Какой словарь лучше

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Какой словарь лучше

Матвеева М.А. 1Котлованова М.М. 1
1МБОУ "СОШ № 135 имени академика Б.В.Литвинова"
Юдина Е.Н. 1
1МБОУ "СОШ № 135 имени академика Б.В.Литвинова"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.ВВЕДЕНИЕ

История создания проекта:

На уроках русского языка мы изучали раздел «Как проверить орфограммы слабых позиций по словарю?». В процессе работы на уроках нам приходилось часто искать слова в орфографических словарях. Мы пробовали работать с разными словарями. У всех нас был словарь Кузьминой. Его купили для нас родители. Елена Николаевна давала для групповой работы словарь Кургановой. По этому словарю работали бывшие ученики Елены Николаевны. Наша одноклассница, Лера Кырова приносила в класс словарь, которым пользовалась её сестра, Анжелика, когда училась у Елены Николаевны.

Мы обратили внимание, что в каждом орфографическом словаре разный набор слов. Многих слов, данных в учебнике для проверки по словарю, в словаре Кузьминой нет. Зато там есть слова, которых нет в словаре Кургановой. Но ведь это очень неудобно – работать одновременно с разными словарями!

Значит, надо поискать, в каком словаре находится больше всего слов, предлагаемых в учебнике русского языка для проверки орфограмм слабых позиций.

Мы захотели выяснить: «Какой словарь больше всего подходит для детей начальной школы?»

Тема:

Какой словарь лучше?

Гипотеза:

Нам кажется, что больше всего для работы в начальной школе подойдёт словарь сост. Кургановой.

Актуальность:

Нам очень нужен такой орфографический словарь для проверки орфограмм слабых позиций, в котором можно найти слова из упражнений учебника по русскому языку.

Когда мы получим ответ на вопрос: «Каким словарём лучше всего пользоваться ученикам начальной школы?», мы сможем попросить родителей купить нам самый удобный словарь для проверки орфограмм слабых позиций.

Цель:

получить ответ на вопрос: «Каким словарём лучше всего пользоваться ученикам начальной школы?»

Задачи:

Узнать, сколько слов, данных для проверки орфограмм слабых позиций в учебнике по русскому языку, есть в каждом их выбранных нами словарей

Сделать сводные таблицы

Проанализировать полученные результаты и сделать вывод

Методы исследования:

А) Теоретические методы: изучение литературы по данному вопросу

Б) Практические методы: поиски слов в словарях, фиксирование результатов, сравнение полученных данных.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сначала мы изучили литературу по данному вопросу.

Рита:

- Я узнала, какие словари бывают, кроме известных нам Толковых словарей, Орфографических словарей, Орфоэпических словарей, словарей синонимов и антонимов.

Вот что я узнала:

Существует свыше десятка типов словарей. Некоторые из них общеизвестны и часто нами используются, другие представляют собой настоящий раритет. Вот некоторые из них:

Этимологический словарь

Для того чтобы узнать происхождение слова.

Словообразовательный словарь

Чтобы узнать, как образовано слово.

Словари сочетаемости

Учат нас правильно подбирать слова, чтобы обеспечить наилучшее звучание речи.

Словари неологизмов

Можно найти значение новых слов. Одним из последних изданий, куда вошли новые термины и понятия, является словарь неологизмов под редакцией Г.Н. Скляревской.

Энциклопедические словари

Можно найти информацию о различных явлениях природы, выдающихся деятелях науки, культуры, политических лидерах и партиях, об открытиях и знаменательных событиях, а также о какой-то определенной отрасли (кораблестроении, металлургии и т. п.).

Нестандартные словари

Словари обратных слов. В них слова располагаются по алфавиту не начальных, а конечных букв, и выравниваются по правому краю. Такие пособия предназначены для специалистов, поэтов, ведь по сути это словарь рифм.

Маша:

- А я узнавала, какие типы орфографических словарей бывают, и сколько орфографических словарей предлагается детям.

