Декомпрессионная болезнь в космосе

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Декомпрессионная болезнь в космосе

Горшкова У.Р. 1
1МАОУ лицей 14 им.Ю.А.Гагарина
Середина А.В. 1
1МАОУ лицей 14 им.Ю.А.Гагарина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВСТУПЛЕНИЕ

Два года назад я заинтересовалась темой декомпрессионной болезни. Сначала я изучала кессонную болезнь, угрожающую покорителям морских глубин. Затем заинтересовалась высотной болезнью. Я поняла, что тема интересна не только мне, сейчас, когда многочасовые перелёты на самолёте перестали быть редкостью, когда дайвингом занимаются не только профессионалы, но и дилетанты-отдыхающие, тема декомпрессионной болезни становится особенно актуальной. Я учусь в лицее №14 имени Ю.А. Гагарина. В школе традиционно большое внимание уделяется исследованию космоса. Из наших стен вышло много людей, связанных с небом и космосом. Школа гордится своим выпускником, космонавтом № 530 (115) Евгений Игоревич Тарелкин. У меня возник вопрос: может ли декомпрессионная болезнь угрожать космонавтам? Если да, то, каким образом?

Я поставила перед собой следующие цели:

Изучить историю вопроса.

Узнать, особенности проявления декомпрессионной болезни в «космических» условиях.

Выяснить, готовят ли космонавтов к борьбе с декомпрессионной болезнью.

Задачи:

Изучить литературу по данному вопросу.

Выяснить механизм дыхания на поверхности Земли, на больших глубинах и больших высотах.

Подобрать необходимое оборудование в кабинете физики.

Провести опыт и наблюдение за поведением газа, растворенного в жидкости при понижении внешнего давления над жидкостью.

Полученными знаниями поделиться с одноклассниками.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Краткая история вопроса

Человек начал осваивать подводный мир ещё в глубокой древности. Принято считать, что с декомпрессионной болезнью впервые человечество столкнулось в 1841 году, когда рабочие, сооружавшие тоннели под реками и закреплявшие опоры мостов во влажном грунте с помощью кессонов, начали жаловаться на боли в суставах, онемение конечностей и паралич после возврата камеры к нормальному давлению в 1 атмосферу.

Первая встреча с декомпрессионной высотной болезнью произошла 27 мая 1931 года, когда   первый человека поднялся в стратосферу.

Современная авиация поднимает воздушные лайнеры всё выше. Военные лётчики во время полётов подвергаются опасности декомпрессии. Но и авиапассажиры нередко испытывают симптомы «высотной болезни», особенно в длительных полётах. Это свидетельствует об актуальности выбранной темы.

4 октября 1957 года Советский союз запустил в Космос первый искусственный спутник Земли.

Первый полёт человека-космонавта №1 планеты Земля, советского гражданина Ю. А. Гагарина состоялся уже 12 апреля 1961 года. Каждому понятно, что космический полет был бы невозможен, если бы на борту корабля не удалось создать условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

Механизм дыхания человека.

Для нормальной жизнедеятельности человека необходим кислород. При вдохе воздух, попадает в бронхи, доходит до альвеол. Здесь происходит сам процесс газообмена между кровью и внешней средой: гемоглобин, содержащийся в крови, переносит молекулы кислорода по нашему организму. Азот, содержащийся в воздухе, в организме не усваивается, но существует в нём всегда, в растворённом виде, не причиняя никакого вреда. В результате обмена веществ кислород связывается с атомами углерода, образуя углекислый газ. Поступление в организм человека кислорода и выведение из организма углекислого газа обеспечивается дыхательной системой. Обмен газов в легких происходит благодаря диффузии.

Сам вдох заключается в том, что диафрагма опускается вниз, отодвигая органы брюшной полости, а межреберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперед и в стороны. Объем грудной полости увеличивается, и легкие следуют этим увеличением, поскольку содержащиеся в легких газы прижимают их к пристеночной плевре. Воздух поступает в легкие.

Выдох начинается с того, что межреберные мышцы расслабляются. Под действием силы тяжести грудная стенка опускается вниз, а диафрагма поднимается вверх, поскольку растянутая стенка живота давит на внутренние органы брюшной полости, а они — на диафрагму. Объем грудной полости уменьшается, легкие сдавливаются, давление воздуха в альвеолах становится выше атмосферного, и часть его выходит наружу. Все это происходит при спокойном дыхании.

