" Перескороговори меня!"

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

" Перескороговори меня!"

Балашова Е.А. 1
1МБОУ Барвихинская СОШ 3 класс
Шумова Л.Н. 1
1МБОУ Барвихинская СОШ 3 класс
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

1.1 – 1.7

Меня зовут Балашова Елизавета Андреевна, я ученица 3в класса Барвихинской средней общеобразовательной школы. Я запустила челленж с хештегом «#Перескороговори меня!» среди учеников моей школы. Моя

Цель:При помощи этого челленджа исследовать уровень знания скороговорок среди учеников моей школы и умение произносить их, четко и правильно проговаривать звуки и слова.

Актуальность данного челленджа в том, что, как считал В.И.Даль, скороговорки помогают упражнять детей в быстром произношении;

Проблема: Умение четко и правильно проговаривать звуки и слова;

Объект исследования:процесс произношения скороговорок, скорость и четкость произносимых звуков и слов.

Предмет исследования:приемы, которые способствуют правильному произношению скороговорок.

Задачи исследования:

Изучить специальную литературу, интернет-статьи и видеоролики о скороговорках;

Узнать какие бывают скороговорки;

Для какой профессии важно уметь скороговорить;

В практической части сравнить народные и авторские скороговорки;

Проскороговорить целый текст;

Определить, исследовательским путем, навыки учеников моей школы, результат исследования записать на видео;

Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методы исследования:

Изучение исторической литературы по данной теме;

Поиск недостающей информации в сети Интернет;

Исследовательский:

- прямые и косвенные наблюдения;

- проведение исследования и организация челленджа;

- анализ полученных результатов после просмотра роликов.

Гипотеза (ожидаемые результаты): Я ожидаю, что ученики поддержат мой челлендж и смогут правильно, четко и быстро проговорить текст предложенных скороговорок.

2.Основная часть

2.1 Теоретическая часть

Что такое скороговорки?

Скороговорка – это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки еще называют «потешками», «чистоговорками», «частоговорками» или «языковёртками». Скороговорка – это жанр устного фольклора. На Руси они появились в глубокую старину, но точное время неизвестно. Сначала скороговорки появились в качестве словесной игры, забавы для детей и взрослых. Особенность скороговорок проявляется в сочетании и чередовании сложных буквосочетаний, которые при быстром и многократном повторении коверкаются, что и создает комический эффект. Поэтому их очень любили на Руси. С давних пор «скороговорить» - это увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Но не всегда упражнения со скороговорками – игра, иногда это серьёзное занятие. И в таком случае скороговорки нужны нам для развития дикции, они помогают нам избавится от дефектов речи, помогают научиться внятно выговаривать звуки и слова.

В скороговорках отражается история и мировоззрение создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор. Обычно скороговорки рассказывают о том или ином событии в приукрашенной форме, иногда это жанровая зарисовка, чаще всего бессмыслица, но звучащая, ритмичная и легко запоминающаяся. Так же часто в скороговорках встречаются имена собственные, названия растений и животных, что делает скороговорки познавательными.

Скороговорки – жанр устного фольклора. Они есть во многих фольклорных сборниках, но раздел со скороговорками, как правило, мал. Самые первые сборники: статьи П. Виноградова «Идиотизмы и скороговорки, употребляемые в Даниловском уезде» (1849), абзацы в трудах В. Даля «Пословицы русского народа» (1862), Г. Аргентова «Скороговорки как народное развлечение» (1925), В. Хромова «Скороговорка - частоговорка» (1927). Так как же говорят, о понятии «скороговорка» составители словарей?

«Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка» («Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И.)

«Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов» («Словарь русского языка» под ред. А. П. Евгеньевой, 1981-1988)

«Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья» (определение из Толкового словаря В.И. Даля).

В 1862 году Владимир Иванович Даль впервые опубликовал скороговорки в хрестоматийном труде. Он назвал скороговорки конкретным научным термином. В этом разделе его труда было всего сорок девять скороговорок, при том что загадок и пословиц было отмечено более тридцати тысяч. При этом среди этих сорока девяти скороговорок можно отнести к «детской» категории только пять! Самые известные: «От топота копыт пыль по полю летит», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа», «Сыворотка из-под простокваши». В. Даль вложил особый смысл в толкование скороговорки. Владимир Иванович первым рекомендовал использование скороговорок для развития речи детей. По его мнению, для развития речевого аппарата следует обязательно включать подобные тексты в программу обучения. Он считал, что с их помощью можно упражнять детей в быстром произношении. Внимание должно обращаться не только на темп произношения, сколько на чистоту произношения. Также Даль отмечал, что в скороговорке встречаются звуки, которые могут «сталкиваться» друг с другом. Это задумано специально, чтобы затруднить быстрое произношение.

Какие бывают скороговорки?

