Происхождение названия «Русь»: история и этимология» (исследование)

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Происхождение названия «Русь»: история и этимология» (исследование)

Хоршева Е.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мало-Вяземская средняя общеобразовательная школа/ МБОУ Мало-Вяземская сош
Новоселова Л.Г. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мало-Вяземская средняя общеобразовательная школа/ МБОУ Мало-Вяземская сош
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приходится констатировать,

что происхождение имени «Русь»

продолжает оставаться столь же загадочным,

как и двести лет назад.


И. Н. Данилевский

ВВЕДЕНИЕ

Изучая курс истории России в 6 классе, я столкнулось с тем, что до сих пор неизвестно происхождение названия «Русь». Авторы учебника Е.В. Пчелов и П.В. Лукин «История России» коротко привели несколько версий происхождения этого слова, указав на то, что учеными проблема до сих пор не решена. Я решила подробнее изучить все версии, существующие на сегодняшний день, и, возможно, выбрать самую достоверную для меня.

Итак, тема моего исследования – «Происхождение названия «Русь»: история и этимология». Данная тема актуальна, так как позволяет более подробно изучить историю нашей страны, ее возникновение и развитие, что является основным фактором патриотического воспитания моих ровесников. Исследование можно использовать на уроках истории и русского языка в 4-6 классах с целью воспитать патриотический дух, любовь к Родине, интерес к ее истории и языку.

Цель исследования – выбрать самую достоверную, научно-доказанную версию исторического и этимологического происхождения названия «Русь».

Задачи исследования:

отобрать исторические и лингвистические источники для изучения темы

изучить историю появления государства Русь

изучить версии появления названия государства «Русь»

отобрать наиболее достоверные, научно-доказанные версии.

Объект исследования – история Руси.

Предмет исследования – слово «Русь».

Методы исследования:

анализ;

синтез;

классификация;

дедукция;

аналогия.

Гипотеза. Я предполагаю, что наиболее точной версией является та, что прописана в наиболее старых исторических документах и схожа с этимологической (лингвистической) версией.

Работа выполнялась в четыре этапа:

Ноябрь-декабрь – сбор материала, беседы, интервьюирование.

Январь-февраль – анализ исторических и лингвистических источников.

Февраль-март – оформление работы.

Март – защита работы, самоанализ.

В качестве источников для своего исследования я использовала учебники истории России, книги «Великая Русь» Д.С. Лихачева, Г.К. Вагнера и т. д., «Введение христианства на Руси» института философии и АН СССР, Исторические справочники, этимологические словари, Интернет-источники.

Я благодарна за помощь в работе своим учителям истории Исмаиловой Л.В. и русского языка Новоселовой Л.Г., учителю истории гимназии Святителя Василия Великого Кувырталовой Н.М.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Теоретическая часть.

История Руси. Учебники. Справочники.

Чтобы начать исследовать происхождения древнего названия нашей страны, я должна найти более точное понятие Руси и подробно изучить ее историю. В первом полугодии шестого класса по предмету «История» мы проходили эту тему очень подробно и проблем с изучением происхождения и жития Руси не возникло. Кратко опишем возникновение и развитие Руси.

Русь (Русская земля) – название государственно-политического образования восточных славян 9-13 веков. Тогда понятие «Русь» относилось не столько к названию целого государства или народа, сколько к обозначению территорий – земель и княжеств. Термин «Русь» прочно закрепился за северо-восточными территориями бывшего древнерусского государства и стал основой понятия «русские». Уже в начале 12 века под термином «Русская земля» понимались все славянские племена, населявшие восточную Европу.

Слово «Русь» известно с первой половины 9 века. Впервые оно упоминается в 839 году в латинской хронике, где рассказывается о прибывших ко двору императора франков послах, говоривших о том, что их послал народ, который называется «рос». На западе использовались названия Рутения, Руссия. Русь – это название и государства, образовавшегося в это время, и народа, его населявшего.

По данным 11-12 в.в., в состав Русской земли, кроме крупных городов: Киева, Чернигова и Переяславля, входили Вышгород, Белгород, Торческ, Треполь, Богуславль, Корсунь, Канев, Шумск, Тихомль, Выгошев, Гнойница, Бужск. Это были исконные племенные территории полян, части территорий северян и радимичей, возможно, сюда входили некоторые земли уличей и вятичей.

