Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство…
Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.
М. Ю. Лермонтов[10]
Введение.
Рождество Христово – один из самых светлых и прекрасных дней в году. Святые дни – это такое удивительное время, когда все становятся детьми: простыми, искренними, открытыми, добрыми и любящими всех.
Праздник этот наполнен особым смыслом, имеет нравственное начало: рождение Спасителя, принесшего миру проповедь Любви и Добра, научившего спасению от ненависти и лжи.
Сложился определенный жанр в литературе, жанр рождественского рассказа. Типичным мотивом рождественского повествования оказывается мотив милосердия и сочувствия. Рождественские сюжеты наполнены ожиданием чуда, способного изменить человеческую жизнь, чуда, совершаемого людьми бескорыстно из сострадания и милосердия к другим, незнакомым людям. Позже, и что неудивительно, святочный рассказ «революционно» перевоплотился в новогодний. Новый год как праздник вытесняет Рождество, на смену Христу Младенцу приходит добрый Дедушка Мороз… Но состояние трепета и ожидание чуда присутствует и в «новых» рассказах. В современном обществе мы очень много говорим о милосердии и сострадании. Но до конца ли мы понимаем их смысл?
Сострадание это - сочувствие к чужому страданию [2]. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия [13].
Оба эти понятия - важнейшие христианские добродетели и очень близки друг к другу, неразрывно связаны между собой. Любовь к ближнему - это и любовь к Богу.
В современном мире очень много поводов проявить милосердие и сострадание. Поэтому эта тема особенно актуальная сегодня. Святочные и рождественские рассказы возвращаются на страницы современных газет и журналов. Особую роль здесь играют: стремление восстановить нарушенную связь времён, а в частности, православное восприятие мира; вернуться ко многим обычаям и формам культурной жизни, которые были прерваны c 1917 года.
Всегда ли мы сострадательны и милосердны, живя в современном мире? Способны ли мы пройти спокойно мимо голодного, бездомного живого существа? Оставляют ли нас равнодушными те, кто просят нас о помощи, попав в беду? Ответ на эти вопросы мы находим в русской классической литературе и, прежде всего, в рождественских рассказах русских писателей.
Тема нашей работы «Тема милосердия и сострадания в рождественских рассказах русских писателей», исследование рождественского рассказа.
Актуальность проектной работы состоит в первую очередь в том, что сейчас в нашем обществе восстанавливается утраченное духовное наследие, утверждается значение вечных человеческих добродетелей: любви к ближнему, добра, сострадания и милосердия.
Нам необходимо прийти к осознанию важности этих ценностей для человеческой души сохранить их для будущих поколений. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания.
Цель работы - проанализировать на примере рождественских рассказов русских писателей такие понятия, как «милосердие» и «сострадание», обобщить полученные результаты и создать собственные произведения на тему милосердия и сострадания.
Цель работы определила постановку следующих задач:
1) изучить художественную и научную литературу по выбранной теме;
2) рассмотреть понятия «милосердие» и «сострадание» и их связь с христианской традицией (идеологией);
3) раскрыть понятие рождественского (святочного) рассказа;
4) проанализировать рождественские рассказы русских писателей Л. Андреева «Ангелочек», Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», И. С. Шмелева «Рождество» и А. И. Куприна «Чудесный доктор» с точки зрения раскрытия в них вопросов милосердия и сострадания, проанализировать соблюдение традиций рождественского рассказа;
5) обобщить полученные результаты и сделать выводы;
6) создать собственные произведения в прозе на тему Рождества;
7) создать иллюстрации к собственным произведениям;
8) привлечь учащихся к обсуждению темы «милосердия» и «сострадания» через знакомство с классической русской литературой.
Объект – научные работы, исторические документы, рождественские рассказы русских писателей. Написание своих произведений, вошедших в книгу «Свет Рождества», создание иллюстраций к своим рассказам.
Предмет - милосердие и сострадание в рождественских рассказах Л. Андреева, Ф. М. Достоевского, И. С. Шмелева, А. И. Куприна и в собственных произведениях.
Новизна нашей работы очевидна, поскольку работ с идентичным названием в русском литературоведении нет, но И. А. Ильин, Е. С. Панкова, Л. А. Иезуитова, Л. Лосев, В. В. Брусянин в своих монографических исследованиях анализировали святочные рассказы русских писателей. Издание книги рассказов «Свет Рождества».
Методы, используемые в работе над проектом: анализ и сопоставление.
Для достижения цели работы, полноценного выполнения поставленных задач были определены следующие этапы работы:
1) изучение понятий рождественский (святочный) рассказ, как литературного жанра. История возникновения рождественского рассказа в русской литературе;
2) чтение и анализ произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа с точки зрения раскрытия тематического и идейного содержания;
3) обобщение полученных результатов;
4) написание собственных литературных произведений в жанре рождественского рассказа;
5) создание иллюстраций к собственным рассказам;
6) создание книги с собственными произведениями и иллюстрациями к ним.
В процессе работы были использованы, толковые словари В.И. Даля, С.И Ожегова и Н.Ю. Шведова, Д.Н. Ушакова, рассказы Л. Андреева, Ф. М. Достоевского, И. С. Шмелева, А.И. Куприна цитаты и афоризмы великих писателей, касающиеся выбранной темы, научная и критическая литература, посвященная теме рождества.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов (теоретический и практический), заключения, списка использованной литературы и приложений.
Практическая значимость: результатом нашей работы является книга «Свет Рождества». Она может быть использована для самостоятельного чтения и для чтения в кругу семьи
Кроме того, результаты проекта могут быть полезны в изучении тем «милосердие» и «сострадание» не только на примере рождественских рассказов отдельных авторов, но и в процессе изучения других произведений литературы и искусства методом сравнения.
Описание процесса создания собственных произведений на тему милосердия и сострадания в жанре рождественского рассказа может побудить школьников к написанию своих произведений в данном жанре.
I.Тема милосердия и сострадания в рождественских рассказах русских писателей.
I.1. Характеристика понятий «милосердие» и «сострадание» и их связь с христианской традицией.
Милосердие и сострадание - это чувства, играющие важную роль в нравственном развитии человечества.
Милосердие - одна из важнейших христианских добродетелей. Любовь к ближнему - неразрывно связана с заповедью любви к Богу. В любом нуждающемся человеке следует видеть «образ Божий» независимо от его недостатков [11].
Первоисточником милосердия в христианстве является личность самого Иисуса Христа. В христианстве милосердие носит всеобъемлющий характер. Вся деятельность Церкви является милосердием и проявляется через благотворительность. В Православии неразрывно связаны милосердие и благотворительная деятельность, сострадание, религиозная проповедь и миссионерство. Православные христиане оказывают помощь престарелым, инвалидам, сиротам, больным, одиноким и т. д. [11].
Посмотрим, как раскрывается значение слова «милосердие» в разных словарях. В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро любому, милостливость, мягкосердость» [3]. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова: «Милосердие - готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия» [13]. В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова: «Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается» [19]. Другими словами, милосердие - это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения.
Сострадание - это качество личности или способность поставить себя на место другого человека, полностью прочувствовать его переживания (обычно имеется в виду негативный спектр) и принять решение помочь в любой ситуации. Обычно качество сострадание проявляется с детства, но не является врождённым и его проявления зависят исключительно от особенностей социума, окружающего человека. [15]. Чтобы лучше понять смысл слова «сострадание», нужно вспомнить его противоположность - равнодушие. Сострадать, значит не быть равнодушным к чужой беде.
