, придумываем сами. В своей работе я хочу обратить внимание на молодежный сленг, выяснить почему он появляется, для чего его используют и нужен ли он вообще в современном русском языке.

Актуальность моей работы заключается в стремлении найти ответ на вопросы: Почему сленг так интересен школьникам, почему ребята так активно используют его в совей речи и он становится почти неотъемлемой частью общения школьников?

Цель: изучить особенности речи младших школьников

Задачи:

Выяснить - что такое сленг и как давно он появился

Изучить из каких источников чаще всего появляются новые слова из сленга

Проанализировать, какие слова из молодежного сленга наиболее употребляют мои одноклассники и учащиеся начальной школы

Выяснить причины, почему учащиеся начальной школы используют сленг.

Узнать, хорошо ли понятно значение слов из сленга для всех окружающих.

Объект исследования – учащиеся начальной школы МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени»

Предмет исследования – речь учеников начальной школы, в том числе и моих одноклассников

Гипотеза. Допустим, что сленг – это необратимое изменение речи в соответствии с новым временем, с новымы нормами поведения. И как бы люди не старались, скоро все будут общаться на новом разговорном языке, большую часть которого будет занимать сленг.

Методы исследования:

Анализ литературы

Наблюдение за речью

Опрос учащихся начальных классов с помощью анкетирования

1.1 Единство и различие языка и речи

Хорошо известно, что проблема единства и различия языка и речи – одна из сложнейших теоретических проблем. Термины «язык» и «речь» тесно связяны и взаимодействуют между собой.

Чем богаче язык, тем больше возможностей варьировать речевые структуры, обеспечивая наилучшие условия коммуникативного речевого воздействия. Чем обширнее и свободнее речевые навыки человека, тем лучше он «отделывает» свою речь, ее коммуникативные качества – правильность, точность, выразительность

В большинстве работ о культуре речи центральное место занимает правильность речи, всегда связываемая с нормой литературного языка. Речь считается правильной, если она не нарушает языковой нормы, речь неправильна – если она эту норму нарушает.

Термин «норма» в языкознании чаще всего употребляют в двух различных значениях. Во-первых нормой называют общепринятое, закрепившееся в языке употребление. Во-вторых, нормой называют употребление рекомендованное грамматикой, словарем справочником, подкрепленное авторитетом известного писателя, поэта и т.д.

Некоторые авторы дают следующее определение : «Норма- это объективно существующие в данное время в данном языковом коллективе значения слов, их фонетическая структура, модели словообразования и словоизменения». Поэтому и неизбежны колебания нормы, сосуществование в отдельных «узлах» старой и новой формы слова.

В своей работе мне хочется рассмотреть такое отклонение от нормы, как сленг.

1.2 Что такое сленг?

Сленг (анг. Slang) – это слой разговорной лексики, отражающий грубовато-фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи. Сленг употребляется главным образом в условиях непринужденного общения. Состоит из слов и фразеологизмов, которые возникли и первоначально употреблялись в отдельных социальных группах, отражает их ценностную ориентацию. Элементы сленга либо быстро выходят из употребления, либо входят в литературный язык. Став общеупотребительными они часто сохраняют эмоционально- оценочный характер. Однако, широкое употребление сленга огрубляет речь и норме языка, культуре речи.

От жаргона сленг отличается тем, что он более понятен многим социальным группам, тогда как жаргон – представляет собой особую систему слов, понятную только какой –то одной социальной группе.

От просторечия сленг отличается тем, что он возник в отдельных социальных группах, иногда очень больших(например молодежный сленг профессиональный сленг). Переходя из одной социальной группы в другую иногда меняется смысл таких слов например «темнить» - в воровском жаргоне – скрывать, лишить сознания, а молодежном – укрываться от ответа.

Откуда появился сленг?

Термин «сленг» первым применил в 1809 году и поместил в словарь новых

слов английский лексикограф Джон Эндрюс.

Лексика сленга пополняется за счет заимствования их других языков, но большая часть создается путем переоформления («деньги» - бабки в современном молодежном языке.

Способы образования сленга

Проанализировав сленг, который употребляется в настоящее время, можно разделить сленг по способам образования на три группы:

Заимствование из иностранных языков (Shoes - шузы (обувь), gamer –геймер (игрок), loser –лузер (проигравший), party – пати (вечеринка))

2.Сокращение общепринятых слов (компьютер - комп, преподаватель - препод, клавиатура – клава)

3.Добавление суффиксов и приставок к общепринятым словам (кликуха, спокуха, закидон, днюха, отвалить, отмазаться, делишки)

1.5 Почему молодежь используют в своей речи сленг?

