Использование литературных произведений в хореографической работе с учащимися

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Использование литературных произведений в хореографической работе с учащимися

Янакогло В.А. 1
1Частное общеобразовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца
Стерхов А.А. 1
1Частное общеобразовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что искусство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать их радости и беды, как свои. Заложенные в детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений [5].

Ни у одного народа в мире нет такой великой литературы, каковой является русская словесность. Никогда и нигде не ставились доселе так властно и с такой пронзительной любовью и болью «проклятые вопросы» человеческого бытия. Больно слышать, как повседневная речь подрастающего поколения искажается неуместной лексикой из произведений современной массовой культуры. Прививая у детей интерес к чтению, мы следуем в русле Государственной культурной политики России, которая направлена на поддержку отечественной культуры. Именно она делает общество сплочённым, добрым, нравственным.

Постановка танцевальных номеров с использованием литературных произведений, является стимулом к расширению круга литературного чтения. При творческом процессе у детей невольно развивается интерес к прочтению той книги, по мотивам которой ставится танец. После успешного прочтения даже одной такой книги, появится и интерес к чтению и в дальнейшем.

Объект исследования: процесс постановки хореографических композиций.

Предмет исследования: технология постановочной деятельности хореографических произведений.

Цель исследования: способствовать формированию и развитию устойчивого интереса к литературным произведениям через хореографические образы, создавать условия для активного внедрения литературного опыта в танцевальную деятельность детей. Для достижения указанной цели автором исследования поставлены следующие задачи:

Рассмотреть понятие, сущность и принципы создания репертуара детского танцевального коллектива;

Выявить основные этапы педагогической работы по созданию хореографического номера;

Определить тематику и привести примеры названий танцевальных постановок театрально-хореографического коллектива;

Проанализировать источники по теме постановки хореографических номеров с использованием литературных произведений.

Методологическую основу исследования составляет ряд общенаучных методов познания. В числе общенаучных методов использовались общелогические (анализ, индукция), теоретические (гипотетический, исторический, системный методы, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение, описание, измерение).

Характеристика работы. Данное научное исследование носит как теоретический, так и прикладной характер, поскольку призвано не только изучить понятие, сущность и формы организации хореографической работы с учащимися общеобразовательной организации, но и помочь педагогам создать результативную программу разработки и реализации хореографический номеров. Автор надеется, что его исследование внесет определенный вклад в развитие дополнительного образования музыкальной направленности в школе, и поможет всем заинтересованным лицам в дальнейшей работе по указанному направлению.

Характеристика использованных источников.

Теоретической базой при работе над ВКР послужили работы таких авторов, как Т.В. Барышникова, Л.Ф. Баларчук, И.А. Грабская, А.С. Кочарян, Т.И. Васильева, Н.И. Дергунов, Р.В. Захаров, В.В. Гербовая, Л.Е. Пуляева, С.Д. Руднева. Особого внимания заслуживают учебное пособие А.В. Мелехова и Курс лекций по специальности 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество».

Теоретическая и значимость исследования состоит в том, что рассмотрена сущность репертуара в хореографии и уточнены этапы создания хореографического номера.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования практических рекомендаций для выработки ряда мер по дальнейшему укреплению интереса к использованию литературных произведений в хореографическом искусстве, а также в приобретении опыта реализации своей идеи и мысли в танце.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка, состоящего из 15 источников.

Понятие, сущность и принципы создания репертуара

детского хореографического коллектива

Руководителю танцевального коллектива следует большую роль уделять созданию репертуара. Репертуар хореографического коллектива – это перечень танцевальных композиций, ставших результатом системной деятельности коллектива и представляющих художественно-эстетическую ценность. Обычно под репертуаром понимают ряд танцевальных композиций, созданных для сценических выступлений. В этом случае речь идет о концертном репертуаре.

Понятие репертуар может применяться и к процессу обучения, в этом случае он называется учебным репертуаром. Учебный репертуар включает в себя танцевальные комбинации и этюды, которые исполняются на уроках классического, народно-сценического, джаз-модерн танца и др. Они имеют завершенную форму, способствуют качественному освоению программного материала и могут выполнять подготовительную или самостоятельную функцию. Подготовительная функция учебного репертуара означает, что комбинации и этюды затем становятся частью сценических композиций, а самостоятельный характер учебного репертуара заключается в том, что он играет обучающую роль и исполняется только в учебном процессе.

