Влияние интернет-ресурсов на письменную речь школьников

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние интернет-ресурсов на письменную речь школьников

Кривошеин Д.А. 1
1ГБОУ школа №655
Майоршина Н.Г. 1
1ГБОУ школа №655
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема нашей исследовательской работы «Влияние интернет-ресурсов на письменную речь школьников подросткового возраста». Тема работы была выбрана неслучайно. Она, безусловно, является очень актуальной, т.к. касается каждого человека, пользующегося письменной речью в виртуальном общении. Соответственно, целью данной работы является изучение влияния использования интернет-ресурсов на письменную речь школьников подросткового возраста. Для достижения данной цели мы ставим перед собой следующие задачи: 1. Рассмотреть процесс и особенности интернет-коммуникации детей подросткового возраста. 2. Определить наиболее популярные ресурсы для общения подростков. 3. Проанализировать язык, используемый для письменного общения. 4. Выявить отношение подростков к вопросу влияния особенностей интернет-общения на их практическую грамотность. 5. Описать и систематизировать полученные данные. Предметом изучения нашей исследовательской работы является говорящий (пишущий) онлайн-субъект в интернет-пространстве, а объектом изучения – его письменная речь при взаимодействии с другими субъектами. В работе мы выдвигаем следующую гипотезу: Большинство детей подросткового возраста использует особые языковые средств при общении с помощью различных интернет-ресурсов. В нашей работе будут использованы следующие методы исследования: теоретический (изучение, сбор, анализ и обобщение информации в соответствующей справочной литературе, интернет публикациях, статьях и форумах, социальных сетях, онлайн-играх, текстовых мессенджерах), эмпирический (опрос-анкетирование по теме исследования). Результаты нашего опроса безусловно будут представлять собой прикладную ценность, так как будут являться фактами, отражающими реальную ситуацию в языковом общении школьников подросткового возраста.

Глава 1. Интернет как средство коммуникации

За последние десятилетия человечество совершило огромный прорыв в развитии науки и техники, что открыло новые просторы для деятельности человека. Вместе с этим, всемирно известная сеть интернет начала набирать колоссальные обороты. Уже к 2005 году интернет завоевал первое место в списке 25 важнейших изобретений человечества, а такой неотъемлемый его атрибут как электронная почта – пятое. В наши дни люди выходят в интернет не только для поиска необходимой информации, но и для общения, подтверждением чего может служить появление различных форумов, сообществ и социальных сетей. Этот факт легко подтвердить, опираясь на статистику, в соответствии с которой, более половины пользователей данной сетью пользуются ею только для получения и отправления электронных сообщений. И если технические аспекты общения посредством интернет решены созданием различных приложений для обмена сообщениями, разнообразием интернет-провайдеров и платформ, на которых данное общение осуществляется, то до сих пор спорным остается вопрос о том, каким должен быть язык коммуникации в данной глобальной сети.

1.1 Язык интернет-коммуникации

Некоторые ученые полагают, что языком общения должна являться письменная речь, при этом стиль и манера общения не должны отличаться от того, как люди ведут себя в повседневной жизни. Другие лингвисты считают, что электронное общение является полностью разговорной речью, но в письменной форме. Однако противники этой теории считают невозможным выразить весь спектр чувств и эмоций, возникающих при устном разговоре с помощью ограниченного числа букв алфавита и некоторых других символов. Интернет-коммуникацию от устной речи отличают многие факторы: устная речь является спонтанной, то есть говорящий не имеет достаточного времени, чтобы продумать ответ и реакцию на слова собеседника; устное общение является личностным общением, осуществляемым без каких-либо посредников; то есть происходит общение типа человек-человек, а не человек-компьютер-человек; устная речь слабо структурирована и не интерактивна, в отличие от письменной, где объекты коммуникации имеют достаточное количество времени, чтобы логически выстроить свои высказывания; устная речь является эмоциональной и живой, следовательно, собеседник имеет возможность проследить искренность чувств говорящего, что невозможно сделать в письменной коммуникации. Именно то, как язык интернет-коммуникации зависит от характеристик как устной, так и письменной речи, и делает его таким интересным для изучения. Сам по себе стиль коммуникации в интернете зависит от формы интернет-общения и целевой аудитории. Например, некоторые интернет-сайты не имеют представления о том, кто будет их читателем, поэтому в них используется нейтральный язык коммуникации, схожий с языком печатной газеты. В то же время, интернет-магазины, виртуальные миры и социальные сети используют язык более схожий с устной речью, со временем данные сайты начали использовать такие интерактивные средства как чаты и рассылки, что еще в большей степени роднит их язык с языком устной речи.

