Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность

Евтушенко К.В. 1
1Одинцовская лингвистическая гимназия
Хоруженко В.А. 1
1Одинцовская лингвистическая гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Паспорт

Тема проектной работы – «Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность» (Игра – лото для школьников и их родителей).

Автор работы – Евтушенко Кристина, ученица 5 «В» класса МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия.

Научный руководитель – Хоруженко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия.

Цель проектной работы — изучить и обобщить сведения о детских, отроческих, юношеских годах А.С. Пушкина; на основе этого материала разработать и создать игру- лото «Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность».

Достижению цели способствуют основные задачи:

- изучить литературу и другие источники по данной теме;

- осуществить сбор фотоматериала по родословной поэта, пушкинским местам раннего периода творчества А.С. Пушкина;

- проанализировать и систематизировать полученные сведения;

- обобщить полученный материал;

- вызвать интерес к русской живописи, истории и литературе;

- подготовить презентацию по теме с использованием информационных технологий.

Работа состоит из теоретической части, котораяпосвящена изучению биографии Пушкина, его родословной, детских лет, лицейского периода, а также изучению раннего периода творчества поэта.

И практической части, где рассказывается о технологии создания продукта проекта - обучающей игры-лото «Мой Пушкин. Детство, Отрочество. Юность», правилах и комплектации игры, приводится расчет себестоимости ее изготовления.

По результатам проекта разработана игра - лото «Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность», позволяющая ознакомиться учащимся младшей и средней школы с жизнью и творчеством великого поэта в игровой форме, также написано эссе «Мой Пушкин».

Введение

Проект посвящен детству и юности великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, местам, где рос и постигал жизнь великий поэт, где формировалась его творческая личность.

А.С. Пушкин не писал специально для детей, но случилось так, что уже более двухсот лет Пушкин – самый любимый и самый узнаваемый детский поэт.

И первое знакомство с творчеством Пушкина начинается, конечно же, с его сказок. Но в начальной школе крайне мало уделяется внимания биографии поэта. Становясь старше, каждый из нас задумывается о гении Пушкина, о том, что повлияло на формирование личности будущего поэта, кто был для него примером, о годах учебы и многом другом. В моей работе рассказывается о юном Пушкине, его детстве, лицейских годах, а также тех памятных местах, которые так или иначе связаны с этим периодом жизни поэта: Москве, подмосковном Захарове, Царскосельском Лицее, Санкт-Петербурге. Мы как бы переносимся в обстановку далекой пушкинской поры, его детства, отрочества и юности.

Актуальностьтемы проектной работы определена неугасающим интересом к личности поэта, популярностью его произведений, значимостью мест, где он жил и творил. Без знания жизненного и творческого пути поэта, этапов его взросления, невозможно понять то, что создано творческим гением Пушкина. Пушкин нисколько не устарел, хотя жил и творил почти два века назад.

Проблема заключается в том, что в младшей и средней школе недостаточно уделяется внимания биографии поэта, изучению исторических мест, связанных с его жизнью и творчеством, а также отсутствует доступная форма подачи информации, которая помогла бы школьникам с еще большим интересом изучать жизнь и творчество великого русского поэта.

Цель проектной работы — изучить и обобщить сведения о детских, отроческих, юношеских годах А.С. Пушкина; на основе этого материала разработать и создать игру- лото «Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи.

1. Изучить литературу и другие источники по данной теме.

2. Посетить пушкинские места

3.Осуществить сбор фотоматериала по родословной Пушкина, пушкинским местам, раннему творчеству поэта

4. Проанализировать и систематизировать полученные сведения.

5. Обобщить подготовленный материал и подготовить игру-лото ««Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность».

6. Создать презентацию по теме.

Игра-лото «Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность» адресована всем, кто интересуется пушкинским творчеством.Играя в лото, можно совершить увлекательное путешествие по знаковым местам, связанным с жизнью поэта, узнать о родословной Пушкина, познакомиться с его великими произведениями.

