Знак ударения – наш волшебный помощник

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Знак ударения – наш волшебный помощник

Шайдуллина Р.И. 1
1МБОУ "Гимназия №2 им. Б. Урманче"
Мухаметьянова Ч.М. 1
1МБОУ "Гимназия №2 им. Б. Урманче"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы у тёти Фёклы 
Ели борщ из свёклы! 

Свёкла плакать начала, 
До корней намокла: 
— Я, ребята, не свекла, 
Я, ребята, свёкла. 
(П. Синявский)

Каждому из нас нужно уметь ставить ударение в словах, поскольку его правильная постановка говорит о грамотности человека и о том, насколько хорошо он владеет речевой культурой.

Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. Известно, что неправильное произношение отвлекает внимание слушателя от содержания высказывания, затрудняя тем самым обмен информацией. Роль правильного произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на выступлениях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей.

Исходя из всего вышесказанного, я считаю, что тема, выбранная мной, является актуальной.

Объект исследования: речь учащихся 2 – х классов МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче г. Нижнекамска.

Предмет исследования: ударение в словах.

Цельизучить проблемы неправильной постановки ударения в словах в среде учащихся нашей гимназии.

Задачи:

Изучить литературу об ударении,

Определить значимость ударения в словах,

Изучить причины неправильной постановки ударения в словах,

Выработать рекомендации по борьбе с неправильной постановкой ударения в словах.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, сравнение, опрос.

Гипотеза исследования – если специально привлекать внимание учащихся к правильной постановке ударения в словах, то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи.

Новизна работы: заключается в представлении некоторых рекомендаций для правильной постановки ударения в словах.

Практическая значимость: данная работа может иметь большую практическую значимость при организации школьных спецкурсов и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к русскому языку.

Глава 1. Основная часть. Основные понятия об ударении.

Ударение. Знак ударения. Графическое изображение.

Ударение в словах – один из главнейших элементов устной речи. В русском языке оно играет исключительно важную роль, так как благодаря ему мы можем различать слова. Например: консервАторский - консерватОрский, лЕкарство - лекАрство, крУжки - кружкИ. А также их грамматическую форму: стеклА - стЁкла, водЫ - вОды, струнЫ - стрУны. Человек фонетически выделяет слог в каком-либо слове при работе речевых органов. Слог будет ударным в том случае, если на него падает ударение.

Ударение - это произношение слога c большей силой и долготой, c более значительным напряжением органов речи. Слог, на который падает ударение, называется ударным. Ударение обозначается знаком  ´ над буквой, соответствующей гласному звуку. Огромную и особую роль в русской лингвистике играют ударения, которые указывают не только на меняющуюся интонацию в сказанном, акцентируя главное и второстепенное, но и полностью изменяют смысл произнесённого, а также и записанного или напечатанного впоследствии - как в отдельном слове, так и в целом предложении.

Знак ударения  (◌́)  - небуквенный орфографический знак русскойукраинской и некоторых других письменностей. Ставится над гласной буквой (А́а́, Е́е́, И́и́, О́о́, У́у́, Ы́ы́, Э́э́, Ю́ю́, Я́я́), соответствующей ударному звуку (ударному слогу).

Классификация ударения.

В языке ударение выполняет различные функции и является далеко не последним средством образования слов или их форм. Различные составляющие элементы русской речи могут выделяться акустически. Бывают следующие типы ударения:

1. Словесное - как известно, любое слово состоит или из одного слога или из нескольких. И если в нем будут присутствовать более 2 слогов, то они их следует произносить по-разному. Таким образом, в конкретном слове выделяется один слог.

2. Синтагменное - при нём происходит выделение слова в словосочетании.

3. Фразовое - в случае, если подчеркивается синтагма в самой фразе.

4. Логическое - когда человек хочет подчеркнуть определенное значение слова.

