Введение
Эту тему я выбрала потому, что на занятиях по внеурочной деятельности в прошлом году учительница предложила нам провести опыты и наблюдения. Я так увлеклась этой работой, что мне захотелось продолжить свои исследования.
Занимаясь измерением температуры жидкостей, я узнала, что напитки, подаваемые на стол, делятся на две группы: горячие и холодные, что подаваемая на стол пища должна быть определенной температуры. Оптимальная температура блюд, которые едят горячими, составляет 40-450С, напитки – до 500С, температура подачи холодных напитков должна быть не выше 140С и не ниже 70 . Горячие напитки приводят к разрушению зубной эмали и ожогам ротовой полости.
В моем любимом мультике «Трое из Простоквашино» я заметила, что Шарик пьет чай из блюдца, а другие герои из кружек, и Шарик выпил чай быстрее.
Какие блюда остывают быстрее и почему? Этот вопрос мне стал очень интересен. Для этого я провела ряд экспериментов.
Цель работы: выявление факторов, влияющих на скорость остывания жидкостей и определение времени остывания горячих напитков и первых блюд.
Задачи работы:
1. Изучить устройство лабораторного термометра.
2. Научиться пользоваться лабораторным термометром.
3. Провести ряд экспериментов по изменению температуры остывания горячих напитков и первых блюд. Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования горячие напитки, разлитые в чашки из различного материала.
Предмет исследования: зависимость скорости остывания горячих жидкостей.
Гипотеза: На скорость остывания жидкости влияет форма и состав посуды.
Глава 1. Температура и способы ее измерения
Температурой называют степень нагретости тела. Слово температура происходит от латинского слова «temperature», что значит надлежащее смешение - нормальное состояние. Она показывает, насколько теплым или холодным является тот или иной предмет.
Для измерения температуры служит прибор термометр, заполненный термометрическим веществом-ртутью. Термометром можно измерять температуру воздуха, воды, почвы, тела человека и животных.
Существует несколько видов термометров: жидкостные, механические, электронные, оптические, газовые, инфракрасные. Принцип их действия одинаков - это расширение материала при нагреве и сужение при охлаждении. В механических термометрах используется специальная пружинка, которая раскручивается, а в электронных используется способность материалов изменять свое сопротивление току.
Изобретателем термометра принято считать известного итальянского ученого Галилея. Почти одновременно с Галилео, профессор Санторио изобрел свой прибор, но уже для измерения температуры человеческого тела. А первый ртутный термометр изобрел немецкий физик Габриэль Фаренгейт.
Я работала с жидкостным термометром. У него всего три главных детали:
Стеклянная трубка, наполненная ртутью или подкрашенным спиртом.
Шкала - это планка с нанесенными на нее делениями.
Стеклянный футляр, куда помещены шкала и трубка.
Шкала термометра имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. В середине шкалы - нуль (0). Он обозначает границу между теплом и холодом. Если красный столбик поднимается на 10 градусов выше нуля, то говорят десять градусов тепла. Записывают это так: +10°С. А если он опускается на 10 градусов ниже нуля, то это 10 градусов мороза. Обозначают это так: -10°С. Известно, что 0° - это температура таяния льда, а 100°С – это температура кипения воды.
Глава 2. Результаты ЭКСПЕРИМЕНТОВ и их анализ
Эксперимент №1
Цель:измерение скорости остывания напитков. (Приложение 1)
Оборудование:
Стакан чая.
Стакан киселя.
Стакан чая с молоком.
Лабораторный термометр.
Часы.
Ход проведения эксперимента:
Нагреваю стаканы с напитками до одинаковой температуры.
Измеряю начальную температуру; засекаю время остывания напитков через 3 и 5 минут, получилось от 65°С до 40°. При каждом измерении, термометр остужаю под холодной водой до 24°С.
Вывод: чай остыл быстрее, дольше всех остывал чай с молоком. Это вызвано тем, что на поверхности молока образовалась тонкая плёнка жира, которая не дала ему испаряться, что привело к уменьшению потери тепла.
Эксперимент №2
Цель:измерение скорости остывания напитков, под воздействием окружающей среды. (Приложение 2)
Оборудование:
1. Стакан чая №1. 2. Стакан чая №2. 3. Лабораторный термометр 4. Часы |
Ход проведения эксперимента:
Нагреваю в микроволновой печи все блюда до 60°( грею 1мин 30сек).
Измеряю начальную температуру. Стакан №1 уношу на балкон, а стакан №2 оставляю в комнате. Засекаю время остывания через 3
и 5 минут, получилось от 60°С до 14°.
