ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК ВМЕСТЕ С СЕРГЕЕМ ЕСЕНИНЫМ

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК ВМЕСТЕ С СЕРГЕЕМ ЕСЕНИНЫМ

Сокова К.А. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ №5
Дмитриенко В.Н. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Сергей Есенин – один из самых своеобразных, лиричных, глубоко национальных поэтов России. Его жизнь и творчество, сколько бы ни прошло лет, всегда будет вызывать интерес. Причин этому много. Во-первых, поэт говорит со своим читателем простым, понятным языком. Во-вторых, темы стихотворений близки каждому: любовь и разлука, жизнь и смерть, а главная – тема природ, которая переходит в тему родины в каждом стихотворении, в каждом слове, в каждом звуке. Ну и наконец, голос поэта сливается с голосом самого русского народа. В 2020 году будет отмечаться юбилей поэта – 125 лет, но, к сожалению, наши сверстники, читая стихи русского поэта, не задумываются о богатстве его языка, не видят в его творчестве основу великого языка русского народа. Эту проблему мы хотим решить, проводя лингвистический анализ стихов Есенина.

Была выдвинута гипотеза: анализпоэзии Сергея Есенина может стать основой для изучения нашего богатого русского языка.

Так появилась тема учебно-исследовательского проекта «Изучаем русский язык вместе с Сергеем Есениным». Актуальность его заключается в следующем:

во-первых, знание русского языка – это показатель культуры и уровня образованности каждого человека, атрибут по-настоящему развитой личности;

во-вторых, стихи С. Есенина являются хорошей основой для изучения русского языка и подготовки к экзамену.

Тип проекта – учебно-исследовательский, так как проводя исследование языковых особенностей стихов поэта, мы получаем знания, необходимые в дальнейшей учебе.

Цель проекта составить сборник цитат из стихов Сергея Есенина по темам курса «Русский язык», изучаемого с 5 по 9 классы. Для достижения цели были выдвинуты задачи проекта и методы их решения:

Таблица 1. Задачи и методы

Задачи

Методы

Провести опрос учащихся школы на знание творчества Сергея Есенина

Опрос, анализ анкет.

Выбрать и проанализировать стихи Сергея Есенина

Метод комплексного лингвистического анализа поэтического текста.

Изучить теорию по вопросу «Языковые средства»

Анализ методической литературы по вопросу.

Выявить языковые, грамматические и синтаксические средства языка, используемые поэтом.

Выборка языковых средств, классификация.

Составить сборник и презентацию, представить их перед учениками школы.

Подборка цитат, классификация, оформление.

Продуктом проектной деятельности является сборник цитат Сергея Есенина по темам русского языка

Проект долговременный: 2019 – 2020 уч. год.

Участники проекта: учащиеся Одинцовской СОШ №5

Объект изучения: стихи Сергея Есенина

Предмет изучения: лексические, грамматические и синтаксические средства, которые поэт использует в своих произведениях.

Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты проекта могут быть использованы при изучении творчества С.А. Есенина на уроках литературы и при анализе языковых средств на уроках русского языка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ

Раздел 1. Лексика.

Термин «лексика» в переводе с греческого означает «словесный, словарный». Лексикой называют «словарный состав языка, который сложен и многолик» [13]. Лексика, или словарный состав языка – это вся совокупность слов данного языка. Лексика является важнейшей номинативной стороной языка. Именно слово является основной единицей языка, самым заметным элементом художественных средств великого поэта.

Родиной поэта было село Константиново. Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом, поехал в Москву, но навсегда поэт сохранил самые светлые воспоминания о дедовском крае. Живя то в Москве, то в Петербурге, Есенин возвращался на родину. Возвращался в «низкий дом с голубыми ставнями», в страну «березового ситца».

Схема №1 Лексические средства, используемые С.А. Есениным

Устаревшие слова используются в художественных произведениях, повествующих о прошлом. Историзмы и архаизмы помогают писателям создать колорит той эпохи, о которой он рассказывает.

Историзм – слово или устойчивое словосочетание, обозначающее исчезнувшие предметы, процессы, явления.

Архаизм – слово, оборот речи или грамматическая форма, устаревшие, вышедшие из общего употребления.

«Лёгким взмахом белого перста тайны лет я разрезаю воду»,

«Я хочу быть отроком светлым».

