В чем секрет удивительного обаяния поэтических образов кузбасских поэтов

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

В чем секрет удивительного обаяния поэтических образов кузбасских поэтов

Ложкина А.С. 1
1МБОУ "СОШ № 19"
Уфимцева И.В. 1
1МБОУ "СОШ №19"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Обоснование актуальности.

Родина. Малая родина. Поэты о России.В преддвериипразднования 100-летия со дня образования города Кемерова мы получили задание узнать как можно больше информации об этом событии, о кузбасских поэтах. Но за строгим и сухим словом «информация» стоят человеческие судьбы поэтов, их отношение к малой родине. Кто эти люди, какова их гражданская позиция, через призму чего они воспринимают малую родину?

Вот тот круг вопросов, который первоначально будоражил мое воображение.

Первым моим наблюдением стало то, что для настоящего поэта любовь к родине органична, без нее он не существует.

Хочу отметить, что в стихотворениях кузбасских поэтов особенно остро звучит тема отношений между человеком и природой. В ее защите от экологической опасности видят поэты свое предназначение. Поредевшие леса, уходящая под натиском прогресса тайга – боль многих кузбасских поэтов.

«А покорить тайгу нетрудно», - говорится в первой строчке стихотворения Павла Майского. Но это не радость от ее покорения, а тоска по цветущей клубнике, по жизни зверей. Именно таким поворотом трогает за душу концовка стихотворения «А покорить тайгу нетрудно»:

И по ночам сквозь ельник редкий

Из голубых таежных стран,

Как призрак на могилу предков,

Приходит лось на котлован.

Свою творческую установку поэтМихаил Александрович Небогатов

изложил в стихотворении " Нестареющая, вечная

красота земли родной ". Жить в согласии с природным ритмом - вот установка Михаила Небогатова как поэта, его поэзия жизнеутверждающая, солнцеликая. В основе ее - любовь ко всему доброму и красивому на земле:

Нестареющая, вечная

Красота земли родной-

Голубая даль заречная

С луговою тишиной…

Похожая гражданская позиция в лирике Василия Федорова:

Все бело,
Как в дни цветенья:
Ветви, листья и трава.
Нежные до изумленья
Зачинаются слова.

Основными мелодиями стихов-поисков Валентина Махалова станут радость жизни, стремление на все откликнуться душой молодой и пытливой, поделиться со всем миром увиденным и узнанным. Это был поиск себя самого, и сборники его стихов свидетельствовали о появлении поэта глубокого, тонкого лирика, философа, гражданина:

Голубые ставенки,
Улица светла.
Журавель, оставленный
Посреди села.
Старый сруб колодезный
Мохом пооброс.
Голова журавушки
Достаёт до звёзд.
Здесь соединяются
Небо и земля.
Место называется
Родина моя.

У Виктора Баянова чувство родины находит полное воплощение в предметном мире природы:

Сторона любимая, приметная,
У тебя приметы есть предметные.
Где-то есть такие ж кедры с соснами,
Где-то есть такие ж зимы с веснами,
Горы есть со снеговыми шапками
И поселки с трубами и шахтами.
Только нет нигде чего-то главного,
По цене одной лишь жизни равного,
Очень близкого чего-то, очень местного,
Сердцу только одному известного.
Стоит лишь откуда-то вернуться,
Как готово сердце захлебнуться.
Весь мой век такое с ним случается.
Пробовал унять — не получается.

3. В чем же секрет удивительного обаяния поэтического образа Родины в творчестве кузбасских поэтов? По моему мнению, в близости человека

к природе и в том, что город многим чужд. Природа в её духовном понимании не даёт человеку погибнуть, хранит души поэтов.

Самое удивительное открытие и радость озарения я испытала, понимая, что часто кузбасские поэты, как и С. Есенин, использовали цветовые эпитеты со значением «голубой», «синий» в сочетании со словом «Родина». Какие из них еще использовали кузбасские поэты, каково их значение, какие художественно-эстетические задачи решались с их помощью?
Поэтому гипотезой своей работы считаю мысль о том, что эпитету «подвластно» выразить всю полноту эмоционального отношения лирического героя к родной земле. С помощью эпитетов в поэтическом творчестве решались многие художественно-эстетические задачи.
Цель:формирование гордости за родной край, его природные богатства через определение идеи вечности природы, естественной жизни в стихотворениях кузбасских поэтов.