Стоит упомянуть классификацию, которая зависит от особенностей какого-либо языка - как в нём выделяется ударный слог, т.е. в зависимости от акустических средств и видов постановки:

1. Силовое (динамическое) - имеет место при изменении силы звука.

2. Тоническое (музыкальное) - образуется при выделении одного слога или более высоким тоном, или же более низким при высоте звука.

3. Качественное - когда у человека отсутствует редукция гласного звука, т.е. он, намеренно не ослабляет звучание гласных в безударном положении.

4. Количественное - появляется при изменении длительности звучания ударяемого слога.

Кроме того, одно ударение в слове может сочетать в себе несколько перечисленных методов. Бывает, что в одном и том же предложении оно выставляется различными способами на разных словах. А можно встретить, когда безударные и ударные слога имеют настолько минимальные акустические сигналы, что их трудно различить.

1.3. Роль ударения в словах.

Как известно, в любом языке в словах есть ударные и безударные слоги, значит, ударение требуется везде, потому что оно служит для передачи лексического значения слова, показывает культуру речи говорящего.

Представим себе, что мы читаем текст без знаков ударения, и тогда многие слова нам становятся понятными из содержания предложения. Например, слова полки, белки, муку, замок - они все могут иметь двойное ударение, которое зависит от смысла этих слов. пОлки – полкИ, бЕлки-белкИ, зАмок- замОк, мУку- мукУ.

Не менее важно правильно ставить ударения, чтобы показать свой уровень культуры речи. Например: красИвее, щавЕль, звонИт…

1.4. Классификация слов в зависимости от ударения.

Неправильная постановка ударения в словах является очень распространённой ошибкой. А причина этого проста – в русском языке нет единых правил постановки ударения. Встречаются случаи, когда ударение зависит от смысла. При склонении или спряжении слов ударение может перемещаться – это также осложняет правильность его постановки. В большинстве случаев его надо просто запомнить, а при возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю. Попробую частично выполнить его функцию.

Начну с самых простых слов, которые мы постоянно слышим и сами регулярно употребляем в речи: договОр, каталОг, квартАл, магазИн, срЕдства, тУфля. Как уже упоминалось выше, необходимо не ошибиться с ударением в случае склонения слов: например, вОлка, вОра. При постановке слов во множественное число ударение часто изменяется: директорА, кружевА, сирОты, но: аэропОрты, договОры, бухгАлтеры. Для удобства запоминания перечисляемых слов выделю в отдельные группы существительные, ударение в которых падает на первый слог: гЕнезис, дОгмат, знАмение, Искра, Иконопись, кОмпас, мАркетинг, фОрзац; и на последний слог: диспансЕр, дрофА, жалюзИ, жерлО, киломЕтр, кремЕнь, коклЮш, столЯр, христианИн, шассИ.

Существительные с прочей постановкой ударения, которые не вошли в две верхние группы, укажу здесь: вероисповЕдание, дремОта, пулОвер, рожЕница, феЕрия.Отдельно отмечу «растительные» существительные: каучУк, ревЕнь, щавЕль, но пИхта, свЁкла; и прилагательные: грУшевый, слИвовый, но кедрОвый.Несомненно, в постановке ударения в прочих прилагательных тоже частенько случаются ошибки: гЕрбовый, оптОвый, портОвый, грунтовОй, ценовАя.

Глава 2. Экспериментальная часть.

Следующим этапом моей работы было наблюдение за речью среди взрослых и обучающихся нашей школы, а именно учеников 2-х классов. Эта работа помогла выявить слова, в которых наиболее часто допускаются ошибки в ударениях.

2.1. Социологический опрос.

Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причём неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.

В экспериментальной части я проводила исследование среди обучающихся 2-х классов МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче (127 человек).

Для проведения эксперимента был составлен опросник «Ударение в вашей речи». (Приложение 1)

Результаты опроса показали:

1. Играет ли роль ударение в словах?

Да - 80 учащихся, что составляет 63%.

Нет – 40 учащихся (31%).