Объект проектной работы – детские и юношеские годы А.С. Пушкина, его раннее творчество.

Предмет – пушкинские места и произведения поэта, связанные с детством, отрочеством и юностью А.С. Пушкина.

В ходе написания проектной работы мы использовали следующие методы:

- исследовательский;

- аналитический;

- синтез собранной информации;

- обобщение;

- презентационные умения и навыки.

Основные этапы реализации.

1. Подготовительный этап:

а) определение темы, выявление проблем, уточнение цели;

б) поиск и сбор информации, анализ, систематизация литературы;

в) сбор фотоматериала по пушкинским местам;

г) сопоставление теоретического и практического материала.

2. Основной этап:

а) подготовка текста и оформление проектной работы;

б) разработка и создание игры-лото «Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность»; написание эссе «Мой Пушкин»

в) изготовление технологической карты изготовления лото;

г) подсчёт экономических затрат (обоснование себестоимости лото) и реклама;

д) подготовка презентации проекта.

3. Завершающий этап:

а) защита проекта;

б) презентация игры-лото;

в) самооценка результатов.

Значимость и прикладная ценность полученного результата заключается в том, что игра - лото может быть использована учителем и родителями в качестве пособия для внеклассной работы, как в младшей, так и в средней школе, игра призвана помочь школьникам в изучении биографии, творческого пути А. С. Пушкина. Также игра может способствовать повышению уровня литературоведческой и культурной грамотности обучающихся.

1.Теоретический раздел

Род Пушкиных

Родословная Пушкина необычайна: в его жилах текла славянская и африканская кровь. Пушкин гордился древним происхождением своего рода. Гордился и «черным прадедом», знаменитым «арапом Петра Великого», Ибрагимом, замеченным и великодушно пригретым великим Петром I.

В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где, позабыв Елисаветы
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны леты
О дальней Африке своей... [1, том 1, С.492].

Бабушка по линии матери Мария Алексеевна Ганнибал, владевшая сильной и образной русской речью, была первой наставницей маленького Александра, она выучила его грамоте. Мальчик жадно впитывал в себя ее русские сказки, предания и рассказы о прадеде Абраме Петровиче Ганнибале и о его сыне, Осипе Абрамовиче, за которым была замужем.

Отец Пушкина, Сергей Львович, принадлежал к древнему, постепенно обедневшему дворянскому роду государственных деятелей, сподвижников Александра Невского, Ивана Грозного, Бориса Годунова. Сергей Львович Пушкин, отец поэта, был душою общества и слыл человеком образованным. Тяга к литературе и поэзии вообще отличала Пушкиных. Довольно известным поэтом своего времени был дядя Пушкина, Василий Львович. Стихами «баловались» старшая сестра поэта, Ольга, и младший брат, Лев.

1.2 Москва Пушкинского детства

1.2.1 Место рождения А.С. Пушкина

26 мая (6 июня) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой Слободе (ныне улица Баумана) родился А.С. Пушкин. Новорожденный был назван бабушкой Ольгой Васильевной в честь Александра Невского — святого покро­вителя рода Пушкиных, с имени которого начиналась их родословная.

Знакомство с Пушкинскими местами следует начать с улицы Бауманская, ведь именно с ней по традиции связывают рождение поэта. Так мы оказываемся в районе бывшей Немецкой слободы. В конце XVIII столетия здесь селилось московское дворянство. «Немецкая слобода, где жили Пушкины, «составляла по чистоте и опрятности шик Москвы».

Дом, в котором родился великий поэт, не сохранился. На месте одного из предполагаемых адресов, где ранее стоял дом, в котором появился на свет будущий, поэт сейчас находится школа №345 им. А.С. Пушкина (ул. Бауманская, д.40). Поэтому на фасаде здания школы установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь был дом, где 26 мая (6 июня) 1799 г. родился А. С. Пушкин», и установлен бронзовый бюст совсем юного поэта работы скульптора Е. Ф. Белашовой (Приложение 5).

