ВВЕДЕНИЕ
Старинный русский город Калугу справедливо называют родиной космонавтики. Здесь гением К. Э. Циолковского была научно обоснована мечта о полётах в космическое пространство. Калужане по праву гордятся своим великим земляком и воздают ему заслуженные почести.
В начале XX века на калужском небосводе появилась «новая звезда» – Александр Леонидович Чижевский. Он, как и К. Э. Циолковский, был неравнодушен к космосу, но не стремился проникнуть в космос, а пытался повсюду искать его следы на земле. А. Л. Чижевский утверждал: «…жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное». Обширные исследования солнечно-земных связей позволили ему засиять во всем блеске его дарований [1, с. 4].
При подготовке экскурсии по филиалам музея, среди которых имеются экспозиции в учебных кабинетах, посвященные выпускникам нашей школы, МБОУ «СОШ №5» г. Калуги, меня, как члена Школьного научного общества «Ботаник», заинтересовал любопытный факт. Выпускник нашей школы, известный калужский поэт и публицист, Рудольф Васильевич Панферов, написал пьесу «Солнцелов» о трудной судьбе нашего земляка, ученого А. Л. Чижевского. Я прочитала эту пьесу, и мне захотелось изучить страницы биографии А. Л. Чижевского и сопоставить их с событиями, описанными в пьесе Р. В. Панферова.
Актуальность темы, выбранной для научно - исследовательской работы, очевидна. До сих пор не ослабевает интерес к жизни и научному наследию А. Л. Чижевского. А пропаганда его идей, открытий, изобретений стимулирует и развивает интеллектуальное творчество молодежи и предопределяет их профессиональную ориентацию.
Целью написания данной работы является проанализировать пьесу Р. В. Панфёрова «Солнцелов» и сопоставить описанные в ней события с реальными страницами биографии профессора, ученого А. Л. Чижевского; организовать творческую встречу с Р. В. Панфёровым.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. прочитать пьесу Р. В. Панферова «Солнцелов»;
2. изучить страницы биографии и научное наследие А. Л. Чижевского;
3.сравнить события, описанные в пьесе Р. В. Панферова «Солнцелов», с реальными фактами из биографии А. Л. Чижевского;
4. встретиться с поэтом и расспросить его об учёном, о пьесе;
4.обобщить результаты работы и сделать вывод.
Объектом исследования является пьеса Р. В. Панферова «Солнцелов».
Предметом исследования является анализ и сопоставление пьесы Р. В. Панферова «Солнцелов» и биографии А. Л. Чижевского.
В процессе выполнения данной работы использовались следующие методы: анализ документов школьного музея, изучение монографических публикаций и статей, поисковый метод, сравнительный анализ.
Гипотеза заключается в том, что в интерпретации биографии А. Л. Чижевского в пьесе Р. В. Панферова «Солнцелов» и реальных фактах наблюдается достаточное количество сходства.
Практическая значимость работы: материалы исследования использовать для тематической экскурсии по школьному музею, для оформления школьного стенда. По итогам творческой встречи планирую выложить материал на сайт школы, написать статью в школьную газету «Пятёрочка», поделиться информацией с корреспондентами калужских газет; создать видеоролик, который будет использован для подготовки школьных классных часов по краеведению.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I. МУЗЕЙ ИСТОРИИ ШКОЛЫ №5
В нашей школе – одной из старейших в России, с богатой 159-летней историей – долгие годы существуют добрые культурные традиции, непреходящее значение которых в том и состоит, что они приобщают молодое поколение к культуре своего образовательного учреждения. Знакомство с традициями и обычаями создает нравственную основу, чувство исторической сопричастности. Еще А. С. Макаренко писал: «Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача. Школа, в которой нет традиций, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, - это школы, которые накопили традиции».
