О некоторых аспектах влияния современных форм русского языка на взаимоотношения поколений

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

О некоторых аспектах влияния современных форм русского языка на взаимоотношения поколений

Харциенко А.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Тюмени (МАОУ СОШ № 5 города Тюмени)м
Литасова М.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Тюмени (МАОУ СОШ № 5 города Тюмени)
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современный этап развития русского литературного языка характеризуется широким притоком научно-терминологической лексики и фразеологии; иноязычными заимствованиями; появлением новых слов, связанных с развитием средств массовой коммуникации и информации, моды, новых технологий. Всё это усложняет литературный язык. И представители разных поколений порой не понимают друг друга. Что же может быть причиной конфликта поколений и возникновения культурной дистанции между старшими и младшими? Поскольку в наши дни разрыв поколений представляется более острым в результате быстрого развития общества. Многие вещи, которые были раньше под запретом, сейчас являются культурной нормой. Вероятно, проблема взаимопонимания старшего и младшего поколений будет всегда. (Приложение 1). Мы считаем необходимым проанализировать процессы сближения разговорной и письменной речи под воздействием сетевого общения. Допустимо ли вообще какое либо мерило правильности языка?. Если да, то насколько, каковы пределы и способы вмешательства человека в дела языка? Надо учесть ещё и то, что вследствие технических изобретений ныне утрачивается «увязанность» языка только с книжностью, с письмом и печатью [ 6 ].

Объект исследования – процессы изменения лексики современного русского языка.

Предмет исследования– влияние неологизмов на современный русский язык.

Гипотеза исследования : неологизмы расширяют лексику русского языка, делают её более актуальной.

Цель исследования – выяснить положительные и негативные стороны влияния неологизмов на культуру и грамотность речи, а также на взаимоотношения поколений.

Задачами проекта являются:

- определить влияние неологизмов на письменную и устную речь;

- рассмотреть аспекты влияния современных форм русского языка на взаимоотношения поколений.

Методы исследования использовались следующие:

- анализ художественных и публицистических произведений на предмет использования неологизмов в современной литературе; 

- тестирование людей старшего и младшего поколения для анализа степени влияния неологизмов в их повседневной жизни.

- анализ тестов.

1. Что надо знать о культуре речи.

Когда мы разговариваем, то иногда даже не задумываемся, как мы говорим и понятны ли окружающим наша речь. А ведь правильность и красота нашей речи зависит от многих составляющих: словарного запаса, умения выразить свою мысль, правильности произношения слов, то есть культуры речи. Культура речи – это владение языковыми нормами, умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Современный этап развития русского литературного языка характеризуется широким притоком научно-терминологической лексики и фразеологии; иноязычными заимствованиями; появлением новых слов, связанных с развитием средств массовой коммуникации и информации [1]. Весь словарный состав языка называется лексикой. Нет точного ответа о количестве русских слов, потому, что русский язык постоянно меняется: устаревают одни слова, появляются новые. Не существует словаря, который бы содержал абсолютно все слова русского языка. Если собрать вместе все слова из разных словарей, то очень приближённо можно говорить о полумиллионе уникальных слов. Наибольшее число слов относится к литературному русскому языку. Словарь современного русского литературного языка (Большой академический словарь — БАС) насчитывает 150 тысяч слов. Люди в повседневной жизни используют гораздо меньше слов. Набор слов, которым владеет человек, определяет его словарный запас. Среднестатистический образованный русский человек знает в среднем 10 тысяч слов, школьники — около 2 тысяч слов, эрудиты — до 50 тысяч слов. Из всех слов русского языка в повседневной практике используется около 6 тысяч слов, которых достаточно для общения и пониманию людей друг с другом [12].

Лексика – это не груда разрозненных слов: среди них выделяются однозначные и многозначные, группы омонимов, синонимов и антонимов, общеупотребительные, книжные и разговорные слова, профессиональные и диалектные, исконно русские и заимствованные, новые и устаревшие. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав, называется лексикологией. Чтобы пользоваться языком, нужно не только знать слова, но и уметь их изменять и связывать между собой. Слова – это строительный материал языка, из них можно создавать прекрасные речевые здания, но, чтобы этот материал пустить в ход, нужно уметь его обрабатывать. Создание языка – таинственный процесс, идущий сокровенно, постоянно, но малозаметно, часто противоречиво, иногда необъяснимо. Следовательно, соблюдение правильного произношения, грамматических, и лексических норм – важное условие полного взаимопонимания между говорящим и слушающим, пишущим и читающим. Правильность речи - это основа речевой культуры, которая позволяет совершенствовать своё индивидуальное языковое мастерство. Для этого нужны настойчивость и знания, большое желание, интерес и любовь к родному языку. В современный век это сделать несложно. Для этого существуют разные инструменты получения информации (сеть Интернет, электронные книги, цифровые музейные фонды и многое другое), главное – правильно ими воспользоваться [ 1 ].

2. Неологизмы - откуда вы?

Разная судьба бывает у слов. Одни живут тысячелетиями, не изменяясь и не старея (мать, дом, хлеб, лес, вода), другие уходят из языка, третьи с появлением новых вещей, новых технологий и представлений о мире только что появились на свет (интернет, квест, планшет) – эти слова называются неологизмами, с греческого «новое слово». Неология — наука, которая занимается изучением неологизмов. Мы решили разобраться в причинах возникновения и понять значение некоторых неологизмов, которые так часто употребляются в последнее время и звучат не только из уст людей, но и транслируются с экранов телевизоров и радио. Сейчас уже говорят не секретарь, а офис-менеджер; не сообщение, а месседж. Многие уже не знают, что значат слова «фужер» и «сервант» [ 1 ]. Это помнят только наши бабушки. Но если они захотят понимать своих детей и внуков, то им стоит выучить несколько новомодных слов. Для наглядности разберем некоторые наиболее употребляемые в повседневной жизни неологизмы и объясним их значение. В своей работе мы составили «Словарь современных слов», используемых молодёжью в настоящее время. (Приложение 2). Пока никто не может сделать прогноз, задержаться ли эти слова в русском языке надолго или уйдут в прошлое. Это веяние времени. К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова компьютер или даже без слова пиар (хотя многие его и недолюбливают). Вот краткий список слов, которые не украшают русский язык: в шоке, вау, по жизни, реально. Мы хотим понять, где граница между сленгом и литературным языком? Раньше, сленг и литературный язык «жили в разных местах». А вот сегодняшнее поколение молодёжи не всегда может их различить и не понимает языковой игры, основанной на смешении стилей, которая так характерна для русской литературы. Возникает языковой хаос, когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость (Приложение 3). Во многих случаях неологизмы такого рода появляются с развитием технологий, упрощающих нашу жизнь. [ 14 ].

