Возвращение интереса к произведениям Лидии Чарской у современных подростков.

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Возвращение интереса к произведениям Лидии Чарской у современных подростков.

Ляпкина А.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа №3 имени И.А.Флерова"
Чугай И.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа №3 имени И.А.Флерова"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В своём проекте я хочу рассмотреть читательскую судьбу книг чрезвычайно популярной в начале ХХ века детской писательницы Чарской. Выбор темы моей исследовательской работы не случаен. Лидия Алексеевна - одна из самых любимых мною писательниц. Мне нравится её манера написания, простой литературный язык, трогательные сюжеты. В моей домашней библиотеке очень много книг, написанных Лидией Алексеевной. Почти всё свободное время я провожу за их прочтением.

Изучая биографию Чарской, я узнала, что критики начала прошлого века нелестно отзывались о ее произведениях, несмотря на огромную популярность и любовь среди детей. В итоге её книги оказались под запретом.

Мне стало интересно, насколько популярны произведения Чарской среди современных подростков? Произошло ли возвращение интереса к её книгам? Чему учат произведения Чарской, и нужно ли их читать современным школьникам? Я решила разобраться в этих вопросах и приступила к работе над проектом.

В России много переменилось за сто лет, прошедших после появления первых книг Лидии Чарской. Произошла смена эпох, поколений, идеологий, но детские характеры, детские конфликты, переживания и проблемы остались прежними, а значит, произведения Чарской должны быть близки и понятны и современным подросткам.

Я считаю, что актуальность моего исследования продиктована необходимостью обратить внимание подростков на литературно-художественные произведения Лидии Алексеевны Чарской. В наше время, в век новых технологий, только книги помогают всем нам не забывать о том, что живы ещё чувства сострадания, любви к Родине, к людям, нас окружающим. Произведения Чарской наполнены добром, любовью, состраданием, поэтому современным подросткам необходимо читать книги этой писательницы, черпая из них всё самое лучшее и светлое.

Моя гипотеза заключается в том, что и в наши дни произведения Лидии Алексеевны Чарской популярны и любимы современными подростками.

Проблема проекта: Почему не пропал интерес к произведениям Лидии Чарской? В чем секрет популярности её книг в наши дни?

Предмет исследования – возвращение интереса к произведениям Лидии Чарской и причины популярности её книг среди современных подростков.

Практическая значимость моей работы состоит в том, что собранный материал может быть использован на классных часах, тематических конференциях, викторинах; готовый материал будет предоставлен в школьную библиотеку в виде буклета.

Основная часть.

Из биографии Лидии Чарской.

Нам не очень много известно о жизни Лидии Алексеевны Чарской. Даже дата рождения писательницы не совсем точна. Официально считается, что Чарская родилась 19 января 1875 года. Настоящая фамилия Чарской — Воронова. Она родилась в семье военного инженера полковника Алексея Александровича Воронова, очень рано лишилась матери. После того, как отец вторично женился, Лиду Воронову в 1886 г. отвезли в Петербург, где поместили в закрытое учебное заведение для девочек-дворянок — Павловский институт. Здесь она увлеклась чтением и сочинительством. С 10-ти лет Лида писала стихи, с 15-ти начала вести дневник. Постепенно литературный труд превращается в насущную осознанную потребность, которая стала впоследствии делом всей её жизни.

После окончания института Лидия вышла замуж за офицера Б. Чурилова, но совместная жизнь продолжалась недолго. Оставшись с ребенком, Чарская решает начать самостоятельную жизнь и поступает учиться на театрально-драматические курсы. В 1898 году её приняли на единственное вакантное женское место в Санкт-Петербургский Императорский театр (ныне Александринский), где она проработала до 1924 года под псевдонимом Л. Чарская. Псевдоним «Чарская» был взят из «Египетских ночей» Пушкина. Этим псевдонимом Чарская подписывала и свои книги. Театральная жизнь складывалась далеко не блестяще.