Примеры милосердия и сострадания мы можем брать не только из жизни. Добру, милосердию и состраданию учат нас песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра. - спасение души», - гласит народная мудрость.
I.2. Жанр рождественского (святочного) рассказа. Характеристика понятия.
Государственный деятель и христианский мыслитель К. Победоносцев в своём очерке «Рождество» писал: «Рождество Христово и Святая Пасха – праздники по преимуществу детские…» [14].
А далее Константин Петрович Победоносцев развивает мысль о детском воображении, восприимчивом ко всей Евангельской истории и, в частности, к простым рассказам о Рождестве Христовом: «Тихая ночь над полями палестинскими, уединённый вертеп, ясли. Окружённые теми домашними животными, которые знакомы ребёнку по первым впечатлениям памяти, - в яслях повитый Младенец и над Ним кроткая, любящая Мать с задумчивым взором и ясною улыбкой материнского счастья – три великолепных царя, идущих за звездою к убогому вертепу с дарами, - и вдали на поле пастухи посреди своего стада, внимающие радостной вести Ангела и таинственному хору Сил Небесных.
По словам Ч. Диккенса, рождественские праздники – это «дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних – даже в неимущих и обездоленных – таких же людей, как они сами…». [8].
В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особенную значимость получают христианские ценности: доброта, милосердие, сострадание. Это время совершения добрых дел.
Рождественские праздники должны стать, по выражению Достоевского, «днями семейного сбора», днями примирения и всеобщей любви.
Создавалась специальная литература, приуроченная к Рождеству - рождественские рассказы. Традиция рождественского рассказа относится к календарной литературе и берут свое начало в средних веках.
Рождественский или святочный рассказ - литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа [12].
Что значит календарная литература? Календарная литература - это возникший с древности и сложившийся к концу XIX в. пласт русской литературы, в которой принято выделять святочные, рождественские, новогодние, крещенские и пасхальные тексты. Другими словами, это литература, приуроченная к каким-то календарным датам, периодам: рождество, пасха, крещение и др.
Можно определить следующие черты рождественского рассказа.
Большинство произведений начинается с описания несчастий героев. Но Великое Чудо праздника изменяет жизнь людей. Не всегда оно сверхъестественное, чаще это чудо бытовое, которое воспринимается как счастливая случайность. И в этом авторам и их героям видится Небесное заступничество. В конце святочной истории Добро должно победить зло. Святочный рассказ всегда содержит нравственный урок, притчу, пробуждает надежду и любовь в сердцах читателей.
«Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика» [17].
В Западной литературе жанр рождественских рассказов пользовался огромной популярностью.
Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса. В них он раскрывал ценность человеческой души, темы памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства («Рождественская песнь в прозе» (1843), «The Chimes» (1844), «The Cricket On The Hearth (1845), «The Battle Of Life» (1846), «The Haunted Man» (1848)). Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие. Ярким образцом жанра в европейской литературе принято также считать сказку Г.-Х. Андерсена «Девочка со спичками».
«Рождественский рассказ в русской литературе, в отличие от западной, появился лишь к 40-м гг. XIX в. это объясняется отличающейся от Европы, особой ролью праздника. День Рождества Христова – великий христианский праздник, второй по значимости второй после Пасхи. В течение долгого времени в России в миру праздновались святки, и только Церковь праздновала Рождество Христово.
Традиция Диккенса в России была частично переосмыслена. Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы [16].
В русской литературе нередко создавались более реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику святочного рассказа с усиленной социальной составляющей. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, -цикл святочных рассказов Лескова, рождественские рассказы А. П. Чехова (как, например, «Детвора», «Мальчики»), Л. Андреева «Ангелочек», И. Шмелева «Рождество», Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке».
Таким образом, рождественский (святочный) рассказ - это жанр литературы, основу которого обычно составляет одно событие, всегда есть чудо, добрая неожиданность и счастливый финал. В русской традиции финал не всегда счастливый и на первый план выходит социальная тематика. Но при всём разнообразии их сюжетов все они имели нечто общее – то, что гармонировало с праздничным настроением читателя, то сентиментальным, то безудержно весёлым, неизменно вызывая отклик в сердцах.
Святочная литература - возможность обратиться к каждому человеку: богатому или бедному, злому или доброму, взрослому или ребёнку. Это книги о возвышенном и несуетном, о милосердии и сострадании, о возможности безусловной любви к человеку.
I.3. Тематическое содержание рассказа Л. Н. Андреева «Ангелочек»
Леонид Николаевич Андреев (1847-1889) - русский писатель. Родился в Орле в семье землемера Николая Ивановича Андреева (внебрачного сына помещика) и Анастасии Николаевны Андреевой (урожденная Пацковской) - дочери разорившегося польского помещика. Поэтому можно утверждать, что Л. Андреев был аристократом по духу и по крови.
Сюжет рождественского рассказа Леонида Андреева «Ангелочек» - «житейский случай», взятый из его детства. У него тоже был такой ангелочек, и он растаял. Ему было тогда около 8 лет. В рассказе герою 13 лет и он из совсем бедной семьи, в отличие от самого Андреева, который не жил в такой нужде как его герой.
Краткое содержание рассказа можно свести к следующему.
Главный герой - мальчик Сашка 13 лет из бедной семьи, его бьет пьющая мать и жалеет больной отец. Однажды мальчик был приглашен на рождественский праздник в богатый дом. На елке он видит маленького грустного воскового ангелочка, который согрел душу мальчика.
Рассказ можно разделить на две части: до появления ангелочка и после. С самого начала рассказа мы видим, что главный герой Сашка не видит смысла жизни и размышляет о том, как перестать жить: «Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью» [1]. Он не видит никаких радостей жизни.
Но вот мальчик увидел на елке ангелочка. Автор намеренно показывает, что ангелочек, которого увидел Сашка, висел на стороне елки, «которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку». Когда Сашка видит Ангелочка он понимает, «чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые». Люди вокруг казались Сашке неживые, а Ангелочек «казался живым и готовым улететь».
Именно в образе Ангелочка Сашка видит сострадание и милосердие, которых он не находил в людях: «Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, и больше, чем все остальное».
Наполненное, пронизанное грубой бранью и ожесточением пространство начала рассказа, с появлением ангелочка становится- мягким и безмятежным, оно становится как будто бархатным: «Все добро, сияющее над миром, все глубокое горе и надежду тоскующей о Боге души впитал в себя ангелочек, и оттого он горел таким мягким божественным светом, оттого трепетали бесшумным трепетаньем его прозрачные стрекозиные крылышки» [1].
С появлением. Ангелочка у Сашки, можно сказать, оттаяла душа, и появились слезы:
«- А-ах! - вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди
Сашки, и на глазах его сверкнули две маленькие слезинки и остановились там, непривычные к свету. Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости. Казалось, что когда нежные крылышки ангелочка прикоснутся к впалой груди Сашки, то случится что-то такое радостное, такое светлое, какого никогда еще не происходило на печальной, грешной и страдающей земле».
«... И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка» [1].
Автор нам говорит о том, что образ и подобие Божье, ангелочек, есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале. Это очень важный момент.
Автор показывает нам, что каждый из нас нуждается в любви и доброте. Ангелочек олицетворяет в произведении тот чудный рождественский мир, где нет брани, грязи и эгоизма, а на душе чисто, радостно и светло.
Ангелочек сблизил отца и сына: «... было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым. Отец несознаваемым движением положил руку на шею сына, и голова последнего так же невольно прижалась к чахоточной груди» [1].
