Вклад ученых-физиков в победу в Великой Отечественной войне.

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вклад ученых-физиков в победу в Великой Отечественной войне.

Феоктистова В.Н. 1
1МБОУ Шахунская СОШ №1 им. Д. Комарова
Новосёлова В.П. 1
1МБОУ Шахунская СОШ №1 им. Д. Комарова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

«Одним из многих просчетов, обусловивших провал

фашистского похода на Советский Союз,

была недооценка советской науки»

Приближается 75 годовщина победы СССР над фашистской Германией, значимая для нас дата, отзывающаяся в сердце тоской и скорбью, но в тоже время и невероятной гордостью за людей, сражавшихся насмерть за наше светлое и мирное будущее. Лично меня всегда с особым интересом тянет к истории того страшного времени: я часто смотрю художественные и документальные фильмы о войне, читаю различные книги и статьи с интересными фактами, суждения и мнения известных людей о трагических событиях тех лет. Однажды, читая очередную статью, я остановилась на словах Сергея Вавилова, президента Академии Наук СССР: «Одним из многих просчетов, обусловивших провал фашистского похода на Советский Союз, была недооценка советской науки». Цитата великого академика заставила меня задуматься, сделать пару запросов в Гугле и придти к выводу о том, что фашисты недооценили советскую науку, а наше поколение недооценило вклад советских ученых в то, что сейчас у нас мирное небо над головой.

Проблема: признаемся, что на вопрос «Кто делал победу?», мы сразу же вспоминаем доблестных солдат и известных военноначальников, простых рабочих, трудившихся в тылу, на заводах и в колхозах. Возможно, некоторые вспомнят известных «Катюшу» и «Т-34», но мало кто вспомнит о их создателях, трудившихся день и ночь в лабораториях, в кратчайшие сроки разрабатывающих новейшее вооружение для армии, но, как правило, остававшихся в тени. Речь идет об ученых, а конкретно о физиках, так как создание любого оружия начинается, в первую очередь, со знаний физических основ и законов. Объединив свою любовь к истории и физике, приближающийся юбилей со дня Великой победы и тот факт, что я являюсь участником движения «Волонтеры Победы», я решила начать работу над исследовательским проектом, который в полной мере осветит колоссальный вклад советских ученых-физиков в победу и расширит кругозор людей.

Актуальность темы: приближается 75 годовщина со дня Великой победы, и это повод рассказать людям, ученикам моей школы на уроках физики о том, насколько значимые открытия и разработки делали советские физики в годы войны.

Гипотеза исследования: изобретения советских физиков сыграли значимую роль в военные годы, но мало людей вспоминает об их огромном вкладе.

Новизна исследования: проблема изучена не в полной мере.

Цель: изучение открытий, разработок и технологий советских физиков, внесших свой вклад в победу над фашизмом, а также донесение этой информации и значимости вклада до людей.

Для достижения цели я составила задачи, которые послужат мне своеобразным планом при исследовании:

составить историческую справку о начале работы физиков на дело Великой победы;

найти и проанализировать информацию о самых важных технологиях и конструкциях, созданных советскими физиками;

постараться сопоставить природу некоторых изобретений с физическими явлениями, основанными на законах физики;

провести опрос среди своих одноклассников, чтобы подтвердить значимость и актуальность моей темы;

подготовить мультимедийную презентацию по данной теме, чтобы ежегодно, 9 мая, просвещать больше и больше людей в ней;

изготовить буклеты о вкладе советских физиков в дело победы, которые я смогу раздать людям 9 мая, будучи участником волонтерского движения «Волонтеры Победы»;

поделиться собранными знаниями с учениками своей школы на уроках физики.

Объект исследования: изобретения советских физиков.

Методы исследования:

поисковые: подбор материала в различных источниках;

исследовательские: изучение материала по данной теме;

практические: проведение опроса, создание буклетов и мультимедийной презентации.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ...

Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 года. 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, на котором было принято решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ, важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы в борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей  всему человечеству». Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, ученых-физиков. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки - и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, давление, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель и т.д.

