«Душа письма… Почему мы перестали писать письма?»

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Душа письма… Почему мы перестали писать письма?»

Сопова С.А. 1
1Забайкальский краевой лицей-интернат
Воробьёва Е.В. 1
1Забайкальский краевой лицей-интернат
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

 

Данная работа построена на основе собственных наблюдений, анализе литературы о месте, какое занимает в современном мире жанр письма. Поднимается вопрос, почему эпистолярный жанр увядает на глазах. Рассматриваются способы возрождения этого жанра и причины, по которым написание писем важно и по сей день. В практической части работы приведены результаты анкетирования школьников лицея, разбор писем лицеистов.

Цель работы: доказать, что жанр письма достоин жить и в наше время.

Задачи:

Анализировать информацию по представленной теме в различных источниках.

Подбирать информацию по терминологии темы.

Провести анкетирование среди школьников лицея.

По итогам исследования разработать и организовать классные часы по данной теме.

Объект исследования: Эпистолярный жанр.

Предмет исследования: Письма учеников 5-9 классов.

Гипотеза: возродить жанр письма вполне возможно.

Методы исследования: теоретический (анализ литературы по теме исследования) и эмпирический (анкетирование).

Краткая аннотация

Данная работа построена на основе собственных наблюдений, анализе литературы о месте, какое занимает в современном мире жанр письма.

Оглавление

Введение 3

Глава I Эпистолярный жанр. 3

1.1.История писем. 3

1.2 Эпистолярный жанр, письмо. 4

Глава II. Письмо и его особенности. 6

2.1.Правила оформления писем и объяснительных 6

2.2.Виды писем 7

2.3.Особенности письма. 10

2.4.План написания письма. 12

Глава III. Результаты исследований. 13

Заключение 14

Список источников 15

Приложения (вопросы анкеты и диаграммы) 16

Введение

Актуальность: Ещё буквально в прошлом веке, люди писали друг другу письма, сообщая в них новости из своей жизни, делясь переживаниями и радостями. У каждого письма была душа. Прошло не так много времени, но жанр фактически умер. Сейчас уже не встретишь людей, спешащих забрать письмо из почтового отделения. У нашего поколения нет такой роскоши, перечитывать мысли близкого человека, излитые на бумаге. Я решила узнать как можно больше о данном жанре и внести вклад в то, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Мы провели анализ информации, выбрав ту, что поможет в решении поставленных задач. Конкретно мы изучили историю письма, его значение в жизни людей, основные правила написания и виды писем.

Проблема исследования: Проблема исследования состоит в том, чтобы подробнее изучить особенности эпистолярного жанра. Выяснить, почему люди перестали писать письма. Основным методом в данной работе является метод теоретический.

В работе использовался труд Виноградова Е.М. «Эпистолярные речевые жанра: прагматика и семантика текста», Прохорова Е.И. «Эпистолярная публицистика М., //История русской литературы», Елина Е.Г. «Эпистолярные формы в русской литературе 60-х годов XIX века.//Живые страницы. Из истории и теории литературы», Логунова НВ. «Эпистолярный жанр //Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей». В своих работах авторы дают представление об истории возникновения и развитии эпистолярного жанра, его важности для литературы, особенностях и разновидностям.

Глава I Эпистолярный жанр.

1.1.История писем.

С самых давних времён, когда человек только-только приобрёл способность мыслить, ему захотелось записать то, что происходит вокруг: оставить память о мыслях, идеях, открытиях, захватывающих историях или интересных современниках. Даже когда человек не умел ещё как следует говорить, он уже оставлял на стенах своих пещер восхитительные по красочности и реалистичности картины, сейчас известные нам как наскальные рисунки.

Позже, когда у человека появилась речь, тем более важным стала записать то, что люди хотели передать друг другу1.

Письменностьв мире развивалась – от рисунков к знакам. Пиктография2 превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки, а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.

Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.

Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о «письме» скифов к персидскому царю Дарию3. Из этой истории следует, что предметное письмо можно толковать по-разному.

Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут своё начало основные правила – этикет составления корреспонденции.

1.2 Эпистолярный жанр, письмо.

Эпистолярный жанр – (с греческого языка Epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, на бумаге или других материалах, используемый при переписке между двумя и более адресатами, посылаемый для сообщения определённых сведений. Письмо относится к древнему виду сообщений, которыми обмениваются люди, лишённые непосредственного контакта. На протяжении многих лет переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. Письмо составляет ту же устную беседу, тот же разговор между отсутствующими, только на бумаге4.