Сашка заснул безмятежным сном в надежде утром увидеть ангелочка и, возможно, другой мир, другого себя и окружающих («Кроткий покой и безмятежность легли ... на смелое личико человека, который еще только начинал жить»). Но Ангелочек растаял. К ребенку пришло ощущение счастья, но оно зыбко. Остается загадкой, каким будет утро, будет ли оно радостным и светлым или надежда умрет? Всем нужны ангелы, ангелы-хранители, всем нужна вера в чудо и надежда, иначе, люди ожесточаются.
I.4. Тема несчастного детства в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) — великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком, русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.
«Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты. Человек родится совершенным...» - писал Л. Н. Толстой. В этих словах писателя сконцентрировано то главное, что всегда выступает на первый план, когда искусство обращается к теме детства. Ф. М. Достоевский с особой симпатией и большим интересом относился к детям не только в знакомых ему семействах, но и к совершенно посторонним. «Да и как не любить детей? - писал он. - Если уже перестанем детей любить, то кого же после этого мы сможем полюбить, и что станется тогда с нами самими?» [4].
Обратимся к рассказу «Мальчик у Христа на елке». Сюжет рассказа построен по принципу контраста: великолепные елки, горы сластей, прекрасные витрины и на этом фоне маленький оборвыш, замерзающий на улице.
Основу сюжета рассказа «Мальчик у Христа на елке» составил образ маленького нищего мальчика, (шести лет или младше), очарованного видом новогодней елки за окном богатого дома, где много света, много игрушек, много вкусной еды, много нарядных и чистых детей танцуют и веселятся под звуки музыки, а он вынужден замерзать на людных петербургских улицах, голодный, брошенный на произвол судьбы, давно не евший досыта и не видевший ничего, кроме пьянства, нищеты, грубости, разврата и равнодушия петербургских трущоб. На какой-то момент мечты мальчика о счастливом детстве сбываются, и он оказывается на новогоднем празднике среди таких же, как и он, детей, увлеченный туда неведомым тихим голосом. Он думает, что это голос матери, но нет - он попал на «Христову елку», но то были лишь предсмертные грезы тихо замерзающего брошенного всеми ребенка, дорогого лишь Христу: «Это "Христова елка", - отвечают они ему. - У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... - И узнал он, что мальчики эти и девочки все были все такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых, их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей...» [5].
Как и в рассказе Андреева главный герой Сашка в сияющей красоте праздника, среди множества людей не находит сострадания и чувствует себя одиноким, так и здесь нашему герою жутко и одиноко: «Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко...» [5].
Рассказ «Мальчик у Христа на елке» относят к жанру святочных рассказов. Обычно святочные рассказы непременно заканчивались счастливым концом, но в рассказе «Мальчик у Христа на елке» писатель отступает от этой традиции. Его маленький безымянный герой не получает рождественского подарка, сострадания, тепла и внимания от окружающих его людей, а находит счастье и упокоение лишь на елке у Христа.
Мир Ф. М. Достоевского еще более жесток, чем мир Л. Андреева, в нем нет милосердия и сострадания, там только куклы, которые не могут испытывать чувств, холод, голод и жестокость петербургских улиц и трущоб. Мальчик говорит, «за стеклом три куклы ... совсем-совсем как живые». Этим автор говорит нам, что люди стали походить на кукол, которые не испытывают чувств сострадания и милосердия и в этом мире нет места ребенку, который сам как ангелочек.
I.5. «Свет» Рождества, тоска по царской России в рассказе И. С. Шмелева «Рождество».
Иван Сергеевич Шмелев (1873 – 1950) – талантливый русский писатель XX века. Он родился и вырос в Москве, в купеческой, крестьянского корня семье.
Учился в гимназии, затем в Московском университете, и застал ещё царскую Россию – с её богатыми рынками, славными, теперь уже забытыми обычаями, с добрыми, хлебосольными русскими бабами и мужиками, и золотыми маковками куполов. Такой и встаёт она в его воспоминаниях, которые он писал уже в старости.
Его радовала вся российская жизнь, рождественская, пасхальная. И просилась эта жизнь на бумагу. 1920 год был страшным для Шмелева. Писатель не принял Октябрьскую Революцию, ужасался тому, что происходит в стране. Его сына Сергея расстреляли, как тогда говорили, «по недоразумению». Шмелев покидает Россию, едет за границу. Пишет рассказы, повести [18].
Наибольшую известность принесли Шмелеву романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933-1948), дающие широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья.
И. Шмелев, уехав из России в 1928 году и живя в Париже, пишет рассказ «Рождество». Это был первый рассказ (глава) будущего романа «Лето Господне». Роман так и складывался - из небольших рассказов-воспоминаний.
Рассказ И. Шмелева «Рождество» - это самый светлый из трех рассказав, взятый нами для рассмотрения. Великий праздник словно озаряет мир, делает его совсем другим, ярким и праздничным.
Сюжет сводится к следующему. Морозная, снежная зима. Рождество. Ожидание праздника, чуда. В дом приходит сапожник с мальчишками «славить Христа». Они дают маленькое представление про царя Ирода. Приходят нищие- убогие, им подают «на Праздник». Кроме того, как всегда, устраивают обед «для разных», то есть для нищих. Ване всегда любопытно посмотреть на диковинных «разных» людей.
Празднование Рождества Христова - самое главное в произведении. В рассказе очень много музыки. Все вокруг издает звуки, звенит, поет: снег, колокола, сани и т.д.: «звон услышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, - древний звон, степенный, с глухотцой. А то - тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... - гул и гул» [20].
Ожидание праздника и сам праздник преображают всех. Шмелев создает особую атмосферу торжества в ожидании и праздновании Рождества.
Люди меняются в день Рождества, они становятся добрыми, их внутренняя душевная теплота подчеркивается автором приемом контраста: мороз на улице - тепло на душе: «Морозная Россия, а... тепло!..» [20].
Все в преддверии праздника другое: «Все - другое. Снег - святой. И звезды - святые, новые, рождественские звезды. Рождество!»
Общие праздники, общие традиции меняют людей, делают их внутренне богаче, делают их добрее.
Авторы первых двух рассказов «Ангелочек» и «Мальчик у Христа на елке» показывают нам, что люди не могут найти выхода из социального тупика.
Милосердие и сострадание в рассказах играют значительную роль. Жизнь героев подвергается проверке через способность проявить милосердие и сострадание, но они не проходят проверки, люди остаются черствы к чужой беде и горю.
В рассказе И. Шмелева «Рождество» показаны ожидание и сам праздник Рождества. Как мы отметили, очень много музыки и звуков в рассказе, как в настоящем празднике. Мы видим, что никто не остается обделенным в этом рассказе, всем подают, всех привечают, в отличие от двух предыдущих рассказов.
Но что общего, кроме жанра в этих рассказах. Автор заканчивает рассказ, и мы видим, что не все так хорошо в этой жизни и акты милосердия и сострадания, проявленные в дни праздника, закончатся вместе с этим праздником и придет обыденная жизнь, где волки и собаки будут злобные, звезды обычные, сапожник злой…
I.6. Тема рождественского чуда и служения людям в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор»
Литературовед О. Н. Михайлов, определяя главную особенность таланта Александра Ивановича Куприна (1870-1938), писал: «При мысли о Куприне хочется сразу сказать: «Добрый талант». [7] Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому – к дереву. Собаке, воде, земле, человеку, небу».
Рассказ «Чудесный доктор» был опубликован в 1897 году в рождественском номере газеты «Киевское слово».
