Введение
Хорошая книга-мой спутник и друг.
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
Чтение расширяет кругозор, развивает воображение. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо развитыми речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять ту или иную идею произведения, чтение развивает память, улучшает концентрацию внимания, увеличивает словарный запас и помогает отдохнуть от напряженной современной жизни[1].
Наше исследование связано с чтением поэзии.
Цель работы: выявить любимые стихи обучающихся 3-в класса МОУ «СОШ №55» города Магнитогорска и их родителей посредством изучения содержания поэтических сборников.
Объект исследования: содержание поэтических сборников
Предмет исследования: особенности читательских предпочтений обучающихся 3-в класса МОУ «СОШ №55» города Магнитогорска и их родителей, выявленные на основе содержания поэтических сборников.
Задачи исследования:
Провести анализ литературы по проблеме чтения.
Изучить сборники детской и взрослой поэзии.
Выяснить отношение к поэзии обучающихся и их родителей.
Составить сборник стихотворений писателей о детях и любимых стихов наших семей.
Сочинить собственные стихи.
Методы исследования: анкетирование, анализ, беседа.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей и родителей читательские предпочтения отличаются.
ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЛЬЗЫ ЧТЕНИЯ
1.1 Обоснование проблемы о пользе чтения детьми литературы
Польза чтения несомненна. И в этом нам помогут убедиться следующие доказательства [12]:
Чтение расширяет кругозор. Книги — это кладезь самых разнообразных знаний. Читая, мы начинаем лучше понимать этот мир, людей, события. Саморазвитие и самосовершенствование, история и фантастика, фэнтези и приключения, детективы и юмористические рассказы — друзья, жанров книг огромное количество, и практически в каждом из этих жанров можно найти что-то полезное для себя.
Чтение развивает воображение. Книги позволяют нам оказаться в другом мире или задуматься о том, о чём раньше не думали. Мы заполняем наше воображение тем, о чём пишет автор, визуализируя происходящее в книге. Благодаря регулярному чтению у нас развивается весьма богатое воображение: представить можно что угодно и как угодно. И такая возможность весьма кстати, ведь это значительно повышает уровень креативности и развивает нестандартное мышление.
Чтение помогает общаться с людьми. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо прокаченными речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Читая книги, вы становитесь интересным собеседником.
Чтение делает нас умнее. Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять тут или иную идею произведения. Именно поэтому при регулярном напряжении мозга чтением книг мы становимся умнее и образованнее.
Чтение развивает память. Слежение за ключевыми мыслями и (или) сюжетной линией книги приводит к улучшению памяти. Опять всё просто: память используется — память прокачивается.
Чтение увеличивает словарный запас. Читая, вы зачастую сталкиваетесь со словами, которые не используете в повседневной речи. Тем самым, вы пополняете свой словарный запас.
Чтение делает нас увереннее. Теперь в общении мы можем продемонстрировать глубокое знание предмета, свою образованность, эрудицию в самых разных областях. Благодаря этому мы невольно начинаем вести себя более уверенно и собранно. Кроме того, признание окружающими наших познаний положительно сказывается на самооценке.
Чтение помогает отдохнуть. Техносфера загоняет людей в постоянный стресс, когда даже дома, после работы, человек остаётся напряжён. Чтение книг — это отличный способ расслабиться и хорошо провести время. Более того, чтение книг является замечательным отдыхом.
1.2 Особенности поэтических произведений
Поэзия от греческого— означает творчество, сотворение.
Русская поэзия для детей развивалась на протяжении всей истории человечества. Особенный подъем в развитии детской поэзии наблюдается на рубеже 19-20 веков. Настоящими открывателями детской поэзии становятся К. Чуковский, С. Маршак, которые считали, что детский писатель должен мыслить рисунками. Школу Чуковского и Маршака прошли А.Барто, С.Михалков, Е. Благинина, В. Берестов. Их лучшие традиции продолжили Б. Заходер, Я. Аким, И. Токмакова.
В статье о влиянии литературных произведений на детское восприятие и развитие раскрыта взаимосвязь речи и чтения. К. Чуковский и С. Маршак всегда подчеркивали необыкновенное и неповторимое влияние детской литературы на ребенка: «Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми» [15].
Термин «живое слово» используется также детскими российскими писателями, педагогами: «Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков, в то время как у слова-термина есть только один смысл и никаких оттенков» [С.Я. Маршак, 15]. Органическое единство поэтического содержания и поэтической формы непременное условие художественности произведения и речевой культуры. Благодаря богатству средств выразительности поэзии содержание поэтического произведения воспринимается ярко и образно.