Репертуар является основой всей деятельности детского танцевального коллектива, идейного и художественного воспитания его участников. Работа над его созданием должна носить педагогический характер. Постановка одного танцевального произведения или целостной концертной программы может превратиться в увлекательный процесс, в котором каждому участнику найдется дело по его возможностям и способностям. Разработка идеи или сюжета будущей постановки, поиск музыкального оформления, создание эскизов костюмов и пр. позволяет комплексно формировать музыкальный и художественный вкус участников коллектива, повышать их интеллектуальный уровень. В то же время активизация деятельности воспитанников способствует укреплению их интереса к хореографической деятельности, сплочению коллектива.

Руководитель, создавая репертуар, должен обладать качествами профессиональной компетентности, устойчивой гражданской позиции, творческой фантазии, художественного вкуса, а также постоянного повышать профессиональные знания и качества.

Репертуар танцевального коллектива – это то, от чего зависит его востребованность, яркость, интересность и успех. Чем разнообразнее репертуар, чем чаще он обновляется, чем насыщеннее он сложными постановками и элементами, тем выше уровень мастерства и технической подготовки исполнителей. Это является одним из критериев развития коллектива, определяет его творческую жизнь, а также показывает профессиональный уровень хореографа.

Репертуар может рассказать о коллективе очень многое, он определяет всю его деятельность и статус [13].

Репертуар детских коллективов должен соответствовать следующим требованиям:

Иметь яркий воспитательный характер. Каждый номер должен иметь «ясную» «читающуюся» тему, идею или тщательно выстроенный сюжет.

Строиться с учётом возрастных особенностей детей и задач учебно-воспитательного процесса.

Все танцы, которые выносятся на сцену, должны исполняться на высоком художественном уровне.

Репертуар должен быть разнообразным по тематике, формам и выразительным средствам [8].

При создании каждого танцевального номера для воспитанников обязательно учитываются важные нюансы:

1. Регулярное обновление репертуара. Создание новых танцев, новых костюмов, отработка, совершенствование и дополнение уже существующих номеров. Это вызывает интерес, как у участников студии, так и у зрителей.

2. Формирование репертуара для каждой возрастной категории участников, который соответствует физическому, исполнительскому и психологическому уровню развития детей и отличается доступностью детскому пониманию.

3. Для развития у детей эмоционального, актерского и танцевального мастерства в одной и той же возрастной группе создаются танцы разных жанров.

4. Отличие хореографических номеров яркими танцевальными образами.

5. Применение практических аспектов обучения актерскому мастерству в танце, что позволит воспитанникам прочувствовать и передать зрителю самые важные эмоции своих героев.

Главная задача педагога-хореографа – научить ребенка: выражать свои настроения и чувства; понимать, что танцевальные движения – это язык общения, помогающий раскрыть содержание поставленного номера. Хореографическая постановка должна нести в себе воспитательный характер участников, раскрывая художественные и общечеловеческие ценности.

Одним из наиболее ответственных моментов в жизни хореографического коллектива является концертное выступление. Здесь открывается возможность увидеть все стороны деятельности коллектива, его самобытность, незаурядность, творческий почерк, возможности. Если в репертуаре танцевального коллектива будут присутствовать оригинальные композиции, грамотный подбор музыки, интересные формы построения танца, точность движений и выдержка стиля – это поразит не только зрителей, но самых требовательных и строгих судьей.

В создании репертуара следует руководствоваться рядом принципов:

1. Принцип перспективности и планирования: вся деятельность коллектива, в том числе и создание репертуара, соответствует заранее разработанному плану. Во всем должна быть система. Планирование репертуара осуществляется с ориентацией на цель, которую ставит руководитель, и результат, к которому он стремится в работе с творческим коллективом.

