Образ дореволюционной России в детской приключенческой повести С. М. Голицына «Сорок изыскателей»

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ дореволюционной России в детской приключенческой повести С. М. Голицына «Сорок изыскателей»

Умарова С.М. 1
1ГБОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья»
Щербакова Е.К. 1
1ГБОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность темы данной работы объясняется важностью обращения к творчеству несправедливо забытых авторов, помогающему увидеть в новом свете историю и культуру родной страны, показывающему романтику советского детства.

Объектом исследования явилась написанная в начале 1960-х гг. повесть С. Голицына «Сорок изыскателей, начавшаяся переиздаваться в 1990-х и 2010-х гг.

Предмет исследовательской работы – образ дореволюционной России в повести, для 1960-х гг. представленный очень необычно: в книге поэтизируется дворянская культура, усадьба, любовь дочери помещика и крепостного.

Цель исследовательской работы – определить, насколько интересна героям-подросткам, сорока изыскателям, культура Российского государства до революции.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1) рассмотреть особенности детской приключенческой повести 1960-х гг.: многообразие тем, разнообразие решаемых в них вопросов, – чтобы понять, насколько необычно творчество С. М. Голицына и вместе с тем отражает особенности эпохи;

2) рассмотреть особенности биографии автора, отразившейся в его произведениях;

3)определить роль мотива тайны в произведении «Сорок изыскателей».

Научная новизна: проанализирована несправедливо забытая повесть С. Голицына; сделан вывод о том, что автор, дворянин по происхождению, в сложное советское время смог представить привлекательный образ России дореволюционной, показывая значение общечеловеческих ценностей.

Практическая значимость: поскольку данное исследование – первый опыт литературоведческого анализа, сделанного нами, оно будет полезно в первую очередь именно нам: прочтение книг С. Голицына способствует расширению кругозора, знакомству с русской культурой, художественными памятниками Золотого кольца России; кроме того, будучи приключенческими, искрящиеся добрым юмором, они являются увлекательным чтением.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и Приложения.

Особенности детской приключенческой прозы 1960- х гг.

1960-е годы – время появления замечательных произведений для детей. Наряду с военной тематикой, по-прежнему актуальной, появляется все большее количество произведений о мирном детстве, особой популярностью пользуются приключенческие подростковые произведения.

В этот период пишут свои лучшие книги Ю. В. Сотник, В. К. Железников, Л. Ф. Воронкова, А. Г. Алексин, В. Ф. Козлов, А. Н. Рыбаков и др.

В произведениях Юрия Сотника «Вовка Грушин и другие», «Эликсир Купрума Эса», «Приключение не удалось» и др. автор весело, юмористично показывает мир детства, признаваясь, что сам он считает себя мастером «смешных рассказов» [3. С. 66].

В повестях Ю. Сотника раскрываются вопросы, которые актуальны во все времена: что такое смелость, дружба; как бороться с трусостью, эгоизмом и т.д. Главный герой повести «Приключение не удалось» (1961 год) Федя Капустин приходит к выводу о том, что его пионерская жизнь очень скучная, «за весь прошлый год <в его> пионерском отряде были проведены только один двухдневный поход и только одна лыжная вылазка» [6. С. 39]. Герой решает бежать в поисках приключений на север, но обстоятельства мешают осуществиться его намерениям. У Феди есть двойник – младший брат Вовка, которого «тиранит» средняя сестра Варя. Варя, как старшая по отношению к Вовке, в отсутствие родителей обращается с ним так строго, что мальчик чувствует себя совершенно измученным и несчастным. Несколько раз в день она моет ему с мылом уши и шею, постоянно ставит в угол, при этом Вовка даже не понимает, за что наказан. Сестра ведет себя с младшим братом как с живой игрушкой, искренне считая, что делает ему добро. Бедный Вовка продолжает оставаться во власти «правильной» и «заботливой» сестры. Неудивительно, что и этот герой решает убежать из дома.