В начале 13 в. названия Русь, Русская земля стали применяться к северо-восточным землям Древнерусского государства: Ростово-Суздальской и Новгородской. После монголо-татарского завоевания 1237-41 г.г. термин "Русь" закрепился за этой территорией, хотя в памятниках 13-14 в.в. он встречается со значением более широким, имеющим в виду все земли, населённые восточными славянами. Уже в 13 веке и позднее, когда связь между различными территориями Древнерусского государства сильно ослабла, появляются новые названия: Белая Русь, Малая Русь, Чёрная Русь, Червонная Русь.

Итак, Русь – обширный этнокультурный регион в Восточной Европе, историческое название восточно-славянских земель. Возникшее на этих территориях влиятельное Древнерусское государство, политический расцвет которого пришелся на 10-11 века, стало основой для формирования единой древнерусской народности, языка, культуры. В 988 году произошло крещение Руси по восточной христианской традиции. Дробление Руси на удельные княжества и произошедшее на этом фоне монгольское нашествие повлекли за собой попадание ее частей под власть внешних центров силы, остановив процессы консолидации и обусловив различное развитие культурных, языковых, а также частично и религиозных традиций. В конце 15 века в Северо-Восточной Руси образовалось независимое единое Русское государство, борьба которого с внешними соперниками за собирание русских земель стала одной из главных определяющих линий политики и истории Восточной Европы на протяжении нескольких столетий.

Таковы современные данные о древнем государстве Русь, которые я нашла в учебниках и справочниках.

«Повесть временных лет». История возникновения и развития русских земель.

Наиболее подробно историю возникновения и развития Руси можно прочитать, конечно, в одном из древних источников «Повести временных лет». Рассказывая об истории Руси, Нестор связывает русскую историю с мировой, придавая ей центральное значение в истории европейских стран. Показать Русскую землю в ряду других держав, доказать, что русский народ не без роду и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться – такова цель составителя Повести. Начиная повествование от «всемирного потопа» и распределения земель между сыновьями Ноя, летопичец останавливается на «полунощных» (северных) и западных странах, которые отошли к Иафету. Обращаясь к истории Вавилонского столпотворения, Нестор отмечает образование славян «от племени» Иафета. Первоначально, утверждает автор, славяне жили по Дунаю. Отсюда и произошло расселение славян, приведшее в дальнейшем к образованию различных славянских племен. Летописец указывает западных славян – мораву и чехов, южных – белых хорватов, сербов и хорутан. Расселение дунайских славян было вызвано нашествием волохов – западных франков – народы монархии Карла Великого. Часть славян ушла на Вислу и прозвалась ляхами (поляками). Некоторые из дунайских славян сели по Днепру и назывались полянами и древлянами («сели в лесе»), дреговичами и полочанами (на реке Полоте). Часть славян села на озере Ильменя и назвалась «своим имянем» славянами, построила Новгород. Затем Нестор указывает место племени северы, после чего заключает: «тако разидеся словеньский язык».

Затем Нестор переходит к географическим сведениям о Русской земле, описывает пути ее связи с иными землями. После легенды о Кие, Щеке и Хоре автор переходит к рассказу о постепенном обособлении русских племен: полян, древлян, дреговичей, словен и полочан. Упоминание точный перечень славянских народов вынуждает Нестора назвать и неславянские , платящие дань русским и входящим в политический союз с Русью. К последним относятся чудь, меря, весь, мурома, мордва, пермь, печора, яммь, литва, зимигола, корсь, нарова, биль. Все эти народы говорят на языках «от колена Афета». Данные сведения вызывают у Нестора воспоминание о тех временах, когда славяне сами были покорены другими народами: болгарами, белыми уграми, печенегами, черными уграми. Цель подобного осмысления одна – народы, угнетавшие славян, ушли, а славяне остались и сами берут дань.