Сюжет рассказа очень прост. Беды и трудности могут превратить любого человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей Мерцаловых, когда глава семьи заболел и потерял работу, источник дохода для существования. В результате семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной, тесной и сырой каморке, один из детей умер, другие стали болеть и голодать. Емельян Мерцалов находится в полном жизненном тупике, все попытки найти работу и улучшить положение семьи оборачивались неудачей, он совсем отчаялся.
В канун Рождества волею судьбы Мерцалов попадает в городской парк. Его окружает царственная, спокойная природа, вызывая в исстрадавшейся душе желание такого же покоя и тишины, и герой уже готов от безысходности наложить на себя руки: «Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.» [9]
Но случилось Чудо, в самый отчаянный момент жизни герою неожиданно пришло спасение в лице случайного прохожего, протянувшего руку помощи.
После появления в жизни Мерцаловых «чудесного» доктора их нищая, неудачная жизнь входит в благополучное русло. «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось.» [9] Дети выздоравливают, отец находит работу, мальчиков устраивают в гимназию. Как мало человеку нужно для счастья: тёплый дом, сытная еда, здоровье близких! И мы всегда может сделать что-то, чтобы спасти нуждающегося.
Рассказ «Чудесный доктор» полон контрастов: весёлая предпраздничная суета что подчёркивается эпитетами «сияющие елки», «праздничное оживление», «прекрасные магазины», «весёлый гул», «разрумяненные лица», «нарядные дамы», и иная, несчастная реальность, описанная словами «мрачный, неосвещённый косогор», «ветхий, покосившийся дом», «грязный, обледенелый, тесный двор», «закоптелые стены», «пустые узкие переулки», «грязная постель».
Герой рассказа - «тихий застенчивый человек», его несчастья и попытки спасти положение передаются с помощью эпитетов и сравнений: «у него синие опухшие руки», «отчаянная судорожная погоня», «нечеловеческие усилия», «беспорядочные, озлобленные крики». Доктор описывается так: «умное, серьезное лицо», «дружелюбный, но серьезный тон», «точно благодетельный ангел, святой человек», «великое мощное и святое, что горело в чудесном докторе».
Рассказ «Чудесный доктор» о милосердии и сострадании, о Рождественском Чуде, которое изменяет жизнь людей, о Чуде не сверхъестественном, а сотворенным простым человеком во имя спасения нуждающегося. В этом автору и его героям видится небесное заступничество.
II. Практический раздел.
II.1. Создание собственных произведений в жанре рождественского рассказа.
Для меня Рождество самый светлый и волшебный праздник, он дарит всем веру в счастливое будущее. Читая рождественские рассказы, я погружалась в дивную атмосферу Святого праздника.
Перед тем, как приступить к написанию своих работ мне потребовалось узнать больше сведений о Рождестве и традициях его празднования. Для этого я изучила информацию из энциклопедических источников и научную литературу на рождественскую тематику.
Я проанализировала произведения Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», И. С. Шмелева «Рождество», А. И. Куприна «Чудесный доктор», Л. Андреева «Ангелочек» и определила, какими литературными средствами пользовались авторы при создании своих произведений. Определила, какие эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения использовались авторами для наиболее точного раскрытия темы милосердия и сострадания в рождественских рассказах.
Создавая свои рассказы, я зачастую перерабатывала их, дополняла написанное, исправляла неточности.
II.2. Создание иллюстраций к собственным произведениям.
Для создания иллюстраций к собственным рассказам я вспоминала то настроение, которое навевало на меня чтение того или иного рассказа. К каждому рассказу я подбирала сюжет для рисунка, цветопередачу настроения. Создавала несколько рисунков и затем выбирала наиболее выразительный.
II.3. Создание книги «Свет Рождества».
Для создания книги, в первую очередь, были изучены виды и методы издания полиграфической продукции. После проведенного анализа рынка типографских услуг, мы пришли к выводу, что предпочтительней всего издать книгу формата А5 с обложкой.
Написанные мной произведения были собраны в макет с использованием компьютерного приложения Microsoft Word’14 (классическое приложение), дополнены моими иллюстрациями. Затем макет книги был конвертирован в формат, используемый в полиграфической печати, и передан в типографию.
Технологическая карта изготовления книги
«Свет Рождества»
№ п/п |
Содержание операции |
Технология выполнения |
1 |
Выбрать формат книги |
А5 |
2 |
Выбрать расположение книги |
Вертикальное |
3 |
Оформить обложку книги |
|
3.1 |
Осуществить подбор фото на обложку книги |
Рождественская картина из интерент-ресурса |
3.2 |
Выбрать вид, размер и начертание шрифта для заголовка книги |
Вид - DengXian (Основной текст (восточноазиатское письмо)) (заголовок),Times New Roman (Основной текст) -надписи, цитаты, размер шрифта: заголовок 16, текст 14. |
4 |
Оформить каждую страницу книги |
|
4.1 |
Выполнить подбор последовательности рассказов для каждой страницы книги |
Подбор текста: заголовков, надписей, стихов, цитат |
4.2 |
Осуществить подбор фотографий и рисунков страниц книги |
Собственные иллюстрации, рисунки из интернета интернет-ресурса |
4.3 |
Выбрать сетку размещения рисунков для каждой страницы книги |
Варианты расположений иллюстраций на каждой странице книги индивидуальны |
4.4 |
Выбрать вид, размер и начертание шрифта для каждой страницы книги |
Вид - Bookman Old Style (эаголовки), Rockwell (Основной текст) -надписи, цитаты, размер шрифта: заголовки 40, текст – 18, начертание - жирный. |
5 |
Выбрать бумагу для печати обложки и страниц книги |
Обложка 4+0 на мелованной бумаге 220 гр, блок 1+1 на офсетной бумаге 80 гр со скреплением на 2 скобы. |
6 |
Конвертация макета книги для печати |
|
7 |
Передача в типографию и печать книги |
Принтер Canon color MG6440 |
Ценность созданной книги заключается в ее уникальности, поскольку в ней собраны литературные произведения, созданные мною. Эта книга для семейного чтения вслух в кругу семьи долгими зимними вечерами. Купить подобную книгу в магазине не представляется возможным.
Заключение.
Жанр рождественского рассказа, утративший свое значение в советскую эпоху, получил второе рождение в современной литературе, необходимо прививать традиции семейного чтения юному поколению читателей. Наше общество сейчас очень нуждается в возрождении христианских традиций, поскольку оскудела духовность людей, потеряны многие нравственные устои.
Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Общество нуждается в таких христианских добродетелях как «милосердие» и «сострадание».
Иоанн Златоуст утверждает: «Человек, - говорит святой Златоуст, - всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком» [6].
В мире героев проанализированных рассказов отсутствует милосердие и сострадание. Люди в них сравниваются с куклами, и об этом обществе сложно судить как об обществе людей. Людьми в этом обществе представляются только страдающие, но не получающие со стороны тех, кому не стоит труда помочь нуждающимся, ничего, кроме пренебрежения («Мальчик у Христа на елке»), «одолжения» («Ангелочек»). Только в «Рождестве» И. Шмелева дети получают подарки на Рождество, но праздник заканчивается, и нищета и пренебрежение вернутся.
Наш анализ привел нас к выводу о том, что милосердие и сострадание - это, прежде всего, поступки, которые совершают люди во благо других людей; это помощь бедным, нуждающимся, также это доброта в отношении к людям; это готовность пожертвовать от всего сердца ради больного, старого, пусть даже и не близкого человека без сожаления и требования чего-то взамен. И то, какими мы будем - это наш выбор.