На тело среднего человека при росте 160 см, массе 60 кг и площади поверхности тела 1,6 м2 действует сила атмосферного давления примерно 160кН. С такой же силой давит на пол тело массой 16 т. Но мы этого не ощущаем, так как атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости в клетках и сосудах тела человека. Однако, защитные функции человека ограничены.

Особенности дыхания человека под водой.

Современникам часто приходится работать в условиях больших глубин. С 7 класса школьники знают, что при увеличении глубины на каждые 10 м гидростатическое давление возрастает на 1 атм. (0,1 МПа).

При плавании с трубкой дыхание затрудняется уже при погружении на несколько сантиметров. Так как повышается сопротивление дыханию: во-первых, увеличивается мертвое пространство на величину объема дыхательной трубки, а во-вторых, дыхательные мышцы вынуждены преодолевать повышенное гидростатическое давление.

Еще больше проблем с дыханием возникает при глубоководных погружениях. В этих условиях дыхательная смесь должна подаваться человеку через трубку обязательно под давлением, соответствующим гидростатическому давлению на данной глубине, иначе дыхание будет невозможным - дыхательные мышцы не смогут преодолеть давление столба воды, чтобы сделать вдох с поверхности. Поэтому на глубине 100 м человек вдыхает газовую смесь под давлением, превышающим атмосферное примерно в 10 раз. Пропорционально возрастает плотность этой смеси, что создает добавочное сопротивление дыханию. Поэтому на глубинах свыше 60—80 м главный компонент атмосферного воздуха — азот — полностью или частично заменяют гелием, плотность которого в 7 раз меньше, чем у азота. (Есть и другая причина такой замены: азот под давлением вызывает у человека наркотический эффект).

Декомпрессио́нная, или кессо́нная болезнь, сокращенно — ДКБ или ДБ, - болезнь водолазов — заболевание, возникающее, главным образом, из-за быстрого понижения давления вдыхаемой газовой смеси. При этом растворенные в человеческой крови газы начинают выделяться в виде пузырьков, которые блокируют нормальное кровоснабжение, разрушают стенки сосудов и клетки. В тяжелой стадии это заболевание способно привести к параличу или даже летальному исходу.

Космонавты, к сожалению, тоже могут встретиться с этой болезнью. Ведь спускаемая капсула космического корабля может не только приземлиться, но и опуститься на воду.

Для подготовки космонавтов к полету 11 января 1960 года в Звездном городке был открыт Центр подготовки космонавтов. Здесь находится тренировочный комплекс, частью которого является глубокий бассейн. Диаметр бассейна составляет 23 метра, глубина 12 метров, вмещающий 5000 кубометров воды. Этого хватает, чтобы установить на дне полноразмерный макет МКС и корабля Союз, пристыкованного к ней. Космонавты знакомятся со скафандрами Орлан, которые используются в космосе. Воздух поставляется в скафандр с помощью 50-метрового кабеля, который соединяется с диспетчерской. Каждая тренировка может длиться до семи часов.

Высотная болезнь и причины её развития.

Из курса физики 7 класса известно, что с повышением высоты над уровнем моря атмосферное давление падает каждые 12 м примерно на 1 мм.рт.ст..

На высоте 5000м атмосферное давление уже равно только половине давления на уровне моря; на высоте 10000 м - лишь одной четверти, а на высоте 15 000 м - примерно одной восьмой. Согласно закону Бойля - Мариотта объем определенного количества воздуха на этих высотах (если не учитывать влияния температуры) увеличивается соответственно в два, потом в четыре и в восемь раз. Это по-разному влияет на части организма человека, содержащие газы.

Механизм этого воздействия объясняется тем, что насыщение крови кислородом и его доставка к тканям и органам осуществляется за счёт разности парциального давления кислорода в крови и альвеолах лёгких, а на высоте эта разница уменьшается поскольку уменьшается парциальное давление кислорода в воздушной смеси.

При подъеме на высоту эти газы будут расширяться и, поскольку они не будут находить выхода, начнут давить на органы грудной и брюшной полостей, в результате чего появится боль в животе, затрудняться кровообращение и дыхание. Это моментально сказывается на работоспособности человеческого организма.