Упомянув радимичей, вятичей, угличей, тиверцев, Нестор переходит к описанию нравов славянских племен, населяющих Русскую землю. Это описание нравов подчинено единой цели – показать, что каждый народ имеет свой «закон» и свой «нрав». Свой обзор автор заканчивает краткой характеристикой главного врага Руси – половцев – и отмечает преимущества христианских нравов, как более высоких. Нестор дает характеристику Руси как цивилизованного государства. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

На этом заканчивается так называемая вводная часть «Повести временных лет», затем следует собственно историческая часть, летописная. Нестор проделал огромную работу по уточнению хронологической последовательности событий летописания от древнейшей вехи – 852 года («Тем же отселе почнем и числа положим»).

Практическая часть.

Существующие сегодня исторические и лингвистические версии о происхождении слова «Русь».

Россия, Русь, Древнерусское государство, Киевская Русь – привычные и родные нашему слуху названия. Но почему русских людей называют «русскими», откуда взялся термин «русь» и что он обозначал? Ученые не пришли к единому мнению до сих пор. В этом разделе я приведу несколько наиболее любопытных версий с разной степенью доказательной базы, которые предлагают историки и лингвисты.

Современная наука не дает единого ответа на вопрос, как появилось слово «Русь». Большинство исследователей отмечает, что первоначально русью назывался народ или племя — по аналогии с племенами чудь, весь, корсь. «Повесть временных лет» в начале 12 века сообщала о событиях 862 года: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы». Под 882 годом в том же источнике указывалось: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев уточнял, что оставалось неясно, прозывались ли русью только «прочие» или все вместе — варяги, славяне и другие.

Многочисленные гипотезы о происхождении слова «Русь» я разделила на следующие группы, взяв наиболее достоверные и доказанные из них:

1. Норманская теория возводит «Русь» к финскому Ruotsi, что значит «Швеция». С 18 века норманисты пытались доказать, что варяги, пришедшие на Русь во главе с Рюриком, дали покоренным племенам свое название. Хотя эта теория находит отражение и у Нестора в «Повести временных лет», современные исследователи эту теорию критикуют, утверждая, что в скандинавских источниках нет упоминаний о подобных событиях. Ученые спорят и о том, кем были варяги. Принято считать, что это скандинавы германского происхождения, однако существует версия, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря и были славянским племенем. Она объясняет слова летописца о варягах, называвшихся «русью» и противопоставленных шведам. Эта версия не отрицает, что русские князья приглашали в наемники скандинавов. О путешествиях на Русь «на заработки» сообщалось и в северогерманских источниках.

2. Вторая теория о происхождении слова «Русь» — индоарийская. Согласно ей, слово имеет индоарийский корень ruksa-/ru(s)sa- («свет, светлый») и «Русь» переводится как «Белая сторона».

3. Третья теория — славянская. Праславянский корень rud-/rus- имеет значение «красный, рыжий». Сторонники этой теории предполагают, что народ получил имя либо по названию реки Рось — правого притока Днепра, — либо по названию города Руса (ныне — Старая Русса). Кроме того, есть мнение, что византийцы называли агрессоров, совершавших периодически набеги на Константинополь, пройдя путь «из варягов в греки», «россами» (то есть «красными» или «рыжими»). Это дало повод для гипотез, что свое прозвище гости из Киевской Руси получили за цвет лица (то ли за румянец, то ли за склонность к обгоранию на южном солнце – неясно). Интересно, что Ибн-Фадлан, встретивший варягов в 922 году, отозвался о них: «Они подобны пальмам, румяны, красны».

4. Кроме этих трех основных версий, существует много лингвистических версий, связанных с расселением славян вдоль рек. Например, знаменитый русский историк 19 века Д. И. Иловайский писал: "Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге". От того же праславянского корня "рус" образовано слово русалка, с древним культом ее связано множество языческих поверий.

Есть версия, что «русь» родственна «руслу» и могла обозначать ложбину, по которой протекает река. Так как восточные славяне селились по рекам, они могли называть себя «речным» народом подобно тому, как бедуины именуют себя «жителями пустынь», а приморские чукчи — «морскими жителями». В. И. Даль зафиксировал в своем словаре много диалектных русских слов, производных от того же исходного корня "рус": руслень - приполок за бортом, за который крепятся ванты; руслина - быстрина, стрежень; руст - "вода идет рустом", это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус - "сказочное чудовище днепровских порогов"; мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме. Главным же путеводным словом для него остается "русло", присущее только русскому языку и образованное от корня "рус" с конечной русской флексией, очень распространенной в нашем языке: вес-ло, ветри-ло, тяг-ло, сус-ло, мы-ло, мас-ло, коромыс-ло, точи-ло и так далее.