Тем не менее, если сравнивать интернет-сайты с такими формами общения как виртуальные миры и социальные сети, то можно сделать вывод о том, что, несмотря на форму письменной коммуникации, их содержание отличается рядом характеристик устной речи. Общение в данных формах интернет-коммуникации регулируется временными рамками, требует быстрого ответа, любое сообщение может быть немедленно удалено или потеряно из вида. Несмотря на все схожести письменной коммуникации с устной, существуют такие различия как невозможность прослеживания моментальной реакции собеседника, трудность в выражении эмоций и чувств, отсутствие уверенности в искренности ответа, так как отвечающий имеет возможность продумать каждое слово. Отправляя сообщение, невозможно увидеть реакцию респондента на отдельные элементы сообщения, так как собеседник видит только конечный текст, появляющийся на экране.

Кроме того, в языке интернет-коммуникации отсутствуют такие экспрессивные средства как интонация, громкость, ритм, паузы, тон голоса, что затрудняет процесс понимания написанного текста, но, несмотря на это, в данном языке используется огромное количество метафор и персонификаций, что и делает его ярким, эмоциональным и образным.

В целом, язык интернет-коммуникации представляет собой уникальную невербальную коммуникацию без слов. Так как интернет-общение ограничивает выражение эмоций, жестов, мимики, которые имеют определяющее значение в выражении точки зрения по отношению к чему-либо, то помимо языковых способов выражения эмоций, появились графические способы. Первым таким способом является всем известный смайлик, обозначающий улыбку, появившийся в 1982 году. Позднее были изобретены и другие виды смайликов.

1.2 Интернет-ресурсы для общения подростков

Многие дети знакомятся с интернетом в младшем школьном возрасте, очень быстро осваиваются и становятся более активными интернет-пользователями, чем взрослые, значительно быстрее накапливают пользовательский опыт. Интернет предоставляет детям и подросткам огромные возможности, а обучаемость и гибкость позволяют им гораздо быстрее, чем взрослым, осваиваться в интернете и чувствовать себя там "как дома". Более половины российских школьников считают интернет свободным пространством, где каждый может делать то, что хочет. Это тоже очень привлекательный момент для подростков, повышающий их пользовательскую активность. Ведь одна из самых актуальных потребностей в этом возрасте - потребность в автономии и самостоятельности. Подростки активно используют возможности интернета для коммуникации.

Важной частью жизни и взаимодействия подростков является общение с помощью разнообразных интернет-ресурсов. В первую очередь, это различные текстовые мессенджеры: WhatsApp, Viber, Telegram, Discord, WeChat, Snapchat, с помощью которых можно обмениваться мгновенными текстовыми и голосовыми сообщениями, а также фото и видеосообщениями. Во-вторых, это различные социальные сети, например, Instagram, Вконтакте, которые позволяют общаться в различных сообществах по интересам.

Причин использования этих ресурсов для повседневного общения несколько: это социальное взаимодействие (построение различных социальных связей), психологическая польза (поиск и общение с людьми со схожими интересами, хобби), развлечение (просмотр фильмов и видео, прослушивание музыки), самопрезентация (возможность показать результаты своего труда или творчества с возможностью обратной связи) или развитие каких-либо навыков и умений (участие в обучающих семинарах и программах). Независимо от того, какими интернет-ресурсами предпочитают пользоваться подростки, основное общение происходит посредством текстовых сообщений или комментариев к каким-либо событиям.