Не знаю – 7 учащихся (6%). (Приложение 2)

2. Для чего нужно ставить ударение в словах?

Чтобы грамотно говорить – 37 учащихся (29%).

Чтобы слово было понятным собеседнику – 76 учащихся (60%).

Не знаю – 14 учащихся (11%). (Приложение 2)

3. Зависит ли смысл слова от ударения?

Да – 69 учащихся (54%).

Нет, всё равно будет понятно – 46 учащихся (36%).

Не знаю – 12 учащихся (10%). (Приложение 2)

4. В каком словаре можно посмотреть правильную постановку ударения в слове?

В орфографическом словаре – 10 учащихся (8%).

В словаре словарных слов – 18 учащихся (14%).

В толковом словаре – 34 учащихся (27%).

В орфоэпическом словаре – 51 учащийся (40%).

Не помню – 10 учащихся (8%).

Не знаю – 4 учащихся (3%). (Приложение 2)

5. Всегда ли правильно ставите ударение в словах?

Думаю, что да – 59 учащихся (46%).

Нет – 20 учащихся (16%).

Не всегда, потому что не знаю, как произносятся некоторые слова – 48 учащихся (38%). (Приложение 2)

Как видите, данный опрос показал, что ученики 2-х классов не совсем владеют информацией о роли ударения в нашей речи. Проанализировав ответы, мы сделали вывод о том, что большинство опрошенных обучающихся считают, что ударение играет важную роль в произношении слов, от него зависит смысл слова, а правильное ударение можно посмотреть в орфоэпическом словаре. Почти половина опрошенных считает, что всегда правильно ставит ударение в словах.

2.2. Эксперимент «Знак ударения – волшебный помощник».

На втором этапе я решила проверить, насколько правильно ученики ставят ударение в словах. Я раздала карточки и предложила поставить в словах ударение.

Результаты эксперимента показывают, что многие учащиеся допускают ошибки в словах. Очевидно, что самыми сложными оказались следующие слова: водопровод (67 ошибок), баловать (53 ошибки), завидно (86 ошибок), красивее (54 ошибки), мастерски (45 ошибок), искра (46 ошибок), сливовый (62 ошибки), «по средам» (43 ошибки), обнял (45 ошибок). В словах компас и кашлянуть учащиеся не допустили ни одной ошибки. (Приложение 3)

Обобщив полученные результаты, я стала внедрять различными способами правильные варианты слов. Для этого проделала следующую работу:

1. Оформила в классе уголок «Говори правильно», в котором поместила слова с правильной постановкой ударения (каждые две недели слова обновляю). Таким образом, я применила наглядный метод запоминания.

2. Изготовила и раздала обучающимся нашей школы, а так же родителям листовки с лозунгом: «Пожалуйста, старайтесь говорить правильно, не засоряйте нашу речь!», отразив в ней слова с правильной постановкой ударения.

3. Приготовила для обучающихся, родителей и учителей буклеты с рифмовками для лучшего запоминания правильного произношения слов.

Заключение

Выполнив теоретические и практические исследования, я сделала выводы, что ударение является важнейшим элементом устной речи. В русском языке его значение очень велико. Ударение при преподавании русского языка имеет весьма большое значение. Как известно, с ударением связан один из важнейших разделов правописания, а именно: правописание безударных гласных. Обучение литературному ударению имеет большое значение в работе по развитию речи, по повышению культуры русского языка. При работе над ударением необходимо постоянно обращаться к словарям.

После проведённого исследования я стала внедрять различными способами правильные варианты слов в речи учащихся 2-х классов нашей гимназии. Для этого оформила в классе уголок «Говори правильно», в котором поместила слова с правильной постановкой ударения (каждые две недели слова обновляю), изготовила и раздала обучающимся нашей школы, а так же родителям листовки с лозунгом: «Пожалуйста, старайтесь говорить правильно, не засоряйте нашу речь!», отразив в ней слова с правильной постановкой ударения, приготовила для обучающихся, родителей и учителей буклеты с рифмовками для лучшего запоминания правильного произношения слов.

