Холодное совершенство. (Жанр комиксов в американской и русской литературе)

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Холодное совершенство. (Жанр комиксов в американской и русской литературе)

Рахманова М.А. 1
1МБОУ "Лицей"
Селиванова Е.Ф. 1
1МБОУ "Лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования

Наверняка, многие из нас читали комиксы, и начиналось это, как правило, еще в глубоком детстве. Сегодня это один из самых популярных жанров литературы. Красочные персонажи, запоминающиеся тексты, увлекательные истории - все это привлекает юных читателей. Комиксы есть на любой вкус и цвет: приключения, ужасы, сатира, драма, детективы и прочие жанры. Читательская аудитория: дети, подростки, взрослые.

В «Толковом словаре» С.Ожегова дается следующее определение: «Комикс – небольшая, наполненная иллюстрациями книжка лёгкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями».

«Литературный словарь» под ред. В.М Кожевникова: «КО́МИКС (англ. comics, мн. ч. от comic — смешной, комический) - серия рисунков с краткими текстами, представляющая собой связное повествование развлекательного характера».

Обе словарные статьи содержат главную особенность комиксов: это книжка рисунков с соответствующими подписями комической направленности.

В современном мире существует много разных названий этого вида искусства и отдельных его разновидностей. Масштабные комиксы со сквозным сюжетом называются графическими романами, короткие — стрипами. В сети размещаются веб-комиксы. В некоторых государствах и странах с развитой индустрией рисованных историй для них есть своё название. Так, во франкоязычном мире комикс называют (рисованная лента) BD, японские комиксы называются манга. На русском языке некоторые авторы предлагают использовать термины «рисованные истории» и «смешной рассказ».

При этом не все они сохранили свое первоначальное предназначение, определенное, как принято считать, родоначальниками данного жанра – американцами: смешить, развлекать. Являются ли современные американские комиксы продолжателями своих же традиций в данном жанре? Какое отражение нашли традиционные черты комиксов в русской культуре?

Гипотеза: изначальная роль комиксов - рассмешить, изложить комический рассказ утратилась в американских и сохранилась в русских комиксах .

Цель: определить, в какой литературе (американской или русской) комиксы сохранили свою первоначальную роль.

Задачи:

Изучить историю комиксов.

Определить особенности данного жанра в литературе.

Рассмотреть виды комиксов.

Проанализировать американские и русские комиксы, созданные в разный период времени, определив их сходство и различие.

Объект исследования: комиксы.

Предмет исследования: комизм ситуаций, представленных в американских и русских комиксах, созданных в разный период времени.

Новизна исследования заключается в сопоставлении американских комиксов, созданных в XX-XXI вв., русских комиксов XX-XXI вв., а также в попытке определить, можно ли относить данные произведения к литературным жанрам.

Методы исследования:

анализ (распределение комиксов по периодам создания, определение сюжета, идеи, героев);

сравнение (сопоставление комиксов, созданных в разный период: сходство-различие в сюжете, идее, героях); обобщение (определение общих черт в комиксах).

Материалом для исследования послужили американские и русские комиксы, созданные в разный период времени.

Библиография:

Интернет-ресурсы:

Алексей Иванищев. Рождение комиксов в США: от супергероев в трико до психоделической революции. – 2018. https://disgustingmen.com/art/comics-establishment-usa

История комиксов: от истоков к золотому веку. - 2016. http://disima.ru/vse-o-komiksax/istoriya-komiksov/

Комикс-культура разных стран. – 2016. https://disima.ru/vse-o-komiksax/komiks-kultura-komiksy-raznyx-stran/

Словарь читателя комиксов. – 2016. https://woody-comics.ru/blog/slovar-comics/

Советские комиксы. – 2015. http://oursociety.ru/publ/istorija_rossii/sovetskie_komiksy/4-1-0-224

Термины, которые должен знать каждый комиксист. – 2015. https://disima.ru/sozdanie-komiksa/terminy-kotorye-dolzhen-znat-kazhdyj-komiksist/

Фантастические комиксы. – 2015. https://verasidorova1998.wixsite.com/comiksi/

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.1.1. История возникновения и развития жанра комиксов

Комиксы в виде газетных врезок впервые появились в американской прессе в конце XIX века. Это были небольшие зарисовки, обычно на 1–3 стрипа (стрип — комиксная полоска, лента), рассказывавшие читателю короткую и забавную историю.

Одним из самых известных комикс-персонажей того времени был «Желтый малыш» (1896) (Yellow Кid ) , на плаще которого авторы писали диалоги и практически весь остальной текст. Самые популярные компании комиксов – Marvelcomics (1939) и DCcomics (1934). MarvelComics (от англ. marvel «чудо») — американская компания, издающая комиксы. Marvel наиболее известна такими сериями комиксов, как «Фантастическая четвёрка», «Люди Икс», «Мстители» и т.д. Фанаты называют данную компанию «Дом идей». «DC Comics» издают продукцию, характеризующуюся наличием большого количества широко известных персонажей. В том числе «Супермен», «Бэтмен», «Чудо-женщина» и т.д.