К литературной деятельности Лидию Алексеевну подтолкнуло нехватка средств, Чарская в одиночку растила сына Юрия.

В 1924 г. Л. Чарская ушла из театра и жила на скромную актёрскую пенсию, последние годы провела в нужде.

Умерла Лидия Алексеевна в Ленинграде в 1937 году и была похоронена на Смоленском кладбище. По другим данным в Адлере и похоронена на Старом Адлерском кладбище. (Приложение 1)

Творчество Чарской.

В 1901 году в журнале «Задушевное слово»1 была напечатана первая повесть Чарской «Записки институтки». Основой первой повести стал институтский дневник Лидии. В те времена существовала традиция, многие девочки вели дневники. И эта первая книжка принесла ей неожиданно большой успех. С этого времени жизнь девочек в закрытых учебных заведениях стала основной темой произведений Лидии Чарской, хотя есть в ее творчестве и другие темы. Она известна как автор исторических повестей "Паж цесаревны", "Грозная дружина", "Царский гнев", "Евфимия Старицкая", "Так велела царица", "Газават".

Примерно за двадцать лет Чарская создала более трехсот произведений, среди которых были повести, романы, сказки и стихи. С ними к ней пришёл неслыханный успех. Она стала безраздельным кумиром юного читателя. Сотни писем с благодарностью от детей и родителей шли к Лидии Алексеевне.

Произведения Л. Чарской разлетались по всей необъятной России, порой пересекая её границы, появляясь то в Чехии, то в Германии, то в Англии, то во Франции. Её книги переводились на английский, французский, немецкий, чешский и другие европейские языки.

[1] «Задушевное слово» — еженедельный журнал для детей. Издание было основано одним из крупнейших российских издателей и книготорговцев второй половины XIX века — М.О. Вольфом. Журнал выходил на протяжении почти тридцати лет (1876-1917/18?) с небольшим трёхлетним перерывом. Первоначально издавалось четыре варианта журнала. Но с 1878 года осталось только два — для детей младшего и старшего возраста. В журнале печатались такие известные авторы того времени, как Л.Чарская, К.Лукашевич, Т.Щепкина-Куперник, А.Пчельникова.

В 1910 году была учреждена стипендия для гимназистов её имени.

Произведения Чарской регулярно публиковались почти во всех детских журналах и других периодических изданиях того времени.

Несмотря на огромную любовь и признательность читателей, творческая жизнь Чарской завершилась в 1917 году. Её имя попало в списки запрещённых авторов, её произведения считались «буржуазно-мещанскими», сентиментальными. Они воспринимались новой идеологией как "не соответствующие идейным и педагогическим требованиям", ведь в её книгах описан тот мир, который был до основания разрушен революцией. Чарскую перестали печатать, издания её книг изъяли из библиотек и уничтожили.

Секрет популярности.

Журнал «Русская школа»1 в девятом номере за 1911 год сообщал: «В восьми женских гимназиях (I, II и IV классы) в сочинении, заданном учительницей на тему «Любимая книга», девочки почти единогласно указали произведения Чарской». В анкете, сделанной в одной детской библиотеке, на вопрос, чем не нравится библиотека, был получен ответ: «Нет книг Чарской». Популярность Лидии Чарской среди маленьких читательниц дореволюционной России была невероятной.

Чарская писала детские книги, основываясь на своем личном опыте и происходящих с ней нелегких жизненных ситуациях. Ее сказки и повести, написанные простым и легким языком, обладают магическими качествами, которые притягивают читателя.

Она стала буквально властительницей сердец нескольких поколений русских детей. Особенным успехом пользовалась книга «Княжна Джаваха».

Тысячи поклонниц этой книги приходили к Новодевичьему монастырю, чтобы поклониться могиле Нины, уверенные, что это реальная девочка, существовавшая на самом деле.

[1] «Русская школа» — российский общепедагогический журнал для школы и семьи. Впервые вышло в свет в январе 1890г. Первым издателем и редактором был российский педагог и историк Яков Григорьевич Гуревич. Издавался по 1917г.

