Введение
С самого раннего возраста нам постоянно говорят и родители, и воспитатели, и учителя о том, чтобы мы, дети, разговаривали вполголоса, не кричали и не шумели. Это одно из правил вежливого, культурного человека, которое является важным условием комфортной работы на уроках, полноценного общения, отдыха и хорошего самочувствия! Однако, не все ребята, даже из моих одноклассников и друзей следуют этой простой рекомендации. Особенно ярко последствие не соблюдения этого простейшего правила можно наблюдать на перемене в гимназии. Я редко выхожу на перемены, потому что испытываю дискомфорт. Даже иногда кажется, что от шума начинает болеет голова. Шум мешает мне отдыхать, не даёт восстановить силы к следующему уроку. И я такая не одна! А на самом деле, проблема! Большинство школьников не задумывается над влиянием шума, который мы сами создаём. Ещё с древних времён шум считается невидимым убийцей. Для меня очень важно быть не только культурным и вежливым человеком, но и узнать, в какой степени шум влияет на успеваемость, физическое состояние человека? И что нужно сделать, чтобы минимизировать шумовое загрязнение?Эти вопросы и определили тему моего исследования. Ценность работы заключается в ознакомлении с нормами допустимого уровня шума, получении и передаче другим обучающимся новых знаний при проведении экспериментов по оценке шумового загрязнения гимназии при сравнении с допустимыми нормами, выявлении значения влияния шума на школьников, выработке мер, при которых сохраняется самочувствие, успеваемость, полноценный отдых и как следствие, здоровье!
Практическая значимость исследования. Разработка практических рекомендацийдля снижения шума до уровней, допустимы правилами СанПин <Приложение 5> и мер контроляза соблюдением школьниками правил поведения. Хотелось бы, чтобы простое правило вежливого и культурного человека-речь в полголоса-стало привычкой в жизни каждого школьника гимназии, а, значит, и способствовало улучшению успеваемости и здоровья. Результаты исследования могут быть использованы как справочный материал при проведении уроков окружающего мира, интересный, познавательный материал во внеурочной деятельности.
Объект исследования: шум как звуковое явление
Предмет исследования: воздействие шума на работоспособность и физиологическое состояние школьника
Цель: изучение влияния шума на обучающегося
Гипотеза: шум негативно влияет на школьника, его физическое состояние, как следствие, снижает работоспособность, ведёт к снижению успеваемости
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по теме.
2.Провести анкетирование
3.Проверить остроту слуха у школьников
4.Определить степень шумового загрязнения гимназии в течение рабочего дня
5.Провести сравнительный анализ зарегистрированного шума с предельно допустимым.
6.Исследовать действие шума на внимание, память и производительность труда обучающихся
7.Исследовать действие шума на артериальное давление и частоту пульса
8.Сделать выводы и разработать практические рекомендации защиты от шума
Этапы исследования
1.Поисковый
2.Подготовительный
3.Опытно-экспериментальный
4.Заключительный
Методы исследования
Поисково-теоретический;
Анкетирование;
Эмпирический;
Заключительно-обобщающий
Глава I. Шум как звуковое явление
1.1.Общая характеристика [4 ]
Звук-это то, что мы слышим. Звук существует на Земле помимо человека. С точки зрения физики, звук – это возникновение и распространение колебаний в каком-либо веществе, будь то воздух, жидкость или твердое тело. Источником звука всегда служит какое-либо колеблющееся тело. К шумам относят звуки любого рода, воспринимаемые человеком, как неприятные, мешающие и даже вызывающие болезненные ощущения.
Уже в XIX в. известный бактериолог Роберт Кох предсказал, что «...когда-нибудь человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с шумом, как он сейчас борется с холерой и чумой».
Сегодня шум — один из важнейших факторов вредного влияния на окружающую среду и человека и опасен не менее чем загрязнение атмосферы и гидросферы.
1.2. Измерение силы звука и шума [1]
Шум имеет определенную частоту, или спектр, выражаемый в герцах, и
интенсивность - уровень звукового давления, измеряемый в децибелах (дБ ). Белл в переводе с английского означает «колокольчик», а «деци» значит десять. Получается, что один децибел равен звуку десяти колокольчиков. Мы узнали, что был ученый по фамилии Белл <Приложение 1>. Он изобрел телефон. Благодаря этому люди научились передавать звуки на расстоянии. В честь ученого Белла названа единица измерения силы звука.
