Почерк. Судьба. ЕГЭ

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почерк. Судьба. ЕГЭ

Гончарова О.В. 1Рыжкова А.С. 1
1МБОУ "Школа №29"
Шашкова Н.А. 1
1МБОУ "Школа №29"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Ход конем», - сказала наша учительница и записала весь класс в этнографический кружок в ДЭБЦ «Основы народных промыслов». «Еженедельно, на классный час в разных составах – все вместе, подгруппами, парами - мы будем приходить на занятия к Галине Рихардовне, чтобы узнать больше о русской культуре и родном языке», - отметила она.

Решение это обсуждению не подлежало. И на первый же классный час мы дружно отправились на экскурсию в «Интерактивный музей современной этнографии и исчезающей старины». Мы бродили все вместе среди кабинетов с различными "диковинками", а Галина Рихардовна была нашим проводником между мирами с животными, растениями, геологическими и этнографическими "находками". Мы были здесь не в первый раз, и даже не во второй. Но когда взрослый человек говорит от души, делится своими открытиями и впечатлениями, и знакомая дорога обретает новые очертания. Мы и вопросы задаем, и своими познаниями делимся. Некоторые ребята играют в неутомимых исследователей и тайком "знакомятся" с экспонатами, даже не подозревая, что здесь, в музее этнографии, испытывать, рассматривать, держать в руках можно все. (Приложение 1) Искорки впечатлений вспыхивают и гаснут, но не исчезают, а превращаются в эмоциональный опыт и стихийные идеи... которые, как известно, ведут к новым проектам.

Так мы обратили внимание на прописи с красивыми буквами, тщательно выведенными чьей-то старательной рукой, что хранятся этом удивительном музее. Мы всматривались в четкие линии и соединения и думали о том, что сейчас никто из нас так красиво не пишет, а жаль. С этого дня мы всерьез заинтересовались проблемами формирования почерка и его коррекции.

Случалось ли ученикам попадать в ситуации, когда неразборчиво написанная буква или непрописанное соединение, привело к тому, что педагог засчитал за ошибку то, что ей не являлось? Нам да. А что будет, если на экзамене по русскому языку мы попадем в подобную ситуацию? Мы поговорили об этом с филологами нашей школы. И поняли, что неразборчивый почерк может подвести нас. А потерянные баллы на ЕГЭ отстоять даже на апелляции вряд ли удастся. Снизили оценку за диктант, потому что «а» была написана как «о» – обидно. Снизили баллы за орфографию на экзамене по той же причине – страшно.

Сейчас мы учимся в шестом классе и считаем, что вовремя скорректировать почерк, научиться писать четко и разборчиво важно. Особенно с учетом того факта, что на сегодняшний день экзаменационная работа проверяется не педагогом, который учил нас и давно привык к особенностям нашего письма, а экспертом, который впервые столкнулся с нашим почерком. Говорят, что переучить очень сложно, практически невозможно, поэтому важно вовремя выявить проблему и скорректировать ее.

Цель исследовательской работы: разработать интересный комплекс упражнений по коррекции почерка для школьников

Задачи:

- изучить литературу по истории письма, методам обучения письму,

- рассмотреть проблемы чистописания,

- проанализировать почерк с точки зрения психологических особенностей его обладателя,

- выявить взаимосвязь между почерком и грамотностью,

- разработать комплекс увлекательных упражнений для формирования и коррекции почерка, апробировать его,

- провести социальные опросы, проанализировать полученные данные и на их основе сделать выводы.

Гипотеза: если упражнение для формирования и коррекции почерка будет увлекательным, то школьники с удовольствием включатся в процесс формирования и коррекции почерка

Предмет исследования: вопросы формирования и коррекции почерка

Объект исследования: неразборчивый почерк

Методы исследования: изучение теоретического материала, проведение социальных опросов, их анализ, интервьюирование, практическая работа по созданию комплекса увлекательных упражнений для коррекции почерка, его апробация, подведение итогов на основе полученных результатов

Для реализации проекта мы выбрали три площадки по трем взаимосвязанным причинам:

ДЭБЦ, так как здесь занимаемся мы и здесь же занимаются ученики 3 класса 27 школы, чей почерк еще только начинает формироваться;

Начальные классы 21 школы, так здесь до 5 класса училась я, Олеся Гончарова, ведь так приятно прийти с проектом к своей первой учительнице;

29 школа, так здесь учимся мы сейчас.