2. Принцип учета возрастных особенностей участников: планируя постановочный процесс, руководителю коллектива следует опираться на знания возрастной психологии, физиологии и педагогики. Успех деятельности воспитанников во многом зависит от того, насколько руководитель учитывает их определенные психические, физиологические, анатомические качества и возможности, тем самым педагогически верно создает благоприятную атмосферу для творчества.

3. Принцип учета опыта танцевальной деятельности детей: в любительской сфере нередко бывают ситуации, когда в стабильно действующий коллектив приходят новые участники. Попытки ввести их в репертуар, соответствующий основному этапу деятельности коллектива, часто приводит к тому, что-либо качество исполнения репертуарных постановок снижается из-за недостаточной подготовленности вновь введенных участников, либо они уходят из коллектива.

4. Принцип динамики репертуара: репертуар постоянно должен развиваться, обновляться, приобретать новые качества. Здесь много возможностей. Современные технические средства позволяют повысить качество музыкального сопровождения, цветового и светового оформления. Не должен оставаться без внимания и сценический костюм. Имеются возможности его реставрации, обновления деталей костюма или его полного комплекта. Динамика репертуара связана и с тем, что он должен быть полноценным, включающим разнообразные танцевальные композиции, из которых можно создавать различные концертные программы.

5. Принцип разнообразия форм, жанров, тем хореографических композиций: неразрывно связан с предыдущими и является более полной расшифровкой их содержания. Говоря о перспективном планировании репертуара и его динамике, следует достаточно конкретно представлять организационно-художественные варианты его воплощения. Определяя композиционную форму, жанр и вид танца будущей постановки, хореографу следует уделить внимание их образно-содержательной основе. Многообразные источники (книги, мультфильмы, игры, события детской жизни) также могут стать основой создания интересного, разнообразного, динамичного и перспективного репертуара, что в свою очередь определит творческий имидж коллектива [14].

6. Принцип создания и сохранения «золотого фонда» коллектива: работу детского хореографического коллектива важно осуществлять на основе преемственности и взаимодействия всех возрастных групп. В любом творческом коллективе создаются произведения, которые особенно любимы как зрителем, так и самими участниками. Они занимают особое место в репертуаре. Создание «золотого фонда» хореографического коллектива чаще всего происходит естественным путем, в процессе создания и обновления репертуара из года в год. Однако, стремясь создавать традиции (они много значат в стабильной работе коллектива), руководитель ДХК может планировать создание постановок, на которых будет воспитываться ряд поколений участников.

Виды танца для создания танцевального репертуара.

Практика показывает, что чаще всего деятельность детских хореографических коллективов направлена на освоение различных видов танца, что в свою очередь становится основой создания разнообразного репертуара.

Классический танец. Одним из первых оформился как художественно-выразительная система. Является основой формирования исполнительской культуры, что в первую очередь связано с необходимостью овладения школой классического танца. Сегодня классический танец развивается как самостоятельный вид хореографии в профессиональной и любительской сфере.

В настоящее время специалисты-хореографы пришли к единому мнению, что плодотворная работа с участниками коллектива других жанров так же невозможна без учения основ классического танца. Классический тренаж вырабатывает красивую пластику рук, хорошую осанку, свободу и выразительность движений, в результате этого расширяется память для творческой деятельности каждого исполнителя, будучи хорошо подготовленного физически. Свободно владея своим телом, он сможет более творчески подойти к созданию художественного образа. Именно поэтому первоначально в работу с детьми включен экзерсис. Для начала – это – простые танцевальные, постановка корпуса, партер [8].

Народный танец. Вид танца, отражающий этническую самобытность народов, их нравственные устои, художественно-эстетические ценности. Понятие народно-сценический танец включает в себя танцы разных народов и этнических групп. Он создался на основе народных бытовых (фольклорных) танцев, которые претерпели сценическую интерпретацию и обладает большой позитивной энергией, благодаря присущей ему богатой палитре настроений, эмоций, ярких характеристик. «Народный танец является основой хореографии. Он столь же разнообразен, сколько различны по своему национальному складу жизнь и культур разных народов» [7]. Именно поэтому так важно включать в репертуар народные танцы. Однако народный танец, сочиняемый для детей должен быть «детским». То есть не примитивность его композиции (движения и рисунок может быть и сложными для исполнителей), а сохранение даже в бессюжетном номере того элемента игры и непосредственности, которые отличают поведение ребенка от взрослого.