Для измерения уровней шума широкое распространение получили приборы шумомеры [3].Это приборы <Приложение 2>, реагирующие на звук аналогично человеческому слуху и обеспечивающие объективное и воспроизводимое измерение уровней звука или звукового давления. В этих приборах шум воспринимается с помощью широкополосного микрофона, который преобразует звуковые колебания в электрические. Последние усиливаются и подаются на выпрямитель стрелочного прибора (измеритель). Шумомер может быть отдельным ручным прибором сприсоединенным микрофоном и встроенным устройством отображения. Шумомер может состоять из отдельных частей в одном или более корпусах. В состав шумомеров могут входить компьютеры общего назначения, устройств регистрации, печатающие и другие устройства.
1.3.Уровни восприятия шума [7]. В настоящее время в ряде стран установлены предельно допустимые уровни по СанПин [6], <Приложение 3> шума для предприятий, отдельных машин, транспортных средств. Мы проанализировали разные источники звуков и шума, таблицы. С гигиенических позиций относительно комфортным считается акустический режим при уровне звука до 60 дБ, для нервной системы вреден шум свыше 60 дБ, а при уровнях выше 80 дБ начинается область максимального дискомфорта. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ.
1.4.Влияние шума на организм человека [2]
Воздействие звука, шума на функции организма изучает целая отрасль науки – аудиология. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Шум – такой же медленный убийца, как и химическое отравление. Его вредное воздействие на организм совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен. Итак, каково же воздействие шума?
Снижение слуха, а затем его потеря. По статистике сегодня 20 из 150 млн россиян страдают тугоухостью.
Влияние на самочувствие (звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости)
Увеличение содержания в крови гормонов стресса, способных вызвать сердечную недостаточность, приступ стенокардии, высокое кровяное давление и проблемы с иммунитетомЭти перегрузки – причина каждого, по крайней мере десятого инфаркта.
Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на неё психологическое воздействие, что ведёт к стойкой бессоннице, нервным заболеваниям, неврозам, атеросклерозам.
Шум рассеивает внимание человека, существенно влияет на его трудоспособность и результативность труда.
Известно и о лечебном воздействии звуков. Специально подобранная, очень негромкая, мелодичная музыка используется для снятия напряжения, восстановления работоспособности в кабинетах психологической разгрузки, релаксации.
1.5. «Школьный» шум. [5]
Одним из видов шума является так называемый «школьный шум». Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Решение арифметических примеров требует при шуме в 50 дБ на 15%, а в 60 дБ — на 81% больше времени, чем до воздействия шума. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.
Как и любое другое учреждение, школа страдает от шумового загрязнения — внешнего и внутреннего, и еще неизвестно, что наносит больший вред.
От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается, когда уменьшается поток учеников — основного «источника» шума. А до этого времени на переменах стоит шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть — устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. В таблице приведены допустимые уровни звука на территориях школ при различных видах деятельности. <Приложение 4>.
Выводы по I главе:
1.В честь ученого Белла названа единица измерения силы звука.
2.Сегодня шум-важнейший фактор вредного воздействия на человека.
3.Школьники из-за своего незнания недооценивают вред и опасность, которые влекут за собой чрезмерные шумовые воздействия, не обращаются вовремя к специалисту.
Глава II. Практическая часть
2.Анкетирование. Анкета <Приложение 5>. В ходе нашей работы был проведено анкетирование по теме среди обучающихся 2-х классов гимназии -18 человек. Цели–изучение информированностиобучающихся о своём состоянии слуха, влиянии шума на здоровье, а также выявление воздействия шумового загрязнения гимназии на детей на уроках и переменах. При ответе на первый вопрос «Хороший ли у Вас слух? 17 человек (94%) ответили положительно. Ответ «нет» не был выбран. Только 1 человек (6%) не знал ответа. Из этого следует, что практически все дети уверены, что у них хороший слух, но так ли это на самом деле покажет дальнейшее исследование.
