Для чего современному ребенку необходимо учиться красиво писать

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Для чего современному ребенку необходимо учиться красиво писать

Липина М.А. 1
1МАОУ "Гимназия №6" г.Пермь
Шестакова С.В. 1
1МАОУ «Гимназия №6» г.Пермь
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему одни люди пишут красиво, а другие коряво и неразборчиво?

И вообще, в мире компьютерных технологий почерк отошел на второй план. Сегодня уметь печатать на клавиатуре намного важнее, чем аккуратно и разборчиво писать. Мои родители подметили, что даже заполнять всевозможные бланки и документы необходимо печатным шрифтом.

Мне стало интересно, для чего сегодня современному ребенку нужно учиться красиво писать?

Актуальность моей темы в том, что сегодня все больше детей и взрослых, у которых пишут не красиво и не аккуратно. И споры по поводу обучения красивому письму возникают сегодня все чаще и чаще, т.к. мнения в этом вопросе очень сильно расходятся. Одни уверены, что процесс обучения каллиграфии очень хорошо влияет на развитие терпения, внимания, аккуратности, интеллектуальных способностей ребенка... Другие же - не видят смысла в обучении красивому письму.

Сегодня написано много работ, посвященных изучению каллиграфии. Я изучила обозначенную тему на примере учеников нашей гимназии.

Объектами исследования в моей работе являются ученики 2-го, 6-го, 11-го классов МАОУ «Гимназия №6».

Предмет исследования: почерк учеников МАОУ «Гимназия №6».

Цель работы: выяснить и объяснить почему важно современному ребенку учиться красиво писать.

Исходя из обозначенной цели, в процессе работы необходимо было решить следующие задачи:

- изучить литературу по теме;

- выяснить значение терминов «каллиграфия» и «почерк»;

- изучить, как влияют занятия каллиграфией на развитие и здоровье человека;

- провести исследование среди учащихся гимназии, их родителей и части педагогов гимназии и получить результаты;

- проанализировать результаты исследования и сделать выводы;

- дать советы по приобретению навыков красивого письма.

Методы исследования:

- анкетирование;

- эксперимент;

- анализ результатов анкетирования и эксперимента.

Практическая значимость: заинтересовать учащихся гимназии регулярно посещать занятия на которых обучают правильно и красиво писать.

Гипотеза: занятия каллиграфией помогают ребенку не только научиться красиво писать, но и развивают в нем усидчивость, внимание, аккуратность, воображение, а также повышают интеллект и улучшают его здоровье.

1. Основная часть

1.1. Значение слов почерк, каллиграфия

Ключевыми понятиями моего исследования стали почерк и каллиграфия.

В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее определение почерку – это «манера писать, характер начертания букв в письме».

Каллиграфия же (в переводе с греческого) – это красивый почерк (kallos «красота», graphe «писать»).

Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма, искусством изображения слова.

Таким образом, я выяснила что каллиграфия – это красивый почерк.

1.2. Историческая справка

В начале своего исследования я изучила историю каллиграфии. И узнала, что писать учились ещё пещерные люди, изображая на каменных стенах и сводах своего жилища древних животных, природу, которая их окружала, постепенно придавая рисункам сюжеты. Спустя время, рисунки древних людей превращаются в символы, знаки (иероглифы), которые обозначали отдельное слово. И люди еще издавна стремились делать это красиво. Ведь в мире, окружавшем древнего человека, было множество тайн, загадок, и способность изображать знаки воспринималась как величайшее, данное свыше чудо.

В России еще очень давно в лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов.

Каллиграфия – это первое искусство, с которым знакомили ученика. Обучая ребенка грамоте, с ним начинают заниматься каллиграфией – не только чтобы облегчить процесс запоминания букв, но и чтобы заложить основы художественного вкуса.

Спустя время каллиграфия исчезает из школьной программы. Ее заменяет чистописание. Школьники писали в специальных тетрадях с частой косой разлиновкой, причем первые полгода карандашами, и только потом перьями. Вот почему у старшего поколения, в основном, красивый почерк.

Но и это ещё не всё. Самое главное – письмо было отрывным.

Однако потом решили, что дети будут писать гораздо быстрее, если не будут отрывать перо от бумаги. Частую косую разлиновку отменили, считая что она наносит вред глазам, а шариковыми ручками стали писать с первого дня в школе.

