Введение
История Великой Отечественной войны меня всегда интересовала и волновала. Много просмотрено мною документальных и художественных фильмов, прочитано научно-познавательной и художественной литературы.
Одной из любимых стала книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», но знакомство с «Сыном полка» Валентина Катаева и «Судьбой человека» Михаила Шолохова заставили задуматься о судьбах детей войны. О судьбах тех, кто рожден был до войны и перенес все ее тяготы. О судьбах тех, кто рожден был для счастья, но потерял самое дорогое – своих родителей, свою семью. (прилож.1)
О Ванюшке из книги Шолохова мы знаем, что мама его погибла под бомбежкой, а папа ушел на фронт и не вернулся, и мальчик ничего о нем не знает, помнит только длинное кожаное пальто. Потерявший всю свою семью, Андрей Соколов называется отцом Вани, чтобы жить теперь вместе. Но сколько еще таких детей, осиротевших и обездоленных, оставила после себя Великая Отечественная? Смогли ли они обрести свои семьи, найти своих родных? Вот об этом я и задумался.
Целью моей исследовательской работы стало:
Обосновать непреходящую ценность книги Агнии Барто "Найти человека" в деле воспитания подрастающего поколения.
Показать актуальность данного произведения в преддверии 75-летнего юбилейного года Великой победы в Великой Отечественной войне.
Перед началом работы мною были поставлены следующие задачи:
- проанализировать, как трагедия Великой Отечественной войны
отозвалась на судьбах детей;
- показать, как вера в успех и человеческое неравнодушие расширяет возможности поисковой деятельности;
- узнать о последователях Агнии Барто в поисковой деятельности в наше время.
3
Агния Барто – поисковик и волонтер.
Как в эпоху отсутствия интернета и социальных сетей, отсутствия анализов ДНК можно было в многомиллионной стране найти родного человека? Работая над этим вопросом, пришел к потрясающему открытию.
Родители, родственники и сами потерявшиеся и подросшие дети обращались в правоохранительные органы в поисках близких. Но часто заявления их так и оставались без ответа: многие были потеряны еще тогда, когда толком и не знали своих фамилий и получали новые имена в детдомах. «Красный крест» вел подобные поиски, но и они часто были безрезультатны.
В 1947 году известная детская поэтесса публикует поэму «Звенигород», где описывает потерянных в годы войны детей, которых собрали в звенигородском детском доме.
И, как взрослый, у окна
Вдруг притихнет Петя.
До сих пор он помнит мать…
Это только Лёлька
Не умеет вспоминать —
Ей три года только.
У Никиты нет отца,
Мать его убита.
Подобрали два бойца
У сожжённого крыльца
Мальчика Никиту.
В день публикации поэмы Агния Львовна и не подозревала, как изменится ее жизнь и жизнь сотен людей.
После публикации десятки писем со всех концов страны полетели к любимой поэтессе с просьбой найти ребенка. И только ей удалось построить свои поиски на коротких детских воспоминаниях, как у того же шолоховского Ванюшки – длинное кожаное пальто отца.
«Самые разные люди просили меня помочь им найти детей, потерянных в годы войны. Что было делать? Направить все эти письма в управление милиции? Но там требуются точные данные, а если их нет?.. Как раз во время моих раздумий мне позвонили из редакции «Последних известий по радио». Тогда-то мне пришла в голову мысль: а что, если поискать по радио потерянных в войну детей? Редакция горячо поддержала эту мысль», - вспоминала потом Агния Львовна.
Девять лет потом Барто каждый месяц 13-го числа садилась к микрофону. Девять лет каждый месяц 13-го числа миллионы людей включали радиоприемники, чтобы услышать чьи-то воспоминания, найти своих близких или помочь в поисках. Это число стало выходом в эфир не случайно, однажды именно 13-го числа сразу у нескольких человек нашлись родные, радиостанцией было принято решение выходить в эфир в счастливый день.
Некоторые радостные и печальные истории поисков легли в основу книги «Найти человека».
Рано повзрослевшие.