Творчество Вильяма Федоровича Козлова было особенно любимо поколениями 1950, 1960, 1970-х годов, во многом благодаря повестям о Президенте каменного острова (1964). Произведение «Президент Каменного острова» – о юности послевоенного поколения, которая хоть и протекает в мирное время, но омрачена смертельным дыханием Великой Отечественной войны. Так, двое главных действующих лиц повести – Гарик и Сорока – сироты. Современность в книге переплетается с событиями прошлого: неприступный остров посреди большого озера притягивает любопытство приехавших на отдых ребят своей героической историей, а главное, таинственной деятельностью расположившихся там мальчишек из интерната, живо интересующихся подвигами своих отцов и дедов и чтущих память о них. Ближе узнавая Сороку и его товарищей, приезжие Аленка и Сережа, а вместе с ними и читатели проникаются глубоким сочувствием к их следопытской работе, к дружеской связи с героями войны, с летчиками, к тому, как эти ребята готовят себя к активной взрослой жизни.

В романтическом духе создана также и повесть кандидата геолого-минералогических наук В. Корчагина «Тайна реки злых духов» (1962 год). Эта книга повествует об участии трёх подростков – Саши, Валерия и Наташи – в геологической экспедиции в тайге. В основе повести – впечатления автора от собственных геологических экспедиций. В книге автор воссоздал впечатляющую картину красоты и удивительных тайн мира минералов, рассказывая о геологической истории Земли. Художественное мастерство писателя проявилось и в создании увлекательного приключенческого сюжета. Читатель учится преодолевать трудности, ценить истинные человеческие отношения. Ребята в повести движутся не только по пути от незнания к знанию, совершают пространственные перемещения, попадая в исключительные ситуации, но и проходят путь нравственного самоопределения. «Тайна реки злых духов», подобно «Президенту Каменного острова», очень полюбилась читателям, вследствие этого у нее появилось продолжение – «Путь к перевалу» (1968); знакомые герои стали студентами геологического вуза.

Таким образом, литературу для детей 1960-х годов можно назвать романтической: герой стремится создать что-то очень важное, верит в правду, ценит дружбу, зачастую чувствует себя непонятым и одиноким, стремится путешествовать; во многих произведениях прослеживается мотив тайны. Жанр, преобладающий в детской литературе исследуемого периода – приключенческая повесть.

2. О жизни и творчестве Сергея Михайловича Голицына

Сергей Михайлович Голицын умер 7 ноября 1989 года от обширного инфаркта. К этому времени он успел закончить свое самое большое произведение «Записки уцелевшего», над которым работал десять лет. В последний месяц жизни Сергей Михайлович выделил главы, посвященные детским дореволюционным годам.

Дворянин по происхождению, С.М. Голицын именно по этой причине не смог поступить в институт, не удерживался долго ни на одной работе.

3 июля 1941 года писатель был призван на Великую Отечественную войну, демобилизован был лишь в конце 1946 года, прослужил всю войну в инженерно-строительных частях, об этом он написал в своих мемуарах «Записки беспогонника». Удостоился многих наград. В 1947 году Сергей Михайлович после длительного перерыва стал снова писать, его поддержал Сергей Николаевич Дурылин, известный духовный писатель, который играл активную роль в жизни русской культуры [1].

С.М. Голицын, делая записи воспоминаний о войне по свежим следам, говорил, что «пишет воспоминания для историков XXI, а то и XXII веков» [1]. У автора была надежда издать эти записки только в далеком будущем.

Писатель с середины пятидесятых годов ХХ века проводил время в пионерских лагерях, походах, школах-интернатах, он непрерывно общался с детьми. В 1959 вышла его во многом автобиографическая книга «Сорок изыскателей», и в этом же году Сергей Михайлович решает оставить работу инженера-геодезиста и профессионально заняться писательским трудом.

Он купил дом в Любце, прожил там тридцать лет, вот как об этом вспоминает его сын в послесловии к «Запискам уцелевшего»: «В 1960 году отец купил небольшой дом в селе Любец на берегу Клязьмы, где мы с матерью и теткой прожили с марта 1942 года по ноябрь 1945 года. Тридцать лет, или тридцать теплых сезонов, он вместе с матерью прожил там, обычно с апреля по начало октября. Работалось ему там гораздо лучше, чем в Москве…» [1].