Нелегкие воспоминания, пережитые Чарской в детстве, помогали писательнице создавать убедительные образы детей и подростков. Она точно улавливала дух времени. Конец 19 начало 20 веков – это время тяжелых испытаний для большинства детей, многие из них оказались в сложной жизненной ситуации, оставшись без попечения родителей. Поэтому тема сиротства и одиночества в её книгах были так близки юным читателям того времени. Книги давали им надежду и способность верить в счастливое будущее

для себя, своих близких и друзей. Практически все книги писательницы имели счастливый конец. Читатель верил, что с попавшим в беду человеком все будет хорошо, рядом обязательно окажутся верные, любящие друзья, близкие и они помогут, поделятся куском хлеба. Чарская описывала жизни героев с необычными поворотами. Кажется, жизнь вот-вот оборвётся, но вера в Бога спасает от смерти и дарит надежду.

Чарская писала в основном для детей, поэтому героями её книг и становились сами дети, сюжетом была их жизнь в школах, институтах благородных девиц, в богатых загородных усадьбах и бедных крестьянских домах, их учеба, работа и проблемы. С одной стороны – привычное течение жизни, а с другой – какие-то неожиданные, даже неординарные события, внезапно врывающиеся в будни этих детей. И читающим представлялась эта необыкновенная жизнь, которая может вдруг заменить привычный уклад их собственной жизни. Они примеряли её на себя и на миг оказывались рядом с героями. Вот и почти весь секрет писательского успеха, люди любят читать о себе или о ком-то похожем. Поэтому-то и читали её повести запоем, восторгались без меры, восхищались, как только могли восхищаться люди начала 20-го века. Чарская писала с предельной честностью и искренностью. Доверие к рассказчику дорогого стоит. Но всей тайны её популярности - огромной, небывалой - не разгадал никто. Хотя стоит ли это делать?

Всех героев, о которых писала Чарская, объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие – те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается и в наше время. В своих произведениях писательница учит детей составлять мнение о человеке по его душевным качествам, а не по тому, богат он или беден, успешен или не очень. Такие уроки особенно актуальны в наши дни. Современные подростки тоже из разных семей, и человеческие качества их также формируются в непростых условиях современной жизни.

Секрет Чарской, прежде всего, в уважении к ребёнку, в понимании его психологии. Мне кажется, что интерес к ней вызван тем, что в какой-то момент времени подросток испытывает дефицит возвышенных чувств и даже героических поступков. Он хочет видеть мир лучше, чем тот, который его окружает. И Чарская предоставляет ему такую возможность. Она сумела предугадать многое из того, что и сегодня волнует детей и подростков.

Сегодня её книги стали как-то неожиданно современны. Её с восторгами обсуждают, ей посвящают стихи, на могилу приносят не только цветы, но и мягкие игрушки, говорят спасибо. Вот так восхищаются люди начала 21-го века. Вот такое оригинальное возрождение произошло с произведениями Лидии Чарской. Появившись сейчас вновь, её книги доказывают свою необходимость детям и подросткам. Чувства, переживания, тревоги, эмоции людей далёкого нам начала 20-го века знакомы и нам. Ситуации, в которых герои сталкиваются с нравственными проблемами, с необходимостью выбора, похожие ситуации возникают и в наши дни. Прочитывая и продумывая их, примеряя на себя, может быть, и воспитывается современный читатель?

Возникает вопрос: насколько интересно читать произведения Чарской современному читателю? Могу сказать, как искренний поклонник её творчества, – интересно. Для меня это практически те же проблемы, что возникали перед детьми того времени: проблемы дружбы, взаимоотношения со сверстниками, с педагогами, с коллективом. Это проблемы определения своего места в жизни, отношения к богатым и могущественным людям, проблемы выбора идеалов. Как и прежде, перед подростками возникает вопрос: ради чего жить — ради карьеры, денег или ради любви и дружбы, ради осуществления своей мечты? Книги Л.Чарской и перед современным подростком открывают истинную глубину чувств, подсказывая решения жизненных неурядиц.