Одну из глав своей книги Барто посвятила детям, которые во время войны оказались в детских домах. Армия еще продолжала гнать фашистов на Запад, а Агния Львовна посещала сирот в эвакопунктах и приютах, записывала все, что трогало ее душу. Она обращает внимание читателей, насколько рано повзрослели дети, оказавшиеся тут, отмечает, что их речь и рисунки пронизаны военной темой, насколько они стараются быть мужественными. (прилож. 2)
Именно эти записки легли потом в основу поэмы «Звенигород», перевернувшую тысячи жизней.
Истории поисков по детским воспоминаниям.
Маленьких детей разлучали в годы войны с родителями, теряли, специально оставляли у чужих людей, чтобы спасти. Герои Агнии Барто верили, что ещё имеют шанс найти близких и узнать свои настоящие имена.
«Своей родной фамилии не знаю… все, конечно, сейчас во мне не мое» (Алла). «Точно я так и не знаю, сколько мне лет и где я родилась и жила» (Бэла). Без анкетных данных встретиться этим двум сестрам не помогла бы ни одна официальная организация. С этим справилась Агния Барто, прочитав воспоминания о детстве старшей сестры в радиопередаче.
Нина Неизвестная – имя, отчество и фамилию получила в детском доме – помнила, как бабушка пекла пряники, а они с мамой пошли за водой, когда вернулись, в доме был пожар. После выхода передачи та самая бабушка прислала телеграмму, что это ее внучка. Такие случаи еще больше укрепили веру Барто в силе детских воспоминаний.
Шрам на правом виске от падения на грабли стал счастливым знаком в другой истории. Зина Урбанова по этому эпизоду нашла свою сестру.
Брат Николая Морина отозвался, когда услышал историю из детства: еще до войны он обманом забрал у младшего яблоко. Теперь яблоко раздора стало не только яблоком примирения, но и воссоединения.
Человек, не знающий своего настоящего имени, нашел брата, потому что помнил, как укусил его.
«Помню мальчика, который был старше меня. Привязал нитку к моему зубу, когда зуб вырвался, мальчик упал». Это воспоминание детства тоже помогло воссоединиться не только брату и сестре, но и найти маму. «Я, наверное, умру от радости при встречи с братом и мамой, которых вы помогли мне разыскать». Это была сотая, юбилейная, найденная по «Маяку»!
Девочка помнила, что жила с родителями возле леса и папу её звали Гришей… Мальчик запомнил, как катался с братом на «калитке с музыкой»… Колодец около дома, папина голубая гимнастерка и кулёк яблок, как петух клюнул между бровей – вот и всё, что знали о своей прежней жизни военные дети. Для официальных поисков этого было мало, для Барто – достаточно!
А у кого-то воспоминания были очень страшными: расстрел всего села, где большинство являются родственниками, чудом уцелевшие малолетние дети и проведенная последующая за казнью ночь в лесу, на дереве, потому как вокруг ходили голодные волки.
Родители ищут детей.
«Вспомни, доченька, у тебя была сестра Вера. Ты ее няней звала. У тебя было красное пальтишко, вспомни..»
«Вспомни, сынок, у тебя был заводной зеленый грузовик, ты потерял ключ и сильно плакал…»
«Вспомни собачку Жулика, ты с ней играла…»
«Володя, ты помнишь, брат работал на тракторе и привез двух маленьких лисят.»
Матери и отцы через годы обращаются к воспоминаниям своих потерянных детей с надеждой и верой, что это поможет им встретиться. (прилож. 3)
Лидия Артамонова сообщила в письме, что под Минском в первые дни войны потеряла трехлетнего сына. Из основных примет указала на две родинки. Через двадцать семь лет после описанных событий в городе Невинномыске Анатолий Беляев, усыновленный во время войны, нашел маму, отца, брата и сестру. Он тоже их разыскивал, но под другой фамилией, которую считал родной, не зная, что получил ее в детском доме.