Понятие же "письмо" можно понимать неоднозначно: с одной стороны существуют частные, с другой - литературный жанр. Кажется, что между ними трудно найти что – то общее. Письмо – способ общения людей друг с другом. Письмо – жанр литературный, часто принимающий сложные формы, например, эпистолярного романа или журнала в письмах.

Но всё же они имеют непосредственную связь. Письмо одно и другое – монолог писателя, направленный на определённого человека. Письмо отличается от монолога тем, что вопросы, задаваемые автором “требуют” ответа, не являясь

риторическими, часто текст строится вокруг нескольких событий, следующих в хронологическом порядке или являющимися следствиями друг друга, в отличие от монолога. Но также как и в монологе описываются чувства писателя.

Жанр письма также включает в себя достаточно небольшие по объёму тексты – записки. Их посыл предельно простой. Там кратко описаны какие-то новости, чаще всего предупреждения, написанные на маленьких бумажках. Записки всё ещё достаточно актуальны. Я уверена, что каждый из нас писал их. К этому роду относятся даже напоминания, особенно излюбленные нашими родителями.

Письма важны и нужны для души человека. Вспомните, как приятно получать письма-приглашения, к примеру, на праздник, или видеть с утра маленькую записку, написанную родным почерком и наклеенную на холодильник. На душе сразу становится теплей, даже если этот человек сейчас очень далеко, и вы давно не слышали его голос, не чувствовали запах духов, не обнимали. Письма заставляют улыбнуться, словно ощутить его присутствие. Эта ещё одна прелесть эпистолярного жанра.

2Пиктография - древнейший вид письма рисунками.

3История о том, как царь Дарий получил от скифов птицу, мышь, лягушку и пять стрел

Глава II.Письмо и его особенности.

2.1.Правила оформления писем и объяснительных.

Сегодня эпистолярный жанр переживает не лучшие времена. Письменное общение заменилось использование мобильного телефона, письма отправляют

по электронной почте. Несмотря на это, я считаю актуальным знать особенности их написания, поскольку письмо, отправленное по электронной почте – это то же письмо.

В современных условиях происходит сокращение объёма письменного общения. Активизировался же, обновляется и развивается лишь такой жанр письменной речи, как деловое письмо. Вместе с тем, благодаря новым средствам коммуникации, возможно передавать сообщения помимо традиционной почты с помощью телефакса, электронной почты, мобильного телефона5.

Потребность в эпистолярном жанре возникла в связи с необходимостью входить в общение при отсутствии непосредственного контакта. Через письмо осуществляется дистантное монологическое общение6.

Большой вклад в изучение этой проблемы внесли работы создателей теории речевых актов Дж. Остина, Дж.Р. Сёрля, П. П. Грайса, исследователя организации повседневного разговора Г. Сакса и другие.

«В основе речевой коммуникации лежит единая схема, или модель. Её компонентами являются:

Отправитель информации (адресант) – говорящий/пишущий человек.

Получатель информации (адресат) – читающий/слушающий человек.

Сообщение – текст в устной или письменной форме – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией нет речевой коммуникации».

Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом.

В рамках общения отправитель информации, имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, затем при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознаёт смысл высказывания, происходит обмен репликами, осуществляется обратная связь. Таким образом, отправитель и получатель меняются местами, но схема общения остаётся при этом прежней.

В письмах, как в эпистолярном жанре, особо ценятся ясность и краткость.

Важнейшие структурно-стилистические признаки эпистолярного жанра:

сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;

разделение писем по сфере общения на деловые и частные, с учётом мотивов и целей – по видам, различающимся языковой формулой;

использование языковых средств, соответствующих сфере переписки, книжно-письменных в деловых и устно-разговорных в частных письмах;

устойчивая композиция текста: более жёсткая в официальных и более свободная в частных письмах;

точное обозначение отправителя и получателя, обращение к последнему и подпись отправителя;

соблюдение речевого этикета с учётом фактора адресата, характера сообщений и национальных «эпистолярных» традиций.

Наличие адресата и ожидание ответа либо действия, присущих диалогу, в виде обращения, вопроса, напоминания, описания жеста. Таким образом, в текстах эпистолярного жанра сочетаются элементы монолога и диалога. Однако наряду с этим выражается мнение, что через письма осуществляется дистантное монологическое общение6.