Эти нововведения окончательно разрушили традиции и культуру письма, которую пытались долго сохранить, а также привели современное общество к проблеме корявого и неразборчивого почерка.

Сегодня, в эпоху цифровых технологий, когда картинки в интернете становятся более важными, когда интернет представляет собой источник знаний, развлечений и игр, у детей отсутствует желание научится красиво и аккуратно писать. Ученик оказывается не заинтересованным искусством красивого письма - каллиграфией, ему оно кажется скучным и утомительным. Монотонность и однообразие в написании букв, их комбинаций быстро ведет к потере интереса такого рода занятию. Зачем тратить время на обучение каллиграфическим навыкам, если в окружающем мире столько всего интересного? Да и технологии вытесняют рукопись, а ребенок все равно научится как-то писать, и будет какой-то почерк у него…

Так почему же нужно учится красиво писать?

1.3. Влияние занятий каллиграфией на развитие и здоровье человека

Перед тем как выяснить, почему же современному ребенку нужно учится красиво писать, я решила собрать материал о влиянии занятий каллиграфией на здоровье и развитие человека.

Занятия по обучению аккуратному и правильному письму оказывают положительное воздействие на физическое состояние людей. На этих занятиях учатся правильно держать пальцы, ладони, запястья и руку. Все это помогает правильно развиваться тончайшим мышцам на руках, а также оказывает влияние на мышцы плеч, спины и ног.

Занятия каллиграфией заставляют работать мозг. Во время каллиграфии правая часть мозга задействована для того, чтобы чувствовать, насколько правильно пишутся линии, она следит за тем, чтобы все элементы были написаны одинаково и правильно, она следит с каким темпом и ритмом выполняется письмо. Во время занятий по обучению красивому письму восстанавливается ровное и спокойное дыхание.

Занятия каллиграфией заставляют развиваться мозг. Кончики пальцев, которые мы используем при письме, снабжены нервными клетками, которые интенсивно взаимодействуют с мозгом. Письмо активизирует работу этих нервов, а это способствует развитию речи и мышления, воображения, внимания. Также процесс обучения красивому письму помогает формировать терпение и аккуратность, усердие и точность. А ведь эти черты характера очень важны и пригождаются на протяжении всей нашей жизни.

А то, что каллиграфия продлевает жизнь – научно доказанный факт. Известные каллиграфы знамениты также и тем, что очень долго живут. Современный каллиграф

Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Есть даже мнение, что с помощью систематических занятий по каллиграфии можно вылечить любую болезнь. Это связано с тем, что во время занятий по каллиграфии пациенты расслабляются, их эмоции успокаиваются, дыхание становится равномерным, пульс замедляется, давление снижается, напряжение в мышцах уменьшается. Были проведены исследования, которые подтвердили, что каллиграфическое письмо позволяет улучшить состояние людей с нарушением внимания. Также были проведены исследования, в которых принимали участия дети, отстающие в умственном развитие от своих сверстников. Было замечено, что под воздействием каллиграфии их логическое мышление улучшилось, и они научились рассуждать. А у людей, которые страдают депрессией, поднимается настроение, плохие мысли уходят на второй план.

Важно помнить, что положительное влияние от обучения правильному письму сходит на нет, а это доказано исследованиями, если использовать только шариковую ручку. Чтобы от занятий был эффект мы можем применять и простой карандаш, а в дальнейшем и перьевую ручку или кисть с акварельной краской.

2. Мои исследования

В своей работе я исследовала: «Для чего гимназистам нужно учиться красиво писать. И нужно ли им посещать занятия каллиграфией».

Свое исследование я провела в три этапа:

анкетирование;

эксперимент;

анализ данных, полученных при анкетировании и в результате эксперимента.

2.1. Анкетирование.

В анкетировании приняли участие 78 учащихся. Из них 22 - учащиеся 2-го класса, 27 - учащиеся 6-го класса и 29 - учащиеся 11-го класса. А так же - педагоги (10 человек) и родители учеников (78 человек).

Анкета, предложенная учащимся и родителям представлена в Приложении 1. Анкета для педагогов представлена в Приложении 2.