ВЫСОТНАЯ БОЛЕЗНЬ — этопатологичес­кое состояние, возникающее вследствие острого кислородного голодания при подъеме на большую высоту.

При развитии высотной болезни страдают все виды обмена веществ; однако, сильнее всего нарушается углеводный обмен, что приводит к снижению синтеза АТФ и избыточному накоплению в клетках некоторых промежуточных продуктов: молочной и пировиноградной кислот, что приводит к дисфункции клеток и органов человека.

Высотный полет совершается в условиях изменяющегося атмосферного давления, давления в кабине или в высотном снаряжении. При полете в герметичной кабине давление в ней создается и поддерживается специальным регулятором, от технических характеристик которого зависит как абсолютный уровень давления в кабине, так и пределы его изменении.

Изменение давления в кабине происходит вследствие изменения барометрического давления атмосферы при взлете, посадке и маневрах. При подъеме давление в открытой кабине снижается (декомпрессия), при спуске — повышается (компрессия). В результате этого изменения создается перепад давления.

В организме человека перепад давления обычно возникает при нарушениях выравнивания давления в газосодержащих полостях тела с изменяющимся давлением окружающей среды. При понижении внешнего давления (подъем на высоту) в полостях тела создается положительный перепад, а при повышении давления (спуск с высоты) — отрицательный. Уменьшение давления при подъемах на высоту может вызвать серьезные, нарушения в организме, которые объединяют термином «высотные декомпрессионные расстройства» (ВДБ). Если азот предварительно удалить из организма посредством длительного дыхания чистым кислородом, то при последующем подъеме на высоту ВДБ не будет развиваться.

Может ли высотная болезнь возникнуть в космосе?

Проявления декомпрессионной болезни в «космических» условиях.

Выход космонавта в открытый космос.

18 марта 1965 года впервые вышел в открытый космос наш соотечественник Алексей Архипович Леонов. Алексей Леонов должен был делать снимки с помощью фотоаппарата «Аякс», спрятанного в кармашке на бедре. Затвор приводился в действие тросиком. Но перчатки раздуло настолько, что сжать тросик космонавт не смог.

Серьёзные проблемы возникли, когда пришла пора возвращаться в корабль. Зазор между плечами скафандра и кромками люка составлял всего два сантиметра. Космонавт попытался вернуться в шлюзовую камеру. Алексей Архипович позже вспоминал:

«В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань. Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги из сапог».

Космонавт сбросил давление внутри скафандра со штатных 0,4 атм до запасного режима – 0,27 атм (для этого на рукаве был специальный клапан). Это могло привести к закипанию азота в крови, но А. Леонов посчитал, что уже час дышал чистым кислородом и азот успел «вымыться» из организма. Леонову удалось войти в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой.

Союз-Аполлон.

15-21 июля 1975 года на орбите была произведена стыковка космического корабля «Союз-19», пилотируемого Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, с американским кораблем «Аполлон», пилотируемым астронавтами Томасом Стаффором, Дональдом Слейтоном, Вэнсом Брандом.


В работе, которую предстояло проделать советским и американским специалистам для обеспечения безопасного перехода советских космонавтов и американских астронавтов из корабля в корабль, наиболее сложной оказалась проблема совместимости атмосфер.

Для дыхания космонавтов и астронавтов в кораблях с самого начала космических полетов атмосфера создавалась разной. Советские специалисты, учитывая, что условия космического полета и без того связаны с воздействием многих непривычных для человека факторов, решили воспроизвести внутри корабля атмосферу, близкую к земной. Недостаток такого решения проявляется в аварийной ситуации, когда космонавту приходится надевать скафандр. При давлении воздуха в скафандре, равном давлению земной атмосферы, и наружном давлении, близком к нулю, человеку практически невозможно двигаться и работать.

Американские ученые решили использовать для дыхания чистый кислород. Это значительно упрощает системы регулирования окружающей среды в кораблях, удобна при переходе на работу в скафандрах, но имеет свои серьезные недостатки. Например, кислородная среда пожароопасна (исходя из требований обеспечения пожаробезопасности, в атмосфере корабля «Союз» не допускается содержание кислорода более 40 процентов). Кроме того, дышать чистым кислородом даже при низком давлении долго нельзя, для длительных полетов это не годится.