Каждый дом сегодня полон «умных устройств». Невозможно представить современную жизнь без трудосберегающих гаджетов. Пару десятилетий назад люди понятия не имели, что такое смартфоны или айфоны. Люди могут общаться друг с другом, где бы они ни были через социальные сети, текстовые сообщения, чаты. Трудно прожить хотя бы день без таких гаджетов под рукой. Так что же это за новое слово гаджет? Га́джет (англ. gadget — штуковина, приспособление, устройство, безделушка, приблуда) - небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Гаджеты широко распространены в самых разных сферах: спорт, медицина, развлечения. Гаджет – это всего лишь штуковина, безделушка и приблуда. Очень знакомые нам русские слова. А что же значит слово приблуда (устаревший разговорный) - кто-либо приблудившийся, присоседившийся, навязчиво, либо при молчаливом попустительстве присоединившийся; бродяга, постоянно или на время. Интересное значение, не правда ли? Как-то принято считать, что русский язык, если ему не хватает какого-то важного слова, просто «одалживает» его у другого языка, прежде всего у английского. Слова компьютер, монитор, принтер, процессор, сайт, блог и многие другие заимствованы из английского. Но дело обстоит не совсем так. И мы докажем это на примере IT-зверинца. Названия двух животных – мышь, собачка – приобрели новые «компьютерные» значения, причем совершенно разными путями [4 ].

Мышь - специальное устройство, позволяющее управлять курсором и вводить разного рода команды. Компьютерная мышь вначале была похожа на обычную и по форме, и по хвостику-проводу, и по тому, как бегала по коврику. Теперь она может быть беспроводной, а значение осталось.

Собачка в качестве названия для @, значка электронной почты, придумал сам русский народ. Опять же подобрал нечто похожее, изобрел новую метафору, хотя, сходство с собачкой весьма сомнительно. Многие языки называют этот значок именем животного: итальянский видит здесь улитку, немецкий – обезьянку, финский – кошку, китайский – мышку, в других языках мелькают хоботы и свинячьи хвосты. А собачку заметили только мы, такой вот особый русский взгляд. Эти примеры показывают, что это уже не случайная игра, а нормальный рабочий механизм, характерный для русского языка. Он демонстрирует две очень яркие черты русского языка. Во-первых, это прекрасное подтверждение творческого характера русского языка. Во-вторых, из всего сказанного видно, что опасность гибели русского языка от потока заимствований сильно преувеличена. У него есть очень мощные защитные ресурсы. И состоят они не в отторжении заимствований, а в их скорейшем освоении. Если посмотреть на последние примеры, можно сказать даже об особом «одомашнивании» отдельных приглянувшихся иностранных слов. Конечно, язык должен меняться, и он меняется. Но и очень быстрые изменения могут мешать и раздражать. Что же конкретно мешает и раздражает? Слово блин, естественно, в его новом употреблении как междометие, когда оно используется в качестве замены сходного по звучанию матерного слова. Это слово вульгарное, но в словарях его нет, грамматики его никак не комментируют [ 4 ]. А это слово звучит даже в средствах массовой информации и стало общеупотребимым в ином от первоначального значения. Вот именно такие слова и им подобные и становятся «камнем преткновения» между поколениями. Впрочем, каждое поколение в младые годы имело свои «словечки». Может быть, это и закономерно, даже если бабушкам и дедушкам кажется, что мы говорим с ними на разных языках. Но ведь они тоже были молодыми и были точно в такой ситуации (Приложение 4).. Значит, неологизмы существовали в виде сленга у молодого поколения всегда, во все времена. Сленг - одно из интересных и сложных явлений языка. Многие исследователи относят сленг к социальным диалектам. Но признаем: жаргоны были всегда и литературный язык благодаря им только обогащался словами и смыслами. Ведь даже ещё А.С. Пушкин сказал: «Язык наш общежителен и переимчив».

2.2. Использование неологизмов в современной литературе.