1.2.2 Место крещения Пушкина
В этом же районе, неподалеку от здания школы, на Елоховской площади, ул. Спартаковской, дом 15, находилась Церковь Богоявления в Елохове (сейчас это Богоявленский кафедральный собор в Елохове), прихожанами которой были родители Пушкина (Приложение 5). Именно здесь 8 июня 1799 года был крещен новорожденный Александр. В метрической книге церкви Богоявления в Елохове находится такая запись: «Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца ево Моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина».

1.2.3 Родовой москвич

«Пушкин был родовой москвич», - писал Вяземский. Именно Москва была тем местом, где рос и воспитывался будущий поэт, где прошли его детские годы.

Атмосферу шумной жизни Москвы поэт воссоздал в послании «Всеволжскому» [1, том 1, С.206]:

Разнообразной и живой
Она пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами,
Невестами, колоколами...

В столице имеется несколько десятков объектов, связанных с А.С. Пушкиных. Однако до наших дней сохранились в Москве всего два. Это дворец Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке (в западном крыле которых маленький А.С Пушкин жил со своими родителями с 1801 по 1803 гг. – в 2-4-летнем возрасте) и дом на Старом Арбате, где поэт снимал в течении трех месяцев квартиру после своей женитьбы (ныне – музей-квартира А.С. Пушкина).

1.2.4 Дворец Волковых-Юсуповых (Большой Харитоньевский пер., 21,

стр. 4)

В Большом Харитоньевском переулке сохранился дом № 21, принадлежавший знатному екатерининскому вельможе князю Николаю Борисовичу Юсупову (1751-1831). Сейчас здесь музей дворец князей Волковых-Юсуповых.

Во флигеле этого дома жили Пушкины в 1801 – 1803 годах. Московский Юсупов сад был сказочным. Именно он послужил прообразом сада Черномора и фантазийных сюжетов пролога поэмы «Руслан и Людмила»: ровные аллеи, цветники, гроты и беседки. Мощный раскидистый дуб обвивала золочёная цепь. По ней в сухую погоду пускался механический пушистый кот со сверкающими глазами. Чудесный кот ещё и напевал что-то непонятное. Именно этого механического кота на цепи и описал он в знаменитой поэме.

1.2.5 Дом-музей В.Л. Пушкина (Старая Басманная, 36)
Одним из памятных мест Москвы можно считать и дом на Старой Басманной, 36, где жил родной дядя Пушкина – поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830) сыграл немалую роль в развитии его поэтического дара.

В 2013 году в доме был открыт музей В.Л. Пушкина, мемориальная доска на доме отмечает, что Пушкин часто бывал здесь.

1.2.6 Первый памятник А.С. Пушкину

Также знаменательно, что именно на родине Пушкина, в Москве, был сооружен первый памятник великому поэту. Идею увековечить память поэта первым выдвинул В. Г. Белинский. Памятник Пушкину в Москве был открыт 6 июня 1880 года, в 81 годовщину рождения поэта. Его автор - сын крепостного крестьянина Ярославской губернии скульптор А.М. Опекушин. Памятник производит большое впечатление своей величавой простотой. Поэт стоит в распахнутом плаще, склонив голову набок, в задумчиво-созерцательной позе. На лицевой стороне высечено: «Пушкину». На обратной: «Сооружен в 1880 году». На боковых гранях строчки из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

1.3 «…Моё селенье, моё Захарово…».

Летом Пушкины жили в подмосковном имении Захарово, принадлежавшем бабушке поэта Марии Алексеевне Ганнибал. Пушкин впервые приехал сюда 6-летним мальчиком и бывал здесь ежегодно до 1810 года.

В деревне Пушкин впервые соприкоснулся с народной песней, частушкой, с увлечением играл с крестьянскими детьми. Самыми любимыми играми маленького Саши были «Бабки», «Чехарда» и «Калечина-малечина».