Вывод:стакан №1 с чаем остыл намного быстрее, так как он находился на улице, Я заметила что, чем ниже температура окружающей среды, тем быстрее остывает жидкость.
Эксперимент №3
Цель:измерение скорости остывания супа в фарфоровой тарелке и вметаллической тарелке. (Приложение 3)
Оборудование:
Фарфоровая тарелка с супом.
Металлическая тарелка с супом.
Лабораторный термометр.
Часы.
Ход проведения эксперимента:
1) Разогреваю на электропечи в кастрюле суп, разливаю по тарелкам.
2) Измеряю начальную температуру; засекаю время остывания через 3 и 5 минут, получилось от 60°С до 29°. При каждом измерении термометр остужаю под холодной водой до 24°С.
Вывод: в металлической тарелке суп остыл быстрее, чем в фарфоровой. Металл хорошо проводит тепло, тарелка нагрелась сразу, и суп остыл быстрее.
Эксперимент №4
Цель:измерение скорости остывания чая в кружке и в тарелке. (Приложение 4)
Оборудование:
Кружка чая.
Тарелка с чаем.
Лабораторный термометр.
Часы.
Ход проведения эксперимента:
Наливаю горячий чай в кружку и в тарелку.
Измеряю начальную температуру; засекаю время остывания через 3 и 5 минут, получилось от 60°С до 36°. При каждом измерении термометр остужаю под холодной водой до 24°С.
Вывод:быстрее остыл чай в тарелке, так как в кружке меньше площадь поверхности жидкости.
Эксперимент №5
Цель:измерение скорости остывания чая в металлической, стеклянной, фарфоровой и пластмассовой кружках . (Приложение 5)
Оборудование:
Металлическая кружка
Стеклянная кружка
Фарфоровая кружка
Пластмассовая кружка.
Лабораторный термометр.
Часы.
Ход проведения эксперимента:
Наливаю горячий чай в кружки разного состава.
Измеряю начальную температуру; засекаю время остывания через 3 и 5 минут, получилось от 60°С до 46°. При каждом измерении термометр остужаю под холодной водой до 24°С.
Вывод:металл обладает лучшей теплопроводностью, чем пластик. Металлическая кружка нагрелась сразу, и чай остыл очень быстро.
Стекло - хуже проводит тепло, чай остывал намного медленнее.
Пластмассовая кружка - плохо проводит тепло, и чай в ней остывал немного дольше. Дольше всего остывал чай в фарфоровой кружке.
Заключение
Скорость остывания напитков зависит от следующих факторов:
На основе проведенных мною экспериментов, я могу сделать следующие выводы;
Супы остывают дольше, чем напитки, так как на их поверхности находится пленка масла или жира, которая препятствует испарению жидкости.
Скорость остывания напитков зависит от следующих факторов:
от вещества, из которого изготовлена посуда (его теплопроводности);
от формы посуды (от площади её поверхности);
от рода жидкости, находящейся в посуде (от её плотности);
от разности температур жидкости и окружающей её среды (чем
больше разность температур, тем быстрее остывает жидкость).
Литература
1.Канн К.Б «Курс Общей Физики», ИНФРА-М 2014.
2. Касаткина И.Л. «Мы повторяем физику» том1, Издательство «Феникс»,1996.
3.Кейс «Как остывают пищевые жидкости?, https://docplayer.ru/37099189-Keys-kak-ostyvayut-pishchevye-zhidkosti.html
4. «Мой альбом научных знаний», Профессор Знайкин, Питер-2019
5. Перельман Я.И. Занимательная физика. М.:Наука,1991.
Приложение 1
Время, мин. |
Чай |
Кисель |
Чай с молоком |
1 мин |
65° |
65° |
65° |
3 мин |
59° |
60° |
61° |
5 мин |
40° |
45° |
49° |
Приложение 2
Время, минута |
Чай 1 |
Чай 2 |
1 мин |
60° |
60° |
3 мин |
25° |
48° |
5 мин |
14° |
40° |
Приложение 3
Время, минуты |
Суп в фарфоровой тарелке |
Суп в железной тарелке |
1 мин. |
60° |
60° |
3 мин. |
47° |
41° |
5 мин. |
35° |
29° |
Приложение 4
Время, минуты |
Чай в тарелке |
Чай в кружке |
1 мин |
60° |
60° |
3 мин |
36° |
49° |
Приложение 5
Время, минуты |
Металлическая кружка |
Стеклянная кружка |
Пластмассовая кружка |
Фарфоровая кружка с ложечкой |
1 мин |
60° |
60° |
60° |
60° |
3 мин |
51° |
53° |
54° |
56° |
5 мин |
46° |
49° |
50° |
52° |