Самым лучшим инструментом для понимания, как неологизмы проникают в нашу жизнь, является литературное произведение (Приложение 5). Мы взяли для исследования этого процесса книгу для школьного возраста автора Ларисы Прибрежной «Пятёрка с плюсом» [7]. Книга выпущена в 2017 году, что даёт возможность проанализировать использование неологизмов в повествовании современного произведения. Герой книги – обыкновенный мальчишка, но жизнь его наполнена самыми разными необыкновенными событиями. Книга состоит из маленьких историй. Но если посмотреть в содержании книги названия глав, то уже становиться понятно, что книга написана в наше время и совершенно современным русским языком, например, такие названия глав: «Тюнинг. Шахматы. Интернет», «Бабушкины инсталляции», «Хеппибёздей». Да и в самом повествовании книги встречается немало слов и выражений, свойственных сегодняшнему времени, и они, безусловно, будут понятны юному читателю. Такие слова как «гугл», «Интернет», «поисковое окно», «сайт», «Фейсбук», «онлайн-игры» гармонично вписываются в сегодняшнюю жизнь и кажутся естественными в канве литературного произведения. А фразы из книги: «Она пока всем лайки за посты поставит, пока комменты ко всем этим постам напишет, мне уже и спать пора ложиться – школа.» или «Родители пообещали купить мне личный комп, и я жду.», или «Он теперь на крутой мобильник копит!». Такие слова, как лайки, посты, сети, комп, мобильник, являясь неологизмами уже завоёвывают своё место в литературном произведении. Но надо учитывать, что автор использует лексику тех социальных слоёв, о которых пишет, поэтому здесь речь идёт не о языковом хаосе, а о художественном приёме. Как часто мы слышим эти слова и фразы в обычной жизни от своих сверстников в школе, на переменках. Эти слова, неологизмы, в большей степени использует молодое поколение, которое эти слова и создаёт. Это пока что молодёжный сленг, навеянный духом сегодняшнего времени, обусловленного стремительным ростом научно-технического прогресса, ростом скоростей, клиповым мышлением, стремлением выделиться. Но это уже состоявшийся факт использования подобного сленга, о чём доказывает рассмотренная нами книга. А что касается взаимоотношения поколений, то автор книги описывает это так: «…Но пока сколько хочет, сидит у компьютера папа. Он открывает автомобильные сайты и, забывая обо всём на свете, с головой погружается в четырёхколёсный мир.». Даже из этих строчек понятно, что родители мальчика в своих поступках мало чем отличаются от своего ребёнка. Видимо молодость родителей и их отношение ко всему новому не даёт повода разговаривать о конфликте поколений. Здесь полное взаимопонимание. Конечно, реалии жизни подчиняют поколения использовать всё новое в повседневной жизни. Старшему поколению это делать сложнее, но научно-технический прогресс даёт возможность каждому не стоять на месте.

3. Взаимопонимание поколений.

Мне 10 лет и я представляю Поколение Альфа, потому что 2010 год был выбран в качестве стартового, так как именно тогда появились Instagram и iPad, что сильно повлияло на наше поколение [ 11 ]. Альфы выполняют несколько заданий одновременно. Они увлекающиеся, любят учиться, если это им интересно. Живут в огромном потоке информации. У них проблемы с концентрацией, но они быстры, энергичны и знают, где найти нужные данные. В нашем мире картинка вытесняет текст, а среднее время концентрации на одном посте сокращается до одной секунды.. Если сравнить эти скорости с поколением "Бэби- бумеров" (1942-1962 гг.) (Приложение 1), то станет понятно как тяжело сегодняшним бабушкам и дедушкам поспевать за внуками и внучками. Из вышесказанного ясно, что и общение между собой поколение Альфа сокращает до минимума, и как следствие, появление новых слов и выражений, необходимых именно для такого качества общения. Молодежный сленг сегодняшнего времени в большинстве своём основан на английском языке, хотя это и не удивительно, учитывая открытость границ Мировой сети Интернета. Но и у современной молодёжи сленг — это один из способов самовыражения (Приложение 2). Все проходят через тот возраст, когда лексикон забивается разными «словечками», не имеющими ничего общего с нормальной речью. Термин «сленг» получил широкое распространение в Англии в 1756 году как словарь «простолюдинов» и «сомнительных» личностей. В наше время это набор слов и выражений, которые употребляют лица определенных социальных, возрастных, профессиональных групп. Со временем большинство сленговых слов уходят в прошлое, но некоторыми из них люди пользуются всю жизнь. Например, популярное ныне слово стебаться было придумано в 1970-х годах прошлого века. А вот слово герла , которым пользовались в те же времена, осталось в прошлом. В своей работе мы составили словарь слов, как разговаривала молодежь 40, 50 лет назад. (Приложение 4). Детский сленг существовал во все времена, только советский ребенок пользовался этими выражениями более осторожно, чем современные дети. Запрещалось произносить по-детски сокращенные названия магазинов: «Промтоварный» - «Промтики», «Культтовары» - «Культиками». У родителей такие сокращения вызывали негодование, потому что они засоряют речь, лишают родной язык присущей ему красоты. Поэтому каждый советский ребенок быстро понимал , какие выражения можно использовать при родителях, а какие годятся только для своей уличной компании.(Приложение 6). Рассмотрим примеры слов и фраз, которые, казалось бы, еще недавно были популярными среди подростков и студентов, а сегодня звучат смешно. Некоторые уже даже непонятны людям, родившимся всего на 10 лет позже. Мочить коры – из молодежного сленга 90-х. Рассмотрим состав этой фразы: кора, корка - это шутка, мочить корки – значит шутить, веселить народ.

Так объясняется ли разрыв поколений непониманием друг друга в области общения именно сегодня или это существовало во все времена? Отметим, что языковое непонимание - не причина конфликта поколений, а лишь одна из форм его проявления. Что же такое конфликт поколений? Это когда ценности младшего поколения значительно отличаются от ценностей поколения старшего. Дети и родители в такой ситуации воспринимают друг друга как представителей абсолютно иной культуры и мировоззрения. В прошлом проблема конфликта поколений не была столь ощутимой. На протяжении многих веков два-три поколения вели схожий образ жизни, так как общество развивалось медленно. Слова старшего поколения были истиной и не подвергались сомнению и дети никогда не состязались с родителями в знаниях и у них не было возможности заявить о своей индивидуальности. Развитие общества дало детям возможность учиться и появились возможность обретать знания из других источников. Постепенно отношение молодого поколения к старшим людям переросло в менее почтительное. Что же может быть причиной конфликта поколений и возникновения культурной дистанции между старшими и младшими: развитие научно-технического прогресса; снижение значимости опыта предыдущих поколений из-за новых возможностей получения информации? Мы думаем, что в наши дни разрыв поколений представляется более острым, и это результат быстрого развития общества. Многие вещи, которые были раньше под запретом, сейчас являются культурной нормой. Вероятно, проблема взаимопонимания старшего и младшего поколений будет всегда. Ведь культура, на которой было воспитано одно поколение, не будет до конца понятной другому. При этом люди используют и развивают лишь то, без чего их существование не представляется возможным, и отвергают то, что, по их мнению, устарело. Ещё М. Горький писал: «Язык создаётся народом. Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, сырой язык и обработанный мастерами. Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин, он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надобно обрабатывать его» (Горький М. О литературе. М., 1937. С. 220) [ 3 ].

