Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" в инфографике

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" в инфографике

Клочкова Ю.С. 1Матвиенко А.А. 1
1ГБОУ МО "Одинцовский "Десятый лицей"
Веременникова И.П. 1
1ГБОУ МО "Одинцовский "Десятый лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Визуализация – прекрасный способ для запоминания информации.

В литературе инфографика1 выполняет роль систематизирования материала и преподнесения его качественно, лаконично и красочно.

Изучение и осмысление жизни и быта дворянского общества эпохи XIX века через инфографику, на наш взгляд, интересно и увлекательно! Уклад жизни молодежи XIX века, светского и мелкопоместного дворянства, семейных ценностей, моды, культуры, взаимоотношения героев – такие вопросы поднимаются в работе. Как современному читателю разобраться в сложной полифонии романа? Близки ли современному читателю вопросы становления личности человека далекой пушкинской поры, ее воспитания, развития, какова роль семьи и общества в этом?

Актуальность работы состоит в том, что наши сверстники не проявляют большой интерес к творчеству А.С. Пушкина. И мы решили привлечь внимание к глубокому и осмысленному прочтению романа с использованием инфографики. В ходе проведения анкетирования среди обучающихся 9-х классов мы убедились, что наша тема заинтересовала многих старшеклассников. В результате социологического опроса были получены следующие результаты: 80% наших сверстников знают, что такое инфографика и 100% считают этот способ удобным для запоминания текста большого масштаба.

Проблема работы: за легким слогом и классическим сюжетом таится информация энциклопедического масштаба. И задача нашей работы помочь ее осмыслить и запомнить с использованием графики.

Цель работы: провести исследование и создать иллюстрационный макет закладок к роману.

Задачи работы: 1)провести отбор, анализ и систематизацию литературного, исторического и иллюстративного материала, 2) Создать социальный опрос, сделать выводы, 3)Написать серию глав по описанию работы, 4)Изучить технологию создания инфографики.

Объект исследования: быт и нравы дворянства ХIХ века.

Предмет исследования: роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Методы исследования:

1) Эмпирический и теоретический методы.

2) Анализ и систематизация литературного и исторического материала.

3) Социальный опрос

4) Технология инфографического форматирования.

Данная работа относится к прикладному исследованию, ее можно использовать на уроках литературы, истории, МХК.

Описание работы: исследование представляет собой собрание нескольких глав в одну единую: «Энциклопедия русской жизни»: быт и нравы русского дворянства XIX в., куда включены главы: «Петербургский свет», «Мелкопоместное дворянство», «Кулинарный антураж», «Культура и литература: книги», « Мода», «Дуэль».

Каждая из глав, при необходимости, дополнена небольшими главками.

В интернете можно найти много работ по инфографике, посвященных литературной тематике, в том числе и к роману «Евгений Онегин». Но мы составили энциклопедическую историю романа в печатных закладках к роману «Евгений Онегин» красочно, сжато и актуально, используя современный дизайн PICS ART и СANVA. Всего 12 инфографик.

Считаем, что это наш вклад – дань поэтическому творению: 195 лет назад, 15 февраля 1825 года, в Петербурге вышла первая глава «Евгения Онегина».

Глава 1. Немного истории.

Одним из родоначальников современной инфографики считается Э. Тафти2, который создал концепцию информационной графики, а также впечатляющую ее коллекцию. Именно Тафти определил пути использования инфографики в современной образовательной практике как эффективного инструмента информирования. Инфографику активно используют в совершенно разных областях, начиная от науки и статистики и заканчивая журналистикой и образованием.

Инфографика способна не только организовать большие объёмы информации, но и более наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, а также продемонстрировать тенденции.

Инфографика включает в себя:

изображения

графические объекты

важную информационную нагрузку

красочное представление

внятное и осмысленное представление темы.

На чем основана хорошая инфографика? На

полезности (практической ценности) — насколько достигаются поставленные цели коммуникации.

пригодности — наличие смысла для зрителей и читателей, насколько полно, достоверно, интересно содержание.

красоте — качество формы и дизайна преподнесения информации.

Глава. 2. «Энциклопедия русской жизни»: быт и нравы русского дворянства XIX в.

Литературный критик В.Г. Белинский3 в статье «Сочинения Александра Пушкина» отзывался о романе в стихах так: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!..»4

В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин рассказал читателям XIX века об их современниках и донес через столетия историю русской жизни нам, потомкам XXI века. А чем обогатил и как сделал нас счастливее, мы и разберемся на страницах нашего проекта. А поможет нам сам пушкинский слог и современный инфографический дизайн. Заглянем в историю, господа!

Глава 2.1. Петербургский свет.

Один день из жизни Евгения Онегина

Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы…

А.С.Пушкин

Откроем первую главу романа. Главное слово этой главы - скука! А.С.Пушкин обозначил первую главу романа в стихах как «Хандра». И рассказ его ведется о типичном представителе молодого поколения аристократов Евгении Онегине, который «родился на брегах Невы <…>5

Ю.М. Лотман6 писал: «Онегин в первой главе, видимо, живет на Фонтанке». Пушкин селит героя в «Петербурге аристократическом и щегольском. «Это Невский проспект, набережная Невы, Миллионная, видимо, набережная Фонтанки, Летний сад, Малая Морская - гостиница «Лондон», Театральная площадь», - читаем в «Комментарии к «Евгению Онегина» у Ю.М. Лотмана.

