Введение
Все люди, так или иначе, зависят от цветовой гаммы: мы выбираем одежду определенных цветов, оформляем квартиру в любимых нами тонах; какие-то цвета вызывают в нас положительные эмоции, а какие-то - отрицательные. Цветовые предпочтения могут многое рассказать о чертах характера и даже состоянии здоровья! Определенным цветом можно вызвать болезнь или наоборот помочь ее излечить. Цвет - это своеобразный универсальный язык, который понятен без слов представителям различных культур и национальностей.
В современной науке существует множество подходов к изучению такого явления, как цвет. Проблемам цветового восприятия, цветовой номинации уделяется огромное значение. Традиционно в науке выделяют семь цветов спектра. Так, Т.Янг разделил цветовой спектр на три основных цвета: красный, желтый и синий. Г. Л. Гельмгольц включил в спектр четыре цвета: красный, зеленый, синий, фиолетовый, заметив, что очень строгих границ в выделении цвета вообще не существует.
По мнению культурологов, цветовая палитра всегда играет важную роль в жизни человека, которая изменяется в зависимости от особенностей исторической эпохи.
По мнению психологов, «природные цвета исподволь оказывают на нас свое влияние, и это воздействие отражается в глубинах нашей физиологической и психологической конституции»1. Так, известный психолог М.Люшер считает, что четыре основных цвета — синий, зеленый, красный и желтый — «психологически первичны», представляют психологические потребности — в удовлетворенности и привязанности, в самоутверждении, в стремлении действовать, быть успешным, смотреть вперед и надеяться.
В литературе цвет имеет особый, исключительный интерес, так как писатель, как и любой человек, использует его интуитивно, подсознательно, что говорит об индивидуальном миросозерцании, неординарном взгляде на окружающий мир, ведь именно этот мир доступен восприятию зрением только в форме цветных плоскостей различной яркости. Поэтому данная работа и представляет собой попытку объяснить цвет как литературный феномен. Но до сих пор литературоведами не был произведен комплексный анализ цветовой палитры новелл О.Генри. Обращенностью к этой проблеме определяется актуальность данного исследования.
Гипотеза исследования основана на предположении, что цветовые символы в художественном произведении связаны с психологическим состоянием героя, что помогает раскрыть идейный замысел.
Предметом исследования стала символика цветовой палитры рассказов О.Генри.
Объектом исследования особенности цветовой палитры в рассказах О.Генри, помогающие читателю понять не только характеры героев, но и их душевное состояние.
Цель - исследование особенностей цветового восприятия и их символическое своеобразие в произведениях О.Генри.
Исследовательские задачи:
1.Изучить теоретическую литературу по теме исследования;
2.Выявить значение цвета в психологии и литературе;
3. Рассмотреть символику цвета в творчестве О.Генри;
4. Показать влияние цветовой палитры на действия героев, их мировосприятие, чувства и настроение;
5. Составить ментальную карту по творчеству О.Генри.
Практическая ценность данной работы в том, что она может быть использована на уроках литературы для углубленного изучения творчества О.Генри, отражающего идеалы как отдельного писателя, так и эпохи в целом, при подготовке к олимпиаде по литературе, на элективных занятиях.
Используя методы аналитического чтения, анализа текста, систематизации информации источников и ресурсов сети интернет, сравнения и сопоставления, выявила общие и отличительные черты цветовой гаммы в рассказах О.Генри, попыталась понять роль символики цвета и их влияние на характер и поведение героев.
1.1.Значение цвета в психологии.
Изучением цвета в свое время занимались такие выдающиеся личности, как Ньютон, Гегель и Платон…Ученые считают, что цвет — это ощущение, возникающее в органах зрения при попадании на них света определенной длины волны. Соответственно, цвет влияет на наше эмоциональное и физическое состояние, а также от цвета может определяться наше поведение.
Для того чтобы изучить значение цвета в литературе, необходимо, прежде всего, рассмотреть влияние его на психологию человека.
Значение цвета в жизни человека играет важную роль. Представьте себе, что было бы, если бы мы видели мир в черно-белом цвете? Скорее всего, человек испытывал бы постоянное чувство тревоги, находился бы в состоянии депрессии. Большое счастье, что мы видим мир в цвете. Без этого жизнь была бы скучной и унылой. Тем не менее, человек приобретает цветное зрение не сразу. Цветной мир открывается ребенку в определенной последовательности.