Задачи:

способствовать формированию представлений о главной философской мысли в стихотворениях кузбасских поэтов, сформировать гражданскую позицию,

дать краткую характеристику эпитетов,

показать, как эпитету подвластно» выразить всю полноту эмоционального отношения лирического героя к родной земле.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования явились стихотворения кузбасских поэтов, поэтические произведения о родине, природе и любви.

Предметом исследования выступает идейно-художественное, тематическое своеобразие лирических произведений

Методы исследования:

Теоретический:анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений (аналитический). Практический: метод сплошной выборки.

Практическая значимость работы.:

Результаты исследования могут найти практическое применение. Материалы могут быть использованы при изучении в общеобразовательных школах (на спецкурсах, посвященных поэзии кузбасских поэтов). В моей родной школе уже знают основные положения этого издания. Проведены мероприятия по популяризации наследия поэта, анкетирование среди учащихся, оформлены материалы в социальных сетях. В 2018 году я выступала с защитой работы в рамках школьной научно-практической конференции «Интеллектуал», где заняла призовое место.

Структура исследования подчинена решению поставленных задач.

Основная часть .

Родина и природа для всех поэтов едина и вечна , и только природа нас может спасти, когда жизнь сводит с ума. В стихотворениях кузбасских поэтов особенно остро звучит тема отношений между человеком и природой. Надо помнить, что Кемеровская область одна из самых промышленных областей нашей страны, к тому же с объектами самыми враждебными по отношению к природе – шахтами, металлургическими и химическими заводами. Кузбасские поэты знают, какой ценой строились эти заводы, на которых потом ковались многие победы, знают, поэтому и хотят остановить инерцию невосполнимых потерь. Почему так пронзительно звучат эти стихотворения?

Во-первых, в подкупающей преданности поэтов главной теме - темевечности природы.

Во-вторых, в яркости цветовой и звуковой палитры.

В-третьих, в поражающей разноликости, многозначности образов малой родины.

В-четвертых, задушевности лирического настроения.

Такой эффект достигается благодаря использованию самых различных изобразительно-выразительных средств языка, и в том числе – эпитетов. Разберемся, что такое эпитет.

Эпитет - красочное определение предмета или действия, выраженное обычно прилагательным в полной форме. Существуют статьи с разными классификациями эпитетов. Я представлю классификацию по роли в предложении.

Виды эпитетов (по роли в предложении):

-.постоянные(черный ворон),

-.изобразительные (лиловые листья)

-эмоциональные (унылая осень),

-.метафорические (легкий зимний рисунок).

Попытаюсь заострить внимание на эмоциональных эпитетах .

Из отмеченных нами словоупотреблений примерно в большинстве случаях слова со значением родина употребляются с эпитетами. Разнообразие их удивительно.

Эпитам «подвластно» выразить всю полноту эмоционального отношения лирического героя к родной земле, например, родная,любимая:

Я люблю ее всякую — землю,
По которой ходить довелось.
И осеннюю слякоть приемлю,
И метелей бесцельную злость.
Но среди журавлиных рыданий
Не впервые расслышал я речь:
Мы родные просторы и дали,
И любя, не умеем беречь…
(И. Киселев. «Отзвенела пора листопада»)

Эпитет может выразить чувство глубокой сердечной привязанности:

Сторона любимая, приметная,
У тебя приметы есть предметные

(Виктор Баянов. « Сторона любимая, приметная»).

Эпитет может выразить и чувство глубокой сердечной боли за разорение сел и вековую отсталость - боли, перемешанной с характерной горько-весёлой иронией. Одно из своих стихотворений Валентин Махалов начал с грустных строк о поредевших лесах и использовал эпитеты невеселые. погибшие.

Там, где ели и сосны шумели, -
Невеселые остовы пней.
Поредели леса, поредели
На родимой моей стороне.
И опушка теперь не заманит,
Обдавая росою с куста,
Побродить золотой глухоманью
По грибным заповедным местам,
Птичьи хоры на зорьке послушать,
К землянике явить интерес.
Сколько раз ты лечил мою душу!
Сколько раз ты спасал меня, лес!
Я от памяти скрыться не в силах:
Наяву и в забывчивых снах
Будут лязгать моторные пилы
И предсмертно деревья стонать.
Будут рушиться птичьи гнездовья,
Будут гневно стоять облака,
И прольется малиновой кровью
На погибшиесосны закат.
Нет, не все в этом мире прогресса
Сердцу я объясню своему ...
Я с надеждой гляжу на подлесок
И пророчу бессмертье ему.