Именно здесь, в Захарово, никто не мешал и не мог отнять у мальчика рассказов крепостного «дядьки» Никиты Козлова и Арины Родионовны про лешего, бабу-ягу, Черномора, чудо-богатырей, царевну-лебедь и других героев, перекочевавших затем в его поэму «Руслан и Людмила».

Мне видится моё селенье,
Моё Захарово, оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено. [1, том 1, С.112].

1.4 «Отечество нам Царское село»

Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина были Лицей и Царское Село. Царскосельский лицей был основан 19 октября 1811 года. Учеников отбирали по конкурсу, также за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей. Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания. Например, комната Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее была под номером 14. А комната его соседа и ближайшего друга Ивана Ивановича Пущина была под номером 13. Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. Первый курс– «младший», рассчитанный на 3 года, затем курс «старший».

В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи. В 1814 году в 13 номере модного литературного журнала «Вестник Европы» появилось послание «К другу стихотворцу». Это было первое напечатанное стихотворение Пушкина.[5, С.72]. А известное стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» было написано в октябре - ноябре 1814 г. для чтения на публичном экзамене (8 января 1815 г.).

9 июня 1817 года, в день выпуска из учебного учреждения, лицеисты дали клятву в вечной дружбе. Кроме того, они пообещали друг другу собираться в день открытия лицея 19-го октября. Свою дружбу лицеисты пронесли через всю жизнь. В одном из лучших своих лирических стихотворений, «19 октября», обращаясь к друзьям, он скажет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастье куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.[1, том 1, С.353].

1.4.1 «Лицейское братство» Пушкина

Первый «пушкинский» лицейский курс состоял из одаренных, незаурядных мальчиков. Ближайшими друзьями Пушкина были Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг .

Иван Иванович Пущин стал самым первым и «бесценным» лицейским другом Пушкина. Заслугой Ивана Ивановича считают создание исторических заметок о Царскосельском лицее.  Пущин был одним из самых первых биографов великого поэта Пушкина.

Антон Антонович Дельвиг подсказал Пушкину отправить свои стихи в журнал «Вестник Европы» для печати.Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине. С Пушкиным Дельвиг был дружен всю жизнь.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер был однокурсником Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее. От Пушкина ему часто доставались колкости. Одна из строк пушкинской эпиграммы даже вошла в лицейский обиход и в историю. Сделал он это не со зла - Кюхельбекер, Дельвиг и Пущин были его лучшими друзьями.

1.4.2 Первая любовь

В лицейские годы Александр Сергеевич Пушкин имел чувства к нескольким девушкам. Но самой первой настоящей любовью Пушкина была сестра лицейского друга поэта Екатерина Бакунина. Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы. Пушкин посвятил ей большое количество произведений. Стихотворение "Осеннее утро" написано в 1816 году и посвящено Екатерине Бакуниной:

С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день —
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет её… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашёл чуть видимых следов,
Оставленных ногой её прекрасной[5, С.154].

1.4.3 Лицейская лирика А.С. Пушкина

В Лицее Пушкин «окончил» поэтическую школу, овладел многими жанрами, начал всерьез сочинять стихи. В истории, не только русской, но и мировой литературы не было случая, чтобы поэт, писатель в своем творчестве так много места уделил школе, воспитавшей его, как А.С. Пушкин Лицею. Лицей в его первых юношеских стихах, в посланиях друзьям, в романе в стихах «Евгений Онегин», в стихотворениях разных лет, посвященных лицейским годовщинам: «Пирующие студенты» (1814), «Воспоминания в Царском селе» (1814), «К Пущину» (1815) и других.

1.5 «Под вашу сень, Михайловские рощи…»

А.С. Пушкин попрощался с Лицеем в 1817 году, однако, решил отдохнуть и посетил родовое имение Михайловское. Он был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.», как напишет потом в одной из своих автобиографий. В настоящее время здесь действует Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское".