Основные факторы, характеризующие сленг, – это оригинальность, новизна, и краткость, образность и остроумие. Феномен сленга заключается в том, что в процессе его использования часть лексики становится общеупотребительной и даже включается в лексику литературного языка.

Особенности молодежного сленга в современном русском языке

При анализе молодежного сленга можно выделить некоторые особенности, а именно

- оригинальность сленга

- непонятность для окружающих, не входящих в данную молодежную группу.
- частое обновление и изменение слов

Практическая часть.

Исследование 2.1

Я в течение нескольких месяцев прислушивалась к речи моих одноклассников и составила список слов, которые они иногда используют в своей речи. Эти слова представлены в Таблице 1.

Также я попросила помочь мне моих родственников и знакомых и я составила список слов из сленга медицинских работников (В этом мне помог мой брат и его однокурсники, студенты медицинского колледжа, которые часто проходят практику в различных отделениях больниц). Эти слова представлены в Таблице 2.

Мой папа часто общается с программистами, поэтому с их помощью, я также составила список слов сленга, используемого в профессиональной работе программистов. Эти слова представлены в Таблице 3.

Для того, чтобы разобраться, как часто используется школьниками сленг в обычной жизни я предложила одноклассникам ответить на вопросы анкеты:

Употребляешь ли ты в своей речи сленг?

Откуда в твоей речи появляются слова, относящиеся к сленгу?

Используешь ли ты сленг в общении со взрослыми?

Если бы издали закон о запрете сленга, ты бы перестал его употреблять?

В анкетировании приняли участие 28 моих одноклассников. Вот что мне удалось выяснить:

Исследование 2.2.

Употребляют ли мои одноклассники сленг?

Результаты исследования представлены в Диаграмме 1

22 человек - употребляют сленг всегда в своей речи.

3 человека – не употребляют никогда

3 человека - употребляют сленг редко

Из полученных результатов можно сделать вывод, что ученики начальной школы в своей речи еще не приобрели устойчивую зависимость употребления сленга.

Исследование 2.3

Выясним, откуда появляются новые слова из сленга в молодежном (школьном) языке:

Из речи более взрослых сверстников и взрослых. Новые слова привлекают своим необычным звучанием, невыясненным смыслом, новизной. Ученикам начальных классов хочется поскорее стать взрослыми поэтому они часто копируют поведение и язык старших учеников.

Такую речь можно разделить на несколько групп, а именно:

1.1 профессиональный сленг – появляется в общении людей, связанных одной профессией. Например сленг программистов ( комп, винда, железо, геймер, юзер,), сленг водителей (литье, кенгурятник, чайник), сленг врачей (пустышка, хроник, приемник и тд.)

1.2 студенческий сленг – появляется в речи студентов. Так как количество студентов неуклонно растет и обновляется, то и сленга здесь появляется больше всего(стипа, хвост, халява, автомат)

1.3 юмористический сленг – появляется в отдельных группах специально, чтобы привлечь необычным звучанием окружающих и рассмешить их, привлечь в свою группу больше зрителей (днюха, )

2. Из телевизионных передач и рекламы. Частое повторение незнакомых новых слов при просмотре любимой телепередачи – делают такие слова знакомыми, общеизвестными. А использование в рекламе слоганов, дает стойкое запоминание и желание повторить (не тормози - сникерсни, если изжога достала – прими таблетку гастала)

3. Из новых молодежных песен, которые набирают все большую популярность. В песнях главное – это рифма поэтому молодые певцы не сильно придают значение правильности речи, главное чтобы была рифма. А вот при прослушивании все новые слова быстро запоминаются и участвуют в речи младших школьников (Досвидули, питимейкер, бабосы)

4.Из общения в социальных сетях. Для того, чтобы не писать очень много, либо когда слова очень длинные - участники социальных групп умышленно коверкают слова, которые могут со временем превратиться в сленг(ладно – лан, спасибо – СПС, кд – как дела?, чд – что делаешь?)

Иногда ученики придумывают новые слова сами, например сокращая названия предметов (литература – литра, русский язык – русяз, математика – матем, физическая культура физра). Здесь можно заметить какие либо слова, участвующие в разговорной речи какого- нибудь одного класса.

Таким образом, сленга в русском языке становится все больше и больше и может даже показаться, что сленг – это неотделимая часть русского языка. Ведь даже иногда в современных литературных произведениях встречается такие слова.

Выясним, откуда, в речи моих одноклассников появляются слова, относящиеся к сленгу?