Отечественная наука тоже встала на военную вахту. Как писал выдающийся физик Сергей Иванович Вавилов, «…научная громада - от академика до лаборанта и механика - направила без промедления все свои усилия, знания и умения на прямую или косвенную помощь фронту. Физики-теоретики от вопросов о внутриядерных силах и квантовой электродинамики перешли к вопросам баллистики, военной акустики, радио. Экспериментаторы , отложив на время острейшие вопросы космической радиации ,спектроскопии ,занялись дефектоскопией, заводским спектральным анализом, радиолокацией… Во многих случаях физики работали непосредственно на фронте, испытывая свои предложения на деле, немало физиков пало на поле брани, защищая Родину»

Патриотический лозунг «Все для фронта, все для победы!» определили главный смысл работы каждого нашего человека, каждого ученого, конструктора, инженера. Пришло время рассмотреть, в чем же именно заключался вклад ученых-физиков.

1.2 ФИЗИКИ НА СТРАЖЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

РАЗМАГНИЧИВАНИЕ КОРАБЛЕЙ

Одной из многих важных задач оборонного значения явилось размагничивание кораблей. Противник уже в первые дни войны создал серьезную минную угрозу у выходов из наших военно-морских баз и на основных морских путях. Уже 24 июня 1941 года в устье Финского залива на минах магнитного действия подорвались эсминец «Гневный» и крейсер «Максим Горький». Действие магнитных мин заключалось в том, что многочисленные железные детали корабля притягивали к себе мину, которая взрывалась при контакте с кораблем. Перед физиками была поставлена задача - создать эффективный метод защиты кораблей от этих мин. Ее решение было возложено на Ленинградский физико-технический институт, а возглавил работы А.П. Александров. В итоге был создан обмоточный метод размагничивания судов. В результате этого общее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины. К августу 1941 года ученые защитили  от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. На кораблях специальным образом располагали большие катушки из проводов, по которым пропускался электрический ток. Он порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е. поле прямо противоположного направления (магнитная индукция, электромагнитные явления). Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной обработке»  и выходили в море размагниченными. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков. (Приложение 1)

1.3 ИЗОБРЕТЕНИЯ ДЛЯ ВОЗДУШНЫХ ВОЙСК

1.3.1 ФЛАТТЕР

Не менее важную задачу перед учеными поставила военная авиация. В ходе испытания скоростных машин летчики столкнулись с явлением флаттера - внезапного разрушения самолета из-за появления интенсивных вибраций (происходит резонанс). Группа Мстислава Всеволодовича Келдыша, изучив это явление, разработала надежные меры по предупреждению флаттера, математическую формулу этого таинственного явления. Ученым были даны рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов. Их приняли во внимание, и за время войны не было случаев разрушения самолетов из-за флаттеров.  В результате такой работы наша авиация не знала потерь, связанных с этим явлением, и появилась возможность значительно увеличить скорость и маневренность самолетов. (Приложение 2)

1.3.2 ЛУЧШИЕ САМОЛЕТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Знаменитый летчик, трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб, сбивший в годы войны 62 вражеских самолета, в своих воспоминаниях, делясь впечатлениями о качестве самолетов конструктора С.А. Лавочкина, писал о том, что в экстремальных ситуациях ему удавалось достигать скоростей, превышающих расчетную на несколько десятков километров в час. Этот факт свидетельствует о большой ответственности наших авиаконструкторов, создающих новую технику. Сам Семен Алексеевич Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага-немца-конструктора, который сидит над своими чертежами… в глубоком убежище. Но, не видя  его, я воюю с ним. Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, …все мои знания и опыт…чтобы в день, когда два новых самолета- наш и вражеский- столкнулись в военном небе, наш оказался победителем». В 1943 году А.С. Лавочкин за свой творческий вклад в победу в величайшей битве за Волгу получил высокое звание Героя Социалистического Труда.

За годы войны советские конструкторы разработали и внедрили в производство модели самолетов (Приложение 3),, которые по качеству превосходили немецкую авиацию: самые легкие и маневренные истребители Второй мировой Як-3 (А.С. Яковлев), двухместный штурмовик Ил-10 (С.В. Ильюшин), пикирующий бомбардировщик Ту-12 (А.Н. Туполев). А также истребитель высокого класса Ла-5 (С.А. Лавочкин), о физических характеристиках которого хотелось бы рассказать поподробнее:

Скорость 551 км/ч. Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения. Обладал скороподъемностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полета, двигателем пятиконечной формы с воздушным охлаждением, такой двигатель, как броня, защищал летчика при лобовых атаках.