Критика и запрет книг Чарской.

Лидии Чарской не повезло с критикой в свой адрес, не захотевшей ее понять. Резко критические оценки нарастали как бы пропорционально ее успеху у юных читателей. Столь огромная популярность Чарской вызывала недоумение.

Во многих журналах начала XX века («Детская литература», «Вестник литературы», «Русская школа», «Новости детской литературы») можно обнаружить широкую дискуссию о творчестве писательницы, найти различные высказывания, среди которых преобладают нелестные и даже уничижительные статьи в адрес Чарской. Многим критикам не нравилось то, что дети её обожают.

Известный в те годы педагог и историк детской литературы Н. В. Чехов писал: «Если считать наиболее популярным писателем того, чьи сочинения расходятся в наибольшем числе экземпляров, то самым популярным должна быть признана в настоящее время г-жа Л. Чарская. Сочинения её всецело принадлежат к романтическому направлению: главный интерес их в занимательности рассказа, необычайных приключениях и выдающихся характерах героев и героинь». [1]

В самый разгар славы писательницы появилась статья К. Чуковского «Лидия Чарская» 1912 года, написанная в самом уничижительном тоне. Автор статьи увидел в книгах Чарской лишь «фабрику ужасов», «механически изготавливаются по одним и тем же моделям «все те же ужасы, те же истерики, те же катастрофы и обмороки» и на каждой странице «истертые слова, истертые образы, застарелые привычные эффекты». [2]

Сентиментальность, наивность книг Чарской, бесконечно повторяемые приёмы и образы, неряшливый язык – всё это и некоторые другие оплошности позволили молодому тогда критику К. И. Чуковскому назвать обожаемую и боготворимую писательницу «гением пошлости». Казалось, каждое слово в этой статье попадало точно в цель, разило наповал. Но только не Чарскую. Удары не доставали, а может быть, просто не волновали писательницу. Особенно едко и зло критикует К. Чуковский институток — девочек, обучающихся в закрытых учебных заведениях. «Она стихами и прозой любит воспевать институт, это гнездилище мерзости, застенок для калечения детской души», и «только Чарская может с умилением рассказывать, как в каких-то отвратительных клетках взращивают ненужных для жизни, запуганных, суеверных, жадных, сладострастно-мечтательных, сюсюкающих, лживых истеричек». [2]

Действительно, в её книгах можно было заметить следы торопливости, повторы, сходные сюжетные схемы, языковую безвкусицу. Но это никак не составляло главную суть произведений Чарской.

Статья К. Чуковского, однако, сыграла впоследствии роковую роль в судьбе писательницы. За Чарской все больше закреплялись определения «бульварная, мещанская, пошло-сентиментальная».

По мнению В. Шкловского, книги Чарской были «пищей карликов», которая, в отличие от настоящей литературы — «пищи богов», тормозила развитие юного человека. [3]

Однако, несмотря на все попытки запретить произведения Чарской, дети продолжали читать её книги. Любовь к Чарской среди читателей существовала ещё долго. Отвечая Горькому, обратившемуся в начале 30-х годов через газету к ребятам с вопросом, какие книги они читают и какие хотели бы почитать, многие из них назвали Чарскую и объяснили, что любят её «за удаль, за горцев, за сверкание шашки и вороных коней»

Уже в 1930-е Маршак заметил: «„Убить“ Чарскую, несмотря на ее мнимую хрупкость и воздушность, было не так легко. Ведь она до сих пор продолжает жить в детской среде, хотя и на подпольном положении». [4]

Официальный запрет, жёсткая критика в её адрес и время сделали свое дело, и после Великой Отечественной войны для нескольких поколений людей, выросших при советской власти, книги Чарской оказались недоступны, и уже мало кто помнил её имя.

Литературовед В. Б. Шкловский, плохо отзывавшийся об этой писательнице (в его статье 1932 года «О пище богов и о книгах Чарской» произведения её назывались «пищей для карликов»), в 1966 году всё же отметил, что она была талантливой, ведь «без таланта нельзя овладеть интересами целых поколений».