«Одну мою дочь сожгли в печах Освенцима. Двадцать лет ищу вторую дочь, Шуру Королеву. У нее на левой ручке, ниже локтя, выжжен номер
77325». Они нашли друг друга.
Николай Владимирович Журбин возвратился в Воронеж после войны. От знакомых узнал, что его мать и жена погибли, а маленькая дочка осталась одна и несколько дней скиталась из хаты в хату. Поиски в родном городе ни к чему не привели, мужчина принял решение уехать дальше от личного горя. Но память о дочке не оставляла его. Написав в «Маяк», встреча отца и дочери состоялась. Его письмо в эфире услышал водитель фермы, на которой работала Валентина Журбина. И таких случаев множество, когда неравнодушие посторонних людей помогало воссоединиться родным людям.
Отзывчивость посторонних людей.
В начале каждой передачи ведущая просила слушателей положить перед собой лист бумаги и карандаш, чтобы записывать фамилии людей, которых ищут их родные. Такая непосредственная связь с аудиторией привела к тому, что с определённого момента к поискам подключились тысячи добровольных помощников. В радиокомитет приходили студенты, готовые потратить каникулы на разбор почты и рассылку запросов (они бескорыстно трудились каждый день «с утра до вечера, как штатные сотрудники»); из разных городов поступали письма и звонки от слушателей, изъявлявших желание взять на себя какую-либо часть работы. (прилож.4)
Казалось, что передачу слушает весь СССР! Часто тот, кого искали, даже не слышал передачу, ему передавали информацию знакомые, соседи, коллеги. Слушатели сидели у радиоприёмников с листочками и ручками, чтобы что-то записать. Слушали доярки, учителя, водители такси... Если объявлялось по радио название какого-то села, то его жители сами могли начать поиски! Всех соединяла общая боль.
Сестры-двойняшки Галина и Валентина не слышали передачу по радио, когда объявили, что их ищет мать. Услышала их подруга, еще одна встреча состоялась, еще мать обрела своих детей.
Из очередного письма узнаем о другой трагедии. Мать, отца и брата за
помощь партизанам расстреляли фашисты. Ее, Зинаиду, старшую из трех
оставшихся сестер отправили эшелоном в Германию. Удалось бежать и остаток войны провести вместе с партизанами. Среднюю сестру Зина нашла сама, от которой узнала, что младшую забрали в детский дом. Это письмо услышали коллеги разыскиваемой Надежды и сообщили, что она скончалась два года назад, остались двое ее детей сиротами. Жаль, что затянулись поиски и не состоялась встреча сестер, но радостно от того, что отозвались на письмо коллеги младшей из них и помогли воссоединиться родным семьям и племянникам.
Во время войны наши бойцы отбили деревню. Ни одной живой души, все сожжено, кроме одного дома. На полу, почти без сознания, привязанная к ножке стула сидела на полу трехлетняя девочка. К ней бросились солдаты. «Стой!» - раздался крик. Девочка была заминирована немцами. Ее под именем Мария Минина отправили в детский дом. Минер, спасший девочку, много лет разыскивает ее.
Со всей страны откликаются на крик своих соотечественников о помощи: «Стоит назвать чьё-то имя, рассказать о судьбе, омрачённой войной, как земляки, бывшие одноклассники, воспитатели детских домов, командиры воинских частей спешат сообщить любую подробность, которая может навести на след».
Усыновленные.
«…Слушая вашу передачу, что матери с самой войны не находят своих детей, я стала думать и про свою приемную дочь… что и по моей Клавдии плачет до сих пор где-нибудь ее родная мать… Прошу помочь нам в розыске родителей Клавдии…» (прилож. 5)
И такие письма поступали Агнии Барто. Одной из острых проблем была проблема усыновленных. Закон защищал и продолжает защищать тайну
усыновления, оберегая новые семьи. Без ответа часто оставались просьбы о
поисках усыновленных в годы войны и после нее детей, но чем дольше в эфир
выходила передача «Найти человека», тем чаще встречались письма людей, давших приют чужому ребенку. Эти люди понимали и остро чувствовали душевную боль родных родителей.