Под вашу сень, Михайловские рощи, 
Являлся я; когда вы в первый раз 
Увидели меня, тогда я был 
Веселым юношей, беспечно, жадно 
Я приступал лишь только к жизни;
(Из стихотворения " …Вновь я посетил…") [1, том 1, С.573].

1.6 Знакомство с Петербургом.

Настоящее знакомство с городом на Неве состоялось в 1811 году. Тогда дядя поэта Василий Львович Пушкин привез А.С. Пушкина в Петербург для поступления в Царскосельский Лицей. Они остановились в доме купца Кувшинникова на Мойке, 13.

1.6.1 Дом купца Кувшинникова (набережная Мойки, 13)

В доме купца Кувшинникова на Мойке, 13. зачисленный в лицей А.С. Пушкин прожил два счастливых месяца.

Столица ошеломила А. Пушкина. Она была так не похожа на его родную тихую Москву! После пестрой Москвы Петербург поразил его своей величественной красотой, блеском рек и каналов, белыми ночами. В Санкт Петербурге имеется несколько десятков памятных мест, связанных с А.С. Пушкиным.

1.6.2 Коллегия иностранных дел (Английская набережная, 32)

Летом 1817 года, после окончания Лицея, Пушкин открывал для себя Петербург заново, заново узнавал и обживал этот город.

13 июня 1817 года восемнадцатилетний А.С. Пушкин прибыл на службу в Коллегию иностранных дел, в здание на Английской набережной. Пушкин служил в небольшом чине коллежского секретаря. Но дипломатическая карьера его не привлекала. Вследствие чего в учреждении Пушкин появлялся нечасто, облаченный в несоответствующие случаю фрак и широкополую шляпу, привлекая к себе всеобщее внимание.

1.6.3 Родительский дом в Коломне (Набережная реки Фонтанки, 185)

Первые три года после окончания лицея и вплоть до первой ссылки на юг (с 1817 по 1820 гг.) петербургской жизни Александра Пушкина, прошли в доме родителей на набережной реки Фонтанки в доме 185. Здесь, в доме в Коломне, была закончена первая поэма Пушкина - "Руслан и Людмила", которая стала событием в литературном мире. Василий Андреевич Жуковский тогда с уважением прислал свой портрет с надписью:

" Победителю ученику от побежденного учителя". [2, C.59]

И в этот же период Пушкиным было написано множество стихотворений. Их выучивали наизусть, они расходились в списках. Слава Пушкина "росла не по дням, а по часам", замечал один из современников. В своем творчестве Пушкин не раз обращался к образу города. Петербург - место действия поэмы «Домик в Коломне», романа в стихах «Евгений Онегин», повести «Пиковая дама» и поэмы «Медный всадник».

1.7 Поэма «Руслан и Людмила»

А. С. Пушкин начал писать известную сейчас всем поэму «Руслан и Людмила» еще в годы своей учебы в Лицее в 1817 году.

Писатель, вдохновившись произведением Л. Ариосто «Неистовый Роланд», а также книгами Карамзина и Николая Радищева, решил написать богатырскую поэму. Первым изданием поэмы можно считать май 1820 года. В 1828 году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог. Начало «Пролога» воспроизводит детские впечатления Пушкина в Юсуповым саду: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет».

Практический раздел

2.1 Разработка и создание обучающей игры-лото «Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность»

Этапы создания игры-лото:

изучение теоретического материала;

подбор материала для карточек и их описания;

подбор фотографий и иллюстраций;

изготовление карточек;

описание правил игры;

оформление игры.

Для разработки игры-лото «Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность».

я использовала программы Word и PowerPoint 2013. Технологическая карта изготовления лото представлена в таблице (Приложение 3).

2.2. Описание игры

Конструкция игры-лото традиционная: игра состоит из 12 полей, на каждом из которых расположены 6 карточек с изображением близких людей, памятных мест, предметов, так или иначе связанных с детством и юностью Александра Сергеевича Пушкина. Всего 72 карточки с 36 сюжетами.

