Влияние нравственных уроков, полученных в детстве, на становление личности и дальнейшую судьбу русского писателя И. С. Шмелёва

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние нравственных уроков, полученных в детстве, на становление личности и дальнейшую судьбу русского писателя И. С. Шмелёва

Бабич И.Г. 1
1АНОО "Гимназия "Ковчег"
Бабич Т.В. 1
1АНОО "Гимназия "Ковчег"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 

Для христиан современного мира является очевидным тот факт, что мы живем в весьма лукавые времена. Начавшийся много веков назад процесс дехристианизации человечества в настоящее время резко ускорился. Эпоха гуманизма, когда человек был объявлен центром мироздания (фактически без Бога), на наших глазах сменяется так называемой «новой эрой» трансгуманизма («New age», как называют ее адепты этой «религии»), превращающего человека в обезображенного (без образа Божия) киборга с возможностью замены любых «деталей» его организма (включая мозг). Поэтому в наше время откровенной подмены ценностей и искажения Божественной морали особую важность приобретает вопрос, как христианин может сохранить в себе образ Божий, как противостоять этой смрадной волне безбожия и откровенного сатанизма. Несомненно, для этого требуется прочная православная нравственная основа, которая закладывается, прежде всего, в детском и юношеском возрасте. Поэтому конкретные примеры действенности такого воспитания очень важны для современных педагогов, родителей и детей.

Целью данной работы является изучение влияния православной среды в детском возрасте на формирование мировоззрения известного русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва (1873-1950 гг.).

Основные задачи настоящего исследования:

- проследить влияние православной христианской среды на воспитание личности И.С.Шмелёва,

- проанализировать роль заложенных в детстве православных ценностей в преодолении духовных искушений «века сего», с которыми И.С.Шмелёв столкнулся в юношеском возрасте, и борьбе с жизненными трудностями зрелого периода жизни,

- определить роль духовного наследия И.С.Шмелёва в развитии личности ребенка на основе православных ценностей.

Для достижения поставленных задач использован обзор биографии И.С.Шмелёва с привлечением произведений, носящих автобиографический характер, а также анализ информации различных источников: воспоминаний современников, книги И.А.Ильина «Творчество Шмелёва», переписки И.С.Шмелёва, современных статей и публикаций о жизни и творчестве писателя. Для исследования были отобраны следующие произведения И.С.Шмелёва: «Лето Господне», «Богомолье», «Старый Валаам», «У старца Варнавы», «Солнце мёртвых», «Пути небесные».

Данная работа представляет практическую значимость для проведения уроков литературы и внеклассного чтения, а также классных часов, посвященных нравственной тематике.

1. Формирование основ православного мировоззрения И.С.Шмелёва

в детские годы

О важности закладки основ православной нравственности в детстве для воспитания полноценной личности очень ясно высказывались многие Святые Отцы: свтт. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Дмитрий Ростовский и Тихон Задонский, старец Филофей (см. Приложение). Православный писатель Ф.М.Достоевский выразил свой взгляд на эту тему проникновенными словами своего любимого героя Алеши Карамазова («Братья Карамазовы»): «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, светлое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».0

Ярким свидетельством истинности вышеприведенных утверждений является жизнь русского православного писателя Ивана Сергеевича Шмелёва. Известно, что он появился на свет в Кадашевской слободе в большом купеческом доме в глубоко религиозной семье. Храмы Замоскворечья, звон колоколов, лики святых окружали Ваню с младенчества. И на все это он смотрел с неподдельным восхищением и восторгом. Обратимся к воспоминаниям самого писателя: «На Крестный ход выходят все приходы с хоругвями так, будто это одна большая церковь движется навстречу Господу и Богородице! И только звон колоколов, перекликаясь с веселым золотым перезвоном, стоит над рекой: «По — мни!»0. До 15 лет посещение храма для Шмелёва было обязательным. И это, конечно, так же не могло не оставить след в его детской душе.