Фольклорный танец. При поиске можно обнаружить в наследии фольклорного танцевального творчества примеры несложных, интересных танцев с игровой основой, что является привлекательным для детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, ведь это образцы разработки сюжета, ритмопластической характеристики образов окружающего мира и человека.

Историко-бытовой танец. Вид танцевального искусства, в котором отражены формы и стили бытовых, придворных и салонных танцев, традиционных для определенных исторических эпох. В них нашли отражение нравственные и эстетические нравы общества. На основе данного предмета формируется интерес к танцу как потребность воспитания красоты и грациозности фигуры, как условие комфортного самочувствия в обществе. Изучение исторического опыта развития и преподавания бытового танца позволяет создать систему воспитания внутренней культуры, культуры общественного поведения, формирования гармонически развитой, творческой личности.

Бальный (спортивный) танец. Наряду с существованием самостоятельных коллективов, действующих в системе конкурсно-соревновательных состязаний, бальный танец не должен терять своей актуальности как источник и выразительное средство создания сценического произведения. В этом процессе можно ориентироваться на конкурсные программы ведущих исполнителей (спортсменов), которые демонстрируют не только высокий уровень исполнения и стройную драматургию танцевальных композиций, но и создают яркие художественные образы (характеристики).

Работая с детьми, не следует забывать, что бальный танец имеет огромный воспитательный потенциал, который можно реализовать как в учебном, так и творческом процессе. Созданные во 2-й половине XX века парно-массовые танцы (Сударушка, Русский лирический, Вару-вару, Берлинская полька и др.) с удовольствием исполняются детьми разного возраста. Они могут лечь в основу сценических композиций, а также исполняться на культурно-массовых мероприятиях коллектива.

Джаз-модерн танец. Этот вид танца на рубеже столетий завоевал большую популярность в деятельности не только взрослых, но и детских хореографических коллективов. Он предполагает освоение специальной школы и системы выразительных средств, значительно отличающихся от классической и народно-сценической хореографии. Считается, что главным достижением этой танцевальной культуры является обращение к внутреннему миру человека, его психологическим проблемам. В работе с детьми можно использовать разработанную систему принципов и упражнений воспитания тела танцовщика, расширения технических возможностей.

Таким образом, в основе создания репертуара могут быть любые виды танца. Однако обращение к ним должно быть не поверхностным. Важно проникнуть в суть каждого из них, донести ее до детей и помочь им почувствовать себя органично.

Хореографические занятия при всей возможной неоднозначности содержания несут богатый воспитательный потенциал, необходимый для внутренней и внешней гармонизации личности, ее эстетического развития, формирования художественного вкуса, воображения творческой фантазии и т.д. В подобном образовательном процессе большое значение приобретают хореографические постановки с детьми, причем оптимальным возрастом считается период младший школьный период [3].

Занятия танцами в детском возрасте способствуют развитию гибкости, выносливости и общего тонуса мышц, а также, развитию хорошей координации частей тела. Доказано, что дети, занимающиеся хореографией до школы, опережают своих сверстников в развитии. Как любая деятельность, направленная на получение результата, занятия танцами способствуют становлению волевых качеств личности. Кроме того, классический танец формирует у ребенка чувство прекрасного [4].

У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, поэтому они сравнительно быстро запоминают изученный материал. У отдельных детей наоборот, возникают такие затруднения в познавательной деятельности как: невнимательность, плохая память, неуверенность в себе и т.д. К таким детям применяется наиболее тонкий подход, чем к другим. Также предотвратить эти затруднения у детей, можно средствами побуждения к развитию логической памяти. Главная задача у педагога-хореографа состоит в том, чтобы в хореографической деятельности развить у детей этого возраста произвольную внимательность и формирование восприятия «неинтересного» материала путем игрового приема[2].

Игра на занятии по хореографии не должна быть отдыхом после нелегкой работы, а, наоборот, во время игры должен возникать труд. Танцевальные игры необходимо правильно подбирать, чтобы у ребенка вызывал интерес к работе на занятии. Специфика обучения детей младшего школьного возраста средствами хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа – воспитать у детей влечение к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями и пониманию о прекрасном [6].