Глава 1. От рисунка до русского курсивного письма

1.1 История письма

История письма - это, фактически история человечества. На самых ранних этапах своего развития письмо носило изобразительный характер – это были рисунки, передающие информацию. Очень давно люди, желая передать информацию, свои мысли, высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве. Возраст такого письма 6-8 тыс. лет. [8]

Затем, появляются и другие материалы для письма: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия для письма - тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо и, наконец, шариковая ручка.

Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывание. Учащиеся несколько месяцев переписывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения.

При Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общие употребляемым европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось, но шрифт оставался всё ещё достаточно вычурным. Процесс обучения письму был длительным, а желаемой скорости достичь было трудно. Со временем, обучение письму ввели в курс в начальной школе как учебный предмет. [8]

Чистописание входило в цикл предметов искусства. Важно было писать красиво и скоро!

В начале 20-го века с новой остротой встал вопрос об упрощении письменного шрифта. Письмо, которому учат в российской школе это русское курсивное письмо. Следует сказать, что его графика менялась в течении столетий. [8]

С конца 19—го века и до конца 1950-х годов ученики пользовались, так называемыми, чернильницами-непроливайками и писали простыми ручками, представляющие собой деревянные палочки с металлическим наконечником, куда вставлялось перо.

До середины 70-х годов в советских школах преподавали чистописание. Школьников учили писать пером. Писать такой «ручкой» с чернилами ни так то и просто! Приходилось стараться!

Тетради тоже были не простые! В частую, косую линейку. Для более старших классов, разметка была реже, а с 4-го класса – применялись тетради в «линейку».

Кто-то писал лучше, кто-то хуже, но буквы были все ровными, красивыми! Ещё в те годы, была отдельная оценка за «прилежание». Это стимулировало заодно аккуратность, усидчивость и терпение.

После 68-го года перо заменила шариковая ручка, а сам предмет «Чистописание» был заменён «Минутками чистописания» на уроках.

Вплоть до начала 70-х годов нашего столетия в русской начальной школе были приняты шрифты, сохранявшие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма: волосные и нажимные линии, малые и большие пламевидные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил.

В 1970 г. в школах был принят новый школьный письменный шрифт, значительно упрощенный, приспособленный к безнажимному письму шариковой ручкой и способствующий развитию навыков безотрывного скоростного письма. [8]

Письмо, которому учат в нашей школе – это русское курсивное письмо. Следует сказать, что его графика менялась в течение столетий. Собирались наиболее рациональные, простые в написании графические формы, и почти в таком виде как сейчас они сложились уже в 18 веке.

В разных станах идут поиски наиболее рациональной графики. В последние десятилетия в США, Англии, Канаде и других станах получило распространение так называемое письмо «скрипт» (script), в котором буквы по конфигурации представляют нечто среднее между рукописным и печатным шрифтом, пишутся они все с отрывом («печатаются»). Такое письмо довольно успешно используется на начальных этапах обучения, и на наш взгляд, целесообразно использовать письмо такого типа при обучении детей, имеющих трудности. [8]

1.2 Методы обучения письму

С развитием истории человечества, развивалась и методика чистописания, а значит и методы обучения письму.

В системе обучения письму получают распространение такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстеа. [9] В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.

Копировальный (стигмографический) метод. Заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом. Метод рассчитан на выработку правильных форм букв.

Методисты критиковали этот метод за то, что обучение путем обведения готовых образцов не ведет к сознательному овладению почерком, а построено на механическом, притупляющем ум упражнении.

Линейный метод. В основе метода лежит шрифтовый подход к обучению - точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей, т.е. букву, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и т.д.

Но косая сетка вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки.

Генетический способ. Буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.

Дети пишут буквы в отрыве от обучения чтению, а значит, пишут буквы без их осмысления. Этот метод используется для усовершенствования письма, отработки формы букв.

Тактильный (ритмический) способ. Это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Этот способ удобен для работы со всем классом, он повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма.

Но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстрее утомляются, у них притупляется интерес к работе.

Метод Карстера. Обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: кисти, пальцев, предплечья. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки.

Многие методисты считают, что система упражнений Карстера больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерков, чем для детей. [3]

В современной школе продолжается применение этих методов, вырабатываются новые приемы и создаются новые авторские методики для успешного овладения письмом.

И каждый человек, ребенок при обучении письму повторяет историю письменности от самого ее возникновения и до настоящих времен, от рисунков до русского курсивного письма. Может быть, и в нашей стране в ближайшем будущем письмо будет носить название «скрипт»

Глава 2. Проблемы формирования почерка

2.1 Уроки письма

Чистописание как отдельный предмет имеет задачу поставить почерк ученика. По мнению доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, шариковая ручка закрепощает не только мышцы рук учащегося, но и затормаживает и сковывает мышление, угнетает процесс творчества.