Мы знаем, что важную роль в воспитании ребёнка играют, прежде всего, окружающие его люди, их нравственные принципы, а главное, личный пример. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Очевидно, что И.С.Шмелёв вбирал в себя нравы и черты характера своего горячо любимого отца. Сергей Иванович, принадлежал купеческому сословию, занимался строительными подрядами. Будучи глубоко верующим человеком, он добросовестно нес служение старосты Казанского храма, делая щедрые пожертвования на его устроение. Участвовал в подрядах на строительство храма Христа Спасителя. К воспитанию своих детей в духе Православия Сергей Иванович относился очень серьезно. Обратимся еще раз к «Автобиографии» писателя: «В доме я не видал книг, кроме Евангелия, которое нас, детей, заставляли читать великим постом, и молитвенников, по которым я изучал молитвы.»0

В книге «Лето Господне» можно наблюдать, как отец, являющийся несомненным авторитетом для ребенка, сознательно, а порой невольно, опосредованно в личных беседах и личным примером воспитывал мальчика. Он был весьма неординарным человеком, в котором купеческая хватка соединилась с абсолютным бескорыстием, безудержная удаль с христианским смирением. Писатель запомнил, как себе в убыток «из уважения к национальной святыне берет отец подряд на строительство трибун к открытию памятника Пушкину».0 В восприимчивой памяти ребенка на всю жизнь запечатлелись воспоминания о том, как отец любил тихо напевать молитвы, затепливая домашние лампадки. Это был человек, который умел искренне по-детски радоваться. Эта радость невольно передавалась и сыну. Исследователь творчества И.С.Шмелёва В.В.Агеносов отмечает, что отец проявлял постоянное внимание к мальчику, делился с ним самым сокровенным и дорогим, что есть у него на сердце.0

И.С.Шмелёв свидетельствовал, что его отец вызывал у окружающих его людей чувство уважения и любви. Даже со своими работниками он мог быть и оченьсуровым и необыкновенно добрым, когда видел, как люди от души старались делать порученное им дело не ради корысти, а во славу Божию. В праздники он был гостеприимным, щедрым хозяином. «Так и ты поступай, с папашеньки пример бери...»,0 – наставлял мальчика приставленный к нему отцом «дядька» Горкин. И писатель следовал этому совету всегда.

Мы видим отца, втайне от окружающих раздающего милостыню. Видим его любовь к молитве (общению с Богом). И все это не остается незамеченным сыном. Все это оставляет глубокий след в его маленьком сердце. И однажды поможет уже повзрослевшему человеку не впасть в отчаяние, не пропасть. Эта память поможет снова вернуться на тот единственный путь спасения, который ведет человека в царство небесное. Время, проведённое с отцом, писатель будет помнить всю жизнь. Сергей Иванович с огромной любовью будет впоследствии выписан уже взрослым сыном в романе «Лето Господне».

Значительное влияние на миросозерцание И.С.Шмелёва также оказало общение с «дядькой» Горкиным – человеком из простонародья, кладезем глубинной народной православной мудрости. Искренне поражаясь чистоте веры Горкина, маленький Ваня даже сравнивал его с преподобным Сергием Радонежским, задавая ему наивный вопрос: «Ты будешь преподобный, когда помрёшь?»0 Кроме того, христианской любовью и заботой окружали мальчика проживавшие на дворе отца работники. Большое впечатление производили паломнические рассказы захожих странников и странниц.

Еще один исследователь жизни и творчества И.С.Шмелёва Кириллова Л. пишет: «Вера окружает мальчика со всех сторон, она впитывается им вместе с пищей, вместе с разговорами простых русских людей. И эта вера, которую с детства и до последнего вздоха пронёс в своём сердце Иван Сергеевич Шмелёв, в эмиграции часто становилась единственным утешением, единственным напоминанием о России. Именно вера, по мнению писателя, формирует моральные принципы человека, является основополагающей чертой русского национального характера.»0

Таким образом, мы видим, что в детские и отроческие годы И.С.Шмелёва в его сознании были прочно заложены православные нравственные основы, которые сыграют ключевую роль в дальнейшем формировании мировоззрения писателя.