Музей истории школы № 5 г. Калуги был основан в 1977 году и воссоздан в 2005-м, в год 145-летия со дня основания школы. Руководитель музея – Смирнова Галина Григорьевна, отличник народного просвещения, учитель английского языка. У нашего музея замечательная миссия: сберечь все то, что собрано, и передать потомкам, ведь наше настоящее без прошлого немыслимо. Приходя в музей, мы возвращаемся к истокам! Основные направления деятельности музея: профориентационная работа, туризм и краеведение, линейки памяти, встречи с интересными людьми, научные исследования, юбилейные встречи. Наш школьный музей занимает две классные комнаты: тематика 1 зала – История Калужской женской гимназии 1860-1917 гг.; тематика 2 зала – история 1-й единой Трудовой школы второй ступени и средней школы №5 1918-2010. Есть филиалы музея: зал школьной славы, мемориал памяти выпускников, павших в годы Великой Отечественной войны, кабинет школьной геральдики, музей истории спорта, экспозиции в учебных кабинетах, посвященные учителям и выпускникам школы (физика, русский язык, литература, технология, музыка). В феврале 2019 года был открыт еще один филиал Музея истории школы, посвященный выпускникам - актерам и режиссерам театра и кино.
Совет музея школы насчитывает 21 человек (члены ШНО) являются экскурсоводами в школьном музее. Эрудиция, умение чувствовать аудиторию, культура речи – такие качества приобретает ученик, работая в качестве экскурсовода школьного музея. А сколько литературы, писем, архивных документов надо перечитать, чтобы составить тематическую экскурсию. А таких в арсенале музея более двух десятков: «Школа в годы ВОВ», «Со школьной сцены на сцену профессиональную», «Имя выпускника на карте родины», «Булат Окуджава – учитель русского языка и литературы», «Испытатель космической техники Э. К. Рогов». Еще одна «музейная» профессия – архивист. Члены совета музея учатся работать с первоисточниками, воспоминаниями, фотографиями, анализируют и систематизируют архивные документы, письма.
Обширные и разнообразные материалы школьного музея (насчитывается 3423 экспоната, из них 1112 подлинные) являют собой необъятное поле деятельности для новых исследований и позволяют ежегодно ученикам школы участвовать в научных чтениях и конференциях разного уровня и становиться их лауреатами. За последние несколько лет учащиеся школы выступили со следующими работами: «Педагог, поэт, композитор И. Н. Шейнис (ученик 5 школы); «И помнит мир спасенный» (выпускники 5 школы – участники освобождения Западной Европы от фашизма); «Маленькая кузница большой победы» (ученики и учителя 5 школы – участники ВОВ).
В 2018-2019 учебном году члены Совета музея школы, в том числе члены ШНО, приняли участие в создании проекта «Издание серий книг «Мы из 5-й школы» и в проведении презентаций 2 выпущенных книг.
Первая книга посвящена поэтам, профессиональным и самодеятельным, вышедшим из стен 5-й школы. Выяснилось, что традиция стихосложения в 5-й школе берет начало со времен Калужской женской гимназии. Правда, до нас дошла только одна юмористическая поэма, написанная выпускницей 1907 года Екатериной Лебедевой. Произведение гимназистки посвящено преподавателям гимназии. На презентации был прочитан отрывок из этой поэмы. На 70 страницах книги собрана информация о 12 поэтах и, конечно, стихи, которые звучали в прочтении нынешних учеников школы и учителей.
Вторая книга представляет собой сборник мемуаров выпускников школы, по примеру своих наставников, избравших в жизни учительскую стезю. Всего в ней собраны воспоминания и рассказы более 40 воспитанников 5-й школы. Оказывается, в школах города Калуги работают около 40 наших выпускников.
Всего планируется выпустить 9 книг: воспоминания выпускников – фронтовиков, о врачах, об актерах, о певцах… Директор нашей школы Зеленов С. В. сказал: «Нам нужны такие люди, о которых школьники прочитали бы – и захотели пойти в эту профессию».
При подготовке очередного материала я и натолкнулась на книгу выпускника нашей школы Рудольфа Васильевича Панферова «Солнцелов» о трудной судьбе нашего земляка, ученого А. Л. Чижевского. И решила сначала собрать информацию об авторе книги.
ГЛАВА II. КАЛУЖСКИЙ ПОЭТ И ПУБЛИЦИСТ Р. В. ПАНФЁРОВ
Рудольф Васильевич Панфёров родился 3 июня 1937 года в городе Тюмени. В Калугу семья переехала в 1949 году. С 7 по 10 классы Рудольф учился в средней школе №5, которую окончил в 1955 году. Его учителем русского языка и литературы был Булат Шалвович Окуджава, воспоминания о котором вошли в его книгу «Простой романс сверчка».