На второй вопрос: «Мешает ли Вам шум на уроках? 16 человек, а это 88%ответили: «Да, он меня отвлекает» и всего 2 человека, что соответствует 11% ответили: «Нет, я к нему привык». Не было ни одного человека, кто бы выбрал ответ: «Не знаю, не обращаю внимания». Из ответов на второй вопрос следует, что шум мешает большинству обучающихся на уроках.
При ответе на третий вопрос: «Мешает ли Вам шум отдыхать на переменах? 9 человек (50%) ответили: «Да, он меня очень раздражает», 2 человека (12%) выбрали отрицательный вариант ответа: «Нет, на переменах не так уж и шумно» и ответ: «Не знаю, не обращаю внимания выбрали 7 человек (39%). Таким образом-половине детей шум мешает и на переменах.
При ответе на последний четвёртый вопрос анкеты: «Оказывает ли шум влияние на здоровье?» 9 человек (50%) ответили утвердительно,5 человек (28%) отрицательно и 4 человека (22%) не знали ответа на вопрос. Вероятно, половина детей не знает, как именно шум влияет на наше здоровье.
На основании проведённого анкетирования можно сделать вывод о том, что большая часть респондентов ощущает на себе уже в начальной школе воздействие шума, но не знают точно, как именно шум влияет на здоровье и умственные способности.
3. Определение остроты слуха с помощью механических часов [7]
Выполняя нашу работу, мы провели исследование остроты слуха обучающихся 2 классов по тесту. Острота слуха — это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого. Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных часовсреднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. Тест «Определение остроты слуха». Определение остроты слуха (фото)
Оборудование: механические часы, линейка.
Порядок работы:
1.Приближали часы до тех пор, пока не услышали
звук. Измерили расстояние от уха до часов в см.
2.Приложили часы плотно к уху и отводили от себя до тех пор, пока не исчез звук. Опять определили расстояние до часов.
Для оценки расстояния слышимости мы взяли среднее арифметическое двух расстояний. Результаты проведенного исследования представлены в таблице.
№ испытуемого |
Приближение см |
Удаление см |
Средняя величина, см |
Результаты (норма 10-15см) |
№1 |
11 |
9 |
10 |
N |
№2 |
12 |
12 |
12 |
N |
№3 |
10 |
12 |
11 |
N |
№4 |
13 |
11 |
12 |
N |
№5 |
9 |
8 |
8,5 |
ниже N |
№6 |
11 |
11 |
11 |
N |
№7 |
12 |
11 |
11,5 |
N |
№8 |
14 |
12 |
13 |
N |
№9 |
10 |
8 |
9 |
ниже N |
№10 |
13 |
13 |
13 |
N |
Проанализировав результаты эксперимента мы пришли к выводу, что из 10
обучающихся нормальный слух имеют 8 человек, что составляет 80%. У 2 обучающихся, т.е. 20% - слух снижен и приравнивается к показателям слуха людей 45-55 летнего возраста. Это подтверждает наше предположение, что не все дети владеют сведениями о состоянии своего слуха и говорит о том, что мы должны и при малейших нарушениях посещать такого специалиста, как ЛОР.
4. Оценка шумового загрязнения гимназии с помощью «Шумомера» прибора для измерения уровня шума. [[3]Источники шума в нашей школе. Нами проведены замеры уровня шума в различных местах школы с помощью прибора для измерения уровня шума шумомера. Фото. Исследования шума в помещениях гимназии.