Художественное слово обогащает словарь ребенка, помогает усвоить грамматический строй языка, активизирует воображение детей, учит воспроизводить их образы, события, видеть невидимые предметы и явления. Художественное слово главное средство развития художественной речи детей.
Несомненна роль чтения в умственном развитии детей и их речевых способностей.
Помогает детям ознакомиться с различными жанрами художественной литературы, развить выразительность речи детей, научить пересказу, умению слушать литературные произведения, воспринимать содержание произведения и эмоционально отзываться на них.
Очень важным моментом в чтении является сотрудничество детей с родителями. Ясное понимание того, что чтение способствует духовно-нравственной связи ребенка со взрослым, преодоление дефицита внимания, общения детей и родителей. Это совместная работа души и ума.
Существует понятие ритма и рифмы в стихосложении.
Слово ритм в греческом языке, из которого оно пришло к нам, означает «стройность, соразмерность». Как возникает эта соразмерность? Какое условие необходимо для возникновения ритма? Что общего между биением нашего сердца и движущимся маятником часов; мерным шумом прибоя и стуком колес движущегося поезда?
Ритм - это повторение чего-либо через равные промежутки времени. Именно это повторяемость и создает случайность и соразмерность.
Рифма. Гармония стиха создается совпадением окончаний строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание. Перечитайте еще раз вслух стихотворение А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…». Найдите рифмующиеся строки.
Рифма – это повтор звуков, связывающих окончание двух или более строк.
Например: радость-малость, маленький – удаленький.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
2.1Методы исследования
Мы работали в группе. Для лучшей организации работы мы разделились на две группы: одни ребята отвечали за теоретическую часть, другие - за практическую. Все вместе мы обработали результаты исследований и сформулировали выводы.
В работе были использованы методы: беседы, анкетирования, количественный анализ, опрос.
В исследовании приняли участие обучающиеся 3-в класса МОУ «СОШ №55» и их родители. Итого получилось 30 человек. Результаты мы оформили в виде круговых диаграмм для наглядности, которые приведены ниже.
В Приложении 1 размещена анкета, по которой проводился опрос. Также, в Приложении 2 мы представили обложку нашего сборника любимых стихотворений наших семей. Сборник, в котором собраны любимые стихи писателей о детях, любимые стихи наших семей и стихотворения собственного сочинения.
В Приложении 3 мы представили стихотворение собственного сочинения, в Приложении 4 разместили фото авторов, нашу команду.
Работа была интересная, сложностей не вызвала, в результате мы получили интересный итоговый продукт. Это наш сборник произведений «Большая книга самых лучших стихов»
2.2 Количественный анализ результатов исследования
Наша группа провела анкетирование среди одноклассников и наших родителей.
В Приложении 1 приводится анкета с вопросами для изучения отношения людей к чтению, об их мнении о пользе чтения, есть ли любимые книги, стихи и так далее.
Диаграмма ответов на вопрос «Любите ли вы читать?»
Результаты анкетирования по данному вопросу показали: 27 человек читать любят, оставшиеся 3 человека ответили, что нет.
Диаграмма результатов на вопрос анкеты о том, когда вы читаете, продемонстрировала следующие данные:
Читают для удовольствия, потому что нравится читать - 27 человек из опрошенных. Далее 2 человека ответили, что читать не любят. И 7 человек ответили, что читают, когда есть время. На диаграмме это отмечено цветом.
На вопрос о том, что вы чувствуете от чтения, ответы были самые разнообразные. Мы объединили ответы в шесть групп и получили следующую диаграмму.
Таким образом, в диаграмме мы видим, что радость при чтении испытывают 10 человек, удовольствие - 5 человек, спокойствие - 5 человек, интерес и увлеченность - 4 человека, ничего не испытывают 3 человека, рост IQ и работу мозга 3 человека. Большинство опрошенных человек ответили положительно.
Вывод: чтение развивает кругозор, объединяет людей, помогает им скрасить досуг и испытать положительные эмоции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог нашей работы, мы хотим в заключении привести список самых любимых стихотворений и произведений наших респондентов (участников исследования).
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», письмо Онегина к Татьяне.
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
М.Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной»
С.Есенин «Отговорила роща золотая»
И.Крылов «Ворона и лисица»
С.Маршак «Кот и лодыри»
Стихи Р.Рождественского
А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане..», «У Лукоморья…»
П. Ершов «Конек-горбунек»
Стихи Анны Кулик
А.Блок «Стихи о прекрасной даме»
В.Берестов стихи.