Диалектной (иначе областной) лексикой называют ту часть лексики, которая является характерной принадлежностью речи населения какой – либо местности, области, района. диалектизмы, [9, с.88]. Диалектизмы чаще встречаются в раннем творчестве поэта: «бластился» (мерещился), «жамкать» (жевать), «корогод» (хоровод), «булдыжник» (буян). В середине 20-х годов С. Есенин стал требовательней подходить к лексическому составу своих стихов. Выделяется 6 групп диалектизмов:

лексические диалектизмы буряк (свекла), цибуля (лук),

этнографические - шанежки (пирожки),

лексико-семантические - мост (пол в избе), губы (грибы),

фонетические - цай (чай), чепь (цепь),

словообразовательные - певень (петух), гуска (гусыня),

морфологические - идеть, под столбам, у мене, у тебе.

Церковная лексика и символика активно используется Есениным. К ним относятся религиозные термины, христианская символика и церковно-обрядная лексика. Во многих стихотворениях встречаем обращения к Богу, Богородице, ангелам, святому Николаю и другим представителям религиозно-православного мира.

«Все единому служим мы господу, Возлагая вериги на плечи»

Цветовая лексика. Сам по себе цветовое разнообразие в литературе не имеет особого значения, если не знать влияние цветов на психику человека. Результаты экспериментов следующие:

- Красный цвет оказывает возбуждающее, согревающее, активизирующее действие на все функции организма.

- Жёлтый цвет несёт с собой природу светлого, радостного.

- Голубой цвет успокаивает, оказывает положительные эмоции.

- Синий – цвет покоя, расслабления, погружения в медитацию.

- Зелёный - цвет юности, надежды, символизирует мудрость.

- Чёрный указывает на агрессивное восприятие мира и себя. [11, 205]

С.А. Есенин активно использует цветовую лексику. У поэта встречаются стихотворения, в которых переливаются все краски. В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога» изображен многокрасочный мир, наполненный красным, синим, зеленым, желтым, золотым, белым, розовым. [См. Приложение 1]

Можно соотнести яркую гамму его любимых цветов с палитрой древнерусской живописи: синева, белизна и золото в поэзии С.А. Есенина напоминает древнюю фресковую живопись.

Синонимы – слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения. Они служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. Назначение синонимов в художественном

языке состоит в том, чтобы представлять дополнительные смысловые оттенки, без понимания и ощущения которых невозможно восприятие явления в свете художественного видения автора.

Будто жизнь на страдания моя обречена,

Горе вместе с тоской заградили мне путь…

Афоризмы – краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость. [14, 67] Используя народную мудрость, поэт сам создает фразы, которые стали популярными на многие года. Сергей Есенин, включая «краткие мудрости» в свои произведения, делает стихи легкими и запоминающимися.

Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок.

Коль нет цветов среди зимы, то и грустить о них не надо.

Неологизмы – это новые слова, которые появляются в связи с какими-то событиями. «Новые» слова могут употребляться недолго, а могут стать неотъемлемой частью языка. Окказиональные неологизмы – авторские неологизмы, созданные для определённых художественных целей, так как кроме стихов поэта нигде более не употребляются.

Раздел 2. Грамматические средства

Грамматика – это раздел русского языка, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения и включает в себя две части - морфологию и синтаксис. В данном разделе мы представим грамматические средства словообразования, вносящих различные эмоциональные оттенки. [8, 200]

Суффиксальный способ.

Уменьшительно-ласкательные -еньк-, -оньк-, -иньк-, -ушк-, -юшк-. Это типичный элемент русского фольклора: дрогнули листочки, закачались клены.

Суффиксы субъективной оценки -к-, -ок-, -ек- служат для создания эмоционально-экспрессивной окраски и выражения отношений говорящего к предмету, они придают словам различные оттенки (ласкательное, сочувствия, презрения, уничижения, иронии).

Суффикс –есть-, -ость- образует существительные со значением отвлеченного признака или состояния (свежесть, бледность, смелость).

Имена прилагательные образуются при помощи суффикса -ов-, -ев- от непроизводных и производных основ имен существительных.

Приставочный способ. В стихах С.А. Есенина приставок много, чаще всего они используются не в обычных и традиционных формах, а скорее в окказионализмах. С их помощью автор создает новые слова.

Приставка без-, бес- обозначает отсутствие того, что названо в производящем слове: безлистый, бессиянных, безглядь.

Приставка не- придаёт отрицательное значение: неласково, непогодина, незримы, неласковый пруд, недавними днями.

Пьют и плачут в одно с непогодиной.

Бессуффиксальные существительные 3-его склонения - один из древнейших словообразовательных типов русского языка, восходящих к праславянской эпохе. С. Есенина эти слова привлекают по нескольким причинам:

Во-первых, они являются характерной приметой народной речи.