С.М. Голицын за тридцать лет выпустил несколько приключенческо-познавательных книг для детей среднего возраста: «Полотняный городок», «Городок сорванцов», «Страшный крокозавр и его дети», «За березовыми книгами», «Тайна старого Радуля». В повестях этого автора для детей описаны архитектурные памятники Золотого кольца России – Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля. Частый мотив в этих произведениях – посещение дворянской усадьбы, поиск школьниками предметов старины: березовых книг князя Константина Ростовского, портрета в рафаэлевском стиле и т.д. Автор с любовью описывает старинные храмы, о которых можно было говорить исключительно как о памятниках древнерусского зодчества, а не духовной культуры народа.

Будучи аристократом по происхождению, он ценил и понимал произведения искусства, львиная доля которых в первые годы Советской власти была распродана: «Если на Спиридоновке <в 1920-е годы> вещи имели антикварную ценность, а высокохудожественных было немного, то на Воздвиженке отдельные предметы являлись шедеврами мирового искусства. Таково было большое полотно Рембрандта – «Иисус Христос, Мария и Марфа»; оно сейчас находится в том Музее изобразительных искусств, который тогда назывался имени Александра III. Но искусствоведы отнесли полотно к школе Рембрандта» [1].

Можно сказать, что интерес к дворянской культуре в целом не свойствен советской детской литературе. Например, в замечательном произведении А. Рыбакова «Бронзовая птица» (1956 год) бывшая усадьба графа Карагаева, смотрительница «графиня» – мрачные образы. В бронзовой птице, украшающей особняк, находится тайник со знаменитым алмазом Санси, замешанном в преступлении. Интересно, что две повести – А. Рыбакова «Бронзовая птица» и С. Голицына «Сорок изыскателей» сближает именно мотив тайны, поиска: «детективный, захватывающий сюжет повести строится на разгадывании романтической тайны» [5. С. 125].

У С. М. Голицына есть книги на исторические темы, повествующие о древнерусской жизни: «Сказание о Земле Московской», где есть описания Любца с фотографиями, «Сказание о Евпатии Коловрате», «Ладьи плывут на север», «До самого синего Дона», «Про бел-горюч камень», «Сказания о белых камнях». Много писал он о церкви в Любце: «Церковь стоит на высоком бугре на берегу Клязьмы, и от нее открываются виды умиротворенной красоты на излучину реки и лес, на пойму, вдаль на десятки километров за реку» [1].

В 1989 г. вышла книга «Село Любец и его окрестности», включавшая очерки про историю села, его людей, промысла в окрестных селах, историю разорения «неперспективных» деревень и попытки разумного ведения хозяйства. У Сергея Михайловича есть два очерка о связях его предков С. М. Голицына с Ф. М. Достоевским и Л. Н. Толстым.

Таким образом, если первая половина жизни С.М. Голицына – военная деятельность и работа в качестве инженера, то вторая – это писательский труд, направленный на воспитание чувства любви к Родине, настоящих граждан России. В творчестве С.М. Голицына поэтизируется культура дворянской России, появляются мотивы дворянской усадьбы, храма, древних книг, картин известных мастеров и т.д.

3. Мотив тайны в повести С. Голицына «Сорок изыскателей»

Специально оговоримся, что вопрос о тайне мы будем стараться раскрывать, обращаясь к сюжетной логике текста, поскольку в нем тесно переплетаются различные мотивы, как это бывает в детективах, а композиция строится по принципу перехода от одного героя-Номера к другому – так постепенно герои приближаются к истине или отдаляются от нее1. В свою очередь, мотив – «часть, элемент сюжета. Любой сюжет представляет собой переплетение мотивов, тесно связанных друг с другом, врастающих один в другой» [4. С.177], «по определению А. Н. Веселовского, это «нервный узел» повествования» [4. С. 179].