Появившись в американских газетах в 90‑х гг. XIX в., комиксы получили распространение в 30‑х гг. XX в. (в т. ч. комиксы режиссера-мультипликатора У. Диснея). С середины XX в. они стал одним из популярных жанров так называемой массовой литературы в США. Главные темы комиксов — «дикий Запад», похождения суперменов, приключения в джунглях, преступления; распространены также комиксы «любовные», научно-фантастические, псевдоисторические.

В своем историческом развитии американские комиксы прошли несколько этапов (периодов):

1. Золотой век комиксов— название периода в истории американских комиксов, который длился с конца 1930-х до конца 1940-х — начала 1950-х годов. Главными героями комиксов являются животные и супергерои. Обычно комиксы были бытового характера.

2. Бронзовый век комиксов — название периода в истории американских комиксов, который длился с 1970 по приблизительно 1987 год. Точных рамок не существует, некоторые определяют конец периода в 1980 году, кто-то в 1983. Комиксы более приближены к реальности: супергерои решают повседневные проблемы подростков и взрослых.

3. Современный век комиксов— название периода в истории американских комиксов, который длится с середины 1980-х по наше время. Единых рамок и определённого названия данного периода не существует. Некоторые историки выделяют Медный век комиксов, который идёт после Бронзового и перед Современным в этом понимании длящегося с приблизительно 1992 года по наши дни.

В XX веке комикс стал одним из популярных жанров массовой культуры. К этому времени комиксы в основном утратили комичность, за которую получили название. Основным жанром комиксов стали приключения: боевики, детективы, ужасы, фантастика, истории о супергероях.

Какова же история русских комиксов?

Первый комикс в России – «Умная Маша» (1930). Это старейший комикс, который дал устойчивое сочетание в русский язык: «умная Маша» и «как умная Маша». Произведение издавалось в 30-е годы прошлого столетия в журнале «ЧИЖ». Суть заключается в рассказе о приключениях девочки Маши, которая самыми умными и необычными способами выпутывалась их сложных ситуаций. Он приближен к реальности и имеет обычно бытовой характера. В журнале было напечатано более 25 эпизодов, но, несмотря на огромную популярность, комикс перестал издаваться.

В детском юмористическом журнале «Весёлые картинки» истории в картинках печатались для досуга всей семьи.Фактически «Весёлые картинки» стали первым официальным изданием, в котором публиковался советский вариант комиксов. Одними из постоянных героев таких иллюстрированных историй стали Весёлые человечки — группа

сказочных персонажей, включающая Карандаша, Самоделкина, Буратино, Чиполлино, Незнайку и других.

Полноценные комиксы стали появляться в наших детских журналах уже в середине ХХ века. «Крокодил», «Пионер», «Костёр», «Мурзилка», «Трамвай», «Весёлые картинки» - все эти журналы печатали комиксы, запоминающиеся и остроумные. Серии этих комиксов были любимы не только детьми, но и взрослыми. Подобная подача была в новинку для русских читателей. Всё-таки русская письменная культура всегда шла от текста, а рисунок воспринимался как дополнение.

Еще в начале 90-х годов в Россию хлынула западная продукция, в том числе и комиксы. В этот период в России получила «второе дыхание», стала развиваться и популяризироваться молодежная субкультура, которая респектабельно называется «графический роман» или по-простому комикс.

В середине 2010-х Россия впервые в своей истории переживала бум комиксов. Рисованные истории издаёт более десятка издательств. На русском языке выходят самые известные зарубежные графические романы, возникают специализированные магазины комиксов. В 2012 году даже издан комикс «Иллюстрированная Конституция России».

В подавляющем большинстве случае российские графические новеллы – это детский развлекательный жанр. В целом для советских/российских комиксов характерен четкий воспитательный и образовательный посыл, предъявленный в увлекательно и зачастую комической форме. В этой связи стоит упомянуть о таком российском комиксе, как «Фортран», в развлекательной форме посвящающего юных читателей в основы работы компьютерной техники. В журнале «Трамвай» герои комиксов инспектор Бертрам Вайс и его пес Компостер знакомили подростков с миром сложных взрослых вещей и понятий. Еще в начале 90-х годов в Россию хлынула западная продукция, в том числе и комиксы.

Очень важно осмыслить и понять, что такое комикс. Как он может повлиять на нашу современную культурную среду. Ведь любая культура или субкультура, привнесенная извне и претендующая на то, чтобы стать частью нашей жизни, интегрироваться в наше культурное ядро, имеет на это право только в том случае, если она способствует развитию человека. Если происходит наоборот, то общество должно препятствовать этому.