Данные замеров занесли в таблицу. Таблица. Оценка шумового загрязнения гимназии. Результаты
Помещения школы |
Уровень шума, дБ |
Уровень шума для школ по санитарным нормам - 55 дБ |
Класс (уроки) |
55 |
N |
Урок физкультуры |
100 |
N |
Столовая (завтрак) |
78 |
N |
Перемена после 1 урока |
82 |
N |
Перемена после 2 урока |
86 |
N |
Перемена после 3 урока |
89 |
N |
Перемена после 4 урока |
97 |
N |
Столовая (обед) |
98 |
N |
Перемена после 5 урока |
99 |
N |
Перемена после 6 урока |
87 |
N |
Столовая (полдник) |
85 |
N |
Гардероб |
84 |
N |
Из данных в таблице видно, что на уроках в классе отсутствует шумовое загрязнение. Однако, шум на переменах постепенно нарастает вплоть до 6 урока. Уровень шума практически равен уровню шума метро, косилки для газонов, мотоцикла или трактора (100 дБ). В спортивном зале при проведении подвижных и спортивных игр, а тем более, соревновательного характера шумовое загрязнение - 100 дБ и более. В гардеробе во время ухода, прихода обучающихся в гимназию, переодеванию на урок физкультуры уровень шума составляет 84 дБ, а это уровень уличного шума или движения автомобиля (80-90 дБ). Даже в столовой во время принятия пищи шум не прекращается 87дБ. Не удивительно, что очень часто гимназисты и преподаватели возвращаются домой утомлённые и нередко с плохим настроением. Вывод. Измерение уровня шума в школе и сравнение с нормами представили на диаграмме.
Диаграмма. Сравнение уровня шума в помещениях гимназии с нормами
Таким образом, проведя измерения с помощью шумометра, мы выяснили, что на уроках в классе шумовое загрязнение отсутствует. Но шум превышает нормы: на 32дБ во время приёма пищи, на 35дБ на переменах, на 45дБ на уроках физкультуры.
5.Исследование влияния шума на работоспособность человека
5.1.Влияние шума на память путём заучивания стихотворных строф с постепенным увеличением уровня шума[8]
Какое воздействие может оказать шум на нашу память?
Чтобы убедиться в негативном влиянии шума на память провели следующий эксперимент. Мы учили наизусть в классе по 1 строфе из стихотворения И. Сурикова Детство» <Приложение 6> (всего 4 строфы) следующим образом: 1строфу при обычной рабочей обстановке- 50дБ, а остальные 3 строфы при записанном в нашей гимназии шуме на переменах с постепенным увеличением громкости (2 строфу при 65 дБ, 3 строфу при 75дБ и 4 строфу при 85 дБ. Фото.
Ф ото. Заучивание стихотворения.
Как только поднятием руки обучающийся
сигнализировал о выученной строфе, мы с
ним выходили из класса и испытуемый
воспроизводил четверостишие. Заучивание стихотворения (уровень шума, время на 1 строфу и кол-во ошибок при воспроизведении) занесли в таблицу. Таблица. Влияние шума на память. Результаты
№ испытуемого |
Уровень шума, время в минутах и секундах и кол-во ошибок |
|||
50дБ |
65дБ |
75дБ |
85дБ |
|
№1 |
0.50- без ош. |
1.00-1ош. |
1.20-4ош. |
1.35-2ош. |
№2 |
0.54-без ош. |
1.07-2ош. |
1.25-без ош. |
1.38-3ош. |
№3 |
0.45-без.ош. |
0.47-1ош. |
1.13-4ош |
1.15-4ош. |
№4 |
0.40-1ош. |
0.45-3ош. |
1.45-3ош. |
1.47-4ош. |
№5 |
1.02-без ош. |
1.24-4ош. |
1.40-6ош. |
1.59-5ош. |
№6 |
2.00-без ош. |
8.00-8ош. |
- |
- |
№7 |
0.33-без ош. |
0.50-1ош. |
1.43-2ош. |
2.02-1ош. |
№8 |
0.56- без ош |
1.12-1ош. |
1.45-1ош. |
1.53-1ош. |
№9 |
0.55- без ош |
1.16-без ош. |
1.48-1ош. |
2.01-1ош. |
№10 |
0.43- без ош |
1.04-без ош. |
1.22-без ош. |
1.34-1ош. |
Из таблицы следует,что в обычном режиме, когда шум находится в пределах нормы, у обучающихся высокая степень воспроизведения выученного при небольшой затрате времени. В дальнейшем, при увеличении уровня шума время на заучивание стихотворения увеличивается, а с ним и возрастает количество ошибок при воспроизведении Таким образом уровень шума прямо пропорционален скорости заучивания и количеству ошибок. Вывод: шум отрицательно влияет на скорость запоминания стихотворения и прочность, следовательно, на память.