Целесообразно на борту будущих советских и американских космических кораблей иметь одинаковую атмосферу: азотно-кислородную с общим давлением 760 ± 50 мм ртутного столба и парциальным давлением кислорода 160 – 180 мм ртутного столба.

Однако тогда, в 1972 году, было ясно, что нельзя принять для корабля «Союз» атмосферу корабля «Аполлон» и наоборот, так как это вело к полной конструктивной переработке одного из кораблей.

Во избежание декомпрессионных расстройств медицина разработала методы перехода человека из нормальной атмосферы в атмосферу чистого кислорода с низким давлением. Суть этих методов состоит в том, чтобы удалить, «вымыть» растворенный в крови и тканях азот (десатурация). Для этого человеку необходимо в течение нескольких часов дышать чистым кислородом при нормальном давлении.

Потребовался специальный стыковочный отсек для десатурации при переходах из «Союза» в «Аполлон». Но каждый переход займет несколько часов и космонавты смогут переходить не больше 2-х раз.

Было предложено снизить рабочее давление в «Союзе». Тогда через сутки пребывания космонавтов в такой атмосфере им можно разрешить переход в «Аполлон» без десатурации.

На стартовой позиции в «Союзе» обеспечивалась нормальная земная атмосфера. После герметизации орбитального модуля в него дополнительно подавался кислород. Давление становилось на 125 мм ртутного столба выше атмосферного. Этот излишек создавал затем необходимое парциальное давление кислорода.

На орбите давление между спускаемым аппаратом и орбитальным модулем «Союза» выравнивалось, когда космонавты открывали люк между ними. Вентиляция перемешивала воздух в обоих отсеках. Начинала работать регенерационная установка орбитального модуля, давление обитаемых отсеков «Союза» понижалось с тем, чтобы до стыковки и перехода космонавты пробыли в такой атмосфере не менее суток. В стыковочном модуле при переходе в «Союз» или при выходе из него создавалась атмосфера, близкая к нашей. А при переходе в стыковочный модуль из «Аполлона» или обратно там создавалась атмосфера чисто кислородная.

После расстыковки кораблей обитаемые отсеки «Союза» надувались запасенным воздухом до давления 800 мм ртутного столба, и перед спуском с орбиты «Союз» восстанавливали свои привычные параметры.

Экипаж «Аполлона», еще до посадки в корабль на стартовой позиции проходил процесс десатурации. После посадки экипажа давление в кабине начинало повышаться за счет подачи кислорода для дыхания. На участке выведения внешнее давление падало, уменьшалось и давление в кабине: заданный перепад по отношению к внешнему поддерживался во время всего полета.

Система жизнеобеспечения корабля «Союз» была значительно изменена. Изменили систему обеспечения газового состава, чтобы предусмотреть возможность создания атмосферы с давлением 490 – 550 мм ртутного столба; установили дополнительные поглотители углекислого газа в спускаемом аппарате и в орбитальном модуле.

В связи с понижением общего давления в корабле добавили особую подсистему наддува отсеков, чтобы в случае непредвиденного падения давления поддерживать его на нужном уровне в течение времени, необходимом для надевания скафандров и подключения их к блоку подачи газовой смеси.

Экспериментальная часть.

Узнав, как проявляются симптомы декомпрессионной болезни в организме человека, решила смоделировать этот процесс с помощью специального оборудования. Согласно закону Генри: количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорционально давлению. Закон в школьном курсе физики не изучается, поэтому ярешила проверить:

1) действительно ли количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорционально давлению газа;

2) а с понижением внешнего давления избыточный газ выделяется в виде пузырьков.

Я использовала оборудование кабинета физики лицея:

Насос вакуумный автоматический.

Тарелка вакуумная с колоколом и манометром.

Барометр-анероид.

Термометр демонстрационный

Объектом исследования стала газированная вода в бутылке.

Температура воздуха в классе на момент эксперимента 23 0С, атмосферное давление - 101 кПа. (Значения не менялись на протяжении всего опыта)

Опыт 1.

Возьмем обычную бутылку газированной воды. Пока крышка закрыта, вода в бутылке прозрачна. Однако, на заводе в бутылке был растворен углекислый газ под давлением около 3 атмосфер. Откроем крышку. Вода забурлила, как будто закипела. Давление в классе около 1 атмосферы (Па). Поэтому углекислый газ бурно выделяется из жидкости.