В наше время, некоторым детям достаточно тяжело даётся письмо. Есть дети, которым тяжело нажимать на ручку. Есть те, которые так сильно давят на неё, что могут порвать лист, а у некоторых ребят попросту не хватает сил, чтобы писать большой объём текста. В таком случае идеальным вариантом является перьевая ручка. Она не требует, чтобы на неё сильно нажимали и за счёт этого рука не напрягается.

Красивый почерк зависит не только от ученика, но и от ручки, которой он пишет. Писать красиво шариковыми ручками очень трудно, они быстро скользят. Хуже всего гелевые ручки, более того, гелевые ручки сильно портят почерк. Пером трудно писать быстро, но проще писать красиво - оно даёт время вывести букву.

Уроки чистописания, уроки письма самые важные на начальном этапе обучения, потому что формируется наш почерк. [12]

2.2 Почерк и характер

Многие, обращая внимание на интеллектуальные способности человека, не «смотрят» на его почерк, считая это чем-то необязательным, вторичным. А ведь по почерку можно судить о психологических особенностях его обладателя. [13]

Психология почерка неразделима с психологией личности, по особенностям написания слов можно многое узнавать о своих коллегах и друзьях. Один человек выводит каждую букву, другой пишет быстро и размашисто – у каждого из них свой характер и манера поведения. 

Например, «Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».

Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.

Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.

Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.

Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.

Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым. [2]

Размер и наклон букв, а также интервалы и нажим ручки могут рассказать о характере человека даже больше, чем знает он сам. Чтобы определить характер по почерку, необходимо обратить внимание на размер шрифта, форму и наклон. О человеке могут многое сказать манера держать ручку, сила нажима при написании и расстояние между словами. [13]

Секреты графологии

Графология – это наука, которая детально изучает особенности почерка человека с целью определить его личностные качества. Основная задача учения – выстроить причинно-следственные связи между манерой письма и развитием личности. Специалисты-графологи знают, как по почерку определить черты характера человека. [6]

На что стоит обратить внимание, характеризуя почерк с точки зрения психологических особенностей его обладателя?

Общая организованность почерка

При анализе в первую очередь проверяется ровность почерка. От этого зависит, с какой стороны (положительная/отрицательная) будет рассматриваться та или иная особенность личности.

Ровный и идеально организованный почерк показывает активного и сосредоточенного человека, который всегда уверен в собственных силах и не имеет склонностей к частым неудачам. Крупный, но не совсем организованный почерк говорит об импульсивности. Мелкий и организованный говорит о том, что его владелец разумно использует собственные силы. Нерешительных и робких людей проявляет мелкий и очень плохо организованный почерк - это неуверенная в себе личность, отступающая при первых же сложностях.

Размер

Об отношении человека с окружающими его людьми расскажет крупный или мелкий почерк. Что говорит о человеке маленький размер букв - узнать хотят многие люди, потому как статистика показывает, что количество личностей с мелким почерком немного превышает количество людей, привыкших к крупным буквам.

Для начала следует обозначить границы - средними считаются буквы, достигающие 3 миллиметров в высоту. Соответственно, мелкие - до 3 мм, а крупные - от 3 мм. Владельцы крупного почерка всегда общительны и активны, они могут поддержать любой разговор и развеселить самую скучную компанию. Чересчур мелкие буквы говорят о скромности и нежелании привлекать к себе внимание. Хотя следует отметить, что люди, пишущие мелким почерком, любят размышления, но смелых действий от них дождаться трудно. А буквы среднего размера достаются людям, умеющим всегда находить компромиссы. Они реально оценивают свои силы и могут приспособиться к любой ситуации.

Линии и строки

Не менее важное значение имеют линии и строки, характеризующие реакцию человека на различные внешние раздражители (окружающие события). Тут играет роль подсознание человека, так как линия для написания слова выбирается не на физическом уровне, а именно на подсознательном:

Ровные строки соблюдает надежный человек, который всегда выполнит просьбу друга и не подведет в сложных ситуациях. Вычурно ровные строки указывают на слишком большое количество вопросов контроля знаний.

Неровные линии наблюдаются у тех, кто лишен сильной внутренней стабильности. Направленная линия вверх говорит об оптимизме, а вниз указывает линия владельца пессимиста.

Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.

Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.

Завитушки говорят о властолюбии и эгоцентризме человека.

Интервалы

Определенные расстояния между строками и словами дают характеристику о поведении и мышлении личности.

