Образ дракона в русских сказках

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ дракона в русских сказках

Добров М.А. 1
1МОУ "СОШ №63" г. Магнитогорска
Лавринова А.И. 1
1МОУ "СОШ №63" г. Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Среди множества сверхъестественных существ, известных разным народам мира, драконы остаются привлекательными и для современного человека. Сегодня мир переживает настоящий бум дракономании. Древние существа без особых усилий перенеслись в современную литературу (в сказки, притчи, книги жанра фэнтези), драконы стали героями множества фильмов; упоминания о драконах можно найти сегодня в астрономии- на карте звёздного неба, в ботанике- в названиях растений. Драконов мы встречаем на гербах стран и городов, изображения драконов украшают площади и здания. Человечество активно использует образы драконов в современной культуре. В исследовательской работе мы решили выяснить, как в славянской культуре сформировался образ дракона, каково было отношение к мифическому существу. Чтобы ответить на поставленные вопросы, было решено проанализировать русские народные сказки, в которых встречается образ дракона. При анализе образа дракона мы опирались на выдержки из книги А.Н.Афанасьева «Воззрения славян на природу». Русский учёный в своей работе выдвигает свою теорию возникновения верования славян в существование драконов.

Объектом исследования работы являются мифологические представления людей о драконах.

Предметом исследования является образ дракона в русских сказках.

Целью нашей работы стало проанализировать образ дракона в русских народных сказках.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

Выяснить становление исследуемого персонажа в мифологии.

Составить список сказок, в которых встречается образ дракона и сопоставить, как в разных сказках изображают этого персонажа.

3. Выявить общие черты в создании образа дракона.

В начале работы мы выдвинули гипотезу, что в русских сказках дракон будет представителем тёмных сил, мифическим существом, с которым будет сражаться главный герой.

Для достижения поставленной цели в работе использованы методы анализа, сравнения и обобщения.

ГЛАВА I. КТО ТАКИЕ ДРАКОНЫ?

1.1. История формирования образа дракона в культуре человечества.

Дракон для современного человека кажется загадкой, которую хочется разгадать, существом, которым хочется восхищаться. Огромное влияние на подобные представления о драконах оказала литература фэнтези. Но такое представление было не всегда. Как же возник этот образ в культуре разных народов? Какие черты характерны для этого мифического существа в русских народных сказках?

Существует версия, что к появлению мифов о драконах привели находки древними людьми костей динозавров- гигантских вымерших ящеров.

Русский учёный 19 в А.Н. Афанасьев считал, что драконов люди увидели в тучах. В книге «Поэтические воззрения славян на природу» он писал: «Согласно с теми прихотливо-изменчивыми, фантастическими формами, какие принимают облака в своём бурном полёте по небесному своду, воображение народа видело в них чудовище со многими головами и раскрытыми пастями… Быстрота, с которою несутся грозовые тучи, заставила уподобить их птице и борзо скачущему коню; означенные метафоры возникли в древнейшую эпоху языка, и по всему вероятию, одновременно с уподоблением тучи- небесному змею… Фантазия смешала формы птицы, коня и змея и составила из них баснословных животных». [7, с.118]

Есть в такой версии с чем согласится, ведь если мы рассмотрим дракона, то заметим, что это мифическое существо сочетает в себе черты разных животных: пресмыкающихся (змея, ящерица, крокодил), птиц, рыб. Многие учёные считают, что дракон стал дальнейшим развитием мифологического образа змея.

Змей как мифологический образ сформировался в сознании древних людей ещё в эпоху палеолита- более 2 млн. лет назад. Первоначально мифический змей внешне отличался от обычной змеи только гигантским размером. Для древнего человека мир чётко делился по вертикали на три части: низ (подземный мир), середина- земля, где жили люди, и верх- небо. Змей относился к нижнему миру, он был связан с мрачным миром мёртвых и потому мог быть враждебен людям. Но змей как существо, живущее в земле, был связан и с самой землёй, которая даёт людям пищу. Змей был существом опасным и полезным. Он мог дать урожай, а мог и погубить. Его нужно было умилостивить. Змей также был стражем источников, водоёмов. [6, с 241]

Дракон соединил в себе черты существ нижнего и верхнего миров (змея и птица). Он унаследовал от змея связь с плодородием и водной стихией, но вместе с тем приобрёл власть над огнём, стал огнедышащим. Дракон объединил в себе противоположности- верх и низ. змея и птица, вода и огонь, способность облагодетельствовать (подарить урожай, то есть богатство) и погубить. Впоследствии на первый план для западной традиции вышла исходящая от дракона угроза, для восточной- благодеяния дракона.