5.2.Влияние на концентрацию внимания путём решения примеров с постепенным увеличением уровня шума [9].Фото.
Влияние шума на внимание. Решение примеров.
Для того чтобы выяснить, как влияет уровень шума на успеваемость, мы предложили обучающимся 2 класса решить примеры по математике на сложение и вычитание в столбик в пределах 100 с переходом через разряд при различных условиях:
в режиме обычной рабочей обстановки в классе при уровне шума до 55дБ;
при записанном в нашей гимназии шуме на переменах с постепенным увеличением громкости, что уже использовали в предыдущем эксперименте; уровень шума-65дБ и 75дБ;
Учащиеся должны были решить правильно как можно больше примеров. На выполнение работы мы отводили не более 5 минут. О выполнении задания испытуемые сигнализировали поднятием руки. Время всех, кто справился с решением примеров менее чем за 5 мин, мы также фиксировали.
Таблица. Влияние шума на внимание. Результаты
№ испытуемого |
Уровень шума, время в минутах и кол-во ошибок |
||
50дБ |
65дБ |
75дБ |
|
№1 |
2.00- без ош. |
3.00-без ош. |
3.00-1ош. |
№2 |
2.00-без ош. |
2.00-1ош. |
3.00-без ош. |
№3 |
2.00-без.ош. |
3.00-без ош. |
4.00-без ош. |
№4 |
2.00-без.ош. |
3.00-без ош. |
4.00-без ош. |
№5 |
3.00-без ош. |
3.00-2ош. |
4.00-6ош. |
№6 |
5.00-1 ош. |
5.00-5ош. |
5.00-4ош. |
№7 |
4.00-0 ош. |
4.00-2ош. |
4.00-3ош. |
№8 |
5.00- 6 ош. |
5.00-8ош. |
5.00-9ош. |
№9 |
5.00- без ош. |
4.00-3 ош. |
4.00-4ош. |
№10 |
3.00- без ош. |
5.00-1 ош. |
5.00-2 ош. |
Анализируя полученные данные, можно сделать выводы о том, что в
режиме рабочей атмосферы 8 обучающихся из 10 (80%) полностью справились с заданием. Причём 50% из них за половину отведённого времени. При увеличении уровня шума на 15дБ т.е. при 65дБ правильно решили примеры, не допустив ни одной ошибки уже 3 обучающихся из 10. А это только 30%. Половина детей-50% потратили одинаковое количество времени как при допустимом уровне шума, так при превышении уровня на 10дБ. При шумовом загрязнении в 75дБ, т.е. увеличении выше нормы на 20дБ также 3 человека (30%) правильно выполнили решение примеров и 6 детей (60%) не увеличили в сравнении с предыдущим решением своё время на выполнение задания. Диаграмма. Влияние шума на внимание. Сравнение.
Вывод. Таким образом. При увеличении шума выше нормы на 10 или 20дБ качество работы падает на 50%. Шум негативно влияет на концентрацию внимания и успеваемость!
6 . Исследование влияния шума на физиологическое состояние человека путём измерения артериального давления и частоты пульса с помощью прибора «Тонометра» [2] Фото. Влияние прослушивания музыки на физиологическое состояние.
Для того, чтобы выявить влияние звуков на физиологическое состояние, в частности на изменение пульса и артериальное давление, провели следующие исследования.Приборы: механические часы, прибор для измерения давления (тонометр), наушники (музыка).
Ход работы.
1. Измерили тонометром давление и пульс до прослушивания музыки.
2. Прослушали громкую музыку в течение 5 минут.
4. Измерили давление и пульс после прослушивания музыки.
Результаты исследования занесли в таблицу.
Таблица. Влияние шума на физиологическое состояние. Результаты.