Краски, в которые окрашен мир, оказывают на нас не только чисто психологическое или эмоциональное значение: они глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье. Цветовая среда влияет на работоспособность в зависимости от вида трудовой деятельности человека и его характера.
«Цвет и краски никого не оставляют равнодушным, они оживляют, наполняют и обогащают мир вокруг и внутри нас. Никто не относится равнодушно и нейтрально к окружающей нас цветовой гамме. Как только мы видим красочные цвета, в нас сразу же возникают определённые чувства: симпатия или антипатия, принятие цвета или напряжение, успокоение или раздражение. При помощи красок, художники передают различные периоды жизни человека: юность, полная любви, изображается голубыми, зелеными, лиловыми и красными цветами, а старость — с помощью не очень ярких
красок — оттенков коричневых, синих и серых цветов.»2
Таким образом, цвет — это представление жизни человека во всех проявлениях его сознания. Он раскрывает все грани человеческого существования в пределах созидания и разрушения, определяет ментальность живших в прошлом и живущих в современном мире людей, отношение человека к бытию, к самому себе, к окружающим людям и явлениям, которые предстают перед человеком в результате внутренних изменений бытия и его собственного сознания.
Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях.
1.2.Цветовая гамма и литература.
Великий живописец Природа одарила художников (живописцев, музыкантов, писателей, поэтов) богатейшей палитрой красок и их оттенков. Не все возможно передать обычными словами. Поэтому писатели, поэты прибегают к языку символов. Поэт Валерий Брюсов по этому поводу писал: «В истинно художественном создании за внешним конкретным содержанием должно скрываться иное, более глубокое. На место художественного образа, определенно выражающего одно явление, художественный символ, таящий в себе целый ряд значений»3.
Человек довольно легко запоминает краски, и зрительное представление цвета нетрудно вызвать, подобрав соответствующее слово. Поэтому языковые обозначения цвета располагают очень большими изобразительными возможностями. Слово-понятие превращается в слово-образ, писатели-живописцы учат читателя видеть богатство красок вокруг него. Обязательный элемент художественной манеры этих авторов –
цветопись. Она – один из существенных элементов авторского стиля, «с помощью которого выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений»4
1.3.Цвет в литературе.
Поскольку литература – это искусство слова, следовательно, идейная и нравственная сущность литературного произведения осваивается через систему художественных образов, в создании которых велика роль слова. Наряду с выявлением таких компонентов, как композиция, сюжет, художественное пространство, художественное время, позиция автора и так далее, при чтении литературного произведения особое внимание уделяется художественному слову в его эстетической функции, а также необходимо обращать пристальное внимание на символы и цвет, наполняющие художественный текст.
Цвет в литературе используется очень широко. Цвет как таковой – колер (окраска) – белый шарф, голубые глаза, вороной конь. Цвет как отличительная черта, сущность героя, явления, состояния мира, человека – щенок Белолобый («Белолобый» А.П. Чехова), полуволк, полусобака Белый клык («Белый клык» Д. Лондона), белый окрас и черное ухо у Бима («Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского). Благодаря семантическому богатству и разнообразию прилагательные, обозначающие цвет, выполняют роль эпитетов как средства художественной выразительности, особенно в поэзии. Например, в стихотворениях Сергея Есенина «Белая береза», «В багровом зареве закат шипуч и пенен», «Вечером синим, вечером лунным», «Выткался на озере алый свет зари» и так далее.
1.4.Ассоциация цвета с символом.
Символ и цвет, придя из глубокой древности, стали неотъемлемой частью жизни человека. Их значения с течением веков видоизменялись и порой трансформировались до неузнаваемости. Запечатленные в искусстве, они
заключают в себе представления о мире, человеческих отношениях, морали, нравственности и обычаях. Именно символическая и цветовая характеристики в искусстве, в частности в литературе, позволяют писателю управлять действительностью путем ее творческого «переделывания».
Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое - весна, пробуждение, надежда; синее - небо, чистота; желтое - солнце и жизнь: красное - огонь и кровь; черное - темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями.
Писатели, поэты и художники неслучайно используют в своих произведениях цветовые характеристики, особенно символисты. Так они помогают нам понять основную мысль, идейную направленность своих произведений.
Каждый художник, используя символ и цвет в своих произведениях, вкладывает в них свой смысл, свои знания и представления о мире. Информация, которую дают нам символ и цвет, необходима для углубленного изучения литературного произведения, отражающего идеалы как отдельного писателя, так и эпохи в целом.