В "Авесте", священной книге древних персов, говорится о реке Ranha, где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это река Raha, отделяющая Европу от Азии. Скрупулезным филологическим анализом Ф. Кнауэр доказывает этимологическое тождество этих названий с древним именем Волги - Ра, которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у славян. Таким образом, Ф. Кнауэр считает, что "...имя народа Русь чисто славяно-русского происхождения" и в точной передаче слова означает не что иное, как приволжский народ.

5. В сирийской хронике 6 века упоминался народ hros или hrus, живший в Предкавказье. Имел ли он отношение к русам, доподлинно неизвестно. Византийцы, постоянно контактировавшие с восточными славянами, с IX века упоминали в документах неких росов. В православной Византии это название появилось не от слова «Русь», а из Священного писания, где упоминается воинственный северный народ рош. По-гречески еврейский звук [ш] произносился как [с], и потому библейское племя рош превратилось в росов. Отмечалось также, что имя свое росы получили за внешность, однако древние авторы не поясняли, о каких особенностях внешности шла речь. Но, учитывая корень «красный, рыжий», ученые предположили, что росы были светловолосы и красны лицом. Последнее могло быть последствием пребывания северян на южном солнце.

6. В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» X века впервые встречается слово Rosia — страна росов. Слово быстро вошло в книжный обиход и из греческих церковных книг в конце 14 — начале 15 века попало в русский язык. Уже в 15 веке в русских записях понятия «Русь» и «Росия» (с одной «с») стали употребляться на равных.

2.2.2. Анализ и сопоставление исторических и лингвистических источников.

Для того, чтобы разобраться со значением слова «Русь», я обратилась к этимологическим словарям. В качестве справочника о достоверности этимологических словарей я взяла статью А. М. Четыриной «Сетевые ресурсы по этимологии русского языка: специфика представления лексикографической информации». Наиболее авторитетным она называет «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера, но я изучила и иные предложенные источники. К сожалению, не все найденные мною словари имели словарную статью этого слова. Итак, результаты таковы:

Этимологический словарь Н.М. Шанского. В данном словаре статьи слова «Русь» нет. Но указанные ранее в версии В.И. Даля о родственности «рус» и «русло» словарные статьи «русло» и «русалка» не подтверждают эту связь.

РУСЛО. Этимология не установлена. Не исключено, что того же корня, что диал. руст "ручей", лит. rusnóti "медленно течь". В таком случае русло буквально — "поток".

РУСАЛКА. Искон. Суф. производное от др.-рус. русалия, заимств. из ст.-сл. яз., где оно восходит к ср.-греч. rousalia "праздник Троицы" < лат. rosalia — тж. (исходно — "праздник роз"), суф. образования от rosa (см. роза).

«Этимологический словарь русского языка» Г.А. Крылова. Словарной статьи слова «Русь» нет.

РУЧЕЙ. Образовано от той же основы, что и глагол рычать. Звукоподражательное по происхождению, это существительное первоначально значило - "рокочущий поток".

РУСАЛКА. Общеславянское слово, образованное агрусашя - название языческого весеннего праздника, заимствованное из латинского языка, где находим rosalia. Русалка буквально означает "существо, чествуемое в праздник русалий".

РУСЫЙ. Общеславянское слово, восходящее к основе руд (См. также руда, рдеть); первоначальное сочетание дс упростилось до с.

В. В. Виноградов «История слов». Слово «Русь» отсутствует.

Словарь «Из истории русских слов». Слово «Русь» отсутствует.

Этимологический онлайн-словарь Макса Фасмера.