Древнегреческое слово «дракон» связано с глаголом, имеющим значение «пристально смотреть». Самым важным в этом фантастическом существе изначально признавалось сверхъестественное, магическое, гипнотизирующее зрение. А не умение летать и извергать пламя. [2, с 32]

1.2. Образ дракона в русском эпосе

В русском фольклоре дракон – это мифологизированный образ злого, вредоносного существа. В мировых традициях его изображают как чудовище. В русской литературе образ чудовища и дамского угодника в змеиной шкуре появился не сразу.

Слово «дракон» появилось в русском языке достаточно поздно, а Змей Горыныч- сказочный герой с многовековой историей. «Отчество» Горыныч свидетельствует о его связи с горой: наш змей- сын горы- такой же огромный, крепкий и непоколебимый. Некоторые учёные полагают, что в имени «Горыныч» можно усмотреть отсылку к местообитанию змея: он, как и западноевропейские драконы, часто живёт в горах (особенно в пещерах). [7, с 119]

Змей Горыныч- многоголовый дракон. Сказковеды установили, что многоголовость- единственный постоянный отличительный признак русского змея (дракона). В разных сказках сообщается о том, что у него, по крайне мере, три головы (бывает и шесть, и двенадцать). В отличие от европейских драконов, Змей Горыныч не сторожит клад и вообще не прячется от людей: обычно он налетает на людские поселения, разоряет города, ворует скот. [6, с.31] Некоторые учёные полагают, что Змей Горыныч, налетающий на добрых людей и разоряющий землю Русскую, - это воспоминания о тех временах, когда на Русь напали свирепые кочевники, они сжигали города, убивали и брали в плен людей. В сказке или былине змей- самый опасный противник главного героя. Появление его сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит». В противоборство со змеем зачастую вступают не только герои, но и сами силы природы: в белорусских и русских сказках царь Огонь и царица Молния сжигают стада царя Змея-Змиулана, который прячется от них в дупле старого дуба. [7, с.120]

Почему же дракон дамский угодник? В восточных рассказах, древнекитайских книгах, которые потом пришли в Россию, изображали существо пугающее дам. На западе рассказывали рассказы о том, что рыцарю нужно было освободить принцессу от дракона. После слияния этих двух образов, появился русский образ дамского угодника в змеиной шкуре. Именно похищенную жену или сестру отправляется освобождать Иван-дурак. В былине «Добрыня и Змей» богатырь по просьбе киевского князя Владимира выступает на битву с драконом, похитившим любимую княжескую племянницу Забаву Путятичну. Может змей выступать и в роли жениха царской дочери и летать к героине против её воли. [6, с.203]

В русских сказках образ змея не прост: он может покровительствовать герою и давать ему полезные советы, а может быть враждебным существом, с которым герой сражается.

ГЛАВА II. ЧЕМ СХОЖИ И ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ОБРАЗЫ РУССКОГО ДРАКОНА В РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.

2.1 Сопоставительный анализ художественных образов дракона в русских сказках

В разных произведениях образ дракона отличается уникальностью. Для того, чтобы понять, чем схожи и чем различаются образы дракона в различных произведениях, эти образы нужно сравнить по нескольким параметрам. Образ дракона встречается во многих сказках и былинах, и везде образ дракона изображают по- разному. Поэтому для достижения цели исследования необходимо сопоставить различные образы и выявить общие черты.

Мы взяли для сравнения три произведения, в которых встречается изучаемый персонаж, и сопоставить по следующим параметрам:

1. Внешний облик;

2. Характер;

3. Ситуации, в которые попадают главные персонажи;

4. Сюжетная линия;

5. Средства художественной выразительности, которые использованы при создании образа дракона.

Подробная информация по сопоставительному анализу представлена в Приложении 1 в Таблице 1.

Сопоставительный анализ художественных образов дракона позволил выяснить, что в славянской мифологии было двоякое отношение к дракону. С одной стороны, это было огромное чудовище, способное разрушить мир людей, но, с другой стороны, дракона можно было задобрить, и тогда он мог выступать в роли помощника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнив анализ нескольких сказок и узнав историю возникновения образа дракона, мы пришли к выводу, что в русской литературе встречается несколько видов драконов. Один- Змей Горыныч- ярый противник героя и многоголовый соблазнитель царевен и жён. В русских сказках он предстаёт в образе разрушающей стихии огня. Царство Горыныча часто бывает подземным или расположенным в горах. Такой Змей Горыныч встречается в схватке с главным героем на Калиновом мосту, перекинутом через реку Смородину.

