«Влияние врачебной деятельности А.П. Чехова на творчество»

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Влияние врачебной деятельности А.П. Чехова на творчество»

Свинтецкий М.Ю. 1
1МБОУ "Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа"
Углицкая Е.В. 1
1МБОУ "Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что интерес к жизни и творчеству Антона Павловича Чехова не ослабевает.

В литературоведении создано целое самостоятельное направление — чеховедение. Аналогичное направление оформилось и в истории отечественной медицины, кроме того в 2020 году отмечена 160 годовщина со дня рождения А.П. Чехова.

Цель: рассмотреть влияние врачебной деятельности А.П. Чехова на творчество.

Задачи: изучить литературу по данной теме; проанализировать роль медицины и литературы в жизни Чехова; сделать собственные выводы.

Гипотеза: если изучить жизнь А.П. Чехова-врача и проанализировать произведения писателя, то можно убедиться, что профессия врача тесно взаимосвязана с литературным творчеством А.П. Чехова.

Объект исследования: биография Антона Павловича Чехова.

Предмет исследования: врачебная и литературная деятельность писателя.

Основная часть

1.Медицинское образование А.П.Чехова

А.П. Чехов-гимназист

В августе 1879 года, сдав выпускные гимназические экзамены и получив аттестат, Антон Павлович Чехов уехал в Москву. В сентябре Антон Павлович приступил к занятиям в Московском университете, на медицинском факультете.

Московский университет, где учился А. П. Чехов на медицинском факультете с 1879 по 1884 г.

Почему же он выбрал именно этот факультет? Биограф Чехова, А. Измайлов, пишет по этому поводу следующее: "...это решение, по-видимому, явилось не случайно, оно было обдуманно: ещё в списке учеников, удостоившихся аттестата зрелости, в графе "В какой университет и по какому факультету желаете поступить" против имени Антона Чехова значится: "В Московский университет по медицинскому факультету".

В студенческие годы Чехов усердно изучал медицину, аккуратно посещал лекции и практические занятия, успешно сдавал экзамены и в то же время много работал в юмористических журналах, но при этом все так же оставаясь прилежным студентом. Уже на первом курсе своего обучения медицине он стал печататься, совмещая литературную деятельность с учёбой.

Чехов получил прекрасное образование. На медицинском факультете ему в ту пору довелось слушать лекции корифеев медицины: по терапии - Г. А. Захарьина и А. А. Остроумова, по хирургии - Н. В. Склифосовского, по нервным болезням - А. Я. Кожевникова и др.

В ноябре 1884 г. Чехов получил свидетельство, что «по надлежащем испытании он определением университетского совета от 15 сентября утверждён в звании уездного лекаря».

А.П. Чехов-студент

2. Врачебная деятельность А.П.Чехова

Бывшая Чикинская Земская Больница

В двух верстах от Воскресенска находилась земская больница, возглавляемая доктором П. А. Архангельским, который был одним из примеров бескорыстных и самоотверженных земских врачей. К нему в Чикинскую больницу на временную работу устроился новоиспеченный доктор А. П. Чехов. Они уже были знакомы - летом Антон Павлович здесь проходил студенческую практику - и, несмотря на восьмилетнюю разницу в возрасте, близко сошлись.

Это был хороший период в жизни Антона Павловича. «Живу с апломбом», - так, в свойственной ему шутливой манере, оценивает он в одном из писем свое настроение первых недель после окончания университетского курса. Главная проблема, одолевавшая его не один год, - чему же все-таки себя посвятить: врачебному делу или писательскому - была решена (во всяком случае - на время) в пользу медицины.

В обстановке скромной деревенской больницы Антон Павлович, естественно, не мог приобрести солидный клинический опыт. Но он получил здесь нечто большее: прошел главную врачебную школу - школу сострадательного отношения к больному и бескорыстного служения общественному благу. Этой школе он останется верен всю свою жизнь.

Оценка врачебной деятельности А.П.Чехова, сделанная его опытным коллегой П. А. Архангельским звучит так: «Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но все он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. Он всегда терпеливо выслушивал больного, ни при какой усталости не возвышал голоса, хотя бы больной говорил и не относящееся к уяснению болезни... Душевное состояние больного всегда привлекало особое внимание Антона Павловича. Наряду с обычными медикаментами, он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды» . Работая врачом, А.П. Чехов активно использовал полученные на курсе неврологии знания по психиатрии.

Антон Чехов работает в Воскресенске, Звенигороде, а затем и в Бабкине.

Звенигород. Дом, где жил Чехов в 1885 г.

Бабкинский период - счастливое время жизни писателя. С 1885 года по 1887 год жил он здесь с семьёй в летние месяцы. М. П. Чехов, брат писателя, вспоминая об этой поре, пишет, что к Антону Павловичу "съезжались и сходились больные со всех окрестных деревень, так что у него образовалось нечто вроде амбулатории с целой аптекой, причём отпускать и развешивать лекарства, а также варить сложные мази лежало на моей обязанности. Антона Павловича как врача не щадили даже по ночам.

Бабкино. Флигель дома, где жили Чеховы

В 1890 г. Чехов едет на остров Сахалин. В этой его поездке и в работе на острове сказались лучшие черты Чехова-писателя, врача, гражданина.