2.1.2. Комиксы в современном мире

На протяжении многих лет комиксы пытались угодить читателям и разнообразить свое содержание, дети, подростки, студенты и некоторые взрослые

Современные комиксы не дают нам понять их первоначального значения. По их содержанию мы понимаем, что это не многословная книжка с рисунками, которая повествует нам о супергероях и их подвигах.

В настоящее время комиксы являются официальным жанром литературы.

Однако при решении вопроса о становлении комикса официальным жанром литературы необходимоучитывать и следующие факты, определяющие особое место комиксов в культуре нашего времени.

1. Несмотря на то, что комиксы — это синтез двух видов искусств (литературы и изобразительного искусства), их принято считать принадлежностью литературы. В ранний период комиксы могли состоять только из картинок.

2. В современном мире цель комиксов неоднозначна. В первую очередь, они создаются для развлечения, но помимо этого мы видим, что комиксы могут влиять на становление личности, выполнять этическую функцию (понятие добра и зла).

В Российской государственной библиотеке для молодёжи находится центр комиксов. В этом месте собираются подростки и взрослые и обсуждают новые комиксы, также в Центре комиксов каждый год проводят конкурс на лучший комикс (который сделан своими руками) и тот комикс, который жюри признает лучшим, будет выпущен большими тиражами по всем книжным магазинам страны. А если комиксу будут давать положительные отзывы, появится возможность открыть свой мини-бизнес.

Так, создатели комикса про кота Кешку победили в таком конкурсе и выпустили свой комикс; читателям очень полюбились герои и сюжет, поэтому авторы просто не могли отказаться от выпуска нового комикса.

Считается, что каждый второй человек на земле ознакомлен с этим литературным жанром.

Современными исследователями отмечается, что, утрачивая комическую природу, комиксы сегодня нередко прославляют грубую физическую силу, жестокость, агрессивность. Упрощенное переложение в комиксах произведений классической литературы приводит к ее примитивизации. Необычайно широкое распространение и вредное влияние комиксов на массового читателя, особенно на детей, вызывает озабоченность видных деятелей мировой культуры.

2.2. Практическая часть

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, мы сравнили американские комиксы (старые и новые) и русские. Были проанализированы следующие комиксы:

американские

«Человек Паук» (1,2 и 705 выпуски);

«Луни Тюнз» («Бакс Бани и лошадь-качалка»);

«Дональд Дак и племянники»;

«Бэтмен» (выпуск 2016 года).

русские:

«Братья Колобки»;

«Умная Маша»;

«Кот Кешка». (2 выпуска: «В погоне за елкой», «В центре внимания»).

Анализируемые данные мы занести в таблицу.

 

Американские комиксы (XIX-XX вв.)

Американские комиксы XX-XXI вв.

Русские (советские) комиксы

Русские комиксы XXI в.

Цель

Самые первые комиксы (американские) - комический рассказ (чаще - бытового характера, или о животных) о таких событиях: взрослый кролик играет с лошадью-качалкой или как селезень не может уследить за своими племянниками. Основная мысль: Рассмешить читателя забавной историей. : «Луни тюнз»

Завлечь читателя любыми

средствами, чаще всего – используя грубые выражения «Урод!», «Хорошенько треснуть!»

«Супермен», «Бэтмен»,

«Человек-паук», «Звездные войны».

Рассмешить читателя забавной историей. Донести воспитательный посыл.

Рассмешить читателя забавной историей. Донести образовательный посыл.(в меньшей степени, чем созданные ранее).

«Кот Кешка», «Тридевятое царство», «Лучик»,

«Фортран»

Сюжет

Комический.

Многожанровость: фантастический, драматический, детективный, сатирический или другой сюжет .

Синтез в рамках одного комикса различных сюжетов:

комических, приключенческих, боевика, любовного романа.

«Человек-паук», «Звездные войны».

Комический.

Комический.

Главные герои

Животные, выдуманные существа и смешные человечки: Бакс Банни, Дональд Дак, Колобки.

Супергерои, суперзлодеи, антигерои и т.д.: Бетмен, Черная кошка, Джокер.

Дети (девочка Маша), животные.

Животные, живые предметы:

кот Кешка, пес Компостер. Близость к супергероям.

Следует отдельно подчеркнуть такую особенность героев американских комиксов как

архетипичность. Герои американских комиксов ценны не столько как самостоятельные личности, сколько как воплощение бессознательных архетипов. Зачастую проработка их характеров схематична и направлена на выражение какого-то конкретного типажа. Например, Супермен или Капитан Америка – типичные «воины», в чертах Джокера можно увидеть Трикстера, а Чудо-Женщина выражает архетип девы-воительницы.