2. Символ и цвет в рассказах О.Генри.
2.1. Творческая натура писателя.
О. Генри (O. Henry) (настоящее имя Уильям Сидней Портер) (11.09.1862, Гринсборо, Сев. Каролина - 05.07.1910, Нью-Йорк) - американский прозаик, автор более 280 рассказов, скетчей, юморесок. Сын врача, рано лишился матери, получил образование в частной школе. Детство и отрочество его пришлись на годы Реконструкции Юга. В 17 лет Портер стал работать в местной аптеке, получив позднее диплом фармацевта. В 1882 году отправился в Техас, два года провел на ранчо, затем обосновался в Остине,
служил в земельном управлении, кассиром и счетоводом в банке. Первые литературные опыты относятся к началу 1880-х годов. В 1894 году Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник "Роллинг Стоун", почти целиком заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, одновременно Портер был уволен из банка и привлечен к суду в связи с обнаруженной, хотя и возмещенной его родными, недостачей. Освобожденный после предварительного следствия под залог, поселился в Хьюстоне, где в газете "Дейли пост" началась его профессиональная журналистская и литературная деятельность. Получив вызов в суд, уехал в Новый Орлеан, а затем в Гондурас, но через полгода вернулся домой из-за смертельной болезни жены, был арестован и приговорен к 5 годам тюрьмы по обвинению в растрате. 1898-1901 годы провел в каторжной тюрьме штата Огайо, где работал аптекарем при тюремной больнице, в часы ночных дежурств писал рассказы, которые нелегальным путем посылались в журналы. Три рассказа были напечатаны в нью-йорской прессе, тогда же возник и псевдоним. Тюремные годы можно считать периодом формирования писательской индивидуальности О. Генри. После досрочного освобождения переселяется в Нью-Йорк. Здесь налаживаются его связи с крупнейшими газетами и журналами, выходят первые книги, он становится одним из популярнейших американских авторов. Все этапы пестрой и драматической судьбы писателя нашли преломление в сюжетах его рассказов.
О. Генри не зря считают выдающимся новеллистом начала ХХ века, прославившимся блестящими юмористическими рассказами, мастером неожиданных сравнений и непредвиденных, парадоксальных развязок. Художественная выразительность в сочетании с тонкой наблюдательностью, живость и сжатость повествования, неиссякаемое остроумие, любовь к людям - вот что принесло О. Генри славу и признание многих поколений читателей.
Основные особенности его рассказов:
1. Яркое стилистическое мастерство – обилие необычных, неожиданных метафор, словосочетаний, каламбуров, иронических перифраз – когда то, что можно сказать коротко, сказано через посредство длинного описания. Например, вместо того, чтобы сказать у него совсем не было денег, сказано: «он и самая мелкая монета не имеют между собой ничего общего».
2. Яркий сюжет с неожиданными поворотами и неожиданным финалом. Очень трудно угадать, чем кончиться очередной рассказ О. Генри. Этот факт основан на убеждении, что жизнь очень сложна, непредсказуема. Любая ситуация может закончиться, чем угодно. Герои могут оказаться не тем, за кого они себя выдают.
3. Краткость, сжатость в стиле и развитии сюжета.
4. Использование очень интересного приёма –прямое обращение автора к читателю.
5. Сочетание наивного романтического идеализма – веры в высшие духовные ценности, оптимизма с реалистической, горькой, скептической иронией.
Хотя О. Генри в своих рассказах постоянно смеется, но бывает, что он смеется в то время, как душа его обливается слезами. Однако писатель верил в жизнь, в людей, и его рассказы освещены огоньком подлинной человечности.
2.2. Использование писателем «несовместимых» символов.