Опыт 2.

Поместим открытую бутылку, из которой газ уже практически не выделяется, под колокол прибора и включим насос в режим разряжения. Давление воздуха под колоколом уменьшается. Об этом мы можем судить по показаниям манометра. (Манометр показывает, насколько давление под колоколом меньше атмосферного). При этом скорость выделения газа увеличивается. Опыт завершили, когда давление под колоколом на 62 кПа стало меньше атмосферного.

В ходе выполнения второго эксперимента мне пришлось столкнуться с трудностями. Во-первых, очень сложно было найти бутылку газированной воды, которая помещалась бы под колокол прибора. Во-вторых, в нашем кабинете физики установлена современная кафедра с насосом, но вакуумная тарелка с колоколом очень старая, колокол имеет сколы и пришлось долго добиваться герметичности установки. Я перепробовала всё: вазелин, пластилин, клей, герметик. В-третьих, несовершенство фотокамеры не давало чёткого изображения исследуемого процесса через стекло колокола, а ограниченное время выступления не позволило включить в работу разные ракурсы экспериментальной установки. В-четвертых, шум насоса, как оказалось, очень мешает слышать речь в видео фрагменте. И все же работа стоила того.

Некоторые выводы:

При повышенном давлении газа в жидкости растворяется больше.

С понижением внешнего давления избыточный газ выделяется в виде пузырьков.

Если поддерживать какое-то время пониженное внешнее давление на постоянном уровне, то выделение газа замедляется и практически прекращается.

Если давление понижается быстро, то скорость выделения газа растет, пузырьки становятся многочисленнее и крупнее.

Таким образом, закон Генри справедлив: количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорционально давлению газа.

Теперь можно с полным основанием утверждать, что во время безостановочного подъема на высоту азот выходит из перенасыщенных тканей, образуя многочисленные пузырьки. Кровь человека «закипает», как в нашем опыте. При постепенном подъеме, азот успевает переместиться из тканей в кровь, а оттуда в лёгкие и постепенно улетучивается.

Заключение.

В ходе выполнения проекта я познакомилась с историей вопроса: узнала, когда человечество впервые столкнулось с декомпрессионной болезнью; изучила механизм дыхания человека с физической точки зрения при атмосферном давлении, на больших глубинах и высотах.

Чаще всего декомпрессионная болезнь возникает на Земле. Альпинисты, водолазы, ныряльщики с аквалангом, пилоты самолётов и авиапассажиры имеют риск встретиться с декомпрессионной болезнью. Поэтому я убедилась в том, что тема моей работы актуальна на Земле и в Космосе.

Изучив особенности проявления декомпрессионной болезни в «космических» условиях, поняла, что она может появиться либо при выходе в безвоздушное пространство, либо при несовместимости дыхательных сред космических кораблей, либо при неудачном приводнении капсулы спускаемого космического аппарата.

Убедилась в том, что Космос по-прежнему представляет собой огромную опасность, поэтому очень важно обеспечить серьёзную подготовку космонавтов, как к полету, так и к будущему приземлению.

Выяснила, как космонавтов готовят к борьбе с декомпрессионной болезнью: будущие покорители космоса проходят испытание в бассейне, в барокамере на «глубинах» и «высотах» (5-6 км и 14-15 км).

Экспериментально проверила, физические законы, которым подчиняется декомпрессионная болезнь, выявила факторы, способствующие её развитию, познакомилась с профилактикой заболевания и правилами оказания первой помощи при декомпрессионной болезни.

Продуктом моего проекта стали - рекомендации по профилактике заболевания и правила оказания первой помощи, памятка о факторах, влияющих на развитие болезни и памятка о принципе «погружения насыщением».

Я познакомила одноклассников и лицеистов с результатами проекта на уроках физики.

Библиографический список:

Артамонова В.Г., Мухин Н.А. Профессиональные болезни. 4-е издание. 2004.

Брозин Ганс-Юрген «Атака на неизведанное» М. «Знание» 1977

Генри Уильям М.: Советская энциклопедия, 1969 3-е изд.