По результатам анкетирования учащихся и родителей я определила следующее:

Во-первых, 44 человека от общего числа исследуемых учащихся имеют читаемый и аккуратный почерк. Из них 16 человек – учащиеся 2-го класса, 12 человек – учащиеся 6-го класса, 16 человек – учащиеся 11 класса (см. Приложение 3).

Во-вторых, в результате анализа данных анкет я заметила, что учащиеся начального звена относятся более критично к своему почерку. Число учеников, которые довольны своим письмом, составляет лишь половина (11 человек) от общего числа участвующих в исследовании второклассников. Хотя большая часть учеников второго класса (19 человек) всегда понимают что написали. А вот гимназисты среднего и старшего звеньев не так критичны к себе, и 18 человек из опрошенных в каждом классе устраивает качество своего почерка. Но смущает тот факт, что половина учеников (15 человек) в 6-ом и 11-ом классах не всегда могут понять, что ими написано (см. Приложение 4, 5).

В-третьих, я определила заинтересованность учеников в улучшении собственного почерка. А так же - как на это смотрят их родители.

Большая часть учащихся 2-го класса (14 человек) готовы посещать уроки по обучению красивому письму не только как факультативное занятие, а как основной, постоянный предмет (2-3 раза в неделю). Ребята хотят научиться красиво писать, хотят чтобы их записи были понятны другим. В 6-м и 11-м классах желание обучаться красивому письму проявили 8 – 12 учащихся. Цель ребят среднего и старшего звеньев - не только добиться каллиграфического почерка, но и развить у себя внимание, усидчивость, аккуратность (см. Приложение 6).

Во всех опрошенных классах число родителей, которые видят необходимость в обучении красивому письму, невелико (от 9 до 13 человек в каждом классе). Но эти родители считают, что занятия каллиграфией не только помогут их ребенку научиться аккуратно и правильно писать, но и повлияют на формирование интеллектуальных способностей. Большая часть опрошенных родителей (от 13 до 18 человек в каждом классе) не видят необходимости в обязательных уроках по обучению красивому письму, особенно это касается среднего и старшего звеньев (см. Приложение 7). Они считают, что обучению красиво писать можно уделять немного времени на уроках русского языка и красивый почерк совсем не важен в век цифровых технологий.

Таким образом, можно сделать вывод: в гимназии есть учащиеся, которые готовы посещать регулярные уроки каллиграфии. Т.к. считают, что обучаясь красивому письму они будут учиться не только правильно и аккуратно писать, они будут развивать внимание, усидчивость, терпение. И их рукописные работы будут выглядеть достойно. Но таких меньшая часть. А большую часть составляют те учащиеся, которые не могут уделять время на занятия по обучению красивому письму из-за большой загруженности, и учащиеся, которые вообще не видят необходимости улучшать свой почерк, т.к. его можно заменить печатным текстом.

Что касается родителей, то их мнения тоже разошлись: большинство не видит необходимости в уроках каллиграфии; меньшая часть родителей за.

Проведя анкетирование среди педагогов, я получила следующие результаты:

1 из 10 опрошенных педагог полностью доволен почерком своим учащихся; 9 педагогов –не довольны (см. Приложение 8).

6 педагогов из 10 снижают оценку за плохой почерк; 4 педагог не снижает оценку за плохой почерк (см. Приложение 9).

большинство педагогов считают необходимым введение урока обучению красивому письму, ведь это занятие не только способствует улучшению качества письма, но и развивает аккуратность, усидчивость, терпение, внимание, трудолюбие и улучшают мозговую деятельность (см. Приложение 10). По мнению педагогов, обязательным этот урок должен быть в начальной школе, а в качестве факультатива – в среднем и старшем звеньях.

Таким образом, можно сделать вывод, что преподаватели понимают необходимость работы над почерком и считают, что на уроках обучению красивому письму ученики не только научаться аккуратно и правильно писать, и тем самым добьются отсутствия снижения оценок за плохой почерк, но и разовьют в себе качества, которые помогут им как в обучении в школе, институте, так и в работе и повседневной жизни, и повысят интеллектуальные способности.

2.2. Эксперимент.

На втором этапе исследования я провела эксперимент, подтверждающий значимость занятий обучения красивому письму: я проверила как воспринимают информацию учащиеся и насколько развито их внимание, если они посещают занятия по обучению красивому письму.