Встречаются эпитеты, связанные с духовными истоками русского православия:

Что в мир подлунный мы несем,

Любовь ли к ближним, Божью ль милость?

Такая временность во всем

И одуванчиков пугливость.

(Борис Бурмистров. « Что в мир подлунный мы несем»)

Изобразительные эпитеты.

Эпитет способен стать той "краской", которая сделает поэтический портрет родины ярким, колористически насыщенным. Цветовые эпитеты в лирике яркие, сочные, часто кузбасские поэты, как и С. Есенин, использовали цветовые эпитеты со значением «голубой», «синий» в сочетании со словом «Родина». Далее представлю попытку обобщения в виде таблицы.

Автор

Лирическое произведение

Пример эпитета

1.Валентин Махалов

«Голубые ставенки,
Улица светла».

Голубые ставенки,
Улица светла.
Журавель, оставленный
Посреди села.

2 .Михаил Небогатов

«Нестареющая, вечная

красота земли родной».

Нестареющая, вечная

Красота земли родной-

Голубаядаль заречная

С луговою тишиной.

3.Павел Майский

«А покорить тайгу нетрудно».

И по ночам сквозь ельник редкий

Из голубыхтаежных стран,

Как призрак на могилу предков,

Приходит лось на котлован.

4.Виктор Баянов

«Салаир…»

И все года, под ярко-алой зорькой,
На гладь воды, что, как слеза, чиста.
Все падают — то плод рябины горький,
То сладкий плод с малинова куста.

5.Игорь Киселев

«А Вы?»

Гудят стволы, в зенит уставясь.
Спадает к вечеру жара.
И вот желанная усталость
Вас раскидала у костра.
И в дымке,
Реденькой и синей,
Над сонной свежестью ночной
Мерцает медленно и сильно
Звезда с кулак величиной!

8.Игорь Киселев

«А все же есть на свете»

Зимою долгой, синей

Ты ищешь круглых линий

Средь зданий городских –

И не находишь их.

7.Валентин Махалов

«Там, где ели и сосны шумели».

И опушка теперь не заманит,
Обдавая росою с куста,
Побродить золотойглухоманью
По грибным заповедным местам,

8.Михаил Небогатов

«В серебристом, чистом инее».

В серебристом, чистом инее –
До чего ж хорош убор!
Смотрит вдаль, в раздолье синее,
Вековой сибирский бор.

9. Василий Федоров

«Жизнь природы -
мудреное дело».

Жизнь природы-
Мудреное дело.
Не случайно, мой друг, неспроста
Золотые цветы чистотела
Вырастают на сорных местах.

10.Г.П.Попрыга

«Край неисчерпаемой любви»

За тропинкой, в поле уходящей,

Купоросно-матовая даль,

Изумрудно-ситцевые чащи,

Чистых рек сверкающий хрусталь.

11. .Г.П.Попрыга

«Утро»

Разметалась Русь – страна бескрайняя,

Распрямила вольные крыла…

А заря, венчая утро раннее,

Как березка майская, светла.

Расходился звон росы над пашнями,

По- над речкой стелется туман.

Над кострами сонными, погасшими

Распахнулся синийокеан.

12. Михаил Небогатов

«Не удивлять, а удивляться».

Не удивлять, а удивляться
Я в этот светлыймир пришёл.
Где цвет черемух и акаций
И в блеске дня жужжанье пчел.

Смеется ль синий май в Сибири…

13. Леонид Торгаев.


«Сенокос»



Стать и удаль в каждом взмахе…
И по лугу, как жарки?,
Кумачовые рубахи
Дацветастые платки.

В творчестве кузбасских поэтов Кузбасс предстаёт как гигантское социально-политическое пространство с происходящими на нём бурными

событиями и как национально-социальная общность людей. В некоторых стихотворениях эпитеты имеют социальное значение: шахтерский, рабочий, военный. Эти эпитеты способствуют формированию представлений учащихся о единстве исторического развития города, региона, формируют гражданскую позицию читателей.

Александра Фрост. «Стихи о Кузбассе родном я пишу»

Шахтерскийнаш край: красота! красота!
Я всех призываю скорее сюда.