Постоянно находящиеся в замешательстве люди больше любят делать между строчками мелкий интервал. Почерк, что говорит о человеке внимательном и принимающем осознанные решения - это большие интервалы между строками.

Объем психического и физического пространства показывают интервалы между словами. Одинаковые пробелы между словами имеет человек, способный адекватно воспринимать внешнюю картину и с уважением относиться к социальному неравенству. Расстояния разного размера говорят о непостоянной личности, которая общается только с понравившимися людьми, а остальных просто-напросто игнорирует. Узкие промежутки характеризуют замкнутого человека, подпускающего близко к себе окружающих. Такая личность не требует слишком много личного пространства, а предпочитает больше находиться рядом с другими людьми. Крупные расстояния между словами выявляют страх владельца перед контактированием с другими. Завязать знакомство с таким человеком будет очень трудно, но при приближении к нему он покажется довольно интересным собеседником.

Разрывы между буквами

Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.

Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.

Нажим

Особое внимание уделяется на то, что говорит о человеке почерк, если нажим ручки или карандаша может быть совершенно разным у одной и той же личности. Следует знать, что нажим является характеристикой настоящего эмоционального состояния:

Сильное нажатие пишущего предмета на бумагу гарантирует эмоциональное постоянство и стабильность во всех ощущениях. Слабый нажим показывает владельца как личность, легко поддающуюся влиянию окружающих. Обычно такие люди выбирают для себя интеллектуальную сферу деятельности, они восприимчивы к другим личностям, глубокие чувства напрочь отсутствуют.

Наклон букв

Строгая вертикальность букв скрывает невозмутимого и спокойного человека, который нередко бывает равнодушен к окружающим в то время, когда другие испытывают совсем другие чувства. Если же буквы немного наклонены в правую сторону, то это прямое доказательство мягкой реакции на окружение. Такого человека нельзя назвать сдержанным, так как перед проявлением эмоций он вначале все хорошенько обдумывает. Усиленный наклон вправо показывает эмоциональную напряженность и импульсивность. Холодные люди наклоняют буквы при написании в левую сторону. Они максимально ограждают себя от раздражителей и часто поступают эгоистично по отношению к другим. [4]

О чем нам рассказал почерк?

Людей с идеальным каллиграфическим почерком найти довольно трудно. Среди ребят нашего класса таких счастливцев очень мало, поэтому, наверное, хочется найти оправдание плохому почерку и спросить "О чем говорит почерк человека?"

Действительно ли формирующийся почерк отражает черты характера? Или взаимосвязь почерка и судьбы – просто оправдание неразборчивых букв, отсутствия культуры письма.

Размышляя над этим вопросом, мы попытались составить аналитическую таблицу. Чтобы не обидеть одноклассников неприятными характеристиками, мы решили остановиться только на положительных чертах, которые могли найти отражение в особенностях написания букв. Сначала мы описали почерк ребят с точки зрения наклона, формы и величины букв, разборчивости, затем, используя секреты графологии, указали на те или иные черты характера. Чтобы выяснить, в какой степени почерк отражает психологические особенности ребят, мы обратились к проекту «Живые лайки», над которым работали в прошлом году.

Тогда мы решили поразмышлять о нашем классе, о нас, и сказать о каждом что-то доброе, трепетное, что-то очень важное, то, за что человека стоит ценить. Задача оказалась не из легких: смотреть вглубь человека не так просто, как кажется. Мы думали, размышляли, проводили анкетирование, анализировали и в конечном итоге провели классный час «Лабиринт живых лайков». Мы выписали положительные качества, которые видят в нас одноклассники, на отдельные карточки и создали импровизированную газету-лабиринт. Каждый из нас искал свое имя и проходил по витиеватой дорожке к тем добрым чертам, которые в нас есть. Удивительно, но карточки-отражения у всех были разные. (Приложение 2) И почерк, надо сказать, у нас у всех разный.

Мы сравнили карточки-отражения с характеристикой почерка. (Приложение 3) И обратили внимание на некоторые закономерности и сделали выводы:

У каждого из нас были совпадения между качествами и чертами характера, выявленными при анализе почерка. То есть почерк в той или иной степени является зеркалом души, отражает психологические особенности человека.

При анализе собственного почерка и почерка наших близких подруг мы были даже удивлены совпадениям. Расшифровывали почерк и узнавали себя. Это подтверждает предыдущий вывод.

Все обладатели крупного почерка в классе испытывают сложности с правописанием, совершают большое количество орфографических ошибок, что доказывает взаимосвязь между особенностями почерка и грамотностью.