В повести «Сорок изыскателей» рассказывается о том, как москвичи, отец и его дочь Соня, а вместе с ними тридцать восемь пионеров из подмосковного Золотого Бора отправились на поиски загадочного портрета девушки в стиле Рафаэля во Владимирскую область, село Любец. И с самого начала произведения завязывается интрига: папа и Соня, которых старший сын и брат Миша считает тюфяками, думавшие, что спокойно отдохнут в Золотом Бору, неожиданно увлекаются рассказами соседа по коммунальной квартире Ивана Ивановича, по прозвищу Тычинка, историка-архивариуса, уверенного, что где-то в Любце теряются следы загадочной картины. Отец и дочь решают, что «…поиски портрета…очень заманчивое и самое настоящее изыскательское занятие» [2. С.14]. Прототипом папы и его детей стали писатель Сергей Михайлович и его сын с дочерью; не случайно на иллюстрациях С. Забалуева, появившихся в первом и последующих изданиях книги С. Голицына, главный герой внешне очень похож на самого писателя: высокий, худой, с удлиненным носом.

Именно потому, что Сонин папа (повествователь) – доктор, отец и дочь присоединяются к отряду пионеров, увлекая и их идеей поиска ценного произведения искусства: «В такие дебри сунемся, – подхватил один из черненьких мальчиков, – большим ни в жизнь не добраться, а портрет найдем» [2. С.27]. Доктор становится одним из руководителей отряда, вместе с сухой и педантичной Маргаритой Харитоновной и веселой вожатой Люсей.

Путь пионеров лежит сначала из Золотого Бора в Любец, в краеведческий музей, где проводит экскурсию загадочный Номер Второй. И здесь им показывают картину, которая, по преданию, принадлежит автору разыскиваемого портрета: «На картине был изображен темный дубовый, совсем простой стол, а на столе на первом плане лежал небольшой, с тончайшей серебряной резьбой на рукоятке кинжал, возле кинжала распласталась мертвая птица величиной с голубя, песочно – желтого или, скорее, палевого цвета, с открытым клювом и тускло – свинцовым потухшим глазом. Позади птицы стоял хрустальный бокал с отбитым краем» [2. С.51]. Интересно, что это описание автору навеяла картина из дома графини Елены Богдановны Шереметьевой, в доме которой до войны оставалось несколько шедевров: «Еще два голландских натюрморта, один из них мной описан в повести “Сорок изыскателей”, на нем изображен бокал, наполненный красным вином, кинжал и убитая птица желтого цвета» [1].

Номер Второй сообщает, что Портрет, другую работу автора Натюрморта2, искали восемь человек, поэтому они называются Номерами – от Первого до Восьмого. Далее пионеры знакомятся с ними всеми. У Номера Первого, маленького круглого старичка, старожила Любца, они увидели бокал с отбитым краем, который был нарисован на картине.

Придя ночевать в школу, пионеры знакомятся с Номером Третьим, ее директором, отсюда смелые мальчишки делают вылазку в заброшенную церковь, где находят альбом барышни Ирины Загвоздецкой. Важно подчеркнуть, что мотив ночевок в пустующих летних школах, тесных московских квартирах, долгих переходов из селения в селение (при этом детей порой застает ливень в пути) является частым в повестях писателя – именно в этом и заключается романтика детских походов и путешествий. Впоследствии жену героя приведет в изумление приезд гостей-изыскателей: сорока человекам придется размещаться рядами на полу комнаты в коммунальной квартире.

Благодаря загадочным взрослым-номерам, школьники тоже включаются в эту игру: «Ребята распределили между собой все номера. Тридцать восьмой достался Гале, а тридцать девятый, как самой младшей, Соне» [c 82].

В Любце изыскателям удается попасть и в геологоразведку, о которой не понаслышке знает брат Сони Миша, и доказать приезжему геологу, что качество Любецкого известняка очень высокое, и даже найти аметисты: «Кристаллики нежно-лилового, как фиалка, цвета ярко переливались на солнце. – Девушка, милая, вы нашли большую редкость», – вскричал Номер Первый, – это подмосковный аметист!..» [2. С.86].

Затем ребята прочтут рукопись Любца, найдут некоторую информацию о помещиках Загвоздецких, поскольку, согласно легенде, на портрете крепостным художником Егором Спорышевым могла быть изображена восемнадцатилетняя Ирина Загвоздецкая.