Результаты исследования представлены в Диаграмме 2

Из результатов мы выяснили, что:

21 человек – слышу от одноклассников

3 человека - слышу от взрослых

4 человека – слышу из средств массовой информации (телефизор, реклама)

В результате этого исследования, я сделала вывод, что сленг в речи моих одноклассников появляется из общения со взрослыми и после просмотра телевизионных программ, рекламы и прослушивания песен

Исследование № 2.4

Выясним, считают ли ученики начальных классов сленг – неприличной речью. Для этого выясним, используют ли они сленг в общении со взрослыми?

Результаты представлены в Диаграмме 3

Из результатов исследования выяснили, что

15 человек не используют сленг в общении со взрослыми

8 человек используют сленг только в общении со взрослыми ребятами

5 человек используют сленг в общении с родителями и родственниками

Никто не использует сленг в общении с незнакомыми взрослыми и учителями.

Данное исследование показывает, что большинство моих одноклассников считают употребление сленга – неприличным и не используют его в общении со взрослыми. Только несколько человек используют сленг в разговоре со старшими ребятами, родителями и родственниками.

Исследование 2.5

Легко ли не употреблять сленг?

Результаты исследования представлены в Диаграмме 4

Из этого исследования мы выяснили, что если бы издали закон о запрете сленга, то:

22 человека – отказались от использования в своей речи сленга

6 человек – отказались бы от использования сленга в общественных местах

0 человек – все равно бы продолжали употреблять сленг.

В результате этого исследования, можно сделать вывод, что употребление сленга в речи моих одноклассников еще не вошло в привычку. Многие понимают, что это не красиво и портит современную грамотную речь. Многие вообще не используют сленг и многие легко могут от него отказаться если будет хороший пример и не будет поводов для подражания.

Исследование 2.6

Мне захотелось узнать, легко ли все окружающие нас люди (разных возрастов) понимают сленг, его значение. Я взяла известную басню русского писателя И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и заменила в ней часть слов на сленг. В результате получилось смешно, но не для всех понятно. Например, поколению наших бабушек и дедушек это не понятно. Хотя саму басню, написанную в 1808 году, более 200 лет назад, прекрасно понимают уже несколько поколений. Это еще раз говорит о необходимости употребления правильной русской речи.

Вот, что у меня получилось:

Супер детка, Стрекоза

Проколбасила все лето

И врубиться не успела

А напряг с зимой - в глаза.

Затупило чисто поле,

Нет крутых тусовок боле

Где под каждым ей листком

Днюхи, тусы, все пучком.

Всему капец – дубак холодный

Напряг, голод настает

Стрекоза уж не поет

И кому же в ум пойдет

Петь без хавчика улётно.

Злой тоской удручена

К муравью стрелу забила

«Не оставь меня кум милой

Просто мне не подфартило

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

На халяву обогрей!

Кумушка – не шарю в этом!

Да работала ли ты в лето?

В лом, красавчик, мне все было

В мягких муравах у нас

Днюхи, тусы каждый час

Так что я на все забила

А, так ты…

Я без ума лето целое тусила

Ты тусила? Это круто,

Так поди же попляши!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенных мной исследований, я сделала вывод, что употребление сленга учениками начальной школы еще не стало привычкой. И ученики могут легко не употреблять его, а разговаривать на красивой русском литературном языке. Для этого только нужно больше примеров из средств массовой информации. Если в законы о средствах массовой информации внести запреты на использовании в передачах сленга, и использование только литературной русской речи, то молодое поколение будет с радостью и легкостью использовать красивый литературный русский язык.

Моя гипотеза не подтвердилась. Учащиеся начальной школы не всегда и не все используют сленг, понимая, что он портит родную речь и осознавая, что употреблять его можно только иногда и только со сверстниками.

Надеюсь, что чем взрослее становится человек, тем меньше в своей речи он будет употреблять сленг, отдавая предпочтение правильной литературной речи.

И напоследок, для тех, кто желает искоренить из своей речи сленг, но не знает как это сделать и с чего начать, я подготовила памятку с рекомендациями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Головнин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: «Высшая школа», 1999 – 333с.

Горбачевич К.С. Прошлое. Настоящее. Будущее – М.: Просвещение, 1984-192с.

Бурмако В.М. Веселый русский язык. Челябинск, 2015. – 92с.

Костомаров В.Г., Максимов В.И. Современный русский литературный язык. – М.: Гардарики, 2013 – 764 с.

Ковалевская Е.Г. Истрия русского литературного языка. - М.: «Высшая школа», 2001– 384с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1. Сленг, используемый учениками МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени»

№ п/п

Слово – сленг, используемое в речи

Обозначение

1

Басик

бассейн

2

Днюха

день рождения

3

Дратути

приветствие (здравствуйте, добрый день, привет)....