После службы в рядах Советской Армии Рудольф Васильевич поступил на филологический факультет Калужского государственного педагогического института им. К. Э. Циолковского, который закончил в 1965 году. Еще в студенческие годы Панфёров начал печататься в областной газете «Молодой ленинец», в которой потом работал в качестве корреспондента до 1970 года. Свою литературную карьеру Р. В. Панфёров продолжил, став главным редактором, затем председателем Комитета по телевидению и радиовещанию Калужского облисполкома, заместителем главного редактора областной газеты «Знамя».
Рудольф Васильевич Панфёров – член Союза писателей и Союза журналистов СССР и России; Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург), лауреат многих литературных и журналистских премий, автор 15 поэтических и публицистических сборников: «На берегах Оки» (1961), «Полу-станок весны» (1966), «Горит свеча» (1993), «Мы в этом храме только двое» (1994), «В садах любви» (1997).
Книга известного калужского поэта и публициста Рудольфа Васильевича Панфёрова «Свет заманчивый» была издана в Калуге в 2013 году. В неё вошла пьеса «Солнцелов» о трудной судьбе нашего земляка А. Л. Чижевского.
ГЛАВА III. А. Л. ЧИЖЕВСКИЙ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Р. В. ПАНФЁРОВА
Калуга в судьбе А. Л. Чижевского
Первое действие пьесы Р. В. Панфёрова «Солнцелов» практически открывается сценой ученого совета, на котором профессора обсуждают диссертацию А. Л. Чижевского, которая стала основой этой книги. [2, с. 215-222]
В ходе научной дискуссии читатели узнают о том, что сфера научной деятельности ученого, гелиобиология, относится к области фундаментальных наук. В ней ученый последовательно исследует проблему солнечно-биологических связей, систематизирует обширный статистический материал. А. Л. Чижевский выдвигает гипотезу, что солнечная активность и периодич-ность солнечных ритмов влияют на ход исторических процессов. Ученый выступает перед профессорами и очень эмоционально и достаточно убедительно высказывает свои предположения: «Наши представления о жизни по преимуществу строятся на знании и осмыслении земных факторов. Мы распространяем на Вселенную земные законы и менее склонны видеть в земном и обыденном могущественные проявления Космоса… Уверен, что в недалеком будущем человек будет смотреть на Солнце не суеверными глазами астролога, а с твердой научной уверенностью, что в солнечном зеркале отражаются многие грядущие события… Жизнь биосферы Земли зависит от солнечных явлений. Моя цель – показать степень этой зависимости. Знание этого сулит громадные практические последствия. Жизнь – не случайная игра земных сил. Она – результат воздействия любвеобильного космоса». [2, с. 216-217]. Оказывается, разгадать закономерности солнечных циклов, чтобы надежно прогнозировать ход нашего бытия – мечта Чижевского. В результате развернулась бурная научная полемика. Высказывались мнения о том, что все эти утверждения бездоказательны, недостаточно обоснованы. Было отмечено, что в работе не содержатся экспериментально проверенные модели солнечных влияний на процессы жизнедеятельности. Все это требует проверки и научных подтверждений.
В биографии А. Л. Чижевского я нашла сведения о том, что в доме своего отца в Калуге с 1915 года ученый занимался исследованиями в области гелиобиологии, с 1918 года в течение 3 лет ставил первые опыты по воздействию отрицательно ионизированного воздуха на живые организмы (аэроионификация). По утверждениям Чижевского, его опытные исследования дали чёткий результат: положительно заряженные ионы воздуха негативно влияют на живые организмы, а отрицательно заряженные, напротив, производят благотворное действие. В декабре 1921 года Чижевский написал философскую работу «Основное начало мироздания. Система космоса. Проблемы». В 1924 году в 1-й Гостиполитографии в Калуге вышел один из его основных трудов по гелиобиологии и историографии «Физические факторы исторического процесса». Теория Чижевского выражалась в следующем: он заметил, что циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя все жизненные процессы, начиная от урожайности и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. В результате это отражается на конкретных исторических событиях – политико-экономических кризисах, войнах, восстаниях, революциях... [3]
Калужский журналист Алексей Васильевич Манакин в своей книге «Калуга в жизни А. Л. Чижевского» утверждает, что 15 лет, прожитые на калужской земле, были для ученого самыми упорными годами труда, напряженных поисков, годами «штурма и натиска» по широкому фронту научных исследований. В Калуге он окончательно сформировался как ученый-биофизик. Сам А. Л. Чижевский признавался: «Ах, какая это была хорошая пора жизни! Молодой мозг стремился к познанию тайн природы и готов был ухватиться за любое явление, в надежде извлечь из него что-либо таинственное, неведомое, никому еще не известное». [1, с. 4-5]
Таким образом, я убедилась в том, что Р. В. Панфёров внимательно изучил биографию А. Л. Чижевского и попытался художественно интерпретировать факты биографии ученого, ничуть не искажая их.