В детском фотоальбоме Ирины Загвоздецкой, который они нашли у Номера Третьего, был обнаружен набросок местного кремля, помеченный таинственной надписью, в альбоме были рисунки, записки и нечто очень ценное: «Это было настоящее открытие! На оборотной стороне листка был нарисован второй маленький крестик. Если смотреть на свет, этот крестик приходился как раз на середину башни. Он был нарисован ниже верхней бойницы, на расстоянии, примерно равном длине окна» [2. С.118].

В бойнице кремля, в указанном в письме месте, изыскатели обнаружили кинжал, изображенный на Натюрморте, а кроме того, конверт с письмом, которое передали для расшифровки в Московский научно-исследовательский институт судебной экспертизы. Далее в музее художника Ситникова, познакомившись с Номером Седьмым, ребята получили в подарок «Указатель селений и жителей уездов Московской губернии –1852 год», включавший список чиновников, купцов, по уездам – список селений, душ мужского пола, а также фамилий, имен, отчеств и чинов помещиков, владевших крепостными [2. С.130].

Приехав для дальнейших поисков в Москву, прочитав привезенное Номером Первым расшифрованное письмо из башни, они убеждаются в необходимости дальнейших поисков: «Дорогая моя Иринушка, может, не свидимся больше, прощай, буду о тебе помнить и любить тебя вечно… Вещь спрятана у Прохора. Оставляю тебе кинжал – может, пригодится. Твой навсегда – Егор. Лета 1838 июля 18-го дня» [2. С.164].

Далее выясняется, что «владелец Любецкой фабрики азиатских платков из справочника 1852 года, купец третьей гильдии Прохор Андреевич Нашивочников, и некий Прохор, у которого за четырнадцать лет до того, в 1838 году, … в год смерти Ирины Загвоздецкой, некий Егор спрятал неизвестную вещь, возможно, одно и то же лицо. … вещь, видимо, осталась у внуков или правнуков, носящих фамилию Нашивочниковы» [2. С.172].

Портрета у потомка Нашивочникова, писателя, не оказалось, но нашлась рукопись, в которой история Егора Спорышева, крепостного художника, раскрылась более полно. Он был одним из крепостных крестьян помещика Загвоздецкого. В юном возрасте у него обнаружились незаурядные художественные способности, и поэтому было решено отправить его учиться в Петербург. Однако по прошествии нескольких лет помещик вызвал его из столицы и отправил его работать на хрустальный завод. Художник написал портрет дочери Загвоздецкого Ирины. Так Ирина и Егор полюбили друг друга, из-за чего Егор был отправлен на солдатскую службу; не выдержав тоски, Ирина умерла.

Ключ к разгадке тайны портрета изыскатели нашли в Золотом бору, там, откуда уехали, а именно в доме Номера Четвертого, где квартировали доктор и его дочь Соня.

Садовод Номер Четвертый, тоже Нашивочников, которого заподозрили в сокрытии тайны, показал всем выращенные им голубые георгины, долго уберегаемые от чужого глаза: «Махровые шары только что распустившихся георгинов нежно-голубого цвета были и правда очень красивы, но какие-то холодные и бесстрастные» [2. С.228]. Когда Номер Первый спросил у хозяина, не хранит ли тот другую тайну, и воззвал к его совести, садовод признался, что у него хранится замечательный Портрет, вместе с завещанием деда Прохора Андреевича Нашивочникова, бывшего другом Егора Спорышева, возлюбленного Ирины Загвоздецкой: «Сей предмет доверил мне на хранение друг мой Егор Иванович Спорышев. Детям моим повелеваю: никогда никому его не показывать» [2. С.229].

Интересно, что образ Номера Четвертого отчасти списан с Владимира Владимировича Вульферта, знакомого писателя, грезившего георгинами: «Владимир Владимирович повел меня на свой крохотный участок под окнами. Он с гордостью и любовью показывал мне различные цветы и прочел целую лекцию, как за несколько лет собирается вывести голубые георгины. Уже после войны, когда я работал над своей повестью “Сорок изыскателей”, то вспомнил о чудаке-садовнике, грезившем о прекрасных голубых георгинах, и рассказал о нем…» [1].