Жизнь Евгения Онегина однообразна и скучна. Получив домашнее образование, он так и не нашел своего призвания, ни одна наука, кроме «науки страсти нежной», не увлекала молодого человека.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил. (Глава 1, IY)

День Евгения Онегина был похож один на другой. Распорядок его дня таков (Приложение 1):

Утро. Онегин еще в постели. Но «Бывало, он еще в постеле:/К нему записочки несут <…>» (Глава 1, XY)

12.00 – Утренний туалет. Онегин встает и приводит себя в порядок, чтобы совершить утреннюю прогулку по Невскому. Примерно около трех часов молодой дворянин приводил себя в порядок, следовательно, около 14.00 - 15.00 он выходил на прогулку.

14.00 – 15.00 – Утренняя прогулка. «Надев широкий боливар, /Онегин едет на бульвар.

«Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов в 1810—1820-х гг. были Невский проспект и Английская набережная Невы.

16.00 – Обед. Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Такие часы считались «поздними» и «европейскими» (дань моде!).

Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара - крепостного или наемного иностранца - и предпочитал обедать вресторане.

17.00 – Театр.

Почетный гражданин кулис,

Онегин полетел к театру… (Глава 1, XYII)

«Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом», - читаем у Ю.М.Лотмана. В театре проходили светские встречи и любовные интриги. Онегин едет в театр не по зову сердца, а от скуки. Балеты тоже ему надоедают: «Балеты долго я терпел,/ Но и Дидло мне надоел».

24.00 – Бал. В 1820 году время вечерних собраний знати составляло 22.00, но щеголи приезжали на балы не раньше полуночи. Бал имел «свою прелесть - оживленность свободы и непринужденность беседы между мужчиной и женщиной («Верней нет места для признаний...» — 1, XXIX, 3).

04.00 – Возвращение домой.

Дворяне возвращались домой под утро. «Что ж мой Онегин? Полусонный/В постелю с бала едет он:/А Петербург неугомонный/Уж барабаном пробужден…»

Один день похож на другой. Просвета не видно в жизни светского денди. Чего желать? Чего хотеть? Онегиным овладела понемногу «русская хандра».

Кабинет Евгения Онегина

украшало кабинет /Философа в осьмнадцать лет…

А.С.Пушкин

Интерьер кабинета7 Евгения Онегина можно представить из следующих предметов (Приложение 2):

Зеркало. В  первой половине XIX века зеркало уже является неотъемлемым предметом интерьера дворянских домов, обязательным элементом интерьера парадных комнат. В то время производство зеркал было очень вредным из-за паров ртути, которую содержала амальгама (только в середине XIX в. ртутную амальгаму заменила серебряная): но и весьма трудоемким и длительным. Все это существенно влияло на стоимость зеркал.

В интерьере кабинета присутствовали бюро8, канапе9, вольтеровское кресло.

Вольтеровское кресло — настоящее произведение искусства Франции:

тронообразное кресло с высокой спинкой, отделенной от сидения,

с удобными подлокотниками.

А.С.Пушкин описал кабинет Онегина в традициях сатиры XVIII в. Малоизвестный драматург Лукин в одноактной комедией «Щепетильник» (1765). высмеивал щеголей и упоминает завезенные из Франции причудливые вещицы - «безделюшки»: подзорные трубы, севрский фарфор, табакерки, бронзовые фигурки купидонов, шелковые маски, обручальные кольца, часы с репетиром. Но в то же время знаменитый Вольтер в стихотворении «Светский человек» восхваляет аристократа во всем: в одежде и в туалете, в содержании тела в чистоте, в поведении. Вольтер видит в роскоши положительный результат успехов цивилизации.

Главным поставщиком «безделушек» был «Лондон щепетильный».

Возможно, были и разные художественные редкости, такие, как севрский фарфор и весы для писем с позолоченным купидоном, «взвешивающим сердце».

Бюст НаполеонаИ столбик с куклою чугунной, Глава 7, XIX)-

дань эпохе - Татьяна Ларина видит в кабинете Онегина (в деревне):

Читаем далее:

Янтарь на трубках Цареграда… Упомянутые здесь модные курительные принадлежности— длинные турецкие трубки с янтарными мундштуками и разнообразными орнаментами—это южнорусские «чубуки» и «украшенные драгоценными камнями chibouques» .

Табакерка (от фр. Tabak., производное от tabak) - Родина табака – Америка. Первое распространение табак и обозначающее его слово получили в западной части Европы. В русском языке слово и никотиносодержащее растение, называемое этим словом, появились в XVII в.

Духи в граненом хрустале... — Духи в н. XIX в. были модной новинкой. «Духи вошли в употребление у нас только в конце прошедшего [XVIII] столетия». 10

Ножницы, пилочки для ногтей, щеточки для ногтей и зубов – все это приятные мелочи, вещицы, принадлежащие Онегину.

Глава 2.2. Мелкопоместное дворянство в романе

Один день из жизни поместного дворянства

К гостям усердие большое,

Варенье, вечный разговор

Про дождь, про лен, про скотный двор…

А.С.Пушкин

Ярким примером из жизни мелкопоместного дворянства может служить семья Татьяны Лариной, а также дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Как же проходил день в деревенской провинции в русской усадьбе начала XIX века? (Приложение 3)

07.00 – 08.00 - Утренний туалет. Утренний туалет, например, помещицы начинался «рано утром, и в зимнее время даже при свечах». «Каждое утро мне приносят пластинку льда толщиной со стекло стакана, и я, как настоящая русская, тру им щеки, от чего, как меня уверяют, бывает хороший цвет лица...» (из воспоминаний англичанки М.Вильмонт).11

8.00 - Завтрак. После пробуждения, если день был будничный, подавали завтрак. Он состоял из горячего молока, чая на смородиновом листу, каши из сливок, яиц, хлеба с маслом и меда.