3.1. Что нам показали тесты, проведенные среди учеников и взрослых

Для выяснения влияния новых форм современного языка на грамотность людей разных возрастных категорий нами была проведена практическая работа в виде тестирования Были составлены два вида тестов: для учащихся начальных классов – 49 тестируемых (Приложение 7), для взрослого поколения возрастной категории от 18 лет и выше (Приложение 8) – тоже 49 тестируемых. В тестах для взрослых были рассмотрены возрастные группы: от 18-25 лет, от 26-35 лет, от 36-46 лет и от 46 лет и более. Такое деление по возрастам даёт возможность понять уровень знания литературного языка и современных форм и выявить тенденции этих знаний, связанные с увеличением возраста. После обработки тестов мы получили очень интересные результаты. Рассмотрим тесты для детей. В тестах были вопросы по происхождению слов, правильному ударению в словах, знание неологизмов, устаревших слов, используемых в литературе. Например, слово, которое является неологизмом и появилось совсем недавно в молодёжном сленге «изи» известно 47 ребятам из 49. А неологизмы: лайфхак, джойстик, навигатор, плей-оф, квест, дресскод, селфи, мобильник, квест были выбраны наибольшим количеством школьников из предложенного им списка слов-неологизмов разных времён. Конечно, это говорит о том, что тестируемые – дети своего времени. В тесте были предложены так же слова «багрец» и «картуз». Это слова - историзмы, но часто встречаемые в литературных произведениях. Были предложены три варианта ответа. Слово «багрец» из 49 тестируемых обозначили как гоночная машина – 6 человек, красная краска – 8 человек, сильный человек – 35 человек. Слово «картуз» -карточная игра – 16 человек, мужской головной убор – 14 человек, старинная географическая карта – 16 человек, 3 человека затруднились ответить. (Приложение 7 А). Этот результат тоже о многом говорит. Вывод напрашивается сам собой - молодёжь плохо знает русскую литературную классику и не использует её языковое богатство. Хотя, великая русская классика затмила историю, философию, богословие и естественных науки. Русские писатели, играли главную роль, создавая язык разумный, богатый, красивый, звучный [ 3 ].

Теперь проанализируем тесты, проведенные среди старшего поколения. Результаты также показывают различие уровня словарного запаса представителей разных поколений. Мы заострим своё внимание на некоторых пунктах теста. Например, часто употребляемое в сегодняшние дни слово риелтор. У тестируемых из предложенных 4-х вариантов этого слова были разные мнения. Потому, что существует четыре вероятных варианта правописания: риелтор, риелтер, риэлтор, риэлтер. И это нормально. Нет жёстких ограничений на этапе заимствования и нельзя останавливать натуральный процесс внедрения этого слова в наш язык. Если нет строгих ограничений, то мы можем произнести слово по буквам в том случае, если оно «живет» на русском языке достаточно, чтобы показать устойчивую форму. Ещё один из пунктов теста предлагал записать слова с корнем «цвет». Результат порадовал: возраст 18-25 лет – 17 слов, 26-35 – 29 слов, 36-45 – 22 слова, 46+ - 31 слово (Приложение 8 А). Просматривается определенная тенденция: чем старше человек, тем обширнее его словарный запас. Мы предположили, что представители более взрослого поколения имеют больший накопленный опыт, знания полученные из книг и учебников чаще применялись в жизни. В одном из тестов был задан вопрос: «Является ли слово лох литературным?». По результатам тестов всех возрастных групп был ответ больше «нет», чем «да». Вывод: это популярное среди широких слоёв населения жаргонное слово, по мнению опрошенных, не является литературным и расшифровывается как «лицо, обманутое хулиганами». Мы решили выяснить, что это за слово и откуда оно взялось? Оказалось, что преступный мир заимствовал это слово в 19 веке у бродячих торговцев – коробейников. Они презрительным словечком лох называли мужика, которого обманывали при торговле, считая его ленивым, неуклюжим, глупым существом. А вот торговцы заимствовали это слово у жителей Русского Севера, ибо слово лох финского происхождения и переводится как лосось, который отнерестился и его можно поймать голыми руками. Нынче слово «лох» переживает период возрождения, расцвета. От него возникла масса производных: лохотрон (мошенническая рулетка), лоховитый (туповатый, доверчивый), лохмэн (простофиля высшей пробы) [8]. Эта маленькая иллюстрация происхождения слова показывает, что наш родной русский язык велик и безграничен. Мы не можем с полной уверенностью сказать, что неологизмы, заимствованные слова, жаргон засоряют наш великий и могучий русский язык.

Мы нашли вполне современное решение поднятия статуса родного языка в виде создания сайта о русском языке (https://www.анна-харциенко.рф). Это великолепная площадка для изучения русского языка, где в доступной форме можно рассказывать обо всех аспектах его развития от древних времён до наших дней. Сайт предназначен для всех поколений и является, по нашему замыслу, связующей ниточкой между ними. Возможности по наполненности информацией безграничны. В доступной форме я рассказываю о многих аспектах жизни языка: художественная литература, происхождение слов, их употребление в речи и многое другое. Возникает уникальная возможность для сближения поколений в сфере понимания друг друга, есть возможность объяснится с точки зрения истории происхождения слов новых и старых. Пусть это небольшой мостик, но и он может сделать своё дело. (Приложении 9)

Так почему старшему поколению трудно понимать молодежь? Старшее поколение считает, что его опыт позволяет навязывать молодежи свои взгляды и правила поведения. А молодые люди, в свою очередь, уверены, что обладают достаточными знаниями, чтобы самим решать, как им жить, что читать, что смотреть. Наша эпоха характеризуется культом молодости. Молодежь способна эффективно действовать и легко приспосабливаться к новым условиям жизни. А старшее поколение теряется от огромного количества новой информации. Ему непросто освоить новые гаджеты. Раньше источником нормы была художественная литература, в ней черпал свои ресурсы язык. Сейчас ситуация изменилась. Русская речь обновляется через язык СМИ, разговорную сферу. СМИ становятся законодателями речевой моды, воспитателями языкового вкуса, нередко невысокого класса. Однако игнорировать эти процессы нельзя, в них заложены объективные потребности нового поколения - более технически образованного, более раскованного, более контактирующего с носителями других языков.