РУСЬ. род. п. -и, местн. н. на Руси́, ру́сский, др.-русск. Русь (Пов. врем. лет, часто), ср.-греч. οἱ ΏΠῶς = норманы (Томсен, Urspr. 51), араб. Rûs «норманы в Испании и Франции» (IХ в.; см. Томсен, там же, 19, 37; Маркварт, Streifz. 354), ср.-греч. ῥωσιστί «по-скандинавски» (Конст. Багр., Dе adm. imp., гл. 9). В др.-русск. договорах 911 и 944 гг. (Пов. врем. лет) почти все отъ рода русьска посъли имеют сканд. имена. Ср. также фин. Ruotsi «Швеция», Ruotsalainen «швед», эст. Rootś, Rootslane — то же, водск. Rôtsi, лив. Rùo̯t᾽š «Швеция», Rùo̯t᾽šli «швед» (Кеттунен, Liv. Wb. 254, 348) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

РОСЬ. (ж.) — правый приток Днепра (Маштаков, Днепр 53), др.-русск. Ръсь. Вероятно, родственно слову ру́сло. Ср. также о́рша (см.), лит. Rùsnė — название рукава Немана, rusė́ti «медленно течь»; см. Буга, Aist. Stud. 1, 157; Буга у Преобр. II, 225; Лёвенталь, ZONF 6, 81. Ошибочно сближение с Русь у Потебни (Преобр., там же), не связано также с ир. этнонимом ᾽Αορσοί на юге России (Страбон, Птолем.), вопреки Первольфу (AfslPh 7, 603); этот этноним происходит от др.-ир. auruša- «белый», осет. vors — то же; см. Фасмер, Iranier 32; Томашек, Kritik 2, 37; Миллер, ЖМНП, 1886, окт., 235 [Попытку объяснить Ръсь из *Ръдсь, родственного руда, ржа (сюда же гидронимы бассейна Роси — Руда, Рудка, Ржавец) см. у Мошинского, Zasiąg, стр. 176. — Т.]

2.2.3. Выводы.

1. Итак, подробные словарные статьи слов «русь» и «рось» указывают на неродственное их происхождение. Кроме того, родственным этимологически «руслу» и иным «водным названиям» слово «русь» не является, что опровергает версии В.И. Даля, А.Ф. Потебни, М.П. Погодина, Д.И. Иловайского и др.

2. Слово «Русь» во многих источниках, указанных в словарной статье М. Фасмера, связано со шведской, норманской версией происхождения как в прямом, так и в отдаленном указании на близость к скандинавскому образу жизни (боцман, мореход, солдат и т.д.).

Поскольку в словарной статье М. Фасмера упоминалась в качестве источника «Повесть временных лет», я вновь обратилась к этому памятнику с целью найти фрагменты от Нестора по данному вопросу. Что же он пишет? Нестор объясняет название Руси так: русь – варяжское племя – то самое, от которого происходили призванные братья – Рюрик, Синеус, Трувор. Название варяжского племени «русь» передалось и славянским племенам, призвавшим к себе представителей «руси». Поэтому, чтобы избежать противоречий, Нестор вставляет имя Руси в принадлежавшее его предшественнику перечисление племен, населявших север: варяги, свеи, урмане, русь, агняне, галичане, волхва и т.д. Но как избежать возражений, что во времена летописца скандинавский север не знал племени «русь»? Нестор утверждает, что три брата явились на Русь со всем своим племенем: «пояша по себе всю Русь».

Таким образом, Нестор в данном вопросе является норманистом, утверждая норманское происхождение как княжеского рода, так и самого названия государства Русь.

Но читая предыстория возникновения Руси, мы видим, что Нестор старательно утверждает индивидуальность и значительность русского народа. Почему же он дает иностранное объяснение названия страны и княжеский род объясняет иноземным происхождением? Д.С. Лихачев считает, что, опираясь на эту легенду, Нестор служит цели борьбы с междоусобными войнами, утверждая единство и родство княжеского рода, что также служило идее единства Русской земли.

Итак, я считаю наиболее достоверной и доказанной легенду о происхождении слова «русь», связанную с норманским или скандинавским происхождением этого слова. Эту мысль подтверждают еще и вопросы

1. О появлении мечей в русских дружинах, ведь скандинавы не вывозили их и не продавали в другие страны;