Поэзия С.Есенина
Произведения У. Шекспира
М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
А. Барто «Сонечка
Стихи К.Чуковского
Стихи С.Михалкова
В.Брюсов «Первый снег»
Стихи Е.Благининой
Стихи С.Маршака
Мы также составили свой список любимых стихотворений, стихов писателей о детях и попробовали сочинить сами. В итоге продуктом нашей работы стал «Сборник самых лучших стихов».
В Сборник наших любимых стихотворений (наших мам и пап) вошли стихи русских и зарубежных поэтов, писателей, классиков: А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Барто, В.Берестова, У.Шекспира, А.Блока, С.Есенина и другие.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей и родителей читательские предпочтения не отличаются. Есть такие стихи, которые интересны нам и нашим родителям. Мы опровергли свою гипотезу. Поэзия помогает нам в трудную минуту, отражает наше настроение, эмоции, переживания. На языке стихов можно красиво выразить свои чувства, описать свое внутренне состояние, помочь другу.
Итак, в заключении хотим привести слова Ф.Бэкона, которые отвечают на вопрос, поставленный в начале нашей работы: а стоит ли читать?
«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать»[3].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
100 лучших стихов и сказок. - М.: Росмэн, 2015. - 240 c.
100 самых известных стихов и рассказов о любви и дружбе. Хрестоматия. - М.: АСТ, 2016. - 416 c.
Белов, Н. В. Хрестоматия по литературе. 5-7 класс. Книга 1 / Н.В. Белов. - М.: Харвест, 2008. - 512 c.
Большая книга сказок и стихов в рисунках В. Сутеева. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2008. - 496 c.
Дмитриева, В.Г. Стихи и песенки для самых умных малышей / В.Г. Дмитриева. - М.: Астрель, 2009. - 821 с.
Журавель, И. А. Представь невозможное, или Путешествие в сказку. 1 класс. Книга 4 / И.А. Журавель. - М.: Ранок, 2012. - 24 c.
История Рождества. Стихи, открытки, поздравления. Альбом для семейного чтения. - М.: Рипол Классик, 2014. - 40 c.
Лесные забавы. - М.: Адонис, ЯБЛОКО, 2010. - 299 c.
Любимые стихи и песни о Родине / С.В. Михалков и др. - М.: АСТ, 2016. – 80 c.
Моя первая книга стихов. - М.: Стольный град, 2015. - 114 c.
Мы из Игарки. - М.: Красноярское книжное издательство, 1988. – 224с.
Новогодние чудеса. - М.: Machaon, 2008. - 80 c.
https://zen.yandex.ru/media/id/5d80b26f3d873600ad670ed4/5e34d388f5f9695471f10ab8
https://poleznii-site.ru/dom/byt/v-chem-polza-chteniya-vliyanie-knig-na-cheloveka.html
https://sherbakova.com/o-polze-chteniya-knig/
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-literaturnyh-proizvedeniy-na-razvitie-hudozhestvennoy-rechi-doshkolnika
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
1.Любите ли вы читать?
а) да
б) нет
2. Когда вы читаете?
а) когда есть время и нечем заняться;
б) заставляют;
в) для удовольствия, потому что нравится.
3. Что вы чувствуете от чтения?
4.Самое любимое ваше стихотворение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обложка сборника
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Стихи собственного сочинения
Стихи собственного сочинения
Трубицин Клим
Я с утра сижу один, делаю уроки.
Мне бы в мячик поиграть,
Лень кругом и скука.
Скоро все закончится.
Встречу я друзей.
Жизнь у всех наладится
И станет веселей.
***
Бусыгин Иван
Мои любимые друзья!
Передаю привет вам я!
Жду нашей с вами встречи.
Дома заняться нечем.
Хоть делаю уроки я
По вам скучаю все же.
Увидеть вас мечтаю.
Ох, кто же нам поможет!?
***
Шуралева Лиза
-Ваня, потерпи немножко.
Посмотри скорей в окошко!
Там уже весна пришла,
Солнце, радость принесла.
***
Лорман Вероника
У меня расцвел цветок,
Распустились почки
На деревьях за окном.
Скоро уж денечки
Летние придут.
И пойдем гулять мы дружно
Лишь сигнал дадут.
Санцакова Вероника
Да, карантин закончится.
Встретимся все вновь.
Все у нас получится!
Верьте в дружбу и любовь!
Сусликов Юрий
Мы стихи вам сочинили.
Хорошо ли, плохо ли.
Вы нас строго не судите,
Лучше нам похлопайте!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Авторы стихов сборника «Большая книга самых лучших стихов»
Фото детей с последней страницы сборника