2. Роль православного воспитания в прохождении

жизненных испытаний И.С.Шмелёвым

Отец поучал маленького Ваню: «Каждому даётся крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести»0. Тема креста возникнет в жизни Шмелёва еще не раз. Он вспоминал: «Как-то приехала матушка от Троицы. Была она у батюшки Варнавы, и он сказал ей: «А моему... - имя моё назвал, крестик, крестик...». Это показалось знаменательным: раза три повторил, словно втолковывал... «а моему... крестик, крестик!» ... - «А тебе вот крестик велел, да всё повторял. Тяжёлая тебе жизнь будет, к Богу прибегай!» - не раз говорила матушка. И мне делалось грустно и даже страшно. Сбылось ли это? Сбылось»0.

Не смотря на то, что И.С.Шмелёв с детства был и всегда оставался (по заповеди Божьей и по примеру своих воспитателей) необыкновенно добрым и хлебосольным человеком, очень внимательным к людям, к их скорбям; много трудился, гнушался роскоши, в гимназические и студенческие годы он всё же поддался философским мудрованиям «века сего» и на время отошел от Церкви.

Вот что пишет И.А.Куклина:«Его мировоззрение меняется под влиянием прочитанных книг ученых-материалистов, увлечением социологическими науками, революционными событиями. Писатель верит в возможность обновления жизни на гуманных и справедливых началах через переустройство общества.»0 Проиллюстрируем ее мысль цитатой самого И.С.Шмелева из рассказа «У старца Варнавы»: «От Церкви я уже шатнулся, был, если не безбожник, то никакой. Я с увлечением читал Бокля, Дарвина, Сеченева, Летурно... стопки брошюр с книжных прилавков на Моховой улице, где студенты требовали "о самых последних завоеваниях науки". Я питал ненасытную жажду "знать". И я многое узнавал, и это знание уводило меня от самого важного знания ― от Источника Знания, от Церкви».0

Но Господь, желая спасти заблудшее чадо, посылает Ивану Сергеевичу невесту Ольгу Александровну Охтерлоне (дочь генерала А. Охтерлони, участника обороны Севастополя.), сохранившую верность христианским ценностям. И вот он, «в полубезбожном настроении» в 1895 г. вместе с Ольгой по ее настоянию едут в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы получить благословение преподобного Варнавы Гефсиманского. И вот здесь сказалось его православное воспитание. По словам Шмелева: «потянуло... к монастырям! Потянуло в детство. Вспомнилась Троица, как ходили пешком, бывало... с Горкиным к Троице ходили». Обратим внимание: у молодого человека возникают спасительные воспоминания детства. Заложенное в то время уважение к священнослужителям, к старцам сыграло свою благую роль. Шмелёв пишет: «С "батюшкой Варнавой" во мне сочеталось светлое и святое. …Даже когда я вырос и был студентом, рождалась во мне тревога, когда я думал о батюшке Варнаве: а вдруг он скажет».0 Детская любовь к паломничеству помогла сделать следующий шаг: будущий писатель совершает поездку на Валаам. О своих впечатлениях он рассказал в книге «Старый Валаама». Это посещение святой обители и общение с насельниками монастыря послужили мощным толчком к переосмыслению своих новомодных взглядов.

Окончательное возвращение «блудного сына» к Богу, в лоно Церкви произойдет несколько позже. Это время можно определить достаточно точно –1920-1921 год: Гражданская война, Крым – Алушта, гибель единственного любимого сына, голод. После всех этих потрясений И.С.Шмелёв превратился, по воспоминаниям современников, из энергичного, бодрого, жизнерадостного человека в сгорбленного, иссушенного горем старика с глубокими морщинами, говорящего едва слышно. Он потерял всяческий интерес к жизни. Из письма И.С.Шмелёва К.А. Тренёву и И.А.Бунину: «Когда душа мертва, а жизнь только известное состояние тел наших, тогда все равно.»0

Шмелёв находился на грани душевной гибели. Как свидетельствует из письма писателя председателю Наркома образования А.В.Луначарскому, вместе с сыном он потерял сердце0. Какая мука! Какая душевная боль, которую еще предстоит преодолеть человеку! Иван Сергеевич, решив после потери сына, остаться за границей. теряет и Родину. Как выжить среди пустоты? Как выстоять? Позже он напишет в книге «Солнце мертвых»: «Бога у меня нет: синее небо пусто».0 Страшная пустота разуверовавшегося человека. Как тут не сломаться? Как не отчаяться? Не впасть в безумие? Атеистически воспитанному человеку в такой ситуации было бы трудно выстоять перед искушением разом покончить с жизнью.

