Введение
Язык твой, как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч
Люби его за то, что он могуч
Язык – твой щит, твое общенье
Не допусти к нему пренебреженья.
Галина Пурга.
Русский язык – самый могучий и красивый из известных языков различных народов. А правильная русская речь имеет почти магическое действие. Ее хочется слушать и слушать, а от иной – закрыть уши и бежать подальше. Но задумываемся ли мы о том, что в последнее время в нашей речи появляется великое множество новых, не совсем литературных слов, которыми пестрит наша речь.
Наверняка, каждый человек в своей жизни замечает, что в его лексиконе появляются все более новые, интересные и ранее им не использованные слова и выражения. Часть таких слов и выражений появляются в нашем лексиконе после знакомства с новыми литературными произведениями, часть - мы слышим из различных телепередач или роликов и интернете, часть - из разговоров со взрослыми и сверстниками, а часть – бывает, придумываем сами. В своей работе я хочу обратить внимание на молодежный сленг, выяснить почему он появляется, для чего его используют и нужен ли он вообще в современном русском языке.
Актуальность моей работы заключается в стремлении найти ответ на вопросы: Почему сленг так интересен школьникам, почему ребята так активно используют его в совей речи и он становится почти неотъемлемой частью общения школьников?
Цель: изучить особенности речи младших школьников
Задачи:
Выяснить - что такое сленг и как давно он появился
Изучить из каких источников чаще всего появляются новые слова из сленга
Проанализировать, какие слова из молодежного сленга наиболее употребляют мои одноклассники и учащиеся начальной школы
Выяснить причины, почему учащиеся начальной школы используют сленг.
Узнать, хорошо ли понятно значение слов из сленга для всех окружающих.
Объект исследования – учащиеся начальной школы МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени»
Предмет исследования – речь учеников начальной школы, в том числе и моих одноклассников
Гипотеза. Допустим, что сленг – это необратимое изменение речи в соответствии с новым временем, с новымы нормами поведения. И как бы люди не старались, скоро все будут общаться на новом разговорном языке, большую часть которого будет занимать сленг.
Методы исследования:
Анализ литературы
Наблюдение за речью
Опрос учащихся начальных классов с помощью анкетирования
1.1 Единство и различие языка и речи
Хорошо известно, что проблема единства и различия языка и речи – одна из сложнейших теоретических проблем. Термины «язык» и «речь» тесно связяны и взаимодействуют между собой.
Чем богаче язык, тем больше возможностей варьировать речевые структуры, обеспечивая наилучшие условия коммуникативного речевого воздействия. Чем обширнее и свободнее речевые навыки человека, тем лучше он «отделывает» свою речь, ее коммуникативные качества – правильность, точность, выразительность
В большинстве работ о культуре речи центральное место занимает правильность речи, всегда связываемая с нормой литературного языка. Речь считается правильной, если она не нарушает языковой нормы, речь неправильна – если она эту норму нарушает.
Термин «норма» в языкознании чаще всего употребляют в двух различных значениях. Во-первых нормой называют общепринятое, закрепившееся в языке употребление. Во-вторых, нормой называют употребление рекомендованное грамматикой, словарем справочником, подкрепленное авторитетом известного писателя, поэта и т.д.
Некоторые авторы дают следующее определение : «Норма- это объективно существующие в данное время в данном языковом коллективе значения слов, их фонетическая структура, модели словообразования и словоизменения». Поэтому и неизбежны колебания нормы, сосуществование в отдельных «узлах» старой и новой формы слова.
В своей работе мне хочется рассмотреть такое отклонение от нормы, как сленг.
1.2 Что такое сленг?
Сленг (анг. Slang) – это слой разговорной лексики, отражающий грубовато-фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи. Сленг употребляется главным образом в условиях непринужденного общения. Состоит из слов и фразеологизмов, которые возникли и первоначально употреблялись в отдельных социальных группах, отражает их ценностную ориентацию. Элементы сленга либо быстро выходят из употребления, либо входят в литературный язык. Став общеупотребительными они часто сохраняют эмоционально- оценочный характер. Однако, широкое употребление сленга огрубляет речь и норме языка, культуре речи.