09.00 - 12.00 - Время до обеда. Для хозяйки дома (или хозяина) все утренние и дневные часы проходили в нескончаемых хозяйственных хлопотах, особенно, если хозяйка имения (как, например, Прасковья Ларина, после смерти мужа) вынуждена была сама главенствовать, распределяя среди слуг и крестьян каждодневные обязанности. В жене-хозяйке ощущали помощницу, которая должна была «управлять домом самовластно или, лучше, самовольно» , что и делала помещица Ларина: «Она езжала по работам,/Солила на зиму грибы,/Вела расходы, брила лбы,/Ходила в баню по субботам,/Служанок била осердясь —/Все это мужа не спросясь».(Глава II, XXXII)

В утреннее время проходило и обучение детей в помещичьих семьях. Сестры Ларины, Татьяна и Ольга, как и многие дворянские девушки XIX, видимо, получили домашнее образование: из рук крепостной нянюшки девочка поступала под надзор гувернантки - чаще всего француженки, иногда англичанки. Вспомним, что Татьяна писала только на французском языке! В семьях, где нанять хорошую гувернантку не было средств, а дать девушке образование считали необходимым, прибегали к помощи пансионов: известными государственными учебными заведениями этого типа были Смольный институт благородных девиц и Екатерининский институт в Петербурге.

Татьяна выросла в поместье в окружении любви маменьки, папеньки, няни, сестры, среди дворовых девушек. Образ матери Татьяны, «списанный Прасковьи Осиповой – Вульф», никак не соответствует тезке, которая дала своим дочерям отличное воспитание, а сама получила титул «академика в чепце». Прасковья Ларина же образование свое закончила еще в девичестве, с романтическими романами Ричардсона.

Зато Татьяна Ларина очень любила чтение, которое вышло за рамки сонника, романов Ричардсона и Руссо после знакомства героини с Евгением Онегиным.

Занятия взрослых барышень в дообеденное время было таким: вышивали, играли в куклы, в горелки, подвижные игры.

Так Ленский с Ольгой резвились «В тени хранительной дубравы», в отличие от Татьяны, которой «скучен был и звонкий смех, и шум их ветреных утех». Она читает, слушает рассказы-сказки няни Филипьевны. Татьяна романтична и «в семье своей родной» кажется «чужой девочкой».

12.00 -17.00 - Обед/дневной сон. Обед в помещичьем доме проходил довольно рано: «Мы время знаем/В деревне без больших сует:/Желудок — верный наш брегет… (Глава 5,XXXYI)

Обед в свою очередь сменял дневной сон — распорядок дня, не всегда допустимый для горожанки! Летом в жаркие дни, «часу в пятом пополудни» ходили купаться, а вечером, после ужина «прохлаждались» на крыльце

20.00 - 21.00 – Ужин. Вечернее время

Вечер мог быть в семье поместного дворянства коротали просто: «Там ужин,/ там и спать пора».Ужин проходил примерно в 8 вечера.После ужина пили чай, играли в карты: «Люблю я час/Определять обедом, чаем/И ужином». ((Глава5,XXXYI)

Иногда соседи по вечерам ходили друг к другу в гости, чтобы « потужить, и позлословить/И посмеяться кой о чем». (Глава II, XXXIY)

Праздники. Особые торжества, как то именины, рождественские праздники предполагали большой сбор гостей. «Собирались за столом и обедали «человек по 30 и более, - читаем в книге Н.Л. Пушкарёвой. - Иногда же в гости приезжали вовсе без повода — родные, знакомые, соседи; приезжали они «со своими людьми, тройками и четвернями», которых кормили в людской». А.С.Пушкин и показывает нам один из таких праздников – именины Татьяны. Гости со всей округи съезжаются на праздник, веселятся, трапезничают, читают имениннице стихи: «Поэт же скромный, хоть великий,/
Ее здоровье первый пьет/И ей куплет передает». (Глава 5,XXXIII)

В провинциальном обществе любили танцы: «от музыки полковой» барышни приходили в восторг. Пока молодые девушки развлекались танцами, хозяйки (хозяева) поместий с гостями могли «посплетничать» и сыграть в вист.

Вот так проходили будни и праздники поместного дворянства начала XIX века. Что в городе было недопустимо и предосудительно, в деревне казалось возможным и приличным: сельские помещицы могли «не выходить целыми днями из халата», как и их мужья: «А сам в халате ел и пил;/
Покойно жизнь его катилась
(о бригадире Ларине); не делали модных замысловатых причесок: мать Татьяны ходила в чепце (скрывавшем прическу), хотя была еще молода (ей в романе около 40 лет), а чепец носили женщины старшего возраста; «ужинали в 8 часов вечера», когда у многих горожан «было время полдничать», и т.п. Но все это составляло «любезную картину семейного счастья среди сельских красот», по словам Н. М. Карамзина.

Описание одного дня поместного дворянства не только зеркальное отображение одного дня Евгения Онегина в светском обществе, но и напоминание читателю незаурядности образа Татьяны, непохожей по жизненным целям и ценностям на провинциальное общество. Образ любимой героини Пушкина представлен в инфографике (Приложение 4).

Татьяна Ларина - «русская душа» романа

В.Г.Белинский считал создание образа Татьяны «подвигом поэта! ».

В облике Татьяны Александр Сергеевич Пушкин находил свой женский идеал.

Татьяна решительна и непоколебима. Она уверена в своих решениях и предана любви. Татьяна благородно жертвует своей настоящей и искренней любви во имя блага семьи. Пушкин наделил героиню лучшими чертами русской женщины. Героиня привлекает умом, молчаливостью и задумчивостью.

У Татьяны есть связь с народом, она верит в предания, сны, гадания, тесно общается с няней. Душа героини проста. Имя русское - таким не называли всех подряд! Народность Татьяны проявляется в её доброте, щедрости. И если Евгения Онегина мы характеризуем как безнравственного, эгоистичного человека светского общества, то Татьяна – наоборот – нравственная, сильная, близкая к народу натура.