Кроме того, рядом с ним всегда была Богом данная спутница - жена, пронесшая через всю свою жизнь искреннюю веру. Эта вера всегда служила писателю маяком к собственным детским воспоминаниям, напоминала о покинутом Отчем доме, о жизни в Боге. Во многом благодаря жене он снова возвращается к Истине, которая, на самом деле, не покидала его ни на минуту, которую он так остро чувствовал тогда ещё, в храме, стоя рядом с отцом и Горкиным:«Это не наша церковь: это что-то совсем другое, какой-то священный сад. И пришли мы не молиться, а на праздник…»0. Вспомним, как Шмелёв ощущал эту Истину всем своим сердечком, когда в доме зажигали лампадки, когда Горкин рассказывал ему, маленькому мальчику, жития святых.

Возвращение к Богу стало духовным возрождением не только Шмелёва-человека, но и Шмелёва-писателя, что находит отражение в его творчестве. Пережитое не озлобило писателя. Его укрепляла апостольская радость, которая и наполнила те его труды, которые многие современники хранили рядом с Евангелием. Нужно сказать, особую радость, данную благодатью Святого Духа, Шмелев ощущал довольно часто. Так, только чудом он, будучи тяжко больным, оказался на Пасхальном богослужении: «Святая тишина обвеяла душу. Боли ушли. И вот, стала наплывать-нарождаться… радость! Стойко, не чувствуя ни слабости, ни болей, в необычайной радости слушал Заутреню, исповедовались, обедню всю выстояли, приобщились… – и такой чудесный внутренний свет засиял, такой покой, такую близость к несказанному, Божиему, почувствовал я, что не помню – когда так чувствовал!»0

Вот что пишет Е.А.Осминина о жизни Шмелёва во Франции, основываясь на книге воспоминаний его племянника Ива Жантийом-Кутырина «Мой крёстный»: «Шмелев ходил на службы в православные церкви Парижа: на Сергиево подворье, в храм Александра Невского. И сам строго соблюдал в домашнем обиходе все обычаи и традиции. Что было для него несложно, детское воспитание-то его, в купеческой семье, было религиозным. И постепенно, после пережитых страданий, после мучительных раздумий о судьбе России - религия освятила потемки отчаяния в его душе.»0

Заложенная в детстве святая вера стала стержнем его души. Она помогла писателю не только выжить самому, но и помочь не сломиться людям, впавшим в уныние и даже отчаяние.

3. Воспитательная роль православного духовного наследия И.С.Шмелёва.

Как представляется, главные произведения И.С.Шмелёва несут в себе именно воспитательный заряд. Рассмотрим лишь два из них, в которых писатель, прежде всего, стремится помочь читателю сформировать православный взгляд на мир, христианское мироощущение, которые дадут возможность выжить ему и его детям в бушующем мире человеческих страстей и вызванных ими страданий и горя. Например, в романе «Лето Господне», как точно подметили С.А.Евстафьева и Г.Ю.Кушнерёва0, автор последовательно раскрывает этапы формирования духовных качеств ребенка, а также самобытное становления русского национального характера, прослеживает рост, наполнение и развитие души ребенка. Философские выводы об основах человеческого бытия и состояния окружающего мира Шмелев выявляет через православную атмосферу и специфику духовных ценностей героя. Особое, присущее Шмелеву, бытописание под религиозным углом зрения, способствовало осуществлению цели автора: показать процесс становления личности ребенка под влиянием веры, которая является национальным, духовным и культурным наследством нации.