Стихотворение Геннадия Юрова «Рабочая мелодия Кузбасса»

стало гимном.

Вы видите: горят огни в ночи,

На землю небо звездное упало.

Вы слышите: мелодия звучит,

Поет земля восточнее Урала.

Где города по берегам реки

Тепла и света создают запасы,

Ее добыли в шахте горняки -

Рабочую мелодию Кузбасса.

Мелодия, звучи с сердцами в лад.

Мелодия, наш путь велик и труден.

Земля открыла людям свой талант,

И свой талант земле открыли люди!

Метафорические эпитеты.

Еще раз хочу обратить внимание на строки из стихотворений Валентина Махалова.

Там, где ели и сосны шумели, -
Будут рушиться птичьи гнездовья,
Будут гневно стоять облака,
И прольется малиновой кровью
На погибшиесосны закат.
Эпитет малиновойв сочетании со словом «кровью» интересен своим метафорическим содержанием, которое основано на переносе признаков других предметов и явлений по принципу сходства. Как правило, полный смысл эпитета обнаруживается только в контексте стихотворения в целом. Этот эпитет еще раз остро напоминает о главной философскоймысли встихотворениях кузбасских поэтов мысли о вечности природы.

Заключение.

Стихотворения «о природе» оказываются, по сути, философскими размышлениями о ценностях человеческой жизни, о смысле бытия, о том, что нет ничего сильнее природы,
о том, что в ней наше спасение.

Как видим, образно-эмоциональный спектр эпитетов к словам со значением "родина" в поэзии кузбасских поэтов чрезвычайно богат и многолик. "Чувство родины", которым так дорожат поэты, находит в них максимально полное образное воплощение, побуждая нас вновь и вновь возвращаться памятью к пронзительным строчкам Михаила Небогатова


Посетив места родные,
Что оттуда я привез?
Только сердцу дорогие
Шумы-шелесты берез,
Облаков седую пряжу,
Что, узоря синий мир,
Вдоль извилистого кряжа
Проплывают в Салаир.

Всколыхнул мне снова память
Говорок реки Бачат,
Тополей цветущих замять,
Где ребята ждут девчат,
Черный дым на мягких лапах
Над полоскою реки,
Разнотравья пряный запах,
Незабудки островки.

Вновь увидел все дороги,
О которые в жару
Обжигал босые ноги
Мальчуганом на юру…
Край любимый, этой дани
Я не ждал, к тебе спеша,
Пусто в легком чемодане,
Но зато полна душа.

Методы исследования:

Теоретический:анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений (аналитический).

Практический: метод сплошной выборки.

Литература

Российская академия наук, издательство «Наука», Русская речь, 1996 г.

Приложение.

Михаил Александрович Небогатов

Михаил Александрович Небогатов родился 5 октября 1921 года в городе Гурьевске Кемеровской области. После окончания семилетней школы он работал в Кемерове техником-инвентаризатором. С 1941 по 1943 год воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В 1943 году демобилизовался после тяжелого ранения, награжден орденом Красной Звезды и медалями.

Михаил Небогатов как поэт родился на войне, и это многое объясняет в его художественном мире. Первые стихи его помечены годами 1941-1945-й. Конечно, эти опыты начинающего поэта могут быть интересны как свидетельские показания человека сурового времени. В стихотворениях военного времени обобщенно выражены чувства, владевшие миллионами солдат на маршах, под артобстрелом и бомбовыми налетами. Там, под воющими бомбами, предельно остро узнается счастье простой жизни. Поэт постоянно подчеркивает: война - страшная школа, но она научила ценить каждый миг уходящей жизни тройной - нет, бесконечной ценой. Итогом войны оказывается вопрос: как живем, не стыдно ли перед вопрошающим - с фотографий - требовательным взором тех, кто навеки остался восемнадцатилетним? Это ноющая старая рана, чувство какой-то неосознанной вины перед погибшими. Война научила поэта "…ценить, как тот глоток из фляжки, судьбой отпущенный нам срок".

Свою творческую установку поэт изложил в стихотворении "Не удивлять, а удивляться…". Жить в согласии с природным ритмом - вот установка Михаила Небогатова как поэта, его поэзия жизнеутверждающая, солнцеликая. В основе ее - любовь ко всему доброму и красивому на земле.