«Во всех этих письмах особенно сильно ощущается благородство приемных родителей,» - пишет Барто. Дважды эти люди проявили благородство: когда подарили семью чужому ребенку и когда решились найти его родных.
Николай Заводчиков был усыновлен во время войны. Родных потерял в три с половиной года, но ясно помнил, что были братья и сестра, как умерла мама, как отец вырыл окоп в огороде дома и в нем они прятались от бомбежки. Помнил и искал своих родных. Через двадцать шесть лет разлуки родные встретились, не было в живых уже отца, но в благодарность за воспитание младшего брата старшие отправили в семью Заводчиковых телеграмму: «Папа, мама, примите нас в свою семью. Саша, Вася, Володя, Федя, Нюра». И им сразу ответили: «Радуемся вашей встрече, принимаем вас в нашу семью».
Интернациональные поиски.
Вторая мировая война сплотила братские народы, переплела многие судьбы. В передачу «Найти человека» пришло письмо из Чехославакии, в котором Зузанна Остролуцкая просила найти семью, которую прятала у себя во время войны от фашистов. Трехмесячную девочку она выдала за свою дочь, когда ее настоящая мать ушла в партизанский отряд.
Еще один поиск. Мать долгие годы разыскивает двоих сыновей, бежали от наступления немцев в первые дни войны из Белоруссии. На несколько часов во время пути оставила детей с соседкой в лесу, но когда вернулась, телеги с ними не нашла. Эта печальная история легла в основу одной из передач, услышав ее, отозвался старший сын. А вот младшему на момент потери был
только год! Он ничего не мог помнить о себе, не знал своего имени. Помог его
найти журналист из Белостока, небольшого города на границе Польши и Белоруссии. Как заправский сыщик, собрал по крупицам информацию и нашел свидетелей тех дней. Годовалого мальчика на клеверном поле нашли крестьяне и приютили, так и рос в Польше Лапинский Збигнев, не зная, что он рожден Валерием Перевозкиным и более двадцати лет разыскивается матерью. «Настолько мы все счастливы, что я теперь согласна жить хоть два века, только бы видеть сыновей..» - написала счастливая мать Коли и Валеры в передачу Барто.
Неравнодушие детей послевоенного времени.
Среди писем с просьбой о помощи в поиске близких, с годами все чаще встречаются письма от советских школьников, в которых они выражают свое желание быть полезными:
«…Когда я вырасту, обязательно буду искать потерявшихся людей…» (Тамара Олейникова)
« Мне очень хотелось бы помочь разыскать какого-нибудь человека. Ведь это такая радость!..» (Таня Забой)
«Поручите мне, я весь город перерою!» (Наташа Басманная)
Сама Агния Львовна пишет, что ведет за собой «Маяк», но помощники у него – добровольцы всех возрастов.
Сиротская боль.
«Мама лежала на полу убитая. Дом горел».
«Мама лежала возле крыльца, с разбитой головой… примерзла к земле, откололи вокруг нее лед, за домом выкопали яму, без гроба закопали».
«Мама была тяжело ранена и умерла. Могилу ей выкопали в сарае». Так делятся своей болью от потери матери во время войны в других письмах. И к концу повествования многие из пишущих заявляют, что готовы взять на себя
обязанность помогать и ухаживать за чужими матерями, как за своими.
И матери, потерявшие своих детей в войну, пишут слова благодарности Агнии Барто, они разделяют радость удачно завершившихся поисков.
«Знаю, что мой сын никогда не вернется, не войдет в дом, но радуюсь встрече матери Коноваловой с ее сыном Владимиром». (Дементьева Н.А.)
«Где могила сына, не знаю. Слушая тебя, плачу, ведь какое счастье вернуть из неизвестности человека». (Варзинская А.М.)
«В войну утеряла двоих сыновей… Материнский поклон всем, кто помогает разыскивать живых…» (Залесская Н.А)
Неослабевающая ненависть к фашизму.