Итогом нашей работы стало создание книги рассказов «Свет Рождества» с собственными произведениями: «Свет Рождества», «Маленькая звездочка и рождественская ель», «Девочка и дуб», «Ёлочка», «Рыжее счастье», «С Рождеством» и иллюстрациями к ним.
Список литературы.
Леонид Андреев. Ангелочек. Серебряная метель. Москва, Никея, 2018. С 21.
Викисловарь. Сострадание. [Электронный ресурс]. URL:htps://ra.wiktionay^org/wiki/ooc,p:)f4aHne.
Толковый словарь Даля. Милосердие. [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/search?term=%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B5
Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. [Электронный ресурс]. URL:
https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol14/01journal_77/283.htm
Федор Достоевский. Мальчик у Христа на елке. Серебряная метель. Москва, Никея, 2018. С 96 - 97.
Свт. Иоанн Златоуст «О милосердии». [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveinternet.ru/users/zima4/post361193688/
К учебнику «Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2019». [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/02/05/a.i._kuprin_prezentatsiya_6_klass.pdf
Культура, стиль жизни. Святочный рассказ. "Мальчик у Христа на ёлке", Достоевский Ф.М. О Рождественских праздниках. [Электронный ресурс]. URL: https://subscribe.ru/group/ya-pishu/5795172/
Александр Куприн. Чудесный доктор. Серебряная метель. Москва, Никея, 2018. С 462 - 466.
Михаил Лермонтов. Сегодня будет рождество. Стихи о Рождестве [Электронный ресурс]. URL: https://foma.ru/podborka-stixov-o-rozhdestve.html
Милосердие и сострадание. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B5_(%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)
Мультиурок. Особенности жанра рождественского рассказа. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/osobiennosti-zhanra-rozhdiestvienskogho-rasskaza.html
Толковый словарь Ожегова. Милосердие. [Электронный ресурс]. URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/107350
ВикиЧтение. Константин Победоносцев. Рождество христово. [Электронный ресурс]. URL:https://religion/wikireading.ru/226722
Психология. Психологические понятия [Электронный ресурс]. URL:https://psihomed.com/sostradanie/
Религия. Святочный и рождественский рассказ в русской литературе XVIII-XXI вв. [Электронный ресурс]. URL:
https://religiya.temaretik.com/1331027734699444927/svyatochnyj-i-rozhdestvenskij-rasskaz-v-russkoj-literature-xviii-xxi-vv/
Рождественский рассказ. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7
Урок по главе «Рождество». [Электронный ресурс]. URL:
http://festival. lseptember.ru/articles/51093 7/pril 1 .doc
Толковый словарь русского языка Ушакова. Милосердие. [Электронный ресурс]. URL:https://gufo.me/dict/ushakov/%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B5
Ю.И. Шмелев. Рождество. [Электронный ресурс]. URL:
https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fxn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai%2F%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B7%2520%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%2520%25D0%259D%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%258B%25D0%25B9%2520%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4%2520%25D1%2581%25D1%2582%25D1%25807.html
Приложение № 1
Свет Рождества
Что такое Рождество? У каждого это слово вызывает свои представления. Кому-то напоминает о радостных праздниках, и о счастливом времени, а кому- то о грустном одиночестве и о вечном странствии души по огромному миру.
Рождество... Я вижу дом, украшенный длинными мерцающими гирляндами, блестящей мишурой и разноцветными шарами. В центре дома красавица-ёлка… Она, нарядная, яркая, сияющая праздничной красотой, стоит на самом видном месте. На макушке – рождественская звезда. Под елью – подарки. В доме царят любовь, радость, смех.
В рождественский вечер на небе загорается самая яркая, необыкновенная звезда. Она сияет торжественно и величественно, возвещая всему миру о рождении Иисуса Христа. В Рождество все люди ждут чуда, волшебства, сказки. В небесах ангелы нежно поют песни о Спасителе.
В Рождество мы как будто затаиваем дыхание: начинается новый отсчёт времени, надеемся, что наступивший год будет лучше, счастливее, интересней предыдущего. Это время чудес и исполнения желаний. И дети, и взрослые ждут приятных минут поздравления и вручения подарков. Каждый старается удивить и порадовать близких. По традиции, в этот день собирается вся семья за праздничным столом, дети устраивают для взрослых концерт с чтением стихов, пением песен, с цирковыми номерами и фокусами.
Каждый год праздник Рождества объединяет людей, делает их добрее и терпимее друг к другу. Все подводят итоги прожитого года и загадывают желания на будущий год.
В этот день люди забывают о своих бедах, болезнях, неприятностях, об одиночестве, они тянутся к свету рождественской звезды, к теплу окружающих их людей, верят в чудо. И оно обязательно случится!
Маленькая Звёздочка и рождественская ель
Наш мир необъятен, и в нём, в огромной нескончаемой Вселенной, жила Маленькая Звёздочка. Вы, наверное, видели её. Не могли не видеть, потому что зажигалась она на небе раньше всех, свет от неё исходил самый яркий, и прощалась она с Землёй позже всех. Это была необыкновенная Звездочка, потому что она мечтала не о вечности, не о Вселенной, а о кратком миге, о встрече на Земле. А Земля манила её своей необычной красотой, энергией жизни. Небо было всегда синим и холодным, а Земля всегда была разной: то ярко-желтой в лучах утреннего солнца, то багряной на закате дня, то снежно-белой, то голубой. Но больше всего Земля нравилась Маленькой Звёздочке, когда она была покрыта белым сверкающим ковром, когда на ней зажигались разноцветные огоньки: красные и желтые, оранжевые и сиреневые, розовые и голубые. Звёздочка часто думала об этих необыкновенных огоньках на Земле: «Отчего они не всегда горят?» Маленькая Звёздочка не знала, что это люди к Рождеству украшают ёлки разноцветными гирляндами и сияющими шарами. Она любовалась ими, перебегая с одного на другой, и всё чаще ей хотелось улететь на Землю, чтобы познакомиться с этими необыкновенными огоньками.
Маленькая Звёздочка грустила: она знала, что ей никогда не бывать на Земле. Но Звёздочка не унывала. Она была счастлива тем, что у неё есть возможность всю ночь любоваться красотой зажигающихся огней. Так проходили дни за днями, ночи за ночами. Звёздочка засыпала и просыпалась, мечтала и ждала…
Однажды, замечтавшись, Маленькая Звёздочка набралась смелости и со всей силы полетела вниз. Замечательным было это падение! Она летела стремительно, чувство лёгкости, невесомости удивляло, восхищало и волновало её. Во время полёта Маленькая Звёздочка думала о том, что наконец-то окажется на Земле, ощутит её прикосновение, насладится её красотой.
И вдруг! О, чудо! Звёздочка зацепилась за макушку какого-то мягкого, зелёного и немного колючего дерева. Это была зелёная рождественская ель. Ель встрепенулась от неожиданности и появившегося света, и, увидев на своей макушке огромную звезду, озаряющую всё вокруг, поприветствовала её, покачав огромными еловыми лапами. Многие люди видели полет звезды и, заметив, куда она упала, отправились на её свет.
Увидев приближающихся людей, звезда засияла ещё ярче, озаряя всех волшебным светом Рождества. Люди любовались рождественской елью и большой волшебной звездой, которая украшала её.
Это была уже не Маленькая Звёздочка, а Большая Звезда с рождественской ели, которая дарила людям свет Рождества и веру в чудо.