2. Дружба А. Л. Чижевского и К. Э. Циолковского
Калуга подарила А. Л. Чижевскому плодотворную дружбу с основоположником космонавтики К. Э. Циолковским. Именно об этом рассказывается во 2 действии пьесы Р. В. Панфёрова «Солнцелов». Самым важным и интересным эпизодом является сцена «Циолковский в гостях у Чижевских». [2, с. 229-241] Между А. Л. Чижевским и К. Э. Циолковским происходит интересный разговор, в котором они обсуждают исследования глубин космоса. К. Э. Циолковский заразил А. Л. Чижевского жаждой познания неизведанного. Нельзя остаться равнодушным к его рассуждениям о космосе: «Я беспрестанно думаю о пути человека в космос… Вселенная – неисчерпаемый кладезь жизни. Будущее человечества – в космосе. Надо вести разведывательные работы, поиски пригодных для обитания планет…»; «Мы должны внести в космос не только биение жизни, не только державу разума, но и теплоту нашего сердца». [2, с. 235]
Всю жизнь К. Э. Циолковский стремился разгадать тайны космоса: «Я ведь созерцатель, мечтатель. Совершаю прогулки по мирозданию… Я стремился участвовать в открытии будущего для всех людей, для их пользы. Я просто раньше других заглянул в завтра». [2, с. 237]
К. Э. Циолковский являлся старшим другом и наставником А. Л. Чижевского. И действительно, в Калуге в 1914 году А. Л. Чижевский близко познакомился с К. Э. Циолковским, который сыграл большую роль в становлении молодого учёного, в выработке его мировоззрения. Дружба учёных длилась более 20 лет. К. Э. Циолковский поддерживал идеи младшего друга по гелиобиологии и эксперименты по аэроионификации. В свою очередь А. Л. Чижевский содействовал утверждению мирового приоритета К. Э. Циолковского в области космонавтики и ракетодинамики, переиздав в 1924 году его работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (под новым названием «Ракета в космическом пространстве») и разослав её зарубежным учёным и научным обществам. А. Л. Чижевский помогал К. Э. Циолковскому в публикации его статей в московских журналах и центральных газетах. [4]
Калужский журналист Алексей Васильевич Манакин в своей книге «Калуга в жизни А. Л. Чижевского» рассказывает о том, что А. Л. Чижевский был близко знаком с К. Э. Циолковским, считал его своим другом и учителем. Он утверждает, что судьба А. Л. Чижевского схожа с судьбой К. Э. Циолковского в том, что много сил и здоровья им приходилось тратить на борьбу с врагами научного прогресса. История науки знает множество примеров, когда открытия и изобретения отвергались современниками. Долгое время не признавали К. Э. Циолковского, считая его беспочвенным фантазёром. И А. Л. Чижевского называли лжеучёным, мракобесом, контрреволюционером. [1, с. 62-82]
В годы сталинских репрессий подобные обвинения имели трагичные последствия. А. Л. Чижевский много лет провел в тюрьмах, лагерях, ссылке. Об этой непростой странице в жизни ученого – 3 действие пьесы Р. В. Панфёрова «Солнцелов».
3. Годы «угнетения неволей»
3 действие пьесы Р. В. Панферова «Солнцелов» переносит нас в лагерь. Из истории мы знаем, что бесчеловечные условия сталинских лагерей того времени морально ломали даже сильных, превращали людей в зверей. Но в пьесе описано несколько ситуаций, в которых мы видим несломленного обстоятельствами человека, с чувством собственного достоинства и гордости, которые он отстаивает в нечеловеческих условиях несвободы.