Следовательно, изменение языка только частично связано с распространением безграмотности из-за малой доли текста литературного среди всех текстов, которые доводится читать молодёжи — в основном, мы видим или продолжение обычных процессов изменения языка, или влияние на язык всеобщей открытости миру. Язык – средство общения людей, а люди – средство развития языка. Оба одинаково важны, пока люди не осознаю́т первичность своей роли [ 3 ].

Заключение

Что же необходимо изменить в себе, чтобы гармонично «встроиться» в новую цифровую реальность? Мы думаем, что сохранять свои принципы, свои увлечения, интересы и при этом быть открытым всему новому! Развивать эмоциональный интеллект, получать знания, концентрироваться на том, что действительно полезно. Появление неологизмов, явление в нашем родном языке не новое. Такие слова появлялись во все эпохи на гребне развития прогресса. И не надо бояться стремительного изменения в русском языке. [ 6 ].

Таким образом, учитывая опыт поколений, можно проанализировать, что происходит с нашим родным русским языком, и найти точки соприкосновения поколений. Для этого существует много инструментов. Молодым необходимо читать книги, но можно и используя современные технологии поднимать их уровень интереса к русскому языку через сеть «Интернет». Конечно, взрослое поколение выросло в те времена, когда книги, телевидение и радио были более привычны, чем социальные сети. У них были другие культурные ориентиры, другая социальная среда и условия жизни. Именно это порой мешает поколениям понять друг друга. Но, исходя из результатов тестов, можно сделать вывод, что чем меньше возрастной разрыв, тем больше понимание между детьми и взрослыми.

Наш родной русский язык – это, действительно, то самое пышущее жаром железо в наших руках. Только от нас зависит, будут ли следующие поколения знать и помнить происхождение всем известных слов и выражений, оберегать нынешние литературные нормы или способствовать фиксации новых. Конечно, русский язык меняется и это абсолютно нормально. Значит, он живёт. Но бережное отношение и сохранение его богатого наследия – это важная задача для каждого из нас [ 5 ].

Известный академик Лихачев Дмитрий Сергеевич, историк древнерусской литературы, первый кавалер ордена Андрея Первозванного сказал: «Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком».

Учитывая всё сказанное выше, хочется напомнить об ответственности каждого из нас, независимо от того, к какому поколению мы принадлежим, за сохранение и обогащение«великого, могучего и прекрасного русского языка» (И.С. Тургенев).

Список используемых источников:

1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн. для учащихся. Москва, «Просвещение», 1991, 96 с. с ил.

2. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. Москва, изд. «Просвещение», 1982, 12с.

3. Костомаров В. Г. Язык текущего момента. Понятие правильности. С-Пб., Изд. «Златоуст», 2014, 220 с.

4. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. Москва, ООО «ИД ЯСК», 2009, 214 с.

5. Масалыгина П. Н. Могучий русский. Москва, Изд. АСТ, 2018, 192с.

6. Орлова А. Заглянули в будущее. Ж. «Стольник», декабрь-январь 2019/2020, стр.70-71. Тюмень, 2020.

7. Прибрежная Л. Пятёрка с плюсом, или философ Хвыля. Повесть. Москва,

изд.Аквилегия-М, 2017, 208 с.

8. Сидоров А. Аквариум для лохов. Ж. «Все загадки мира», №3 февраль 2020, стр.28-29, Москва, 2020.

9.Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие

по произношению, ударению и словоупотреблению. Москва, «Знание»,

1980, 224 с.

10. https://kulturologia.ru/blogs/041119/44580/

11. https://licensingrussia.ru/

12. Wordsonline.ru

13. Kartaslov.ru

14. https://pressa.tv/interesnoe/21711-molodezhnye-slengi-raznyh-let.html

Приложение 1.

Перечень поколений, каждому из которых присущи определенные основополагающие качества:

«Молчуны» (период рождения 1923 – 1942).Большая часть их жизни пришлась на время, когда стремительно развивалась наука и техника. Таких людей отличает скромность, а также строгое соблюдение этических норм, правил и традиций. Они предпочитают экономить и склонны «запасаться впрок», ценят нравственность и уважение.Экспериментировать «молчуны» не любят.

«Бэби-бумеры» (период рождения 1942 – 1962). Родившиеся в тяжелые военные и послевоенные годы, многие из них рано потеряли родителей и поэтому не получили в нужном количестве ласки и любви. Данное обстоятельство обусловило их некоторую агрессивность. В целом, это оптимистичные, активные и созидательные люди. Именно они отстраивали новый мир. «Бэби-бумеры» ориентированы на командную работу. Их главное качество – рационализм. Из зоны комфорта выходить они не любят, а еще предпочитают работать на одном предприятии всю жизнь. Ценят материальные блага и финансовую стабильность,считая данные факторы показателем успеха.

«Поколение Х» (период рождения 1963 – 1982). Это люди, чье раннее детство прошло в детских садах, что у многих из них спровоцировало наличие детских психологических травм. Поэтому «иксы», как правило, не говорят о своих проблемах и о том, что доставляет им неудобства. Они готовы к экспериментам и всему новому. Одним из главных приоритетов для этих людей является высшее образование, которое, по их мнению, есть залог успешной и состоятельной жизни. «Иксы» не склонны к тратам и предпочитают откладывать деньги на значительные, крупные покупки. Любят состязаться, но при этом часто не уверены в себе. Склонны все контролировать, поэтому редко делегируют задачи.