Считается, что, во-первых, при крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, так как в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы, во-вторых, нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства.

А это значит, что уровень развития навыков чистописания влияет на грамотность.

Глава 3. Пишем с увлечением

3.1 За хороший почерк!

Почерк – то, что невозможно скрыть, он напрямую зависит от внутреннего состояния. В момент написания слов человеческий мозг управляет движениями руки, заставляя каждого человека выводить буквы по-разному. Почерк – индивидуальная особенность каждого человека, он начинает вырабатываться в возрасте 9-11 лет, окончательно формируется к 20-22 годам. При этом почерк не только является определенным зеркалом души, но и существует определенная взаимосвязь между разборчивым почерком и грамотностью. [9]

В нашем классе 16 ребят в возрасте от 12 до 13 лет – в возрасте, в котором активно вырабатывается почерк. Мы взяли тетради для контрольных работ и проанализировали степень четкости и понятности написания букв. И выяснили, что 30% учеников обладают разборчивым почерком. При этом у 15% из них есть проблемы с соединениями букв (часто совсем не ясно, слитно ли написано или раздельно что-либо). То есть только 15% учеников нашего класса обладают четким, понятным, красивым почерком. (Приложение 4) Надо заметить, что все обладатели хорошего почерка по русскому языку успевают на 4 и 5. Среди же тех, кто пишет неразборчиво на 4 успевают 3 человека, на 5 – один, остальные – на 3.

С.П. Редозубов советский педагог, кандидат педагогических наук, говорил: «Борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся». [12]

Далее мы провели опрос среди наших одноклассников. (Приложение 5)

Вопрос 1. Хотели бы вы обладать красивым почерком?

Все ребята ответили «да».

Вопрос 2. Готовы ли вы работать над исправлением почерка?

И снова все ответили положительно.

Вопрос 3. Готовы ли вы писать в прописях, чтобы исправить почерк?

Ответ был единогласным и отрицательным.

То есть в нашем классе есть потребность в коррекции почерка, есть и желание ребят работать над этой проблемой, но заниматься чистописанием никто не хочет.

С 1 и 3 вопросами мы обратились к нашим родителям. (Приложение 6) Все они хотят, чтобы их дети обладали разборчивым почерком, но заниматься в прописях со своим ребенком готов всего 1 родитель.

И здесь возник вопрос: как скорректировать почерк с увлечением?

Комплекс увлекательных упражнений по формированию и коррекции почерка для младших школьников

Шестиклассники отказались корректировать почерк с помощью уроков чистописания, поэтому младшим школьникам мы этот способ предлагать не стали. Повторим, что, по мнению доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, идеальным вариантом для письма является перьевая ручка. Она не требует, чтобы на неё сильно нажимали и за счёт этого рука не напрягается. Это важно, потому что красивый почерк зависит не только от ученика, но и от ручки, которой он пишет. Поэтому все разработанные нами упражнения настоятельно рекомендуется выполнять перьевой ручкой.

Фигурные раскраски-прописи.

Ни для кого не секрет, что малышам утомительно писать в прописях, сложно сосредоточиться. Они часто пугаются объема задания и быстро устают. Поэтому мы решили уменьшить формат прописи, сделать ее миниатюрной. (Приложение 7) Но прописи для дошкольников небольшого формата уже существуют, поэтому мы решили сделать их фигурными. Например, в форме мяча, уточки, улитки. (Приложение 8)

Далее мы взяли плотную бумагу, чтобы исключить промокание при письме чернилами. И заполнили фигуры элементами букв и самими буквами. При этом решили использовать только те буквы, что есть в слове, которое называет форму прописи. Так пропись в виде мяча содержит буквы «М, Я, Ч».

Чтобы это упражнение могли использовать не только при обучении письму, но и при коррекции почерка, мы решили использовать гендерный принцип. И сделали тематические фигурные прописи для мальчиков и для девочек. Для одних – самолетики, трансформеры, корабли и другое; для других – розы, бабочки, сердечки и т.д. Так получились полезные фигурные раскраски-прописи.

Цветные прописи-раскраски

Чтобы повысить эффективность запоминания написания тех или иных элементов и букв, мы решили подключить различные рецепторы (тактильные ощущения, вкус, запах, цвет). И сделали прописи-раскраски на цветной бумаге. Одни элементы на желтом фоне, другие на зеленом и т.д.