2. И близость имен, например, настоящее имя того же Вещего Олега, князя Новгородского, Киевского и Смоленского, было Хелгу, что переводится как «Просвещенный» или «Святой». Киевского князя Игоря Рюриковича на самом деле звали Ингвар или Ингор – по второму имени скандинавского бога Фейри – «Ингви». А его супруга княгиня Ольга носила имя, произносившееся как Елга или Хелгу (русскому слуху ближе имя Хельга). Имя их сына Святослава Игоревича было Свендислейф, что означает «воин, родившийся и выросший среди славян». В некоторых источниках приводится гипотеза о том, что князь Владимир, креститель Руси, скорее всего, был первым из Рюриковичей, кто стал носить славянское имя, означавшее «владеющий миром». Или же существует гипотеза, согласно которой имя Владимир – всего лишь вариация скандинавского имени Валдемар. Возможно, именно Владимир, сын наложницы князя Святослава, ключницы Малуши, стал первым из князей рода Рюрика, кто говорил по-славянски, и первым, в чьих жилах текла славянская кровь.

3. Кроме того, в философских трудах АН СССР по истории введения христианства на Руси утверждается, что при большом количестве версий о происхождении «руси», название это возникает на месте поселения ругов – одного из южнобалтийских племен, известных с начала новой эры. Исторически складывалось так, что в большинстве районов расселения руги смешивались со славянами. Привлекает внимание и название первой построенной Владимиром церкви «Десятинная», т.к. понятие «десятина» связано с Западом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя большую исследовательскую работу по истории и лингвистике, изучив всевозможные исторические и этимологические источники, я пришла к подтверждению своей гипотезы о том, что точной версией является та, что прописана в наиболее старых исторических документах и схожа с этимологической (лингвистической) версией. Такой версией оказалась легенда о скандинавском, или норманском, происхождении названия «Русь». Только опираясь на исторические и этимологические версии одновременно можно прийти к более точным выводам.

К сожалению, данная версия не получила до сих пор окончательного подтверждения о ее правильности и неоспоримости. Но я надеюсь, что современная наука, имея высокие технологии, сможет наконец определиться с этим вопросом, ведь очень важно знать свои корни, свое происхождение, а значит любить свою Родину и гордиться ею.

Анализируя ход работы, я могу утверждать, что все поставленные задачи были решены и я достигла цели работы.

Изучая данный вопрос, я заинтересовалась еще одним близким направлением – историей возникновения христианства на Руси, т.к. история и название самого государства, культура и язык неразделимо связаны с православием. Ведь еще Нестор указывал на более высокие качества христиан-славян по сравнению с иными племенами. Поскольку эти темы звучат неразделимо, я хотела бы в дальнейшем продолжить их изучение. «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм», - А. Блок.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ (на 09.03 2020 г.)

Лихачев Д.С., Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И. и др. Великая Русь. История и художественная культура 10-17 века. Москва/Искусство – 1994

Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до начала 16 века. Москва/Русское слово – 2016

Сухов А.Д. Ведение христианства на Руси. Москва/ Мысль – 1987

Повесть временных лет (в переводе Д.С. Лихачева). http://www.hrono.info/dokum/1000dok/povest1.php

https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/181/chetyrina_181_12_16.pdf

http://www.slovorod.ru/etym-shansky/shan-v.htm

http://rus-yaz.niv.ru/doc/etymologic-dictionary/fc/slovar-208.htm#zag-3244

https://lexicography.online/etymology/vasmer

https://histrf.ru/biblioteka/b/chto-oznachaiet-nazvaniie-rus

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Русь в эпоху «Повести временных лет» (конец 11 века). Карта С.А. Ромашова с привлечением материалов А.К. Зайцева.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

