Введение
Каждый писатель или поэт в своих произведениях стремится показать реалии своей эпохи, отразить ее своеобразие, а также выразить мысли и чувства своих современников. Ему важно как можно точнее показать ту эпоху, во времена которой он живет и творит. Раскрывая судьбы людей, мы учимся понимать и духовные ценности, которые являются приоритетными, наиважнейшими.
В нашей жизни есть такие понятия, как любовь, душевность, щедрость, которые существуют в течение многих веков, их смысл не меняется столетиями. Однако есть и такие, как меркантильность, скупость, жадность. На страницах произведений мы встречаем таких героев, у которых маниакальная страсть к деньгам, к накопительству затмевает все другие чувства, эмоции, устремления. Нами выбраны произведения, различные по времени их создания, по эпохам, в которые были созданы, но все они объединены общей проблематикой – изображением человека, скупость которого безгранична. Страсть к накопительству ради накопительства разрушает душу человека, меняет их жизненные ориентиры. При этом рвутся родственные связи, герои художественных произведений чаще всего одиноки, они не стремятся создать семью, лишаются дружеской поддержки. Об этом писали и в XIX веке, и в ХХ, пишут и в ХХI веке.
Актуальность данного исследования состоит в том, что классики русской литературы Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, наша современница Людмила Евгеньевна Улицкая в своих произведениях раскрывают причины, мотивы, социально - психологическую обусловленность такого явления, как страсть к накопительству. Они кропотливо исследуют личность героя, его душевный уклад, прослеживают путь в «никуда».
Цель данного исследования – выявить тематические и образные параллели в трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь», в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», в рассказе Л.Е.Улицкой «Генеле - сумочница».
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: прочитать трагедию А.С.Пушкина «Скупой рыцарь», поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души», рассказ Л.Е.Улицкой «Генеле - сумочница»; рассмотреть и проанализировать социальный и психологический фон эпохи, изображаемой русскими писателями; определить черты сходства и различия в образах скупого рыцаря, помещика Степана Плюшкина, старушки Генеле; проанализировать эпизоды, раскрывающие характер и нравы главных героев выше перечисленных произведений.
Следовательно, объектами исследования в работе являются трагедия А.С.Пушкина «Скупой рыцарь», поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души», рассказ Л.Е.Улицкой «Генеле - сумочница». Предметом исследования стали образы героев – скупцов: скупого рыцаря, русского помещика Степана Плюшкина, старушки Генеле.
Данная работа является теоретико - литературоведческим исследованием. Методы исследования: описательный и сопоставительный.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Практическая значимость заключается в том, что материал данной исследовательской работы можно использовать на уроках литературы, во внеурочной деятельности, для самостоятельной работы обучающихся.
Нами выдвинута гипотеза о том, что герои – скупцы, для которых жажда накопительства становится основной целью их жизни, губят не только свою душу, но и наносят вред окружающим.
Основная часть
Глава 1. Трагедия скупого рыцаря
Александр Сергеевич Пушкин создал цикл маленьких трагедий осенью одна тысяча восемьсот тридцатого года. В трагедии «Скупой рыцарь» великий русский писатель и поэт показывает читателям опустошающую власть золота.
События трагедии происходят в шестнадцатом веке в Англии. Таким образом, Александр Сергеевич стремится, опираясь на опыт истории, лучше понять современность. Барон, главный герой произведения, обладает большим богатством, деньги для него являются символами его безграничного достоинства. Он сумел завоевать мир, не выходя из дома, все произошло благодаря «монете». Она становится гарантией его независимости, свободы, притом не только материальной, но и духовной, моральной. Барон прекрасно осознает силу своего могущества, по мановению его руки может начаться строительство замка или крепости, он может повелевать судьбой любого из своих подданных. Он может совершать любые злодейства: «Мне все послушно, я же – никому…»1. Но в этом и состоит нравственный конфликт природы богатства: оно дает власть, оно же и порабощается сердце и душу. Последние слова умирающего скупца таковы: «Ключи, ключи мои!»2
Мы видим, как в своей гордыне богач забывает, что на монеты можно обменять только человеческие слабости. Жадность влечет за собой безумие и утрату человеческого облика. Суд высшей силы настигает каждого. Барон внезапно умирает, хотя мог бы жить еще на свете «лет десять, двадцать и двадцать пять, и тридцать», но лишь при одном условии: если Бог даст. Но Бог такой возможности не дает, так бывает с теми, кто «собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет». Александр Сергеевич Пушкин жил в ту эпоху, когда в России на смену крепостнического уклада жизни вторгались буржуазные элементы быта, у людей воспитывалась жадность к приобретению вещей и накоплению денег. Его трагедия о скупом рыцаре отражала характерные черты современности, той эпохи, в которой жил и творил великий русский поэт и писатель. Впервые в русской литературе страсть к деньгам объяснена условиями исторического и социального бытия человека. Заключающая трагедию реплика подтверждает это: «Ужасный век, ужасные сердца!»3.