«Поколение Y» (период рождения 1983 – 2000).Оптимистичные, открытые и готовые к любым переменам, люди. Образование не является для них чем-то важным. Они больше ценят хорошую работу.Причем уверены, что профессия должна не только приносить деньги, но и доставлять радость. Это активные пользователи и потребители. Данный тип людей делает только то, что нравится. «Игреки» не станут терпеть какое-либо давление и грубое отношение к себе. Покупки они осуществляют, в основном, по интернету. Любят самостоятельные путешествия без турфирм и дорогих отелей. Свобода передвижения и яркие впечатления – вот что им нужно. Для «игреков» главное – это личные ощущения и чувства.Они живут так, как хочется им самим, не зависят от чужого мнения и не признают авторитетов.

«Поколение Z» (период рождения с 2000-2010 годы). Свободолюбивые, мечтательные, но несколько инфантильные люди. Они привыкли, что их любят безусловной любовью. Поэтому им не нужно кому-то что-то доказывать или заслуживать чье-либо расположение. Как правило, общаться вживую представители этого типа не очень любят, предпочитая переписку в социальных сетях. Из-за чего плохо разбираются в людях. Зато любые современные гаджеты «зеты» осваивают чрезвычайно легко и быстро.

«Поколение Альфа, или А», (период рождения с 2010–2024 год). Это первая генерация, которая полностью сформируется в XXI веке. 2010-й был выбран в качестве стартового, так как именно тогда появились Instagram и iPad, что подчеркивает сильное влияние цифровизации на это поколение. Альфы многозадачны, выполняют несколько заданий одновременно. Они увлекающиеся, любят учиться, но только при условии, что это им интересно. Живут в огромном потоке информации, что не позволяет им надолго удерживать внимание на одной сложной задаче. У них проблемы с концентрацией, зато они быстры, энергичны и точно знают, где найти нужные данные. Поколение "Альфа" потребляет информацию чуть ли по 10 часов в день, поэтому их мозгу нужно как-то справляться с такой нагрузкой. В их мире картинка вытесняет текст, а среднее время концентрации на одном посте сократилось до 1 секунды, хотя даже у людей Z оно достигает 8 секунд. Если сравнить эти скорости с поколением "Бэби- бумеров", то станет понятно как тяжело сегодняшним бабушкам и дедушкам поспевать за внуками и внучками. Дети-альфа более уравновешенны и менее агрессивны, чем их предшественники. Люди А будут крайне эрудированными, так как их образование будет начинаться чуть ли не с пеленок и продолжаться на протяжении всей жизни. А из-за повсеместного развития интернета всевозможные границы, будьто культурные или политические, будут стираться еще сильнее. Поэтому для поколения-альфа будет важно построить глобальный мир.

Приложение 2

Словарь современных слов, используемых молодёжью

в настоящее время. 2020 год

Агриться – злиться, раздражаться. От английского angry – злой, негодующий. Слово пришло из компьютерных игр. Там оно означает, в первую очередь, нападать на виртуального противника.

Бодипозитив - приятие любых тел; явление, обратное бодишеймингу. От английского body positive — позитив по отношению к телу. Бодипозитив — относительно новое явление в современное культуре. Это учение о принятии собственного тела, независимо от того, вписывается оно в стандарты красоты или вовсе нет.

Бодишейминг - критика внешности. От английского body shaming – порицание тела. Бодишейминг — это дискриминация тех, кто не вписывается в общепринятые стандарты красоты. Например, травля людей с лишним весом. Бодишейминг часто можно встретить в комментариях к фотографиям знаменитостей.

Гамать - играть. От английского game – игра.

Го – идём, давай. От английского to go – идти. В английском глагол go звучит как гоу. Но российские подростки любят покороче, поэтому сократили слово до «го». Они используют этот англицизм, когда хотят призвать кого-либо/куда-либо пойти.

Жиза - жизненно. Сокращение от слова «жизнь». Слово «жиза» обычно употребляют после смешных или поучительных историй. Она означает «жизненно», «такова жизнь», «так бывает».

Изи - легко, полегче. От английского easy – просто, легко. Это фраза из песни стала самой популярной. И «изи изи» многие сейчас используют как синоним слова легко.

Стримить - передавать данные (видео, звук) в реальном времени. От английского streaming - потоковое вещание. Слово «стримить» стало популярным после того, как у всех пользователей Инстаграма и Фейсбука появилась возможность вести прямые видеотрансляции.

Фуди - гурманы. От английского food – еда. Молодые люди, любящие вкусно поесть, часто называют себя фуди. Они тщательно подходят к выбору еды, брезгуют фастфудом и банальными блюдами типа макарон по-флотски. Для них еда — это хобби.

Фо рилзис - действительно ли. От английского сленгового forrealsies, который берёт начало от for real – в самом деле.Это выражение пришло к нам из американского сленга. В американском английском подростки часто спрашивают «Фо рилзис?», когда хотят уточнить, серьёзно ли ранее сказанное. На русский этот вопрос можно перевести как «серьёзно?», «правда ли?», «действительно ли?».

Хайп - шумиха, ажиотаж. От английского hype – беззастенчивая реклама, надувательство. Слово хайп чаще всего используют в отношении событий и персон, активно обсуждаемых в СМИ и соцсетях. Используется также производный глагол - «хайпить». Он означает разводить шумиху, агрессивно пиарить.

Хейтер - недруг. От английского to hate – ненавидеть.В России хейтерами называют тех, кто ощущает ненависть к чему-то или кому-то и делится своей неприязнью в Интернете.

Чилить– отдыхать, ничего не делать. От английского to chill – остужать. Подростки используют это слово, когда хотят сказать, что проводят время без пользы, просто расслабляются.

Шазамить - определить песню. Произошло от названия мобильного приложения Sh azam.Шазамить — это узнавать, что за песня играет в данный момент с помощью мобильного приложения Shazam. Так можно определить музыку, которая звучит на радио, по ТВ.