От жаргона сленг отличается тем, что он более понятен многим социальным группам, тогда как жаргон – представляет собой особую систему слов, понятную только какой –то одной социальной группе.
От просторечия сленг отличается тем, что он возник в отдельных социальных группах, иногда очень больших(например молодежный сленг профессиональный сленг). Переходя из одной социальной группы в другую иногда меняется смысл таких слов например «темнить» - в воровском жаргоне – скрывать, лишить сознания, а молодежном – укрываться от ответа.
Откуда появился сленг?
Термин «сленг» первым применил в 1809 году и поместил в словарь новых
слов английский лексикограф Джон Эндрюс.
Лексика сленга пополняется за счет заимствования их других языков, но большая часть создается путем переоформления («деньги» - бабки в современном молодежном языке.
Способы образования сленга
Проанализировав сленг, который употребляется в настоящее время, можно разделить сленг по способам образования на три группы:
Заимствование из иностранных языков (Shoes - шузы (обувь), gamer –геймер (игрок), loser –лузер (проигравший), party – пати (вечеринка))
2.Сокращение общепринятых слов (компьютер - комп, преподаватель - препод, клавиатура – клава)
3.Добавление суффиксов и приставок к общепринятым словам (кликуха, спокуха, закидон, днюха, отвалить, отмазаться, делишки)
1.5 Почему молодежь используют в своей речи сленг?
Основные факторы, характеризующие сленг, – это оригинальность, новизна, и краткость, образность и остроумие. Феномен сленга заключается в том, что в процессе его использования часть лексики становится общеупотребительной и даже включается в лексику литературного языка.
Особенности молодежного сленга в современном русском языке
При анализе молодежного сленга можно выделить некоторые особенности, а именно
- оригинальность сленга
- непонятность для окружающих, не входящих в данную молодежную группу.
- частое обновление и изменение слов
Практическая часть.
Исследование 2.1
Я в течение нескольких месяцев прислушивалась к речи моих одноклассников и составила список слов, которые они иногда используют в своей речи. Эти слова представлены в Таблице 1.
Также я попросила помочь мне моих родственников и знакомых и я составила список слов из сленга медицинских работников (В этом мне помог мой брат и его однокурсники, студенты медицинского колледжа, которые часто проходят практику в различных отделениях больниц). Эти слова представлены в Таблице 2.
Мой папа часто общается с программистами, поэтому с их помощью, я также составила список слов сленга, используемого в профессиональной работе программистов. Эти слова представлены в Таблице 3.
Для того, чтобы разобраться, как часто используется школьниками сленг в обычной жизни я предложила одноклассникам ответить на вопросы анкеты:
Употребляешь ли ты в своей речи сленг?
Откуда в твоей речи появляются слова, относящиеся к сленгу?
Используешь ли ты сленг в общении со взрослыми?
Если бы издали закон о запрете сленга, ты бы перестал его употреблять?
В анкетировании приняли участие 28 моих одноклассников. Вот что мне удалось выяснить:
Исследование 2.2.
Употребляют ли мои одноклассники сленг?
Результаты исследования представлены в Диаграмме 1
22 человек - употребляют сленг всегда в своей речи.
3 человека – не употребляют никогда
3 человека - употребляют сленг редко
Из полученных результатов можно сделать вывод, что ученики начальной школы в своей речи еще не приобрели устойчивую зависимость употребления сленга.
Исследование 2.3
Выясним, откуда появляются новые слова из сленга в молодежном (школьном) языке:
Из речи более взрослых сверстников и взрослых. Новые слова привлекают своим необычным звучанием, невыясненным смыслом, новизной. Ученикам начальных классов хочется поскорее стать взрослыми поэтому они часто копируют поведение и язык старших учеников.