Глава 2. «Прореха на человечестве»
Выдающийся русский писатель Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мертвые души» рисует ужасающую картину нравственного падения человека. Плюшкин – помещик, владеющий тысячью душ, имеющий большое поместье. Чичикова привлекло то, что Плюшкин – мошенник и скряга, какого «вообразить трудно», ведь именно у него люди мрут как мухи, он дворовых людей морит голодом, обманывает всех, хитрит, изворачивается. Павел Иванович Чичиков мечтает о появившейся возможности совершить выгодную сделку.
Портретная характеристика помещика Плюшкина поражает читателей своей отталкивающей достоверностью, обилием деталей, изображающих человека, совсем не следящего за собой: «Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один только подбородок выступал очень далеко вперед. Маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши». 4
Чичиков даже сначала не мог понять, кто перед ним: мужчина или женщина: «Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины».5
Черты непомерной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и огромным недоверием к людям, хотя автор поэмы подмечает: «Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум»6. Плюшкин одинок. С близкими он обошелся безжалостно. После смерти жены один стал управлять хозяйством, стал подозрителен и скуп. Старшая дочь тайно сбежала из дома, отец послал ей вдогонку проклятие, а преследовать не захотел. Сын, выбрав карьеру военного, оборвал все связи с отцом. Последняя дочь, оставшаяся с ним, умерла.
Помещик остался одиноким сторожем и хранителем своих богатств. Незаметно для себя он ежеминутно утрачивал человеческие чувства. Как же так случилось, что бережливый хозяин и примерный семьянин так опустился? Существование Степана Плюшкина можно назвать тлением. Перед нами предстает человек без возраста и пола, это человек – тень. Личная выгода – главный его довод. От него веет холодом. Горьким выводом всего существования Плюшкина звучат следующие слова: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости смог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком». 7
Глава 3. Бедняжка Генеле
Современные литературоведы отмечают, что проза Людмилы Евгеньевны Улицкой насыщена изображением тончайших нюансов человеческой натуры. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением – мироощущением современности. Герои ее произведений – обычные обыватели, которых сотни и тысячи. Именно поэтому произведения Людмилы Евгеньевны оказываются близкими очень многим читателям. Рассказ «Генеле – сумочница» входит в сборник рассказов «Бедные родственники», который вышел в свет в тысяча девятьсот девяносто третьем году. Тематика этих рассказов не потеряла актуальности и в наши дни.
В рассказе «Генеле – сумочница» мы встречаем описание пожилой женщины на «кривеньких костяных ногах», которая очень маленькая, даже скорее миниатюрная, всегда опрятно одетая. Эта женщина трагически одинока, хотя имеет родственников, но с которыми поддерживает отношения лишь формально: два раза в год она приходит к ним, поселяя в их доме разлад. Генеле при жизни всегда носила с собой несколько хозяйственных сумок, особо заботилась о сохранности потертой от времени коричневой сумочки: «Драгоценную свою сумочку Генеле прилюдно никогда не раскрывала».8 Генеле приносила с собой «самодеятельный» гостинец – квашеную капусту, которой дала название «провансаль», приготовлена она была по какому-то немыслимому рецепту. Родственники ее не любили, потому что она мучила их советами по ведению домашнего хозяйства, старушка считала себя корифеем в этом деле. Галина, ее родственница, покрывалась красными пятнами, когда вспоминала поход с Генеле на овощной рынок.
Жила Генеле в глубочайшей нищете, сама этого не замечая. Если бы кто-нибудь сказал ей об этом, она очень бы удивилась. Ведь вела свое скудное хозяйство в одиннадцатиметровой комнате так, как хотела. Чистота лежащей на столе накрахмаленной салфетки была безупречна, покрывало на кровати было белым, также белоснежными были «суровые чехлы» на двух белых стульях.
Конец жизни старушки - сумочницы был печален: у нее случился удар, она попала в больницу. Последние минуты ее безрадостной жизни были полны величайшего драматизма: она потеряла свою сумку, ту, о которой заботилась столько лет. Она сказала довольно громко: «Сумка! Сумка!» Беспомощно водила руками по больничному одеялу и не находила своего сокровища. «Так она и умерла, скрючив левую руку и подогнув пальцы, сжимающие невидимый замок». 9
Когда – то очень давно ее брат Наум рассказал о том, что Генеле была обладательницей семейного сокровища – бриллиантовых серёг испанской огранки. Они были крупными и очень красивыми: «…нашей Генеле они достались от бабушки. Вот такие бриллианты. Наум сложил из большого и указательного пальцев кольцо, в котором уместился бы грецкий орех».10
Наум поведал, что их бабушка умирала у Генеле, а та была хитрой девчонкой, прибрала их и никому про это не сказала. Она объясняла это своим родственникам так: «Я за ней ходила, я ее кормила, я стирала»11. Когда Галя забирала из больницы вещи родственницы, то с трепетом раскрыла сумочку старой Генеле и нашла там какие-то старинные рецепты, связку маленьких ключей, завернутую в пергамент баночку из-под крема. Она развернула пергамент и увидела, что там было что-то вроде вазелина, покрытое толстым слоем окиси. Так тщательно охраняемое от чужих глаз и рук «сокровище» Генеле пришло в негодность, но даже тогда расстаться с ним было выше ее сил. Несчастная старушка отказывала себе во всем, но со своим «богатством» не рассталась бы ни при каких обстоятельствах.