Надзиратель лагеря приводит к начальнику заключенного, который проигнорировал приказ пришить на одежду номер. Номер 432. Им оказывается А. Л. Чижевский. Профессор объясняет свой поступок так: «Мы – люди, хоть и заключенные. У каждого – свое имя, отчество, фамилия. Зачем же их заменять номерами? Существовать под номером, как инвентарь, значит потерять себя окончательно». [2, с. 255-256]
За невыполнение указания и нарушение дисциплины в соответствии с лагерными порядками его на три дня отправляют в дисциплинарный карцер нестрогого режима. А. Л. Чижевский оказывается в камере с двумя зэкам. Выясняется, что с обоими он уже знаком. Один из них – неординарный математик, с которым А. Л. Чижевский проводил исследования крови в Спас-ском особлаге. А другой - пациент клинической лаборатории в госпитале, так как получил в Семипалатинске облучение.
Читатели пьесы узнают о том, что и в лагере А. Л. Чижевский продолжает заниматься наукой. Так ли это было на самом деле? Я снова обратилась к биографии ученого. Действительно, ему разрешили создать кабинет аэроионификации, заниматься электрическими проблемами крови и изучением влияния на нее некоторых внешних факторов и, в первую очередь, воздействия радиации. [5]
Р. В. Панферов обращает внимание читателей на тот факт, что ученому приходилось работать в клинической лаборатории после каторжных работ трудового дня. И откуда брались только силы? И мы понимаем, что им двигал огромный интерес к науке. Сам А. Л. Чижевский объясняет это так: «Кровь – зеркало организма. Это целостная динамическая система, исследование требует выявления математических и физических факторов. Расчетов». [2, с. 261] Во 2 действии пьесы есть слова К. Э. Циолковского, которые помогают понять эту безудержную тягу к исследованиям: «В России, ее людях есть глубина, где обитает и проявляет себя истинная сила, которая сохраняет высшую жизненность. Да, Россия страдательная, переменчивая, непредсказуемая, верит в тайну. А человек ищет истину, тоскует по неведомому, переживает за дело» [2, с. 241]
Но самое удивительное – в другом! Чижевский просит начальника управления Карлага отсрочить приближающееся освобождение и продлить его пребывание в лагере на месяц, потому что здесь лаборатория, помощники по математическим расчетам. Без этого он не сможет закончить свою исследовательскую работу по динамике крови, по ранней диагностике онкологических заболеваний под воздействием радиации. Чечев, начальник лагеря недоумевает: «Вы первый, кто пожелал добровольно остаться в лагере». [2, с. 274] А про себя думает: «Вот он советсткий человек. Стальной, железный человек! Такие непобедимы. Тем и опасны…» [2, с. 275] В качестве вольнонаемного ему разрешают пребывание в зоне ровно на месяц. Но все ученые труды А. Л. Чижевского после его освобождения были изъяты. Все бумаги сочли секретными.
А в биографии А. Л. Чижевского я прочитала, что впоследствии были опубликованы труды ученого по аэроионификации и по структурному анализу движущейся крови, над которыми он работал в лагере. [5]
В лагере А. Л. Чижевский продолжал заниматься не только наукой, но и поэзией и живописью. За эти годы им было написано более 100 стихотворений.
Все приму от этой жизни страшной –
Все насилья, муки, скорби, зло…
Одного лишь принимать не стану –
За решеткою темницы – тьму,
И пока дышать не перестану,
Никакой неволи не приму. [2, с. 260]
Глава IV. Творческая встреча с калужским поэтом и
публицистом Р. В. Панфёровым
6 февраля 2020 года в МБОУ СОШ №5 г. Калуги состоялась творческая встреча с поэтом и публицистом Р. В. Панфёровым. Это мероприятие организовало и провело Школьное научное общество «Ботаник» под руководством Садовой Татьяны Викторовны, учителя русского языка и литературы, при участии учеников 8 и 11 классов. Ученики нашей школы имели уникальную возможность задать интересующие их вопросы непосредственно автору книги. В результате беседы мы выяснили, что с самим А. Л. Чижевским поэт никогда не встречался, но изучил и прочитал огромное количество документов и книг о жизни ученого, о его научных исследованиях и открытиях и попытался художественно интерпретировать факты биографии А. Л. Чижевского в пьесе «Солнцелов».