Глава 2. Исследование.

Для того чтобы узнать, интересны ли произведения Чарской современным подросткам, состоялось ли возвращение её книг к современному читателю, я приступила к исследовательской части своего проекта.

2.1. Мнение наших современников о Чарской.

Ещё совсем недавно о творчестве Лидии Алексеевне Чарской мало кто знал. Однако в 90-е годы ХХ века в России стали вспоминать о замечательной детской писательнице.

Мне стало интересно, что пишут про Лидию Чарскую наши современники. В Интернете я нашла много статей по данной теме.

Критики и историки литературы конца ХХ – начала ХХІ века, заново прочитав произведения Лидии Чарской, попытались сформировать более объективное мнение о её творчестве. Вспомнила с благодарностью о Чарской Вера Панова. Воздаёт должное писательнице Б. Васильев. Больше всего он благодарен ей за те незабываемые эмоциональные уроки любви к родной истории, которые он получил из её исторических повестей, в том числе из «Княжны Джавахи». Известный писатель Леонид Пантелеев: «А я свидетельствую: любил, люблю, благодарен за всё, что она мне дала как человеку и, следовательно, как писателю тоже». Военная поэтесса Юлия Друнина, Борис Пастернак высоко оценивают простой и прозрачный язык писательницы.

Литературовед, доктор филологических наук профессор Евгения Путиловаотмечает, что «о чём бы не писала Чарская, она всегда и во всём стремилась вызвать добрые чувства у юных читателей, поддерживать их интерес к окружающему, будить любовь к добру и истине, сострадание к бедным, священное пламя любви к родине». [5]

«Сегодня, перечитывая повести Чарской, мы замечаем, что она и тогда сумела угадать многое, что волнует подростков сегодня. Достаточно назвать ее повесть «Некрасивая», где героиня одна идет против всего класса, чтобы мы вспомнили, например, повесть В. Железникова «Чучело» и др. Книги Чарской населяют много характеров сильных, справедливых, отчаянных». [6].

Ольга Голосова, главный редактор издательства «Лепта Книга», в котором издаются произведения Лидии Чарской, о её творчестве: «В книгах Чарской есть целомудрие, верность, первая любовь, переживания и муки юной души на распутье перед дорогой в жизнь. Там есть чувства и эмоции, которые благородны и красивы - а это то, чего так мучительно жаждет душа человеческая. Книги Чарской открывают перед подростками истинную красоту мира, глубину чувств, широту горизонта, вместе с тем подсказывая решения в жизненных конфликтах». «Никто до нее в русской литературе так проникновенно не говорил с детьми и подростками, никто не говорил и после — включая советских классиков, так как их произведения невольно несли в себе груз идеологии большевизма и пропаганды бесконечных мировых революций. Мало кто с такой убедительностью, любовью и пониманием говорит с подростками о личной вере, о первой любви, о жажде подвига. И за это ей вечная от нас память и благодарность». [7].

Светлана Коваленко - советский и российский литературовед в своей статье о Чарской писала: «Юные души доверчивы, и это влечет их к Чарской. Пусть наши дети, живущие в дни социальных потрясений, не фантастических, а реальных космических полетов, телемостов с Америкой и прочих чудес современного мира, получат возможность прочесть и Лидию Чарскую - "добрую, щедрую, хорошо воспитанную». [8]

«Чувство гордости за Россию живёт в сердце её героинь, занимательность сюжета, сложные и рискованные ситуации на грани жизни и смерти, хорошая русская речь». [8]

Писатель В. А. Приходько, высоко оценивавший творчество Чарской, писал, что одной из её задач было стремление пробудить сострадание, дабы, формируя душу, в конечном счёте «помочь личности выйти на дорогу разума, добра, справедливости». «Удивителен процесс возвращения, воскрешения, второго рождения многих произведений и даже целых пластов отечественной культуры: свободная волна общественного интереса вызывает к жизни все новые имена, что были когда-то изъяты из обихода, вычеркнуты грубыми руками временщиков, присвоивших себе право решать от лица истории». «Среди этих имен — Чарская». Писал в своей статье Владимир Приходько "Лидия Чарская: Второе рождение" [9]

Несомненно, современные литературоведы и критики иначе взглянули на творчество Чарской и достойно оценили её книги. Они увидели в её произведениях много положительного и так необходимого современному читателю, в особенности подрастающему поколению.