Для обучения хореографическому искусству требуется много лет. У педагога-хореографа много правил в работе с детьми младшего школьного возраста, но выделяются несколько значимых: уделять точному вниманию движений; точная, эмоционально-выразительная речь педагога; игровая форма урока; прививать навыки самостоятельности и т. д. [10].

С учетом того, что исполнительские возможности детей ограничены, в хореографические постановки отбирается небольшое число танцевальных движений и элементов и соединяя их в интересных сочетаниях строятся в множество танцевальных фраз. Планируя репертуар, руководитель должен стремиться к созданию условий для развития каждого участника коллектива, с учетом их индивидуальных особенностей и перспектив развития коллектива.

Основные этапы работы по созданию хореографического номера

При создании детского хореографического номера автор настоящего исследования руководствовалась общим правилам этапов работы:

Первоначальный замысел (неконкретное представление о номере).

Работа над хореографическим номером – начинается с замысла, с написания программы этого произведения. Процесс становления хореографического произведения длинен и сложен, начиная с замысла до конкретного сценического решения.

Замысел возникает по-разному. Многое зависит от таланта, природной одаренности балетмейстера, его жизненного опыта, культуры и др. Если писатель-драматург мыслит драматургическими образами, композитор – музыкальными, то балетмейстеру необходимо обладать способностью мыслить хореографическими образами. В начальной стадии работы он старается представить себе будущий танец, облик его участников, образное выражение их взаимоотношений.

Основой для возникновения замысла могут быть: картины жизни народа; произведение искусства; жизненные ситуации; природные явления; слово; собственные впечатления; образ одухотворенного человека; уклад жизни; нравственные устои народа. Замысел возникает и под влиянием изобразительного и прикладного искусства. Из их образов порой рождается содержание танца. Замысел многих постановок навеян литературными произведениями: романами, повестями, поэмами, стихами и т. д.

Замысел – первое и самое главное звено в творчестве постановщика танцев. От значимости, масштабности задумки зависят глубина и степень художественного обобщения жизни в произведении [9].

Первоначальный замысел представляет собой видение отдельных деталей произведения или в целом впечатления, которое должно произвести произведение. Тема уже присутствует, но идея ещё неконкретна [8].

II. Разработка темы, идеи, драматургии произведения излагается в программе (литературное описание будущего номера является его драматургической основой). Не всегда решение отдельных эпизодов, намеченных в программе окончательно, многое меняется впоследствии, но в основном, содержание должно оставаться.

III. Работа с музыкой. В музыке, как правило, должно быть, содержание и характер данного хореографического произведения. Обучая детей младшего школьного возраста искусству танца, необходимо параллельно изучать музыкальное воспитание [1].

Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы ребенка. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает танцевальное, действие, обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания – одной из задач обучения хореографии [15].

Для того чтобы ребенок хорошо слышал музыку педагогу-хореографу необходимо проводить с ним ритмические упражнения, которые основываются на «хлопках» по долям такта, далее, задача упражнений усложняется, изменяется ритмический рисунок. При выполнении ритмических упражнений, можно внести игровые элементы. Например, выстраиваем группу детей на две линии. Педагог-хореограф дает для двух команд одно ритмическое движение. Задача команд поочередно наиболее правильно передать ритм, заданный преподавателем. Далее усложняем упражнение, к хлопкам добавляем такие движения как: притопы, повороты, движения рук, головы, плеч. Все ритмические упражнения переходят в танцевальные этюды. А чтобы детям было интересно, необходимо вставлять элементы игры и соревнования [12].

Главная задача в музыкальном сопровождении, – единство образа, слышимого и видимого, а также ее доступность для детей данного возраста.

IV. Совмещение драматургии танца с драматургией музыки.

Уже начинает возникать композиционное решение в пространстве. Этот этап отразила в композиционном плане, который включает в себя режиссерскую разработку хореографической программы, включающую в себя пункты этапов создания номеров и работа над музыкальным произведением.

Композиционный план:

Название номера.

Вид.

Форма.

Классификация номера.

Тема.

Идея.