4

сорян

извините

5

Шарить

понимать

6

Троллить

Разыгрывать

7

Няшка

что очень милое

8

Шпора

шпаргалка

9

Лол,кек

что то смешное

10

В лом

лень

11

Красава

молодец

12

Врубаться

Понимать

13

Тельчик

телефон

14

Досвидули

до свидания

15

Детка

Девочка, крошка

16

Достали

надоели

17

Капец

ужас

18

Магаз

магазин

19

Тренька

тренировка

20

Забить

не обращать внимания

21

Тормозить

не понимать

22

тупить

Медленно понимать

23

Забить стрелку

встретиться

24

Отстой

Плохое, ужасное

25

Фортануло

Повезло

26

Круто

Здорово

27

напряг

Проблема

28

Бабосы

Деньги

29

колбасит

Доставляет удовольствие

30

Левый

Случайный

31

задрал

Надоел

32

загуглить

Найти в интернете

33

упс

Непредвиденное обстоятельство

34

кинул

Обманул

35

пати

вечеринка

Таблица 2. Сленг, используемый в медицинских учреждениях

№ п/п

Слово – сленг, используемое в речи

Обозначение

1

скоряки

Работники скорой помощи

2

пустышка

Ложный или несерьезный вызоы

3

хроники

Хронические больные

4

приемник

Приемное отделение

5

травма

Травмотологическое отделение

6

детство

Детское отделение

7

Стоим

Не работает сердце

8

физа

физраствор

9

деза

Дезинфицирующее средство

10

химия

химиотерапия

11

лучи

облучение

12

Глотать лампочку

Исследование пищевода, желудка

13

ревматик

Больной с ревматизмом

14

желудок

Больной с заболеванием желудка

15

астматик

Больной астмой

16

язвенник

Больной с заболеванием язва желудка

Таблица 3. Сленг, используемый в общении программистов

№ п/п

Слово – сленг, используемое в речи

Обозначение

1

клава

клавиатура

2

железо

Системный блок

3

обнова

обновление

4

геймер

игрок

5

лузер

проигравший

6

сисадмин

Системный администратор

7

чайник

Неопытный пользователь

8

юзер

пользователь

9

винда

Программное обеспечение Windows

10

видюха

видеокарта

11

глюк

Ошибка в работе компьютера

12

комп

компьютер

13

каспер

Антивирус Касперского

14

мать

Материнская плата

15

подмышка

Коврик для мышки

Диаграмма 1. Употребляешь ли ты в своей речи сленг?

Диаграмма 2. Откуда в твоей речи появляется сленг?

Диаграмма 3 Используешь ли ты сленг в общении со взрослыми?

Диаграмма 4 Если бы издали закон о запрете сленга, как бы ты поступил?

Памятка

ПАМЯТКА

Для школьников, желающих сделать свою речь красивой и правильной

В настоящее время очень трудно встретить школьника, который не использует в своей речи сленг. Русский язык - самый могучий и красивый из известных языков различных народов. И если ты хочешь, чтобы твоя речь была красивой и правильной, то в первую очередь нудно избавиться от употребления сленга.

Когда человеку не хватает значимых слов для выражения своих мыслей, он заменяет их всевозможными новыми, нелитературными словами, поэтому, чтобы говорить красиво и правильно, в первую очередь нужно

- Больше читать художественных литературных произведений.

В этом случае увеличится словарный запас и школьник с легкостью будет произносить красивые русские слова, а не повторять новые, неизвестные

- Следить за своей речью. 

Единственный человек, который слышит каждое ваше слово и может контролировать вас 24 часа 7 дней в неделю, - это вы сами, примите твердое решение говорить правильно и красиво,

-при переписке в социальных сетях не сокращать слова, а писать их полностью

Это позволит тебе в скором времени писать без ошибок

- Иногда молчание, лучше слов.

Поэтому, если вас переполняют эмоции, лучше не спешить говорить, а сначала все обдумать и начать разговор, следя за своей речью

- Система наказаний. Если вы не уверены в силе собственной воли или опасаетесь, что ее окажется недостаточно, разработайте для себя персональную систему штрафов. (если ты увлекаешься спортом, то за каждое слово из сленга можно делать приседания, если ты – сладкоежка – то за слова из сленга, можно лишать себя возможность съесть сладости , можно просто читать на несколько глав произведения больше, чем задали и т.д)

Выполняя эти несложные действия, ты сможешь значительно улучшить свою речь, сделать ее красивее, разнообразнее и правильнее. И наверняка, многие одноклассники захотят последовать твоему примеру

24

Просмотров работы: 273