1.3 Причины особого языкового общения подростков со сверстниками

К началу подросткового возраста дети начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы принадлежать к определенной группе. Проявляется реакция группирования: стремление подростков быть в группе сверстников ради общения. Группа создает особое переживание — «чувство Мы», которое играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Если дружеские отношения влияют на развитие доверия, чувствительности и близости, то группы сверстников поощряют детей практиковаться в умении сотрудничать, лидировать, подчиняться и быть преданным сообществу. Главные цели подростка: быть принятым в привлекательную для него группу, нравиться своим ровесникам, быть признанным в своей компании. Отсюда и стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую одежду, иметь одинаковые увлечения, слушать ту же музыку, смотреть те же сериалы, разговаривать на принятом в группе сленге. Отсюда возникает большая потребность общения с теми, кто говорит (пишет) на «том же языке», который непонятен и часто, неприятен, взрослым людям. К тому же, таким образом, с помощью «особого, секретного» языка подростки отделяют себя от взрослых и подчеркивают свое желание и стремление быть от них независимыми.

1.4 Вывод

Интернет-общение является важной частью жизни любого современного человека. Особое значение оно играет в жизни школьников и подростков, являясь средством коммуникации и интернет-социализации в цифровом сообществе. Для коммуникации подростки используют особый «сетевой язык», имеющий характерные особенности.

Глава 2. Влияние интернет-общения на письменную речь подростков

Язык, которым пользуются подростки при общении в сети, зачастую сильно отличается от привычного правильного языка. Есть у этого особого языка и свои новые названия: "сетеяз", "новояз", "албанский язык", "альтернативный язык", "аффтарский текст", "лингвистическая монархия".

«Сетеяз», то есть "сетевой язык" – это интернет-язык, который обладает своими характерными чертами. К чертам «сетеяза» относятся:

- невнимание к правилам грамматики и орфографии или сознательное их искажение;

- нерегулярная пунктуация;

- обилие ошибок и опечаток;

- неформальность обращений;

- использование сокращений (аббревиатур);

- использование особых графических символов (эмотиконы, знаки улыбки, стикеры);

- отсутствие деления на абзацы;

- образование новых слов и другие.

Новый стиль общения в интернете подразумевает, что виртуальный человек должен уметь говорить быстро и при этом еще быть оригинальным.

Психологи считают, что в этом нет ничего удивительного. У детей, подростков и ребят постарше всегда есть стремление отгородиться от «взрослой», общепринятой культуры и чем-то выделиться. То есть подростки, пользуясь словарным составом «сетеяза», хотят подчеркнуть собственную продвинутость, современность, посвященность. Большинство филологов считают, что «сетевой язык» и ему подобные стили – это сленг. Например, доктор филологических наук профессор Василий Бондалетов пишет: «В практике сетевого общения появился игровой, несколько шутливый или несколько разболтанный сленг свойственный людям, постоянно пользующимся компьютером и интернетом. И у этого сленга есть главная особенность: увеличение количества нарочитых ошибок считается достоинством и только приветствуется». Следующий пример реального диалога демонстрирует это явление.

прив

здаров бро;))

го гулять

а воскок и где встречяемся

нинаю((

давай у шк через чяс;)

Анализируя пример, можно проследить все вышеперечисленные особенности: неформальное обращение (бро – от англ. brother брат), слияние предлога с глаголом и сокращение (нинаю – не знаю), замена гласных (чя – ча), графические смайлы и т.д.