Завершающим этапом в жизни и творчестве И. С. Шмелёва становится незаконченный роман «Пути небесные». Роман, в котором, по точному определению М. М. Дунаева, «писатель передаёт нам свой духовный опыт»0. Центральной проблемой становится проблема спасения души человеческой. Шмелев стремится показать, что опорой для возрождения человека являются христианские ценности. Но что необходимо для обретения верного пути? Автор отвечает: неустанная борьба со своими страстями. А главным делом жизни, утверждает он, должна стать молитва. Иван Сергеевич Шмелёв призывает своих читателей всех возрастов и разной степени воцерковлённости к тому, чтобы вера не была лишь идеей, не сводилась к соблюдению обрядов, а стала бы основой жизни, основой бытия. Он наглядно показывает, как трудно противостоять искушающим помыслам. Как тяжело противостоять житейским соблазнам. Как одолевают человека страсти. Но «невозможное человекам возможно Богу». (От Луки 18:27) И в сердце человека приходит покой. И в душе восстанавливается мир. Но только требуется в приобретении этого чуда самое активное, живое соучастие человека. А значит необходимо преодолеть своё маловерие! В романе «Пути небесные» писатель приводит к мысли о том, в чём сам когда-то уже давно убедился: что грехопадения неизбежно вели к страданиям, а страдания заставляли искать путь. « …Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15,3)

Сюжет романа, во многом является автобиографичным. Главный герой, детство проведший в религиозной среде, затем отходит от Бога, но под влиянием Дариньки (его верной спутницы), он возвращается на «пути небесные». И, основываясь на собственном опыте, писатель утверждает, что жизнь должна подчиняться одной цели – Высшей Божественной цели. Но тот, кто не служит ей, не верит в нее, тот переступает черту вседозволенности, которая так ужаснула писателя в Крыму во время «красного террора». А с падением нравственности человека происходит и разложение общества, от чего предостерегает Шмелёв.

Интересной для современного читателя кажется оценка значения творчества Шмелёва. Э.В.Чумакевичем: «Христианская любовь к ближнему и окружающему миру пронизывает произведения И.С.Шмелёва, сообщая им великую силу воздействия на читателя, делая их ценным воспитательным материалом для будущих поколений.» Читаем далее: «Книги И.С. Шмелёва возвращают добру его истинное место – первейшее, вечное. Читатель проникается Шмелёвским религиозным мирочувствованием: жизнь в виду неба, измеряемая бесконечностью»0.

Произведения И.С.Шмелёва не только не утрачивают своей актуальности, но с каждым годом становятся всё более и более востребованы. Они находят отклик в душе как ребенка, так и уставшего от безверия взрослого читателя. Затрагиваемые писателем темы вечны, так как он проповедует добро, самосовершенствование в Боге. Он правомерно считает, что только Православие может оградить человека от зла, и учит нести ответственность за свои поступки. Это Шмелёв доказывал всей своей жизнью. Преодолевая скорби, потери, боль и нужду он остался личностью, со смирением пронесшей Богом данный ему крест. Чтение его произведений в детском возрасте, изучение их в школе, несомненно, будет способствовать правильному развитию личности ребенка на основе православных ценностей.

Заключение.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Детство И.С.Шмелева прошло в религиозной семье в окружении глубоко верующих и любящих его людей. Приобщение в раннем возрасте к христианским ценностям способствовало формированию у ребенка прочного православного нравственного фундамента, который в годы самых жестоких испытаний помогли писателю выжить и остаться человеком в христианском смысле этого слова. Приобретенный опыт личной духовной борьбы писатель постарался передать в своих произведениях. Их внимательное прочтение, особенно в детском возрасте, помогает формированию православного мировоззрения.

Приложение

Святитель Иоанн Златоуст: «<Детский> возраст нежный — он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии, отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым.»

Святитель Василий Великий: «Немалая польза, если души юношей осваиваются и свыкаются с добродетелью, потому что наставления такого рода, по нежности душ, запечатлеваясь глубоко, остаются в них неизгладимыми.»

Святитель Дмитрий Ростовский: «Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму».

Святитель Тихон Задонский: «Как маленькое деревце к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь».

Старец Филофей: «Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь, принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до старости.»*

*Вера православная. Святые о воспитании [Электронный ресурс]. – Сайт «Вера православная». – Режим доступа : http://verapravoslavnaya.ru/?Svyatye_o_vospitanii

Список используемых источников и литературы.

1. Агеносов В.В. Самый русский из писателей / В.В. Агеносов Литература Russkogo зарубежья (1918-1996) – М.: Тера, спорт, 1998. – С.92-115.