Ёлочка
Это случилось недавно, накануне Рождества. Одним зимним вечером состоятельное семейство готовилось к празднику. Все были заняты украшением дома, упаковывали подарки, разбирали ящики с ёлочными украшениями. Неожиданно в гостиную вбежала младшая дочь Аня, оглянулась удивлённо вокруг и спросила: «А где же ёлка?» Ёлки не было... Глаза девочки наполнились слезами и по всему дому разнёсся крик: «Хочу… немедленно, сейчас же, сию минуту… хочу, хочу, хочу!». Мама предложила купить искусственную ёлку, объясняя дочери, что с каждым годом деревьев на планете становится все меньше и меньше, и что скоро лес, находящийся недалеко от дома, исчезнет, но упрямая девочка отвечала твердым и упорным: «Нет! Нет! Нет! Живую!» Родители очень любили свою дочь и готовы были исполнять любые её желания, лишь бы она не плакала. Отец приказал своему садовнику пойти в лес и срубить самую красивую елку. Садовник хотел было возразить, но глава семейства бросил на него грозный взгляд, не терпящий пререканий. Бедному стрику ничего не оставалось, как взять топор, верёвки, сани и отправиться в густой темный лес.
Чтобы добраться до леса, ему предстояло пройти поле, на котором виднелись странные бугорки. Он не помнил этого места в здешних краях. Садовник Серафим подошел, пригляделся и глазам своим не поверил: все поле было усеяно пнями. Старик ужаснулся… Он снял с себя шапку, прижал её к груди и перекрестился. Пошел снег, белые пушинки медленно падали на седую голову садовника. Он постоял в задумчивости несколько минут. Опомнившись, Серафим отправился дальше, только шел он теперь ещё медленнее, а на снег с его глаз падали капельки, которые на ветру превращались в маленькие льдинки. Старик продолжал свой путь. Вдалеке показались лесные красавицы. Одна из них, заметив старика, радостно зашуршала своими пышными ветвями. Серафим тоже улыбнулся ей и медленно, с неохотой перевёл взгляд на свой топор: «Эх, бедняжка… Она ещё не знает, что её ждёт…», - грустно подумал он. Тут его лицо вдруг стало очень серьёзным, а глаза сами собой наполнились тяжелыми и горькими слезами. Он так и не решился погубить эту ёлочку.
Надвигалась снежная буря. Порывы ветра были так сильны, что невозможно было устоять на ногах. Нелегко пожилому человеку бороться с разбушевавшейся стихией, но Серафим шел, не останавливаясь, и был рад тому, что Бог послал и ветер, и снегопад.
Серафим шел долго, сбивался несколько раз с дороги. Но вот и дом. Войдя в жилище, старик снял свой отяжелевший от снежных хлопьев тулуп и присел на лавку. Тут же прибежала Аня и оглядела садовника. Не найдя ёлки возле него, она с вопросительным взглядом стала пищать и хныкать: «Где ёлка? Где моя ёлка? И-и-и-и… Не принёс? И-и-и-и». Услышав крики, по лестнице спустились родители. Мать подбежала к Ане и стала утешать её, предлагая сахарного петушка. Отец тем временем укоризненно посмотрел на старика и стал расспрашивать его, почему садовник не выполнил его приказание и вернулся без ёлки?
- Когда я пришел в лес, то сразу приметил молоденькую ёлочку. Но тут налетел ветер, вьюга, пошел сильный и частый снег. Ветер бил в лицо, срывал шапку, замело тропинки, - он сделал паузу.
- Когда буря утихла, стали видны огни деревенских окон, по ним я еле нашёл путь домой, - продолжал старик.
- Почему вернулся без ёлки? – спросил отец.
- Ёлку замело метелью так, что невозможно было отыскать её под снегом, - ответил Серафим.
После долгих возражений Ани семья успокоилась, и все уснули крепким сном. Аня долго ворочалась в своей постели, она не могла поверить, что садовник посмел не выполнять волю отца. Аня злилась на всех: на маму, на папу, на садовника, на пургу, даже на ёлку, которая скрылась под белоснежным покрывалом.
Вдруг пошел снег… Откуда у меня в комнате снег, подумала Аня и тут же заметила, что и не в комнате она теперь, а в каком-то лесу. Красивый зимний лес, а вокруг Ани ёлки. Хотела она запрыгать от радости, как вдруг услышала громкое шуршание. Посмотрела вниз и увидела на себе пышный зелёный наряд. Хотела засмеяться, а вместо привычного смеха услышала гулкий звонкий свист. «Да я же ёлочка! Маленькая зелёная ёлочка!», - сказала она и улыбнулась. Тут Аня увидела возвышающихся над ней папу и маму тоже в виде огромных елей. Вдруг раздался хруст снега. Она увидела приближающуюся к ней фигуру.
«Это человек! Да больно похож на нашего садовника Серафима!», - подумала Аня. «Вот он удивится, когда увидит какая я красивая!», - размечталась она и стала привлекать внимание старика. Но лицо Серафима не выражало радость. Грусть и печаль были в его глазах. Он поднял свой топор, и раздался оглушительный звон...
Тут Аня проснулась и, часто дыша, села на кровать. Она посмотрела в окно. За ним было уже светло. Переливаясь на солнце, кружили в морозном воздухе узорчатые снежинки. Девочка подошла к окну и увидела Серафима, усердно подметающего заснеженные дорожки.
Днем родители снова напомнили старику о ёлке. Аня сидела в уголке комнаты и тихо играла своими куклами.
«Какой странный сегодня приснился мне сон», - думала она.
Серафим во второй раз отправился в лес за ёлочкой. Подойдя к деревцу, старик вытащил топор, но только он замахнулся, чтобы срубить её, рука обмякла, пальцы разжались, и топор с глухим стуком выпал из руки в рыхлый снег. Как ни заставлял себя Серафим, как ни уговаривал себя, он всё равно не мог срубить зелёную чудо-красавицу. «Будь, что будет, - подумал Серафим, - но грех на душу брать не могу». Старик развернулся и пошел обратно домой. Он шел домой без елки, тихо плача и утирая слезы мокрой рукавицей. Вот вдали показались тонкие, бледные столбики дыма, шедшие из печных труб домов. Знакомый высокий забор и калитка, за которой он жил у своих хозяев и служил им. Войдя в дом, Серафим увидел своих хозяев. Они сидели у камина и пили горячий шоколад. Отец Ани, подняв глаза на садовника, спросил:
-Опять вьюга?
- Как же может быть Рождество без ёлки? Где же моя ёлка? - вопрошала Аня.
- В лесу очень много старых елей, высоких, вековых, да только одна молоденькая, красивая ёлочка весь лес наполняет счастьем. Срублю я её, и не будет радости в лесу, потускнет лес, загрустит. Мало в наше время красивых ёлок осталось, не успевают вырастать. Только подрастет красавица, как сразу срубят её для своей забавы, а когда пройдет праздник - выбросят. Лес становится все меньше и скоро превратится в поле, где вместо деревьев останутся только пни. И эта маленькая красавица последняя. Как же её рубить? Последнюю …
- Я от тебя такого не ожидал. Второй раз какую-то ёлку срубить не можешь, лесов и так много. Даю тебе завтра последний срок, чтобы ёлка была в доме! - сказал отец и с раздражением, ушел в свой кабинет. Мама проследовала за ним, и они долго, о чем-то разговаривали за закрытой дверью.
