Введение
“Этимология есть беседа с прошедшими,
с мыслью минувших поколений,
вычеканенною ими из звуков.”
С. Хомяков
Почему библиотека называется библиотекой? В чем связь между портфелем и фольгой, каникулами и собаками? Все эти вопросы подтолкнули меня к выбору темы этого исследования.
С самого рождения люди задаются одними и теми же вопросами: «Как из звуков образуются слова?», «Почему люди разговаривают на разных языках, но используют при этом близкие по звучанию слова?», « Откуда идет происхождение слов в том или ином значении?». Вот и я задумался на эту тему и решил попробовать разобраться, ведь школьные учебники не поясняют нам правописание непроверяемых слов, а лишь призывают запомнить их широкий перечень.
В повседневной жизни мы пишем слова, применяя орфографические правила, или пользуемся словарем для правильного написания, и редко задумываемся над первоначальным значением слова, считая это излишней информацией. Однако еще древние греки и римляне считали этимологию – науку о происхождении слов, одной из самых важных и необходимых каждому образованному человеку.
Этимология — это странствие в язык, в его историю. Путешествовать получится не только в свой язык. Почти за каждым русским словом мы найдем латинские, греческие и иные корни. Даже не имея цели выйти за границы родины, пока читаешь историю родных и привычных слов, начинаешь узнавать корни других языков и понимать, что значения слов менялись не только с годами, но и со сменой географического положения.
Целью этимологического разбора слова является определение того, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели, на базе какого языка, в какой форме и с каким значением возникло слово, а также какие исторические изменения его первичной формы и значения повлияли на форму и значение слова, известные современнику.
Каждый день мы встречаемся с такими словами как «урок», «перемена», «учитель», так же многими другими, и мне стало интересно происхождение слов школьной тематики.
Изучая этимологию слов, связанных со школой я поставил себе следующие цели и задачи:
Цель: проанализировать этимологию слов школьной тематики.
Задачи исследовательской работы:
-изучить, чем занимается этимология, какова ее роль;
- выявить необычные родственные связи различных на первый взгляд слов;
- раскрыть секреты происхождения некоторых слов;
- проанализировать роль этимологии в развитии грамотности;
- создать учебную проектную работу по данной теме для использования на уроках.
Гипотеза: предполагаем, что русский язык содержит очень много секретов, большинство из которых связаны с происхождением слов. Возможно, существуют даже самые для нас неожиданные родственные связи между словами, которые могут многие написания слов объяснить.
Предмет исследования: слова, их происхождение.
Объект исследования: этимологические словари.
Практическая значимость работы в том, что она может быть активно использована на уроках русского языка и просто интересна для чтения.
При исследовании использовались следующие методы: сбор и обработка информации, систематизация материала для проектной работы. Определяя проблему исследования, я изучил необходимую литературу по теме, а также интернет-ресурсы.
Актуальность работы в том, что знание таких секретов поможет развитию «языкового чутья», пробудит интерес к замечательной науке этимологии, чтобы узнать о судьбах слов и об особенностях языкового отражения окружающего нас мира.
Помощь этимологии в правописании слов
Каждый человек сталкивался вопросом правописания слова, не имеющего проверочных. Чаще всего ответ на этот вопрос можно найти в этимологическом словаре. Там мы можем найти толкование словарных слов, их происхождение и объяснение того, почему они пишутся именно так.
К примеру, нам требуется узнать, почему слово «рюкзак» пишется с буквой «к», а не с «г». Этимологический словарь даст нам такой ответ:
«Слово рюкзак взято от немецкого Rucksack от Rucken «спина» и Sack «мешок»».
Нам объяснили, что слово «рюкзак» состоит из двух частей «рюк» и «зак», поэтому оно пишется через букву «к».
