Введение
Мне очень нравится читать книги о необыкновенных путешествиях героев произведения. Одна из таких книг «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева. В ней рассказывается о девочке Оле, которая училась в пятом классе, была очень своенравна, капризна, а её бабушка очень хотела, чтобы Оля увидела себя со стороны. Так и случилось. Девочка, просмотрев картинки в книжке «Сказки», очень захотела попасть в то самое место, что было изображено на картинке, и попала в зазеркалье. Затем Оля встретила там своё отражение, девочку Яло. Их целью было спасти невинного мальчика по имени Гурд от казни. Вместе они прошли множество испытаний и преодолели опасности, которые подстерегали их на каждом шагу. Им удалось это сделать, благодаря их смекалке, усердию, смелости и находчивости. Также им в этой цели помогали различные герои произведения.
Мне кажется, что тема приключений сейчас более чем актуальна, так как каждому ребёнку наверняка хотелось бы хоть раз в жизни побывать в волшебном, сказочном мире и оказаться на месте главного героя-путешественника.
Жанр данного произведения – повесть-сказка - кажется мне довольно увлекательным и интересным. В нём объединились особенности такого серьёзного жанра, как повесть, и всеми любимой сказки.
В работе мне предстоит разобраться, как это получилось, на примере выбранного мною произведения
Цель моего исследования: выявить жанровые особенности повести-сказки Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал».
Для того, чтобы достичь своей цели, я поставила для себя следующие задачи:
1. изучить литературу по выбранной мною теме.
2. проанализировать особенности жанра повести и сказки на примере произведения “Королевство кривых зеркал”.
3. сделать выводы и подвести итоги по теме.
Объект исследования: сказка-повесть Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал».
Предмет исследования: жанровые особенности сказки-повести Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал».
Глава 1
Произведения в жанре повести-сказки стали очень популярными в 30-е годы 20-го века. Это можно увидеть по их многообразию и популярности их, как в нашей стране, так и за границей:
«Все мы-дети из Бюллербю» А. Линдгрен (1947 г.)
«Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкин (1954 г.)
«Муми-тролли» Т. Янссон (1954-1959 г.)
«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен (1955 г.)
«Баранкин, будь человеком!» В. Медведев (1971 г.)
«Вниз по волшебной реке» Э. Успенский (1972 г.)
«Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенский (1974 г.) и многие другие.
Повесть-сказка В.Губарева «Королевство кривых зеркал» была написана в 1951 году. Прототипом Яло, героини сказочной повести автора, стала его дочь Валерия. История имела большую популярность; была экранизирована знаменитым в то время режиссером А.А. Роу.
Что же так привлекло и привлекает до сих пор юных читателей и зрителей в этом произведении? Ответить на этот вопрос можно только разобравшись в особенностях самого жанра.
«Повесть-сказка – это литературное произведение, среднего объёма, в котором происходят чудеса, волшебные явления на фоне реальных событий. В данном жанре только одна сюжетная линия. Героев повести-сказки можно разделить на две группы: первая - обычные люди, чаще всего дети, а вторая – волшебные персонажи, которых главные герои (обычные люди) встречают в сказочном, волшебном мире.» 1
Немного с другой стороны характеризует жанр еще одно емкое определение: «Сказочная повесть – это «художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим автором, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения; произведение в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей».2
Другие особенности жанра затронуты еще в одном определении: «Герои жанра наделены живыми характерами, у каждого из них свои привычки, особенности поведения и речи. И всё же внимание автора и читателя в большей степени сосредоточено на событиях, а не на характерах, поэтому повесть-сказка насыщена приключениями, которые происходят с героями. Как правило, чудесные события сопровождают появление необычных персонажей в жизни самых обычных детей, и это помогает восстановить правильный порядок вещей, вносит в жизнь маленького героя недостающую гармонию."3
Таким образом, можно говорить о самых главных особенностях, проанализировав наиболее емкие определения:
В сказочной повести или повести-сказке «встречаются» реальность и фантастика (волшебство),
Главными являются события, а не характеры персонажей,
Сюжет такого произведения полон приключений,
Герои в нем делятся на две группы: реальные и вымышленные,
Главными героями сказочных повестей являются дети.
Глава 2
В повести-сказке девочка Оля, ученица обычной советской школы просыпается в обычной квартире, рядом с ней стоит бабушка. Пока главная героиня собирается в школу, мы видим проявление её отрицательных черт характера, таких, как лень, капризность, несобранность. Поэтому и появляется потребность посмотреть на себя со стороны, самой увидеть все эти негативные стороны своего характера.
В этом Оле помогает волшебное зеркало, часто встречающийся в сказках волшебный предмет. Неслучайно именно зеркало помогает Оле переместиться в Королевство кривых зеркал, то есть другой мир, противоположный реальному. Известно, что в мифологии зеркало символизирует возможность перехода в другой потусторонний мир; образ зеркала используется также авторами для развития сюжета произведения. «В русской литературе образ зеркала чаще всего связан с идеей двойника литературного героя.»4 В приключенческих историях для детей, связанных с путешествиями, такой символ встречается нередко.
После того, как девочка очутилась в Зазеркалье, она встретила там своё отражение - девочку по имени Яло. В королевстве правил глупый король Топсед и его жестокие министры Нушрок и Абаж. Все здесь было наоборот: имена людей, их поступки и мысли. Ложь правящих сил выдавалась за правду бедным и нищим героям. Здесь автор использует интересный приём: зеркальное отображение имён, при этом каждое имя отражает суть самого героя, то есть у автора здесь заложен двойной прием («говорящие имена»).
