Современный способ рекламы книги

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Современный способ рекламы книги

Каляев Н.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Лабытнанги
Черткоева Л.В. 1
1ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» филиал в г. Лабытнанги
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время проблема развитие интереса у обучающихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Современный школьник, получая огромные ежедневные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Но ведь известно, что чтение выступает мощным источником развития интеллекта, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

В прошлом учебном году на уроках литературы мы просматривали авторские буктрейлеры. Я обратил внимание, что после показа буктрейлера одноклассникам, несколько учащихся заинтересовались данным произведением и решили взять книгу в библиотеке для прочтения.

Я сделал предположение, что буктрейлеры способны повысить интерес к чтению. Так ли это? Я выяснил это в ходе выполнения научно-исследовательской работы.

Гипотеза: я предположил, что с помощью созданного мной буктрейлера, мне удастся привлечь современных школьников к чтению, а так же вызвать желание прочитать книгу.

Объект исследования: буктрейлеры, тексты художественных произведений.

Предмет исследования - влияние буктрейлера на интерес к книге.

Методы исследования:

подбор информации по теме исследовательской работы;

изучение необходимой литературы и интернет-ресурсов;

наблюдение;

анализ;

обобщение;

компьютерный эксперимент при создании буктрейлера.

Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. А одним из средств развития интереса к чтению является буктрейлер. С современными школьниками нужно говорить на их языке, бывать в местах их обитания - в Интернете. К сожалению, прошли времена, когда дети шли к книге, сейчас книга сама должна прийти к детям. Школьники очень восприимчивы к рекламе, поэтому буктрейлеры для повышения читательского интереса на сегодняшний день являются самыми актуальными средствами.

Цель работы: найти новый современный способ рекламы книги, чтобы развить интерес к чтению.

Для достижения цели мне потребуется решить ряд задач:

изучить литературу о создании буктрейлеров;

создать свой авторский буктрейлер;

выяснить любят ли ребята читать произведения;

заинтересовать школьников чтением при помощи короткого ролика, рассказывающего в занимательной форме о книге;

проверить степень влияния буктрейлера на повышение читательской активности.

1. Основная часть

1.1 Что это такое буктрейлер?

Буктрейлер («Вook Trailer») — это видеоролик, ставящий перед собой задачу продвижения книги. Его цель – пропаганда чтения вообще и реклама художественного произведения в каждом конкретном случае. Филолог Л. В. Зимина идентифицирует буктрейлеры как «короткие видеоанонсы книжных новинок». Буктрейлеры снимают как к новым произведениям, так и к книгам классиков художественной литературы.

Буктрейлер – это видео, цель которого – привлечение внимания к книге. Его продолжительность составляет не более 3 минут.

Буктрейлер в разы менее известен, чем его старший брат – трейлер – рекламный ролик художественного фильма. Если трейлер фильма построен строго по канонам и включает в себя яркие эпизоды из фильма, то при создании буктрейлера возможны любые креативные решения. Автору не обязательно пересказывать содержание произведения, основу сюжетной линии могут составлять эмоции, которые вызвало прочтение книги.

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году. В настоящее время буктрейлеры представляют собой видеоролик, небольшой фильм по книге. В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.

1.2 Какие бывают буктрейлеры?

По способу визуального воплощения текста книги выделяют следующие буктрейлеры:

игровые (мини-фильм по книге, видео можно снять самостоятельно или использовать отрывки из экранизации книги);

неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, фотографиями и др.);

анимационные (мультфильм по книге).

По содержанию буктрейлеры делятся на:

повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);

атмосферные (передающие настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);

концептуальные (транслирующие ключевые смысловую направленность текста).

1.3 Зачем нужен буктрейлер?

Буктрейлер помогает нам привить любовь к книге и решает несколько задач:

привлечение внимания к книге;

создание аудитории читателей;

формирование персонального бренда писателя.

1.4 Этапы создания буктрейлера

Этап 1. Выбор книги.