2.1 Сокращения (аббревиатуры) в интернет-общении

Рассматривая сокращения слов как тенденцию современного общества, необходимо учитывать особенности общения текстовыми сообщениями. Отличительной чертой такого сообщения является краткость и сжатость передаваемой информацию. Сокращения слов – это пропуск отдельных букв и слогов в слове, а иногда изъятие значительной части слова кроме отдельных букв. Часто сокращение преобразуется в аббревиатуру. Согласно толковому словарю русского языка аббревиатура – это существительное, образованное из усеченных отрезков слов, входящих в синонимичное словосочетание, при этом опорный компонент может быть целым, а не усеченным словом.

А.А. Ионина предлагает следующую классификацию сокращений:

1. Одна буква или цифра заменяет целое слово или слог, например:

о5 (опять), 7я (семья).

2. Изменение значения символов, например: щас (сейчас), че/чо (что).

3. Сокращения букв и пунктуационных знаков, когда:

а. исключаются гласные, при этом значение слова определяется по последовательности согласных, например: спс (спасибо), нзч (не за что).

б. аббревиатура: ДР (день рождения), НГ (новый год).

в. редукция (выпадение части слова или слога), например: я тя лю (я тебя люблю).

Вот наиболее распространенные сокращения, используемые подростками в письменном общении:

прив – привет спс – спасибо пж (пжлст, пож) – пожалуйста кста (кст) – кстати вк – Вконтакте инет – интернет мб (мож) - может быть оч – очень ща (щас) – сейчас без б - без проблем спок - спокойной ночи ток – только бл - блин

2.2 Искажение языковых норм языка в письменном интернет-общении

В последнее десятилетие появился и распространился новый стиль, особенно популярный среди молодежи. Основная особенность этого стиля заключается в намеренном нарушении норм орфографии русского языка (ориентированных на этимологию) при сохранении графических принципов чтения и, в общем, той же фонетической последовательности. Из омофонических способов записи в данной позиции выбирается тот, который наименее соответствует орфографической норме:

1. Употребление а вместо безударного о, и наоборот, например: харашо, довай.

2. Взаимозамена безударных и, е и я, например: пачиму, ни понил.

3. Использование букв цц или ц вместо тс, тьс, дс, например: аццки, децтво.

4.Использование жы и шы, чя и щя вместо жи и ши, ча и ща, например: жыза, чяс.

5. Взаимозамена щ и сч, например: щастье, счетка.

6. Использование йа, йо, йу вместо начальных я, ё, ю, например: йаркий, йож.

7. Взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими, например: кросафчег. Причем вместо ф в этой позиции может употребляться фф (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff), например деффчонки.

8. Слияние слов воедино без пробела, например: ржунимагу, пацталом.

Иными словами, это «антинорма», основанная на последовательном (или близком к таковому) отталкивании от существующего нормативного выбора написаний (то есть для того, чтобы писать на этом сленге, фактически надо владеть существующей нормой). Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонкихне только на конце слова (дафай), а также твёрдых и мягких(медвед). Последние явления лексикализованы (связаны с конкретными словами).

Стиль получил распространение в интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. Большое распространение этот стиль получил с появлением в интернете блогов, в которых люди, пользующиеся им, оставляли свои «каменты» (комментарии).

2.3 Использование графических символов, смайлов и стикеров

Для того чтобы передать эмоции или настроение в текстовом сообщении, молодежь очень часто использует различные графические символы, смайлики или стикеры. Разброс эмоций, которые можно передать с помощью этих символов, огромен: радость, восторг, разочарование, смущение, грусть, злость и т.д. Классические смайлики (самые первые) – текстовые, т.е. эмоции передаются с помощью символов клавиатуры (скобки, двоеточие, тире). Они могут выражать эмоцию или действие, например:

:з – радость $_$ - заинтересован :с – грусть ._. – безразличие :-) – улыбка 0_о – ступор :^ - смущение ХD – смех ^_^ - мило :О - удивление :> - смешно :< - возмущение