Ц. Б. Кац «Биофизика на уроках физики» М.: Просвещение, 1988

И. Г. Кириллова «Книга для чтения по физике» М.: Просвещение, 1986

Колесов Д. В.: Биология: Человек. 8 класс, М.: Дрофа, 2016

Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные болезни М. Инфра-М. 2011

Электронный учебник к учебнику А.В. Перышкина «Физика -7» Дрофа, 2013

Ресурсы сети Интернет:

http://factist.ru/kak-vyisota-vliyaet-na-cheloveka/

http://vip-doctors.ru/prof_bolezni/air_bol.php

https://studopedia.ru/7_166112_visotnaya-bolezn.html

https://4sport.ua/articles?id=14784

https://www.gazeta.ru/health/2013/08/20_a_5598285.shtml?updated

http://medical-diss.com/medicina/vysotnaya-dekompressionnaya-bolezn-eksperimentalnoe-issledovanie-patogeneza-i-putey-profilaktiki

http://gov.cap.ru/home/77/2008god/04/kosmos/p7aa1.html

https://russian7.ru/post/kessonnaya-i-drugie-bolezni-kotorymi-s/

https://yandex.ru/images/

Приложения.

Приложение 1. Первая помощь и лечение

Любая медицинская помощь начинается с проверки общего состояния, пульса, дыхания и сознания, а также содержания больного в тепле и неподвижности. Для того чтобы оказать первую помощь пострадавшему от ДКБ, необходимо определить её симптомы. Среди них различают «мягкие», такие как сильная неожиданная усталость и кожный зуд, которые устраняются чистым кислородом, и «серьёзные» — боли, нарушение дыхания, речи, слуха или зрения, онемение и паралич конечностей, рвота и потеря сознания при тяжёлой формы ДКБ. Затем происходит транспортировка больного в барокамеру, где обеспечивается рекомпрессия.

Для предотвращения высотной (горной) болезни необходимо помнить известное правило –спускайся на 500 метров ниже и отдыхай. Если человек в сознании, но заболевание прогрессирует, нужно прекратить подъем и тоже спустить его вниз.

Для оказания первой помощи при горной болезни необходимо иметь с собой кислородный баллон и периодически давать подышать пострадавшему чистым кислородом.

Лечение горной болезни легкой стадии заключается в отдыхе, обильном питье и использовании слабых анальгетиков. Назначаются препараты от тошноты и рвоты. Полезно предложить поесть лимон, апельсин или урюк. В случае необходимости назначается ацетазоламид (снижение секреции водянистой влаги и понижение внутриглазного давления). Легкая и средняя степень болезни обычно проходит за 2-3 дня.

Если человек, поднимающийся на высоту, потерял сознание, его также необходимо спустить вниз. При этом желательно дать возможность больному передвигаться самостоятельно для устранения апатии и безразличия.

В лечении горной болезни тяжелой стадии используют подачу кислорода, мешок Гамова, дексаметазон (противоспалительное). Температуру снижают жаропонижающими средствами. ( Мешок Гамова: больного погружают на несколько минут и подают воздух под большим давлением. Этот метод равносилен опусканию человека на 500 м ниже).

Принцип «погружения насыщением».

В 1957 г. был разработан и успешно применен принцип «погружения насыщением», который основан на том, что необходимое для декомпрессии время прямо пропорционально количеству растворенного в организме азота или инертного газа, которое в свою очередь зависит от давления и от времени погружения. Растворенное количество газа возрастает не неограниченно, через некоторое время достигается насыщение тканей тела. Для полного насыщения всех тканей азотом требуется около 64 ч. При погружениях на глубины большие 50 м для дыхания используют гелий. Для насыщения гелием нужно примерно 24 ч.

Приложение 2.

Факторы, влияющие на развитие высотной болезни и

снижающие переносимость больших высот.

На развитие высотной болезни влияют следующие индивидуальные факторы:

индивидуальная устойчивость людей к недостатку кислорода (например, у жителей гор);

пол (женщины лучше переносят гипоксию);

возраст (молодые люди плохо переносят гипоксию);

физическое, психическое и моральное состояние;

уровень тренированности;

степень и продолжительность кислородного голодания;

 

Факторы, способствующие развитию кессонной болезни:

старение организма приводит к ослаблению сердечно-сосудистой и дыхательной систем: понижение эффективности кровотока, сердечной деятельности и т. п.

обезвоживание организма приводит к уменьшению объёма крови, к росту её вязкости и замедлению циркуляции.

Приложение 3.

13

Просмотров работы: 891