Орфографические словари – словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном написании. Орфографические словари делятся на четыре типа в соответствии с их направленностью: общие, отраслевые (например, «Орфографический морской словарь» М., 1974), словари-справочники для работников печати, школьные. Напомним также, что проверять правописание слов следует по авторитетным словарям.

Я подсчитала, что учащимся предлагается 59 орфографических словарей.

Но, изучая литературу по данной теме, ответ на свой вопрос мы не получили.

Мы должны ответить на вопрос: «Каким словарём лучше всего пользоваться ученикам начальной школы?»

Значит, надо поискать, в каком словаре находится больше всего слов, предлагаемых в учебнике русского языка для проверки орфограмм слабых позиций.

Для исследования мы выбрали 4 орфографических словаря:

Орфографический словарь Кузьминой (его нам закупили родители),

Орфографический словарь сост. Кургановой (несколько словарей для групповой работы есть у нашей учительницы),

Орфографический словарь С.Ушакова (по нему учились наши дедушки и бабушки)

Орфографический словарь Алабугиной (его хвалили пользователи Интернета)

Маша:

- Я работала по словарям Кургановой и Кузьминой.

Рита:

- А я проверяла слова по словарям Ушакова и Алабугиной.

Елена Николаевна посоветовала проверять слова по–порядку, из каждого упражнения в учебнике. Так не потеряется ни одно слово. Мы сразу заносили данные в свои таблицы. Для каждого упражнения – своя таблица.

Данная таблица – для проверки орфограмм в словах из упражнения 94.

Таблица, сделанная Машей:

слова из упр. 94

словарь

Кургановой

словарь

Кузьминой

картофель

с. 64

с.52

ученик

с.192

----

учитель

с.193

----

портфель

с.124

с.191

тетрадь

с.176

с.295

альбом

с.8

----

карандаш

с.64

----

итого: 7 слов

есть 7 слов

есть 3 слова

Таблица, сделанная Ритой:

слова из упр. 94

словарь

Алабугиной

словарь

Ушакова

картофель

с.86

с.61

ученик

с.194

с.172

учитель

с.194

---

портфель

с.165

с.125

тетрадь

с.190

с.163

альбом

с.11

с. 7

карандаш

с.85

с.60

итого: 7 слов

есть 7 слов

есть 6 слов

Мы проверили 13 упражнений из учебника русского языка В.В. Репкина, в которых были даны словарные слова для проверки.

Когда проверили наличие или отсутствие каждого слова, первая задача была выполнена.

Потом мы собрались вместе и сделали сводные таблицы со словами каждого упражнения, где объединили результаты Маши и Риты..

Приводим пример сводной таблицы:

слова из упр. 94

словарь

Кургановой

словарь

Кузьминой

словарь Алабугиной

словарь Ушакова

картофель

с.64

с.52

с.86

с.61

ученик

с.192

----

с.194

с.172

учитель

с.193

----

с.194

----

портфель

с.124

с.191

с.165

с.125

тетрадь

с.176

с.295

с.190

с.163

альбом

с.8

---

с.11

с.7

карандаш

с.64

----

с.85

с.60

итого: 7 слов

7

3

7

6

Вторая задача была выполнена.

Затем все таблицы свели в одну, общую. Произвели подсчёты.

№ упражнения

количество слов

словарь

Кургановой

словарь

Кузьминой

словарь Алабугиной

словарь Ушакова

упр. 94

7

7

3

7

6

упр. 96

7

7

4

7

7

упр. 99

5

5

2

4

4

упр. 102

6

6

0

5

4

упр. 103

6

6

4

6

3

упр. 106

11

11

3

7

9

упр. 108

14

13

5

9

6

упр. 109

14

14

4

14

10

упр. 111

13

11

4

10

9

упр. 113

4

3

1

4

4

упр. 114

12

12

4

12

8

упр. 116

8

8

4

6

4

упр. 117

10

9

2

9

8

всего упр.

13

всего слов

117

всего слов

112

всего слов

40

всего слов

100

всего слов

82

Произвели подсчёты.