 
 

Глава 2.3. Кулинарный антураж в жизни русского дворянства
 

 

Французский антураж. Обед в ресторане Тулон

«Холостую» атмосферу ресторанного обеда ярко обрисовывает Пушкин в письмах весны 1834 г. к Наталье Николаевне, уехавшей через Москву на Полотняный завод: «...явился я к Дюме, где появление мое произвело общее веселие: холостой, холостой Пушкин! На самом деле местом сбора петербургских денди в это время был ресторан Талона на Невском. В ресторане француза Пьера Талона в доме №15 на Невском проспекте собирались денди той эпохи. Его повара кормили светских львов вплоть до 1825 года. В это фешенебельное место часто наведывался и сам Александр Пушкин. Ресторан был популярным и дорогим местом в Петербурге. Появиться в ресторане (особенно в таком, как Талона или Дюме) означало явиться на сборный пункт холостой молодежи — «львов» и «денди», что обязывало к определенному поведению. Не случайно женатый Пушкин избегал встречи с «холостою шайкою».

Меню обеда в ресторане Talone можно узнать, читая роман А.С. Пушкина:

«...К Talon помчался: он уверен,/Что там уж ждет его Каверин./Вошел: и пробка в потолок,/Вина кометыбрызнул ток;/Пред ним roast-beef окровавленный,/И трюфли, роскошь юных лет,/Французской кухни лучший цвет,/И Страсбурга пирог нетленный/Меж сыром лимбургским живым/И ананасом золотым...» ( Глава 1,XYI)

«Вина кометы брызнул ток». Поэт имел в виду шампанское 1811 года. Урожай винограда был необыкновенно хорош, вино из него получилось просто превосходным. Тогда же в августе в небе появилась яркая и большая комета, которую наблюдали и жители Петербурга. Шампанское этого года закупоривалось пробкой с изображением кометы. Из-за войны между Россией и Францией в 1813 году в Россию официально ввезли всего 100 бутылок шампанского урожая 1811 года — на 600 рублей.

«Roast-beef окровавленный» - в 1819–1820 годах в Россию пришла мода на английское блюдо ростбиф. Его готовили из хорошей бычьей вырезки особым способом,обычно ели холодным. Сок из-под мяса сливался и подавался в соуснике. На гарнир к ростбифу предлагали жареный картофель или запеченные овощи.

«Трюфли» - продукт, который могли себе позволить только состоятельные дворяне. В. Набоков охарактеризовал их так: «Эти деликатесные грибы ценились так высоко, что мы, в безвкусный цвет искусственных ароматов, с трудом можем себе представить». Во времена Евгения Онегина трюфели привозили в Россию из Франции, стоили дорого, если Пушкин назвал их «роскошью юных лет».

«И Страсбурга пирог нетленный…»Франты пушкинской эпохи любили страсбургский паштет из гусиной печени — очень жирное и дорогое блюдо, которое законсервированным привозили прямо из Франции. Потому Пушкин и назвал его «нетленным»: его запекали в тесте, помещали в глубокую посуду, заливали смальцем (жиром) и герметично упаковывали, между ящиками с пирогами укладывали брикеты льда и доставляли в Россию.

«Меж сыром лимбургским живым…» - знаменитый сыр из бельгийского герцогства Лимбург: мягкий сыр из коровьего молока обладает острым вкусом и жидкой консистенцией. Потому поэт и назвал его «живым». Из-за резкого запаха лимбургский сыр не ели перед выходом в свет или свиданием. Подавали к нему обычно сухие красные вина, оттеняющие его пряность.

«И ананасом золотым» - экзотические фрукты были еще одним способом потратить деньги с шиком и блеском. Во времена Пушкина во многих московских усадьбах были собственные оранжереи, в которых выращивались фруктовые деревья, а в Петербурге таких оранжерей не было, поэтому ананасы, дыни, персики, апельсины и арбузы привозились либо из Москвы, либо из-за границы. Ананас, например, продавали по 5 рублей за штуку.

Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет…

Евгений Онегин, отведавший ростбифа с кровью, бельгийского сыра, пирога с гусиной печенью, фруктов и запив все это шампанским, не наедался. Далее на стол подавались котлеты. Слово «котлета» пришло в русский язык из французского. Cotlett переводится как «ребрышко». Если сегодня мы готовим это блюдо из мясного фарша, то в онегинские времена котлеты делали из свиных и телячьих ребер.

Beef-stеаks и страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой…

Здесь Александр Пушкин второй раз вспомнил про пирог из печени гуся и упомянул бифштекс — английское национальное блюдо, которое стало частым гостем на столах молодых русских дворян. Повара готовили его из филе говядины, жарили на сильном огне приправляли сельдереем, петрушкой и укропом. Подавали на большой тарелке с куском охлажденного сливочного масла сверху. (Приложение 5)

Провинциальный антураж. Обед в доме Лариных

Традиции русской кухни на страницах романа.

И за столом у них гостям

Носили блюда по чинам.

А.С.Пушкин

Для создания яркой и полной картины жизни различных слоев русского дворянства А.С.Пушкин с блеском использует кулинарный антураж. Поэт рассказывает не только о жизни светского и помещичьего дворянства, но и раскрывает нам привязанности героев к еде. Пообедав в ресторане Тулон с Евгением Онегиным, попробуем и «деревенской» пищи. Гостей любили в дворянских семьях, потчевали по «чинам», а еда была сытной и простой.В главах, посвященных жизни семейства Лариных, читаем:

У них на масленице жирной

Водились русские блины...(Глава 2, XXXY)

Русские блины — блюдо традиционной русской кухни. Существовало предание, что чем больше их будет съедено во время масленицы, тем более урожайным будет год.

К слову, А.С.Пушкин очень любил блины, и мог съесть сразу до 30 штук.