1.4 «КАТЮША»

Напряженными творческими поисками в годы Великой Отечественно войны были заняты также ученые и конструкторы-артиллеристы. Ученые вложили свои знания и труд в создании новых артиллерийских установок, которые обеспечивали мощный маневренный огонь и массивные залпы. В начале 1942 года вооружение нашей армии пополнилось новым мощным орудием – 76-миллиметровой пушкой, ставшей самой массовой пушкой Великой Отечественной войны и признанной одной из гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии. Грозным оружием  военного периода являлся созданный советскими учеными и конструкторами под руководством Г.Э. Лангемака гвардейский  миномет БМ-13, широко известный под названием «Катюша». (Приложение 4)

Физические характеристики:

Снаряд этого орудия представлял собой пороховой реактивный двигатель, масса снаряда составляла 42, 5 кг, длина его 1,5 м, дальность полета около 8 км. Полк таких реактивных установок за 8-10 секунд обрушивал на врага 384 снаряда, уничтожая живую силу и технику на площади свыше 100 гектаров.

Внезапность и массированность огня «Катюш»  наносили большие потери противнику и настолько сильно действовали морально, что части противника обращались в паническое бегство. Вот как, например, выглядит рассказ одного пленного фашиста : «Сегодня в 8 часов утра русские открыли по нашим позициям убийственный огонь из орудий, минометов и «Катюш». Я никогда в жизни не испытывала такого ужаса. Нас словно ураганом повалило на дно траншей. Мы лежали, боясь поднять голову. Многие солдаты обезумели и бились головой о землю. Мне казалось, что происходит землетрясение».За огромную помощь на фронте, за появившуюся надежду солдаты любовно назвали БМ-13 «Катюшей» (распространенное женское имя).

1.5 УКРОТИТЕЛЬ «ПАНТЕР» И «ТИГРОВ» - ИС-2

В конструкторских бюро танкостроителей полным ходом шла напряженная творческая работа. Результатом этой работы стал тяжелый танк ИС-2 (Иосиф Сталин) созданный в 1943 году под руководством инженеров Котина Ж.Я., Благонравова А. И. Создание ИС-2 явилось блестящим научно-техническим достижением. Эта машина была признана одной из самых удачных и совершенных в истории научной военной техники. Танк ИС-2 имел мощное вооружение: пушку 122 миллиметрового калибра и 4 пулемета. На базе этого танка в 1944 году был создан ряд тяжелых самоходных артиллерийских установок, появление которых на полях сражения похоронило надежды гитлеровских захватчиков на техническое превосходство их танков «пантер» и «тигров». (Приложение 5)

1.6 АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА

Основное стрелковое оружие российской пехоты - автомат Калашникова. Разработка начата в 1943 году сержантом М.Т. Калашниковым в госпитальной палате. Автомат создан «солдатом для солдат» , как говорят военные, в 1947 году. Принят АК-47 на вооружение Советской Армии в 1949 году, а старшему сержанту Калашникову была присуждена Сталинская премия. Автомат Калашникова (АК) был меньшим по размерам и более удобным при стрельбе. Он явился оружием, которое отвечало потребностям армии и выполняло функции винтовки и ручного пулемета. АК-47 мог вести одиночный огонь и очередями.И сейчас автомат не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30, устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы. В 2019 году М.Т. Калашникову исполнилось бы 100 лет. (Приложение 6)

1.7 В ПОМОЩЬ ПАРТИЗАНАМ

В первые месяцы войны А.Т. Качугин придумал «партизанскую мастику» - тол, содержащий фосфор, который загорается при взаимодействии с большим количеством кислорода. Обезвредить его было невозможно. Внешне он напоминал кусок мыла. Партизаны крепили его под вагонами. Немецкий эшелон набирал скорость, и «мастика» под воздействием встречного ветра взрывалась. Тысячи фашистских вагонов с войсками и техникой пошли под откос благодаря качугинскому изобретению. Я считаю, что это изобретение полностью характеризует фразу «гениальное - просто». (Приложение7)

1.8 «ДОРОГА ЖИЗНИ»

В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев, почти 2 года, был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни». Эта дорога пролегла по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса,  связывающая окруженный врагом город  с  большой землей. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, то есть имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед. Руководство города поставило перед учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Группа ученых, возглавляемая членом-корреспондентом АН СССР П.П. Кобеко, изучила механические свойства ледового покрова (его прочность, хрупкость, грузоподъемность, условия пролома) и на основе этого разработала правила движения автоколонн по льду. (Приложение 8) Физик П.П. Кобеко установил, что главную роль играет деформация льда, распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости  движения транспорта.  Критическая скорость 35 км/ч : если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда. Благодаря строгому выполнению этих правил, дорога действовала без аварий, не было случая разрушения льда из-за деформации или резонанса при движении транспорта. (колебания, резонанс)