А.П. Чехов перед отъездом на Сахалин

4 марта 1892 года Чехов впервые приехал в свою новую усадьбу Мелихово. «С первых же дней, как мы поселились в Мелихове, - вспоминал Михаил Павлович, младший брат Антона Павловича, - все кругом узнали, что Антон Павлович – врач. Приходили, привозили больных в телегах и далеко увозили самого писателя к больным. С самого раннего утра перед его домом уже стояли бабы и дети и ждали от него врачебной помощи. Он выходил, выстукивал, выслушивал».

В 1892 году в центральных губерниях России началась эпидемия холеры. И в июле Чехов начал работать врачом в серпуховском уезде. Был открыт новый врачебный пункт в с. Мелихово Бавыкинской волости, благодаря любезному предложению Антона Павловича Чехова, выразившего желание принять участие в борьбе с эпидемией. Чехов регулярно вел прием, выдавал лекарства, осуществлял санитарный надзор, делал статистические записи о заболеваниях. За два года в мелиховском врачебном участке было принято более 1500 больных.

Антон Павлович Чехов считал себя прежде всего врачом. О себе он говорил: "Я же больше врач, чем писатель..."

3. «Влияние врачебной деятельности А.П. Чехова на творчество»

Медицина занимала большое место в жизни А.П.Чехова. Особый интерес для него, великого художника-психолога, всегда представляла психиатрия, которую, по его мнению, должен был бы знать каждый писатель.

В рассказе "Палата №6» Чехов рисует глухой провинциальный городок дореволюционной России. В земской больнице этого городка есть палата №6, в которой помещены психически больные люди. Обитатели этой палаты отданы в полную власть больничного сторожа Никиты, человека грубого, обирающего и безжалостно избивающего больных.

В "Палате №6 рисуются картины и образ, заключающие в себе большие социальные обобщения.

«Палата №6»

Среди сатирических образов, получивших необычайно большое социальное значение, выделяется образ учителя Беликова, главного героя рассказа "Человек в футляре".

Учитель гимназии Беликов с его вечной боязнью "как бы чего не вышло", державший в страхе в течение многих лет не только гимназию, но и весь город, не случайно стал остро сатирическим социальным образом

Рисуя Беликова, Чехов придал ему ряд черт, отличающих его от окружавших его лиц, но заслуга художника-психолога и заключается в том, что он выбирает характерные для своего героя черты и максимально заостряет их.

«Человек в футляре»

Для описания больного Чехов использовал изображение человека несколькими скупыми, но характерными только для такого персонажа штрихами. Так, например, описывая страдающего чахоткой учителя в одноимённом рассказе, он не даёт трафаретный портрет истощённого человека с красными пятнами на лице и блестящими глазами, как это было принято до него. Он приводит такие черты: «Больной утомился при надевании парадного костюма. Когда же больному принесли штиблеты, то у него не хватило сил натянуть их на ноги, пришлось полежать и выпить воды».

В рассказе "Чёрный монах", о котором речь шла выше, психическая болезнь магистра Коврина явилась результатом его неудовлетворённого стремления к величию. Доведённые болезнью до предела отрицательные стороны его характера разрушили его семью. Психическая же болезнь вызвала у самого Коврина чахотку.

Когда Чехов был земским врачом, не переставал жить писатель и художник, проникавший в человеческую душу. Эти восемь из сорока четырех лет его жизни были самыми активными в его литературной деятельности. За эти годы им было создано 40 произведений, причем без отрыва от врачебной практики.

Заключение

Писатель и врач, Чехов всю свою творческую жизнь отдал служению народу, родной литературе, беззаветному служению идеям прогресса и демократии. Вторая его профессия помогала глубже и проникновенней понять и изобразить в своих произведениях человека, свой народ.

И медицина в первую очередь дала Чехову лучше понять и изучить душевные состояния человека, что для писателя является необходимым знанием и умением.

Таким образом, изучив нужную для работы литературу, которая также содержала слова самого Чехова о влиянии двух его профессий друг на друга, я могу сделать вывод, что профессия врача оказывала непосредственное влияние на литературное творчество писателя.

«Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность, они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня, как писателя, может понять только тот, кто сам врач...»

А.П. Чехов

Список использованных источников

1. Дунина Е. В., Алексеев А. А. Коллизия греха и покаяния в рассказе А.П. Чехова «Случай из практики» [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, май 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 30-32.

2. Чехов А.П. Повести и рассказы. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984. С. 45-69, 78-129, 241-252

3. http://www.liveinternet.ru/users/

4. https://infourok.ru/nauchnoprakticheskaya-rabota-na-temu-medicina-v-tvorchestve-chehova

5. https://bibliofond.ru/view.

6. https://giduv.com/journal/2010/1/chexov_i_psixiatrija

7. http://lib.ru/C/LITRA/CHEHOW/vosp.txt

8. http://apchekhov.ru/books/

9. http://lit.1september.ru/article.php

10. http://www.microarticles.ru/article/Biografija-antona-pavlovicha-chehova.html

Просмотров работы: 31