Царские блины подавали с вареньем и желе: «...Обряд известный угощенья:/

Несут на блюдечках варенья,/На столик ставят вощаной/ Кувшин с брусничною водой. (Глава 3, III)

Варенье варили из спелых и зеленых ягод крыжовника, малины, смородины (всех сортов), дыни, сливы, персиков, абрикосов, лимонов, апельсинов, винограда, груш, яблок, морошки, ананасов, арбузов, брусники, клюквы, земляники, шиповника и айвы, грецких орехов, огурцов, моркови и каштанов

Ягоды и фрукты использовали не только для варенья, но и для консервов, наливок, шиповок и водиц.

Наливки, брусничная и яблочная вода: «В другом наливок целый строй,/Кувшины с яблочной водой (Глава 2, III)

Наливки были одним из излюбленных некрепких алкогольных напитков на Руси. Их приготовляли из ягод и фруктов. Бутылки закупоривали и к горлышку привязывали дощечки с надписью и номером бутылки, как в строю, у каждой бутылки было свое место и номер.

Яблочная вода — это водица, самый род наливки.

«Брусничную воду» - напиток из брусники, который можно было разбавлять «французской водкой». Хранили воду в кувшинах или бутылках, горлышко покрывали плотной тряпочкой или бумагой, а сверху заливали воском. Отсюда и «вощаной кувшин».

Чай. Чаепитие в помещичьей семье Лариных Пушкин описывает с любовью.

«...Смеркалось;/Шипел вечерний самовар,/ Китайский чайник нагревая;/Под ним клубился легкий пар…» (Глава 3, XXXVII)

В поместьях чай пили, как правило, из самовара, заваривали китайский чай из расчета чайная ложечка на 4 человека. Пили чай с сырыми сливками или молоком, или лимоном; пили с вареньем, фруктовым сахаром, клюквенным морсом, с вином, с ромом. Со времен войны 1812 года широко известен был чай с ромом. Чай с ромом упоминается и в романе «Евгений Онегин».

Любили в семье Лариных квас – деревенский напиток: «им квас как воздух был потребен».

Именины Татьяны.

Особо стоит сказать о блюдах, которые подавали к столу на именинах Татьяны.

Но целью взоров и суждений

В то время жирный был пирог

(К несчастию, пересоленный);

Да вот в бутылке засмоленной,

Между жарким и блан-манже,

Цимлянское несут уже…(Глава Y,XXXII)

Жирный пирог – пирог готовили с разными начинками: капустой или мясом. Само название этого кулинарного изделия происходит от слова «пир». Всякое праздничное застолье не обходилось без пирога, а именины в патриархальных русских семьях просто были немыслимы без этого кушанья.

Жаркое - достояние славянской кухни. По словам знаменитого кулинара Вильяма Похлебкина, жаркое – это мясо или птица, запеченные в духовом шкафу или русской печи.

Цимлянское игристое вино изготавливалось в области войска Донского, которое было дешевле французских. Оно высоко ценилось российским дворянством за вкусовые качества.

Бланманже (фр. blanc — белый, и manger — есть, кушать) — холодный десерт, желе из миндального или коровьего молока, сахара и желатина. Любимый десерт А.С.Пушкина.

Обед на именинах Татьяны показан как пир: с большим количеством гостей и разнообразием блюд. Обед в ресторане Тalone Онегина и обед на именах Татьяны – зеркальные картины в романе.

В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин подробно представил перед читателями традиции дворянского застолья начала XIX века Известен тот факт, что в романе автор 20 строк посвятил театру, 73 – женским ножкам, а вот гастрономической теме отдано 232 строки! Хотя сам и осуждал обжорство.

Глава 2.4. Культура и литература: книги

Книги - они как зеркала: в них лишь отражается то, что у тебя на душе.

Карлос Луис Сафон

Расскажи, что ты читаешь, и я скажу: кто ты! Мы верим, что у книг в романе есть своя роль. Книга безвольно окажет влияние на твоё мировоззрение и характер. Разные люди - разные книги.

За весь роман о книгах упоминается три раза. Насчитывается 17 известных авторов и несколько неизвестных.

С первых строк Пушкина мы узнаем, что Евгений не любил читать. Вернее читал, но всего понемногу. У юноши - период балов и лёгких интрижек. До книг ли ему? На первых страницах романа - известные имена: Вергилий, Гомер, Феокрит, Адам Смит. Но какова их роль в жизни денди? Пушкин отвечает так: «Мы все учились понемногу/Чему – нибудь и как-нибудь…(Глава 1,V)

Второе упоминание о книгах - в седьмой главе романа, когда Татьяне хочется окунуться в мир своего любимого, чтобы понять его душу, поступки, и не забыть сладостных минут счастья («Я… знаешь, няня… влюблена») – вот зачем Татьяне необходим этот порыв к чтению книг Онегина…

Но у Евгения путь к чтению книг и их пониманию заняли немало времени. Когда впервые встречаемся с героем, рвения к книгам, к их осмыслению у героя нет!.. Возможно, это один из признаков появления его хандры. Он пытался избежать реальности, найти ответы на жизненные вопросы у писателей, поэтов. Пушкин ограничился упоминанием только одного автора Байрона и его двух произведений: «Гяур», «Дон Жуан». В чертах Дон Жуана легко найти черты пушкинского Евгения Онегина. И в восьмой главе мы видим Евгения (уже после отказа Татьяны), читающего книги. Однако от скуки или чтобы отвлечься?..

Современники А.С. Пушкина читали разную литературу, но отдавали предпочтение французским просветительским романам. Вот эти авторы: Эдвард Гиббон, Жан-Жак Руссо, Алессандро Мандзони, Иоганн Гердер, Себастьен-Рок де Шамфор, Мадам де Сталь, Мари Биша, Пьер-Франсуа Тиссо, Пьер Бейль, Бернер Фонтенель.