Этой ночью Ане снова плохо спалось. Она не злилась, но покоя не было... Вот снова пошел снег. Тот же лес… А вот и она, весёлая и счастливая. Всё так хорошо. Рядом ёлки-сестрички. И снова страшное видение: знакомый старик сжимает в руке топор, он приближается к ней, замахивается топором, и опять громкий, пронзающий сердце звон… В испуге Аня зажмурилась. Когда она открыла глаза, перед ней предстала страшная картина… Она в лесу, вокруг рядом с ней не было ни елей, ни мамы с папой, а торчали из-под снега пеньки. Вдали виднелось что-то живое, большое. Это был человек, который тащил по снегу только что срубленную ель. Аня испугалась, она начала плакать, кричать.
Она проснулась от этого ужасного сна, уткнулась лицом в подушку и не могла сдержать слёз, в ушах раздавался звон топора. Аня выглянула в окно и увидела родителей, живых, здоровых, они уезжали в город за подарками.
Серафим стал вновь собираться в путь за ёлкой. Ане не хотелось оставаться дома одной. Ужас, пережитый ею во сне, не давал покоя. Аня решила отправиться вслед за Серафимом в лес.
Серафим уже начал скрываться из виду, Аня побежала за ним. Она увидела поле, где не было деревьев, а торчали только пни. Аня снова вспомнила свой сон. Начался густой лес, и следовать за Серафимом становилось труднее. Теперь, не видя его, она шла по следам, оставленным стариком на чистом снегу. Отодвинув пышную ветвь, Аня застыла на месте. Она увидела прекрасную маленькую ёлочку в блестящем наряде. Рядом с ней стоял Серафим, в руках он сжимал топор, лезвие которого блестело на солнце. Из глаз Серафима катились слёзы, он готовился срубить ёлку. Не помня себя, Аня с громким криком бросилась к старику, она не заметила, как её лицо стало мокрым от слез.
- Нет! Не делай этого! Не надо, не руби её! Не надо, ни за что! - она схватила садовника за руку и потянула её вниз.
- Прошу тебя не руби её! Пожалуйста, прости меня, я не хочу, чтобы ёлочка погибла! - продолжала кричать Аня. Серафим от неожиданности и удивления опустил топор и зажмурил глаза. Он не хотел, чтобы девочка видела его слёзы. Несколько минут они стояли в полной тишине, которую нарушал лишь лёгкий шум еловых ветвей.
- Ты был прав, Серафим, она такая красивая и необыкновенная, она живая. Пусть у нас не будет ёлки на Рождество, - тихо сказала Аня.
Серафим был очень удивлен, увидев, как переменила девочка свое отношение к этому дереву.
- Моя милая девочка! Я так рад той перемене, которая произошла в тебе! Это так важно иметь доброе сердце, способное чувствовать и любить! Давай устроим необычное Рождество. Это будет праздник в лесу.
Он посмотрел на девочку добрыми глазами и улыбнулся. Они вернулись домой, набрали коробку самых разных украшений и опять пошли в лес к ёлочке. Придя на место, они достали из коробки яблоки, орешки для белочек, морковки для зайчиков, ягоды для птиц. На самые красивые веточки повязали цветные ленточки с шарами. Всем этим была украшена ёлочка. Услышав приятный аромат вкусных угощений, прибежали звери и прилетели птицы, но, увидев людей, они побоялись подойти близко к ёлке и ждали, когда люди уйдут.
Возвращаясь домой, Аня, не умолкая говорила Серафиму о том, какая необыкновенная эта ёлочка. Восхищение и радость были на лице девочки, а в её душе звучала волшебная мелодия счастья. Аня не знала, что рядом с ней летели рождественские ангелы, которые играли на скрипочках и волшебны флейтах, создавая нежную музыку для праздника Рождества Христова.
Родители Ани уже были дома. Они, не отрываясь, смотрели на ель, которая стояла в центре гостиной. На макушке её светилась золотая звезда, а внизу был сугроб из белой ткани. Это была искусственная ель. Аня, мама, папа и Серафим смотрели на неё и не могли оторвать взгляд от разноцветных огоньков. Вся она была воплощением света и радости, любви и добра, которые так нужны человеческим сердцам.
Девочка и дуб
Было это в самый обычный октябрьский день, когда листва на деревьях превращалась в золотисто-багровый наряд, необыкновенно красивый и каждый раз неповторимый. Городские парки и скверы приглашали для прогулок и игр детей и взрослых. Неподалеку от одного из таких парков жила девочка лет семи, звали её Маргарита. Несколько раз в неделю Маргарита ходила на занятия в художественную школу и путь её пролегал через старый парк, в котором давно уже никто не гулял и лишь для мальчишек постарше этот парк стал отличным местом для игр.
Однажды погода выдалась ненастная, дул сильный ветер. Девочка, как обычно, шла через парк, и её внимание привлекло большое одинокое дерево, росшее на границе парка. Это был старый, вековой дуб. И трёх человек не хватило бы, чтобы обхватить его ствол. Пышная крона и могучие ветви великана были устремлены ввысь, что делало его ещё величественнее. Ветер и дождь хлестали по нему, и Маргарита подумала, как должно быть грустно и тоскливо этому дубу всю жизнь стоять одиноко и терпеть непогоду и шалости мальчишек, которые, залезая на него, ломают ветки, обдирают кору. До этого дня девочка не обращала внимания на то, что ветки дуба были изломаны. И вот Маргарита задержала свой взгляд на дереве и заметила на его коре капельки. «Слёзы, - прошептала Маргарита, - ты плачешь…». Девочка погладила кору и нежно произнесла: «Не плачь».
Теперь каждый раз, когда девочка шла на занятия в художественную школу, она ещё издали здоровалась с деревьями, смотрела на дуб и улыбалась ему.
Шли дни за днями. Листья меняли свой цвет и опадали. Девочка часто останавливалась возле дерева, разговаривала с ним, гладила ствол, и дерево отвечало ей взаимностью, шелестя своей листвой. Дуб стал безмолвным другом Маргариты, и она чувствовала себя счастливой, думая о том, что у этого могучего дерева теперь тоже есть друг – она, Маргарита. Девочке было приятно прижиматься к стволу дерева и ощущать, как покачиваются на ветру его ветки, шелестят листья. Она догадывалась, что деревья такие же живые существа, как и люди, а теперь она знала это наверняка. Так между маленькой девочкой и большим дубом возникла крепкая дружба.
С приходом зимы, как и другие деревья, дуб сбросил листья, обнажив свой широкий и могучий ствол. Наступила пора Рождественских праздников. Занятия в школе закончились раньше обычного. Маргарита шла домой не спеша, рассматривая украшенные гирляндами и волшебными огнями улицы. Но тут она остановилась. Перед ней стоял её друг – дуб. Он замерзал, опустив высохшие, обессилевшие ветви. Маргарите показалось, что дуб дрожит от холода. Она почувствовала его одиночество и страх и поняла, что очень нужна этому дереву. Не помня себя, девочка побежала домой. Дуб молчаливо провожал убегавшую от него Маргариту и тихо поскрипывал старыми ветвями. Вокруг сгущались сумерки, но одинокое дерево не осуждало девочку. Дуб думал о старости, об одиночестве, о быстротечности жизни, о том, что, возможно, это его последнее Рождество. Вдруг он услышал знакомые шаги: это быстро возвращалась Маргарита.
Маргарита шла не одна, она привела с собой маму и папу. В руках у них были игрушки, теплый шарф и плюшевый мишка. Мягким и нежным шарфом девочка обмотала ствол дерева, а рядом посадила плюшевого мишку, чтобы он охранял дуб и рассказывал ему рождественские сказки. Мама и папа развесили новогодние блестящие шары на ветки дерева.