Смайлы или эмодзи, появившиеся позже, это «рожицы», которые уже выражают какие-либо эмоции (смотри приложение 1). Стикеры – это немного больше, чем эмодзи (смотри приложение 2). Они уже не просто выражают эмоции, а заменяют собой целые фразы. Гораздо менее условные, они оставляют меньше пространства для фантазии, зато делают общение более однозначным – «трудности перевода» с ними практически невозможны. Один стикер заменяет три-четыре эмодзи – это уже полноценное высказывание в форме картинки. Мировая эпидемия стикеров началась несколько лет назад и заканчиваться не планирует. Стикерами поздравляют с праздниками, рекламируют фильмы и интернет-сервисы, выражают политические заявления. Почему подростки их любят? Во-первых, это красиво. Во-вторых, бесконечное многообразие стикеров позволяет решить как минимум две задачи: продемонстрировать свою уникальность (выбрав стикер из какого-то редкого набора) и стать частью сообщества (общаясь стикерами, смысл которых понятен только участникам дискуссии).

2.4 Вывод

Язык письменной интернет-коммуникации подростков имеет явные особенности. Кроме привычных сокращений, существует особый стиль искажения слов, основные характеристики которого мы отразили выше. Также подростки широко используют графические выражения (эмотиконы, стикеры) для придания необходимой эмоциональности в письменных сообщениях.

Опрос-анкетирование

Для того чтобы выполнить поставленные перед нами задачи, мы провели опрос-анкетирование учащихся нашей школы в возрасте 12-17 лет в количестве 45 человек. Это и является практической частью нашей работы. Опрос содержал вопросы, ответы на которые помогли бы объяснить те явления, которые нам были интересны (пример анкеты смотри в приложении 3). Согласно результатам опроса 89% респондентов пользуются интернет-ресурсами каждый день. Нет ни одного человека, участвовавшего в опросе, который вообще не использует интернет (смотри приложение 4). Самым популярным ресурсом для письменного общения подростков, участвовавших в опросе оказалась соцсеть ВКонтакте (49%). Следующим по популярности является мессенджер WhatsApp (33%). 9% респондентов предпочитают для общения Instagram. 9% общаются с друзьями с помощью системы Discord во время онлайн-игр (смотри приложение 5). Интересный результат мы получили по поводу особенностей языкового общения подростков в интернете. Оказалось, что 82 % опрошенных используют сленговые слова и выражения, различные сокращения, а также искажают слова по типу изменения языковых единиц, описанного в теоретической части нашей работы. Указывая причины подобных языковых изменений, подростки говорят о том, что с помощью сокращений они экономят время, сленговые слова кажутся им более приятными по форме и звучанию, а искажение слов они считают забавным явлением (смотри приложение 6). Также интересным результатом опроса стал тот факт, что 53% подростков считают, что использование подобного стиля общения в письменной речи никаким образом не влияет на их практическую грамотность. 29% процентов уверены, что грамотность все-таки снижается из-за подобного использования лексики, а 18% не выразили заинтересованности во влиянии подобной лексики на уровень их грамотности, ответив, что им все равно (смотри приложение 7). В общем и целом, мы рады, что получили результаты, подтверждающие наши предположения. На основании результатов, очевидно, что все подростки используют интернет-ресурсы для цифрового общения, которые могут быть разными, в зависимости от личных предпочтений. Подавляющее большинство опрошенных практикуют особенности письменного общения в сети (сокращения, искажения, сленг, эмотиконы). Значительная часть респондентов уверена, что подобный стиль никак не сказывается на их личной практической грамотности. И, если дети 12-14 лет не могут объяснить, почему они так считают, подростки 15-17 лет в устных комментариях к вопросам анкеты, говорят о том, что не верят в снижение практической грамотности в случае, когда она уже сформирована. По их мнению, дети старшего подросткового периода четко разделяют сферы использования нормированной речи и особого стиля с искажением или изменением языковых единиц, оставляя его только для коммуникации с ограниченным кругом лиц или в сообществах, где этого требует ситуация. На основании этого можно сделать вывод, что в ситуации с детьми младшего подросткового периода носит временный характер и приоритет использования нормированной письменной речи появляется по мере взросления и накопления практических грамматических навыков в языковой области.