А какие книжные предпочтения Татьяны Лариной? В «Очерках дворянского быта онегинской поры. Интересы и занятия дворянской женщины» (комментарий Ю. Лотмана к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») читаем:

«Молодая дворянка начала XIX в. – уже, как правило, читательница романов».Упоминание таких авторов, как Вергилий, (у Пушкина «Виргилий»), Расин, Скотт, Байрон, Сенека, говорит о том, что барышни начала XIX века были образованны! В это время они читали даже «дамских мод журнал».

Но Татьяна – живет в провинции, она - помещичья дочь. Воспитанная няней, вобрала в себя национальные черты: веру в гаданья, старинные обычаи и обряды,и, конечно, излюбленной ее книгой становится сонник Мартена Задеки12: «То был, друзья, Мартын Задека,/Глава халдейских мудрецов,/Гадатель, толкователь снов». (Глава 5,XXII)


Итак, упоминание о книгах дополняет образ героев, обусловливают их отношения. Книга является маленьким ключиком к многочисленным дверям в сердцах человека. (Приложение 8)

Особое место мы отвели в этой главе и афоризмам А.С.Пушкина. Крылатые слова из романа «Евгений Онегин» вошли в нашу жизнь легко. «Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя», - разве эти слова не о каждом из нас? Или прекрасные строки о любви: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». Или «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Крылатые выражения А.С.Пушкина – это яркие, мудрые, жизненные наблюдения человека, повидавшего многое на своем веку; эти изречения инасыщенны, благозвучны, что и стало причиной их использования в разговорной речи.

Глава 2.5. Мода

Мастерство создания мужских и женских платьев поражает наше воображение.

 

Мода мужская

Как денди лондонский одет…

А.С.Пушкин

Онегин

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил. (Глава I,XXY)

По словам В.Набокова, Евгений Онегин, отправляясь на бал надел фрак лазурного цвета с медными пуговицами и бархатным воротничком, с полами, закрывающими бедра, поверх очень облегающего белого жилета; весьма вероятно, что его брегет с репетиром, со свободно свисающей цепочкой карманной печати, лежал в переднем правом кармане брюк, которые, как я представляю себе, были синего цвета панталонами (также именующимися «трико»— нанковые трико с тремя пуговицами на лодыжке), натянутыми поверх лаковых «escarpins». (Приложение 10)

Панталоны, фрак, жилет  в начале XIX в. относились к сравнительно новым видам одежды.Черный цвет фрака считался траурным, поэтому фраки носили коричневые или зеленые и синие с светлыми пуговицами…», - читаем у Лотмана.

Панталоны тоже «имели» свою историю. Первоначально они были белого цвета, их носили под высокие сапоги с кисточками, т. е. гусарские или, как назывались они по-французски, à la Souwaroff». Но с 1819 года мода резко изменилась: были введены в употребление либеральные широкие панталоны с гульфиком впереди, сверх сапог или при башмаках на бале.

Существовало около тридцати способов завязывать галстук. Поэтому немудрено, что так долго собирался денди на прогулку, праздник или на бал.

Боливар – это жаргонизм эпохи А.С.Пушкина, шляпа с широкими полями, названняа так в честь кумира европейских лиьералов 1820-х гг Боливара Симона (1783—1830) — вождя национально-освободительного движения в Латинской Америке. Судя по иконографическим материалам, Пушкин также  носил шляпу à la Bolivar.

Сам А.С.Пушкин отводил одежде, костюму немаловажную роль. «Костюм в сочетании с событием, контекстом и эмоциями героя может многое сказать о самом человеке», - считал поэт, о чем читаем в статье А.В.Келлера.13

Пушкин чаще всего был всегда в черном: цвет фрака денди. В 1828 г. на балу в Старицах его приняли за иностранца. «Ходил он в черном сюртуке. На туалет обращал он большое внимание. В комнате, которая служила ему кабинетом, у него было множество туалетных принадлежностей, ногточисток, разных щеточек и т. п.», - писал Вересаев14. Надо сказать, что на всем протяжении своей жизни Пушкин получает самые противоречивые характеристики: то он небрежен к своей внешности и даже неряшлив, то щепетилен и аристократичен.

Стоит упомянуть и о Чаадаеве15, одном из прототипов Евгения Онегина.

Чаадаев был известен не только свободолюбием, независимостью суждений, рыцарской щепетильностью в вопросах чести, но и утонченным аристократизмом и щегольством в одежде.

Чадаев в узком кругу считался «дельным» человеком, т.е. декабристом. Легко соотнести первые буквы слов «денди» и «дельный», чтобы понять пушкинские строки: «Второй Чадаев, мой Евгений…».

Брегет и лорнет.

Брегет – часы фирмы парижского механика Брегета (Бреге) Абрахама-Луи (1747-1823),карманные часы «с репетицией: если надавить на специальную пружинку, «отзванивал» время.

Лорнеты сменили очки, которые были также частью моды денди. Московский главнокомандующий в самом начале XIX века И. В. Гудович был большим врагом очков и срывал их с лиц молодых людей со словами: «Нечего вам здесь так пристально разглядывать!» Вспоминаются пушкинские слова:
Двойной лорнет  скосясь  наводит
/На ложи незнакомых дам...
(Глава 1, XXI) или В «Путешествии Онегина» ироничное: «Одессу звучными стихами /Наш друг Туманский описал....Приехав, он прямым поэтом/Пошел бродить с своим лорнетом...