Не каждому из нас удается повторить «языковёртку» с первого раза без ошибки, но весёлая игра увлекает, и скороговорка запоминается навсегда. Одни скороговорки живут много лет и дошли до наших дней из глубины веков, другие сложены в наше время и собраны в разных регионах России, в Смоленской, Псковской, Костромской, Курской областях. Например, «Из-под Костромы, из-под Костромщины шли с коробами четыре мужчины, говорили про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки». Какие же бывают скороговорки? Выделяют:

короткие и длинные («Коля колет колья» и «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… (и так до тридцати трёх Егорок)»);

рифмованные и нерифмованные («Три сороки тараторки тараторили на горке» и «Пётр Петру пёк пироги»);

народные и авторские («Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и «У ежа в гостях ужата, у ужа в гостях ежата. Учит бегать ёж ужат, учит ползать уж ежат» (В.Ланцетти));

с повторами и без них («На дворе трава, на траве дрова, дрова на траве во дворе» и «У Кондрата куртка коротковата»);

построенные на одном звуке и их сочетаниях («Шесть мышат в камыше шуршат» и «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком»);

детские и взрослые («Не любила Мила мыло, мама Милу с мылом мыла» и «На мели мы лениво налима ловили. Для меня вы ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня?»);

сюжетные и бессюжетные («Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!» и «Огурцы-молодцы зеленобелогубы»).

Профессия «скороговорщик».

Каждый из нас с раннего детства знаком со скороговорками. Весёлые фразы и стишки по-разному запоминаются, иногда легко, а иногда нужно постараться произносить чётко и без ошибок. Скороговорки помогают научиться чётко выговаривать звуки и слова, приобрести правильную дикцию и избавиться от дефектов речи. В русском языке есть довольно трудные для детей шипящие звуки и звук [р].

Многие лингвисты считают историю с древнегреческим философом – оратором Демосфеном и его ежедневными тренировками в отчетливом произношении читаемых им на память отрывков стихотворений прообразом современных скороговорок. Эти тренировки пошли ему на пользу, он стал одним из самых выдающихся ораторов своего времени.

Сегодня логопеды специально составляют скороговорки для детей из труднопроизносимых последовательностей букв и слов, быстрое произношение которых вслух устраняет большинство дефектов речи. Например, «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон». При помощи скороговорок логопеды помогают научится правильно разговаривать, что значительно облегчает общение между собеседниками.

Музыкальные руководители в детских садах используют их для распевок, и как речевую гимнастику.

Огромное значение скороговоркам придают педагоги по сценической речи. Еще Константин Сергеевич Станиславский говорил свои артистам: «Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз помогают скороговорки. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок».

Так же в своей работе, при отработке дикции, пользуются скороговорками дикторы новостных передач, теле-радио-ведущие, исполнители речитативных муз.композиций, рекламщики.

2.2 Практическая часть

При изучении литературы по данной теме, я обнаружила новые для себя методы исправления дикции, тренировку дыхания, способы изучения скороговорок. Я решила сначала испытать их на себе:

Исследование №1. Метод Демосфена.

Демосфен, набивая свой рот камушками, добивался отчетливого произношения читаемых им на память отрывков стихотворений. Я для этого исследования использовала грецкие орехи небольшого размера. И известную скороговорку «Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон».

Вывод: Метод оказался непривычным и немного неудобным, приходилось делать усилия чтобы произнести текст, но потом стало легче произносить скороговорку уже без орехов.

Исследование №2. Тренировка дыхания.

Как я ранее говорила, актеры и певцы тоже используют скороговорки для тренировки дыхания и сценической речи. Они используют другую очень известную скороговорку «Тридцать три Егорки». Я тоже захотела исследовать, как же развито моё дыхание. Сначала я четко проговаривала первую часть скороговорки «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки…», потом делала глубокий вдох через нос и на выдохе перечисляла Егорок «…раз Егорка, два Егорка, три Егорка,…» и т.д. пока хватило воздуха в легких. Таким образом я проверяла объем легких и тренировала дыхание. В норме нужно успеть назвать всех Егорок за один выдох. У меня получилось 25 Егорок.

Вывод: С первого раза не получилось произнести всю скороговорку на выдохе, но с каждым разом все большее число Егорок удавалось произнести.

Исследование №3. Народные или авторские скороговорки?

В этом исследовании я провела опрос среди учеников моего класса, какие скороговорки им больше нравятся авторские или народные и почему. Для примера я прочитала по одной из них: «Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет» и

«Простокваши дали Клаше –

Недовольна Клаша.

- Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

Дали вместо простокваши

Нашей Клаше каши.

- Не хочу я просто каши,

Так – без простокваши.

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела – встала,

Спасибо сказала.