1.9 ВКЛАД ГОРЬКОВЧАН В ДЕЛО ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

С 1 февраля 2020 года появилась возможность присвоить городу звание «Город трудовой доблести». Главным претендентом на это звание является Нижний Новгород, и, как ни странно, вопроса «почему именно он?» даже не возникает:

1) Одним из особо важных предприятий военного времени стал, конечно, Горьковский автомобильный завод. Благодаря ему город даже стали называть русским Детройтом, а автомобиль ГАЗ-АА — первый серийный автомобиль предприятия — являлся лицензионной копией американского грузовика Форд модели АА. Легендарная «полуторка» (прозвище машина получила благодаря техническим характеристикам — ее грузоподъемность составляла 1,5 тонны) сослужила добрую службу многим военным подразделениям в страшные годы войны. (Приложение 9) Именно «полуторка» стала символом Дороги Жизни блокадного Ленинграда. Многие и тогда, и сейчас ругают «полуторку» за ее техническую отсталость по сравнению с машинами армии фашисткой Германии. Однако в тяжелейших условиях фронтовых боев простота обслуживания и ремонта советских автомобилей, обучение управлению, а также приспособленность к работе в зимних условиях (вспомним Наполеона, пренебрегшего прогнозом погоды) лишь сыграли на руку бойцам СССР;

2) Завод «Красное Сормово» является одним из старейших судостроительных предприятий своей отрасли — он был основан еще в середине 19 века. В годы Великой Отечественной войны основной продукцией его стали танки Т-34 и подводные лодки. Последних Горький собрал для фронта в количестве 23 штук;

3) Большой вклад в развитие артиллерии в целом внес выдающийся советский конструктор Василий Грабин, который прибыл в Горький в 1933 году и настоял, чтобы при заводе № 92 создано конструкторское бюро. Вместе с командой молодых конструкторов бюро Грабина продолжило разработку новых перспективных образцов пушек;

4) Существенный вклад в развитие военной авиации и победы советских летчиков за мирное небо внес и горьковский авиастроительный завод им. Орджоникидзе (ныне завод «Сокол»). В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21. 23 ноября 1940 году приказом НКАП начальником ОКБ был назначен Семен Алексеевич Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрен в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Во время войны каждый четвертый самолет был горьковского производства.

В заключение хочу отметить, что за годы войны Горький изготовил более трети всего вооружения для советского фронта и я безмерно горжусь подвигом своих земляков.

ГЛАВА I I. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 ОПРОС

Для подтверждения своей гипотезы о том, что о вкладе ученых-физиков мало кто знает, я решила провести опрос среди своих одноклассников. Вопросы для него и результаты я прикреплю к Приложению 10. К сожалению,во время опроса произошла не очень приятная ситуация, о которой я не могу умолчать: один из моих одноклассников по неосторожности вслух сказал об ученых в ответ на первый вопрос. Соответственно, остальные, смекнув в чем дело, тут же записали ученых и к себе в листочек. Ответ на первый вопрос не может являться точным, но вот ответы на остальные вопросы, откуда выяснилось, что 15 из 20 опрошенных не знают ни одного ученого, а 13 в полном неведении об открытиях и технике времен ВОВ, подтверждают мою гипотезу. Также я дополнительно поспрашивала взрослых людей и своих друзей насчет первого вопроса: ни один из них не упомянул о вкладе ученых. Вспомнил лишь один мой одноклассник. Как итог, не зря я взялась за изучение и просвещение данной темы.

Также я сделала десятибальную шкалу мнений о вкладе ученых-физиков в годы войны. 14 человек из 20 опрошенных оценили его от 8 до 10.

2.2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУКЛЕТА

Для более эффективного просвещения людей в этой теме и ее восприятия я решила изготовить тематические буклеты. Так как я являюсь участником движения «Волонтеры Победы», у меня будет отличная возможность распространить их.