Объём номера по времени (хронометраж).

Музыкальный материал (жанр, автор музыки, слов, исполнитель).

Стиль номера.

Количество участников и их образная характеристика.

Конфликт.

Сверхзадача номера.

Развитие и место действия (событийный ряд – линия действенных фактов от начала и до конца танца).

Художественное оформление (свет, декорации, костюмы, аксессуары).

Список исполнителей.

V. Работа над композицией номера (практическая)

VI.Постановочная и репетиционная работа, пишется постановочный план, т.е. график работы над номером.

Постановочный план:

Работа с музыкой (фонограммой).

Этюдная работа.

Постановочная репетиция.

Индивидуальная работа с солистами.

Репетиция в костюмах.

Репетиция на сцене со светом и костюмами.

Генеральная репетиция (последняя репетиция перед выпуском, при полном оформлении желательно с публикой).

Премьера.

VII. Запись танца:

1-й вид: Литературное описание.

2-й вид: Графическое изображение.

Тематика и примеры названий танцевальных постановок театрально-хореографического коллектива

Одной из актуальных проблем в создании сценических композиций является определение их названий. Для многих постановщиков этот вопрос оказывается очень трудным. Чаще всего они сосредотачивают свое внимание на разработке композиционных рисунков, выборе лексики, музыкального оформления, создании костюма.

Продумывая название сценической композиции, постановщику следует сосредоточиться на идее замысла, возможности отразить свое отношение к образам и содержанию. В этом случае желательно, чтобы название включало не только существительное, но и глагол, прилагательное.

Приведем пример того, как можно назвать один и тот же танцевальный номер. После коллективного посещения зимнего парка совместно с детьми решили рассказать об этом в танце. Детьми было предложено несколько названий: «Зимушка», «Хоровод снежинок», «Встреча с зимой», «Зимняя фантазия», «Сказка белой зимы», «Мы любим зиму» и пр. Данный пример показывает, что дети могут принимать активное участие в поиске названия танца.

Работа над выбором названия танцевального произведения носит исследовательский характер и осуществляется с опорой на различные источники. Существующий репертуар различных хореографических коллективов должен стать объектом тщательного анализа, сопоставления и принятия верных решений. Не может остаться без внимания руководителя и постановщика коллектива косвенный материал (произведения художественной литературы, изобразительного искусства, музыкальные пьесы программного характера). Актуальным должно стать обращение к результатам научных исследований в области возрастной психологии творчества, специфики образного мышления, хореографического, музыкального и художественного воспитания, осознание индивидуальных возможностей личности и т. п.

Опираясь на эти знания, руководитель должен постоянно наблюдать за воспитанниками, активизировать их деятельность, использовать в работе с детьми новые педагогические технологии. Это позволит руководителю открыть индивидуальные «изюминки» личности участников, наиболее остро воспринять события и интересы их жизни, что может вылиться в создание нетрадиционных сценических индивидуальных портретов и коллективных историй с оригинальными, запоминающимися названиями.

Выбор тематики постановочной работы, прежде всего, основан на возрастных особенностях детей. Для учащихся 1-2-х классов строится главным образом на элементах игры. В основе её лежит интересное и увлекательное содержание танца, конечно, очень простое. Танцевальные движения носят вспомогательный характер. Главная цель – приучить детей к непосредственности и выразительности исполнения, при этом у них вырабатывается важное качество – их движения становятся средством создания танцевального образа, раскрытия содержания постановки [11].

Для учащихся 1-2-х классов ставятся небольшие по метражу постановки. Тематика их разнообразна, названия номеров соответствуют сюжету: сказочные сюжеты – «Речка быстрая», «Бал в стране солнечных ягод» по мотивам сказки Татьяны Шороховой «Царевна Клюковка»; «Полька бабочек» по мотивам сказки М. Ларионовой «Заколдованный принц»; «В чудесной стране кукол» по мотивам сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»; инсценировка песен – «На рыбалку» (песня «На крутом бережку», из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка», слова: Аркадия Хайта, музыка: Бориса Савельева, исп. Геннадия Хазанова, «Два весёлых гуся» (слова и музыка народные), «По малинку в сад пойдем»; несложные народные танцы – «В сыром бору тропина», «На завалинке», «Матрешкина проходка», пляска «Ковырялочка»; патриотическая тематика – «Катюша», «Солдатушки», «Гусарский марш»; танцы на тематику: времена года, животный и растительный мир – «Хоровод «Ромашка», «Веселая полянка», «На лужайке», «Заячий хоровод», «Грустная тучка» и т.д.