РУСЬ. род. п. -и, местн. н. на Руси́, ру́сский, др.-русск. Русь (Пов. врем. лет, часто), ср.-греч. οἱ ΏΠῶς = норманы (Томсен, Urspr. 51), араб. Rûs «норманы в Испании и Франции» (IХ в.; см. Томсен, там же, 19, 37; Маркварт, Streifz. 354), ср.-греч. ῥωσιστί «по-скандинавски» (Конст. Багр., Dе adm. imp., гл. 9). В др.-русск. договорах 911 и 944 гг. (Пов. врем. лет) почти все отъ рода русьска посъли имеют сканд. имена. Ср. также фин. Ruotsi «Швеция», Ruotsalainen «швед», эст. Rootś, Rootslane — то же, водск. Rôtsi, лив. Rùo̯t᾽š «Швеция», Rùo̯t᾽šli «швед» (Кеттунен, Liv. Wb. 254, 348), далее ср.: Rusios, quos alio nоs nomine Nordmannos арреllаmus (Лиудпранд, Аntароdоsis 1, 11, аналогично в Бертин. анналах под 839 г.; Брюкнер, AfslPh 4, 460) Этот этноним возводится к др.-исл. RóÞsmenn или RóÞskarlar «гребцы, мореходы», которое сближается со шв. Roslagen — названием побережья Упланда; см. Томсен, Urspr. 99; Коллиц, AfslPh 4, 660; Экблом, Rus 6; Маркварт, Ваlt. Мonatsschr. 76, 264 и сл.; Сетэлэ, FUF 13, 444; недавно Ярне, Namn осh bygd 35, 1 и сл. Сокращение ср. фин. рuоsu «боцман» из шв. bå̄tsman, фин. huovi «солдат» из шв. hofman и др. <…> Абсолютно ошибочно сближение с ΏΠᾶ «Волга», авест. Raŋhā, вопреки Кнауэру (IF 31, 67 и сл.; 33, 394 и сл.), последние слова связаны с роса́ (см.); ср. Томсен, SА 1, 342; Розвадовский, RS 6, 275 и сл.; Шёльд, LG 12 и сл. От Русь образовано ср.-лат. Russi, откуда — Russia, Ruscia, Ruzziа (Адам Бременский, Саксон Грамм.). Из последнего могло произойти Русия (Трифон Коробейников, 1584 г., 51; Ив. Пересветов и др.), но ср. Росси́я. Форма Русь аналогична по образованию чудь, пермь и др.; см. Мартель, Мél. Воуеr 270 и сл. Отсюда заим. рум. rus «русский» (Тиктин 3, 1347), тат. urus, казах. orus, чув. vyrys, монг. orus, калм. оrоs (Рамстедт, KWb. 290), ханты ruś-χo, манси ruś, ненецк. lūса, lūsа «русский» (К. Доннер, Festschr. Wichmann 366 и сл.). Через зап.-фин. (карельск. или вепс.) посредство заим. коми rоt᾽śε «русский», удм. d᾽źut᾽š́; см. Миккола, FUF 2, 74 и сл.; Уотила, JSFOu 52, 5; Вихман, FUF 2, 183; Вихм.-Уотила 225. Иначе, но неубедительно, о перм. формах см. у Якобсона (Nachr. d. Gött. Ges. d. Wiss., 1918, 300 и сл.; ZfslPh 6, 74 и сл.). Ошибается в определении возраста формы Русь Погодин (см. ИОРЯС 32, 290) [См. еще Стендер-Петерсен, Varangica, Орхус, 1953, стр. 244 и сл.; Якобсон, IJSLP, 1, 1959, стр. 268. Критику сканд. этимологии и попытку объяснить Русь из гидронимии и топонимии — Руса и т. п. — см. у Отрембского (LР, 8, 1960, стр. 219 и сл.). Примитивно пытается истолковать Русь из первонач. «река, вода» Крапивин (Весцi Акад. навук БССР, 1956, № 3, стр. 53 и сл.). — Т.]

РОСЬ. (ж.) — правый приток Днепра (Маштаков, Днепр 53), др.-русск. Ръсь. Вероятно, родственно слову ру́сло. Ср. также о́рша (см.), лит. Rùsnė — название рукава Немана, rusė́ti «медленно течь»; см. Буга, Aist. Stud. 1, 157; Буга у Преобр. II, 225; Лёвенталь, ZONF 6, 81. Ошибочно сближение с Русь у Потебни (Преобр., там же), не связано также с ир. этнонимом ᾽Αορσοί на юге России (Страбон, Птолем.), вопреки Первольфу (AfslPh 7, 603); этот этноним происходит от др.-ир. auruša- «белый», осет. vors — то же; см. Фасмер, Iranier 32; Томашек, Kritik 2, 37; Миллер, ЖМНП, 1886, окт., 235 [Попытку объяснить Ръсь из *Ръдсь, родственного руда, ржа (сюда же гидронимы бассейна Роси — Руда, Рудка, Ржавец) см. у Мошинского, Zasiąg, стр. 176. — Т.]

9

Просмотров работы: 12