№ ученика |
Артериальное давление |
Пульс |
|||||
Систолическое (верхнее) |
Диастолическое(нижнее) |
||||||
В спокойном состоянии |
После прослушивания |
В спокойном состоянии |
После прослушивания |
В спокойном состоянии |
После прослушивания |
||
№1 |
95 |
99 |
65 |
69 |
88 |
92 |
|
№2 |
89 |
94 |
54 |
58 |
80 |
85 |
|
№3 |
86 |
100 |
59 |
63 |
82 |
84 |
|
№4 |
68 |
73 |
55 |
58 |
66 |
69 |
|
№5 |
101 |
106 |
57 |
64 |
83 |
87 |
|
№6 |
90 |
91 |
53 |
59 |
80 |
94 |
|
№7 |
124 |
132 |
70 |
78 |
88 |
90 |
|
№8 |
84 |
91 |
63 |
67 |
79 |
83 |
|
№9 |
103 |
122 |
65 |
87 |
97 |
104 |
|
№10 |
83 |
92 |
52 |
57 |
80 |
85 |
|
Среднее значение по классу |
|||||||
№ min 100 max 122 |
№ min 60 max78 |
№ 78-118 |
|||||
92,3 |
77,7 |
59,3 |
66 |
82,3 |
87,3 |
Сравнили с нормами <Приложение 7>. Таблица. Из таблицы видно, что в спокойном состоянии артериальное давление и пульс у испытуемых находился в норме. После 5 минут прослушивания громкой музыки артериальное давление и число сердечных сокращений у испытуемых увеличилось. Вывод. Таким образом, звук негативно влияет на физиологическое состояние, что и приводит к головным болям, гиперактивности, раздражительности, неврозам.
Выводы по II главе:
1.Школьники из-за своего незнания недооценивают вред и опасность, которые влекут за собой чрезмерные шумовые воздействия, не обращаются вовремя к специалисту.
2.Наша гимназия страдает от шумового загрязнения. Шум превышает нормы: на уроках физкультуры, в столовой, на переменах.
3.Школьный шум негативно влияет на память и концентрацию внимания обучающихся, как следствие, снижается успеваемость.
4. Шум негативно влияет на физическое состояние, увеличивая давление и ритм, тем самым усиливая нагрузку на сердце, ухудшая самочувствие.
5.Необходимо предпринять меры по уменьшению уровня шума в школе, убедить обучающихся, что шум вреден для здоровья и снижает успеваемость.
Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.
Заключение
Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что цель работы достигнута: мы изучили воздействие влияния шума на человека. Наша гипотеза полностью подтвердилась. Шум негативно влияет на человека, его физическое состояние, как следствие, снижает работоспособность, ведёт к снижению успеваемости. Проведя исследование, мы ознакомили с его результатами гимназическое сообщество, предложили ряд практических рекомендации для снижения шумового загрязнения. Для детей мы оформили и раздали рекомендации в ф орме буклета.
На данный момент часть наших рекомендаций уже реализована. Родители и администрация приобрели различные игры в том числе настольные. И уже есть первые результаты. Уровень шума на переменах снизился в среднем на 15 дБ! В будущем мы планируем расширить список имеющихся игр.
В следующем году хотелось бы продолжить исследование и узнать, насколько страдает наш посёлок, как и гимназия от шумового загрязнения и выработать меры по защите от шума.
Список литературы и интернет-источников
1.Буянова Н.Ю. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М. ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997 – 246 с.
2. Гакаев Д. А. Влияние шума и инфразвуков на организм человека. М. — 2015.- 264с.
3.Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. -М: Дрофа, 2002. - 134с.
4.Леонович А.А. Я познаю мир: Физика: Детская энциклопедия. М.: ООО «Издательство АСТ2002 — 327с.
5. Носова Л.В. Шум и здоровье человека. Журнал «Биология в школе» №2, 1999. -28с.
6. СанПиН №2.01.007-99.Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждении.
7. Экологический практикум. Журнал «Биология в школе» №7, 2000. -22с.
8. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-vliyanie-shuma-na-zdorove-cheloveka-438
9. https://nsportal.ru/ap/nauchno-tehnicheskoe-tvorchestvo/library/2016/05/26/kak-shum-vl
Приложения
<Приложение 1> Александр Белл <Приложение 2> Шумомер
<Приложение 3> Уровни шумов от различных источников и реакция организма на акустические воздействия (в дБ)
Зимний лес в безветренную погоду |
0 |
Комфортный акустический |
Шелест листвы |
10-30 |
режим при уровне звука дБ |
Тикание часов в 1 м от уха |
Около 10-25 |
|
Шепот |
20-30 |
|
Спокойный разговор |
40-60 |
|
Шум внутри здания на магистрали |
60 |
|
Шум в салоне легкового автомобиля |
60 |
|
Урок в школе |
40-60 |
|
Шум на перемене в школе |
50-80 |
Появляется чувство |
Будильник |
60-80 |
раздражения утомляемость |
Телевизор |
60-90 |
головная боль |
Поезд (метро на железной дороге) |
70 |
|
Громкий разговор |
75 |
|
Кричащий человек |
80 |
|
Пылесосы |
80 |
|
Игра на пианино |
До 80 |
|
Дизельный грузовик |
90 |
|
Мотоцикл |
90 |
|
Детский плач |
80-90 |
|
Реактивный самолет |
95 |
Постепенное ослабление |
Школьный шум на переменах |
80-110 |
слуха, нервно-психический |
Цех текстильной фабрики |
100 |
стресс, язвенная болезнь, |
Автомобильный гудок |
100 |
гипертония |
Плеер |
110 |
Вызывает звуковое |
Ткацкий станок |
120 |
опьянение, нарушает сон, |
Транспортный шум оживленной городской магистрали |
120-130 |
разрушает психику, |
Отбойный молоток |
90-130 |
приводит к глухоте |
Реактивный двигатель |
130-150 |
|
Шум на дискотеке |
175 |
|
Оркестр поп-музыки |
110-120 |
|
Удар молнии |
120-130 |
|
Взлет реактивного самолета |
140 |
|
Старт космической ракеты |
150-160 |
|
Выстрел из орудия |
170 |
<Приложение 4> Допустимые уровни звука в помещениях жилых и общественных зданий
Вид трудовой деятельности, рабочее место |
Эквивалентные уровни звука (дБ) |
1. Классные помещения, учебные кабинеты, аудитории, читальные залы |
40 |
2. Преподавание и обучение. Рабочие места программистов, лаборатории для теоретических работ. |
50 |
3. Работа, выполняемая с акустическими сигналами, требующая постоянного слухового контроля |
65 |
<Приложение 5> Анкета
У Вас хороший слух?
Да
Нет
Не знаю
Мешает ли Вам шум на уроках?
Да, он меня отвлекает
Нет, я к нему привык
Не знаю, не обращаю внимания
Шум на переменах мешает тебе отдыхать?
Да, он меня очень раздражает
Нет, на переменах не так уж и шумно
Не знаю, не обращаю внимания
Оказывает ли шум влияние на здоровье?
Да
Нет
Не знаю
<Приложение 6> И. Суриков «Детство»
Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
<Приложение 7> Сравнение с нормами
Нормальные показатели давления у ребенка
Возраст |
Артериальное давление (мм ртутного столба) |
|||
Систолическое (верхнее) |
Диастолическое (нижнее) |
|||
Min |
Max |
Min |
Max |
|
До 2-х недель |
60 |
96 |
40 |
50 |
2 - 4 недели |
80 |
112 |
40 |
74 |
2 - 12 месяцев |
90 |
112 |
50 |
74 |
2 - 3 года |
100 |
112 |
60 |
74 |
3 - 5 лет |
100 |
116 |
60 |
76 |
6 - 9 лет |
100 |
122 |
60 |
78 |
10 - 12 лет |
110 |
126 |
70 |
82 |
13 - 15 лет |
110 |
136 |
70 |
86 |
Частота сердечных сокращений ЧСС (пульса) у детей.
Возраст |
ЧСС в норме |
Границы нормы |
Плод |
140 |
120-160 |
Новорожденный (до 1 мес) |
140 |
110-170 |
1 - 12 мес |
132 |
102-162 |
1 - 2 года |
124 |
94-154 |
2 - 4 года |
115 |
90-140 |
4 - 6 лет |
106 |
86-126 |
6-8 лет |
98 |
78-118 |
8 - 10 лет |
88 |
68-108 |
10- 12 лет |
80 |
60-100 |
12-16 лет |
75 |
55-95 |