В эксперименте участвовали только ученики.

Перед экспериментом мною были заданы уточняющие вопросы, которые помогли мне в обработке полученных данных в эксперименте и составлении выводов.

Учащимся было предложено за 40 секунд в квадрате с буквами обозначить указанные слова.

Предложенные для проведения эксперимента задания во 2-ом классе и уточняющие вопросы приведены в Приложении 11; задания для проведения эксперимента в 6-ом и 11-ом классах и уточняющие вопросы – в Приложении 12.

Учащиеся 11 класса выполняли задание, предложенное шестиклассникам.

Результаты эксперимента (см. Приложение 13):

Во 2-м классе в эксперименте принимало участие 29 человек, 9 из которых посещают факультативный курс «Пишу красиво». Так же, необходимо учесть и то, что все второклассники ежедневно в течении 10 минут занимаются списыванием текстов (списывание подразумевает переписывание текста аккуратным и правильным почерком). По результатам эксперимента я увидела, что с поставленной задачей почти все ребята во 2-ом классе справились полностью: 23 человека задание выполнили полностью, и лишь шесть человек с заданием не справились.

В 6-ом классе в эксперименте принимало участие 27 человек. Никто из учащихся не посещает занятия по обучению красивому письму, систематического списывания нет. В результате эксперимента в шестом классе сложилась следующая картина: менее половины класса справились полностью с поставленной задачей – это 13 человек; 14 человек с заданием не справились.

В 11-ом классе я провела эксперимент на тех же условиях, как и в 6-ом классе. Временной промежуток был дан тот же – 40 секунд. В эксперименте принимало участие 29 человек. Никто из учащихся не посещает занятия по обучению красивому письму, систематического списывания нет. Я была уверенна, что учащиеся 11 класс в силу своего возраста обозначать все заданные слова. Ведь предложенное задание рассчитано на учащихся 6-го класса. Но в результате обработки данных эксперимента я увидела, что полностью с поставленной задачей справились не все, таких 22 человека. И 7 человек с заданием не справились.

По результатам проведенного эксперимента мне бы хотелось сделать следующий вывод: обучение каллиграфии играет не только важную роль в становления каллиграфического почерка учащихся. Ученики, которые занимаются обучением красивому письму, выполняют систематическое списывание, гораздо быстрее воспринимают информацию, у них лучше развито внимание.

Советы по приобретению навыков красивого письма.

Я тоже из тех учеников, которые не имеют каллиграфический почерк. Мама зачеркивает мои работы, заставляя меня переписывать их. Для меня обучение красивому, аккуратному и правильному письму началось с преодоления обиды и возмущения.

Сегодня каллиграфия для меня стала ежедневным занятием: в течении 10 минут я списываю несколько высказываний из текста, выданного педагогом.

Один раз в неделю я посещаю факультативный курс «Пишу красиво» в МАОУ «Гимназия №6», где я получаю знания и навыки правильного письма. В Приложении 14 одно из заданий, выполненное на факультативном курсе. Раз в месяц в студии, где я учусь рисовать, проводят занятие каллиграфии, накотором мы создаем композиции из букв или при помощи букв, что меня очень увлекает. Ведь здесь я развиваю свое воображение. В Приложении 15 представлены одни из моих первых работ.

Занимаясь каллиграфией, я не пишу пером, в моих руках карандаш, кисть, а чаще просто шариковая ручка, но все поставленные передо мной задачи по освоению навыков красивого письма я стараюсь выполнить аккуратно и правильно. И сегодня я стала замечать, что моя способность выполнять каллиграфические задания меняется в лучшую сторону (см. Приложение 16).

Занятия каллиграфией требуют немалых внутренних усилий. Но делая над собой усилия, я воспитываю в себе усердие и аккуратность. Недаром каллиграфы говорят: «Чем упорнее Вы шлифуете букву, тем сильнее буква шлифует Вас».