2.2. Анкетирование.   

С целью выяснить популярность Чарской среди моих сверстников, мною было проведено анкетирование шестиклассников школы № 3. В анкетировании участвовало 110 учеников. Вопросы анкеты и полученные ответы я занесла в таблицу. (табл 1, приложение 2)

Оказалось, что всем шестиклассникам имя Чарской известно, из них 65 читают её книги, а для 37 школьников, книги этой писательницы являются самыми любимыми для чтения в свободное время. Результат анкетирования показал, что произведения Чарской популярны и любимы современными школьниками.

2.3. Опрос.

Я провела опрос тех ребят, которые увлекаются чтением книг Чарской. Задавала им вопросы и получала следующие ответы.

На вопрос: «Что привлекает Вас в книгах Чарской?» были получены следующие ответы: «необычные эмоции и чувства, которые испытываешь при прочтении книг, сострадание, переживание за героев, сочувствие».

Эти же признаки подростки выделяют при ответе на вопрос: «В чем, по-вашему, причины популярности её книг?», и добавляют следующее: «Чарская писала для детей и о детях, об их проблемах и переживаниях».

На вопрос: «Чему учат книги Чарской?» Ответы были в основном такие: «Не унывать перед трудностями, находить в себе силы преодолевать сложные жизненные ситуации, противостоять невзгодам, её книги учат жизни, добру и любви к окружающим нас людям».

Анализ результатов анкетирования и опроса показал, что большинство детей, учащихся в нашей школе, знакомы с творчеством Чарской, многие с удовольствием читают её произведения.

2.4. Интервью со школьным библиотекарем.

С целью подтверждения моих предположений о популярности книг Лидии Чарской я посетила школьную библиотеку. Меня интересовали следующие вопросы:

1. Есть ли в библиотеке книги Чарской?

2. Как часто школьники спрашивают её книги?

Библиотекарь мне ответила, что книги данной писательницы пользуются огромной популярностью. В ассортименте библиотеки имеется около 25 –ти её произведений, и все они практически всегда находятся на руках школьников. Самыми популярными и часто спрашиваемыми, с её слов, оказались «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка» и «Южаночка». В основном книги данного автора спрашивают девочки. А ещё она призналась, что и сама любит читать книги Чарской.

Вывод

Проанализировав мнения современных критиков о творчестве Чарской, оценив результаты анкетирования, опроса учеников школы, интервью с библиотекарем, я пришла к выводу, что в наши дни интерес к Чарской возрождается.

В ходе моего исследования было доказано, что спустя почти сто лет произведения Чарской не утратили своей актуальности и привлекательности. Популярность произведений Лидии Чарской в начале XXI века является неоспоримым фактом. Читая её книги сегодня, подростки, с волнением следят за приключениями героев, переживают, негодуют, плачут. Ведь у современных подростков те же проблемы, что были и сто лет тому назад.

Заключение

Сегодня интересно по-новому взглянуть на наследие этой писательницы, определить её вклад в отечественную культуру. Литературоведческая наука, обладая историческим великодушием, позволила вернуть творчество Л. Чарской в русскую культуру и читателю. Прошли десятилетия, и Лидия Алексеевна вернулась к нам, чтобы жить в читательских сердцах. Книги её стали выходить большими тиражами, они прочно прописались на полках книжных магазинов. Чарская включена в школьную программу. Её произведения экранизируют, в 2003 году снят сериал «Сибирочка». Чарскую ставят на театральной сцене - спектакль «Аничков мост» по мотивам Чарской в московском Театре Луны. О популярности писательницы в наши дни свидетельствует существование Интернет-сообщества почитателей ее творчества и подборки произведений на других электронных библиоресурсах.