2. Вера православная. Святые о воспитании [Электронный ресурс]. – Сайт «Вера православная». – Режим доступа : http://verapravoslavnaya.ru/?Svyatye_o_vospitanii

3. ГоловкинНиколай. Крест Ивана Шмелёва. [Электронный ресурс]. – Сайт «Русская народная линия». – Режим доступа : http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/04/krest_ivana_shmelyova/

4. Дегтярева Мария. Иван Шмелев: Где оно, счастье наше? [Электронный ресурс]. – Сайт «Православие и мир». – Режим доступа : (https://www.pravmir.ru/ivan-shmelev-gde-ono-schaste-nashe/)

5. Денисова Анастасия. «Лето Господне» Ивана Шмелева. // Журнал «Фома». – 2016. –№4(156). [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://foma.ru/denisova-anastasiya.html

6. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: роман. – М.: ЗАО Изд-во Эско-пресс, 2001. – 800с.

7. Духовный путь Ивана Шмелева, 1873-1950. Статьи, очерки, воспоминания. / Сост. Любомудров А.М. – М.: Сибирская Благозвонница, 2009. – 496с.

8. Евстафьева С.А., Кушнерёва Г.Ю. Православное воспитание детей на основе произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). – Краснодар: Новация, 2015. – С.124-127. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8652/

9. Иван Сергеевич Шмелев: Воскресные беседы 2008. [Электронный ресурс]. – Сайт Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском. – Режим доступа : http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2008-god/ivan-sergeevich-shmelev.html

10. Иван Шмелев: отражения в зеркале писем. Из французского архив писателя (1923-1949) // Наше Наследие. Культурно-исторический интернет-журнал. – 2001. – № 59-60. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6016.php

11. Ильин И.А. Творчество Шмелева. [Электронный ресурс]. – Сайт «Азбука веры». – Режим доступа : https://azbyka.ru/fiction/tvorchestvo-shmeleva/

12. Кириллова Людмила. Иван Шмелев: Под солнцем Родины. [Электронный ресурс]. – Сайт «Православие.ру». – Режим доступа : (http://www.pravoslavie.ru/82611.html)

13. Куклина И.А. Роман «Пути небесные» как итог духовных исканий Ивана Сергеевича Шмелева. [Электронный ресурс]. – Электронная библиотека студенческих учебных работ «ДиплоМБА». – Режим доступа : http://diplomba.ru/work/97697

14. Марков Геннадий. Православный писатель И.С.Шмелев. // Журнал «Православная жизнь». – 2013. – октябрь. [Электронный ресурс]. – Сайт «Проза.ру». – Режим доступа : https://www.proza.ru/2016/04/12/850

15. Медведева А.И. Православный мир в очерке И.С. Шмелева «Старый Валаам» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. – 2018. – № 4(25).

https://nauchforum.ru/journal/stud/25/32128

16. Письма к русской молодежи (1928) // Журнал «Русскiй Мiръ» – 2002. – №6. [Электронный ресурс]. – Сайт «Россия в красках». – Режим доступа : http://ricolor.org/history/re/missia/19/

17. Осминина Е.А. Радости и скорби Ивана Шмелёва. [Электронный ресурс]. – Электронная библиотека «E-Libra». – Режим доступа : https://e-libra.ru/read/120812-radosti-i-skorbi-ivana-shmeleva.html

18. Солнцева Н.М. Иван Шмелев. Жизнеописание. [Электронный ресурс]. – Образовательный портал «Слово». – Режим доступа : (https://portal-slovo.ru/philology/39642.php)

19. Чумакевич Э.В. Духовно-нравственное становление личности героя в диалогии И. С. Шмелева «Богомолье» и «Лето Господне»: диссертация кандидата филологических наук: 1993. [Электронный ресурс]. – Электронная библиотека диссертаций «disserCat». – Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/dukhovno-nravstvennoe-stanovlenie-lichnosti-geroya-v-dialogii-i-s-shmeleva-bogomole-i-leto-g

20. Шмелев И.С. Автобиография (публикация А.П. Черникова) / А.П. Черников // Русская литература. 1973. № 4. С. 141-146.