В произведении «Любовь и золото» главный герой, старик, владелец компании, занимающейся изготовлением мыла, считает накопление главной жизненной целью, он практически обожествляет деньги: « Не забывай только время от времени воскурять фимиам на алтаре великого Бога Маммоны». В то же время он осознает, что богатству нередко сопутствуют преступления и забвение высших ценностей. В разговоре с сыном он подтверждает: «Ты славный малый. Руки у тебя чистые, они не запачканы мылом «Эврика». По сюжету его сын влюбляется в девушку из аристократической семьи. Несмотря на солидное состояние, он, осознавая свое неблагородное происхождение, долго не решался признаться ей в своих чувствах. Она должна уехать на несколько лет, и у юноши есть лишь несколько минут, чтобы проводить ее. Этого не достаточно, чтобы объясниться в любви. Ему необходимо время – единственное, что не могут купить деньги его отца. Оказывается все, ради чего старик наживал свое богатство, бессмысленно: «… деньги тут не помогут. Ни одной минуты времени нельзя купить за наличные. Нельзя заказать, чтобы вечность завернули тебе в бумажку и доставили на дом за такую-то цену». Но отец все же находит способ использовать деньги для достижения счастья сына. Нить, которая может связать богатство и бескорыстную любовь, прослеживается в образе времени: «Я сам видел, какие мозоли на пятках натер себе старик Хронос, гуляя по золотым приискам». Герой решает нанять человека, чтобы выследить экипаж сына и его девушки и подстроить затор на их пути и, таким образом, предоставить им необходимое время для разговора. И тогда обручальное кольцо, символ искренней, бескорыстной любви, «маленькая эмблема истинной любви, колечко, знаменующее собой бесконечную и бескорыстную преданность», играет свою роль лишь благодаря задержке в дороге. Анализируя данное произведение, можно отметить противоречивость авторской концепции. С одной стороны, писатель говорит о деньгах как о корне зла, а, с другой стороны, описывает ситуацию, где их использование становится единственным способом реализации мечты героя – соединения с любимой. Слова рассказчика: «Спуститься на дно колодца за истиной», - могут рассматриваться символично. Подлинное счастье принято не связывать и даже противопоставлять материальному благополучию, но в ходе повествования выясняется, что наличие денег вполне может способствовать осуществлению высоких целей. Примечательно, что традиционный символ любви, образ Купидона, упоминается лишь в заглавии рассказа и в словах главного героя, который, не рассчитывая на его помощь, сделал все, чтобы сын обрел счастье: «Вы не заметили там где - нибудь в толпе пухлого мальчишку с луком и стрелами...? Я так и думал, что этого озорника на месте не окажется». Именно таким образом связываются «несовместимые» символы.
2.3.Символика цвета в рассказах О.Генри.
Цветовой троп как художественно-изобразительное средство языка не нов. С древнейших времен люди стремились выразить чувства и настроения при помощи цвета. Так, художественные средства, в основе которых находится определенный цвет, часто встречаются в произведениях устного народного творчества разных народов. Например, цветовые эпитеты: серый волк, лебедь белая, дума черная и так далее. Цветопись широко используется в классической литературе.
Поражает богатство цветовой гаммы в рассказах О.Генри, в которых собраны почти все цвета спектра. Можно отметить, что наиболее часто встречаются в его произведениях следующие цвета: красный, зелёный, синий, желтый, серый, белый. Меньше употребляет прозаик золотистый, коричневый, медный, серебристый. Также он часто вводит в текст сложные прилагательные, которые характеризуют всевозможные цветовые оттенки: изжелта-белое (лицо), кроваво-красный (закат), багрово-красная (кожа), мертвецки-желтая (рука).
Очень важно заметить, что цветовыми словами являются не только прилагательные, но и отвлеченные, абстрактные существительные: мрак, чернота. Используются и глаголы, которые тоже проявляют цветовые признаки: белеть, алеть, чернеть.
Так, в рассказе «Любовь и золото» писатель через цветовую гамму и звуки передает настроение и чувства героя, его отношение к миру, его отношение к самому высокому человеческому чувству – любви.
С одной стороны, желтый цвет ассоциируется с солнцем, теплом и светом, а также с золотом и роскошью, означает состояния, связанные с позитивной энергетикой: весельем, радостью, праздником, красотой. «Желтые брюки…негра» из рассказа «Зелёная дверь» вызывают улыбку читателя, располагают к герою. А в рассказе «Фараон и хорал» автор повествует, как « желтый лист упал на колени Сопи», подчеркивая тем самым ностальгию и грусть – качества, присущие каждому человеку.
С другой стороны, существует и негативная символика желтого цвета – грех, предательство, болезнь, продажность, безумие, отчаяние. В рассказе «Любовь и золото» золотые слитки, накопленные стариком Энтони Рокволлом, не приносят счастья семье, а название рассказа «Воспоминания желтого пса» говорит само за себя: собака, говоря человеческим языком, выносит яростное обвинение именно желтому цвету шерсти в отсутствии доброго и ласкового хозяина.