Вместе девочки решают спасти от казни невинного мальчика по имени Гурд (Друг). Только он решил сопротивляться приказаниям короля изготавливать кривые зеркала, дурачащие людей. На пути к освобождению Гурда девочек поджидает много испытаний. Их планам мешают отрицательные герои произведения: Анидаг (Гадина), Нушрок (Коршун), Абаж (Жаба). Но, несмотря на все трудности, героиням всё же удается спасти Гурда, конечно же, не без помощи положительных героев данной повести-сказки, прежде всего тетушки Аксал (Ласка).
Удобнее всего, как мне показалось, изложить приметы волшебства и реальности в произведении в таблицу, в которой четко видно, что здесь от сказки, а что от повести.
Волшебство |
Реальность |
Королевство (всюду украшено кривыми зеркалами) |
Оля (непоседливая девочка, растеряша, любила посмотреться в зеркало, пионерка, учится во 5-ом классе) |
Книжка Яло «Икзакс» |
|
Зеркало, стоявшее у Оли в передней |
Бабушка Оли (добрая, мудрая, справедливая женщина) |
Кривые зеркала в королевстве (показывали неправду, стройного человека делали толстым, а толстого, стройным) |
Подруги Оли (с ними Оля довольно-таки часто ругалась) |
Сказочные герои: Яло (отражение Оли) Церемонимейстер (один из главных слуг Короля) Король Топсед 7-ой (глупый, боязливый, пухлый) Гурд (добрый, благодарный мальчик, тот, кого спасали Оля и Яло) Главный Министр Нушрок (курносый, жестокий, злой, заведующий всеми мастерскими Королевства) Стражник, охранявший вход в мастерскую Великаны, охранявшие вход во дворец Короля Топседа 7-ого Тётушка Аксал (добрая, ласковая, умная женщина, приютила к себе на время Олю и Яло) Министр Абаж (вредный, противный, заведующий всеми рисовыми полями Королевства) Дядюшка Бар (добрый, мудрый мужчина, спас Олю и Яло от погони за ними) Прекрасная дама/Анидаг |
Книжка Оли «Сказки» (прочитав которую Олю захотела попасть в то сказочное место, которое было изображено в книге) |
Папа Оли (строгий, так, как Оля его побаивалась) |
|
Мама Оли (тоже, как и отец строгая и Оля её побаивалась) |
|
Дом, в котором жила Оля |
|
Школа, в которой училась Оля |
|
Город, в котором жила Оля |
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
В произведении В.Губарева присутствуют следующие признаки сказки:
Есть вымысел (само Королевство и чудесное попадание в него героини),
Есть сказочные герои (например Анидаг, Яло, Абаж и другие)
Есть сказочные события (Оля попадает в сказочный мир, с помощью волшебного зеркала)
Есть сказочные предметы (зеркала в Королевстве, зеркало в квартире Оли)
Кроме того, композиция повести-сказки очень напоминает композицию волшебной сказки: есть экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка (при этом герой восполняет ту недостачу, которая возникает, отправившись в путешествие, пройдя испытания, и, наконец-то, возвращает утраченное)
Также можно говорить и об использовании средств художественной выразительности, типичных для сказки. Например, гипербола или преувеличение, когда речь идет о приготовленных для короля Топседа блюдах, но это средство может использоваться и в повести, и в других произведениях.
Признаки повести:
Достаточно большой объём (в моей книге 128 страниц)
Делится на главы (16 глав)
Много героев (перечислены выше в таблице)
Много событий в жизни героев (несмотря на то, что путешествие Оли длилось 10 минут, но событий в реальности произошло гораздо больше)
Предполагается, что традиционная повесть охватывает большой объем времени, но в данном случае это не так. По такому признаку повесть отличается от других.
Заключение
Целью моей работы было изучить жанровые особенности повести-сказки В.Губарева «Королевство кривых зеркал». Задачи были мною поставлены и выполнены.
Проведя исследование, мне удалось доказать, что действительно данная повесть-сказка имеет свои жанровые особенности: в произведении В.Губарева присутствуют как признаки сказки, так и признаки повести; композиция сказочной повести очень напоминает композицию волшебной сказки; в произведении используются средства художественной выразительности, такие, как например гипербола или преувеличение, и другие, а также совпадают основные жанровые признаки традиционной повести: деление на главы, объем, большое количество героев и другие.
В своей исследовательской работе мне было интересно изучить отличия повести от сказки, разобрать образы главных героев, ведь волшебный, сказочный мир, мир приключений притягивает своей неизведанной силой.
Я бы видела практическую значимость своей работы в том, что, изучив жанровые особенности на примере данной повести-сказки В. Губарева, детям можно сочинять подобные интересные произведения, используя полученные мной выводы в ходе исследования.
Список использованной литературы и источников:
Губарев Г.Г. Королевство кривых зеркал \ Г.Г. Губарев. – М.: Самовар, 2000. - 128 с.
https://www.livelib.ru/find
https://dic.academic.ru/
https://znanija.com
1 https://touch/otvet/mail/ru/question/45769953
2 https://pandia.ru/text/81/525/30022.php
3http://www.piter1.info/kontsept-volshebstvo-v-povesti-skazke-p-trevers-meri-poppins/
4 https://school-science.ru/6/10/38248