ВВЕДЕНИЕ
Среди множества сверхъестественных существ, известных разным народам мира, драконы остаются привлекательными и для современного человека. Сегодня мир переживает настоящий бум дракономании. Древние существа без особых усилий перенеслись в современную литературу (в сказки, притчи, книги жанра фэнтези), драконы стали героями множества фильмов; упоминания о драконах можно найти сегодня в астрономии- на карте звёздного неба, в ботанике- в названиях растений. Драконов мы встречаем на гербах стран и городов, изображения драконов украшают площади и здания. Человечество активно использует образы драконов в современной культуре. В исследовательской работе мы решили выяснить, как в славянской культуре сформировался образ дракона, каково было отношение к мифическому существу. Чтобы ответить на поставленные вопросы, было решено проанализировать русские народные сказки, в которых встречается образ дракона. При анализе образа дракона мы опирались на выдержки из книги А.Н.Афанасьева «Воззрения славян на природу». Русский учёный в своей работе выдвигает свою теорию возникновения верования славян в существование драконов.
Объектом исследования работы являются мифологические представления людей о драконах.
Предметом исследования является образ дракона в русских сказках.
Целью нашей работы стало проанализировать образ дракона в русских народных сказках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
Выяснить становление исследуемого персонажа в мифологии.
Составить список сказок, в которых встречается образ дракона и сопоставить, как в разных сказках изображают этого персонажа.
3. Выявить общие черты в создании образа дракона.
В начале работы мы выдвинули гипотезу, что в русских сказках дракон будет представителем тёмных сил, мифическим существом, с которым будет сражаться главный герой.
Для достижения поставленной цели в работе использованы методы анализа, сравнения и обобщения.
ГЛАВА I. КТО ТАКИЕ ДРАКОНЫ?
1.1. История формирования образа дракона в культуре человечества.
Дракон для современного человека кажется загадкой, которую хочется разгадать, существом, которым хочется восхищаться. Огромное влияние на подобные представления о драконах оказала литература фэнтези. Но такое представление было не всегда. Как же возник этот образ в культуре разных народов? Какие черты характерны для этого мифического существа в русских народных сказках?
Существует версия, что к появлению мифов о драконах привели находки древними людьми костей динозавров- гигантских вымерших ящеров.
Русский учёный 19 в А.Н. Афанасьев считал, что драконов люди увидели в тучах. В книге «Поэтические воззрения славян на природу» он писал: «Согласно с теми прихотливо-изменчивыми, фантастическими формами, какие принимают облака в своём бурном полёте по небесному своду, воображение народа видело в них чудовище со многими головами и раскрытыми пастями… Быстрота, с которою несутся грозовые тучи, заставила уподобить их птице и борзо скачущему коню; означенные метафоры возникли в древнейшую эпоху языка, и по всему вероятию, одновременно с уподоблением тучи- небесному змею… Фантазия смешала формы птицы, коня и змея и составила из них баснословных животных». [7, с.118]
Есть в такой версии с чем согласится, ведь если мы рассмотрим дракона, то заметим, что это мифическое существо сочетает в себе черты разных животных: пресмыкающихся (змея, ящерица, крокодил), птиц, рыб. Многие учёные считают, что дракон стал дальнейшим развитием мифологического образа змея.
Змей как мифологический образ сформировался в сознании древних людей ещё в эпоху палеолита- более 2 млн. лет назад. Первоначально мифический змей внешне отличался от обычной змеи только гигантским размером. Для древнего человека мир чётко делился по вертикали на три части: низ (подземный мир), середина- земля, где жили люди, и верх- небо. Змей относился к нижнему миру, он был связан с мрачным миром мёртвых и потому мог быть враждебен людям. Но змей как существо, живущее в земле, был связан и с самой землёй, которая даёт людям пищу. Змей был существом опасным и полезным. Он мог дать урожай, а мог и погубить. Его нужно было умилостивить. Змей также был стражем источников, водоёмов. [6, с 241]
Дракон соединил в себе черты существ нижнего и верхнего миров (змея и птица). Он унаследовал от змея связь с плодородием и водной стихией, но вместе с тем приобрёл власть над огнём, стал огнедышащим. Дракон объединил в себе противоположности- верх и низ. змея и птица, вода и огонь, способность облагодетельствовать (подарить урожай, то есть богатство) и погубить. Впоследствии на первый план для западной традиции вышла исходящая от дракона угроза, для восточной- благодеяния дракона.