Михаил Александрович Небогатов - автор многих поэтических книг. Он был членом Союза писателей СССР и необыкновенно творчески активным человеком. Он стоял у истоков Кемеровской писательской организации. Оказывал большую помощь начинающим поэтам области. Многие годы он вел раздел "Факультет молодого литератора" на страницах областной газеты "Комсомолец Кузбасса". Был редактором Кемеровского книжного издательства. Жил в городе Кемерово. Умер 21 марта 1990 года.

* * *
Нестареющая, вечная
Красота земли родной –
Голубая даль заречная
С луговою тишиной…

Обнимаю взглядом ласковым
Все травинки на лугу.
Будет срок – живую сказку вам
Расскажу я, как могу…

Вон березка в пышной кофточке,
В белой юбочке своей.
Вон тальник присел на корточки,
Молча смотрится в ручей.

На жужжание знакомое
Обернулся я. Пчела!
С добрым утром, насекомое!
Как живется, как дела?

Ну, а ты о чем, безвестная,
Пригорюнилась, копна?
Ты же нашенская, местная,
Гордо выглядеть должна!

Знала б ты, как веет по лугу
Ароматом от тебя!
Под небесным ясным пологом
Ты б стояла, не скорбя…

У тропы над синей лужею
Я гляжу во все глаза:
Вертолету неуклюжему
Подражает стрекоза.

Так же кружится медлительно.
Даже в крыльях сходство есть.
Так же – просто удивительно –
Где угодно может сесть…

Мостик, заводь, куст смородины,
Паровозный крик вдали –
Это все частица Родины,
Мирный день родной земли.
* * *
Не удивлять, а удивляться
Я в этот светлый мир пришёл.
Где цвет черемух и акаций
И в блеске дня жужжанье пчел.

Смеется ль синий май в Сибири,
Сентябрь ли хмурится, скорбя –
Всё время что-то в этом мире
Я открываю для себя.

Моим открытьям нет предела.
Дивлюсь, живя среди людей,
И красоте лица и тела,
И высоте людских идей.

Всей жизни бурной, многоликой,
По-детски радуясь, дивлюсь.
И с этой радостью великой
Я с вами дружески дивлюсь.

Чтоб в серебре метельной пыли
И в звоне вешнего ручья
Вы так же крепко полюбили
Наш краткий праздник бытия.
* * *
Зори весен со мною,
Просыпаюсь – смотрю.
А какой-то весною
Не встречать мне зарю.

Славлю пору расцвета,
Солнце жаркого дня.
А какое-то лето
Расцветет без меня.

Славлю осени просинь,
Желтизну на лугу.
А какую-то осень
Я воспеть не смогу.

Славлю звонкий зазимок,
Белизны благодать,
А когда-то снежинок
Не смогу увидать.

Грустно думать об этом,
В край ночной, далеко
И зимою, и летом
Уходить нелегко…
Я ПРИВЁЗ
Посетив места родные,
Что оттуда я привез?
Только сердцу дорогие
Шумы-шелесты берез,
Облаков седую пряжу,
Что, узоря синий мир,
Вдоль извилистого кряжа
Проплывают в Салаир.

Всколыхнул мне снова память
Говорок реки Бачат,
Тополей цветущих замять,
Где ребята ждут девчат,
Черный дым на мягких лапах
Над полоскою реки,
Разнотравья пряный запах,
Незабудки островки.

Василий Дмитриевич Федоров
Василий Дмитриевич Фёдоров (1918—1984) — русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1979).

В. Д. Фёдоров родился 23 февраля 1918 года в селе Щеглово на левом берегу реки Томи, ныне Кемерово, в многодетной семье рабочего-каменщика. В семье был девятым ребёнком. Детство и юность поэта прошли в деревне Марьевка Яйского района Кемеровской области.

Трудовая деятельность Фёдорова началась в колхозе. Затем Фёдоров учился в Новосибирском авиатехникуме, тогда же сделал первую попытку издать свои стихотворения, отправив их в газету «Большевистская смена», под псевдонимом Василий Лёхин. Однако их сочли «упадочными» и не напечатали.

В 1938 году Фёдоров был направлен на авиационный завод в Иркутске. С 1938 год по 1947 год работал на авиационных заводах Сибири в качестве технолога, мастера и старшего мастера. Одновременно писал стихи.