Произведения Чарской понятны и близки современным школьникам, ведь они привлекали и привлекают не только приключениями, но и своей внутренней энергией, драматизмом и эмоциональностью. Сегодняшнему читателю они интересны и реалиями прошлого, и описанием той, ушедшей от нас жизни. Книги Чарской, наполненные светом и добром, просто необходимо читать детям и подросткам, от этого зависит наше мировоззрение, восприятие жизни, формирование собственного отношения к тем или иным ситуациям.  Действительно, Чарская уловила главное — потребность читателя в романтике, в победе правды и справедливости.

Итак, Чарская вернулась в наш литературный быт. Обожаемая Лидия Алексеевна, соперничавшая по популярности с Пушкиным и Толстым, любимица нескольких поколений детей, — и та, которую критики откровенно называли «бульварной», чьи книги изымались из библиотек, любовь к которой считалась признаком дурного вкуса,— ОНА ВЕРНУЛАСЬ.

Список используемых источников.

1. "Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://beta.diary.ru/~charskaya/p58279261.htm?oam Дата обращения: 14.11.2019.

2. Православная энциклопедия «Азбука веры» «Лидия Чарская» – К.И. Чуковский [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://azbyka.ru /fiction/lidiya-charskaya/ Дата обращения: 14.11.2019.

3. В. Шкловский «О пище богов и о Чарской» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://charskaya.diary.ru/p190978315.htm?oam. Дата обращения 15.01.19.

4. Сайт С.Я. Маршака [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://s-marshak.ru/works/prose/prose06.htm Дата обращения 15.11.2019

5. Вступительная статья к книге Чарской издательства «Детская литература» 1991 года. Е. Путилова. Лидия Чарская и ее книги. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.diary.ru/~charskaya/p58553914.htm?oam Дата обращения 15.11.2019

6. Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН статья Е.О. Путиловой о Чарской [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=RXr8ipQOCjk%3D&tabid=10547 Дата обращения 15.11.2019

7. Православие и мир «За что ненавидели Чарскую, или зачем современным детям дореволюционная проза» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/za-chto-nenavideli-charskuyu-ili-zachem-sovremennym-detyam-dorevolyucionnaya-proza-foto/Дата обращения 15.11.2019

8. Электронная библиотека Феномен Лидии Чарской

Коваленко Светлана [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.ru/TALES/CHARSKAYA/fenomen.txt Дата обращения 15.11.2019

9. Электронная библиотека Владимир Приходько Лидия Чарская: второе рождение [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e-libra.ru/read/373343-lidiya-charskaya-vtoroe-rozhdenie.html Дата обращения: 16.11.2019.

Приложение 1

В ходе работы над проектом, в Интернете, на одном из сайтов, посвященных Лидии Алексеевны Чарской, я нашла информацию, о том, что последние годы своей жизни она провела у родственников на Кавказе. Весной 1937 года Чарская умерла и была похоронена в г. Сочи Адлерского района. Её могила заброшена и мало кто знает о существовании этого места, так как официальным местом захоронения считается Смоленское кладбище в С-Петербурге.

В этом года я собираюсь поехать в город Адлер и найти место захоронения Лидии Чарской.

Целью моего визита станет сбор информации, подтверждающий тот факт, что в том месте действительно захоронена Лидия Чарская.

Я собираюсь продолжить исследовательскую деятельность, посвященную писательнице Лидии Алексеевне Чарской.

Приложение 2

Таблица 1

Результаты анкетирования

Знакомо ли Вам имя Лидии Чарской?

Читаете ли Вы книги Лидии Чарской?

Являются ли для Вас книги Чарской самыми любимыми?

 

Да

нет

да

нет

да

нет

 

110

0

63

47

37

26

Просмотров работы: 16