Далее мы решили, что вносить цветовой раздражитель нужно логично, с определенным замыслом. Так родилась идея сделать прописи-раскраски для гласных на красной бумаге, а для согласных – на синей. (Приложение 9) Так школьники будут не только обучаться четкому написанию букв, но и невольно будут запоминать классификацию звуков. Для Ъ и Ь мы предлагаем использовать белый цвет по принципу: нет звука – нет цвета.

Любое задание стоит усложнять, поэтому мы сделали раскраски-прописи, где на синем фоне, кроме согласных, встречаются и гласные. Задача ребенка – обвести только то, что необходимо. И как итог – получить картинку, где у совы, например, останутся нераскрашенными глазки и клювик.

Фигурные орнаменты

Чтобы научить ребенка выписывать маленькие элементы, мы предлагаем раскраски-обводки, в результате работы над которыми получится красивый осенний лист, например. (Приложение 10) Это может увлечь.

Нарядные буквы

Для запоминания образа буквы, необходимо ее упорно, долго и качественно прописывать. И здесь часто дети расстраиваются, когда что-то не получается.

При проверке тетрадей учителя используют неизменно красную ручку. Красный цвет символизирует, как известно, опасность, тревогу, в школе – ошибку. И чем больше красного цвета – тем сильнее расстраивается ребенок, тем быстрее у него опускаются руки, и заставить себя работать в таком случае очень трудно. Работая в младших классах, чтобы избежать такой ситуации, учителя часто не исправляют ошибки, а наоборот обводят в круг в каждой строке ту букву, которая получилась. Так ребенок учится искать лучшее и не расстраивается, если что-то не вышло. Иногда педагоги используют не только красную, но и зеленую ручку, чтобы отметить удачные элементы. Зеленый цвет в этом случае символизирует жизнь, развитие, движение вперед.

Нам показалось важным сделать так, чтобы в процессе обучения письму ребенок был доволен результатом и хотел работать еще. Так мы придумали нарядные буквы.

Внутрь каждой буквы предстоит вписать нужные элементы и буквы, при этом, даже если это выйдет неаккуратно, общего впечатления от работы это не испортит, потому что каждая буква дана в заливке и вписана в рисунок. (Приложение 11)

Здесь тоже можно использовать цветовую заливку как характеристику звуков (для гласных – красный, для согласных – синий и зеленый)

Игра «Буквенный конструктор»

Уделяя особое внимание элементам букв, мы формируем красивый почерк и улучшаем сложившийся. Чтобы сделать процесс не только полезным, но и увлекательным, мы предлагаем взять слово для анализа. Любое. Разобрать буквы на элементы. И предложить ребятам составить из элементов другие слова. Кто больше! Так, например, все мы знаем, что из «с» легко можно получить «о», а из «п» - «р» и т.д.

Так можно учиться прописывать элементы, улучшать почерк и одновременно развивать воображение, чувство языка, словарный состав.

Такая игра, к слову, пришлась не только по душе младшим школьникам, но и старшим.

Представленные упражнения мы предложили ребятам 21 и 29 школ, и им они понравились. Насколько они повлияли на почерк, мы пока сказать не можем, так как тренироваться нужно ежедневно, но увлечь школьников нам удалось.

Надо отметить, что ребята, занимающиеся в ДЭБЦ, тоже опробовали некоторые из наших упражнений. Писать пером оказалось так увлекательно, что в нашем эксперименте приняли участие не только третьеклассники, но и ребята постарше. (Приложение 12)

Культура письма для старших школьников

Как учили писать раньше? Бесспорно, пером. Сначала ребята учились писать карандашами. И перо ученик получал только тогда, когда овладевал карандашом в должной степени, то есть держал карандаш правильно, наклон был верным и нажим достаточным. При этом получить перо считалось честью. Думаем, что такой подход вполне оправдан.

У нас в городе перо и чернила используют для обучения письму в Русской Классической школе. Правда, там с карандаша на перо переходят все дети одновременно. Однако письмо пером в таком случае становится элементом воспитания, культуры. И здесь возникает то, что мы испытали на себе на мастер-классе по каллиграфии в нашей школе и считаем культурой письма, к которой нам посчастливилось прикоснуться. (Приложение 13)

Перо птицы, перьевая ручка, перо-макалка, бумага и чернила – вот то, с чем экспериментировали мы под чутким руководством Галины Владимировны Семеновой, педагога нашей школы. Писать настоящим пером птицы оказалось трудно. А вот выводить буквы металлическим пером пришлось по душе многим. Все настоящее должно быть простым и искренним. Вдохновляющим. Таким, чтобы мальчишка, что с трудом на обычных уроках заставляет себя сосредоточиться, так увлекся и проникся, что написал пером, как здорово ему было на мастер-классе по каллиграфии. Таким, чтобы девчонки готовы были купить перья и чернила прямо здесь и сейчас, чтобы выводить буквы на белых листах и дома. Таким, чтобы возник вопрос о том, как не хватает нам плавности и гармонии, как было здорово и на уроках писать так, чтобы было время выдохнуть и собраться с мыслями, прежде чем нанести слово на лист бумаги. Именно на мастер-классе по каллиграфии мы почувствовали, что такое культура письма, и как ее не хватает нам, ученикам среднего звена.