Приложение 3

 Максим Кронгауз (советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор) ,автор книги «Русский язык на грани нервного срыва»:

« Язык вообще ничего не фильтрует. Слова появляются в жаргонах постоянно, действующие жаргоны вообще обновляются быстрее литературного языка. Некоторым жаргонизмам везёт. Они выходят за рамки своего жаргона и даже становятся модными. Так произошло со словом «хайп». Но это не гарантирует ему попадания в нормативный словарь, наоборот, может отчасти».

Приложение 4

С ловарь сленга 1960- 2010 годов

Сленг 1960-х годов:

Котлы - наручные часы
Хилять - неспешно прогуливаться
Шузы на каше – обувь на толстой подошве из белого синтетического каучука
Бродвей – главная (центральная) улица любого города

Мани, манюшки – деньги
Шнурки в стакане – выражение означавшее, что родители дома.

Совпаршив – искажённое сокращение «совпoшив», то есть вещи, произведенные в СССР
Чуча – песня из кинофильма «Серенады солнечной долины», который стал культовым для стиляг Советского Союза
Музыка на костях – метод записи самопальных музыкальных пластинок на рентгеновских снимках
Стилять – танцевать

Сленг 1970-х годов:

Полис — милиция
Герла — девушка
Хаеp — длинные волосы
Попилить хаеp — подстричь. В те годы это часто делали в милиции при задержании
Хайpатник — лента, поддерживающая волосы на лбу
Фейc —внешний вид, лицо
Пpикид — одежда
Стpематься — бояться, пугаться
Стебаться — смеяться над кем-то, издеваться

Скипнуть — уйти, сбежать

Сленг 1980-х годов:

 

Обломаться — потерять к чему-либо интерес, пасть духом, остаться ни с чем, «перегореть»
Сeйшн — концерт
Утюг — фаpцовщик (скупщик или спекулянт), скупающий у иностранцев вещи и валюту
Аскать — просить деньги на улице у прохожих.

Береза — так именовали работников добровольной дружины, которые помогали милиционерам проводить воспитательные санкции по отношению неформальной молодежи
Сестра, систеp — системная девушка
Любеpа — жители Люберец, которые носили клетчатые штаны, сшитые из занавесок, и короткие стрижки, считали своим долгом приезжать в столицу и бить всех обладателей длинных волос. Эти агрессивно настроенные молодые люди любили в свободное время качаться на самодельных тренажерах.
Вписать — пустить переночевать к себе домой хороших людей
Мочалка — девушка, которую «красоткой» никак не назовешь
Система — общее название всех неформалов

Сленг 1990-х годов
 

Лавэ — деньги
Клюшка — девушка
Все выше крыши — все хорошо
Ездить по ушам — говорить долго и нудно
Загрузить — заставить задуматься
Классная тема — хорошая музыка
Крокодил — девушка неприглядной наружности
«Мои нервы!» — восклицание, выражающее широкий спектр чувств от крайнего возмущения до бурного веселья
Ништяк! — выражение одобрения
Нулячий — абсолютно новый (о вещах)
Пионер — начинающий
Поднимать кипеш — суетиться
Понт — гипертрофированное чувство собственного достоинства
Трещать — говорить
По ходу — видимо
Прикид — одежда, стиль одежды
Прикольный — доставляющий радость
Сабантуй — вечеринка
Стремный — немодный, плохой
Трусами не отмашешься — испугаться чего-либо
Уматный — вызывающий интерес окружающих, смешной
Фирма — иностранцы
Шебутной — веселый, шумный, живой
Штукатурка — косметика

 

Сленг 2000-х годов

Чел — человек
Чикса — девушка
Отпад, улетно — хорошо
Фри — бесплатно
Крыша — голова
Наезд — драка
Хата — квартира
Тапки — обувь
Брателло — друг
Сдецл — немного
Обломиться — достаться случайно, по блату
Фонарь — магнитофон
Отстой — плохо, неудачно
Клевый — хороший, веселый
Фиолетово — все равно
В лом — лень, неохота что-либо делать
Трубы — прямые штаны
Липа, липовый — ненастоящий, подложный
Тормоз — человек, который медленно соображает
Реально, в натуре — на самом деле
Грузить — давать большое количество ненужной информации, иногда намеренно забалтывать
Клон — скопированное, списанное
Мобила — телефон, связь
Глюк — ошибка в компьютерной программе
Жесть, не по-детски — сильная эмоция

Сленг 2010-х годов:
 

Дикий — странный
Кадр — неординарный человек
Канать — подходить, быть подходящим
Кэп — человек, который говорит очевидные вещи
ОМГ — восклицание, выражающее удивление, испуг и прочие бурные эмоции (от англ. аббревиатуры OMG — Oh my God — О боже мой! )
Параллельно — без разницы, всё равно, неважно
Фейк — подделка, фальсификация, неправда (от англ. fake — подделка)
Юзать — пользоваться чем-либо
Гоу — идём, пошли
Копипастить — копировать чужие тексты
Зеркалка — профессиональный или полупрофессиональный фотоаппарат
Няшно — мило, хорошо, приятно, красиво
Угарный — смешной
Замутить — организовать вечеринку, начать отношения
Космос — Выражение одобрения, восхищения; удовлетворения чем-либо, кем-либо
Попрошайка — бесплатное смс-сообщение с просьбой перезвонить
В шок — очень сильно
Штука — 1000 рублей
Хакентош — взломанное програмное обеспечениние фирмы Apple, образованно от «Хак» и «Макентош»
Пичалька — обида или расстройство
Мыльница — компактный фотоаппарат со встроенным объективом, как правило, небольшого веса и малых габаритов
Баян — повторение
Приложение 5

Приложение 6

Сленг советских школьников

В школьные годы стоящие на стреме использовали выражения, означающие приближающуюся опасность: "Шуба!", "Шухер!", "Атас! "Линяем!"