Второе их свойство – краткость, энергичность. Увлечённый русским фольклором, поэт сохранил интерес к русской народной речи и сам образовывал многие формы, например: крепкий – крепь, ржавый – ржавь.

В-третьих, значение таких слов – отвлечённый признак или отвлечённое действие:

Дорога довольно хорошая,

Приятная хладная звень.

Раздел 3. Синтаксические средства

Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий строение и функцио-

нальное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и прочих языковых единицах. [8, 339] Синтаксис изучает такие явления, как интонация и состав предложений, однородные члены и обращения, союзное или бессоюзное соединение частей сложного предложения и так далее. Выразительные стилистические средства применяют, когда необходимо эмоциональное воздействие на слушателей или читателей.

Схема 2. Синтаксические средства в поэзии С.А. Есенина

Сложные предложения более информативны, чем два простых, входящих в его состав. Это может быть добавочная информация к содержанию первой части. Сложное предложение богаче, сложнее того, что передается с помощью простых. Такие предложения помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героев текста.

Синтаксис С. Есенина богат сложными предложениями, среди них выделяются следующие группы: с придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными, условия, времени, бессоюзные сложные предложения.

Я спросил сегодня у менялы,

Что даёт за полтумана по рублю.

Односоставные предложения – это предложения с одним главным членом, они придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разго-

ворные интонации, выносят на первый план действие, передают особенности народной речи и душевное состояние Сергея Есенина.

О любви в словах не говорят,

о любви вздыхают лишь украдкой

Обращение– это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь, характеризующееся звательной интонацией. В роли обращения обычно употребляется одушевленное имя существительное или субстантивированное имя в форме именительного падежа. Проанализировав стихи С.А. Есенина, мы сделали вывод, что выделяется несколько групп обращений. Мы предлагаем применить классификацию, предложенную Д.Э. Розенталем:

1) Собственно-звательная функция обращений.

2) Фиктивно-звательная функция.

3) Условно-звательная функция.

4) Координационно-звательная функция. [13, с.369]

Сергей Есенин часто обращается к природе, жизнь которой близка поэту. Так же обращается и к России, как к близкому ему человеку:

О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь!

Повторение однородных слов и выражений фиксирует внимание читателей на выделяемом предмете, делает стихи эмоционально насыщенными, певучими, способствует усилению лирического настроения. Словесные повторы придают тексту связность, помогают поэту вести напряженный лирический монолог, придают взволнованность речи.

Параллелизм – элемент, состоящий из нескольких похожих слов, форм, образов, сюжетных линий; рассматривается как фигура поэтической речи, одна из форм повтора и элемент многих поэтических произведений.

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Риторические вопросы – это вопросы, на который не требуются ответы. Вопрос передает раздумья автора.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее известен.

Риторические восклицания поэт использует нечасто. Для передачи внутреннего мира, чувств, эмоций он использует лексические средства. А восклицания присутствуют в стихах с обращениями близкими к диалогической форме. В тех стихотворениях, где без эмоций не обойтись, поэт с помощью восклицательной интонации выражаются различные чувства:

- восхищения – Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад!

- сожаления – Мне грустно на тебя смотреть, Какая боль, какая жалость!

- горечи – Ах! какая смешная потеря!

- утверждения – Да! Теперь решено…

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Выполнение учебно-исследовательского проекта поможет повторить темы русского языка и оформить теорию в виде сборника цитат из стихов С.А. Есенина. Представляем этапы проекта.

Таблица 2. План-график реализации проекта

Этапы работы

Время

Содержание

1

Проектировочный этап.

Сентябрь, 2019 г.

Определение темы и актуальности, анкетирование

2

Сбор информации по теории проекта.

Октябрь 2019

Работа по сбору материала: анализ теории из справочников.

3

Анализ стихотворений

С. Есенина

Ноябрь - декабрь 2019

Анализ, классификация выбранных слов, предложений.

4

Составление исследовательской работы по теме «Роль языковых средств в поэзии Сергея Есенина»

Январь 2020

Оформление исследователь-ской работы, представление собранных материалов перед учениками школы.

5

Расчет бюджета

Февраль 2020

Во время реализации проекта анализируются затраты.

6

Оформление проекта «Изучаем русский язык

вместе с С. Есениным»

Февраль –март

2020

Работыспрограммой MS Office (Word, Excel, Power Point, Paint, Excel, Photoshop)

7

Защита проекта

Март

2020

Защита проекта проводится в форме представления и защиты презентации.

8

Апробирование проекта

Март – апрель 2020

Проведение классных часов, проверка полученных знаний в форме тестов.