В 1939 году в заводской многотиражке Фёдоров напечатал несколько стихотворений и очерков, одно стихотворение в областной комсомольской газете. Затем стихотворения Фёдорова появились в журнале «Сибирские огни». Небольшой цикл стихов вошел в коллективный сборник «Родина», изданный в Новосибирске в 1944 году. В это же время поступил на заочное отделение Литературного института, окончив его в 1950 году. С этого времени жил в Москве. Член редколлегии журнала «Молодая гвардия» с 1959 года.

В 1947 году увидела свет первая книга Фёдорова «Лирическая трилогия». На Первом совещании молодых писателей Фёдоров был хорошо принят семинаром Н. Асеева. Знакомство с А. Твардовским и положительная оценка последним его поэмы «Марьевская летопись», помогло Фёдорову перевестись с заочного, на очное отделение.

Василий Фёдоров умер 19 апреля 1984 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.


* * *
Зимний вечер
Гигикни над елью,
Над сосной, где укрылся глухарь,
Закружи меня белой метелью,
Подними
И о землю ударь.
Сделай так, чтобы в снежные хоры
Голос рощи все время вплетал
Позабытую песню,
С которой
Я когда-то легко засыпал.
Песню матери,
Певшую в горе
О наказе купца,
Чтоб жена
К беспокойному синему морю
Не водила коня-бегуна.
«Он приказывал,
Он наказывал,
Не води коня на сине море,
На сине море,
На быстру реку.
А она его не послушалась,
Повела коня на сине море,
На море,
На быстру реку...»
Мать споет
И сама прослезится.
Под старинную песню ее
Пусть засну я
И пусть мне приснится
Ускакавшее счастье мое.

<1958-1960>
* * *
Девочка кричала
В толпе шумливой:
- Ландыши! Ландыши!-
Взял букетик, подал любимой.
- На! Дыши!
Залюбовалась букетом белесым,
Лучшим из моих подношений.
-Пахнут,- сказала,-
И лугом, и лесом,
И холодком
Наших с тобой отношений.
Я об этом подумал тоже
И, подумав, взгрустнул
А девочка кричала,
Кричала прохожим- Ландыши! Ландыши!
* * *
И мороз,
И снег бескрайний.
На стекле, прикрыв закат,
Зарождается из тайны
Белый, Белый,
Белый сад.
Все бело,
Как в дни цветенья:
Ветви, листья и трава.
Нежные до изумленья
Зачинаются слова.
Слышу
Птичье щебетанье,
Вижу белых гроздьев дрожь.
Только знаю,
На свиданье
В этот сад
Ты не придешь.

Махалов Валентин Васильевич
Махалов Валентин Васильевич родился в г. Горький (ныне Нижний Новгород). Учился в фабрично-заводском училище. Работал слесарем-водопроводчиком, автосборщиком на Горьковском автозаводе. Затем учился во Владивостокском высшем мореходном училище, на факультете журналистики Ленинградского университета. После окончания Ленинградского университета приехал в Кемерово, работал в газете "Кузбасс", позднее корреспондентом "Строительной газеты" по Западной Сибири. В 1960 году в Кемеровском книжном издательстве вышел первый сборник стихов Валентина Махалова "Сердце ищет песню". Основными мелодиями этих стихов-поисков станут радость жизни, стремление на все откликнуться душой молодой и пытливой, поделиться со всем миром увиденным и узнанным. Это был поиск себя самого, и новые сборники стихов, а потом и прозы, что свидетельствовало о появлении поэта глубокого, тонкого лирика, философа, гражданина. Известен Валентин Махалов кузбасским читателям и как автор прозаических произведений - "Ступени к солнцу", "Полюс любви", "Возраст сердца", "Высокая грива", "Тихая родина". Он - автор более трех десятков поэтических, прозаических и очерковых книг, удостоенный в 1991 году за лучший поэтический сборник "Вечерний разговор" премии имени Василия Федорова. В 1975 году В. В. Махалов был принят в члены Союза писателей СССР. В 2005 году присвоено звание Почетного работника культуры Кузбасса.

* * *
По-прежнему пахнет ромашковый луг
Дурманящим запахом лета.
И старый злодей – колченогий паук –
Свои расставляет тенета.
На тонком и нудном своём языке.
Гудят комаров эскадрильи.
И бабочка спит на волшебном цветке,
Сложив разноцветные крылья.
Колосья пшеницы на ломких стеблях
Под зрелою тяжестью клонятся.
И держит в широких ладонях земля
Румяное яблоко солнца.

 

27

Просмотров работы: 1360