В буклете я решила разместить самые значимые и интересные, на мой взгляд, изобретения времен ВОВ. Макет буклета я создавала в программе Word. Конечный его вариант можно увидеть в Приложении 11.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подошло время подвести итоги проделанной мной работой по изучению вклада фиников в дело победы. Оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать, что поставленной цели - изучить открытия, разработки и технологии советских физиков - я добилась. Даже кажется, что в моей голове появился отдельный файл на эту тему, я узнала очень много нового, в частности, факты из истории войны. Я убедилась в том, что физика приходит на помощь всегда и везде, она тесно связана со многими другими науками, в том числе и с историей. В скольких исторических событиях она приходила на помощь, но как часто была завуалирована и недооценена. Моя гипотеза о том, что люди не помнят и не думают о великом вкладе физиков в войну была подтверждена в ходе проведённого мной опроса. Но в этом нет ничего страшного, тем более сделанный мной проект позволит людям раскрыть глаза и расширить их кругозор.

Ряд поставленных мной задач я смогу осуществить только ближе к празднованию 75-летия победы. В мои планы входят выступление в школе о вкладе физиков с презентацией, которую я подготовила, и раздача буклетов на 9 мая, которую я смогу провести благодаря волонтерству. Из моего проекта можно узнать не только известные изобретения и открытия, некоторые из которых можно растолковать на элементарных законах физики, но и очень интересные исторические факты и выписки, что прибавляют только больше интереса к изучению данной темы. Когда, в ходе работы, я сталкивалась со словами советских физиков, внутри меня особенно резко обострялись чувства благодарности и гордости, настолько патриотичными были их высказывания, наполненные самой искренней любовью к своей Родине. «Я не вижу моего врага-немца-конструктора, который сидит над своими чертежами… в глубоком убежище. Но, не видя  его, я воюю с ним. Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, …все мои знания и опыт…чтобы в день, когда два новых самолета- наш и вражеский- столкнулись в военном небе, наш оказался победителем». (С.А. Лавочкин)

Также я много узнала о вкладе своих земляков, горьковчан, в дело Великой победы. Они совершили настоящий подвиг! Работали на заводах по 14 часов в сутки, рисковали своей жизнью из-за постоянных бомбардировок на заводы, умирали на своих рабочих местах, оставались под открытым небом, но продолжали трудиться. Физики не спали ночами, наизнос работая в лабораториях и конструкторских бюро, лишь бы у нас было лучше, чем у немцев. Разве они не заслуживают того, чтобы о них тоже помнили и гордились? Ещё как, и я сделаю все, что в моих силах, чтобы максимально осветить данную тему. Я считаю, что мой проект имеет значимый социальный вклад, и я очень рада, что когда-то взялась именно за него.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Кикоин И. К. «Физики - фронту» - Физика в школе № 3, 1995 г, с.4-8.

2) Левшин Л.В. Сергей Иванович Вавилов. М.: Просвещение, 1970.

3) «Физический вечер «Слагаемые победы»- Физика в школе №3, 1985 г., с.17-19

4) Миренков А.И. «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой

техникой, материальными средствами в 1941 – 1943 годах» - Военно –

исторический журнал №5, 2002

5) Журнал «Физика в школе» №3-2005 год.

6) Алексеев Е.П. «Советские ученые — фронту» — М.: Знание, 2005 год

7) В.Н.Новикова «Оружие Победы 1941-1945» — М: Машиностроение, 2011 год

8) «Энциклопедический словарь юного физика», Москва, «Педагогика» 1989

год.

9) Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/593998/

http://russiasib.ru/kirenskij-leonid-vasilevich/.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%9C-13

http://www.airwar.ru/enc/fww2/la5fn.html

https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/artilleriya/reaktivnaya-ustanovka-bm-13-katyusha/

https://nabbla1.livejournal.com/80152.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

А.П. Александров;

Размагниченный корабль

Приложение 2

М.В. Келдыш;

Явление флаттера

Приложение 3

С.А. Лавочкин;

Истребитель высокого класса Ла-5

А.С.Яковлев;

Самый маневренный истребитель Як-3

Приложение 4

Г.Э. Лангемак;

Артиллерийская установка «Катюша»

Приложение 5

Ж.Я. Котин;

Танк ИС-2

Приложение 6

М.Т. Калашников;

Автомат Калашникова

Приложение 7

А.Т. Качугин;

Партизанская мастика

Приложение 8

П.П. Кобеко;

«Дорога жизни»

Приложение 9

«Полуторка»

Приложение 10

Анкета для опроса;

Результаты

1) Назовите три группы людей, которые, по вашему мнению, внесли наибольший вклад в победу.

2) Знаете ли Вы открытия, изобретения времен ВОВ?

3) Знаете ли Вы их ученых-создателей?

4) Оцените вклад ученых-физиков в победу от 1 до 10.

Приложение 11

Буклет и его создание

Просмотров работы: 1264