Также лото содержит 36 карточек для ведущего, на которых расположено текстовое описание-загадка для каждого изображения. Подробное описание и правила игры представлены в Приложении 2.

2.3 Экономическое обоснование

Себестоимость игры-лото одного «Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность» включает в себя затраты на изготовление игры по разработанному мной оригинал-макету в размере 800 рублей. Ценность разработанной и изготовленной мною игры-лото заключается в его оригинальности и уникальности. Поскольку купить подобную игру в магазине не представляется возможным.

2.4 Реклама изделия

Игра-лото «Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность», созданная мною, получилась яркой, информативной и эксклюзивной по своему содержанию.

Игра предназначена для школьников младшей и средней школы, любящих творчество поэта. Использовать эту игру можно и в семейном кругу. С помощью предложенной игры каждый сможет изучить биографию и раннее творчество Пушкина, а также составить собственный интересный маршрут для самостоятельного путешествия по пушкинским местам (Приложение 4).

Создание Эссе «Мой Пушкин»

Также мною было написано эссе «Мой Пушкин» (Приложение 1).

Эссе было создано под впечатлением от знакомства с творчеством и жизнью поэта. Благодаря работе над проектом, я познакомилась со многими, ранее неизвестными мне произведениями великого поэта. Удивительно, но несмотря на всю сложность поэтических форм, стихи Пушкина легко запоминаются. Может быть поэтому его сказки и стихи – самые любимые произведения нашего детства?

Мой Пушкин-живой и настоящий! Яркие впечатления, атмосфера, события и обстоятельства его детства и юности сформировали незаурядный талант Пушкина, дали толчок яркому проявлению его поэтической музы.

Заключение

Подводя итоги проектной работы, мы пришли к выводу, что поставленные задачи выполнены и достигнута цель проекта:

1. Изучены и систематизированы сведения о местах пушкинского детства, его юношеских и лицейских лет, с которыми связаны важные события в жизни юного поэта.

2. Разработана игра –лото «Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность».

Научная новизна и самостоятельность проекта заключается в том, что мною разработана уникальная игра-лото, которая содержит сведения о близких людях поэта, местах, предметах, связанных с важными моментами жизни и творчества юного Пушкина.

Свидетельства пребывания поэта в тех или иных местах в игре-лото иллюстрируются художественными изображениями и фотоматериалами этих мест, церквей, памятников домов, предметов обихода.

Теоретическое и практическое значение проекта состоит в том, что материал проектной работы и разработанной мною игры-лото «Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность» можно использовать в качестве пособия на уроках литературы в начальной и средней школе.

Игрой могут воспользоваться учащиеся гимназии для подготовки к урокам литературы. Кроме того, игра призвана заинтересовать школьников в изучении творческого и жизненного пути А. С. Пушкина, повысить литературоведческую грамотность учащихся.

Игра может быть предназначена для самостоятельного использования в семейном кругу для знакомства с детством, отрочеством и юностью великого русского поэта.

Также в ходе работы над проектом были изучены работы таких литературоведов как А. И. Гессена «Жизнь поэта», «Все волновало нежный ум… Пушкин среди книг и друзей», С.Н. Некрасова «Душа в заветной лире…», работа Е.Н. Егоровой «Детство Александра Пушкина», в которых рассказывается о местах, хранящих память о Пушкине, о событиях и людях, с которыми поэт встречался в детстве. В художественной форме отображены события и люди, которые окружали юного поэта с самых первых дней.

Изучение и анализ литературоведческих работ данных авторов помогли нам сформировать свою точку зрения, воссоздать образ А.С. Пушкина, глубже понять своеобразие его жизни, личности и гения.

Список использованной литературы

Некрасов С.М. Душа в заветной лире… - М.: Альфа-Колор, 2010. – 160 с.

Седова Г. А. С. Пушкин и особняк на Мойке. – СПб.: Абрис, 2008. -160 с.