21. Шмелев И.С. Няня из Москвы. Роман. Повести и рассказы. – М. : Никея, 2014. – 624с.

22. Шмелев И.С. Пути небесные: роман. – М.: Вече, 2018. – 448с.

23. Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2015. – 3648с.

24. Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.1. Солнце мертвых: повести. Рассказы. Эпопея. – М.: Русская книга, 1998. – 637c.

25. Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.4. Богомолье: романы, рассказы. – М.: Русская книга, 1998. – 556c.

26. Шмелев И.С. Старый Валаам [Текст] / И.С. Шмелев. – М. : Сибирская Благозвонница, 2014. – 192с.

0Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: роман. – М.: ЗАО Изд-во Эско-пресс, 2001. – С.796.

0Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.4. Богомолье: романы, рассказы. – М.: Русская книга, 1998. – С.348.

0Шмелев И.С. Автобиография (публикация А.П. Черникова) / А.П. Черников // Русская литература. 1973. № 4. С. 142.

0Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.4. Богомолье: романы, рассказы. – М.: Русская книга, 1998. – С.365.

0Агеносов В.В. Самый русский из писателей / В.В. Агеносов Литература Russkogo зарубежья (1918-1996) – М.: Тера, спорт, 1998. – С.107.

0Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.4. Богомолье: романы, рассказы. – М.: Русская книга, 1998. – С.351.

0Там же. – С.402.

0Кириллова Людмила. Иван Шмелев: Под солнцем Родины. [Электронный ресурс]. – Сайт «Православие.ру». – Режим доступа : (http://www.pravoslavie.ru/82611.html)

0Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.4. Богомолье: романы, рассказы. – М.: Русская книга, 1998. – С.331.

0Шмелев И.С. Няня из Москвы. Роман. Повести и рассказы. – М. : Никея, 2014. – С.367-368.

0Куклина И.А. Роман «Пути небесные» как итог духовных исканий Ивана Сергеевича Шмелева. [Электронный ресурс]. – Электронная библиотека студенческих учебных работ «ДиплоМБА». – Режим доступа : http://diplomba.ru/work/97697

0Шмелев И.С. Няня из Москвы. Роман. Повести и рассказы. – М. : Никея, 2014. – С.369-370.

0Там же. – С. 366-367.

0Иван Шмелев: отражения в зеркале писем. Из французского архив писателя (1923-1949) // Наше Наследие. Культурно-исторический интернет-журнал. – 2001. – № 59-60. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6016.php

0Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.1. Солнце мертвых: повести. Рассказы. Эпопея. – М.: Русская книга, 1998. – С.629.

0Там же. – С.47.

0Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.4. Богомолье: романы, рассказы. – М.: Русская книга, 1998. – С.212.

0Иван Шмелев: отражения в зеркале писем. Из французского архив писателя (1923-1949) // Наше Наследие. Культурно-исторический интернет-журнал. – 2001. – № 59-60. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6016.php

0Осминина Е.А. Радости и скорби Ивана Шмелёва. [Электронный ресурс]. – Электронная библиотека «E-Libra». – Режим доступа : https://e-libra.ru/read/120812-radosti-i-skorbi-ivana-shmeleva.html

0Евстафьева С.А., Кушнерёва Г.Ю. Православное воспитание детей на основе произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). – Краснодар: Новация, 2015. – С.124-127. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8652/

0Дунаев М.М. Роман «Пути небесные» как итог духовных исканий Ивана Сергеевича Шмелева. – С.13. [Электронный ресурс]. – Сайт «Мир знаний». – Режим доступа : http://mirznanii.com/a/355445-13/roman-puti-nebesnye-kak-itog-dukhovnykh-iskaniy-ivana-sergeevicha-shmeleva-13

0Чумакевич Э.В. Духовно-нравственное становление личности героя в диалогии И. С. Шмелева «Богомолье» и «Лето Господне»: диссертация кандидата филологических наук: 1993. [Электронный ресурс]. – Электронная библиотека диссертаций «disserCat». – Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/dukhovno-nravstvennoe-stanovlenie-lichnosti-geroya-v-dialogii-i-s-shmeleva-bogomole-i-leto-g

Просмотров работы: 18