В начале письма, как правило, справляются о здоровье, настроении адресата. При написании письма необходимо избегать громких фраз. Важна форма обращения. Вот как в письме Пётр I обращался к своей жене Екатерине Алексеевне:

«Катеринушка, друг мой сердечный, здравствуй!»

В письме своей племяннице пишет:

«любезнейшая племянница наша», «любезная племянница».

Обращение племянницы к своему великому дяде – сдержанное и почтительное:

«Милостливый Государь мой дядюшка и батюшка, царь Пётр Алексеевич, здравствуй на множество лет!».

Письмо к родным и близким подписывается именем, принятым в обращении к родственникам.

2.2.Виды писем

Есть и другие виды переписок, которые тоже требуют соблюдения определённых этикетных знаков: письма деловые; рекомендательные; письмо-извинение; письмо-напоминание; письмо-соболезнование.

Деловое письмо начинают с сути дела, излагают ясно и коротко. Чем выше общественное положение адресата, тем значительнее слова обращения. Вот концовка одного из писем А.С.Пушкина:

«С глубоким почтением, честь имею быть, милостивый государь, Вашим покорнейшим слугою».

Среди официально-деловых7 встречается рекомендательное письмо. В нём влиятельное лицо просит содействия своему «протеже». В рекомендательном письме говорится примерно следующее:

«Мой коллега совершает поездку по вашей стране. Он мой старый друг, приятный, на мой взгляд, собеседник. Не сомневаюсь, Вам будет интересно встретиться и побеседовать с ним. Он, в свою очередь, с надеждой ждёт встречи с Вами.

Искренне Ваш – Андрей Ильич».

Рекомендательное письмо несёт информацию о способностях рекомендуемого, его нравственных качествах, хорошо известных рекомендующему. Автор письма поручается за предлагаемую кандидатуру и несёт ответственность.

К рекомендательному письму вкладывается визитная карточка. Имя рекомендуемого пишется карандашом над своим именем. При отправке письма курьером или через третье лицо конверт не запечатывается.

Письмо-извинение пишется человеку, которого вы как-то обидели. В нём признают свою нетактичность и просят извинения. Готовность написать такое письмо возвышает человека, а не унижает, как считают иные.

Письмо-напоминание – с просьбой, напоминанием о чём-то – составляется в самом вежливом тоне.

Письмо-соболезнование высылается не позднее недели с момента получения скорбного сообщения. Содержание – сдержанное, сочувственное, без банальности. Ответ следует примерно такой:

«Искренне благодарю за слова сочувствия».

Не ответить на письмо так же не вежливо, как и не ответить на вопрос человека. Раньше писали так:

«С чувством сердечной преданности честь имею быть Вашим покорнейшим слугой».

Письма разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

Частные письма делятся на официальные и неофициальные:

Первые направляются от имени частного лица к организации; организации к частному лицу; частного лица к частному лицу. Официальные отношения между корреспондентами – обязательные признак этих писем.

Неофициальными частными письмами считаются послания всех тех людей, кто поддерживает неофициальные отношения.

Л.Г.Антонова относит личные письма к письменным жанрам обиходной разговорной сферы общения. Как и всем разновидностям жанра, письмам личного характера присущи: непринуждённость, естественность изложения. Свобода выбора средств изложения, заинтересованность, индивидуальность автора, выраженная в тексте явно. Определённая структура, учёт «эпистолярных» традиций.

В отличие от деловых, частные письма не столь стандартны, но обладают нежёсткой устойчивой структурой. Письмо начинается зачином, содержащим дату, место, откуда оно направляется, приветствие и обращение. Затем располагается основная информационная часть, сообщаются сведения (повод для написания письма). Культура письма требует выделения в тексте абзацев.

Концовка письма содержит слова прощания, просьбы, пожелания, подпись, приписки.

Учёт «эпистолярных традиций» при написании личных писем означает, прежде всего, соблюдение речевого этикета: проявление уместной вежливости, доброго отношения к корреспонденту.

В тексте наблюдается употребление форм обращения, приветствия, прощания, личных местоимений, соответственно избранной автором стиля , конкретной ситуации общения и требованиями национального этикета.