Древнегреческое слово «дракон» связано с глаголом, имеющим значение «пристально смотреть». Самым важным в этом фантастическом существе изначально признавалось сверхъестественное, магическое, гипнотизирующее зрение. А не умение летать и извергать пламя. [2, с 32]
1.2. Образ дракона в русском эпосе
В русском фольклоре дракон – это мифологизированный образ злого, вредоносного существа. В мировых традициях его изображают как чудовище. В русской литературе образ чудовища и дамского угодника в змеиной шкуре появился не сразу.
Слово «дракон» появилось в русском языке достаточно поздно, а Змей Горыныч- сказочный герой с многовековой историей. «Отчество» Горыныч свидетельствует о его связи с горой: наш змей- сын горы- такой же огромный, крепкий и непоколебимый. Некоторые учёные полагают, что в имени «Горыныч» можно усмотреть отсылку к местообитанию змея: он, как и западноевропейские драконы, часто живёт в горах (особенно в пещерах). [7, с 119]
Змей Горыныч- многоголовый дракон. Сказковеды установили, что многоголовость- единственный постоянный отличительный признак русского змея (дракона). В разных сказках сообщается о том, что у него, по крайне мере, три головы (бывает и шесть, и двенадцать). В отличие от европейских драконов, Змей Горыныч не сторожит клад и вообще не прячется от людей: обычно он налетает на людские поселения, разоряет города, ворует скот. [6, с.31] Некоторые учёные полагают, что Змей Горыныч, налетающий на добрых людей и разоряющий землю Русскую, - это воспоминания о тех временах, когда на Русь напали свирепые кочевники, они сжигали города, убивали и брали в плен людей. В сказке или былине змей- самый опасный противник главного героя. Появление его сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит». В противоборство со змеем зачастую вступают не только герои, но и сами силы природы: в белорусских и русских сказках царь Огонь и царица Молния сжигают стада царя Змея-Змиулана, который прячется от них в дупле старого дуба. [7, с.120]
Почему же дракон дамский угодник? В восточных рассказах, древнекитайских книгах, которые потом пришли в Россию, изображали существо пугающее дам. На западе рассказывали рассказы о том, что рыцарю нужно было освободить принцессу от дракона. После слияния этих двух образов, появился русский образ дамского угодника в змеиной шкуре. Именно похищенную жену или сестру отправляется освобождать Иван-дурак. В былине «Добрыня и Змей» богатырь по просьбе киевского князя Владимира выступает на битву с драконом, похитившим любимую княжескую племянницу Забаву Путятичну. Может змей выступать и в роли жениха царской дочери и летать к героине против её воли. [6, с.203]
В русских сказках образ змея не прост: он может покровительствовать герою и давать ему полезные советы, а может быть враждебным существом, с которым герой сражается.
ГЛАВА II. ЧЕМ СХОЖИ И ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ОБРАЗЫ РУССКОГО ДРАКОНА В РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.
2.1 Сопоставительный анализ художественных образов дракона в русских сказках
В разных произведениях образ дракона отличается уникальностью. Для того, чтобы понять, чем схожи и чем различаются образы дракона в различных произведениях, эти образы нужно сравнить по нескольким параметрам. Образ дракона встречается во многих сказках и былинах, и везде образ дракона изображают по- разному. Поэтому для достижения цели исследования необходимо сопоставить различные образы и выявить общие черты.
Мы взяли для сравнения три произведения, в которых встречается изучаемый персонаж, и сопоставить по следующим параметрам:
1. Внешний облик;
2. Характер;
3. Ситуации, в которые попадают главные персонажи;
4. Сюжетная линия;
5. Средства художественной выразительности, которые использованы при создании образа дракона.
Подробная информация по сопоставительному анализу представлена в Приложении 1 в Таблице 1.
Сопоставительный анализ художественных образов дракона позволил выяснить, что в славянской мифологии было двоякое отношение к дракону. С одной стороны, это было огромное чудовище, способное разрушить мир людей, но, с другой стороны, дракона можно было задобрить, и тогда он мог выступать в роли помощника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнив анализ нескольких сказок и узнав историю возникновения образа дракона, мы пришли к выводу, что в русской литературе встречается несколько видов драконов. Один- Змей Горыныч- ярый противник героя и многоголовый соблазнитель царевен и жён. В русских сказках он предстаёт в образе разрушающей стихии огня. Царство Горыныча часто бывает подземным или расположенным в горах. Такой Змей Горыныч встречается в схватке с главным героем на Калиновом мосту, перекинутом через реку Смородину.