Идей и мотиваций в выборе произведения для создания буктрейлера может быть множество. Это желание рассказать друзьям о любимой книге, реклама новых книг, иные литературные даты и события.

Этап 2. Создание сценария.

Сюжет, представленный в сценарии, является основой буктрейлера, то из чего он будет состоять. Сценарий будет незаменимой подсказкой последовательности действий, поэтому необходимо продумать очередность изображений, видео фрагментов и аудиозаписей.

Этап 3. Подбор материалов.

Для создания видеоролика понадобятся следующие материалы:

начальные и конечные титры, а также цитаты из произведения;

фото, сканированные иллюстрации, разворот обложки с аннотацией, подходящие по смыслу картинки;

музыка или аудиозапись закадрового текста;

видеоматериалы (фрагменты из кинофильма – экранизации, панорамные или постановочные съемки).

Этап 3. Выбор программы для работы с видео и монтаж буктрейлера.

Для видеомонтажа буктрейлера можно использовать любые доступные видеоредакторы, которые обладают широкими возможностями и соответствующим инструментарием для монтажа видео. Таких программ множество, например: WindowsMovieMaker, SonyVegasPro, AdobePremierePro, YoutubeVideoEditor и другие.

Этап 4. Демонстрация буктрейлера.

2. Исследовательская часть

2.1 Создание собственного буктрейлера

Выбор книги

Близится 75-летняя годовщина со дня победы в Великой Отечественной войне. Мы должны знать историю своей страны в годы Великой Отечественной войны, знать тех героев, кто отдавал жизни за мирное небо над нашими головами.

Для создания буктрейлера я решил выбрать «А зори здесь тихие…» — произведение, написанное Борисом Васильевым, повествующее о судьбах пяти самоотверженных девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны. Подготовка к созданию буктрейлера началась летом /Приложение 1/.

Подготовка материала для создания буктрейлера

Для создания буктрейлера мной был придуман сюжет сценария буктрейлера. Для его реализации был отобран фото и видеоматериал.

Видеоматериал представлен фрагментами советского художественного фильма «А зори здесь тихие» режиссёра Станислава Ростоцкого, который вышел на экран в 1972 году, и отснят видеоматериал с моим участием.

В качестве фотоматериала я использовал фотографии из личного фотоальбома.

Монтаж буктрейлера

Для монтажа кадров буктрейлера я использовал видеоредактор Movavi Video Editor. Интерфейс программы прост и позволяет создать видеоролик любому человеку, не имеющему специальных навыков видеомонтажа. Мною были перенесены в программу фото и видеоматериалы, отредактировано видео (удалены ненужные фрагменты), добавлены титры и переходы.

Буктрейлер готов1 /Приложение 2/!

2.2 Результаты анкетирования

После создания буктрейлера я провел анкетирование в школе, чтобы узнать мнение одноклассников, учащихся других классов /Приложение 3/.

Анкета учащихся показала /Приложение 4/:

Любишь ли ты читать? (56%да, 44% - нет)

Как часто ты читаешь? (45% - раз в неделю, 35% - очень редко, 20% - каждый день)

Понравился ли тебе буктрейлер? (90% - да, 10% - нет)

Захотелось ли тебе прочитать книгу после просмотра буктрейлера? (67% - да, 33% - нет)

Заинтересовался ли ты художественным произведением? (71% - да, 29% - нет)

Анкетирование показало, что большинство моих сверстников практически не читают произведения и не любят проводить время за чтением книг. А ведь как важно – любить читать. Так формируется красивая и грамотная речь, образное мышление и воображение, которые очень важны для жизни любого человека в современном мире. Хорошая книга воспитывает личность и учит самому главному. Проанализировав ответы школьников стало ясно, что наша гипотеза о том, что создание буктрейлеров вызывает интерес детей к чтению, подтвердилась. После просмотра моего ролика большинству захотелось прочитать книгу.