Берешь в руки перо, и спина словно сама распрямляется. Хочется сесть так, чтоб осанка была достойной, благородной. Макаешь перо в чернила, касаешься бумаги - и чувствуешь, как рука сама будто желает не просто писать, а выводить буквы. Анализируя работы, которые написали наши ребята на мастер-классе, мы обратили внимание, что даже обладатели неразборчивого почерка писали очень красиво, плавно. Некоторые даже решили посочинять стихи. Что это, если не культура письма!

После мастер-класса мы взяли интервью у Галины Владимировны. Узнали, что каллиграфия и чистописание – разные понятия, а чтобы овладеть каллиграфическим почерком, необходимо ежедневно заниматься по 30 минут в течение двух месяцев.

Ребята нашего класса загорелись идеей не выправить почерк, а научиться каллиграфическому письму. Здесь согласны работать все: и родители, и дети. И в этом отношении каллиграфия может стать альтернативой чистописанию. Итогом будет красивый почерк, который поможет не совершить обидных ошибок на ЕГЭ.

Мы попробовали выполнить домашнее задание по русскому языку перьями и чернилами. Оказалось, что это тяжело. Рука очень быстро устает. Многие из нас начинают писать красиво, а заканчивают криво и грязно. ( Приложение 14) Мы привыкли писать шариковой ручкой, не умеем расслаблять мышцы, плавно вести перо по бумаге. Необходима тренировка. Чтобы привыкнуть расслаблять мышцы пальцев, научиться плавности и мягкости, мы решили взять в руки акварель и поэкспериментировать с раскрасками. (Приложение 15) После работы с тонкой кистью на акварельной бумаге писать пером стало легче.

Влияет ли каллиграфия на почерк? Мы спросили об этом Галину Владимировну Семенову. За два месяца она овладела одним из каллиграфических шрифтов. Ее почерк не изменился, но она отмечает тот факт, что если пишет медленно, то ее письмо становится значительно разборчивее. Возможно, каллиграфическое письмо не сильно повлияло на почерк учительницы, потому что она обучалась ему уже в зрелом возрасте. Мы находимся в начале пути формирования почерка, потому есть шанс, что каллиграфия станет для нас не только увлекательным приключением на уроках русского языка, но и шагом к улучшению наших навыков письма.

Заключение

Новое время требует новых подходов как в чистописании, формирующем почерк, так и в способах коррекции неразборчивого письма. Каждый человек при обучении письму повторяет историю письменности от самого ее возникновения и до настоящих времен, от рисунков до русского курсивного письма. И хочется, чтобы процесс этот был увлекательным и эффективным, ведь от успешности формирования почерка зависит не только восприятие написанного, но и грамотность. Так, например, считается, что, во-первых, при крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, так как в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы, во-вторых, нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства. А это значит, что уровень развития навыков чистописания влияет на грамотность.

В ходе работы мы рассмотрели историю письма, способы формирования почерка, психологические особенности, отражающиеся в особенностях письма. Выяснили, что шариковая ручка закрепощает не только мышцы рук учащегося, но и затормаживает и сковывает мышление, угнетает процесс творчества. Поняли, что пером трудно писать быстро, но проще писать красиво - оно даёт время вывести букву, поэтому является более эффективным как при формировании, так и при коррекции почерка. Разработали и апробировали комплекс увлекательных упражнений по формированию и коррекции почерка для младших школьников. Подтвердили нашу гипотезу. И поняли, что создать увлекательное и полезное упражнение для младших школьников легче, чем для школьников среднего звена. Предположили, что занятия каллиграфией могут помочь скорректировать почерк. И решили, что обязательно продолжим работу над проектом.

Новое время требует новых подходов. Но есть то, что остается незыблемым. Чистописание неизменно формирует культуру письма, а каллиграфия неизменно становится его искусством.

Список использованной литературы

Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков
у младших школьников. - Библиотека учителя начальных классов. - 1987

Исаева Е.Л.  Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку.  Рипол Классик , 2010

Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – Тула: Родничок; М.: Астрель, АСТ, - 2001.