Страшная война позади, двадцать лет мирной налаженной жизни, но почти в каждом письме, как отмечает Барто, неослабевающая ненависть к фашизму.
«Если придется идти против фашиста, не погляжу на года, вместе с сыном пойдем!» (Овчинников С.Б.)
«…Есть моя доля борьбы с фашизмом. Будут снова бои – сын внесет свою долю». (бывшая разведчица Веткина А.И.)
«Я своими глазами видел под Смоленском два колодца, доверху наполненные трупами детишек. Мы – взрослые мужчины, солдаты армии, плакали, как женщины…Можно ли это простить? Нет, никогда!» (Гвардии майор запаса, учитель)
Пионеры из разных городов Советского Союза слали в письмах собранные деньги с просьбой купить и возложить венок к могиле Неизвестного солдата.
Читая эти строки, становится больно от того, что мы все чаще слышим о появлении неофашизма! Агния Львовна, которая, как миллионы людей, пережила страшное военное время, передает в своей книге простую детскую теорию, услышанную от двенадцатилетней девочки: «Если все люди всего мира
с детства будут дружить и переписываться, то, став взрослыми, они все вместе
ни за что не допустят войны!» Со слов своих родителей я знаю, что в советские
годы школьники вели переписку с детьми из других стран. Жаль, что этого больше нет.
Формула «это не для тебя».
«Это не для тебя» - так называется одна глава в книге «Найти человека», которая заставила задуматься о том, как часто люди обедняют свои и души своих детей.
Прочитавшему «Муму» плачущему сыну, мама говорит, что это книжная выдумка и расстраиваться не стоит. Дедушка внучке переделывает народные сказки, в которых Колобок остался цел, а Баба-Яга стала доброй бабулей. Ошибочно родители, по мнению писательницы, стараются ограждать от негативных эмоций.
В радиорубке однажды раздался деликатный женский голос с просьбой сообщить, что это передача не для детей. Ее 12-летняя дочь плачет от сочувствия к чужим судьбам.
Барто, великий знаток детей, с горечью пишет о том, что, охраняя детей от переживаний, такие родители берегут детство своего ребенка, но на самом деле обедняют его душу.
О книге и авторе.
Подчас в книге мы видим вообще чуть ли не сухие факты, короткие предложения, описания. Нет здесь жалоб, мелких слезливых историй. Здесь за каждым письмом, обращением - судьба. Читаешь и думаешь... Представляешь... Короткие скупые строки, приведённые в книге, - обрывки чьих-то жизней, чьего-то горя, надежды и счастья обретения близких людей и самого себя.
Книга трогает. Написана честно, искренне, правдиво. Человеческие судьбы поражают. Во время прочтения накрывает волной ужаса от осознания
дикости и жестокости войны. В очередной раз удивляешься стойкости
человеческого духа, вновь просыпается гордость за свой многострадальный народ. Спасибо Агнии Барто за её великое дело, за её рассуждения о людях, нравственности и семье.
Агния Барто, действительно, личность и настоящий Человек с большой буквы! Девять лет своей жизни она отдала поиску потерянных детей. Хочется, чтобы как можно больше людей узнало об ее волонтерской деятельности, граничащей с подвигом, и прочитало книгу «Найти человека».
Эта женщина в годы войны добровольно выезжала на фронт с чтением своих стихов, чтобы поднять боевой дух солдатам, писала материалы для газет; сама потеряла сына - он погиб в 18 лет. Эта книга обнажает нам её характер: она была сильным человеком, стремилась к справедливости, правде во всём. В очередной раз напоминает нам автор о той невообразимой цене, которую простым людям пришлось заплатить за мир.