Русские комиксы зачастую несут воспитательный посыл (показывают, как надо вести себя в обществе и т.д.), чего не скажешь об американских комиксах, где в основе сюжета лежат события, показывающие, как пример, отрицательные поступки.

Современные комиксы стали «обслуживать» запросы читателей, интересующихся данными сюжетами. Но самое главное - в динамичный, быстро меняющийся век становится важным кратко передать содержание больших произведений, донести кратко основную мысль (так как некогда читать большие произведения). Позволяет ли это относить комиксы к совершенству?

Совершенство литературы, на наш взгляд, предполагает наличие, прежде всего эстетической функции. Чего нельзя сказать о данном жанре литературе. Еще одна особенность литературы, как вида искусства - наличие этической функции - является чертой американских комиксов лишь на заре их возникновения и является особенностью русских комиксов во все периоды их создания.

Современные американские комиксы не сохранили свою главную роль - комичность - так как направлены на удовлетворение запросов читателей. А русские комиксы сохранили изначальное предназначение данного жанра массовой литературы.

Следовательно, изначальную роль – рассмешить, научить чему-либо, используя комический сюжет в форме картинок - сохранили русские комиксы.

3. Заключение

Наша гипотеза в результате исследовании получила подтверждение: функция комиксов – рассмешить, изложить комический рассказ – в полной мере сохранилась в русских комиксах и утратилась в комиксах признанных родоначальников данного жанра – американских, выдвинувших на первое место – комиксы-боевики с их супергероями. Воспитательный аспект комических ситуаций сохранился в русских комиксах.

Тем не менее, следует отметить, что в стране, давшей миру великих писателей, великую литературу, приобщение к великой русской культуре невозможно при увлечении

данным жанром. С одной стороны - совершенство в подаче информации (лаконичность, яркость), и в то же время – холод, в связи с отсутствием эстетической функции, свойственной художественному произведению, – такую характеристику можно дать этому жанру.

Таким образом, данное исследование направлено не только на углубление знаний об истории жанров литературы, но и на всестороннее развитие личности.

4.Список литературы

Словари:

Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М. : Сов. энцикл., 1987. – 751 с.

С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

Интернет-ресурсы:

Комикс-культура разных стран. – 2016. https://disima.ru/vse-o-komiksax/komiks-kultura-komiksy-raznyx-stran/

Термины, которые должен знать каждый комиксист. – 2015. https://disima.ru/sozdanie-komiksa/terminy-kotorye-dolzhen-znat-kazhdyj-komiksist/

Словарь читателя комиксов. – 2016. https://woody-comics.ru/blog/slovar-comics/

История комиксов: от истоков к золотому веку. - 2016. http://disima.ru/vse-o-komiksax/istoriya-komiksov/

Фантастические комиксы. – 2015. https://verasidorova1998.wixsite.com/comiksi/--

Советские комиксы. – 2015. http://oursociety.ru/publ/istorija_rossii/sovetskie_komiksy/4-1-0-224

Алексей Иванищев. Рождение комиксов в США: от супергероев в трико до психоделической революции. – 2018. https://disgustingmen.com/art/comics-establishment-usa

Приложение

Название комикса

Аннотация

«Луни Тюнз»

Главный герой - Багз Банни, кролик-комик, весельчак и приколист. Символ Looney Tunes и всех мультфильмов Warner Brothers. Впервые появился в 1940 году. Знаменит приключениями, в которых легко побеждает любых врагов.

«Человек-Паук»

Образ Питера Паркера неоднократно менялся даже в основной вселенной: из школьника он стал преподавателем, из фотографа Daily Bugle — главой крупнейшей фирмы в мире. Человек-паук стал народным супергероем, и все дело в том, что он всегда был близок к читателю, так как это простой человек, по воле случая ставший особенным и вынужденный использовать свои приобретенные суперсилы во благо. В ранних комиксах – комедийный персонаж. В современных историях -юмор в жесткой форме.

«Том и Джерри»

Том и Джерри: бесконечные ссоры кота и мышонка (сильного и слабого) и желание стать друзьями! Комичные ситуации, в которые попадает кот Том.

«Бэтмен»

И стории супергероя, легендарного тёмного рыцаря Бэтмена, вступающего в борьбу со злом.

«Умная Маша»

У влекательные истории про находчивую, знающую не по годам как жить и облегчать нелегкий советский быт, девочку.

 

«Братья Колобки» («Приключения колобков»)

Многие знаменитые сыщики мечтали бы пожать ему руку. Но сделать это практически невозможно, потому что Колобок безумно занят. Каждый день он расследует новое преступление.

«Кот Кешка».

Истории в картинках про необычного кота. Поучительные юмористические истории про находчивого кота. Минимум несложного текста и понятный юмор.

Просмотров работы: 289