9

Рефлексия

Март – апрель 2020

 

I этап. Выбор проблемы учебно-исследовательского проекта. Перед нами встал вопрос, насколько актуальна проблема – недостаточно хорошее знание языка Сергея Есенина. Составили анкету на знание творчества Сергея Есенина и особенностей языка поэта. (см. Приложение 2) Проанализировав ответы и составив таблицу, мы пришли к выводу, что, к сожалению, связать теорию по русскому языку и использование её в стихах Есенина оказалось сложно. Почему? Мы предположили несколько ответов на вопрос.

Во-первых, при чтении стихов мы не анализируем языковые средства и не задумываемся о том, зачем их использует поэт.

Во-вторых, в учебниках по русскому языку примеров из стихотворений Сергея Есенина не много.

И в-третьих, если примеры и встречаются, то анализ языковых средств не связан с содержанием стихов, что не позволяет понять значимость этих средств.

Таким образом, возникла необходимость собрать все лексические, грамматические и синтаксические средства, чтобы увидеть богатство языка Сергея Есенина.

II этап. Сбор информации

План сбора информации.

1.Анализ теории по русскому языку.

2.Чтение и анализ стихотворений Сергея Есенина, выборка

лексических, грамматических и синтаксических средств, которые

встречаются в произведениях рязанского поэта. Классификация и

систематизация.

III этап. Анализ собранного материала.

Провели классификацию информации по теории, по выбранным средствам. Провели исследовательскую работу по теме «Роль языковых средств в поэзии Сергея Есенина», с которой выступили перед учениками нашей школы, на научной конференции в Москве.

IV этап. Расчет бюджета проекта

Таблица 3. Расчет бюджета

№ п. п

Статья бюджета

Количество

Сумма, руб.

1.

Билеты в музей С.А. Есенина по адресу: Москва, Большой Строченовский пер., 24, стр. 2

3 шт.

900 руб.

2.

Бумага «Снегурочка»

1 пачка

260 руб.

3.

Краска для принтера

1 уп.

400 руб.

4.

Печать сборника цитат

30 листов по 30 рублей

900 руб.

ИТОГО

   

2460 руб.

Проведение финансово-экономического анализа позволяет говорить о том, что представляемый проект «Изучаем русский язык вместе с Сергеем Есениным» реализован с высокой эффективностью. Посещение музея, сбор информации, сканирование документов и фотографий, оформление сборника позволили выполнить учебный проект максимально быстро и продуктивно. Результаты работы будут использованы на уроках, при решении заданий ЕГЭ.

V этап. Оформление проекта «Изучаем русский язык вместе с Сергеем Есениным»

Этот этап был самый сложный. При работе учитывалось все: дизайн каждой страницы, подбор цитат к теории, разнообразие примеров, которые должны представить многообразность языка поэта. (Приложение 3 – страницы сборника)

VI этап. Защита проекта. Для защиты проекта была составлена презентация с материалами сборника цитат по темам русского языка. Сборник включает 20 тем, в каждой представлена теория, взятая из справочников Д.Э. Розенталя и Л.Л. Касаткина, и примеры из стихотворений С.А. Есенина, некоторые страницы проиллюстрированы тематическими рисунками.

VII этап. Апробирование проекта. Ожидаемые результаты.

В ходе реализации проекта мы собрали теоретический материал по темам русского языка. Затем провели беседы, знакомя учеников школы с примерами из стихотворений Сергея Есенина, представляя, что язык русского поэта богат, многообразен, полон слов из разных областей, богат выразительными средствами, которые показывают нам чудесную Родину и раскрывают внутренний мир поэта.

Продуктом проектной деятельности является сборник примеров из произведений С. Есенина «Изучаем русский язык вместе с Сергеем Есениным». Мы считаем, что учебно-исследовательский проект имеет практико-ориентированное значение:

- умение применять теорию русского языка при знакомстве со стихотворениями и анализе их языковых особенностей формирует исследовательский навык,

- знакомство с творчеством русского поэта способствует воспитанию уважения к истории и культуре своей Родины,

- задания на страницах сборника позволят ребятам самостоятельно анализировать стихи и выделять особенности языка поэта.

По окончании реализации проекта его эффективность будет оцениваться решением теста.

VIII этап. Возможность использования проекта для решения образовательных и социокультурных задач.

Представление проекта учащимися проходило в марте 2020 г. на классных часах и беседах с 5 по 11 класс Одинцовской школы. На сегодняшний день проводится тестирование на уроках русского языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе сбора теоретической информации для работы над созданием проекта «Изучаем русский язык вместе с Сергеем Есениным», работы с информационными технологиями и проведения классных часов мы пришли к следующим выводам:

Анализ опроса учащихся школы показал, что ребята недостаточно знают творчество Сергея Есенина и умеют анализировать его стихи.