Портрет обнаружили за зеркалом – трюмо в комнате доктора: «Громадное зеркало-трюмо стояло против моей кровати. Мне оно ужасно надоело. Соня вечно вертелась перед ним» [2. С.230]. Все были взволнованы: «Мы увидели написанный на холсте большой портрет стройной, тоненькой девушки в сиреневом платье. И надпись различалась в правом нижнем углу: «Я не могу даже подписаться»» [2. С.231]. Картина была отдана в музей.

Таким образом, повесть «Сорок изыскателей» – увлекательный детектив и при этом очень лиричная книга, в которой многие эпизоды соотносятся со случаями из жизни самого писателя. Благодаря истории о несчастной любви крепостного и дворянки автор смог рассказать и о культуре дворянской России, не случайно мотив тайны является сюжетообразующим в тексте.

Заключение

Таким образом, в процессе исследования мы пришли к выводу о том, что произведения С. Голицына отличаются от детских повестей 1960-х годов, несмотря на то, что многие из них объединяют мотивы тайны, поиска. В «Сорока изыскателях» автор, показывая красоту русской культуры, ненавязчиво обращает внимание читателя на дворянскую усадьбу, уклад жизни помещиков. Писатель сам был выходцем из дворянского рода, поэтому тема классовой ненависти в его произведении отсутствует, в отличие, например, от повести А. Н. Рыбакова «Бронзовая птица».

Следует отметить, что в тексте С. Голицына у героев-дворян больше положительных черт, чем отрицательных, хотя отец Ирины Загвоздецкой и предстает крепостником, злым и жестоким человеком, разлучающим дочь с её возлюбленным – крепостным художником Егором Спорышевым. Сама Ирина – добрая и милая девушка, не менее хороша обстановка дворянской усадьбы, где особенно выделяются предметы искусства.

Итак, история о несчастной любви крепостного и дворянки, поиска пионерами исчезнувшего портрета становится для автора поводом рассказать о культуре дворянских гнезд, не случайно мотив тайны является сюжетообразующим в тексте.

Список литературы

Голицын С. М. Записки уцелевшего [Электронный ресурс]. – Издательский дом Орбита», 1990. – Режим доступа: https://royallib.com/ book/golitsin_ sergey/ zapiski_utselevshego_chast_1.html – 18.01.2020.

Голицын С. М. Сорок изыскателей. – М.: Речь, 2015. – 240 с.

Зубарева Е. Неостывшая память детства: Творчество Юрия Вячеславовича Сотника//Детская литература. – М.: Дет. лит., 1984. – С.65–81.

Мотив // Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987. – С.177-180.

Панова Е. П. Воспитательный ресурс народных преданий о кладах и кладоискателях в художественных текстах для детей (на материале повести А. Рыбакова «Бронзовая птица») // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 11. – 2017. – № 4. – С. 123–129.

Сотник Ю. Приключение не удалось // Сотник Ю. Эликсир Купрума Эса. Избранное. – М.: «Детская литература», С. 5-54.

Приложение 1

Схема перемещения героев от одного Номера – любителя искусства - к другому

 

Номер Второй – заведующий музеем

Информация о других номерах, картина с жар – птицей

 

Номер Первый

Бокал с отбитым краем

 

Номер Третий

Ночевка в школе

Фотоальбом Ирины Загвоздецкой

 

Номер Седьмой , Номер Пятый подарил изыскателям

«Указатель селений и жителей уездов Московской губернии – 1852 год»

 

Номер Шестой

Отправляется вместе с ребятами в Золотой

Бор

 

Номер Четвертый

Портрет

1 В Приложении 1 представлена цепочка посещения героями Номеров – любителей искусства (прим. авт. – У.С.).

2Далее с целью графического выделения картин, ввиду отсутствия их названий, будем писать с большой буквы (прим. авт. – У.С.).

Просмотров работы: 166