Другие важные словарные статьи:
Слово орфография взято от французского из греческого. Образовано путем сложения orthos «правильный» и graphien «писать», современное значение «правописание». (Приложение 1)
Здесь мы видим, что слово «орфография» тоже состоит из двух частей «орфо» (orthos) и «графия» (graphien), отсюда вывод, что первые две гласные в слове — буквы «о».
Слово география было заимствованно от латинского, из греческого geographia, образовано путем сложения ge «земля» и grapho «пишу»: буквально «описание земли».
Слово произошло от частиц «ге»(ge) и «граф»(graphien), поэтому первая безударная гласная в слове — «е».
Слово класс заимствованно из французского языка, где classe «разряд» или «социальная группа» восходит к латинскому classis (исходное слово calare «звать, созывать»), буквально — «созванные, собранные» (для решения своих «групповых» дел). (Приложение 2)
Мы узнали, что по исконной грамматике французского языка слово classe пишется с удвоенной согласной, это было перенесено в наш язык.
Слово карандаш взято от тюркского kara «черный» и dash «камень, шифер».
Слово карандаш образованно путем сложения «кара» (kara) и «даш» (dash) поэтому все гласные в слове — «а».
Слово тетрадь произошло от древнерусского из греческого teradition от tetras, родительный падеж terados «четвертая часть листа».
Одним из родоначальников слова «тетрадь» является слово tetras, где ударение падает на «e», поэтому слово перешло к нам в такой форме. (Приложение 3)
Слово грамматика взято от древнерусского, из греческого grammatike от grammata «буквы».
Слово грамматика произошло grammata, поэтому в слове есть удвоенная согласная.
Слово геометрия было заимствованно от немецкого, из греческого geometria, образовано путем сложения ge «земля» и metreo «мерить»: дословно «измерение земли».
Мы видим, что слово геометрия было сложено из «ге»(ge) и «метрия» (metreo), поэтому в слове безударная гласная «е» пишется именно так.
Слово математика взято от латинского mathematike от mathema (mathematos) «наука о величинах», поэтому слово пишется с этими безударными гласными.
Из этой главы мы узнали о том, что орфографический словарь не может помочь в объяснении правописания слов, ведь он не объясняет как избежать ошибок в написании словарных слов. В таких случаях нужно использовать этимологический словарь. Именно он сможет рассказать о том, из какого языка, с каким изначальным ударением и правописанием слово пришло в наш язык.
3.Интересные факты о словах
Всем людям известны слова, связанные со школой, но немногие знают их истинное значение. Например, вы знали, что слово школа обозначает место досуга, отдыха? Давайте рассмотрим вещи, которые есть в каждом классе.
Лине́йка. Поскольку слово «линейка» тесно связано со словом «линия», можно сказать, что оно в родстве и с «лен». По-латыни «лен» — «ли́нум»; «линза» некогда значило «льняная нить», лишь впоследствии возникло значение «черта», «линия». К нам слово попало из немецкого или польского языка. (Приложение 4)
Доска́. Уже в Греции был известен спорт — метание диска: им занимались атлеты дискоболы. Из латинского «ди́скус» (греческое «дискос») возникли такие слова, как англосаксонские «disk» — «стол», немецкое «Tisch» — «стол», наше «доска». В латинском «ди́скус» значило «кружок», «блюдо». (Приложение 5)
Взгляните на вещи, которые имеет каждый учебник.
Слово текст произошло от немецкого Text из латинского textum «ткань; связь, соединение; слог,стиль» от texere «ткать; сочетать, сочинять, слагать».
Слово точка было взято от общеславянского точь от тъчъ от основы тък- (ткать, ткнуть).
Слово падеж произошло от древнерусского падежь из древнегреческого ptosis от pipto «падаю», изначально использовалось как термин в игре в кости.
В любой школе есть несколько понятий.
Дисципли́на. По-латыни «ди́сцэрэ» — «учиться», «ци́пулюс» — «ученик». «Дисциплина» сначала значило «наука», «обучение», затем приобрело смысл «строгий порядок», «выдержка» — это ведь качества, необходимые при занятиях наукой.