третья задача была выполнена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Результаты исследовательской работы:

Выполняя первую задачу, мы проработали каждое слово из всех упражнений по данному разделу из учебника русского языка В.В. Репкина, в которых были даны словарные слова для проверки по словарю.

Таких упражнений оказалось 13.

Слов в этих упражнениях было 117.

Выполняя вторую задачу, мы сделали сводные таблицы и определили, что:

В словаре сост. Кургановой оказалось 112 слов из 117.

В словаре Кузьминой – всего 40 слов из 117

В словаре Алабугиной - 100 слов из 117,

А в словаре Ушакова - 82 слова из 117.

Выполняя третью задачу, мы проанализировали полученные результаты и сделали выводы:

Выводы:

Самым лучшим словарём для учеников начальной школы (из сетырёх, проверенных нами, словарей) оказался словарь сост. Кургановой:

в нём есть почти все слова, необходимые для проверки на уроках в начальной школе,

в нём всего 4 000 слов (а не 20 000 как в словаре Кузьминой), и слова найти легче и быстрее,

используется шрифт разных цветов, иногда орфограмма выделяется.

есть рисунки

Достаточное количество слов для работы есть и в словаре Алабугиной. Ученикам и учителям можно пользоваться и этим словарём.

Совсем мало слов, необходимых для выполнения заданий в начальной школе, в орфографическом словаре Кузьминой. Этим словарём детям 1 – 4 классов, пользоваться не рекомендуем. Но, когда ребята будут учиться в старших классах, этот словарь им поможет.

Практическая значимость нашего проекта:

Наша работа может помочь учителям начальных классов, родителям приобрести словарь, в котором можно найти почти все слова, которые предлагаются для работы в начальной школе. А детям по словарю Кургановой будет легче работать.

Список используемой литературы:

Орфографический словарь русского языка с грамматическим приложением для школьников. Составитель И.А. Кузьмина; ООО «Дом Славянской книги», 2019 г.

Орфографический словарь. Составител Н.В. Курганова; Эксмо, М., 2011 г.

Орфографический словарь русского языка с грамматическим приложением для школьников. Составитель

Орфографический словарь для учащихся средней школы, составитель проф. Д.Н. Ушаков и проф. С.Е. Крючков, издательство «Просвещение» Москва, 1975 г.

Орфографический словарь русского языка для школьников, автор-составитель Ю.В. Алабугина, издательство «У-Фактория», 2003 г.

Русский язык учебник для 2 класса начальной школы, В.В. Репкин Т.В. Некрасова Е.В. Восторгова, издательство ВИТА-ПРЕСС Москва, 2011 г.

Типы словарей, Интернет сайт rus-gos.spbu.ru.

Какие бывают словари?, Интернет сайт какиебывают.рф.

Виды словарей, Интернет сайт otherreferats.allbest.ru.

ПРИЛОЖЕНИЕ

смотрите в другом файле. Там на 12 страницах размещены таблицы, фотографии и текст выступления на «Литвиновских чтениях»

Фрагмент из приложения:

Словари, с которыми мы работали

Приложение:

Приложение: фотографии и таблицы

Словари, с которыми мы работали

Рита за работой Маша за работой

Совместная работа по составлению сводных таблиц

Делаем стенд для выступления на «Литвиновских чтениях»

Таблицы Риты

Все таблицы Риты:

Таблицы Маши:

Все таблицы Маши:

Сводные таблицы:

Какой словарь лучше?

Текст выступления

Примечание учителя: текст готовили для «Литвиновских чтений»,

на которых для выступления даётся не более 5 минут.

Здравствуйте!

Нас зовут Маша Котлованова и Рита Матвеева.

Мы представляем вашему вниманию исследовательскую работу «Какой словарь лучше?»

На уроках русского языка мы изучали раздел «Как проверить орфограммы слабых позиций по словарю?».

Мы узнали, что существуют разные словари : толковый, орфографический, орфоэпический, словарь синонимов и антонимов и другие. Но проверять написание слов помогает орфографический словарь.