Подпись в конце письма соответствует форме обращения в зачине: называющие друг друга по имени-отчеству корреспонденты, прощаясь, обычно тоже указывают имя-отчество, иногда – вместе с фамилией; те, кто обращается друг к другу, употребляя имена/наименования родства/ прозвища, соответственно так же и подписываются:

Твой Саша. Всегда ваш Андрей Викторович. Ваш кум А. Чехов.

6Дистантное монологическое общение-это вид опосредованного (косвенного) общения. Он характеризуется пространственным и временным разделением собеседников и осуществляется с помощью специальных аппаратов – телефона, телеграфа, телекса.

Таким образом, в письмах личного характера встречаются самые разнообразные словесные формы установления, поддержания и завершения контакта, которые определяются характером взаимоотношений корреспондентов, их настроением, темой сообщения и другими факторами.

2.3.Особенности письма.

Характерные особенности эпистолярного стиля:

определённая роль адресата и адресанта, их точное обозначение;

отражение социального положения корреспондентов;

проявление авторского «Я»;

индивидуальные речевые специфики;

сочетание признаков диалога и монолога;

устно-разговорной и книжно-письменной речи;

соблюдение речевого этикета письма.

Так, письма одного автора к разным корреспондентам различаются, так как пишущий всегда учитывает личность, адресата, выражает своё отношение к нему. Диалогичность письма обусловливает скрытое присутствие в тексте образа адресата, его имплицитную характеристику.

Для эпистолярного стиля обязательно соблюдение речевого этикета, отражающего характер переписки, что реализуется в принятых формулах обращения, завершения письма и подписи, соответствующих традиции.

Письмо имеет свои композиционные особенности, а также определённый набор семантических частей текста. С точки зрения клишированности письма подразделяют на три группы:

стандартные – самые «жёсткие» виды письма, имеющие клишированный набор фраз и постоянную композицию (деловые, особенно коммерческие и промышленные письма);

7Официально-деловые письма - функциональный стиль речи, средство письменного общения в сфере деловых отношений: в сфере правовых отношений и управления.

«полужёсткие» - письма, в которых наблюдается жёсткая постоянная последовательность, но выбор фраз зависит от пишущего (письма-соболезнования, поздравительные, извинения и т.д.);

относительно свободные – письма, которые сохраняют лишь стандартные начала и концовки, а в основной части являются свободными (частные неофициальные письма). Однако даже в таких письмах можно выделить постоянные фразы, вводящие свободный текст, заключающие и скрепляющие его8.

С точки зрения строения все типы письма, как любые другие виды текста, имеют три композиционные части: зачин, срединная часть, концовка.

Деловое письмо имеет строго клишированный зачин, заголовок:

название организации-отправителя (внешний адрес);

название организации-адресата (внутренний адрес)

имя получателя, дата написания, обращения, повод написания письма, который чаще всего вводится словами касательно, по поводу.

в концовку русского делового письма входят слова вежливости (например, с уважением), должность подписавшего лица (слева), подпись

и расшифровка подписи.

Деловые служебные письма должны быть: убедительны, присутствует строгая последовательность, лаконизм, информативность. Деловая переписка близка официально-деловому стилю наличием особого запаса официальной, канцелярской лексики и фразеологии.

Частное письмо в зачине содержит меньше элементов:

дату

место написания (факультативно), которые располагаются в верхнем правом углу листа, и обращение (возможно вместе с приветствием в неофициальном письме), написанное в середине листа.

К зачину можно отнести и стандартизованную начальную фразу о состоянии переписки.

Частное письмо имеет большой набор ритуализованных элементов, входящих в концовку:

извинения за написанное (за стиль, небрежность и т.д.);

повторные поздравления, благодарности, извинения, заверения писать и просьба не забывать писать, передача приветов, прощания, слова вежливости и подпись, постскриптум;

дата и место написания (если их нет в начале письма);

Срединная часть любого письма начинается в зависимости от темы, а заключается или обобщающими фразами, или специальными фразами-концовками.

2.4.План написания письма.

Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.

Заключение – выражение уважения, формулы прощания.

Дата и место написания письма.

Объяснительные записки, как приложение к основному документу, поясняющие и дополняющие его, оформляют на общих бланках. Подписывает такую записку руководитель.

Объяснительные записки, где объясняются причины поведения, поступки, ситуации, составляют отдельные работники. Как и внутренние докладные записки, они могут быть оформлены рукописным способом на стандартном листе бумаги. Подписывают такие записки составители. Её реквизиты те же, что и во внутренней докладной записке.