Из сокращений: телик - телевизор, пестик - пистолет, велик - велосипед. моцик - мотоцикл, мафон, маг - магнитофон, физра - физкультура, матиш, матика - математика, литра - литература, контроша - контрольная работа, пара, параша, банан - двойка.

Несколько глаголов из сленга среднешкольного периода:

"зырить" - смотреть, "проканать" - сойдет, "махаться", "месить" - драться, "борзеть" - наглеть, "заманать" - надоесть, "харэ" - хватит, "кокнуть" - разбить что-нибудь, "перекантоваться" - переждать где-то что-то; "драпать" – убегать; тубзик, тубзалет, КПЗ - комната приятных запахов - туалет; зыкинско - здорово; ёклмн - вариант ругательства, когда-то что-то идет не так; чётко, четкашно - очень хорошо; "не впитал" - не понял; "пургу гонишь" - говоришь ерунду; "ништяк" - хорошо; "салага" - малолетка; "ребзя" - ребята; "легкотня" - что-то очень легкое; "спики и кастрик" - спички и костер;

Из детсадовского: "Так тебе и надо, курице помада!", "Первое слово дороже второго!" и ответка: "Первое слово съела корова!". А еще "ябеда-корябеда, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест!" "Повторюшка - дядя Хрюшка и по имени Индюшка".

Приложение 7

Тест для школьников

Здравствуй, дорогой ученик. Давай сыграем в волшебную игру в слова.

Мы зададим тебе несколько вопросов про русский язык.

Постарайся подумать и ответить, так как ты сам считаешь правильным.

Правильный, на твой взгляд, ответ просто подчеркни из данных вариантов.

Как правильно написать?

Извените или Извините

2. Как ты думаешь, происхождение слова «КЕКС» связано с

- русским языком

- английским языком

- немецким языком

3. Что означает слово «зерцало»

- озеро

- зеркало

- глаз

4.Что значит для тебя слово «БЛИН»

- непонятное слово, которое ты просто употребляешь

- вкусная выпечка из муки и молока

- ругательное слово

5. Знаешь ли ты значение слова «ГАДЖЕТ»? Напиши, что это для тебя

6. Что значит для тебя слово «ИЗИ»

- я его не знаю

- «легко»

- рисунок

7. Если тебе дадут выбор занятия, то ты предпочтешь

- почитать книгу

- посмотреть детскую передачу

- погулять

- посидеть на диване с телефоном

- ничего не делать

8. Кто такой С. Маршак

- певец

- поэт

- политик

9. Прочитай слова и подчеркни те, которые, по твоему мнению, появились совсем недавно

Калькулятор, колхоз, голки́пер, навига́тор, селфи, джо́йстик, космонавт,

селфи, лазер, лайфхак, магнитофон, метро, моби́льник, плейо́фф, ре́йтинг,

пионер, интерне́т, пылесос, дресс-код, квест , телевизор, ударник, вай-фай,

ме́неджер, компью́тер, ксе́рокс, криптовалюта

10. Что значит слово «БАГРЕЦ»

- гоночная машина

- красная краска

- сильный человек.

11. Что значит слово «КАРТУЗ»

- карточная игра

- мужской головной убор

- старинная географическая карта

Спасибо тебе за участие в тесте. Ты нам очень помог в проведении исследования русского языка.

Приложение 7 А. Тесты для детей.

Количество опрошенных – 49 человек.

Приложение 8

Тест для взрослых

Тест проводится для проведения исследования грамотности населения на предмет знаний неологизмов, заимствованных слов, старинных слов.

Тест проводится анонимно.

Просьба при заполнении теста не пользоваться сетью «Интернет» и прочими источниками и отвечать, как считаете сами. Свой ответ подчеркните.

Возраст:

От 18-25 лет От 26-35 лет От 36-45 лет От 46 и более лет.

Разминка: как правильно поставить ударение в слове:

звОнит или звонИт

Какое основное значение для Вас имеют следующие слова:

А) Слово «блин»

- кулинарный продукт из муки и молока

- замена сходного по звучанию матерного слова

Как часто Вы его употребляете в переносном смысле

Часто Иногда Никогда

Б) Слово «мыло»

- средство для поддержания гигиены

- электронная почта

Как часто Вы его употребляете в переносном смысле

Часто Иногда Никогда

3. Какой, на Ваш взгляд, верный вариант в написании слова

риэлтор риелтор риэлтер риелтер

4. Какие у Вас возникают первые ассоциации к словам:

Мышь _______________________

Собака ______________________ Мерин ______________________

5. Являются-ли литературными слова:

- Лох

Да Нет

- Кинуть

Да Нет

6. Придумайте как можно больше словосочетаний со словом «элитный»

7. Являются ли синонимами слова «элитный» и «эксклюзивный»

Да Нет

8. Носить «правильную» одежду? Смотреть «правильные» фильмы? Слушать «правильную музыку»? Ходить в «правильные» места? На Ваш взгляд, что подразумевает под собой слово «правильный»?

9. Являются ли слова «умный» и «адекватный» синонимами

Да Нет

10. Как часто Вы используете слова «проект» и «продукт» в общении

Всегда Довольно часто Иногда Никогда не использую

11. Подберите как можно больше родственных слов с корнем – цвет-

12. Являются ли слова «невежа» и «невежда» синонимами

Да Нет

13. Являются ли слова «подпись» и «роспись» одинаковыми по своим значениям? Т.е. можно ли их использовать в понимании «собственноручно написанная фамилия»

Да Нет

14. Что означает слово «АСПИДНЫЙ»

Ядовитый Очень яркий цвет Расписанный под мрамор

15. Что означает слово «ЖУРФИКС»

Званый приём Старинный танец Неловкая ситуация

Спасибо за Ваше потраченное время на прохождение теста. Вы нам очень помогли в проведении исследования.

Приложение 8 А. Тест для взрослых.

Количество опрошенных – 49 человек.

Приложение 9. Скрин с сайта Анна Харциенко

(https://www.анна-харциенко.рф)

Просмотров работы: 284