На похоронах старушки Генеле Галя не знала, что сделать для нее напоследок. И вдруг она догадалась. Она смахнула весь лежавший в сумочке хлам обратно. Решила, что когда Генеле будут хоронить, она положит сумочку ей в гроб. Так все задуманное и сделала. «Развеялся серый дымок над трубой Донского крематория, и пошла себе по небесной дорожке суетливой походочкой сквозистая на просвет ветхая Генеле, прижимая к левому боку тень сумочки, в которой на вечные времена хранились тени бриллиантов, окончательно убереженные ею от власти и от родственников».12
Заключение
Скупой рыцарь, Степан Плюшкин, Генеле – люди, живущие ради себя. Во имя собственной выгоды они готовы пойти на все. Это три ярких портрета людей – «паразитов». Они наживаются на бедах окружающих их людей. Мрачная картина встает черед читателем – картина нравственного распада человеческой личности.
Образ жизни этих людей был порожден тем обществом, в котором они жили. Обществом без идеалов. Все эти литературные герои ограничены в своих стремлениях, их интересы не выходят на пределы пошлой материальности. Все духовное они давно утратили. Жадность, корысть, сребролюбие вырастают в них до огромных, порой чудовищных размеров.
Нами установлено, что вещи, предметы мебели, домашнего обихода играют весьма важную роль в художественном повествовании, помогая отчетливо выявить те или иные черты характеров персонажей. Эти черты иногда перенимают окружающие их вещи, и они становятся не только двойниками своих хозяев, но и орудием их обличения.
Итак, проанализировав и сопоставив три произведения, различные по времени написания и месту создания, мы пришли к выводу, что смысл жизни героев этих произведений – оберегать свои сокровища. Для героев – скупцов: скупого рыцаря, помещика Степана Плюшкина, старушки Генеле величайшей ценностью является накопительство. Одержимые жаждой обогащения, они губят не только собственную душу, но и наносят вред окружающим. Наша гипотеза подтвердилась.
Эти герои ни при каких обстоятельствах не расстанутся со своими богатствами, потому что данная потеря равна для них смерти. Образ жизни, который они ведут, сделал их одинокими, несчастными, их не понимают окружающие их люди, даже с родственниками они потеряли связь. Деньги, бриллианты, золото погубили их душу, опустошили сердце, сделали рабами вещей. Духовные мир таких героев настолько мелок, ничтожен, что вызывает отвращение. Так в совершенно разных по жанру и по времени написания произведениях раскрывается одна и та же тема накопительства и скупости. К сожалению, эта тема остается актуальной и сегодня.
Проводя параллель с современным миром, можно увидеть таких людей, которые посвящают свою жизнь накоплению богатства и не могут перебороть эту страсть в себе, даже понимая, что им не хватит оставшейся жизни, чтобы потратить имеющиеся средства. Самым страшным становится то, что страсть к богатству, скупость притупляют, а иногда и полностью уничтожают в человеке такие чувства, как любовь, дружество, сочувствие, доброжелательность. В столь сложном современном мире страсть к деньгам отчасти есть в каждом человеке, но необходимо научиться укрощать ее.
И вновь невольно приходит на память обращение к молодому поколению из поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на пороге, не подымете потом!»13 Это напутствие выдающегося русского писателя молодому поколению может стать своеобразным итогом данной работы.
Список использованной литературы
Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994г.
Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Том 6. Издательство АН СССР, 1982г.
Пушкин А.С. Собрание сочинений. Том 3. – М.: Знание, 1999г.
Улицкая Л.Е. Бедные родственники. – М.: Астрель, 2011г.
1Пушкин А.С. Собрание сочинений. Том 3. Стр. 112
2Пушкин А.С. Собрание сочинений. Том 3. Стр. 115
3Пушкин А.С. Собрание сочинений. Том 3. Стр. 118
4Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.6. Стр. 215
5Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.6. Стр. 216
6Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.6. Стр. 218
7Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.6. Стр. 224
8Улицкая Л.Е. «Бедные родственники». Стр. 47
9 Улицкая Л.Е. «Бедные родственники». Стр. 49
10 Улицкая Л.Е. «Бедные родственники». Стр. 50
11Улицкая Л.Е. «Бедные родственники». Стр. 49
12Улицкая Л.Е. «Бедные родственники». Стр. 52
13 Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Том 6. Стр. 223
7