Намного реже (мне удалось найти только одну такую сказку) дракон в русских сказках выполняет роль волшебного помощника. Он подсказывает главному герою и помогает справиться со сложными испытаниями.
Таким образом наша гипотеза не подтвердилась. Не во всех русских сказках дракон- отрицательный персонаж. Есть сказки, в которых Змей Горыныч становится помощником главного героя.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Большая детская иллюстрированная энциклопедия. - Пер. с франц.- М.: Эгмонт Россия Лтд. , 2005.- 456с.
2. Динозавры 4D Энциклопедия в дополненной реальности. - Т.: Дэвар Медиа, 2018. - 56с.
3. Илья Муромец и змей. Сказка. [Электронный ресурс] http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev177.php (10.02.2020 дата обращения)
4. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1.-В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин.- 2-е изд.- М.: Просвещение,-2013.-303с.
5. Сказка о Василии-царевиче. [Электронный ресурс] https://pro-skazki.ru/car-devica/ (10.02.2020 дата обращения)
6. Новая детская энциклопедия. - Пер. с англ.- ООО «Азбука - Аттикус», Москва, 2015. - 320с.
7. От Лукоморья до Белогорья [Текст] - М.: Эгмонт Россия ЛТД., 2017.
Приложение 1.
Таблица 1.
Сравнительная таблица.
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» |
А. Н. Афанасьев «Илья Муромец и змей» |
Сказка про Василия- царевича |
|
Внешний облик |
«Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился». «подъезжает чудо-юдо девятиголовое», «Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут».Чудо-юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас же все головы приросли, будто с плеч не падали. |
Двенадцать голов, зелёная кожа. |
Отсутствует описание внешности. Выполняет функцию помощника. |
Характер |
Жестокий, разрушитель, ворует скот, людей, «Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил!» |
Приставучий, дамский угодник, не любит сопротивления. «другого короля тоже весьма хороша дочь, и повадился к ней змей летать об двенадцати голов, всеё ее иссушил: совсем извелась!» «Лежит королевна в своей комнате; в двенадцать часов и летит к ней змей». |
«Царь-змей обрадовался, ласково гостя встретил и ласково проводил» |
Ситуации, в которые попадают главные персонажи. |
Иван трижды сражается с чудо-юдом, каждый раз у змея больше силы и голов. У драконов были жёны и мать змея. |
Змею-дракону приходится драться с Ильёй Муромцем за свою любимую девушку. |
Вот царевич переждал сколько-то времени, встал потихоньку, взял железный лом в двадцать пять пудов, вылез в окошко и пошел к городской стене. Ударил раз-другой и разбил башню; вышли оттуда лев, змей и ворон, обступили кругом царевича и стали ему наказывать: “Слушай, Василий-царевич, нашего наказу! Как были у тебя отец да мать родные, долго они искали тебе невесту и таки выискали – за тридевять земель, в тридесятом царстве высватали за тебя царь-девицу и такой уговор с нею сделали: тебе на иной не жениться, ей за иного замуж не выходить. Уж скоро двенадцать лет, как она ждет тебя – не дождется. Возьми-ка ты завтра гусли, сядь на корабль и ступай по морю погулять. Как только выедешь в море да заиграешь в гусли, царь-девица сейчас к тебе будет. |
Сюжетная линия. |
Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить. Отправился Иван с братьями к реке Смородине. Состоялись три битвы с чудовищами. Потом жёны чудо-юда и мать пытаются отомстить и убить Ивана и братьев, но Ивану помогает смекалка и хитрость. |
Подрастает Илья Муромец, становится сильным. Идёт на службу к государю. Тот ему приказывает убить змея. Он проходит через леса, побеждает Соловья-Разбойника и в конце побеждает змея-дракона. |
Василий-царевич спасет из плена льва, змея и ворона, а они рассказывают царевичу, что при жизни родители сосватали ему в жёны Царь-девицу. Волшебные помощники помогают добраться до тридевятого царства и спасают Василия от трёх смертей, помогая пройти испытания и добиться цели. |
Средства художественной выразительности. |
Олицетворение (Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — подъезжает чудо-юдо о шести головах.), гиперболы («Смотрят — кругом ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая избушка». «От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась») . |
Гиперболы, олицетворения. «Вот и стали они драться: как ни ударит Илья, так с змея голова долой; как ни ударит, голова долой! Дрались много ли, мало ли время, осталась одна голова; и последнюю голову с него сшиб: ударил жезлом и расшиб ее всю». |
Змей не является главным героем, а лишь выполняет функцию помощника. |