А еще у Р. В. Панферов прочитал нам свое стихотворение «Люстра Чижевского», которое тоже есть в его книге «Свет заманчивый». Вот отрывок из него:
Он уловил неясным чвством,
Что существует тайный мост,
Свет исцеляющий от люстры
К нему приблизившихся звезд.
И если хворь охватит зноем,
Прими спасительный завет,
У отрицательных ионов
Есть положительный эффект.
Таким образом, научные исследования А. Л. Чижевского ставят его в один ряд с такими учеными, как К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы убедились, что книга Р. В. Панферова «Солнцелов» – попытка создания художественного произведения на основе биографии А. Л. Чижевского. Каждое действие пьесы рассказывает о каком-то ярком, интересном (по мнению Р. В. Панферова) периоде в биографии профессора. Автор попытался изобразить Александра Леонидовича не только как ученого, но прежде всего как обычного человека с его интересами, увлечениями, рассказать о его светлых и трагичных страницах жизни.
Познакомившись с биографией А. Л. Чижевского, любой воскликнет: «Какая участь! Какая грандиозная судьбина!» В пьесе во 2 действии Леонид Васильевич (отец А. Л. Чижевского) говорит: «Искать ответы на загадки мироздания – главное призвание ученого… Во все времена новые идеи в науке, мягко говоря, принимали с недоверием. Уж такова участь первопроходца». [2, с. 242-243]
Примером тому был Константин Эдуардович Циолковский. Он был самоучка, но обладал феноменальной научной зоркостью, которая позволила сделать великие открытия. Его считали чудаком. Сколько насмешек, грубого непризнания, даже обвинений в свой адрес пришлось ему вытерпеть! Его судьба – пример поразительной воли, веры в науку, в себя. К. Э. Циолковский учил А. Л. Чижевского быть бойцом на поле научной брани. Он часто повторял: «Я не имею права отступать и оставить мои замыслы втуне». Таким же оказался и А. Л. Чижевский, девиз жизни которого звучит так: «Через тернии к звездам!»
В результате проведенного мною исследования была подтверждена гипотеза, что в интерпретации биографии А. Л. Чижевского в пьесе Р. В. Панферова «Солнцелов» и реальных фактах наблюдается достаточное количество сходства. Процесс работы был для меня захватывающим и увлекательным. Я познакомилась с произведением калужского поэта и публициста Р. В. Панферова «Солнцелов», изучила множество материалов по биографии А. Л. Чижевского, приобрела большой опыт анализа прочитанного, научилась отбирать материал и делать выводы.
Исследовательская работа «А. Л. Чижевский в жизни и в творчестве калужского поэта, публициста Р. В. Панферова»имеет практическую значимость: материалы исследования использованы при проведении тематической экскурсии по школьному музею, по ним оформлен школьный стенд [Приложение 1]. По итогам творческой встречи был выложен материал на сайт школы [Приложение 2], написана статья в школьную газету «Пятёрочка» [Приложение 3]. О нашем мероприятии рассказали корреспонденты Калужской газеты «Весть» [Приложение 4]. Видеоролик о творческой встрече с Р. В. Панфёровым был использован при проведении школьных классных часов по краеведению для учащихся 8 – 11 классов. [Видеоролик прилагается и в презентации последним слайдом, и отдельно].
Список использованных источников и литературы
1.Манакин А. В. Калуга в жизни А. Л. Чижевского. – Калуга: Издательство «Гриф», 2008. – 136 с.
2.Панферов Р. В. Свет заманчивый. – Калуга: Издательство «Гриф», 2013. – 304 с.
3. https://stuki-druki.com/authors/Chizhevskiy.php
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/ЧижевскийАлександр Леонидович
5. https://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/Чижевский Александр Леонидович
Приложение 1
Школьный стенд
Материалы исследования использованы при проведении тематической экскурсии.
Приложение 2
Сайт школы
Приложение 3
Статья в школьную газету «Пятёрочка»
Приложение 4
Калужская газета «Весть»