Мода женская

Отгремела война 1812 года, но, тем не менее, наиболее популярным в культуре вообще, и в моде в частности, к 20-м годам 19 века, был стиль ампир. Название его происходит от французского слова “империя”, а вдохновили его победы Наполеона. (Приложение 10)

В основе модного женского платья начала XIX в. лежит подражание античным образцам. Костюм был выдержан в одном стиле с колоннами, высокая талия женских платьев, прямая юбка, корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, создавали образ высокой, стройной красавицы античного Рима.

Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий. Не случайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:

...Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры... (Глава 1, XXYII)

Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки.

В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.

Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Линия талии опустилась на свое естественное место, в ход пошла шнуровка. Юбка и рукава сильно расширились, чтобы талия казалась тоньше. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. На плечи набрасывали кашемировые шали, пелерины, боа, которые прикрывали декольте.

Дополнения – зонтики с оборками летом, зимой – муфты, сумочки, перчатки. Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:

...Корсет носила очень узкий

И русский Н, как N французский,

Произносить умела в нос...

Берет - головной убор, обычно плоский, но детали зависели от текущей моды. Появился он ещё в эпоху Возрождения. А в XIX веке, когда стал развиваться интерес к костюмам предыдущих столетий, береты, наравне с тюрбанами, вновь вошли в моду и держались в ней до середины века. Их носили замужние женщины.

Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит? (Глава 8, XYII)

Глава 2.6. Дуэль

Вот так всегда, начинает за здравие, заканчивает вызовом на дуэль.

М. А. Репнин

Период написания Александра Сергеевича Пушкина романа «Евгений Онегин» пришёлся на «пик популярности» дуэлей в России (конец XYIII века и начало XIX века).

В дворянской среде дуэли рассматривались как поединки в защиту чести, поэтому по негласному внутреннему дворянскому кодексу отказ от вызова на дуэль считался проявлением трусости и означал бесчестие. Дворянин, отказавшийся от дуэли, терял уважение, и ему отказывали от общества.

Почему Пушкину понадобилось крушить надежды и жизни героев романа Владимира Ленского и Евгения Онегина?

Для начала определим повод проведения дуэли. До именин Татьяны Онегин и Ленский хорошо «играли роль друзей»: «Они сошлись. Волна и камень,/Cтихи и проза, лед и пламень… (Глава 2, XIII)

Но именины Татьяны расстроили хорошие отношения героев: Онегин в порыве гнева решает взбесить Ленского, а тот из-за ревности вызывает друга на дуэль: «Две пули — больше ничего —/Вдруг разрешат судьбу его». (Глава 5, XLY)

Правила дуэли в романе были нарушены:

- Одним из важных требований проведения дуэлей является наличие двух секундантов с двух сторон. Но единственным представителем дуэли Ленского и Онегина оказался Зарецкий, друг Владимира Ленского, старый дуэлист.

- Зарецкий нарушает п.170 дуэльного кодекса16. Кодекс гласит, что дуэлянт должен указать двух секундантов. Чего не сделал Онегин.

- Если бы Онегин указал на Гильо17 как на своего секунданта, то секунданты Ленского должны были возразить, потому что согласно п.144 дуэльного кодекса недопустимы секунданты неравного происхождения.

Если бы Онегин не указал двоих секундантов, то секунданты Ленского обязаны были удалиться и составить протокол об отказе дуэли, согласно п.172

- Опоздание Онегина секундант мог объявить как неявку одного из секундантов. Время ожидания ограничено рамками не более 30 минут. Онегин опоздал более, чем на час …

Несмотря на неоднократные нарушения пунктов дуэльного кодекса, дуэль совершилась. И оборвалась жизнь Ленского, так и не начавшись. Бессмысленная гибель Ленского сделала из Онегина убийцу. Потрясённый смертью Владимира, Евгений начинает видеть всю низость своей натуры и глубину её падения. «Убийца» покидает места, где «окровавленная» тень ему являлась каждый день», и начинает странствовать по России. Его праздная жизнь в конец ему надоела. Он осознал свою жизнь как путь без целей и трудов. После путешествий Евгений вернулся духовно обновлённым, и дальнейшая судьба его жизни не известна. Как неизвестна и судьба Ленского, А.С. Пушкин лишь предположил, что Ленский женился, пыл его бы охладел, жил бы в деревне, «носил бы стеганый халат»… и скончался среди «плаксивых баб и лекарей» (Глава 6, XXXVIII)

Какой сложилась бы судьба Владимира Ленского, читатель может только вообразить. Трагедия истории молодого юноши окрашивает конец романа в чёрные цвета, а личность Онегина - злыми упрёками.

Глава 3. Заключение

Энциклопедия! Это роман в стихах А.С.Пушкина. Искусство слова Александра Сергеевича Пушкина сотворило классику романов. Мы читаем о жизни Евгения Онегина, узнаем, из чего складывался день светского человека, удивляемся тому, как барышни сходили с ума по французским романам, что танцевали на балах, что было в моде.

На страницах романа отразился век. Охвачены события с 1819 по 1825 годы. Показана жизнь и быт русского дворянства XIX века, привычки и нравы людей.

Создание инфографики систематизировало наши знания. «Раскопки» романа вызвали у нас серьёзный интерес. Хоть иногда процесс останавливался. Потому что художественное произведение медленно, но верно оказывало влияние на наши взгляды на многие вещи.

Мы расширили свой кругозор, благодаря поискам информации. Мы однозначно усвоили для себя, что иметь дело с созданием инфографик – это серьёзно и трудоёмко. Ты начинаешь обращать внимание не только на такие детали, как оформление картинки, но и на цвет, а иногда даже и на шрифт!

Мы надеемся, что пополнили знания о романе у людей, знакомых с творчеством «солнца русской поэзии». Проблематика романа разноплановая: любовь, дружба, долг, гордость, честь, возможность реализовать себя в обществе, толерантность по отношению к другим, привязанность к общественному мнению.