Такую речь можно разделить на несколько групп, а именно:
1.1 профессиональный сленг – появляется в общении людей, связанных одной профессией. Например сленг программистов ( комп, винда, железо, геймер, юзер,), сленг водителей (литье, кенгурятник, чайник), сленг врачей (пустышка, хроник, приемник и тд.)
1.2 студенческий сленг – появляется в речи студентов. Так как количество студентов неуклонно растет и обновляется, то и сленга здесь появляется больше всего(стипа, хвост, халява, автомат)
1.3 юмористический сленг – появляется в отдельных группах специально, чтобы привлечь необычным звучанием окружающих и рассмешить их, привлечь в свою группу больше зрителей (днюха, )
2. Из телевизионных передач и рекламы. Частое повторение незнакомых новых слов при просмотре любимой телепередачи – делают такие слова знакомыми, общеизвестными. А использование в рекламе слоганов, дает стойкое запоминание и желание повторить (не тормози - сникерсни, если изжога достала – прими таблетку гастала)
3. Из новых молодежных песен, которые набирают все большую популярность. В песнях главное – это рифма поэтому молодые певцы не сильно придают значение правильности речи, главное чтобы была рифма. А вот при прослушивании все новые слова быстро запоминаются и участвуют в речи младших школьников (Досвидули, питимейкер, бабосы)
4.Из общения в социальных сетях. Для того, чтобы не писать очень много, либо когда слова очень длинные - участники социальных групп умышленно коверкают слова, которые могут со временем превратиться в сленг(ладно – лан, спасибо – СПС, кд – как дела?, чд – что делаешь?)
Иногда ученики придумывают новые слова сами, например сокращая названия предметов (литература – литра, русский язык – русяз, математика – матем, физическая культура физра). Здесь можно заметить какие либо слова, участвующие в разговорной речи какого- нибудь одного класса.
Таким образом, сленга в русском языке становится все больше и больше и может даже показаться, что сленг – это неотделимая часть русского языка. Ведь даже иногда в современных литературных произведениях встречается такие слова.
Выясним, откуда, в речи моих одноклассников появляются слова, относящиеся к сленгу?
Результаты исследования представлены в Диаграмме 2
Из результатов мы выяснили, что:
21 человек – слышу от одноклассников
3 человека - слышу от взрослых
4 человека – слышу из средств массовой информации (телефизор, реклама)
В результате этого исследования, я сделала вывод, что сленг в речи моих одноклассников появляется из общения со взрослыми и после просмотра телевизионных программ, рекламы и прослушивания песен
Исследование № 2.4
Выясним, считают ли ученики начальных классов сленг – неприличной речью. Для этого выясним, используют ли они сленг в общении со взрослыми?
Результаты представлены в Диаграмме 3
Из результатов исследования выяснили, что
15 человек не используют сленг в общении со взрослыми
8 человек используют сленг только в общении со взрослыми ребятами
5 человек используют сленг в общении с родителями и родственниками
Никто не использует сленг в общении с незнакомыми взрослыми и учителями.
Данное исследование показывает, что большинство моих одноклассников считают употребление сленга – неприличным и не используют его в общении со взрослыми. Только несколько человек используют сленг в разговоре со старшими ребятами, родителями и родственниками.
Исследование 2.5
Легко ли не употреблять сленг?
Результаты исследования представлены в Диаграмме 4
Из этого исследования мы выяснили, что если бы издали закон о запрете сленга, то:
22 человека – отказались от использования в своей речи сленга
6 человек – отказались бы от использования сленга в общественных местах
0 человек – все равно бы продолжали употреблять сленг.
В результате этого исследования, можно сделать вывод, что употребление сленга в речи моих одноклассников еще не вошло в привычку. Многие понимают, что это не красиво и портит современную грамотную речь. Многие вообще не используют сленг и многие легко могут от него отказаться если будет хороший пример и не будет поводов для подражания.