Волович Н.М. Пушкинские места Москвы и Подмосковья. – М.: Моск. рабочий, 1979. – 232 с.

Гессен А.И. Все волновало нежный ум…Пушкин среди книг и друзей. – М.: Изд. «Наука», 1965 г. – 510 с.

Басина М. Жизнь Пушкина. Кн.1 «В садах лицея». – СПб.: Издательство «Пушкинского фонда». 2011-171 с.

Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 208 с.

Егорова Е.Н. Детство Александра Пушкина. Литобъединение «Угреша» Московской областной организации СП России, 2012

Пушкин А.С. Сочинение в трёх томах. - М.: Художественная литература,1987

Александр Пушкин // Интернет ресурс: http://pushkin.niv.ru/

Пушкинские места. Виртуальная экскурсия по пушкинским местам России // Интернет ресурс: http://pushkinmesta.ru/.

Приложение 1

Мой Пушкин

(Эссе)

Москва… Захарово… Царское село… Санкт-Петербург…

Каждый, кто любит русскую литературу, без труда скажет, с именем какого поэта связаны эти слова. Конечно, речь идёт об Александре Сергеевиче Пушкине.

Москва – город, в котором родился поэт. В Захарове, имении бабушки, Саша провел детские годы. Учеба и юность связаны с пребыванием поэта Царском селе и Санкт-Петербурге. Именно здесь он учился дружить, любить, познавал жизнь во всем ее многообразии.

Посетив места, где Пушкин был рождён, крещён, где проводил лето, я живо представила будни маленького Саши. Я увидела его простым мальчишкой-фантазёром, веселым и беззаботным, и, в то же время, передо мной возник образ задумчивого и впечатлительного ребенка. Каждое яркое событие жизни, которое оставляло неизгладимый след в его душе, потом становилось фрагментом какого-либо произведения. Например, механический кот, которого он увидел в возрасте всего четырёх лет, запомнился ему надолго и стал одним из самых ярких персонажей пролога к поэме «Руслана и Людмилы».

У каждого Пушкин свой… Мой Пушкин – это любящий внук, сохранивший глубокую привязанность к бабушке Марии Алексеевне и няне Арине Родионовне. Именно им обязан он своей любовью к русскому языку, русским корням и традициям. Это и поэт – сказочник, находивший в устном народном творчестве очарование слова, неповторимость и загадочность сюжетов.

Мой Пушкин – это Пушкин-подросток, ценящий настоящую дружбу, сумевший пронести её через всю жизнь. В этой дружбе было все: и преданность, и служение общим идеалам, и увлечение творчеством, и мальчишеские шалости, не лишенные насмешек и подтрунивания друг над другом.

Мой Пушкин – это и романтический юноша, познавший первую влюбленность, щедро одаривший свою возлюбленную, Катеньку Бакунину, нежными стихами.

Мой Пушкин – это солнечный гений, отразивший возвышенные идеалы дружбы, любви, верности, служения музе…

Мой Пушкин – человек, с которым можно советоваться, которому можно доверять и находить ответы на вопросы в его стихотворениях, поэмах и романах

Мой Пушкин живой и настоящий!

Приложение 2

Правила игры:

Участникам раздаются игровые поля. Всего их 12. На каждом поле по 6 карточек с сюжетами.

Таким образом, в игре участвуют 72 карточки с 36 разными сюжетами. Карточки на разных полях повторяются дважды.

Одновременно могут играть от 2 до 12 человек. Поля, не участвующие в игре, отдаются ведущему.

Участник может взять для игры одно, два или более полей. При первоначальном знакомстве с сюжетами рекомендуется брать на одного участника НЕ более 2 игровых полей.

Ведущий берёт по одному сюжету (всего их 36) и зачитывает загадку-отрывок из произведения А. С. Пушкина или цитату.

Задача игрока-внимательно слушать текст и угадать среди своих сюжетов тот, который относится к данному тексту.