Итак, в рассказах О.Генри желтый цвет играет эмоциональную роль, то есть определённым образом влияет на чувства читателей.
С давних времён творческие личности с почтением и даже неким благоговением относились к красному цвету. Они осознавали, что он невероятно высоко воздействует на читателя в эмоциональном и психологическом плане. С помощью красного цвета в литературе можно показать самые разнообразные, зачастую противоположные эмоции и чувства, такие как: праздничное настроение и трагедию войны, радость и горе, страсть и драму, расцвет и закат, святость и греховность.
Красный цвет в произведениях О. Генри ассоциируется с воплощением спокойствия и гармонии: «На следующий день субъект с красными руками…, явился на дом к Энтони Рокволлу и был немедленно допущен…», «…он читал книжку о приключениях пиратов, облачившись в красный бархатный халат» («Любовь и золото»). А в рассказе «Пурпурное платье» писатель «поёт» своеобразный гимн красному цвету: «Давайте поговорим о
цвете, который известен как пурпурный. Этот цвет по справедливости получил признание среди сыновей и дочерей рода человеческого. Императоры утверждают, что он создан исключительно для них… Говорят, что принцы рождены для пурпура; и, конечно, это именно так и есть…».Тем самым красный цвет в новеллах О.Генри символизирует потребность героев действовать и достигать успеха. Этот цвет является выражением жизненной силы и уверенности в себе и
действует на каждого человека, читателя, познакомившегося с творчеством американского писателя.
Обычно зеленый воспринимается как свежий, влажный и успокаивающий цвет Природы. Это самый спокойный и уравновешенный из всех цветов спектра – никуда не зовет, ничего не требует. Зеленый цвет - символ надежды.
В произведениях О. Генри этот цвет ассоциируется с жизнью, процветанием, уверенностью и надёжностью: «Кэти зашагала прочь, возмущенно встряхивая на ходу зелеными розами.», «Они были ласковее, чем апрельский день, тоньше, нежели зов плоти, чище и глубже, чем любовь к женщине, – разве не отвернулся он от зеленых роз …» («Пятое колесо»). Рассказ «Зелёная дверь» поражает своей необычностью и простотой, где поднимаются философские и социальные проблемы случайностей в жизни человека, сострадания незнакомым людям.
Девушка, живущая за зеленой дверью, была случайно спасена Рудольфом. Она показалась герою знакомой: «Честные серые глаза, задорный, вздёрнутый носик, каштановые волосы, вьющиеся, как усики душистого горошка». Личико было худое и бледное, она испытывала крайнюю нужду и не ела три дня. Но приход спасителя она восприняла как нечто само собой разумеющееся. А ведь именно цвет двери – зеленый помогает молодым людям обрести покой и возродиться к новой жизни.
Символика синего цвета исходит из очевидного физического факта – синевы безоблачного неба, которое всегда считалось обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего – божественность.
Синий цвет в произведениях О. Генри ассоциируется как сияние души. Нечто внутренне активное, что само из себя создает свой характер. Синий излучается внутрь, сам в себя: «После церкви Данни задержался на углу, и Кэти обиженно подняла на него небесно-голубые глаза.» («Пятое колесо»).
Недаром В.Кандинский считал, что синий — это цвет покоя. В исследовании «О духовном в искусстве» художник писал: «Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий – это типично небесный цвет». 5
И только О.Генри в сборнике “Деловые люди” смог описать денежные купюры, придавая им божественный дар и своеобразный символ единения людей в обществе: «Я дал ему две бумажки по доллару… Кусочек тончайшей голубой бумаги, наклеенной по надрыву, делал ее годной для дальнейшего обращения».
Тем самым синий цвет говорит о глубине чувств человека, его чувствительности и восприимчивости и олицетворяет стремление достичь цельности во всем, с чем сталкивается человек.
Белый цвет символизирует чистоту и невинность, он тождествен солнечному свету, а свет – это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Недаром Казимир Малевич, автор «Белого квадрата на белом фоне», считал белый цвет атрибутом высшей красоты, он говорил: «Я взломал лазурный заслон цветовых ограничений и вышел в белизну…Правьте за мной!»6
И О.Генри использовал этот цвет в полном объёме. Вариантами «белого» и «светлого» писатель детально обрисовывает «положительные» настроения и
чувства героев, символизирует небесную силу, совершенство: « Она была бледна, еле держалась на ногах», «Но какое же это было худое и бледное личико!»(«Зелёная дверь») ;« Из-за угла, в белых перчатках, дородный, застегнутый на все пуговицы, вышел полицейский Корриган, квартальный ангел-хранитель. Данни был с ним знаком.», «Другого такого не сыскать на всем белом свете.» («Пятое колесо»).