Заключение

Тема нашей исследовательской работы «Влияние интернет-ресурсов на письменную речь школьников подросткового возраста». В работе мы ставили перед собой цель: изучить влияние использования интернет-ресурсов на письменную речь подростков. Мы считаем, что эта цель достигнута, благодаря выполненным задачам, а именно: 1) Мы рассмотрели процесс и особенности интернет-коммуникации детей подросткового возраста, с помощью различной справочной и научной литературы, интернет-статей, лингвистических форумов и т.д. 2) С помощью опроса-анкетирования определили наиболее популярные интернет-ресурсы, которыми пользуются подростки при общении друг с другом, отразили результат в диаграмме. 3) Проанализировали особенности языкового общения подростков в письменной речи в теории и сравнили их с реальной практической речью в переписках. 4) Также, с помощью опроса группы школьников, ответили на вопрос об их отношении к влиянию этих особенностей на их грамотность. 5) мы проанализировали и систематизировали огромное количество теоретической информации, полученной из различных источников, а также значительное количество практических данных, полученных на основании опроса. 5) Все результаты мы отразили в приложении к нашей работе в виде диаграмм. 6) Сделали краткие выводы к каждой главе. Говоря о выводах в работе, можно отметить следующее: 1) Интернет-общение является важной частью жизни любого современного человека. Особое значение оно играет в жизни школьников и подростков, являясь средством коммуникации и интернет-социализации в цифровом сообществе. Для коммуникации подростки используют особый «сетевой язык», имеющий характерные особенности. 2) Язык письменной интернет-коммуникации подростков имеет явные особенности. Кроме привычных сокращений, существует особый стиль искажения слов, основные характеристики которого мы отразили выше. Также подростки широко используют графические выражения (эмотиконы, стикеры) для придания необходимой эмоциональности в письменных сообщениях. 3) Дети старшего подросткового возраста четко разделяют использование нормированного языка и искаженного языка интернет-коммуникации, ориентируясь на целевую аудиторию, с которой они общаются, у детей младшего подросткового возраста это явление носит временный характер и четкое разделение возникает по мере взросления и приобретения грамматических навыков. Результаты нашей исследовательской работы безусловно представляют собой прикладную ценность, так как являются актуальными фактами, отражающими реальную ситуацию в языковом общении школьников подросткового возраста в данный период времени.

Список литературы:

1. Бондалетов В.И. Искажение норм русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет. // «Русский язык». - №6, 2009

2. Ожегов С.И. Большой справочник по русскому языку // изд-во Мир и образование, 2017

3. Розенталь Д.Э. Большой орфографический словарь // изд-во Мир и образование, 2017

4. Скатеренко А.Е. Сокращения слов как тенденция современного общества // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - №11, 2016

5. Crystal D. Language and the Internet – Cambridge: Cambridge University Press, 2001

6. wikipedia.org

7. filologia.su

8. infourok.ru

9. it.lang-study.com

10. ling.hse.ru

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

1. Как часто вы пользуетесь интернет-ресурсами (социальные сети, текстовые мессенджеры, онлайн-игры, чаты)

а. каждый день б. несколько раз в неделю в. редко

2. С помощью какого интернет-ресурса вы чаще всего связываетесь с друзьями?

свободный ответ ___________________

3. Используете ли вы в сообщениях сокращения типа спс, пж, пон, прив.

а. всегда б. иногда в. не использую

4. Почему вы используете сокращения?

а. экономлю время б. все так делают в. лень писать

5. Используете ли вы при переписке слова типа: привед, красавчег, нинаю, мобыть, пашол и т.д.

а. да, конечно б. редко в. не использую

6. Почему вы используете такие слова?

а. все так делают б. это забавно в. что не так с этими словами?

7. Как вы думаете, как влияет использование таких слов на вашу грамотность?

а. снижает грамотность б. не влияет в. мне все равно

Просмотров работы: 1211