Норман, Джудит О чем говорит почерк. Графология для начинающих - М.: Вектор, 2010.

Проненко Л.И. Каллиграфия для всех. - М.: Книга, 1990.

Сара Д. «Тайны почерка» М.: Вече, Персей, АСТ, 2007 г.

Щеголев И. В. 16 типов личности. Почерк и характер человека:  учебное   пособие  / И. В. Щеголев. СПб. : Питер, 2007.

Электронные ресурсы:

Безруких.М. М. История письма. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://edudocs.net/3481783/2.

Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/znachieniie-kallighrafii-dlia-formirovaniia-ghramotnogho-pis-ma-uchashchikhsia-n.html

Значение каллиграфии для грамотного письма[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/znachenie-kalligrafii-dlya-gramotnogo-pisma-4062307.html

Методика первоначального обучения письму [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfile.net/preview/7316755/

Уроки чистописания прошлых лет: почему советская школа была лучше нынешней [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://myhistori.ru/blog/43488253723/Uroki-chistopisaniya-proshlyih-let:-pochemu-sovetskaya-shkola-by

Характер по почерку человека — можно ли определить, его виды [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://srazu.pro/teoriya/xarakter-po-pocherku-cheloveka.html

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ФИ

Особенности почерка

Характер по почерку

Черты по опросу .

«Живые лайки»

Рыжков Степан

Угловатые буквы, наклон вправо, неразборчиво

Замкнутая личность, боится стать понятным, целеустремленность и энергичность

Умный, добрый, хороший друг, стеснительный, вежливый

Казарезова Мария

Мелкий, неразборчивый, округлый, наклон влево

Скрытность, замкнутость, не идет на компромис, добродушие

Веселая, умная, отважная, добрая, всегда поможет, всегда поддержит

Ветушинская Ввалерия

Круглый, крупный, нераборчивый, наклон влево

Открытость, жизнерадость, оптимизм, боится стать понятной, не идут на компромисс, добродушие

Веселая, может развеселить, поднять настроение, с ней никогда не скучно, добрая, активная, энергичная, доброжелательная, умная

Рыжкова Арина

Крупный, округлый, разборчивый, наклон влево

Открытость, жизнерадостность, честность, упрямство, добродушие

Трудолюбивая, активная, ответственная, серьезная, умная, очень добрая, никогда не предаст, поможет, если тебе плохо, выручит в беде

Гончарова Олеся

Очень мелкий, неразборчивый, округлый, наклона нет

Уравновешенность, очень скрытна, никогда первой не начнет говорить, очень тяжело подружиться, но может оказаться интересным собеседником, добродушие

Добрая, умная, трудолюбивая, усидчивая, веселая, целеустремленная

Резник Василина

Маленький, изящный, наклон вправо, угловатый

Пытается быть замеченной, целеустремленность, энергичность, эмоциональность.

Добрая, очень умная, задумчивая, ответственная, активная, аккуратная, всегда поможет

Абдрафигин Ян

Угловатый, наклон вправо, размер очень крупный, неразборчивый, буквы прыгают

Энергичность, эмоциональность, открытый оптимист

Добрый, сильный, мужественный, собранный, вежливый, культурный

Лимонов Георгий

Крупный, неразборчивый, угловатые, наклон вправо

Открытый, но скрытный, целеустремленность

Поможет, серьезный, спокойный, добрый, умный, отважный

Янис Влад

Крупный, очень округлый, наклона нет

Открытый, добродушие, уравновешенный

Веселый, добрый, умный, всегда поможет, всегда поддержит

Шахтарина Карина

Мелкий, разборчивый, угловатый, наклон вправо

Скрытность, замкнутость, но при этом видимая открытость, целеустремленность, эмоциональность

Добрая, щедрая, всегда поможет в беде, трудолюбивая, активная, понимающая, ответственная, энергичная

Шпакова Вика

Мелкий, изысканный, округлые, наклон влево

Скрытная, замкнутая, добродушна, внимательна к собеседнику, упорна

Трудолюбивая, умная, целеустремленная, добродушная, верная подруга

Щеглов Илья

Крупный, неразборчивый, буквы угловатые, наклона нет.

Открытый, жизнерадостный, скрытность, эгоистичность и жадность, уравновешенность

Умный, добрый, веселый, всегда поддержит, может рассмешить, всегда поможет

Приложение 4

Приложение 5

Опрос учеников 6 «б» класса

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Приложение 6

Опрос родителей

Вопрос 1

Вопрос 2

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Просмотров работы: 23