Мне хотелось бы дать немного советов по приобретению навыков красивого письма:

С вашей стороны должно быть ваше личное желание участвовать в процессе обучения красивому письму;

Должны быть созданы условия, близкие к идеальным, для овладения новым навыком:

- на столе достаточно рабочего пространства,

- сиденье с жестким основанием и спинкой,

-полная опора стопы ноги на полу (если условие не выполняется, установите под ноги подставку);

Сядьте ровно. Осанка имеет большое значение! Если вы сгорбитесь, через некоторое время спина и шея начнут затекать, будет неудобно писать, вы начнете неправильно держать в руках ручку. Также полезно сделать несколько упражнений, которые помогут размять пальцы, запястья и плечи;

Используйте только качественные письменные принадлежности (чем писать, и на чем писать);

Ручку или карандаш следует держать между большим, указательным и (необязательно) средним пальцем. Конец ручки/карандаша/кисти должен лежать на ребре ладони или на суставе указательного пальца;

Чтобы почерк был ровный – пишите на разлинованной бумаге;

Прежде чем учится писать буквы, научитесь выводить «крючки», «кривые». Они должны быть плавными.

В конце занятия просматривайте свою работу и определяйте, какие символы вам удаются хуже всего. На следующем занятии уделите этим символам больше внимания, чтобы улучшить их написание.

Во врем занятия следите, не становится ли ваш почерк хуже. Если это так, то время занятия необходимо уменьшить.

НЕ СПЕШИТЕ;

Старайтесь писать хотя бы один абзац в день. А для вдохновения держите перед глазами несколько страниц, исписанных красивым почерком.

Заключение

В результате проделанной мною работы я поняла, что современные дети воспринимают письмо как процесс, который они когда-то освоил. А работать, усовершенствовать его в будущем они не считают нужным.

Каллиграфия в современном обществе утратила свою значимость. Из обычного школьного урока она превратилась в искусство, которым владеет далеко не каждый.

Результаты проделанных мною исследований подтвердили гипотезу: обучение каллиграфии играет не только важную роль в становления каллиграфического почерка, но и развивает терпение и волю, внимание и аккуратность, воображение, а также положительно сказывается на интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитие гимназиста.

К сожалению, значимость каллиграфии сегодня понимают не все учащиеся и не каждый родитель. Хотя педагоги настоятельно рекомендуют обучаться красивому письму хотя бы на факультативном курсе.

Я надеюсь, что моя работа послужит тому, что больше гимназистов заинтересуются каллиграфией и смогут развить в себе много замечательных качеств.

Своей работой я хочу привлечь внимание одноклассников к проблеме аккуратного, красивого и правильного письма.

Работа помогла мне по-новому взглянуть на свой почерк и ответить на вопрос «Для чего же современному ребенку необходимо учиться красиво писать?».

Список источников и литература

Проненко Л.И. Каллиграфия для всех – Москва: Книга, 1990.

Что такое каллиграфия и откуда она взялась, - режим доступа: http://shkolala.ru/razvivashki/chto-takoe-kalligrafiya/

Для чего нужен и почему важен красивый почерк, - режим доступа: https://kidsletters.club/blog/467936.

Искусство письма в Китае, - режим доступа: https://planete-zemlya.ru/iskusstvo-pisma-v-kitae/.

Каллиграфия. Забытая и возрожденная, - режим доступа: https://www.perunica.ru/vospitanie/8626-kalligrafiya-zabytaya-i-zrozhdennaya.html.

Приложение 1

Дорогой друг, уважаемые родители,

примите пожалуйста участие в моем опросе!

Ответы на обозначенные вопросы помогут мне в изучении темы

моей научно - исследовательской работы.

Все ответы пишите ручкой с синей пастой.

Опросный лист можно не подписывать.

Вопросы для учащихся:

Нравится ли тебе собственный почерк?

__________________________________________________________________

Всегда ли ты понимаешь, что сам(а) написал(а)?

__________________________________________________________________

Как ты считаешь, нужно ли ввести в расписание гимназии обязательные уроки по обучению красивому письму? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для родителей:

Всегда ли вы понимаете, что написал ваш ребенок?

__________________________________________________________________

Как вы считаете, нужно ли ввести в расписание гимназии обязательные уроки по обучению красивому письму? Почему?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо за участие!

Приложение 2

Уважаемый педагог!

Примите пожалуйста участие в моем опросе!

Ответы на обозначенные вопросы помогут мне в изучении темы

моей научно - исследовательской работы.

Просьба опросный лист подписать.

Довольны ли Вы почерком своих учащихся?

__________________________________________________________________

Снижаете ли Вы оценку за плохой почерк?