В заключении мне хотелось бы обратиться ко всем: «Пожалуйста, старайтесь говорить правильно, не засоряйте нашу речь!»

Список используемой литературы

Крысин Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов/Л.П.Крысин. – М, ЭКСМО, 2008. – 864 с.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов. – М, 2004.

Резниченко И. Л. Мой первый словарь русского языка. Произношение и ударение/И.Л.Резниченко. – М, Издательство АСТ - Пресс, 2013. – 224 с.

Универсальный словарь русского языка - Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», 2010. – 1184 с.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-55952/

http://www.liveinternet.ru/users/5175327/post322360832

http://www.ctege.info/knigi-po-russkomu-yazyiku-dlya-podgotovki-k-ege/pravilnoe-udarenie-s-slovah-tablitsa-udareniya-dlya-ege-po-russkomu-yazyiku.html

http://fonetica.philol.msu.ru/akcent/raznomest/index.html

http://voprosum.ru/udareniya-gde-stavitsya-udarenie-v-slove

http://5-ege.ru/pravilnoe-udarenie/

Приложение 1.

Опрос «Ударение в вашей речи»

№ вопроса

Вопрос

Ответы

1

Играет ли роль ударение в словах?

 

2

Для чего нужно ставить ударение в словах?

 

3

Зависит ли смысл слова от ударения?

 

4

В каком словаре можно посмотреть правильную постановку ударения в слове?

 

5

Всегда ли правильно ставите ударение в словах?

 

Приложение 2.

Результаты ответов учащихся 2-х классов МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче на поставленные вопросы.

№ вопроса

Вопрос

Ответы

1

Играет ли роль ударение в словах?

Да - 80 чел.

Нет - 40 чел.

Не знаю - 7 чел.

2

Для чего нужно ставить ударение в словах?

Чтобы грамотно говорить - 37 чел.

Чтобы слово было понятным собеседнику - 76 чел.

Не знаю - 14 чел.

3

Зависит ли смысл слова от ударения?

Да - 69 чел.

Нет, всё равно будет понятно - 46 чел.

Не знаю – 12 чел.

4

В каком словаре можно посмотреть правильную постановку ударения в слове?

В орфографическом - 10 чел.

В словаре словарных слов - 18 чел.

В толковом словаре - 34 чел.

В орфоэпическом словаре – 51 чел.

Не помню - 10 чел.

Не знаю - 4 чел.

5

Всегда ли правильно ставите ударение в словах?

Думаю, что да - 59 чел.

Нет - 20 чел.

Не всегда, потому что не знаю, как произносятся некоторые слова - 48 чел.

Приложение 3.

Результаты постановки ударений в словах учащимися 2-х классов МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче.

Слово

Количество ошибок

балова́ть

53

водопрово́д

67

догово́р

15

жалюзи́

32

зави́дно

86

катало́г

14

краси́вее

54

мастерски́

45

позвони́шь

26

свё́кла

8

то́рты

10

ту́фля

12

щаве́ль

19

ба́нты

25

по среда́м

43

и́скра

46

ко́мпас

0

ку́хонный

2

сли́вовый

62

ка́шлянуть

0

отдала́

2

зево́та

2

о́бнял

45

Приложение 4.

Советы для запоминания правильного ударения.

1. Так как человек лучше запоминает изображения, запишите изучаемые слова на стикерах, выделите ударную гласную красным цветом и расклейте эти стикеры по всему дому. Таким образом, вы чаще будете «сталкиваться» с изучаемыми словами, и они быстрее запомнятся.

2. Придумывайте рифмы к изучаемым словам, особенно к тем, в которых вы путаетесь.

То́рты – натюрморты, стёрты.

Кре́мы – схемы, хризантемы.

3. Заучивайте стишки-напоминалки из нашего буклета и ищите самостоятельно их в интернете.

Просмотров работы: 30