Таким образом, белый цвет в новеллах О.Генри - это надежда на то, что корыстные люди забудут про свои алчные страсти, что торжество порока будет наказано. Он есть символ мира, где исчезают все материальные свойства и остаются вечные ценности и права, присущие каждому человеку с рождения.
Многие поэты и писатели использовали серый цвет, чтобы показать мотив тоски, одиночества, усталости. Но в произведениях О.Генри этот цвет «заиграл», приобретая изящество, элегантность, благородство. Он помогает создать завершенный образ персонажа, ярче раскрыть черты его характера, объяснить психологию поведения, вызвать ту или иную ассоциацию:«…одной рукой взъерошил свою седую гриву…», «Это была тетя Эллен, похожая на седовласого ангела, по ошибке забытого на земле» («Любовь и золото»), « Её честные серые глаза…» («Зелёная дверь»), «Сейчас отец Данни сидел с трубкой у открытого окна общей комнаты, и его взлохмаченные седые волосы трепал весенний ветерок», «Между тем стоит обратиться к еще более седой старине» («Пятое колесо»).
Тем самым цветовые «штрихи» приобретают особый смысл и постепенно становятся «визитной карточкой» О.Генри .
3.Заключение.
Итак, явления цветовых ассоциаций заключается в том, что цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения характера, то есть воздействием цвета возбуждаются органы чувств, а также воображение,
память о виденном или пережитом. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет.
В результате проведенных исследований было установлено, что использование определённых цветов в новеллах О.Генри играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Цветовой колорит соответствует его сюжетной схеме, помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние. Как истинно тонкий психолог писатель сумел с помощью цвета показать и передать читателям атмосферу коротких рассказов. Следовательно, цвет является главным слагаемым для получения полного понимания произведений.
Калейдоскопическая пестрота чистых тонов использована новеллистом, чтобы передать атмосферу здоровой простоты, естественности и чистоты народной жизни, чтобы сделать читателя сопричастным к жизни героев.
В своих рассказах О.Генри стремится обратить внимание читателей на те подлинные человеческие ценности, которые выступают на первый план в наиболее трудных жизненных ситуациях. Радость и теплота искреннего человеческого общения, любовь и участие, способность жертвовать собой ради любимого - вот те жизненные ориентиры, которые, по мысли О.Генри, способны сделать осмысленным и счастливым человеческое существование.
Результаты моих исследований подтверждают ментальные карты, составленные мною и отражающие взаимосвязь между цветом и состоянием героя ( Приложения 1 – 4, 6), а также таблица частоты использования того или иного цвета в произведениях О.Генри (Приложение 5).
Список литературы:
1.Бахилина И.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука. 1975.
2.Википедия (www.wikipedia.org)
3. В.Кандинский О духовном в искусстве. М. Эксмо-пресс. 2016.
4. Люшер М. Цветовой тест Люшера. М. Эксмо-пресс. 2002.
5.Малевич К.С. Собр. Соч. в 5-ти томах, т.1:Статьи, манифесты, теоретические сочинения. М. Эксмо-пресс. 1995.
6.Миронова Л.Н. Учение о цвете. Минск «Беларусь». 1993.
7. О. Генри. Сборник рассказов. - М. Художественная литература.1989.
8.Фоли Джон. Энциклопедия знаков и символов.М. «Вече».1997.
9. Хакимова Г. А. Психология и символика цвета. Молодой ученый. 2018. №9
10. URL:http://infopedia.su/12x6394.html Цветопись как художественный стиль.
11.URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/- Цветопись.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
1 Люшер М. Цветовой тест Люшера. М. Эксмо-пресс, 2002, с.34.
2 Хакимова Г. А. Психология и символика цвета // Молодой ученый. 2018. №9. С. 107-108.
3Бахилина И.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. С. 110.
4Бахилина И.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. С. 224.
5 В.Кандинский О духовном в искусстве. М. Эксмо-пресс, 2016, с.68.
6 Малевич К.С. Собр. Соч. в 5-ти томах, т.1:Статьи, манифесты, теоретические сочинения. М. Эксмо-пресс, 1995, с.208.
11