Благодаря одному талантливому человеку, способному сострадать окружающим и искренне желающий помочь, после двадцати лет непрерывных поисков родителей и детей, сестер и братьев, поисков, постепенно становившихся безнадежными, люди снова обрели семью. Они смогли ощутить, что у них есть не только государство, но и самое главное, их родители, дети, дяди, тети, братья или сестры - люди, от одного только присутствия которых, становится теплее. Атмосфера всепоглощающего счастья подстегивала сделать что-то хорошее, и не когда-нибудь потом, а вот прямо сейчас, в два часа ночи, встать и совершить подвиг в масштабе целой страны. И причина этому не собственное тщеславие, а желание помочь ближнему. Это желание, которое овладело тысячами людей после прослушивания радио "Маяк". Было очень непривычно читать о детях войны и представлять своих ровесников, а не едва передвигающихся бабушек и дедушек, которых мы встречаем сейчас. Понимать, что им предстояла целая жизнь, хотя и искалеченная по вине войны. Несмотря на это, они не озлобились на весь мир, а
наоборот, старались держаться ближе друг к другу, оберегали друг друга,
заботились друг о друге. Искали своих родителей потому, что, может быть, им нужна их помощь, постоянно подчеркивая, что они самодостаточные люди и ищут родителей не из-за того, что им что-то нужно от них.
По окончании прочтения возникает ощущение полнейшего счастья от того, что рядом семья и родные люди, что за окном мирное небо и мир, открытый для любых наших мечтаний и возможностей.
Заключение.
На момент издания книги было найдено 420 детей войны. Мы сейчас знаем точно, что к концу выхода радиопередачи таких счастливчиков стало 927. И как пишет сама Агния Львовна: «Если бы я стала считать в каждом случае всех родственников, цифры были бы куда больше! Но так точнее».
Как минимум 1854 человека благодаря ей нашли своих родственников через 20 и более лет. Эта огромная цифра, особенно если учесть, что поиск шел исключительно по передаче на радио и письмам, шедшим в среднем две недели в одну сторону.
Огромная страна, понёсшая огромные потери, сплотилась в поисках, чтобы семьи, разделённые войной, соединились, чтобы никто не был одинок, чтобы никто не был забыт.
В 1973 году в прокат вышел фильм «Ищу человека», снятый по мотивам повести Агнии Барто «Найти человека» (режиссёр Михаил Богин). (прилож.6)
Работа Агнии Барто и её помощников, запечатлённая в книге «Найти человека», была определена социологом Олегом Яницким как волонтёрская деятельность, основу которой составляют «бескорыстность, самоотверженность и самоорганизация».
Подобный метод волонтёрской деятельности, в котором для поиска людей были задействованы медийные ресурсы, ещё до появления передачи «Найти человека» использовал писатель Сергей Смирнов, собиравший в 1950-х годах материалы о защитниках Брестской крепости. Заложенная Смирновым и
Барто концепция советской поисковой журналистики получила развитие в
телепередаче «От всей души», которую в 1972 году начала вести диктор Валентина Леонтьева. В XXI веке народная работа по поиску людей была продолжена в социальном телевизионном проекте «Жди меня».
Справедливо сказал Ф.М.Достоевский: «Как я могу быть счастлив, если рядом страдает человек?» Именно состраданию, любви к ближнему учит книга А.Барто "Найти человека", без чего невозможно жить и сейчас.
Исследовательская работа по книге А.Барто помогла
- глубже осознать трагизм войны, которая не щадит даже детей;
- понять особенности национального характера русских людей: широта души, сострадание, милосердие, голос совести, тяга к справедливости.
- научиться замечать простые человеческие и семейные ценности;
- прийти к твердому убеждению в том, что в жизни всегда есть место подвигу. Наше участие в судьбе незнакомого человека может изменить его жизнь к лучшему.
- убедиться в том, что, чтобы лучше знать историю Родины, нужно обращаться к документальным материалам;
- вселить желание поделиться полученной информацией из книги на уроках истории, литературы и классном часе, посвященном победе в Великой Отечественной войне;
Я понял: смысл жизни человека - нести добро людям!
Литература.
Барто А.Л. «Найти человека», Роман-газета, №14(636), 1969 г, из-во «Художественная литература», М.
Интернет ресурсы:
http://www.etextlib.ru/Book/Details/31567
http://ru.wikipedia.org/wiki/Найти человека