Игрушки засияли так ярко, что идущие мимо прохожие в изумлении останавливались, любуясь этой красотой. Дерево почувствовало доброту, душевное тепло от рук девочки и её родителей. Уходя домой, Маргарита обняла дуб и пожелала ему волшебного Рождества. Дерево зашуршало в ответ, отчего на лице Маргариты засияла улыбка. В эту ночь дубу приснился необыкновенный рождественский сон: в нём он видел своих братьев и сестер, которые росли в лесу рядом с городом, и небольшую синего цвета птичку, прилетавшую когда-то к нему каждое утро.
На утро следующего дня Маргарита написала стихотворение:
«У дерева нет одеяла, но есть у деревьев кора,
И целые сутки без шубы и куртки деревья
не знают тепла…».
Наступил ясный морозный день. На улицах было много людей, выбежали и мальчишки, чтобы поиграть в парке в снежки. Но как только они начали подходить к парку, то увидели небывалую красоту: старик-дуб встречал их своим новым нарядом. Мальчишки помчались домой, они принесли свои игрушки и украшения не только для дуба, но и для остальных деревьев. Это было настоящее рождественское чудо! Теперь никто не мог назвать парк пустующим или заброшенным местом. Как никогда раньше там было много детей и взрослых. Всем очень нравилось дерево, укутанное шарфом и украшенное новогодними шарами. Дуб был счастлив.
Весь город узнал об одиноком старом дубе, растущем на границе парка, и когда наступила весна, никто не решился спилить его, как отжившее свой век старое дерево. Наоборот, в парк приходили люди, чтобы полюбоваться вековым богатырем.
Прошли годы… Маргарита повзрослела… Она закончила школу, университет, стала доктором. Многое изменилось в жизни девочки, но она никогда не забывала своего друга и каждый год в рождественские праздники навещала дерево со своими родителями, а немного позже и со своими детьми.
Рыжее счастье
Это было зимой. Солнечный ясный день, лёгкий морозец. На голубом небе ни облачка. Катя, Петя и Никита выбежали из своих домов. Они начали радостно играть в снежки, бегать друг за другом. Потом ребята построили крепость. Началась настоящая снежная война. К ним присоединились мальчики и девочки из других домов. Крики, веселье, смех…
Наигравшись вдоволь, дети засобирались домой. Но вдруг Катя остановилась.
- Что такое? – спросил Петя.
- Пойдем скорее домой, ты же сама говорила, что замерзла и тебе холодно, - взволнованно продолжил он.
Мальчики заметили, что Катя, не отрываясь, смотрит на скамейку. Они увидели рыженький комочек, который съежился от холода и, сидя на снегу, обессиленно мяукал. Это был маленький котенок. Заметив детей, он ещё громче стал мяукать. Катя протянула к нему руки, но Петя опередил её и, бережно подняв плачущего котёнка, прижал его к груди. Он почувствовал, как быстро бьется сердце малыша и укутал его варежкой.
- Мы не можем его здесь оставить замерзать, – решительно сказал Никита.
- Если его бросили, то мы возьмем котенка домой и отогреем, - подхватил Петя.
Ребята поспешили к дому, желая побыстрее принести котенка в теплую комнату.
Вбежав в дом, дети уложили рыжий комочек на диван и стали наблюдать за ним.
- Почему вы опоздали к обеду? – спросила мама.
- Мамочка, мамочка, мы нашли котенка. Он сидел на снегу и жалобно мяукал. Мы не могли его бросить, - сказала Катя.
Мама присела рядом и, глядя на котенка, сказала:
- В таком случае, нужно накормить его и искупать. Посмотрите, какой он грязный!
Мама принесла таз с теплой водой, и дети выкупали котенка. Рыжий гость даже не пытался выбраться из воды, наоборот, ему очень нравилось, купаться. Он закрывал глазки от удовольствия и тихо мурлыкал.
После купания мама принесла мягкое полотенце и укутала малыша так, что была видна только мордочка. Котенок долго глядел на детей, будто говоря им спасибо, потом зевнул, закрыл глазки и уснул. Дети тут же принялись придумывать имя для котенка. Они долго спорили. Катя предлагала назвать котенка Другом. От криков котенок проснулся и выбрался из полотенца. Дети не узнали малыша: розовый носик был похож на маленький цветочек, нежные ушки, как мягонькие бантики, глазки- изумрудинки смотрели игриво на детей. Рыжий малыш решил осмотреть свой новый дом. Он вошёл в просторный зал и увидел высокую ёлку, украшенную разноцветными шариками, конфетами и хлопушками. Котенок подбежал к ней и тронул мягкой лапкой большой шарик, тот ударился о другой и раздался звон. Котенок тронул ещё раз и ещё…, и по всей комнате раздался нежный хрустальный звон, он был похож на звон рождественских колокольчиков.
Так у маленького котенка появился дом, заботливые хозяева. Дружочек (так назвали котенка) стал для детей маленьким рыжим комочком радости и счастья.
С Рождеством
В поселке Игнатьево жил старик, звали его Тимофей. Он был одинок, жена умерла, дети разъехались. Во всем Тимофей старался замечать красоту и радовался всему, что окружало его, но в глубине его души жила печаль. Он был одинок…
Рядом с поселком находился аэропорт, и каждый день над маленьким домиком старика утром и вечером пролетали самолеты. Зима в тех краях очень холодная, снежная и длится очень долго. Просыпаясь каждое утро, Тимофей глядел в окно, запорошенное снегом, и радовался солнцу. Он вставал, готовил себе завтрак, затем выходил во двор своего дома и подметал дорожки, засыпанные снегом. Однажды ему пришла идея: «А что, если написать на озере слова «С Рождеством Христовым!».
Каждый день Тимофей стал ходить на соседнее озеро, чтобы на нём появились такие важные слова: «С Рождеством Христовым!». Когда шел снег, старик разметал его, чтобы надпись на озере всегда была видна с высоты птичьего полета. Тимофей чувствовал, что приносит пользу людям: пусть он никогда не узнает их, но возможность радовать людей грела его душу.
Так прошла неделя, другая, и вот однажды, когда очередной самолет заходил на посадку, люди, глядя в иллюминатор, увидели на снегу отчетливые огромные буквы: «С Рождеством Христовым!». Пассажиры самолетов стали делиться своими впечатлениям и эмоциями от необычного поздравления. Их глаза повеселели, на лицах появились улыбки.
Шло время и слух о необыкновенном рождественском поздравлении на озере дошел до работников местного телевидения. Приехав в Игнатьево, они стали спрашивать жителей о необыкновенном поздравлении, показывая фотографии и расспрашивая о человеке, который мог написать эти слова.
Все сразу поняли, что только чудак Тимофей способен на такие необыкновенные выдумки, и показали дом, в котором он живет. Журналист Ольга постучала в окно избы Тимофея. Спустя некоторое время, калитку открыл пожилой человек с голубыми добрыми глазами, седыми волосами, скромно одетый. Он пригласил всех в дом. Объяснив цель своего визита, Ольга сняла репортаж о Тимофее, и местное телевидение показало его в эфире.
Однажды в очередное морозное утро Тимофей шел к озеру, а навстречу к нему бежал взволнованный почтальон. В сумке у него были письма и открытки с поздравлениями для Тимофея.
Это писали пассажиры, увидевшие с самолета слова «С Рождеством Христовым!» Люди решили в ответ тоже поздравить Тимофея, выразив тем самым благодарность.
Так у Тимофея появились друзья. Он отвечал на все письма, и его жизнь наполнилась счастьем, новым смыслом. Теперь Тимофей не чувствовал себя одиноким. Он был нужен людям.