Дети 9-11 лет наиболее активны на занятиях и ещё не утеряли той детской непосредственности, которая так выгодна, отличается от подростков. Однако они уже приобрели много знаний, у них развивается чувство коллективизма. Опыт показывает, что основу коллектива должны составлять дети именно этого возраста. Тематический круг постановок для детей данного возраста весьма обширен. Большое значение имеют в репертуаре коллектива народные танцы. Исполняя их дети знакомятся с жизнью, бытом, национальными особенностями того или иного народа. Здесь необходимо как можно чаще черпать материал для своего творчества из неиссякаемого родника народного танца, включая в репертуар детского коллектива больше ярких, разнообразных танцев народов мира [11].

Темы танцевальных постановок различны: как сказки, так и произведения на современную тему. Следуя рекомендациям, необходимы постановки с участием любимых детских литературных героев: «Буратино», «Чиполлино», «Дон Кихот», «Дюймовочка». «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираемпо крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (А. Н. Толстой). В репертуаре театрально-хореографического коллектива «Капель» данного возраста также имеют место быть: хореографические этюды на сказочные сюжеты – «Буйный ветер», «Препятствие грозных гор», «Бал в стране солнечных ягод» по мотивам сказки Т. Шороховой «Царевна Клюковка»; «Прощание ласточки» по мотивам сказки М. Ларионовой «Заколдованный принц»; инсценировка песен – «Сластена», песня «Сладкая жизнь» из мультфильма: «Маша и медведь» (автор музыки  В. Богатырев, автор слов Д. Червяцов), танец «Дождик» музыкальный материал: «Веселый зонтик» (авторская песня Л. Черниковой), «Непокорные царевны», «Мамочкино счастье»; присутствует в группе этого возраста, и патриотическая тема – это танец «Летчики-пулеметчики», «Три Богатыря» и т.д.

Дети старшего школьного возраста существенно отличаются от младших. Тематика постановок видоизменяется в сторону большей серьёзности, значительности, как по содержанию, так и по технике исполнения. Сюда в первую очередь входят народные танцы, которые должны приобрести черты мужественности и силы у мальчиков и плавности, мягкости у девочек. Дети такого возраста охотно исполняют роли взрослых в массовых постановках для детей младшего возраста. Так были поставлены следующие танцевальные номера в театрально-хореографических постановках по мотивам сказок: Т. Шороховой «Царевна Клюковка» – «Хоровод злых деревьев», «Танец злых царевен», «Бал в стране солнечных ягод»; М. Ларионовой «Заколдованный принц» – «Мазурка». Также, в репертуаре коллектива данной возрастной группы, присутствуют постановки на патриотическую тематику – «С верой к Победе», «Души о войне», «По дорожкам фронтовым»; на тему времен года – «Зимний вечер», «Зимушки», «Мир стихий»; русские народные танцы – «Сударушка-девушка», Хоровод «Веретенце», «Метелица», «Валенки»; танцы народов Севера – «Легенда о чайке», «Оленята», «Воспоминание о лете» и т.д. Традиционно выпускники гимназии исполняют «Последний школьный вальс».

Об этом говорит Галина Дмитриевна Виноградова – руководитель танцевального ансамбля РГПИ, которая благодарит своих педагогов. Первый ее педагог - Ида Александровна Милова, считала, что в хореографии важнейшую роль играет дисциплина. Второй наставницей стала ранее – солистка молдавского ансамбля «Жок» Александра Федорова, она впервые принесла на занятия магнитофон, до этого все педагоги по хореографии использовали баян или фортепиано. У воспитанников Галины Дмитриевны была уникальная возможность творческого самовыражения, потому что для нее было важно не отточенное исполнение, а создание души танца.