Отгадавшему игроку ведущий дает фишку, и тот закрывает ею отгаданный сюжет на игровом поле.

Если сюжет выпадает одновременно на двух полях, второй отгадавший закрывает его дополнительной фишкой.

Победителем считается тот, кто быстрее всех закроет все сюжеты на своих игровых полях.

Техническая информация для ведущего:

Все игровые карточки пронумерованы. Всего их 72.

В игре используются 36 сюжетов. Карточка с одним и тем же сюжетом имеет два порядковых номера и встречается дважды на разных игровых полях. Номер карточки игрока внизу.

На карточке ведущего указаны два номера карточки с один сюжетом.

Если игроки не знают ответа на заданный вопрос, ведущий просто называет номера карточки, и участники игры легко её находят.

Комплектация игры:

12 игровых полей

Каждое поле имеет 6 мест под карточки.

72 карточки

На карточке изображен сюжет или известная личность, которую должен отгадать

игрок по загадке. Сюжеты с карточек встречаются 2 раза на игровых полях.

36 сюжетов

Сюжеты повторяются дважды на разных игровых полях

36 фишек

Фишка нужна для того, чтобы закрыть вторую правильно угаданную карточку

второму игроку.

  

Приложение 3

Технологическая карта изготовления обучающей игры-лото

«Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность»

№ п/п

Содержание операции

Технология выполнения

1

Выбрать формат полей лото

16х23

2

Выбрать расположение изображений

Горизонтальное

3

Оформить коробку игры-лото

3.1

Выбрать фон оформления обложки

Фон «Рукописи Пушкина»

3.2

Осуществить подбор фото на обложку коробки

Портрет Пушкина

автор С. Г. Чириков

3.3

Выбрать формат размещения изображений на обложке коробки

Создание макета обложки

3.4

Выполнить теоретическое сопровождение коробки

Подбор текста: заголовок, надписи

3.5

Выбрать вид, размер и начертание шрифта для названия игры

Вид - Bookman Old Style (заголовок),

Rockwell (Основной текст) -надписи, размер шрифта: заголовок 48, текст – 18, начертание – курсив

4

Оформить игровые поля игры-лото

4.1

Определить порядок расположения карточек на полях игры

Поочередный, с повторениями

4.2

Выбрать шрифт оформления карточек на игровых полях

Times New Roman

4.3

Определить количество игровых полей, сюжетов и карточек

12/36/72

4.4

Осуществить подбор изображений для игровых карточек

Фотографии, портреты, пейзажи из собранного фотоматериала, интернет - ресурса

4.5

Выбрать сетку размещения карточек на игровых полях

Варианты расположений фотоматериала на каждом индивидуальны

4.6

Выполнить теоретическое сопровождение каждого изображения

Подбор текста: заголовков, надписей, стихов, цитат

4.7

Выбрать вид, размер и начертание шрифта теоретического сопровождения для каждого изображения

Вид Times New Roman (заголовки),

Times New Roman (Основной текст) -надписи, цитаты, размер шрифта: заголовки 32, текст – 24, начертание - курсив

5

Выбрать бумагу для обложки коробки, игровых полей, фишек и карточек

Фотобумага INKO DOUBLE-SIDED GLOSSY (матовая односторонняя) 220 г/м22

6

Напечатать обложку, игровые поля, карточки и фишки

Принтер Canon color MG6440

7

Наклеить обложку на коробку

Ножницы, клей

Приложение 4

Фото игры – лото «Мой Пушкин. Детство. Отрочество. Юность»

 

Приложение 5

По пушкинским местам

Школа№345 им. А. С. Пушкина,ул. Бауманская,40.

Е. Ф. Белашова Бюст поэта.

П П

Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Москва.

Государственный историко-литературный Музей-заповедник А.С. Пушкина в Захарово.

Праздник, посвященный 220-й юбилею А.С.Пушкина  в Захарово.

Просмотров работы: 903