Была собрана и проанализирована теория по 20 темам русского языка, изучаемым на уроках в 5-9 классах. Итогом стала исследовательская работа «Роль языковых средств в поэзии Сергея Есенина».

Из 200 стихотворений были выписаны примеры ко всем рассмотренным темам и оформлен сборник «Изучаем русский язык вместе с Сергеем Есениным».

Учебно-исследовательский проект является практико-ориентированным:

- умение применять теорию русского языка при знакомстве со стихотворениями и анализе их языковых особенностей формирует исследовательский навык,

- знакомство с творчеством русского поэта способствует воспитанию уважения к истории и культуре своей Родины,

- задания на страницах сборника позволят ребятам самостоятельно анализировать стихи и выделять особенности языка поэта.

5) Анализ стихов С. Есенина позволил повысит свои знания по русскому языку, поэтому гипотеза: анализ поэзии Сергея Есенина может стать основой для изучения нашего богатого русского языка подтвердилась.

Список литературы

Есенин С. Собрание соч. в 2 томах. Т.1.,М.Советская Россия. 1990г., 478 с.

Есенин С. Собрание соч. в 2 томах. Т 2.,М.Советская Россия. 1990г., 382 с.

Есенин С. А. Стихотворения и поэмы 5-е изд. М., Дет. лит, 1978г.,191 с.

Виноградов В.В. Русский язык. - М., 1972. - С. 9-45

Голышева Г.Э. «Мне в душу грусть вошла»// Литература в школе, 2004г., №2, стр. 35-37

Зуев Н. Народные истоки поэзии С.Есенина: [к столетию со дня рождения]. // Литература в школе. - 1995. - N5. с. 15 – 24

Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку. М Высш. шк, 1991, 383 с.

Красухин Г. Легенда и реальность: [о творчестве Сергея Есенина]. // Литература / Приложение к "ПС". - 1998. - N3 с. 2 - 3

Мешков Ю.А. «Радуница» С.Есенина// Литература в школе, 2006г., №11, стр. 15-18

Неженец Н.И. Поэзия народных традиций. М.: Наука, 1988г.,208с.

Петренко В.Ф. Взаимосвязь эмоций и цвета // Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – М.: МГУ, 1997. – С.205 – 213.

Почхуа Р.Г. Лингвоспектр русской поэзии XVIII – XX вв. (Состав и частотность). – Тбилиси: Тбил. ун-т., 1977. – 152 с.

Розенталь Д.Э.Современный русский язык: Учеб. пособие для вузов – М.: Рольф: Айрис-пресс, 2000, 448 с.

Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И.Новиков. – М.: Педагогика, 1988,416с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

В опросе участвовало 65 человек.

На вопрос, кто такой С.Есенин, все 100% ответили – поэт.

К сожалению, при выборе из различных стихотворений, ребята с ошибками указывали принадлежность стихов С.Есенина. Все 4 стихотворения указали лишь 9 человек.

На вопрос «Как вы думаете, почему стихи Сергея Есенина до сих пор читают?» ребята дали очень разные ответы:

- Каждый человек слышит в стихах что-то свое, близкое ему.

- Потому что эти стихи очень нежные и красивые.

- Творчество Есенина является создание русского народа, поэтому его произведения стали так близки людям.

- Его стихи о природе, о красоте и любви. Эти стихи вдохновляют нас, поднимают настроение. Он знал толк в жизни.

- Во - первых стихи Есенина сотканы из народных образов, легенд. Во - вторых они пронизаны русским духом, русской природой, русскими берёзами. В - третьих эти стихи гениальны. Они интересны русскому человеку и составляют предмет его радости. В - четвёртых в стихах Есенина можно найти ответы на многие волнующие человека вопросы.

5. Какие особенности характерны для языка Сергея Есенина?

В большинстве ребята выбрали эпитеты, метафоры,

олицетворения. К сожалению, особенности речи они отмечали

редко.

Назвать диалектное слово из 65 человек смогли лишь 20.

Синтаксические средства выделили 37 человек.

На вопрос «Как Вы считаете, должны ли мы изучать в школе творчество Сергея Есенина?» 90 % учеников ответили утвердительно.

Адрес теста https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeQC_worv5Af_h6ljHL6PX_X_TZfOfk76IgrT7dEWIdxJdSgQ/viewform?usp=sf_link

Просмотров работы: 1352