Звон (звоно́к). Уместно спросить, видите ли вы что-либо общее между словом «звонок» и такими пышными словами, как «сонет», «соната». Общее есть: наше «звон» восходит к тому же индоевропейскому «svonos», что и латинское «sonus» — «звук», а эти слова — его ближайшие родичи. Древнейшей формой нашего слова было то же «свон»: «з» появилось тут под влиянием таких слов, как «звать», «зову». (Приложение 6)
Дире́ктор. По-латыни это прямо и точно означает «управляющий»: «дириге́рэ» — «управлять». Любопытно, что во французском языке латинское «дириге́рэ» превратилось в «дирижэ»; соответственно этому на месте «директора» появился тут «дирижер». Ведь он тоже «управляющий», только оркестром. (Приложение 7)
Слово каникулы взято из латинского canicula «собачка» от dies caniculares «собачьи дни». Латинское слово canicula в переносном употреблении означает звезду Сириус, у греков – «пес Ориона». В теплое время года Солнце было очень близко к Сириусу, поэтому греки считали эту звезду источником тепла. Отсюда значение «перерыв в работе, в занятиях», который приходится на летнее время года.
А что же такое «школа»?
Слово школа произошло из греческого (ecole — во французском, Schule — в немецком, school — в английском). Греческое слово имело значение «свободное время, досуг», но заимствованное латинским слово schola уже используется в значении «школа». (Приложение 8)
Слово лицей возникло от французского, из латинского lyceum, из греческого Lykeion «школа, где преподавал Аристотель».
Слово одноклассник произошло от слов однокашник и класс. Однокашник это исконно русское слово. Взято от словосочетания одной каши: буквально «одного воспитания, питавшийся за одним столом».
Слово костюм произошло от французского, из итальянского costume «обычай».
4.Заключение
На основании проведенного мной исследования я понял, как важно, оказывается, знать происхождение слов, как легко при желании можно овладеть грамотностью, раскрыв историю слова. Простое знание внешней оболочки слова и его значения уже недостаточно. Образованный человек в современном мире всегда должен стремиться узнать первоначальное историческое значение слов. Ведь еще триста лет тому назад Михаил Васильевич Ломоносов сказал: « Кто не знает своего прошлого, тот не достоин своего будущего».
Гипотеза о существовании секретов этимологии слов подтвердилась. Этимологию действительно можно считать самой интересной из лингвистических наук. Этимология многогранна, она не только открывает возможности в изучении происхождения тех или иных слов, но и на основе метода этимологического анализа слова вооружает нас наиболее эффективным способом усвоения и правильного написания словарных слов.
Теперь изучение трудных слов из механического запоминания превращается в сознательный процесс научной работы со словами с непроверяемыми написаниями, что в конечном итоге обязательно должно обогатить мой словарный запас.
Исследования подтвердили предположение о том, что если при знакомстве со словами школьной тематики использовать метод этимологического анализа слова, то это способствует наиболее эффективному усвоению и грамотному написанию словарных слов. Таким образом, цели и задачи данной работы достигнуты и выполнены.
5.Список литературы
Этимологический словарь Успенского Л.В.
Этимологический словарь Крылова Г.А.
Этимологический словарь Климовой М.В.
Этимологический онлайн-словарь Фасмера М.
Журнал «Наука и жизнь»(№ 8, 2011) доктор филологических наук
Н. Черникова
Интернет-ресурсы:
https://uchebnikfree.com/lingvistika_1407/metod-metodiki-etimologii-63100.html
https://korneslov.info/zachem-izuchat-jetimologiju-slov/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
6. Приложение
Приложение 1 «Орфография»
Приложение 2 «Класс»
Приложение 3 «Тетрадь»
Приложение 4 «Линейка»
Приложение 5 «Доска»
Приложение 6 «Звонок»
Приложение 7 «Директор»
Приложение 8 «Школа»