(Е. Благинина)

Результаты опроса одноклассников привожу ниже в виде опросного листа. (Приложение №1)

Вывод: Большинству учеников моего класса, 13 человек из 28 опрошенных, понравились обе скороговорки и им трудно было определится с выбором. 8 учеников выбрали народную скороговорку и только 7 – авторскую.

Исследование №4. Челлендж с хештегом «#Перескороговори меня!»

Когда я только пришла в первый класс, в нашей школе проводился литературно-игровой конкурс «Лучший скороговорщик», где я заняла первое место. Ксерокопию грамоты и текст, с которым я победила, привожу ниже (Приложение №2, 3). И теперь, когда я перешла в третий класс, я решила запустить челлендж с хештегом «#Перескороговори меня!”, используя текст, с которым победила, чтобы проверить уровень знания скороговорок и умение произносить их четко и правильно проговаривая слова и звуки.

Вывод: Ученики моей школы с удовольствием присоединились к моему челленджу, и почти всем удалось правильно, четко и быстро проговорить текст предложенных скороговорок.

3.Заключение

И в заключение хочу сказать, что, изучив литературу и сайты всемирной сети Интернет, я пришла к выводу что скороговорки или, как их в народе называют «чистоговорки», являются важной частью народного творчества. Придуманные для забавы они быстро приобрели популярность и стали незаменимы при проведении занятий по коррекции дикции. Я обнаружила что существуют народные и авторские скороговорки. Их повсеместно используют в своей работе многие специалисты в разных сферах жизнедеятельности. А проведя исследования, я могу сказать, что есть разные методы изучения скороговорок, не всегда удобные, но дающие результат по улучшению дикции. Также они способствуют тренировке дыхания. Одинаково популярны в наше время как народные скороговорки, которые формировались веками, так и авторские, придуманные нашими современниками. Ну а итоги челленджа с хештегом «#Перескороговори меня!» показывают, что ученики моей школы с удовольствием поддержали мой челлендж и смогли правильно, чётко и быстро проговорить текст предложенных скороговорок. Также я могу сделать заключение, что скороговорка – это увлекательная и заразительная игра. К ней присоединяются люди разных возрастных категорий. Она дарит радость, смех и положительные эмоции!

4.Библиографический список

Список использованной литературы

1) Даль В.И., Толковый словарь русского языка. Современное написание; - М.: «Астрель:АСТ»,2007;

2) Лунин В.И., Загадки. Скороговорки; - М.: «АСТ – Пресс», 1999г;

3) Науменко Г., Тридцать три Егорки: Русские народные скороговорки; - М.: Издательство «Детская литература», 1989г;

4) Ушакова О.Д., Загадки, считалки, скороговорки; - С.-П.: Издательский Дом «Литера».

Список электронных источников

Docplayer.ru

School-science.ru

Lib.ru

Otvet.mail.ru

Приложение №1

Опросный лист на тему: «Народные или авторские скороговорки?»

№ п/п

Имя ученика, возраст

Народные

Авторские

Затрудняюсь с ответом

Комментарии

1

Настя А. 9 лет

 

+

   

2

Лиза Б. 9 лет

   

+

 

3

Глеб Б. 8 лет

   

+

 

4

Ульяна Д. 9 лет

 

+

   

5

Павел Д. 9 лет

+

     

6

Артём Е. 9 лет

+

     

7

София Е. 8 лет

   

+

 

8

Георгий И. 9 лет

 

+

   

9

Алёна К. 9 лет

 

+

   

10

Ефросинья К. 9 лет

+

     

11

Даниил К. 11 лет

 

+

   

12

Иван М. 9 лет

+

     

13

Софья М. 9 лет

   

+

 

14

Антип Н. 9 лет

+

     

15

Виктория Н. 9 лет

   

+

 

16

София О. 9 лет

   

+

 

17

Арина О. 8 лет

   

+

 

18

Софья П. 9 лет

+

     

19

Игорь П. 9 лет

   

+

 

20

Артур П. 9 лет

   

+

 

21

София С. 9 лет

   

+

 

22

Андрей С. 9 лет

   

+

 

23

Артемий Т. 8 лет

   

+

 

24

Даниил Х. 9 лет

 

+

   

25

София Ч. 9 лет

   

+

 

26

Максим Ш. 9 лет

+

     

27

Алиса Ш. 9 лет

 

+

   

28

Анастасия Я. 9 лет

+

     

29

         

30

         

31

         

32

         

Приложение №2

Приложение №3

В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:

Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардир из Бранденбурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!

Но на самом деле турка был не в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но грех – не смех, не уложить в орех. О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей.

Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошёл, саше на шоссе Саша нашёл.

Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки – вертушки во рту ещё и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька с ватрушками во рту пономаря перепономарит, превыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, - о всём о том охало около колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал:

Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

23

Просмотров работы: 51