Реквизиты ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ:

наименование организации (наименование министерства или ведомства, структурного подразделения) - автора документа;

наименование вида документа - ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА;

дата, номер (если есть);

заголовок к тексту;

текст;

подпись;

отметка об исполнении документа и направлении его в дело.


Стереотипные выражения

Приветствия

Здравствуй! Здравствуйте! Добрый день! Шлю привет! Приветствую тебя!

 

Обращения

Дорогой, милый, родной

Уважаемый, глубокоуважаемый

 

Прощания

Твой Саша.

Ваша внучка.

Твоя подруга Таня.

 

Поздравления

Поздравляю  (Вас, тебя) с праздником (с Новым годом, с юбилеем)

Шлю тебе свои поздравления

 

Благодарность за поздравление

Сердечно (горячо, от всего сердца, от всей души) благодарю Вас за поздравление.

Вы очень любезны, что…

Это очень мило с твоей стороны…

 

Глава III.Результаты исследований.

Мы провели опрос среди учащихся Забайкальского лицея интерната, с целью выявить их знания об эпистолярном жанре (1).

По результатам (2) анкетирования выяснилось, что семьдесят процентов учеников знакомы с эпистолярным жанром и могут дать определение этому термину. Большинство из ребят узнали о нём от родителей и на уроках литературы.

Девяносто процентов из них писали письма, в частности друзьям и родственникам. Но, к сожалению, лишь тридцать процентов опрошенных сможет полностью вспомнить несложные правила написания письма.

Опрошенные оптимистично настроены насчёт судьбы эпистолярного жанра, девяносто процентов из них хотели бы отправить письма своим друзьям и родственникам.

Рассмотрев письма ребят, расспросив их о процессе написания, о том, что они чувствовали в этот момент, я пришла к выводу, что письма приятно не только получать, но и писать. Многие ребята использовали в письмах много слов в разговорном стиле, от этого они кажутся родными, получатели отмечают тот факт, что во время прочтения будто слышали голос отправителя, вспоминали моменты, описанные в тексте. Опрошенные с радостью согласились с тем, что эпистолярный жанр действительно важен.

Заключение.

В ходе проведения исследования и поиска информации по представленной теме, мы пришли к выводу, что эпистолярный жанр постепенно умирает. Многие люди отмечают, что написание писем – пережиток прошлого, сейчас ведь можно просто позвонить, написать текстовое сообщение в социальной сети и не тратить время на оформление письма, его отправку и сопутствующих действий. Казалось бы, в этих словах есть смысл, но попробовав однажды написать письмо, оформить его по всем правилам, сбросить в почтовый ящик и с волнением ждать реакции друга или родных на сообщение. И какой приятной неожиданностью становится оно для получателя. Уже так необычно и загадочно получать письма, делать подобные вещи, безусловно, приятно и полезно, как для получателя, так и для отправителя.

Список литературы.

Виноградова Е.М. Эпистолярные речевые жанра: прагматика и семантика текста: АКД-М., 2016.- С.801

Прохоров Е.И. Эпистолярная публицистика М., //История русской литературы. М.-Л, 2017.- С.344

Елина Е.Г. Эпистолярные формы в русской литературе 60-х годов XIX века.//Живые страницы. Из истории и теории литературы. Сб.статей. Изд-во Саратовского унив., 2015.- С.295

Логунова НВ. Эпистолярный жанр //Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2015.- С.1058

Интернет- ресурсы:

http://www.litra.ru/composition/download/coid/00575201213782421160/

http://classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/zhanr_pisma_ehpistoljarnyj_zhanr_v_literature_primery_i_osobennosti/87-1-0-431

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE

https://www.litdic.ru/zapiski/

https://history.wikireading.ru/251134

https://libsib.ru/etika/etika-delovogo-obscheniya/distantnoe-obschenie-telefon-teleks-faks

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C

Приложения:

Вопросы для анкетирования:

Знаете ли вы что такое эпистолярный жанр? Если да, то откуда вы о нём узнали?

Вы когда-нибудь писали письма? Если да, то кому?

Сможете ли вы вспомнить правила оформления письма?

Как по вашему мнению, стоит ли писать письма?

Предположим, что вам нужно написать письмо, кому бы вы его адресовали?

Р езультаты опроса:

Просмотров работы: 22