На уроках нам приходилось часто искать слова в орфографическом словаре.

Родители купили всему классу словари Кузьминой (показ)

Мы обратили внимание на то, что не всегда в наших словарях находилось нужное слово. Тогда Елена Николаевна давала нам другие словари, и мы продолжали поиск слов по ним. Почти всегда нужное слово находилось, но в разных словарях.

Мы захотели выяснить: «Какой словарь больше всего подходит для детей начальной школы?»

Гипотеза:

Нам кажется, что больше всего для работы в начальной школе подойдёт словарь сост. Кургановой.

Актуальность:

Когда мы получим ответ на вопрос: «Каким словарём лучше всего пользоваться ученикам начальной школы?», мы сможем попросить родителей купить нам самый удобный словарь для проверки орфограмм слабых позиций.

Работая со словарями, мы научимся быстро отыскивать там слова

Цель работы:

получить ответ на вопрос: «Каким словарём лучше всего пользоваться ученикам начальной школы?»

Задачи:

узнать, какие слова, данные для проверки орфограмм слабых позиций в учебнике по русскому языку, есть в каждом их словарей

проанализировать полученные результаты и сделать вывод

Методы исследования:

А) Теоретические методы: изучение литературы по данному вопросу.

Б) Практические методы: поиски слов в словарях, фиксирование результатов, сравнение полученных данных.

Мы должны были ответить на вопрос: «Каким словарём лучше всего пользоваться ученикам начальной школы?»

Значит, надо узнать, в каком словаре находится больше всего слов, предлагаемых в учебнике русского языка для проверки орфограмм слабых позиций. Это можно узнать только с помощь ю поиска каждого слова в словарях.

Для исследования мы выбрали 4 орфографических словаря:

Орфографический словарь Кузьминой (его нам закупили родители),

Орфографический словарь сост. Кургановой (несколько словарей для групповой работы есть у нашей учительницы),

Орфографический словарь Алабугиной (хвалили пользователи в интернете)

Орфографический словарь С.Ушакова (по нему учились наши дедушки и бабушки)

Маша:

- Я работала по словарям Кургановой и Кузьминой.

Рита:

- А я проверяла слова по словарям Ушакова и Алабугиной.

Елена Николаевна посоветовала проверять слова по–порядку, из каждого упражнения в учебнике. Так не потеряется ни одно слово. Мы сразу заносили данные в свои таблицы.

Когда проверили наличие или отсутствие каждого слова, задача первая была выполнена.

Потом мы собрались вместе и сделали сводные таблицы, затем произвели подсчёты.

Задача вторая была выполнена.

Результаты исследовательской работы:

Мы проработали каждое слово из всех упражнений по данному разделу из учебника русского языка В.В. Репкина, в которых были даны словарные слова для проверки по словарю.

Таких упражнений оказалось 13.

Слов в этих упражнениях было 117.

В словаре сост. Кургановой оказалось 112 слов из 117.

В словаре Кузьминой – 40 слов из 117.

В словаре Алабугиной - 100 слов из 117,

А в словаре Ушакова - 82 слова слов из 117.

Выводы:

Самым лучшим словарём для учеников начальной школы оказался словарь сост. Кургановой:

в нём есть почти все слова, необходимые для проверки на уроках в начальной школе,

в нём всего 4 000 слов (а не 20 000 как в словаре Кузьминой), и слова найти легче и быстрее,

используется шрифт разных цветов, иногда орфограмма выделяется.

есть рисунки

Достаточное количество слов для работы есть и в словаре Алабугиной. Ученикам и учителям можно пользоваться и этим словарём.

Совсем мало слов, необходимых для выполнения заданий в начальной школе, в орфографическом словаре Кузьминой. Этим словарём детям 1 – 4 классов, пользоваться не рекомендуем. Но, когда ребята будут учиться в старших классах, этот словарь им поможет.

Задачи, поставленные перед нами, выполнены. Цель достигнута.

Из 4 словарей, с которыми мы работали, выбран лучший.

Просмотров работы: 193