__________________________________________________________________

Как Вы считаете, нужно ли ввести в расписание гимназии обязательные уроки по обучению красивому письму? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие!

Приложение 3

Количество учащихся, которые имеют читаемый и нечитаемый почерк?

 

16 учащихся

12 учащихся

16 учащихся

Приложение 4

Количество учащихся, которым нравится и не нравится свой почерк

 

11 учащихся

9 учащихся

11 учащихся

Приложение 5

Количество учащихся, которые всегда понимают или не всегда понимают свой почерк

 

15 учащихся

3 учащихся

15 учащихся

Приложение 6

Мнения учащихся:

«Должны ли быть обязательные уроки по каллиграфии?»

 

19 учащихся

8 учащихся

17 учащихся

Приложение 7

Мнения родителей:

«Должны ли быть обязательные уроки по каллиграфии?»

 

18 человек

14 человек

13 человек

Приложение 8

Довольны ли педагоги почерком своих учащихся?

Приложение 9

Снижает ли педагог оценку за плохой почерк?

 

6 педагогов

Приложение 10

Мнение педагогов:

«Должны ли быть обязательные уроки по каллиграфии?»

 

9 педагогов

Приложение 11

Дорогой друг, ответь пожалуйста на несколько вопросов!

Посещаешь ли ты какие-либо занятия, чтобы научиться красиво и правильно писать?

_________________________________________________________________

!!!Если твой ответ на первый вопрос утвердительный, то тебе необходимо ответить еще на 2 вопроса, указанных ниже. Если твой ответ отрицательный - отвечать не нужно.

Сколько уже времени ты посещаешь занятия по обучению красивому письму?

_________________________________________________________________

Тебе нравится посещать занятия обучению красивому письму или ты ходишь на них, т.к. тебя туда записали родители?

_________________________________________________________________

СТОЛ

Т

Л

П

К

С

Т

У

Ф

Е

ЗМЕЯ

Р

Р

Е

П

А

Ш

Т

Ю

Х

РЕПА

П

У

Х

Б

У

Л

К

А

П

ЮЛА

Ю

Л

А

Т

У

Л

С

Х

П

ШУБА

Т

Б

В

С

Т

О

Л

Х

С

БУЛКА

Д

О

У

Х

У

А

Т

Ш

Т

 

И

З

М

Е

Я

О

Б

Р

П

 

Л

С

Ш

У

Б

А

В

Х

С

Спасибо за участие!

Приложение 12

Дорогой друг, ответь пожалуйста на несколько вопросов!

Посещаешь ли ты какие-либо занятия, чтобы научиться красиво и правильно писать?

__________________________________________________________________

!!!Если твой ответ на первый вопрос утвердительный, то тебе необходимо ответить еще на 2 вопроса, указанных ниже. Если твой ответ отрицательный - отвечать не нужно.

Сколько уже времени ты посещаешь занятия по обучению красивому письму?

__________________________________________________________________

Тебе нравится посещать занятия обучению красивому письму или ты ходишь на них, т.к. тебя туда записали родители?

__________________________________________________________________

ВАРЕНЬЕ

А

Р

П

В

П

Р

Л

Д

И

Р

МОРОЖЕНОЕ

И

Р

К

А

П

Р

К

П

Т

У

ТОРТ

И

М

О

Р

О

Ж

Е

Н

О

Е

КЕКС

И

П

З

Е

К

О

К

М

Р

С

ЛЕДЕНЦЫ

Й

Е

Т

Н

Р

О

С

Г

Т

Ф

ПЕЧЕНЬЕ

Т

Ч

А

Ь

П

Р

О

К

У

В

 

Л

Е

Д

Е

Н

Ц

Ы

П

А

Ь

 

М

Н

И

В

А

О

Л

Т

Э

И

 

О

Ь

А

Р

Л

У

Г

С

Т

С

 

И

Е

Р

О

Ф

У

Д

В

Г

Н

Спасибо за участие!

Приложение 13

Результаты эксперимента:

14 учащихся

6 учащихся

7 учащихся

Приложение 14

Задание факультативного курса «Пишу красиво»

Приложение 15

Приложение 16

Моя работа по письму (16 января, 2019) г.

Моя работа по письму (9 сентября, 2019 г.)

Просмотров работы: 636