Исследование 2.6
Мне захотелось узнать, легко ли все окружающие нас люди (разных возрастов) понимают сленг, его значение. Я взяла известную басню русского писателя И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и заменила в ней часть слов на сленг. В результате получилось смешно, но не для всех понятно. Например, поколению наших бабушек и дедушек это не понятно. Хотя саму басню, написанную в 1808 году, более 200 лет назад, прекрасно понимают уже несколько поколений. Это еще раз говорит о необходимости употребления правильной русской речи.
Вот, что у меня получилось:
Супер детка, Стрекоза
Проколбасила все лето
И врубиться не успела
А напряг с зимой - в глаза.
Затупило чисто поле,
Нет крутых тусовок боле
Где под каждым ей листком
Днюхи, тусы, все пучком.
Всему капец – дубак холодный
Напряг, голод настает
Стрекоза уж не поет
И кому же в ум пойдет
Петь без хавчика улётно.
Злой тоской удручена
К муравью стрелу забила
«Не оставь меня кум милой
Просто мне не подфартило
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
На халяву обогрей!
Кумушка – не шарю в этом!
Да работала ли ты в лето?
В лом, красавчик, мне все было
В мягких муравах у нас
Днюхи, тусы каждый час
Так что я на все забила
А, так ты…
Я без ума лето целое тусила
Ты тусила? Это круто,
Так поди же попляши!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенных мной исследований, я сделала вывод, что употребление сленга учениками начальной школы еще не стало привычкой. И ученики могут легко не употреблять его, а разговаривать на красивой русском литературном языке. Для этого только нужно больше примеров из средств массовой информации. Если в законы о средствах массовой информации внести запреты на использовании в передачах сленга, и использование только литературной русской речи, то молодое поколение будет с радостью и легкостью использовать красивый литературный русский язык.
Моя гипотеза не подтвердилась. Учащиеся начальной школы не всегда и не все используют сленг, понимая, что он портит родную речь и осознавая, что употреблять его можно только иногда и только со сверстниками.
Надеюсь, что чем взрослее становится человек, тем меньше в своей речи он будет употреблять сленг, отдавая предпочтение правильной литературной речи.
И напоследок, для тех, кто желает искоренить из своей речи сленг, но не знает как это сделать и с чего начать, я подготовила памятку с рекомендациями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Головнин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: «Высшая школа», 1999 – 333с.
Горбачевич К.С. Прошлое. Настоящее. Будущее – М.: Просвещение, 1984-192с.
Бурмако В.М. Веселый русский язык. Челябинск, 2015. – 92с.
Костомаров В.Г., Максимов В.И. Современный русский литературный язык. – М.: Гардарики, 2013 – 764 с.
Ковалевская Е.Г. Истрия русского литературного языка. - М.: «Высшая школа», 2001– 384с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1. Сленг, используемый учениками МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени»
№ п/п |
Слово – сленг, используемое в речи |
Обозначение |
1 |
Басик |
бассейн |
2 |
Днюха |
день рождения |
3 |
Дратути |
приветствие (здравствуйте, добрый день, привет).... |
4 |
сорян |
извините |
5 |
Шарить |
понимать |
6 |
Троллить |
Разыгрывать |
7 |
Няшка |
что очень милое |
8 |
Шпора |
шпаргалка |
9 |
Лол,кек |
что то смешное |
10 |
В лом |
лень |
11 |
Красава |
молодец |
12 |
Врубаться |
Понимать |
13 |
Тельчик |
телефон |
14 |
Досвидули |
до свидания |
15 |
Детка |
Девочка, крошка |
16 |
Достали |
надоели |
17 |
Капец |
ужас |
18 |
Магаз |
магазин |
19 |
Тренька |
тренировка |
20 |
Забить |
не обращать внимания |
21 |
Тормозить |
не понимать |