Можно сделать вывод: учащиеся нашей школы не являются активными читателями, хотя чтение не отрицают. А значит, библиотеки посещают не часто, хотя при проведении рекламы ряда книг в форме показа буктрейлеров, их активность возросла. Поэтому буктрейлеры для повышения читательского интереса на сегодняшний день являются самыми актуальными. После просмотра появляется желание найти эту книгу и узнать подробности. В ходе выполнения нашего исследования были достигнута поставленная цель и решены соответствующие задачи.

Заключение

Выполняя работу, я понял, что для того чтобы погрузиться в мир чтения, необходимо любить это занятие. Ведь сегодня абсолютно любую информацию из различных областей знаний можно почерпнуть из интернета. Но всё это не может заменить нам непосредственное общение с книгой. Моя гипотеза подтвердилась. А если задуматься о том, сколько интересных книг стоят на полках библиотек, просто незаслуженно забытые. Я уверен, что с помощью создания буктрейлеров можно вдохнуть в любую книгу новую жизнь.

Выводы исследовательской части таковы: буктрейлер, без сомнения, влияет на читательский интерес. Школьники реагируют на динамичные, яркие, интригующие буктрейлеры, демонстрирующие самые интересные сцены. После просмотра появляется желание найти эту книгу и узнать подробности.

Практическая значимость: в нашем классе часто проводятся разные литературные викторины, конкурсы чтецов и литературных знатоков. Поэтому я предложил: использовать буктрейлеры на уроках литературы, на внеклассных мероприятиях; создать электронную библиотеку в классе, которой впоследствии могут пользоваться и младшие школьники.

Чтение книг имеет много преимуществ: развивает мышление, увеличивает словарный запас, улучшает память, логику и концентрацию внимания, делает нас более общительными и творческими.

Список литературы

Буктрейлер — современный способ продвижения книги в библиотеке: методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В. Ф. Морозова; [авт.-сост. Т. А. Лисовская]. Петрозаводск: ДЮБ РК, 2014. 16 с.

Зимина Л.В. Буктрейлеры в системе рекламно-маркетинговых коммуникаций книжного дела // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2012. № 2. С. 170-179.

Черных О.С. Буктрейлеры: классификация, идиостиль, композиция и связь с претекстом // Язык. Текст. Книга. Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2018. С. 104-108.

Оришев А.Б., Козырева Н.Е. Буктрейлеры как новое направление в рекламном искусстве // Бизнес и дизайн ревю. 2019.  № 3 (15). С. 12.

Список интернет – ресурсов

Снимаем буктрейлер: теория и практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/snimaem-booktrailer-teoriya-i-praktika/ (дата обращения: 18.10.2017).

Буктрейлеры - современный способ продвижения книг в библиотеках [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_09.html (дата обращения: 10.11.2017).

Васюкович А. Как сделать буктрейлер? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tvoya1kniga.ru/kak-sdelat-buktreyler (дата обращения: 3.01.2018).

Из всех искусств для нас важнейшим является... БУКТРЕЙЛЕР! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://murmansk-nordika.blogspot.com/2011/11/blog-post_2309.html (дата обращения: 10.01.2018).

Мастер-класс «Как создать буктрейлер» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nb-notabene.blogspot.ru/p/blog-page_61.html (дата обращения: 21.09.2017).

Что такое буктрейлер? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/38268 (дата обращения: 11.12.2017).

Приложение 1

Фотоотчет «Создание буктрейлера»

Приложение 2

Буктрейлер по книге Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»2

Приложение 3

Анкета учащихся МАОУ СОШ №8

1.Любишь ли ты читать? ДА НЕТ

2.Как часто ты читаешь? РАЗ В НЕДЕЛЮ, ОЧЕНЬ РЕДКО, КАЖДЫЙ ДЕНЬ

3.Понравился ли тебе буктрейлер? ДА НЕТ

4.Захотелось ли тебе прочитать книгу после просмотра буктрейлера? ДА НЕТ

5.Заинтересовался ли ты художественным произведением? ДА НЕТ

Приложение 4

Результаты анкетирования

1https://yadi.sk/i/iL1CPVkMp4vq2g

2https://yadi.sk/i/iL1CPVkMp4vq2g

Просмотров работы: 929