Таком образом, самое ценное в танцевальном искусстве – это умение сохранить в номере непосредственность исполнения, присущую ребёнку в определённом возрасте, танцевальный язык должен быть доступен уровню подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для хореографии наших дней в ее взаимоотношениях с литературой более характерны такие понятия как вольная фантазия, версия. Танец может передать образный мир, идею, главный драматический конфликт литературного произведения. Балетмейстер стремится дать собственное его прочтение, выдвинуть свою концепцию. Однако художественные потери в хореографической версии подчас бывают так велики, что сводят на нет самые смелые замыслы.

Сценический образ – сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности. В танцевальном искусстве эти черты должны быть раскрыты средствами хореографии. Из ряда компонентов строится композиция танца. Это – музыка, движения, рисунок, драматургия, жестикуляция, позы, мимика, всевозможные ракурсы, реквизиты. Все это подчинено задаче выразить идею, передать образы и эмоциональное состояние героев на сцене.

В ходе работы над постановочным процессом автор исследования проявила себя в роли организатора, балетмейстера-сочинителя, балетмейстера-постановщика и балетмейстера-репетитора. И в первой, и во второй хореографической постановке была дана возможность воспитанникам проявить себя индивидуально при помощи импровизации.

При помощи методов и приемов развития лексики в своих хореографических номерах удалось добиться: драматургического развития; непрерывного обновления лексики; развития способности применения движений, мотивов для выражения свойственных и неповторимых черт в создании образа; отличие одного образа от другого. Особое внимание уделено координации. Применен процесс динамический (от простого к сложному), темповый, ритмический, а также контраст (быстро – пауза), принципы варьирования (ракурс тела, рисунок, изменение ритма, темпа, усложнение движений, изменение уровня пространства и т.д.)

В постановках присутствует музыкальная драматургия с полным содержанием. В процессе работы над хореографическими постановками автор исследования научился правильно подбирать музыкальный материал, подходящий под образ персонажей, под сюжет и идею, обеспечено соответствие текста замыслу постановки.

Также неотъемлемой отличительной чертой авторских танцевальных постановок являются геометрические формы, симметрия, асимметрия и объемность в композиционном построении.

Хореографические постановки, продемонстрированные в данной работе, апробированы нами на концертных площадках и дали высокие результаты в динамике. Подтверждением вышеуказанного тезиса является тот факт, что наш театрально-хореографический коллектив неоднократно занимает призовые места на конкурсах хореографического мастерства от муниципального до международного уровня.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Аркин, Е. А. Дошкольный возраст: учеб. пособие [Текст] / Е. А. Аркин. – М.: Издательство «Физкультура и спорт», 2008. – 220 с.

Барышникова, Т. В. Азбука хореографии: учеб. пособие [Текст] / Т.В Барышникова. – СПб. 2006. – 392 с.

Бурлачук, Л.Ф. Основы хореографического мастерства [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, И.А. Грабская, А.С. Кочарян. – К.: Ника-Центр, 2013. – 317с.

Васильева, Т.И. Тем, кто хочет учиться балету [Текст] / Т.И. Васильева. – М.: ГИТИС, 1994. – 48 с.

Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст] / В.В. Гербова. – М.: Мозаик-сити, 2010. – 120 с.

Дергунов, Н.И. Дошкольный возраст: учебное пособие [Текст] / Н.И. Дергунов. – М.: Издательство «Академия», 2005. – 245 с.

Захаров, Р.В. Записки балетмейстера[Текст] / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1976. – 351 с.

Мелехов, А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца: учеб. пособие [Текст] / А.В. Мелехов. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. – 128 с.

Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учебное пособие [Текст] / Л.Е. Пуляева. – Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с.

Развитие творческой активности школьников [Текст] / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. 160 с.

Руднева, С.Д. Ритмика: учебное пособие [Текст] / С.Д. Руднева. – М.: Просвещение, 1972. – 327 с.

Свистунова, М.М. Композиция постановки танца [Текст] / М.М. Свистунова. – Барнаул: Издательство Алтайского краевого колледжа культуры, 2010. – 124 с.

dsal.dance@gmail.com

elar.uspu.rubitstream/uspu/326

studwood.ru

Просмотров работы: 1639