Намного реже (мне удалось найти только одну такую сказку) дракон в русских сказках выполняет роль волшебного помощника. Он подсказывает главному герою и помогает справиться со сложными испытаниями.

Таким образом наша гипотеза не подтвердилась. Не во всех русских сказках дракон- отрицательный персонаж. Есть сказки, в которых Змей Горыныч становится помощником главного героя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большая детская иллюстрированная энциклопедия. - Пер. с франц.- М.: Эгмонт Россия Лтд. , 2005.- 456с.

2. Динозавры 4D Энциклопедия в дополненной реальности. - Т.: Дэвар Медиа, 2018. - 56с.

3. Илья Муромец и змей. Сказка. [Электронный ресурс] http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev177.php (10.02.2020 дата обращения)

4. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1.-В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин.- 2-е изд.- М.: Просвещение,-2013.-303с.

5. Сказка о Василии-царевиче. [Электронный ресурс] https://pro-skazki.ru/car-devica/ (10.02.2020 дата обращения)

6. Новая детская энциклопедия. - Пер. с англ.- ООО «Азбука - Аттикус», Москва, 2015. - 320с.

7. От Лукоморья до Белогорья [Текст] - М.: Эгмонт Россия ЛТД., 2017.

Приложение 1.

Таблица 1.

Сравнительная таблица.

 

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

А. Н. Афанасьев «Илья Муромец и змей»

Сказка про Василия- царевича

Внешний облик

«Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился». «подъезжает чудо-юдо девятиголовое», «Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут».Чудо-юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас же все головы приросли, будто с плеч не падали.

Двенадцать голов, зелёная кожа.

Отсутствует описание внешности. Выполняет функцию помощника.

Характер

Жестокий, разрушитель, ворует скот, людей, «Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил!» 

Приставучий, дамский угодник, не любит сопротивления. «другого короля тоже весьма хороша дочь, и повадился к ней змей летать об двенадцати голов, всеё ее иссушил: совсем извелась!» «Лежит королевна в своей комнате; в двенадцать часов и летит к ней змей».

«Царь-змей обрадовался, ласково гостя встретил и ласково проводил»

Ситуации, в которые попадают главные персонажи.

Иван трижды сражается с чудо-юдом, каждый раз у змея больше силы и голов. У драконов были жёны и мать змея.

Змею-дракону приходится драться с Ильёй Муромцем за свою любимую девушку.

Вот царевич переждал сколько-то времени, встал потихоньку, взял железный лом в двадцать пять пудов, вылез в окошко и пошел к городской стене. Ударил раз-другой и разбил башню; вышли оттуда лев, змей и ворон, обступили кругом царевича и стали ему наказывать: “Слушай, Василий-царевич, нашего наказу! Как были у тебя отец да мать родные, долго они искали тебе невесту и таки выискали – за тридевять земель, в тридесятом царстве высватали за тебя царь-девицу и такой уговор с нею сделали: тебе на иной не жениться, ей за иного замуж не выходить. Уж скоро двенадцать лет, как она ждет тебя – не дождется. Возьми-ка ты завтра гусли, сядь на корабль и ступай по морю погулять. Как только выедешь в море да заиграешь в гусли, царь-девица сейчас к тебе будет. 

Сюжетная линия.

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить. Отправился Иван с братьями к реке Смородине. Состоялись три битвы с чудовищами. Потом жёны чудо-юда и мать пытаются отомстить и убить Ивана и братьев, но Ивану помогает смекалка и хитрость.

Подрастает Илья Муромец, становится сильным. Идёт на службу к государю. Тот ему приказывает убить змея. Он проходит через леса, побеждает Соловья-Разбойника и в конце побеждает змея-дракона.

Василий-царевич спасет из плена льва, змея и ворона, а они рассказывают царевичу, что при жизни родители сосватали ему в жёны Царь-девицу. Волшебные помощники помогают добраться до тридевятого царства и спасают Василия от трёх смертей, помогая пройти испытания и добиться цели.

Средства художественной выразительности.

Олицетворение (Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — подъезжает чудо-юдо о шести головах.), гиперболы («Смотрят — кругом ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая избушка». «От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась») .

Гиперболы, олицетворения.

«Вот и стали они драться: как ни ударит Илья, так с змея голова долой; как ни ударит, голова долой! Дрались много ли, мало ли время, осталась одна голова; и последнюю голову с него сшиб: ударил жезлом и расшиб ее всю».

Змей не является главным героем, а лишь выполняет функцию помощника.

Просмотров работы: 16