22 |
тупить |
Медленно понимать |
23 |
Забить стрелку |
встретиться |
24 |
Отстой |
Плохое, ужасное |
25 |
Фортануло |
Повезло |
26 |
Круто |
Здорово |
27 |
напряг |
Проблема |
28 |
Бабосы |
Деньги |
29 |
колбасит |
Доставляет удовольствие |
30 |
Левый |
Случайный |
31 |
задрал |
Надоел |
32 |
загуглить |
Найти в интернете |
33 |
упс |
Непредвиденное обстоятельство |
34 |
кинул |
Обманул |
35 |
пати |
вечеринка |
Таблица 2. Сленг, используемый в медицинских учреждениях
№ п/п |
Слово – сленг, используемое в речи |
Обозначение |
1 |
скоряки |
Работники скорой помощи |
2 |
пустышка |
Ложный или несерьезный вызоы |
3 |
хроники |
Хронические больные |
4 |
приемник |
Приемное отделение |
5 |
травма |
Травмотологическое отделение |
6 |
детство |
Детское отделение |
7 |
Стоим |
Не работает сердце |
8 |
физа |
физраствор |
9 |
деза |
Дезинфицирующее средство |
10 |
химия |
химиотерапия |
11 |
лучи |
облучение |
12 |
Глотать лампочку |
Исследование пищевода, желудка |
13 |
ревматик |
Больной с ревматизмом |
14 |
желудок |
Больной с заболеванием желудка |
15 |
астматик |
Больной астмой |
16 |
язвенник |
Больной с заболеванием язва желудка |
Таблица 3. Сленг, используемый в общении программистов
№ п/п |
Слово – сленг, используемое в речи |
Обозначение |
1 |
клава |
клавиатура |
2 |
железо |
Системный блок |
3 |
обнова |
обновление |
4 |
геймер |
игрок |
5 |
лузер |
проигравший |
6 |
сисадмин |
Системный администратор |
7 |
чайник |
Неопытный пользователь |
8 |
юзер |
пользователь |
9 |
винда |
Программное обеспечение Windows |
10 |
видюха |
видеокарта |
11 |
глюк |
Ошибка в работе компьютера |
12 |
комп |
компьютер |
13 |
каспер |
Антивирус Касперского |
14 |
мать |
Материнская плата |
15 |
подмышка |
Коврик для мышки |
Диаграмма 1. Употребляешь ли ты в своей речи сленг?
Диаграмма 2. Откуда в твоей речи появляется сленг?
Диаграмма 3 Используешь ли ты сленг в общении со взрослыми?
Диаграмма 4 Если бы издали закон о запрете сленга, как бы ты поступил?
Памятка
ПАМЯТКА
Для школьников, желающих сделать свою речь красивой и правильной
В настоящее время очень трудно встретить школьника, который не использует в своей речи сленг. Русский язык - самый могучий и красивый из известных языков различных народов. И если ты хочешь, чтобы твоя речь была красивой и правильной, то в первую очередь нудно избавиться от употребления сленга.
- Больше читать художественных литературных произведений.
В этом случае увеличится словарный запас и школьник с легкостью будет произносить красивые русские слова, а не повторять новые, неизвестные
- Следить за своей речью.
Единственный человек, который слышит каждое ваше слово и может контролировать вас 24 часа 7 дней в неделю, - это вы сами, примите твердое решение говорить правильно и красиво,
-при переписке в социальных сетях не сокращать слова, а писать их полностью
Это позволит тебе в скором времени писать без ошибок
- Иногда молчание, лучше слов.
Поэтому, если вас переполняют эмоции, лучше не спешить говорить, а сначала все обдумать и начать разговор, следя за своей речью
- Система наказаний. Если вы не уверены в силе собственной воли или опасаетесь, что ее окажется недостаточно, разработайте для себя персональную систему штрафов. (если ты увлекаешься спортом, то за каждое слово из сленга можно делать приседания, если ты – сладкоежка – то за слова из сленга, можно лишать себя возможность съесть сладости , можно просто читать на несколько глав произведения больше, чем задали и т.д)
Выполняя эти несложные действия, ты сможешь значительно улучшить свою речь, сделать ее красивее, разнообразнее и правильнее. И наверняка, многие одноклассники захотят последовать твоему примеру
24