Образ жизни и дуэли, балы и книги, Ларины и Онегин, Владимир и Евгений, Татьяна и русская душа, честь и гордость – это всё роман «Евгений Онегин». И мы с радостью заявляем, что урок о Любви и Жизни нами успешно сдан!

Список литературы

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская Энциклопедия; Издание 10-е; 1973 г.

2. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий: Пособие для учителя // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; "Евгений Онегин": Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 472—762.

3. Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10-ти томах, т. 5. Евгений Онегин. Поэмы. М.: «Художественная литература», 1974

4. Пыляев М. И. Старое житье. Очерки и рассказы. СПб., 1892. С. 80—81.

Интернет-источники

В.Г.Белинский Сочинения Александра Пушкина (Белинский)/Статья девятая . [Электронный ресурс]

URL: https://ru.wikisource.org/wiki/

Вайнштейн Ольга. Денди: мода, литература, стиль жизни. [Электронный ресурс]

URL: https://royallib.com/book/vaynshteyn_olga/dendi_moda_literatura_stil_gizni.html

Дуэльный кодекс В.Дурасова. [Электронный ресурс] URL:  https://ru.wikisource.org/wiki/

Келлер А. В. Гражданский фрак и военный мундир в жизни А.С.Пушкина. Судьба костюма и судьба поэта. [Электронный ресурс]

URL: https://vestnik.nsu.ru/historyphilology/files/7164e686e57ca7cdfbac04a173872f82.pdf

Лотман Ю.М. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарии. Очерк дворянского быта онегинской поры. [Электронный ресурс]

URL: http://pushkin-lit.ru/pushkin/articles/lotman/onegin- kommentarij/onegin-comments-byt-1.htm

Набоков В. Комментарий к роману «Евгений Онегин». [Электронный ресурс]

URL: https://www.informaxinc.ru/lib/pushkin/nabokov_eo/#t1

Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница(X – начало XIX века). [Электронный ресурс]

URL: https://www.booksite.ru/fulltext/life/ofw/oman/

Пять денди из России. Наряды и выходки российских щеголей, франтов и теоретиков светского образа жизни. [Электронный ресурс]

URL: https://arzamas.academy/materials/488

Рисунки

1. Все о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» [Электронный ресурс]

URL : https://e-onegin.jimdofree.com/

2. Длинные ногти, корсеты и другие тайны мужского туалета настоящих денди XIX века [Электронный ресурс]

URL: https://kulturologia.ru/blogs/171019/44436/

3. Иллюстрации к роману Евгений Онегин» [Электронный ресурс] URLhttps://evgenij-onegin.ru/illyustratsii/

"Кто там в малиновом берете?" [Электронный ресурс]

URL : https://zen.yandex.ru/media/eregwen/kto-tam-v-malinovom-berete- 5d5179408c5be800ae85460f

Мода 1800-1840 годов [Электронный ресурс]

URL:https://www.pinterest.ru/nataliebige13/%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B0-1790-1820/

Приложения

Приложение 1.

Распорядок дня Онегина

Приложение 2

Приложение 3

Распорядок дня поместного дворянства

Приложение 4

Татьяна

Приложение 5.

Кулинарный антураж Петербурга

Приложение 6.

Русский кулинарный антураж

Приложение 7.

Меню обеда в доме Лариных

П риложение 8. Книги

Приложение 9.

Крылатые выражения

Приложение 10. Мода мужская.

Приложение 11. Мода женская

Приложение 12. Дуэль

Приложение 13

1.Что вам известно об инфографике?

2.После прочтения определения и рассмотрения примера текста встречались ли вы с графическим оформлением (инфографикой)?

3.Считаете ли, вы что такой способ более удобен для запоминания информации?

4.Предпочли бы вы инфографики другим видам оформления информации?

5.Считаете ли вы, что такой вид подачи информации актуален?

1Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — 

2 Тафти Эдвард Рольф  (англ. Edward Rolf Tufte; род. в 1942) — американский статистик, профессор-эмерит статистики, политологии и компьютерных наук Йельского университета, известный своими работами по информационному дизайну

3Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский (30 мая [11 июня] 1811, крепость Свеаборг, Великое княжество Финляндское — 26 мая [7 июня] 1848, Санкт-Петербург) — русский литературный критик.

4В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая. "Евгений Онегин"

5

 

6 Лотман Ю.М. Роман А. С. Пушкина«Евгений Онегин». Комментарий

7Кабинет — (от фр. cabinet) – рабочее помещение. В русском языке используется с 1705г. Кабинет обставлялся книжными шкафами, произведениями искусства и располагался обычно рядом со спальней.

8Бюро — (от фр. bureau) – письменный стол

9Канапе — (от фр. canape) — предмет мебели, подобный дивану, обитый материей. При его изготовлении используется древесина грецкого ореха, вишни, красного дерева. Стиль, созданный в эпоху Людовика XV и Людовика XVI.

10 Пыляев М. И. Старое житье. Очерки и рассказы. СПб., 1892. С. 80—81.

11 Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница(X – начало XIX века).

12 Примечание к Евгению Онегину: «Гадательные книги издаются у нас под фирмою Мартына Задеки, почтенного человека, не писавшего никогда гадательных книг, как замечает Б.М.Федоров.

13Келлер А. В. Гражданский фрак и военный мундир в жизни А.С.Пушкина. Судьба костюма и судьба поэта.

14Вересаев В. В. Соч.: в 4 т. М.: Правда,1990. Т. 2: Пушкин в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников. 558 с.; Т. 3: Пушкин в жизни.

15 Чаадаев Петр Яковлевич – общественный деятель, философ

16 Дуэльный кодекс В.Дурасова https://ru.wikisource.org/wiki/

17 Гильо – француз, слуга Онегина

29

Просмотров работы: 23